бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Правовое государство бесплатно рефераты

Курсовая: Правовое государство

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИИ

ВЛАДИМИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу:

“ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА”

Тема:

“ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО”

Выполнил: курсант 1 А курса

13 учебной группы

Сидорова Ю.А.

Владимир 2000

ПЛАН:

1. Введение

2. Понятие и признаки правового государства.

3. Система разделения властей в правовом государстве.

4. Верховенство закона.

5. Права и свободы человека в системе ценностей.

6. Взаимная ответственность личности и государства.

7. Социальная и юридическая защищенность личности.

8. Заключение.

9. Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

В юридической литературе, трудах мыслителей и философов много внимания

уделяется проблеме построения идеального (правового) государства. Во многих

исследованиях, на протяжении многих лет и даже веков эта проблема подверглась

детальной разработке. Но имеются еще и спорные вопросы, требующие

дополнительного изучения.

Выбирая тему курсовой работы, я сразу остановился на проблеме правового

государства. Во-первых, идея правового государства развивалась еще

древнегреческими философами, такими как Аристотель, Платон и другие. Эта идея

является одной из центральных в теории государства и права. Во-вторых, данная

проблема особенно актуальна в наше время, так как множество современных

государств стремятся стать правовыми. Так например в Конституции РФ Россия

провозглашается правовым государством (ст. 1). Хотя это явно не соответствует

действительности, Россия лишь на пути к созданию правового государства, и

путь этот будет долгим и “тернистым”. Формально же получается, что мы уже

живем в правовом государстве. Россия провозглашена правовым государством,

поэтому каждый гражданин, а тем более сотрудник ОВД должен знать, что же это

такое – правовое государство, и что необходимо для его создания. Я понимаю,

что в данной работе не смогу полностью охватить весь круг вопросов и проблем,

относящихся к идее правового государства, но я попытаюсь, как можно подробней

изложить собранный мной материал и сделать по нему выводы.

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.

История хранит немало плодотворных идей о совместимости государства с правом.

Множество мыслителей, начиная с античности и до наших дней, занимаются

проблемой создания государства, которое отвечало бы их представлениям о

свободе, равенстве, законности, демократии.[1]

В процессе развития представлений о государстве и праве сформировалась идея

организации такой формы общественной жизни людей, при которой право становится

властной силой(законом), а публично-властная сила, признающая право, -

справедливой государственной властью. Такое понимание государства как правовой

организации публично-властной силы является основой идеи правового государства.

[2] В основе современных концепций правового государства лежат идеи

немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа

Монтескье (1689-1755; “О духе законов”, 1747) и других европейских мыслителей

ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.Ж.

Руссо. Необходимо также упомянуть и таких мыслителей древности, как Аристотель,

Платон, Полибий. Эти ученые полагали, что на смену государства (которое Кант

называл государством произвола[3]), должно

прийти правовое государство, в основе которого лежит идея независимой личности,

обладающей неотчуждаемыми, естественными правами. Взаимоотношения личности и

государственной власти в правовом государстве принципиально иные, нежели в

абсолютистском, ибо для первого характерно ограничение государственной власти,

скованность ее правом и законом. Вместе с тем, сам термин “правовое

государство” вошел в широкий научный оборот лишь после издания трудов немецкого

государствоведа Ф.Моля в 30-х гг. 19 столетия.

[4] В России идеи правового государства начали активно обсуждаться во второй

половине 19 века в связи с проведением реформ 60-70 гг.

[5]

Концепция правового государства у И. Канта сводится к следующим выводам:

источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или

свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился

до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем

поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического

императива, который сводится к следующему: "поступай так, чтобы ты всегда

относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как к

цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству" и "поступай так,

чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом"

[6]; правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены

границы поведения людей, чтобы воля одного лица не противоречила свободе

других; право призвано обеспечить, цивилизованные отношения между людьми;

государство - это объединение множества людей, подчиненных правовым законам. и

"государство в идее, такое, каким оно должно быть" обязано сообразовываться "с

чистыми принципами права"; государство призвано гарантировать правопорядок и

строиться на началах суверенитета. Благо государства, с точки зрения И. Канта,

заключается в согласованности государственного устройства с правовыми

принципами, объединяющими людей общей мерой их свободы с помощью

категорического императива.[7]

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы

правления, формы государственного устройства определяют собой содержание

законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это

добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме

государства относится – это демократия, при которой власть принадлежит всему

народу, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством

которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного

собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку

существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного

достояния.[8] Теоретическая конструкция

правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVIII-ХХ вв.,

включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную,

верховенство правового закона, взаимную ответственность личности и государства,

доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с

юридическим принципом "дозволено все, что не запрещено законом", установление

реальных гарантий прав и свобод личности, стабильность законности правопорядка.

