бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Правовое государство бесплатно рефераты

Курсовая: Правовое государство

Оглавление

I. Введение..............................................................2

II. Становление и развитие идеи правового государства......................3

III. Основные характеристики правового государства......................8

IV. Проблемы и перспективы формирования правового государства в

России.................. 22

V. Заключение.............................................................31

VI. Список использованной литературы:..................................32

I. Введение.

Тема "Правовое государство" заинтересовала меня тем, что при ее освещении

необходимо постоянно проводить сравнение между продекларированными

законодательством идеями и реальной жизнью. Мы живем в стране, которая по

Конституции Российской Федерации является правовым государством. Но то, что

пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так.

На мой взгляд, у нас еще не все полностью осознают, что для создания

правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок,

важнейшей из которых является гражданское общество, то есть соответствующая

зрелость традиционного общества. А в России общество еще не совсем созрело,

чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои

разнообразные потребности и интересы.

Актуальна эта тема еще тем, что представляется возможным сравнить уровень

развития гражданского общества, демократии, плюрализма, прав и свобод за

рубежом и у нас в стране, понять их социальную значимость для построения

правового государства.

Особый интерес возникает, когда сугубо теоретические характеристики правового

государства проецируются на общественно-политическую жизнь города и области.

Знание основ теории государства и права дает возможность грамотно оценить

публичные заявления политиков и практические шаги государственных органов

власти на пути формирования правового государства. Такие знания помогают

понять, на каком уровне строительства правового государства мы находимся.

II. Становление и развитие идеи правового государства.

Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о

совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт нового

времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя,

как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими

корнями в античное общество, так как истоки идеи разделения властей можно

отыскать еще во взглядах Аристотеля.

Решающим событием в истории преобразования политико-правовых отношений

стала разработанная Дж. Локком концепция правового государства,

сформулированная им в 1690 г. антиабсолютистская концепция Правового

государства ("Два трактата о правлении"). Ему же принадлежит и попытка

практически реализовать проект Правового государства в конституции

английской колонии Каролина в Америке (1669г.).

В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого

философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа

Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв.

таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Эти ученые

полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи

абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти

правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности,

обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и

государственной власти в условиях правового государства принципиально иные,

нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно

ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

Концепция правового государства у И. Канта сводится к следующим тезисам:

источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или

свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвышается

до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; "правом,

основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения

людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило

свободе других"; право призвано обеспечить внешне благопристойные,

цивилизованные отношения между людьми; государство - это соединение множества

людей, подчиненных правовым законам; государство призвано гарантировать

правопорядок и строиться на началах суверенитета

[1].

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы

правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и

содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это

добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме

государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей

массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов,

посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности

народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону,

поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану

семейного достояния[2].

Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-

правовой доктрине ХVIII-ХХ вв., включает разделение властей на

законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового закона,

взаимную ответственность личности и государства, доминирование обще

дозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим

принципом "дозволено все, что не запрещено законом", установление реальных

гарантий прав и свобод личности.

Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже

нашли свое отражение. Они излагались в трудах П.И. Пестеля, Н.Г.

Чернышевского, Г.Ф. Шершеневича. Так, Шершеневич отмечает следующие пути

формирования и основные параметры правового государства:

1. "для устранения произвола необходимо установление норм общественного

права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни

интересы от других, в том числе и государственной организации, - отсюда идет

идея господства права в управлении";

2. "если личная инициатива требует простора, то государству достаточно

ограничиться охраной субъективных прав";

3. "чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо

строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти

законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к

соучастию в законодательстве выборные общественные элементы".

[3]Многие ключевые понятия прошлого

повторяются на новом витке исторического развития. Еще в недавнем прошлом во

времена СССР провозглашалось "социалистическое правовое государство". Скорее

это государство было правовым условно, так как в нем отрицалось наличие

различных форм собственности и идеологий. Впервые в СССР разговор о правовом

государстве зашел накануне 19 общепартийной конференции. Это было актуально

тогда, так как требовалось привести реальную политическую практику в

соответствии с конституцией. Различные свободы в СССР были лишь

продекламированы, а необходимо было их вернуть людям фактически. Не смотря на

то, что у широких масс населения о М.С. Горбачеве сложилось отрицательное

мнение, следует признать его огромный вклад в развитии правового государства у

нас в стране. Во-первых, в сознании общества утвердилась идеология правового

государства, против него сейчас никто не возражает, а во-вторых, созданы

механизмы для функционирования правового государства: Парламент, Президент,

Конституционный Суд, разделение властей[4]

.

