бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Правовое государство бесплатно рефераты

порождают права и обязанности граждан Российской Федерации. Перечень прав и

свобод, провозглашенных в указанных актах, закреплен и гарантирован в

конституциях правовых государств. Особое значение в них придается юридической

защищенности личности, которая немыслима без презумпции невиновности.

Презумпция же невиновности означает, что подлинно демократическое государство

признает, что все вопросы, связанные с виновностью или невиновностью граждан

в совершении того или иного преступления, следует решать только в судебном

порядке. Более того, при рассмотрении уголовных дел, по которым может быть

вынесен смертный приговор, гражданин вправе требовать, чтобы его судил суд

присяжных. В Российской Федерации это право отражено в ст.49 Конституции

Российской Федерации.

Значительное внимание в Конституции РФ уделено личным, гражданским и

политическим правам, а также гарантиям этих прав. Право частной собственности

охраняется законом (ст.35). Закрепляется право частной собственности на землю

(ст.36), а также право на свободное использование своих способностей и

имущества для предпринимательской деятельности и иной, не запрещенной законом

экономической деятельности (ст.34), что обеспечивает создание надежной

конституционной базы для продвижения экономической реформы, стабильного

развития рыночной экономики.

К сожалению, в реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы граждан,

и не только в нашей стране, но и во всем мире. Это выражается в преступлениях

геноцида, различных способах расовой дискриминации, преступлениях апартеида,

военных преступлениях.

Политический и идеологический плюрализм - отличительный признак правового

государства. Без такого плюрализма оно просто немыслимо. Функционируя в

условиях плюрализма, различные социальные силы в лице своих политических

организаций ведут борьбу за власть в государстве цивилизованными методами, в

честном политическом противоборстве со своими противниками. Идеологический

плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои программные

установки, беспрепятственно проводить пропаганду и агитацию в пользу своих

идеологических концепций.

Политический и идеологический плюрализм является выражением и олицетворением

демократизма общества, позволяет каждому его члену самому решать вопрос о

своей приверженности к той или иной политической организации. Отсюда

становится понятным, почему государство не должно навязывать обществу какую-

то одну идеологию или создавать преимущество для той или иной политической

организации.

Взаимная ответственность личности и государства - неотъемлемый признак

правового государства. В недемократическом государстве признается только

ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и

свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, делается

акцент на ответственности государственных органов и должностных лиц перед

гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта ответственность

обретает реальный характер только при наличии соответствующих

нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных

лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и предусматривающих жесткие

санкции за это (ст. ст.41 ч. 3, 52, 53 Российской Федерации).

Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является конституционное

положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны

обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами

непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве

признается право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми

способами, не запрещенными законом (ст. ст. 33, 45 часть 2 Конституции

Российской Федерации). Все это вместе взятое делает государство ответственным

перед гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои

незаконные действия перед государством в лице его органов (ст. ст. 57, 58, 59

Конституции Российской Федерации).

Следует отметить, что концепция Прав человека продолжает развиваться.

Существенной проблемой остается приведение национальных законодательств

и политической практики в соответствие с международными стандартами Прав

человека.

IV. Проблемы и перспективы формирования правового государства в

России.

Для того чтобы осветить данный вопрос, прежде всего надо уяснить на каком

этапе строительства правового государства мы находимся. Формирование

правового государства в нашей стране закреплено в Конституции. Однако, при

практической реализации продекламированного факта возникает масса объективных

и субъективных причин, которые порождают проблемы формирования и отодвигают

перспективы правового государства.

Объективные причины – это наследство исторического пути развития российского

государства и населения. Многое досталось нам от образа жизни в

социалистическом государстве. Прежде всего, это выражается в устойчивых

стереотипах, системе ценностей, сформированных коммунистическим режимом,

которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки

гражданского общества. У значительной части (если не у большинства) населения

вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности,

на которых строится гражданское общество, как частная собственность,

экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие

многих социальных гарантий, которые были прежде. Внедрение этих универсальных

ценностей в сознание российских граждан осуществляется в условиях постоянного

падения уровня жизни большинства населения. Это и определяет его реакцию

отторжения важнейших ценностей - конкуренции, демократии, рынка.

