бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Правовое государство бесплатно рефераты

управления, основные права и обязанности граждан. Отсюда и значение

Конституции как Основного Закона государства. Необходимо максимально

стремиться к тому, чтобы Конституция занимала реальное место в правовой

системе, имела практическую ценность. Конституция закрепляет основные

положения всех сторон государственной и общественной жизни, поэтому для

практической реализации ее норм, как правило, необходимы вторичные

законодательные акты, детализирующие конституционные установления в такой

мере, в какой это необходимо для их претворения в жизнь. Однако в важнейших

вопросах и сама Конституция должна быть в достаточной степени конкретной,

чтобы выступать в качестве источника норм прямого действия, обязательных для

государственных органов, должностных лиц. К числу таким норм, относятся те,

которые закрепляют основные права, свободы и обязанности граждан, реальность

которых не должна увязываться с наличием или отсутствием специального акта,

касающегося механизма реализации указанной группы конституционных норм.

Тщательный подход к разработке законодательных актов, с одной стороны, и

готовность внести в них необходимые исправления и поправки, вызванные

реальной жизненной практикой, с другой, - представляют собой те правила,

которыми должен руководствоваться законодатель. Законодательные акты, даже

те, которые касаются важнейших сторон государственной и общественной жизни,

часто не отвечают требованиям нормативности и гарантированности. При таких

условиях эти акты не становятся реальными регуляторами общественных

отношений, не приводят к сколько-нибудь значительному социальному эффекту,

несмотря на все призывы и даже борьбу за соблюдение и применение таких актов.

Необходимо установить высокое качество законодательства, а также установить

механизм самореализации правовых норм, которые будут способствовать

становлению правового государства.

Конкретно-исторический опыт становления и развития правовой государственности

определяется социально-экономическими и политическими условиями, уровнем

общественного правосознания, субъективными факторами, национальными и

историческими традициями. Одним из таких условий является существование единого

правового пространства в границах данного государства. Ученые-юристы,

занимающиеся разработкой проблем правового государства и связывающие

формирование его основ, прежде всего с реализацией принципа верховенства закона

как основной общедемократической ценностью, уделили внимание понятию правового

закона, необходимости придания законам, в том числе и Конституции, прямого

действия, упорядочения ведомственного и локального нормотворчества, создания

правовых механизмов, обеспечивающих их полное соответствие закону.

[22] Но реализация этих идей возможна лишь при наличии единого правового

пространства как определяющего условия становления правовой государственности.

В ряде статей Конституции Российской Федерации (статьи 4, 15, 76 и др.)

закреплено верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных

законов на всей территории России. Ст. 15 гласит: "Конституция Российской

Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на

всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты,

принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции

Российской Федерации". Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации

обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов и иных

нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения,

автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и

федеральным законам находится в совместном ведении Российской Федерации и

субъектов Российской Федерации. Таким образом, единое правовое пространство

как необходимое условие становления и формирования правового государства

отсутствует. Необходимо обеспечить соответствие конституций и законов

республик, уставов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов

федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции

Российской Федерации и федеральным законам. Такую функцию выполняет

Конституционный Суд Российской Федерации. Статья 125 Конституции Российской

Федерации устанавливает, что Конституционный Суд Российской Федерации

разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных

законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации,

Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; конституций

республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов

Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов

государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов

государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти

субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной

власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов

Российской Федерации, договоров между органами государственной власти

субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров.

А также разрешает споры о компетенции между федеральными органами

государственной власти, между органами государственной власти Российской

Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации,

между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

В современном демократическом государстве эффективность правового закона

сопряжена с наличием единого правового пространства, в котором приоритетное

значение имеет принцип верховенства законов, принимаемых от имени народа и

выражающих его суверенную волю, над всеми действующими в стране нормативными

актами. Подзаконные акты, включая ведомственные распоряжения, приказы,

инструкции, подлежат конституционному контролю. Это означает, что они могут

быть опротестованы, обжалованы и аннулированы по мотивам нарушения законности

или, напротив, после определенной судебной процедуры подтверждены как

соответствующие конституции и иным законам.