В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция правового

государства является социальной ценностью всего человечества, удачным

сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового

государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-

казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к

труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское

общество. Гражданское общество - система экономических, духовных, культурных,

нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и

добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения

своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на

принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами

и правом вмешательства государства. Государство - лишь форма гражданского

общества.

В антиправовом (тоталитарном) государстве личность, общество и народ

противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены от

него. Там нет граждан, есть подданные. Гражданское общество предполагает

наличие многочисленных независимых союзов, институтов и организаций, которые

служат барьером против монополизма и посягательств государственных органов.

Правовым государством считается то, которое опирается на гражданское

общество, способное реально противостоять государству, его органам или высшим

должностным лицам, если они не считаются с действующими законами или с

конституцией. Создание гражданского общества не происходит быстро, для этого

требуются многие годы. А без гражданского общества не может быть правового

государства. Это- аксиома.

Таким образом, правовое государство есть концентрированное выражение

гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем

совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку

всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к

обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные

особенности, отражающие его политический характер. Первый этап развития

правового гражданского общества - это становление рыночной экономики,

предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации,

социальной защищенности граждан; второй этап - утверждение рыночной экономики

различных форм предпринимательства, обеспечение социальной защищенности

граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой

информации.

В заключение первого вопроса стоит отметить, что идеи правового государства

разрабатывались учеными и мыслителями на протяжении веков. Существование

таких государств является логичным и исторически обоснованным. Вместе с тем

полноценное правовое государство может существовать только в многополярном и

развитом гражданском обществе.

III. Основные характеристики правового государства.

Для того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно

ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик,

определенной системой принципов и норм. Суть государства правового - именно в

характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на

обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы

ведут к процветанию государства. В настоящее время существует множество

определений правового государства. У них одна суть, но подчеркивают они

разные грани одного многоугольника.

Правовое государство - это демократическое государство, где

обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед

законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы

человека и где в основу организации государственной власти положен принцип

разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Признаки правового государства:

1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе

разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность личности и государства.

4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.

5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном

функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в

рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений,

взглядов.

6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового

государства можно отнести следующие:

- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

- выработка высокой политико-правовой грамотности;

- появление действенной способности противостоять произволу;

- разграничение партийных и государственных функций;

- установление парламентской системы управления государством;

- торжество политико-правового плюрализма;

- выработка нового правового мышления и правовых традиций.

Вот другие определения термина "правовое государство":

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности

гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить

свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на

эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного

спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует

человеку свободу и безопасность.

Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических

прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,

общечеловеческих начал в праве, само ценности человека.

Понятие "правовое государство" - это фундаментальная

общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека,

политические и экономические свободы, либерализм и другие. С помощью разделения

властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера,

масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает

юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и

движениям.

Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает

общими чертами, которые сводятся к следующему:

1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и

внешней политики.

2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на

соответствующем социально-экономическом базисе общества.

3. Располагает специальным государственным механизмом.

4. Обладает определенной административно-территориальной организацией на

своей территории.

5. Существует благодаря налогам и другим сборам.

6. Обладает государственным суверенитетом.

Рассмотрим коротко основы правового государства: экономическую, социальную и

нравственную.

Экономической основой правового государства являются производственные

отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной,

коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в

одинаковой мере защищенных юридически.

В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно

производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель

выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало

государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые

экономически обеспечивают господство права, равенство участников

производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его

саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся

гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей

общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек

и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей

создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих

творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные

права и свободы.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие

принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно

это выражается в демократических методах государственного управления,

справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во

Страницы: 1, 2, 3