Многие ключевые понятия прошлого повторяются вновь. Идея правового государства

подразумевает наличие частной собственности в качестве первичной и исходной. В

нашем государстве делается попытка не только возродить идею правового

государства, но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим,

сложным и противоречивым и вероятно завершиться не скоро, хотя Россия и

провозглашается правовым государством.[9]

Для того чтобы понять суть правового государства, недостаточно ограничиться

набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства

правом, разделение властей, наличие конституции, демократия), определенной

системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в

законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, - и то и

другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть правового

государства - именно в характере законов, их соответствии правовой природе

вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель

подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная

собственность есть основное условие блеска его.

[10]

В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде идея правового государства

является социальной ценностью всего человечества, удачным сочетанием

общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового государства,

во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командная, обреченная на

деградацию из-за отсутствия стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового

строя служит развитое гражданское общество. Гражданское общество - система

экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других

отношений индивидов, свободно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации

для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно

строится на принципе самоуправляемости, защищено, моральными нормами и правом

от вмешательства государства. Правовое государство - лишь форма гражданского

общества. В не правовом (тоталитарном) государстве личность, общество и народ

противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены от

него. Там нет граждан, есть подданные. Правовое государство – это еще и такая

форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во

взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм

права. Но развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе

правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных

государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая

реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового

государства.[11] Гражданское общество

предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и

общественных организаций, которые служат барьером против посягательств

государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не только

"гражданственность", известную степень политической свободы, но и

"буржуазность", т. е. экономическую независимость человека, возможность

получить доход не от государства.

Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом

обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко

ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса

институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии,

необходимо указать, в частности, на такие как: право народа на осуществление

власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих

законодательные и контрольные функции; наличие местного самоуправления;

подчиненность всех органов власти закону; независимое и сильное правосудие.

В основе правовой экономики лежит принцип "от каждого по способностям - каждому

по труду. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и

потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует

возродить ряд свобод: 1) открыть простор всем видам собственности; 2) заменить

административные приказы договорами, основанными на равенстве сторон, 3)

сделать главенствующим принцип "разрешено все, что не запрещено законом", 4)

обеспечить эквивалентный характер обмена, 5) утвердить равноправие и

добросовестность в выборе партнера, 6) не ограничивать инициативу и

предприимчивость. Экономической основой правового государства являются

производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных

формах собственности равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.

[12] Правовая экономика и гражданское общество - переход от

распределительного общества к рыночному - это глубинные предпосылки

формирования правового государства.

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности

гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить

свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится

на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно

за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо

духовным фундаментом его является признание прав человека и свобод человека.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается

господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и

независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и

где в основу организации государственной власти положен принцип разделения

законодательной, исполнительной и судебной властей. Это демократическое

государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в

осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это

предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое

гражданское общество, наличие в обществе такого правового режима, при котором

во взаимоотношениях граждан и государства господствует право и закон, а не

произвол и насилие. В правовом государстве обеспечивается возможность в

рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что

находит свое выражение, в формировании и функционировании политических

партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы

и т. п.

Признаки правового государства:

1. Верховенство правового закона во всех сферах жизни общества.

2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе

разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность личности и государства.

4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.

5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном

функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в

рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений,

взглядов.

6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства,

видимо, можно отнести следующие: преодоление правового нигилизма в массовом

сознании; выработка высокой политико-правовой грамотности; появление

действенной способности противостоять произволу; разграничение партийных и

государственных функций; - установление парламентской системы управления

государством; торжество политико-правового плюрализма; выработка нового

правового мышления и правовых традиций.

Правовое государство – есть путь к возрождению естественных прав и свобод,

приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих

ценностей в праве. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная

общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права

человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. Суть

идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической

жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей

государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб

демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически

равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. В

чем же заключается отличие правового государства от государства как такового?

Государство как таковое характеризуется его всевластием, не связанностью

правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от

произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В

отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства

закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом,

подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную

и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство как и

всякое государство обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и

Страницы: 1, 2, 3