Курсовая: Правоотношения ОВД
что фактические отношения, складывающиеся между работниками милиции и
гражданами ( или другими субъектами права), не предусмотренные нормами права,
могут иметь важное практическое значение, они будут иметь моральный или иной
социальный характер, но правовыми не являются. Этот момент важно иметь в
виду, ибо лишь правовые отношения влекут за собой определенные правовые
последствия, защищаются государством - в случаях нарушения сторонами
правоотношения своих юридических обязанностей потерпевшая сторона может
обратиться к государству ( в лице определенных органов ) для привлечения к
ответственности правонарушителя.
Итак, содержание правоотношения, поведение его сторон моделируются в правовой
норме, в ее главной части - диспозиции.
Законность правоотношений связанна не только с необходимостью выполнения
сторонами своих прав и обязанностей, но и с наличием законных оснований их
возникновения и развития ( юридических фактов ), а также определением
причастности тех или иных лиц к данному правоотношению ( субъектов
правоотношений ). Все указанные условия законности правоотношений также
предопределены правовыми нормами.
Таким образом, ближайшим основанием законности правоотношений служат правовые
нормы которые предусматривают:
· кто может быть участником правоотношения (гражданин, организация,
орган государства);
· какие обстоятельства (юридические факты) необходимы для возникновения
правоотношений;
· каково содержание взаимных прав и обязанностей участников
правоотношений (субъективное право и юридическая обязанность);
· каковы последствия невыполнения сторонами правоотношений своих
обязанностей ( возможность привлечения к юридической ответственности ).
Одной из основных функций государства является осуществление законности
правоотношений, эту роль выполняют органы внутренних дел.
Органы внутренних дел в процессе своей деятельности по охране общественного
порядка вступает в разнообразные правоотношения, что связанно с ее
функциональным назначением.
Сотрудники органов внутренних дел, обладая властными полномочиями, вступают в
правоотношения с гражданами и организациями. Между сторонами складываются,
как правило, вертикальные отношения, при которых одной из сторон выступают
ОВД. Взаимосвязь между их участниками представляет собой отношение власти и
подчинения. Такого рода специфика присуща как внешним правоотношениям (т.е.
отношениям между милицией и гражданами, организациями, учреждениями, другими
органами государства, должностными лицами), возникающим в ходе обеспечения
общественного порядка, так и внутренним, существующим между милицейскими
подразделениями различных уровней и вышестоящими органами системы МВД.
В деятельности ОВД возможны также правоотношения, носящие горизонтальный
характер и возникающие между несоподчиненными органами. Они носят, как
правило, договорный характер. Примерами могут быть правоотношения об охране
объектов межведомственной сторожевой охраны, квартир граждан, об
использовании труда осужденных в деятельности хозяйственных организаций и
д.р. Однако договорные правоотношения не специфичны для деятельности органов
внутренних дел. В этих отношениях они выступают, как правило, в качестве
юридического лица, а не органа государства, осуществляющие государственно-
властные функции.
Особенность деятельности ОВД состоит также в том, что она регулируется
разнообразными правовыми нормами, относящимися к различным отраслям права -
государственного, административного, уголовно-процессуального, и др. Однако
на ОВД распространяется лишь часть правовых норм указанных отраслей права,
причем только тех, которые регулируют сферу охраны общественного порядка,
общественного спокойствия, составляющую компетенцию ОВД. Это и обуславливает
то, что ОВД вступают в разнообразные по отраслевой принадлежности
правоотношения (в соответствии с различными правовыми нормами).
Исходя из общей ( предложенной выше ) классификации правоотношений и
функциональных задач ОВД, рассмотрим основные виды правоотношений различных
отраслей права, в которых протекает ех деятельность:
· Государственно-правовые отношения. Своеобразием этих
отношений является то, что органы внутренних дел выступают в них в качестве
подчиненной стороны. Исполнительные органы осуществляют руководство и
определяют направление их работы; осуществляют контроль, организуют
координацию, связь и взаимодействие по обеспечению законности и общественного
порядка в деятельности подчиненных им органов управления и общественных
организаций, предприятий, учреждений; издают обязательные для органов
внутренних дел решения и др.
· Административные правоотношения. Наиболее специфичны для
деятельности органов внутренних дел, ибо они входят в систему
исполнительно-распорядительных органов. Типичными для деятельности органов
внутренних дел являются административные правоотношения властного содержания, в
которых один из участников приписывает другому установленное нормой
административного права обязательное для исполнения явление.
