Курсовая: Правовое государство
Курсовая: Правовое государство
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИИ
ВЛАДИМИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу:
“ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА”
Тема:
“ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО”
Выполнил: курсант 1 А курса
13 учебной группы
Сидорова Ю.А.
Владимир 2000
ПЛАН:
1. Введение
2. Понятие и признаки правового государства.
3. Система разделения властей в правовом государстве.
4. Верховенство закона.
5. Права и свободы человека в системе ценностей.
6. Взаимная ответственность личности и государства.
7. Социальная и юридическая защищенность личности.
8. Заключение.
9. Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В юридической литературе, трудах мыслителей и философов много внимания
уделяется проблеме построения идеального (правового) государства. Во многих
исследованиях, на протяжении многих лет и даже веков эта проблема подверглась
детальной разработке. Но имеются еще и спорные вопросы, требующие
дополнительного изучения.
Выбирая тему курсовой работы, я сразу остановился на проблеме правового
государства. Во-первых, идея правового государства развивалась еще
древнегреческими философами, такими как Аристотель, Платон и другие. Эта идея
является одной из центральных в теории государства и права. Во-вторых, данная
проблема особенно актуальна в наше время, так как множество современных
государств стремятся стать правовыми. Так например в Конституции РФ Россия
провозглашается правовым государством (ст. 1). Хотя это явно не соответствует
действительности, Россия лишь на пути к созданию правового государства, и
путь этот будет долгим и “тернистым”. Формально же получается, что мы уже
живем в правовом государстве. Россия провозглашена правовым государством,
поэтому каждый гражданин, а тем более сотрудник ОВД должен знать, что же это
такое – правовое государство, и что необходимо для его создания. Я понимаю,
что в данной работе не смогу полностью охватить весь круг вопросов и проблем,
относящихся к идее правового государства, но я попытаюсь, как можно подробней
изложить собранный мной материал и сделать по нему выводы.
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.
История хранит немало плодотворных идей о совместимости государства с правом.
Множество мыслителей, начиная с античности и до наших дней, занимаются
проблемой создания государства, которое отвечало бы их представлениям о
свободе, равенстве, законности, демократии.[1]
В процессе развития представлений о государстве и праве сформировалась идея
организации такой формы общественной жизни людей, при которой право становится
властной силой(законом), а публично-властная сила, признающая право, -
справедливой государственной властью. Такое понимание государства как правовой
организации публично-властной силы является основой идеи правового государства.
[2] В основе современных концепций правового государства лежат идеи
немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа
Монтескье (1689-1755; “О духе законов”, 1747) и других европейских мыслителей
ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.Ж.
Руссо. Необходимо также упомянуть и таких мыслителей древности, как Аристотель,
Платон, Полибий. Эти ученые полагали, что на смену государства (которое Кант
называл государством произвола[3]), должно
прийти правовое государство, в основе которого лежит идея независимой личности,
обладающей неотчуждаемыми, естественными правами. Взаимоотношения личности и
государственной власти в правовом государстве принципиально иные, нежели в
абсолютистском, ибо для первого характерно ограничение государственной власти,
скованность ее правом и законом. Вместе с тем, сам термин “правовое
государство” вошел в широкий научный оборот лишь после издания трудов немецкого
государствоведа Ф.Моля в 30-х гг. 19 столетия.
[4] В России идеи правового государства начали активно обсуждаться во второй
половине 19 века в связи с проведением реформ 60-70 гг.
[5]
Концепция правового государства у И. Канта сводится к следующим выводам:
источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или
свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился
до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем
поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического
императива, который сводится к следующему: "поступай так, чтобы ты всегда
относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как к
цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству" и "поступай так,
чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом"
[6]; правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены
границы поведения людей, чтобы воля одного лица не противоречила свободе
других; право призвано обеспечить, цивилизованные отношения между людьми;
государство - это объединение множества людей, подчиненных правовым законам. и
"государство в идее, такое, каким оно должно быть" обязано сообразовываться "с
чистыми принципами права"; государство призвано гарантировать правопорядок и
строиться на началах суверенитета. Благо государства, с точки зрения И. Канта,
заключается в согласованности государственного устройства с правовыми
принципами, объединяющими людей общей мерой их свободы с помощью
категорического императива.[7]
Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы
правления, формы государственного устройства определяют собой содержание
законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это
добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме
государства относится – это демократия, при которой власть принадлежит всему
народу, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством
которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного
собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку
существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного
достояния.[8] Теоретическая конструкция
правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVIII-ХХ вв.,
включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную,
верховенство правового закона, взаимную ответственность личности и государства,
доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с
юридическим принципом "дозволено все, что не запрещено законом", установление
реальных гарантий прав и свобод личности, стабильность законности правопорядка.