Другой причиной является то, что СССР был специфическим типом государства, во

многом отличным от классической империи, хотя и сохраняющим имперские

традиции и замашки в своей политике, часто движимой мессианской идеологией.

Геополитическая специфика страны является фактором, прямо влияющим на

государ­ственное и общественное устройство.

Считаю, что наибольшее и непосредст­венное воздействие на формирование

правового государства оказывает политическая культура. Она выступает тем

фокусом, в котором воздействие раз­нообразных природных, социальных,

антропологических и дру­гих факторов концентрируется и конвертируется в

непосредст­венные детерминанты политического поведения людей. Поэтому на этой

причине становлюсь чуть подробнее.

В многочисленной научной, публицистической и художест­венной литературе

отмечаются лежащие в основе отечественной политической культуры черты

русского менталитета, националь­ного характера, которые оказывают влияние на

характер государ­ственного устройства и политическую жизнь в целом. Прежде

всего, к ним относится антирационалистичность, проявляющая­ся в нелюбви,

пренебрежении к планированию, расчетливости и рациональной организации

собственной жизни, в беспечности, нежелании предвидеть события, думать о

будущем, в надежде на "авось". Это также низкая самодисциплина, робость и

подавлен­ность перед чем-то возвышенным, грандиозным, будь то бескрай­ние

пространства или государственная машина, социальная апа­тия, неверие в

возможность что-либо изменить, недостаток инициативы и т.д.

Затяжная весна и короткое лето, за которое нужно все успеть, порождали

склонность к длительной летаргии, пассивности, не­ожиданно сменяемым бурной

активностью, сверхэнтузиазмом, по­вышенной эмоциональностью. С этим связана

традиционная ори­ентация отдельных людей и всего государства на

неритмичность, аврал, штурмовщину, сверхнапряжение сил, массовый героизм,

склон­ность к крайностям.

Неумеренность, неритмичность, склонность к крайностям обыч­но выражаются в

политике в форме радикализма, резкого перехо­да от смиренности к бунтам и

революциям. Российскому государ­ству, имеющему весьма радикалистское прошлое,

необходимо обратить особое внимание на создание надежных механизмов,

предохраняющих от новых революционных бурь и потрясений.

Одним из проявлений повышенного радикализма русского ха­рактера являются

такие его черты, как забвение прошлого, нигилизм, пренебрежительное отношение

к истории, неразвитость чувства ее самоценности. Своего рода оборотной

стороной антирационали­стичности русского менталитета являются

мечтательность, ро­мантизм, стремление к высоким идеалам, чему-то

абсолютному, склонность к самокопанию, максимализм в желаниях и требованиях.

Ориентация на внутреннюю духовную жизнь, личностные пере­живания, к которым

неприменимы чисто логические критерии, обусловила высокую значимость в

рос­сийской культуре духовности, понимаемой как стремление к высо­ким

религиозно-нравственным идеалам, жизненной истине, правде.

Формирование русской культуры неразрывно связано с влия­нием православия.

Однако его восприятие российским сознанием было преимущественно

символическим, делающим религию вы­соким идеалом, смыслоопределяющим

мировоззренческим фак­тором, но не непосредственным ориентиром и мотиватором

по­ведения в повседневной жизни.

Ослабленное в годы коммунистического правления правосла­вие, и ранее не

отличавшееся умением работать с людьми, не смогло дойти до сердца и ума

большинства россиян, часто усту­пая место в такого рода попытках западным

проповедникам. Об­разовавшийся вследствие крушения старых и отсутствия новых

символов веры ценностно-идеологический вакуум под воздейст­вием кризисной или

даже катастрофической социально-эконо­мической и политической ситуации

привели к резко­му падению значимости социальных норм и к криминализации

общества, что нега­тивно отразилось на состоянии государственности.