Административные правоотношения складываются в процессе осуществления
органами внутренних дел службы охраны общественного порядка, паспортной,
разрешительной систем, обеспечение соблюдения безопасности движения
транспорта и пешеходов и др. Они характерны как для внешних, так и для
внутренней сферы связей, в которых протекает деятельность органов внутренних
дел. Особенности внешних связей состоят в том, что они, как правило являются
властеотношениями, где властным субъектом выступает сотрудник органов
внутренних дел. Административные правоотношения в деятельности органов
внутренних дел могут носить как регулятивный, так и правоохранительный
характер. Регулятивные правоотношения связаны с решением положительных задач
(например, в разрешительной системе ), правоохранительные - возникают при
совершении административного правонарушения и состоят в применении
административной санкции к правонарушителю. Так, нарушение гражданином правил
уличного движения влечет возникновение административного охранительного
правоотношения. Среди административных правоотношений можно выделить
материальные и процессуальные. Последние играют важную роль в ходе
привлечения правонарушителя к административной ответственности. Все виды
административных правонарушений, складывающихся в ходе осуществления органами
внутренних дел своих функций, пронизано требованиями законности, важнейшими
из которых являются:
1. соответствие административных правоотношений нормам права;
2. обязательное и безусловное выполнение требования о применения о
применении мер административного принуждения к лицу лишь в случаях и
пределах, установленных законом, и лишь за те проступки, которые это лицо
совершило;
3. обязательное удовлетворение предусмотренных законодательством прав
граждан, использование которых связано с деятельностью органов внутренних
дел.
4. привлечение общественности к осуществлению возложенных на органы
внутренних дел задач и др.
· уголовно-процессуальные отношения. Осуществляя функцию
охраны общественного порядка, органы внутренних дел в случае обнаружения
признаков преступления или необходимости его пресечения должны произвести
неотложные следственные действия. Им представлено право возбуждать уголовные
дела и производить по ним предварительное расследование в форме дознания;
проводить необходимые оперативно розыскные меры в целях обнаружения признаков
преступления и лиц, их совершивших; производить неотложные следственные
действия по делам, по которым обязательно предварительное следствие. В ходе
проведения дознания органы внутренних дел вступают в уголовно процессуальные
отношения, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.
Уголовно-процессуальные отношения являются властеотношениями, где стороной,
обладающей властными полномочиями, выступает орган дознания. При характеристике
уголовно-процессуальных отношений с особой силой следует подчеркнуть важность
соблюдения требований законности, ибо ее нарушение (незаконный обыск, выемка и
др.) неизбежно влекут за собой нарушения прав и свобод личности или других
субъектов, в помещении которых произведены незаконные обыск или выемка.
· уголовные правоотношения. Уголовные правоотношения бывают двух видов:
· правоотношения пассивного типа, характеризующиеся обязанностью всех
субъектов права (граждан, должностных лиц) соблюдать запреты, содержащиеся в
нормах уголовного права.[7]
· правоотношения активного типа ( охранительные правоотношения ) ,
возникающие в связи с совершенным преступлением.
Работники органов внутренних дел могут быть участниками уголовных
правоотношений и при использовании ими права необходимой обороны согласно
нормам уголовного права. Вместе с тем сотрудники органов внутренних дел,
совершившие предусмотренные нормами уголовного права должностные
преступления, несут уголовную ответственность и в этом смысле являются
участниками уголовных правоотношений второго типа. Наконец, осуществляя
задачу охраны общественного порядка, выполняя функции дознания по отнесенным
к их компетенции видам преступления, сотрудники милиции становятся
участниками уголовных правоотношений охранительного типа, в которых они
выступают как представители государства.
· гражданские правоотношения. В процессе осуществления задач
по охране государственной собственности, имущественных прав и законных
интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений, а также реализации
собственных имущественных интересов органы внутренних дел вступают в
гражданские правоотношения. Органы внутренних дел вступают в специальные
гражданские правоотношения, в которых являются обязательными участниками:
правоотношения по охране квартир граждан, по охране объектов организаций и др.