Идея единого правового пространства становится национальной. В странах

Западной Европы концепция правового пространства наряду с концепцией

европейского экономического пространства, получает все большее признание, и

выражается в борьбе с терроризмом, защитой прав человека, праве убежища,

отношениями между правоохранительными органами.

В правовом государстве существуют определенные гарантии законности, которые

обеспечивают соблюдение и исполнение закона. Это - социально-экономические,

политические, юридические и международные гарантии. Политические гарантии

законности - это прежде всего демократизм общественного и государственного

строя Российской Федерации, политический и идеологический плюрализм, активное

участие граждан в управлении делами государства. Социально-экономические

гарантии законности - многообразие форм собственности, создание необходимых

условий для их развития, обеспечение им равной защиты, свободное

предпринимательство, право граждан распоряжаться своими способностями к

производительному и творческому труду, справедливые условия найма,

увольнения, оплаты и охраны труда и т. д. К юридическим гарантиям относятся

следующие: нормативная урегулированность законами или подзаконными актами

всех общественных отношений, нуждающихся в правовом закреплении, эффективная

деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов, а также

правоохранительных органов, привлечение к юридической ответственности

должностных лиц, посягающих на права и свободы граждан. К международным

гарантиям относятся: деятельность международных организаций,

специализированных органов ООН по контролю за соблюдением прав человека в

различных странах, инспекционные поездки их представителей в регионы, где

нарушается законодательство, закрепляющее права и свободы граждан, право

граждан обращаться в международные органы за защитой своих нарушенных прав.

Законность и правовое государство - категории во многом тождественные, но у них

несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения

законодательства всеми субъектами правовой сферы, в то время как правовое

государство предъявляет подобное требование к государственным структурам,

выполняющим функции публичной власти. Поэтому реализация режима правового

государства означает торжество закона прежде всего в деятельности властных

структур - государственных органов власти, управления, суда и прокуратуры и их

должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к превращению

закона в самостоятельную, объективную силу жизнедеятельность которой не зависит

от отношения к ней. Таким образом, верховенство закона, и прежде всего

Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность

справедливого правового порядка в обществе.

[23]

Рассмотрев такие аспекты правового государства как систему разделения властей

и верховенство закона, мы переходим к основной функции правового государства.

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ.

Верховенство закона подразумевает не только приоритет закона как разновидности

нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов, сколько широкий аспект

прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством.

В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того

оно обязано последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и

защищать их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема

правового равенства в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение

предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое

равенство. Главной функцией государства в цивилизованном обществе может и

должна стать охрана интересов человека, защита его прав. В отношении “человек –

государство” приоритет должен принадлежать человеку. Государство и его мощные

структуры находят оправдание только в том случае, если их деятельность

подчинена защите, охране прав человека.[24]

Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому

государству, содержится в международных актах. Это, прежде всего Всеобщая

декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря

1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,

Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых на ХХI

сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г.

Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах закреплен и

гарантирован в конституциях правовых государств. Особое значение в них

придается юридической защищенности личности, которая немыслима без презумпции

невиновности. Презумпция же невиновности означает, что подлинно

демократическое государство признает, что все вопросы, связанные с

виновностью или невиновностью граждан в совершении того или иного

преступления, следует решать только в судебном порядке. Более того, при

рассмотрении уголовных дел по которым может быть вынесен смертный приговор,

гражданин вправе требовать, чтобы его судил суд присяжных. В Российской

Федерации это право отражено в ст.49 Конституции Российской Федерации.

Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая ООН в 1948 году состоит

из 30 статей. В ней провозглашается, что "все люди рождаются свободными и

равными по своему достоинству и правам. Они наделены разумом и совестью и

должны поступать в отношении друг друга в духе братства". Далее в ней

указывается на недопустимость жестокие, унижающие человеческое достоинство,

обращение и наказания. В статье 6 Декларации признается право каждого

человека на признание его правосубъектности, т. е. предоставления человеку

возможности приобретать права и осуществлять обязанности, предусмотренные

законодательством.

