Курсовая: Предъявление обвинения
д) кандидату на должность Президента РФ, а также кандидату в депутаты
Государственной Думы Федерального Собрания РФ, когда не получено согласие
Генерального прокурора РФ;
е) депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному
должностному лицу местного самоуправления на территории муниципального
образования, зарегистрированному кандидату в депутаты представительного
органа местного самоуправления, а равно зарегистрированному кандидату на
должность выборного должностного лица местного самоуправления в субъекте
федерации - при отсутствии согласия прокурора субъекта РФ на привлечение его
к уголовной ответственности;
ж) члену избирательной комиссии с правом решающего голоса во время проведения
выборов Президента РФ, члену избирательной комиссии с правом решающего голоса
во время проведения выборов депутата Государственной Думы Федерального
Собрания РФ, члену комиссии по проведению референдума РФ с правом решающего
голоса во время подготовки и проведения референдума - в случае невозможности
получения согласия соответствующего прокурора на привлечение названного лица
к уголовной ответственности;
з) председателю Счетной палаты, заместителю председателя Счетной палаты,
аудитору Счетной палаты - при отсутствии соответствующего согласия той палаты
Федерального Собрания РФ, которая назначила их на должность в Счетную палату.
Обычно порядок получения согласия на привлечение указанных лиц к уголовной
ответственности состоит в следующем. Следователь или иное лицо, производящее
расследование, обращается к прокурору и, если прокурор сам не может дать
согласие на привлечение к ответственности, он обращается в соответствующий
орган с представлением о даче согласия на привлечение лица к уголовной
ответственности.
Вопрос о привлечении заместителя председателя или аудитора Счетной палаты к
уголовной ответственности решается по представлению Генерального прокурора
РФ. После получения представления Комитет Совета Федерации по бюджету,
финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии,
налоговой политике и таможенному регулированию совместно с Комитетом Совета
Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам
принимают по нему заключение и проект постановления Совета Федерации. Только
после этого вопрос выносится на обсуждение в верхней палате Федерального
Собрания РФ. Решение считается принятым, если за него на заседании Совета
Федерации проголосовало большинство от общего числа депутатов.
Законом ограничена также возможность привлечения к уголовной ответственности
лиц, совершивших деяние, предусмотренное главой 23 УК(преступления против
интересов службы в коммерческих и иных организациях), если таковое не
причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан,
общества или государства (ст. 27.1 УПК). В отношении таких граждан
постановление о привлечении в качестве обвиняемого выносится с согласия на
то руководителя данной организации.
Что касается предъявления обвинения Президенту РФ, то согласно Конституции,
РФ Государственная Дума может выдвинуть обвинение лишь в государственной
измене или совершении иного тяжкого преступления. Кроме того, обвинение
обязательно должно быть подтверждено двумя заключениями:
- Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента Российской Федерации
признаков преступления;
- Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения
обвинения.
Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения должно быть принято двумя
третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее
одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения
специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
Выдвинув Президенту РФ обвинение, Государственная Дума не лишает последнего
статуса уголовно-правовой неприкосновенности. Если в трехмесячный срок после
выдвижения Государственной Думой обвинения Совет Федерации не примет решения
об отрешении Президента РФ от должности, обвинение против президента
считается отклоненным. В такой ситуации Президента РФ нельзя привлечь к
уголовной ответственности в качестве обвиняемого.
Необходимо сказать еще об одном субъекте, который не подлежит привлечению к
уголовной ответственности в обычном порядке. Некоторые международные договоры
содержат следующее положение. Если государство выдало человека для
привлечения к уголовной ответственности, то привлекать его могут лишь за то
преступление, по поводу которого его и выдали, либо за преступление,
совершенное после выдачи. В международных договорах говорится, что "без
согласия запрашиваемой договаривающейся стороны выданное лицо не может быть
привлечено к уголовной ответственности или подвергнуто наказанию в связи с
преступлением иным, чем то, которое явилось основанием для выдачи".
Лица, не подлежащие привлечению в качестве обвиняемого
Выносить постановление о привлечении в качестве обвиняемого при отсутствии на
то оснований запрещается. Между тем иногда и при наличии соответствующих
оснований следователь не вправе привлечь лицо в качестве обвиняемого. Нельзя,
к примеру, привлечь к ответственности лицо, обладающее статусом
дипломатической неприкосновенности.
Согласно Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,
семейным и уголовным делам, а также аналогичным международным договорам
свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их
представители, а также эксперт, прибывшие из Азербайджана, Армении, Беларуси,
Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана,
Украины и некоторых других государств в учреждение юстиции по вызову
российского учреждения, не могут независимо от своего гражданства быть
привлечены на территории РФ к уголовной ответственности за деяние,
совершенное до пересечения ими государственной границы. Таких лиц нельзя
также привлечь к ответственности в связи с их свидетельскими показаниями или
заключениями в качестве экспертов, данными ими по имеющемуся в РФ уголовному
делу.