Наличие в российской культуре ярко выраженного религиозно-идеологического

компонента необходимо учитывать в государст­венном строительстве. Нашему

государству и обществу нужны новые ценности, и даже символы веры, способные

оградить лич­ность от нравственного распада и эгоцентризма, интегрировать

российский народ, мотивировать поддержку политических ре­форм, уважение к

государству и закону.

Глобализм мышления, стремление к целостности, к нахождению первооснов, единых

источников многообразия жизни - отличитель­ные черты российского

национального характера. Такой глобализм находит разные проявления. Одно из

них — широко распро­страненное нежелание заниматься "мелочами жизни",

стремление осчастливить все человечество, идея мессианства.

Российской политической культуре свойственен коллекти­визм, выражающийся

прежде всего в формах общинности и со­борности. Коллективизм может сдерживать

развитие личности, проявление индивидуальной инициативы и ответственности. В

то же время такие его черты, как солидарность, взаимовыруч­ка, чувство личной

безопасности и защищенности, причастно­сти к общему делу и личной значимости,

общительность, духов­ное единение людей, высокая мобилизационная способность

для достижения общих целей необходимы для создания сильного, сплоченного

государства и жизнестойкой демократии.

Одной из особенностей русского национального характера явля­ется невысокий

ценностный статус частной собственности и срав­нительно благожелательное

отношение к собственности обществен­ной. Настороженное отношение граждан к

частной собственности, усилившееся вследствие экономически неэффективной,

полукри­минальной приватизации, требует внимательного учета не только при

разработке программ рыночного реформирования экономики, но и в

государственном строительстве, в частности, при определе­нии социальной базы

государства, его роли как коллективного соб­ственника и регулятора

общественных отношений, а также при про­гнозировании социально-политических

конфликтов.

Русскому народу присущи редкая долготерпимость, покор­ность перед власть

имущими, слабое осознание прав личности, и в то же время стремление к свободе

(воле), часто по­нимаемой как вседозволенность, отсутствие всяких внешних и

внутренних ограничений, как необремененность внешним миром, независимость от

него.

Реальное сознание русского народа достаточно противоречиво и тяготеет к двум

полюсам - к крайней государственности, отдаче гражданами своих сил и энергии,

а нередко и жизней огромному централизованному государству - с одной стороны,

и к анархиз­му, отрицанию всякой государственности, стремлению к

неогра­ниченной свободе, воле - с другой. В России веками бытовало убеждение,

что государство - хотя и внешняя, чуждая подавляю­щему большинству населения

сила, однако же, необходимо народу для того, чтобы уберечь его от самого

себя, от склонности к анар­хии и беспорядкам и обеспечить "душевную

дисциплину", безо­пасность и подчинение людей общему делу. Отношения

поддан­ных к власти в России традиционно носили личный, патриархальный

характер. Причем власть имущие традиционно пользовались боль­шими почестями и

имели немало привилегий.

Личностное восприятие властных отношений снижает воз­можности их

рационализации, контроль и требовательность к должностным лицам и их

ответственность, благоприятствует раз­витию протекционизма и круговой поруки,

осложня­ет строительство правовой демократической государственности. Поэтому

четкая формализация политико-управленческих отноше­ний должна стать у нас

приоритетной задачей государственного строительства. Русские традиционно

отличаются от западноевропейцев относительно слабой способностью к

самоорганизации.

Отношение россиян к демократии достаточно противоречиво. Несмотря на

преобладание авторитаризма, в российской истории и характере народа

присутствуют традиции демократизма. Они ос­новывались на существовании в

стране таких демократических форм, как общинное самоуправление, народное

вече, земской со­бор, земство, советы, производственная демократия, элементы

де­мократии в коммунистической политической системе и т.д. Даже в условиях

самодержавия в государстве веками существовала "быто­вая демократия".