Декларация также провозглашает, что никто не может быть подвергнут

произвольному аресту, задержанию или изгнанию, что каждый человек имеет право

на равную защиту закона, на гласный, справедливый и беспристрастный суд. В

Декларации также указывается на недопустимость произвольного вмешательства в

личную и семейную жизнь граждан, посягательства на неприкосновенность их

жилища, тайну корреспонденции и т. п. Она закрепляет и другие права и свободы

человека, которые должны быть признаны и уважаться всеми государствами

(свобода мысли, совести и религии, свобода передвижения в пределах каждого

государства, право убежища в других странах, право на труд, на равную оплату,

право на свободный выбор профессии, право на защиту от безработицы, право на

создание профсоюзов и т. д. ). Политический и идеологический плюрализм -

отличительный признак правового государства. Без такого плюрализма оно просто

немыслимо. Функционируя в условиях такого плюрализма, различные социальные

силы в лице своих политических организаций ведут борьбу за власть в

государстве цивилизованными методами, в честном политическом противоборстве

со своими противниками. Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность

свободно излагать свои программные установки, беспрепятственно проводить

пропаганду и агитацию в пользу своих идеологических концепций.

Политический и идеологический плюрализм является выражением и олицетворением

демократизма общества, позволяет каждому его члену самому решать вопрос о

своей приверженности к той или иной политической организации, и

идеологической пристрастности. Отсюда становится понятным, почему государство

не должно навязывать обществу какую-то одну идеологию или создавать

преимущество для той или иной политической организации.

Все права и свободы, перечисленные в Декларации, должны быть реально

обеспечены в государстве. Это достигается прежде всего принятием и

проведением в жизнь разнообразных законодательных актов, закрепляющих их в

соответствующей сфере общественных отношений. В числе международных

документов о правах человека также следует указать Международный пакт о

гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических,

социальных и культурных правах, Конвенцию о правах ребенка.

В закреплении основ правового положения человека и гражданина большое

значение имеет Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая

Верховным советом РСФСР 22 ноября 1991г. Декларация закрепляет новое важное

положение: общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека,

имеют преимущества перед законами Российской Федерации и непосредственно

порождают права и обязанности граждан Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина также закреплены в Конституции

Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993г.

(ст. ст. 2, 6-8, 13-14, а также полностью глава 2 - права и свободы человека

и гражданина ст. ст. 17-64). Часть 3 ст. 55 гласит: "Права и свободы человека

и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в

какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,

нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения

обороны страны и безопасности государства. " А статья 56 Конституции

Российской Федерации не допускает возможности ограничения ряда важнейших прав

человека и гражданина даже в условиях чрезвычайного положения (право на

жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну,

защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, право на жилище, право

на возмещение государством вреда, причиненного государственными органами или

их должностными лицами.

Статья 2 гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является

обязанностью государства. " Статья 17 закрепляет положение о том, что в

Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и

гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В

соответствии со ст.17 права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат

каждому от рождения, являются непосредственно действующими (ст.18). Это

означает, что государственные и судебные органы, должностные лица в своей

деятельности непосредственно руководствуются и применяют нормы Конституции.

На основании статьи 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской

Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод

человека и гражданина. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать

действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в

случае их противоречия Конституции Российской Федерации и федеральным

законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав

и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом

(часть вторая статьи 85 Конституции).

В Российской Федерации все равны перед законом и судом. Конституцией

провозглашается недопустимость использования прав и свобод для посягательства

на конституционный строй, права и свободы других лиц, недопустимость лишения

человека прав и свобод и их ограничения.

Значительное внимание уделено в Конституции личным, гражданским и

политическим правам, а также гарантиям этих прав. Право частной собственности

охраняется законом (ст.35). Закрепляется право частной собственности на землю

(ст.36), а также право на свободное использование своих способностей и

имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом

экономической деятельности (ст.34), что обеспечивает создание надежной

конституционной базы для продвижения экономической реформы, стабильного

развития рыночной экономики.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гласит: "1. Каждому гарантируется

судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие)

органов государственной, власти, органов местного самоуправления,

общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд... ".