Привлечение в качестве обвиняемого ло делам частного обвинения.
По делам так называемого частного обвинения правила статьи 144 УПК
применяются только в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 27 и ч. 2 ст. 126 УПК.
В остальных случаях при наличии достаточных данных, указывающих на совершение
преступления и отказ от примирения пострадавшего с лицом, в отношении
которого подана жалоба, судья своим постановлением возбуждает уголовное дело,
избирает подсудимому в необходимых случаях меру пресечения и рассматривает
уголовное дело в судебном заседании. Это постановление одновременно имеет
юридическую силу акта привлечения лица к уголовной ответственности2.
Дата привлечения к уголовной ответственности
Датой привлечения к уголовной ответственности считается дата вынесения
постановления о привлечении в качестве обвиняемого (или о возбуждении судом
уголовного дела (частного обвинения) и привлечении к уголовной
ответственности), а не дата подписания приговора.
3.2. Процессуальный порядок привлечения в качестве обвиняемого и
предъявления обвинения
Этап привлечения лица в качестве обвиняемого может рассматриваться в широком
и узком смысле слова. В первом случае он включает в себя предъявление
обвинения вместе с допросом обвиняемого, во втором -деятельность, состоящую
всего лишь из трех элементов:
а) констатации факта, что доказательства, достаточные для формирования у
следователя (лица, производящего дознание) уверенности в уго-ловно-правовой
противоправности, общественной опасности деяния, виновности и
деликтоспособности привлекаемого за его совершение лица, собраны;
б) получения письменного согласия от компетентного органа (должностного лица)
на привлечение к уголовной ответственности субъекта, наделенного статусом
депутатской или какой-либо иной неприкосновенности;
в) вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. С этого
момента в уголовном процессе появляется обвиняемый. ^
Первый и третий из перечисленных элементов обязательные, второй -
факультативный и поэтому в большинстве дел отсутствует.
Обычно вопрос о привлечении к уголовной ответственности решается в отношении
людей, не обладающих статусом неприкосновенности. Следовательно, нет
необходимости испрашивать у кого-либо разрешения на привлечение их к
уголовной ответственности.
Как только следователь получит все необходимые доказательства, он должен
приступить к составлению постановления о привлечении лица в качестве
обвиняемого.
Акт привлечения лица в качестве обвиняемого должен опираться на достоверные
доказательства, полученные законным путем. Данные непроцессуального характера
не могут служить основанием для предъявления обвинения". Не могут служить
основанием для привлечения в качестве обвиняемого также подозрения и ничем не
подкрепленные предположения. Признание подсудимым своей вины, если оно не
подтверждено совокупностью других собранных по делу доказательств, не
является основанием для вынесения постановления о привлечении в качестве
обвиняемого.
Следователи должны неукоснительно соблюдать конституционное положение (ст. 49
Конституции РФ), согласно которому неустранимые сомнения в виновности
привлекаемого к уголовной ответственности лица толкуются в его пользу.
По смыслу закона в пользу обвиняемого толкуются не только неустранимые
сомнения в его виновности в целом, но и неустранимые сомнения, касающиеся
отдельных эпизодов предъявляемого обвинения, формы вины, степени и характера
участия в совершении преступления, смягчающих и отягчающих ответственность
обстоятельств и т.д.
В решении о привлечении в качестве обвиняемого впервые в уголовном процессе
начинает реализовываться принцип презумпции невиновности.
Допрос лица до предъявления ему обвинения необязателен. При решении вопроса о
достаточности данных для привлечения в качестве обвиняемого нет необходимости
во всех случаях предварительно допрашивать соответствующее лицо в качестве
свидетеля или подозреваемого. Если достаточные данные имеются и без такого
допроса, лицо должно допрашиваться сразу в качестве обвиняемого после
предъявления обвинения4.
Субъекты вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого.
При производстве предварительного следствия постановление о привлечении лица
в качестве обвиняемого выносит следователь. Этот процессуальный документ
может составить и лично начальник следственного отдела. По делам, не
требующим обязательного производства предварительного следствия, привлечение
в качестве обвиняемого осуществляется органом дознания, ведущим расследование
в полном объеме.
Прокурор вправе самостоятельно выносить постановления о привлечении в
качестве обвиняемого и даже предъявлять обвинение как по делам, отнесенным к
компетенции следователей, так и органов дознания (п. 5 ст. 211 УПК, ч. 2 ст.