Российское понимание демократии имело свою специфику, проявляющуюся, прежде

всего в отождествлении демо­кратии с прямыми формами народного волеизъявления

и в доми­нировании общего, коллективного начала над индивидуальным,

личностным, отражаемого, в частности, в понятии соборности.

Несмотря на свое относительное историческое постоянство, характер народа, его

культура подвержены постепенным измене­ниям. В новейшей истории России

наблюдается расширения влия­ния индивидуалистической морали и ценностей на

российское общественное сознание и политику. Несмотря на определенные

изменения характера российского народа, его типичные черты со­храняются и

сегодня. Как показывает опыт многих стран, в том числе и России,

недостаточный учет менталитета, состояния по­литической культуры, может либо

завести государство на исто­рически тупиковый путь развития, либо обречь

политические реформы и реформаторов на поражение, либо изменить

перво­начальные политические цели и идеалы до неузнаваемости.

Будучи зависимым от типа политической культуры, государ­ство, в свою очередь,

может активно воздействовать на нее. Его призвание как важнейшего инструмента

саморегулирования об­щества состоит в том, чтобы учитывать и по возможности

нейтрализовывать слабости национального характера, находить и ис­пользовать его

позитивные черты, целенаправленно культивиро­вать передовые качества

[6].

Сегодняшние экономические, социальные, политические и культурно-

инфор­мационные реальности России коренным образом отличаются от предпосылок

формирования правовой государственности в стра­нах Запада. Поэтому прямая

ориентация процесса политического реформирования России на западные образцы

формирования совре­менной правовой государственности научно необоснованна.

Успеш­ное строительство у нас правового государства возможно только при

нахождении собственных, адекватных реальной ситуации пу­тей формирования

необходимых предпосылок и элементов кон­ституционализма и, прежде всего,

гражданского общества.

На развитие правового государства в России также оказывают субъективные

причины. Таковыми являются политическое безволие руководства страны,

коррумпированность чиновников всех уровней, неспособность поставить заслон

преступности и другие. Интересно мнение по этому поводу доктора юридических

наук А.И. Казанника. По его мнению, в России утвердился авторитарный

политический режим, который удачно окрестили номенклатурной демократией.

Наиболее характерными чертами этого режима являются:

1) Вся полнота власти в стране принадлежит бывшей партийно-хозяйственной

номенклатуре. Достаточно сказать, что по состоянию на апрель 1995 года в

Администрации президента 74% от общего количества сотрудников составляла

"добрая старая" партийная номенклатура, в Правительстве - 75%,в Федеральном

собрании –60%, в администрациях краев и областей –83,5%, в высших

исполнительно-распорядительных органах республик России - почти 100%.

2) Экономической основой режима является номенклатурная собственность,

которая возникла в результате приватизации государственного имущества. По

заранее отработанным схемам высшие должностные лица страны, региональная

элита, директорский корпус, чиновники всех мастей провели приватизацию в

интересах самих себя, своих семей и родственников. Демократическая

номенклатура в одночасье захватила в свою собственность львиную долю

имущества, созданную трудом многих поколении. Рядовые граждане успели

"обогатиться" лишь пустыми ваучерами. На глазах у изумленной публики

номенклатура постепенно превращается в самую мощную, самую разветвленную

мафиозно-экономическую структуру.

3) Законодательные органы лишили возможности осуществлять сколь-нибудь

эффективный контроль за исполнительной властью.

4) В стране созданы чисто номенклатурные партии и избирательные блоки,

которые объединяют в своем составе руководителей центральных ведомств,

лидеров национальных элит, чиновников администраций краев и областей, но

никак не простых людей. Все они финансируются из внебюджетных фондов

правительства и региональных органов исполнительной власти, средств

предприятий и коммерческих банков. Им открыт неограниченный доступ к

средствам массовой информации (например, НДР - еще в недавнем прошлом партия

власти).

5) В России нарушения Конституции и законов возведены в ранг государственной

политики. Примерами может служить разгон конституционных органов власти в

октябре 1993 года, приостановление деятельности Конституционного Суда РФ,

развертывание кровавой бойни в Чечне[7].