Конституцией Российской Федерации гарантируются: право на получение

квалифицированной юридической помощи (ст.48), право обвиняемого на

рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ст.47); право

осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также право просить о

помиловании или смягчении наказания (ст.50). Существуют и другие

декларируемые Конституцией Российской Федерации гарантии прав и свобод

человека.

Среди ряда уже ранее названных особенностей права современного гражданского

общества нужно выделить то, что защита прав и свобод человека не только

становится целью законодательства и направлением правовой политики, но и

прямо включается в содержание правового регулирования как непосредственный

критерий при определении правомерности того, или иного поведения, предмет

судебной защиты. Отсюда, возможность обжалования государственных актов в

международных правосудные органы в случаях, когда, по мнению заявителя,

ущемляются права человека.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Эта защита

обеспечивается не только наличием в Конституции общего положения (ст.46), но

и специальным закреплением в ряде статей указаний на судебную защиту

важнейших прав и свобод - права на тайну переписки (ст.23),

неприкосновенность жилища (ст.25), права частной собственности (ст.35). Более

того, статья 46 гарантирует и международно-правовую защиту прав и свобод

человека путем обеспечения гражданам возможности обращаться, в случае

необходимости, в межгосударственные правозащитные органы.

В Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод

человека и гражданина, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми

способами, не запрещенными законом (ст.45). Решения и действия (или

бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления,

общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд

(ст.46). Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде

и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст.47, ч.1). При

этом Конституция впервые вводит в судебную практику новый институт -

присяжных заседателей. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на

рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ст.123, ч.4).

В реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы граждан (и не только

в нашей стране, а во всем мире), это выражается в: нарушении международных

актов, относящихся к правам народов, нарушении правового равенства граждан,

использовании прав и свобод в антиконституционных целях экстремистскими

силами, элементарным невыполнением законов. В России отсутствуют специальные

правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы российских граждан, их

реальную гарантированность. Фактически права и свободы граждан только

провозглашаются, но реально в жизни нередко происходит вопиющее нарушение

самых элементарных прав и свобод.

Ежедневно в мировом сообществе происходят массовые нарушения прав и свобод

человека - это преступления геноцида, различные способы расовой

дискриминации, преступления апартеида, военные преступления, а также

преступления против человечества.

ВЗАИМНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА.

Взаимная ответственность личности и государства - неотъемлемый признак

правового государства. В недемократическом государстве признается только

ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и

свободы и определяет, ограничивает его правовой статус. В правовом же

государстве, напротив, делается акцент на ответственности государственных

органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и

свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии

соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения

к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и

предусматривающих жесткие санкции за это.

Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как

участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах

равенства и справедливости.[25]

Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является конституционное

положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны

обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами

непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве

признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми

способами, не запрещенными законом (ст. ст. 33, 45 часть 2 Конституции

Российской Федерации). Все это вместе взятое делает государство ответственным

перед гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои

незаконные действия перед государством в лице его органов (ст. ст. 57, 58, 59

Конституции Российской Федерации).

Заключение.

Таким образом, детально рассмотрев концепцию правового государства можно прийти

к выводу, что в настоящее время делаются многочисленные попытки построить

правовое государство, например Россия уже объявлена таковым, но это еще не

значит, оно реально существует, “это является скорее задачей, которую предстоит

решить в ходе реформирования России, нежели свершившимся фактом”.

[26] Исходя из этого можно сделать вывод, что необходимо заниматься

проблемой создания рационального (правового) государства, как в наши дни так и

в обозримом будущем, ища способы решения данной проблемы. Следует также

отметить, что сейчас уже достигнуты некоторые успехи – все большее количество

государств становится на путь демократизации отношений между государством и

личностью. Таким образом ясно, что концепция правового государства, с одной

стороны, стоит в одном ряду с утопическими проектами, но, с другой стороны

носит весьма заметный отпечаток реализма, который сказывается в том, что,

во-первых, принципы правового государства опираются как на многовековую научную

традицию, так и на обширный практический опыт, а во-вторых, правовое

государство не претендует на коренное и окончательное усовершенствование

общества, но выступает лишь как одна из мер, наряду с другими путями движения к

искомому идеалу.[27]

Список используемой литературы:

1. Алексеев С.С. Теория права. М.: Бек, 1995.