Органы внутренних дел вступают в гражданские правоотношения и по защите права
собственности граждан в связи с обеспечением сохранности имущества при
находках, пожарах, наследственного имущества и др. Помимо этого органы
внутренних дел участвуют в гражданско-правовых отношениях по защите права
собственности в связи с восстановлением нарушенных имущественных прав
организаций и граждан, обеспечению возврата похищенных вещей. В этих случаях
гражданско-правовые отношения возникают параллельно с применением органами
внутренних дел уголовного, уголовно процессуального, административного права.
Такая ситуация возникает в ходе осуществления дознания по таким преступлениям,
как хищение, угон автомототранспортных средств, а также в случаях взыскания
неосновательно приобретенного имущества, в связи с восстановление правомочий
собственника и др.
Рассмотрение общих черт, характеризующих правоотношения, складывающиеся в
деятельности органов внутренних дел, а также основных видов этих
правоотношений позволяет подчеркнуть следующие важные положения:
· специфика функционального назначения милиции, ее компетенция
предопределяет многообразие правоотношений, в которые они вступают;
· характеристика правовых норм деятельности органов внутренних дел,
конкретизация требований законности, к ней предъявляемых, возможны лишь при
комплексном изучении не только всего многообразия правоотношений, в которые
вступают органы внутренних дел, но и их взаимосвязи, переплетении.
· главным требованием законности, предъявляемым к правоотношению,
является соответствие его содержания положению Конституции, других законов,
принципом права и предусматривающей эти правоотношения норме определенной
отросли права;
· другим важным требованием законности является обязательное вступление
органов внутренних дел в правоотношения, если это предписывают правовые
нормы. При этом рамки правоотношений, их содержание должны соответствовать
модели, сформулированной в предписании правовой нормы.
Заключение:
В современном обществе важное значение приобретает творческая,
координирующая, организующая функция права, как средства управления
обществом. Именно в этой области правоотношение являются основным средством
реализации нормы. Исследование общих, наиболее важных аспектов
правоотношения, его структуры, динамики на современном этапе развития
общества является актуальным. Одна из основных целей исследования - раскрыть
природу данного явления общественной жизни, показать его место в системе
научного управления обществом, наметить возможности практического применения
результатов исследования.
В настоящее время в теории ряда отраслевых правовых наук широкое внимание
уделяется изучению правоотношений в соответствующих областях правового
регулирования. Такие исследования имеют и теоретическое и практическое
значение. Органическая связь теории права и государства и теории отраслевых
правовых наук в исследовании общих черт правоотношений в различных областях
жизни общества призвана способствовать совершенствованию правового
регулирования общественных отношений современного общества.
Список использованной литературы:
1. Закон о милиции
2. Иванова З. Д. Законность - основа правоотношений в деятельности
милиции. Лекция. М., МВШМ МВД СССР, 1987
3. Аверин А. Объект спорного правоотношения // Российская юстиция 1994 №3 с.42
4. Варламова Н. В. Правоотношения: философский и юридический подходы.
// Правоведение. 1991. №4. с.44-54
5. Халфина Р. О. Общее учение правоотношений М., 1974.
6. Коваленко А. И. «Общая теория государства и права (в вопросах и
ответах)»: учебное пособие. М.: ТЕИС, 1996
7. Общая теория права: учебник для юр. Вузов / под общей редакцией
А.С. Пиголкина, М.: издательство МГТУ им. М.Н. Баумуна, 95
8. ТПГ: учебник для вузов /под редакцией проф. Г.Н. Москова. - М.:
издательство БЕК, 1996
Приложение 1:
Виды правоотношений
| | | | | | | | В зависимости от количества субъектов |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | По отношению прав и обязанностей участников |
| | | | |
| | | | | | | | По предмету правового регулирования |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | По методу правового регулирования |
| | | | | | | | | | | | | | | | По содержанию поведения обязанной стороны |
| | |
| | | В зависимости от функционального назначения |
|
[1] Александров Н. Г. Законность и
правоотношения в советском обществе. М. 1955. С. 96
[2] Бабаев В. К. Общая теория права. Н. Новгород, 1993.
[3] Бойцов В. Я. Система субъектов
советского государственного права. Уфа, 1972. С. 77.
[4] См.: Философский энциклопедический словарь. М, 1983. С. 453.
[5] Бабаев В. К. Общая теория права. Н. Новгород, 1993.
[6] См.: Исаков В. Б. Фактический
состав в механизме правового регулирования. Саратов, 1980. С. 37.
[7] Прохоров В. С. Преступления и ответственность. Л, 1984. С 88-89
Страницы: 1, 2, 3
|