Курсовая: Правовое государство
Курсовая: Правовое государство
Оглавление
I. Введение..............................................................2
II. Становление и развитие идеи правового государства......................3
III. Основные характеристики правового государства......................8
IV. Проблемы и перспективы формирования правового государства в
России.................. 22
V. Заключение.............................................................31
VI. Список использованной литературы:..................................32
I. Введение.
Тема "Правовое государство" заинтересовала меня тем, что при ее освещении
необходимо постоянно проводить сравнение между продекларированными
законодательством идеями и реальной жизнью. Мы живем в стране, которая по
Конституции Российской Федерации является правовым государством. Но то, что
пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так.
На мой взгляд, у нас еще не все полностью осознают, что для создания
правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок,
важнейшей из которых является гражданское общество, то есть соответствующая
зрелость традиционного общества. А в России общество еще не совсем созрело,
чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои
разнообразные потребности и интересы.
Актуальна эта тема еще тем, что представляется возможным сравнить уровень
развития гражданского общества, демократии, плюрализма, прав и свобод за
рубежом и у нас в стране, понять их социальную значимость для построения
правового государства.
Особый интерес возникает, когда сугубо теоретические характеристики правового
государства проецируются на общественно-политическую жизнь города и области.
Знание основ теории государства и права дает возможность грамотно оценить
публичные заявления политиков и практические шаги государственных органов
власти на пути формирования правового государства. Такие знания помогают
понять, на каком уровне строительства правового государства мы находимся.
II. Становление и развитие идеи правового государства.
Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о
совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт нового
времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя,
как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими
корнями в античное общество, так как истоки идеи разделения властей можно
отыскать еще во взглядах Аристотеля.
Решающим событием в истории преобразования политико-правовых отношений
стала разработанная Дж. Локком концепция правового государства,
сформулированная им в 1690 г. антиабсолютистская концепция Правового
государства ("Два трактата о правлении"). Ему же принадлежит и попытка
практически реализовать проект Правового государства в конституции
английской колонии Каролина в Америке (1669г.).
В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого
философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа
Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв.
таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Эти ученые
полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи
абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти
правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности,
обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и
государственной власти в условиях правового государства принципиально иные,
нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно
ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.
Концепция правового государства у И. Канта сводится к следующим тезисам:
источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или
свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвышается
до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; "правом,
основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения
людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило
свободе других"; право призвано обеспечить внешне благопристойные,
цивилизованные отношения между людьми; государство - это соединение множества
людей, подчиненных правовым законам; государство призвано гарантировать
правопорядок и строиться на началах суверенитета
[1].
Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы
правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и
содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это
добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме
государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей
массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов,
посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности
народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону,
поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану
семейного достояния[2].
Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-
правовой доктрине ХVIII-ХХ вв., включает разделение властей на
законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового закона,
взаимную ответственность личности и государства, доминирование обще
дозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим
принципом "дозволено все, что не запрещено законом", установление реальных
гарантий прав и свобод личности.
Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже
нашли свое отражение. Они излагались в трудах П.И. Пестеля, Н.Г.
Чернышевского, Г.Ф. Шершеневича. Так, Шершеневич отмечает следующие пути
формирования и основные параметры правового государства:
1. "для устранения произвола необходимо установление норм общественного
права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни
интересы от других, в том числе и государственной организации, - отсюда идет
идея господства права в управлении";
2. "если личная инициатива требует простора, то государству достаточно
ограничиться охраной субъективных прав";
3. "чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо
строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти
законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к
соучастию в законодательстве выборные общественные элементы".
[3]Многие ключевые понятия прошлого
повторяются на новом витке исторического развития. Еще в недавнем прошлом во
времена СССР провозглашалось "социалистическое правовое государство". Скорее
это государство было правовым условно, так как в нем отрицалось наличие
различных форм собственности и идеологий. Впервые в СССР разговор о правовом
государстве зашел накануне 19 общепартийной конференции. Это было актуально
тогда, так как требовалось привести реальную политическую практику в
соответствии с конституцией. Различные свободы в СССР были лишь
продекламированы, а необходимо было их вернуть людям фактически. Не смотря на
то, что у широких масс населения о М.С. Горбачеве сложилось отрицательное
мнение, следует признать его огромный вклад в развитии правового государства у
нас в стране. Во-первых, в сознании общества утвердилась идеология правового
государства, против него сейчас никто не возражает, а во-вторых, созданы
механизмы для функционирования правового государства: Парламент, Президент,
Конституционный Суд, разделение властей[4]
.