2. Борисов О. А., Головкин Р. Б. Основы Конституции РФ. Учебное пособие

для абитуриентов. Владимир, 1997г.

3. Коваленко А. И. Теория государства и права, Москва 1994г.

4. Комментарий к Конституции РФ. Москва: изд-во БЕК, 1996г.

5. Конституция Российской Федерации.

6. Лившиц Р. З., Теория права, Москва, 1994г.

7. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995.

8. Страны мира. Краткий политико-экономический справочник. Москва: изд-

во Республика, 1993г.

9. Теория государства и права., под редакцией Венгерова А. Б., Москва,

Юристъ, 1996г.

10. Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю., Юридическая энциклопедия, Москва,

1997г.

11. Тихонравов Ю. В., Основы философии права., Москва, 1997г.

12. Толстик В.А. Теория права и государства. Н.Новгород, 1996.

13. Хропанюк В. Н., Теория государства и права, Москва, 1997г.

[1] Борисов О. А., Головкин Р. Б. Основы

Конституции РФ. –Владимир – 1997. – С. 15.

[2] Тихонравов Ю.И. Основы философии права – Москва – 1997. – С. 322.

[3] Кант И. Сочинения в шести томах. Т.4. Ч.2. – Москва : Мысль, 1962.

[4] Скакун О.Р. Теория правового

государства в дореволюционной России // Советское государство и право. – 1990.

– N2. – С.113.

[5] Тихонравов Ю.И. Основы философии права – Москва – 1997. – С. 323.

[6] Кант И. Сочинения в шести томах. Т.4. Ч.2. – Москва: Мысль, 1962.

[7] Венгеров А.Б. Теория государства и

права: Теория государства – Москва: Юристъ, 1996. – С. 81

[8] Монтескье Ш.Л. де. Избранные произведения. – Москва. – 1955.

[9] Конституция РФ ч.1, ст.1.

[10] Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. – Москва – 1978.

[11] Хропанюк В.Н. Теория государства и

права. – Москва : “Дабахов, Ткачев, Димов”, 1995. – С.80

[12] Хропанюк В.Н. Теория государства и

права. – Москва : “Дабахов, Ткачев, Димов”, 1995. – С.80

[13] Лившиц Р.З. Теория права. – Москва: изд-во “БЕК” 1994 – С. 55

[14] Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю.

Юридическая энциклопедия – Москва, 1997, - С. 343.

[15] Кант И. Сочинения в шести томах. Т.4. Ч.2. – Москва: Мысль, 1962. – С. 237.

[16] Тихонравов Ю.В., Основы философии права – Москва: Вестник, 1997, - С. 325.

[17] Хропанюк В.Н. Теория государства и

права. – Москва : “Дабахов, Ткачев, Димов”, 1995. – С.83

[18] Страны Мира: Краткий справочник. – Москва: Республика, 1993 – С. 379.

[19] Теория государства и права., под редакцией Венгерова А. Б.

[20] Тихонравов Ю.И. Основы философии права – Москва – 1997. – С. 328

[21] Хропанюк В.Н. Теория государства и

права. – Москва : “Дабахов, Ткачев, Димов”, 1995. – С.82

[22]Венгеров А.Б. Теория государства и

права: Теория государства – Москва: Юристъ, 1996.

[23] Хропанюк В.Н. Теория государства и

права. – Москва : “Дабахов, Ткачев, Димов”, 1995. – С.82

[24] Лившиц Р.З. Теория права, - Москва: БЕК, 1994, - С. 150.

[25] Хропанюк В.Н. Теория государства и права, - Москва, 1997, - С.83.

[26] Комментарий к Конституции РФ. – Москва: изд-во БЕК, 1996 – С. 15.

[27] Тихонравов Ю.И. Основы философии права – Москва – 1997. – С. 322.

Страницы: 1, 2, 3