31 Федерального закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации") С момента
вынесения такого постановления лицо считается привлеченным к уголовной
ответственности
По делам частного обвинения и в случае протокольной формы досудебной
подготовки материалов постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого
не выносится. Однако к уголовной ответственности лица привлекаются. По данной
категории происшествий лицо, совершившее преступление, привлекается к
уголовной ответственности непосредственно судьей путем вынесения
постановления о возбуждении уголовного дела.
После вступления в силу постановления Конституционного Суда РФ от 28 ноября
1996 года принято считать, что при досудебной подготовке материалов в
протокольной форме формулировку выдвигаемого против лица обвинения содержит
соответствующий протокол. Если исходить из данной позиции, то к субъектам
составления протокола об обстоятельствах преступлений, указанных в ст. 414
УПК, а значит, и субъектам, привлекающим лицо к уголовной ответственности,
можно отнести как лицо, которому поручена досудебная подготовка материалов в
протокольной форме, так и начальника органа дознания. Законодатель сделал
все, чтобы у лиц, уполномоченных на предъявление обвинения, была возможность
вынести законное и обоснованное процессуальное решение, чтобы никто из
посторонних не мог каким-либо образом повлиять на их решение. Именно в этой
связи в Особенной части УК предусмотрена ответственность за:
- вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора,
следователя или лица, производящего дознание, в целях воспрепятствования
всестороннему, полному и объективному расследованию дела (части 2 и 3 ст. 294
УК);
- угрозу убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением
имущества в отношении судьи, прокурора, следователя, лица, производящего
дознание, а равно их близких в связи с производством предварительного
расследования, рассмотрением дел или материалов в суде (ст. 296 УК).
- посягательство на жизнь судьи, прокурора, следователя, лица, производящего
дознание, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в
суде, производством предварительного расследования, совершенное в целях
воспрепятствования законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую
деятельность (ст. 295 УК).
Наравне с охраной внутреннего убеждения судьи, следователя, прокурора и лица,
производящего дознание, уголовный закон предусмотрел гарантии того, чтобы со
стороны указанных лиц было как можно меньше злоупотреблений в случаях
привлечения кого-либо в качестве обвиняемого и предъявления обвинения.
Лишением свободы на срок до пяти лет (а при отягчающих обстоятельствах - до
десяти лет) наказывается привлечение к уголовной ответственности заведомо
невиновного человека (ст. 299 УК). Уголовная ответственность предусмотрена и
за незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК); за
фальсификацию доказательств (ст. 303 УК) и за принуждение обвиняемого к даче
показаний путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий со
стороны следователя или лица, производящего дознание (ст. 302 УК).
Момент привлечения лица в качестве обвиняемого.
Уголовно-процессуальный закон не содержит в себе указания на срок, в течение
которого после возбуждения уголовного дела должно состояться привлечение лица
в качестве обвиняемого. Исключением может служить случай применения меры
пресечения до предъявления обвинения, когда в течение десяти суток должен
быть решен вопрос о предъявлении подозреваемому обвинения либо об отмене меры
пресечения.
Законодатель лишь отмечает, что постановление о привлечении в качестве
обвиняемого должно выноситься "при наличии достаточных доказательств, дающих
основание для предъявления обвинения в совершении преступления" (ст. 143
УПК). Обязанность оценить достаточность доказательств возлагается на
следователя (лицо, производящее дознание), в производстве которого находится
дело. Именно следователь (лицо, производящее дознание) по своему внутреннему
убеждению на основе оценки доказательств, исходя из особенностей конкретного
дела, в зависимости от собранных доказательств сам определяет момент, когда
привлечение лица в качестве обвиняемого будет своевременным.
В этой связи следует обратить внимание на то, что при наличии соответствующих
оснований вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого -
обязанность, а не право следователя (лица, производящего дознание).
Следователю (лицу, производящему дознание) нельзя говорить гражданину о
вынесении в будущем в отношении него постановления о привлечении в качестве
обвиняемого, когда он еще не располагает достаточной для этого совокупностью
доказательств. В противном случае у гражданина появится возможность направить
прокурору жалобу на следователя (лицо, производящее дознание), который (ое)
будет признан (о) нарушителем закона. Если следователь сообщил о привлечении
лица в качестве обвиняемого, не располагая доказательствами вины последнего,
его действия могут быть расценены как обман, оскорбление или даже принуждение
свидетеля к даче показаний путем применения угроз, шантажа или иных
незаконных действий со стороны следователя (лица, производящего дознание)
(ст. 302 УК).
При наличии необходимых доказательств противоправности, общественной
опасности деяния, виновности и деликтоспособности гражданина следователь
(лицо, производящее дознание) обязан вынести постановление о привлечении его
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|