В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция правового
государства является социальной ценностью всего человечества, удачным
сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового
государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-
казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к
труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское
общество. Гражданское общество - система экономических, духовных, культурных,
нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и
добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения
своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на
принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами
и правом вмешательства государства. Государство - лишь форма гражданского
общества.
В антиправовом (тоталитарном) государстве личность, общество и народ
противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены от
него. Там нет граждан, есть подданные. Гражданское общество предполагает
наличие многочисленных независимых союзов, институтов и организаций, которые
служат барьером против монополизма и посягательств государственных органов.
Правовым государством считается то, которое опирается на гражданское
общество, способное реально противостоять государству, его органам или высшим
должностным лицам, если они не считаются с действующими законами или с
конституцией. Создание гражданского общества не происходит быстро, для этого
требуются многие годы. А без гражданского общества не может быть правового
государства. Это- аксиома.
Таким образом, правовое государство есть концентрированное выражение
гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем
совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку
всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к
обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные
особенности, отражающие его политический характер. Первый этап развития
правового гражданского общества - это становление рыночной экономики,
предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации,
социальной защищенности граждан; второй этап - утверждение рыночной экономики
различных форм предпринимательства, обеспечение социальной защищенности
граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой
информации.
В заключение первого вопроса стоит отметить, что идеи правового государства
разрабатывались учеными и мыслителями на протяжении веков. Существование
таких государств является логичным и исторически обоснованным. Вместе с тем
полноценное правовое государство может существовать только в многополярном и
развитом гражданском обществе.
III. Основные характеристики правового государства.
Для того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно
ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик,
определенной системой принципов и норм. Суть государства правового - именно в
характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на
обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы
ведут к процветанию государства. В настоящее время существует множество
определений правового государства. У них одна суть, но подчеркивают они
разные грани одного многоугольника.
Правовое государство - это демократическое государство, где
обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед
законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы
человека и где в основу организации государственной власти положен принцип
разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Признаки правового государства:
1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе
разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
3. Взаимная ответственность личности и государства.
4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.
5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном
функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в
рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений,
взглядов.
6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.
К числу дополнительных факторов и условий становления правового
государства можно отнести следующие:
- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
- выработка высокой политико-правовой грамотности;
- появление действенной способности противостоять произволу;
- разграничение партийных и государственных функций;
- установление парламентской системы управления государством;
- торжество политико-правового плюрализма;
- выработка нового правового мышления и правовых традиций.
Вот другие определения термина "правовое государство":
Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности
гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить
свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на
эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного
спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует
человеку свободу и безопасность.
Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических
прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,
общечеловеческих начал в праве, само ценности человека.
Понятие "правовое государство" - это фундаментальная
общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека,
политические и экономические свободы, либерализм и другие. С помощью разделения
властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера,
масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает
юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и
движениям.
Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает
общими чертами, которые сводятся к следующему:
1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и
внешней политики.
2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на
соответствующем социально-экономическом базисе общества.
3. Располагает специальным государственным механизмом.
4. Обладает определенной административно-территориальной организацией на
своей территории.
5. Существует благодаря налогам и другим сборам.
6. Обладает государственным суверенитетом.
Рассмотрим коротко основы правового государства: экономическую, социальную и
нравственную.
Экономической основой правового государства являются производственные
отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной,
коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в
одинаковой мере защищенных юридически.
В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно
производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель
выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало
государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые
экономически обеспечивают господство права, равенство участников
производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его
саморазвитие.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся
гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей
общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек
и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей
создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих
творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные
права и свободы.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие
принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно
это выражается в демократических методах государственного управления,
справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во
Страницы: 1, 2, 3
|