К сожалению черты такого "режима" присутствуют в Калининградской области:

· губернатор области в бывшем хозяйственный руководитель КМРП,

окружающая его "команда" подобрана не по профессиональным качествам, а по

принципу личной преданности;

· директорат предприятий является крупнейшим владельцем акций своих

предприятий ("Янтарьэнерго" и другие);

· исполнительная власть в лице администрации области и мэрии города

фактически бесконтрольно тратит бюджетные деньги, при этом законодательная

власть в лице Думы и горсовета не могут проконтролировать принятые ими же

бюджеты. Зашедший в тупик конфликт приходится разрешать даже с привлечением

Администрации Президента РФ;

· прошедшие выборы мэра г. Калининграда показали, что большинство

претендентов были независимыми состоятельными кандидатами, а не

представителями партий и избератильных блоков.

Такому мнению наверняка найдутся оппоненты, это естественно. Но факты вещь

упрямая, к тому же они не в защиту понятия правового государства.

По моему мнению, в РФ формирование правового государства идет очень медленно,

к тому есть свои объективные и субъективные причины. В такой ситуации важна

гражданская позиция каждого человека, необходимо защитить элементы правового

государства, поднять на это все созидательные силы - либеральные,

демократические, социалистические и, прежде всего, ограничить самодержавие,

укрепить парламент. Следующая задача - не допустить коррозии свободы слова.

Если действительно СМИ попадут в руки нечистоплотных людей, то можно будет

поставить крест на демократии. Важнейшей задачей также является укрепление

судебно-правовой системы, развитие института суда присяжных.

V. Заключение.

В заключении необходимо отметить, что идея правового государства возникла и

была сформирована несколько столетий назад. В течение продолжительного

времени шлифовались теоретическая и практическая сторона формирования

правового государства. Наибольшего успеха в строительстве правового

государства добились страны, где наряду с равноправным существованием форм

собственности сформировалось развитое гражданское общество.

С точки зрения теории государства и права правовое государство имеет четко

сформулированное определение, признаки, общие черты, основы и факторы

существования. Таким образом, правовое государство - это демократическое

государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона,

равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и

гарантируются права и свободы человека и где в основу организации

государственной власти положен принцип разделения законодательной,

исполнительной и судебной властей.

В настоящее время в России заложены и развиваются основы формирования

правового государства. Но при практической реализации продекламированной идеи

возникает множество объективных и субъективных причин, тормозящих

формирование правового государства в РФ. Объективные причины, прежде всего,

обусловлены исторически сложившейся правовой культурой, чертами русского

менталитета и национального характера. Субъективные причины определяются

политическим безволием и коррумпированностью руководства страны всех уровней.

Однако, построение правового государства в России возможно. Этот процесс

займет много лет, но только при консолидации всех созидательных сил общества

и при ответственной гражданской позиции каждого человека.

VI. Список использованной литературы.

1. Конституция Российской Федерации.

2. А.И. Денисов "Сущность и формы государства", Москва, 1989 год.

3. А.И. Коваленко "Теория государства и права", Москва, 1994 год.

4. Виктор Дзодзиев "Проблемы становления демократического государства в

России", Москва, 1996 год.

5. Международный фонд социально-экономических и политологических

исследований "Правовое государство в России: замысел и реальность", Москва,

1995 год.

Матюков (0112)455445

1с_ТГиП_Правовое гос-во.doc

[1] Денисов А.И. указ. соч. стр.87.

[2] Денисов А.И. указ. соч. стр.89.

[3] Денисов А.И. указ. соч. стр.95.

[4] Международный фонд., указ. сборник, стр.12.

[5] Международный фонд., указ. сборник, стр.28.

[6] Виктор Дзодзиев, указ. соч., стр.274-280.

[7] Международный фонд., указ. сборник, стр.55-63.

Страницы: 1, 2, 3