Многие ключевые понятия прошлого повторяются вновь. Идея правового государства
подразумевает наличие частной собственности в качестве первичной и исходной. В
нашем государстве делается попытка не только возродить идею правового
государства, но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим,
сложным и противоречивым и вероятно завершиться не скоро, хотя Россия и
провозглашается правовым государством.[9]
Для того чтобы понять суть правового государства, недостаточно ограничиться
набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства
правом, разделение властей, наличие конституции, демократия), определенной
системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в
законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, - и то и
другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть правового
государства - именно в характере законов, их соответствии правовой природе
вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель
подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная
собственность есть основное условие блеска его.
[10]
В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде идея правового государства
является социальной ценностью всего человечества, удачным сочетанием
общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового государства,
во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командная, обреченная на
деградацию из-за отсутствия стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового
строя служит развитое гражданское общество. Гражданское общество - система
экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других
отношений индивидов, свободно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации
для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно
строится на принципе самоуправляемости, защищено, моральными нормами и правом
от вмешательства государства. Правовое государство - лишь форма гражданского
общества. В не правовом (тоталитарном) государстве личность, общество и народ
противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены от
него. Там нет граждан, есть подданные. Правовое государство – это еще и такая
форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во
взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм
права. Но развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе
правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных
государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая
реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового
государства.[11] Гражданское общество
предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и
общественных организаций, которые служат барьером против посягательств
государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не только
"гражданственность", известную степень политической свободы, но и
"буржуазность", т. е. экономическую независимость человека, возможность
получить доход не от государства.
Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом
обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко
ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса
институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии,
необходимо указать, в частности, на такие как: право народа на осуществление
власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих
законодательные и контрольные функции; наличие местного самоуправления;
подчиненность всех органов власти закону; независимое и сильное правосудие.
В основе правовой экономики лежит принцип "от каждого по способностям - каждому
по труду. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и
потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует
возродить ряд свобод: 1) открыть простор всем видам собственности; 2) заменить
административные приказы договорами, основанными на равенстве сторон, 3)
сделать главенствующим принцип "разрешено все, что не запрещено законом", 4)
обеспечить эквивалентный характер обмена, 5) утвердить равноправие и
добросовестность в выборе партнера, 6) не ограничивать инициативу и
предприимчивость. Экономической основой правового государства являются
производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных
формах собственности равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.
[12] Правовая экономика и гражданское общество - переход от
распределительного общества к рыночному - это глубинные предпосылки
формирования правового государства.
Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности
гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить
свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится
на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно
за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо
духовным фундаментом его является признание прав человека и свобод человека.
Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается
господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и
независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и
где в основу организации государственной власти положен принцип разделения
законодательной, исполнительной и судебной властей. Это демократическое
государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в
осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это
предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое
гражданское общество, наличие в обществе такого правового режима, при котором
во взаимоотношениях граждан и государства господствует право и закон, а не
произвол и насилие. В правовом государстве обеспечивается возможность в
рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что
находит свое выражение, в формировании и функционировании политических
партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы
и т. п.
Признаки правового государства:
1. Верховенство правового закона во всех сферах жизни общества.
2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе
разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
3. Взаимная ответственность личности и государства.
4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.
5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном
функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в
рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений,
взглядов.
6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.
К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства,
видимо, можно отнести следующие: преодоление правового нигилизма в массовом
сознании; выработка высокой политико-правовой грамотности; появление
действенной способности противостоять произволу; разграничение партийных и
государственных функций; - установление парламентской системы управления
государством; торжество политико-правового плюрализма; выработка нового
правового мышления и правовых традиций.
Правовое государство – есть путь к возрождению естественных прав и свобод,
приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих
ценностей в праве. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная
общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права
человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. Суть
идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической
жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей
государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб
демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически
равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. В
чем же заключается отличие правового государства от государства как такового?
Государство как таковое характеризуется его всевластием, не связанностью
правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от
произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В
отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства
закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом,
подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную
и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство как и
всякое государство обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:
1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и
Страницы: 1, 2, 3
|