бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Правоотношения ОВД бесплатно рефераты

что фактические отношения, складывающиеся между работниками милиции и

гражданами ( или другими субъектами права), не предусмотренные нормами права,

могут иметь важное практическое значение, они будут иметь моральный или иной

социальный характер, но правовыми не являются. Этот момент важно иметь в

виду, ибо лишь правовые отношения влекут за собой определенные правовые

последствия, защищаются государством - в случаях нарушения сторонами

правоотношения своих юридических обязанностей потерпевшая сторона может

обратиться к государству ( в лице определенных органов ) для привлечения к

ответственности правонарушителя.

Итак, содержание правоотношения, поведение его сторон моделируются в правовой

норме, в ее главной части - диспозиции.

Законность правоотношений связанна не только с необходимостью выполнения

сторонами своих прав и обязанностей, но и с наличием законных оснований их

возникновения и развития ( юридических фактов ), а также определением

причастности тех или иных лиц к данному правоотношению ( субъектов

правоотношений ). Все указанные условия законности правоотношений также

предопределены правовыми нормами.

Таким образом, ближайшим основанием законности правоотношений служат правовые

нормы которые предусматривают:

· кто может быть участником правоотношения (гражданин, организация,

орган государства);

· какие обстоятельства (юридические факты) необходимы для возникновения

правоотношений;

· каково содержание взаимных прав и обязанностей участников

правоотношений (субъективное право и юридическая обязанность);

· каковы последствия невыполнения сторонами правоотношений своих

обязанностей ( возможность привлечения к юридической ответственности ).

Одной из основных функций государства является осуществление законности

правоотношений, эту роль выполняют органы внутренних дел.

Органы внутренних дел в процессе своей деятельности по охране общественного

порядка вступает в разнообразные правоотношения, что связанно с ее

функциональным назначением.

Сотрудники органов внутренних дел, обладая властными полномочиями, вступают в

правоотношения с гражданами и организациями. Между сторонами складываются,

как правило, вертикальные отношения, при которых одной из сторон выступают

ОВД. Взаимосвязь между их участниками представляет собой отношение власти и

подчинения. Такого рода специфика присуща как внешним правоотношениям (т.е.

отношениям между милицией и гражданами, организациями, учреждениями, другими

органами государства, должностными лицами), возникающим в ходе обеспечения

общественного порядка, так и внутренним, существующим между милицейскими

подразделениями различных уровней и вышестоящими органами системы МВД.

В деятельности ОВД возможны также правоотношения, носящие горизонтальный

характер и возникающие между несоподчиненными органами. Они носят, как

правило, договорный характер. Примерами могут быть правоотношения об охране

объектов межведомственной сторожевой охраны, квартир граждан, об

использовании труда осужденных в деятельности хозяйственных организаций и

д.р. Однако договорные правоотношения не специфичны для деятельности органов

внутренних дел. В этих отношениях они выступают, как правило, в качестве

юридического лица, а не органа государства, осуществляющие государственно-

властные функции.

Особенность деятельности ОВД состоит также в том, что она регулируется

разнообразными правовыми нормами, относящимися к различным отраслям права -

государственного, административного, уголовно-процессуального, и др. Однако

на ОВД распространяется лишь часть правовых норм указанных отраслей права,

причем только тех, которые регулируют сферу охраны общественного порядка,

общественного спокойствия, составляющую компетенцию ОВД. Это и обуславливает

то, что ОВД вступают в разнообразные по отраслевой принадлежности

правоотношения (в соответствии с различными правовыми нормами).

Исходя из общей ( предложенной выше ) классификации правоотношений и

функциональных задач ОВД, рассмотрим основные виды правоотношений различных

отраслей права, в которых протекает ех деятельность:

· Государственно-правовые отношения. Своеобразием этих

отношений является то, что органы внутренних дел выступают в них в качестве

подчиненной стороны. Исполнительные органы осуществляют руководство и

определяют направление их работы; осуществляют контроль, организуют

координацию, связь и взаимодействие по обеспечению законности и общественного

порядка в деятельности подчиненных им органов управления и общественных

организаций, предприятий, учреждений; издают обязательные для органов

внутренних дел решения и др.

· Административные правоотношения. Наиболее специфичны для

деятельности органов внутренних дел, ибо они входят в систему

исполнительно-распорядительных органов. Типичными для деятельности органов

внутренних дел являются административные правоотношения властного содержания, в

которых один из участников приписывает другому установленное нормой

административного права обязательное для исполнения явление.

Административные правоотношения складываются в процессе осуществления

органами внутренних дел службы охраны общественного порядка, паспортной,

разрешительной систем, обеспечение соблюдения безопасности движения

транспорта и пешеходов и др. Они характерны как для внешних, так и для

внутренней сферы связей, в которых протекает деятельность органов внутренних

дел. Особенности внешних связей состоят в том, что они, как правило являются

властеотношениями, где властным субъектом выступает сотрудник органов

внутренних дел. Административные правоотношения в деятельности органов

внутренних дел могут носить как регулятивный, так и правоохранительный

характер. Регулятивные правоотношения связаны с решением положительных задач

(например, в разрешительной системе ), правоохранительные - возникают при

совершении административного правонарушения и состоят в применении

административной санкции к правонарушителю. Так, нарушение гражданином правил

уличного движения влечет возникновение административного охранительного

правоотношения. Среди административных правоотношений можно выделить

материальные и процессуальные. Последние играют важную роль в ходе

привлечения правонарушителя к административной ответственности. Все виды

административных правонарушений, складывающихся в ходе осуществления органами

внутренних дел своих функций, пронизано требованиями законности, важнейшими

из которых являются:

1. соответствие административных правоотношений нормам права;

2. обязательное и безусловное выполнение требования о применения о

применении мер административного принуждения к лицу лишь в случаях и

пределах, установленных законом, и лишь за те проступки, которые это лицо

совершило;

3. обязательное удовлетворение предусмотренных законодательством прав

граждан, использование которых связано с деятельностью органов внутренних

дел.

4. привлечение общественности к осуществлению возложенных на органы

внутренних дел задач и др.

· уголовно-процессуальные отношения. Осуществляя функцию

охраны общественного порядка, органы внутренних дел в случае обнаружения

признаков преступления или необходимости его пресечения должны произвести

неотложные следственные действия. Им представлено право возбуждать уголовные

дела и производить по ним предварительное расследование в форме дознания;

проводить необходимые оперативно розыскные меры в целях обнаружения признаков

преступления и лиц, их совершивших; производить неотложные следственные

действия по делам, по которым обязательно предварительное следствие. В ходе

проведения дознания органы внутренних дел вступают в уголовно процессуальные

отношения, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.

Уголовно-процессуальные отношения являются властеотношениями, где стороной,

обладающей властными полномочиями, выступает орган дознания. При характеристике

уголовно-процессуальных отношений с особой силой следует подчеркнуть важность

соблюдения требований законности, ибо ее нарушение (незаконный обыск, выемка и

др.) неизбежно влекут за собой нарушения прав и свобод личности или других

субъектов, в помещении которых произведены незаконные обыск или выемка.

· уголовные правоотношения. Уголовные правоотношения бывают двух видов:

· правоотношения пассивного типа, характеризующиеся обязанностью всех

субъектов права (граждан, должностных лиц) соблюдать запреты, содержащиеся в

нормах уголовного права.[7]

· правоотношения активного типа ( охранительные правоотношения ) ,

возникающие в связи с совершенным преступлением.

Работники органов внутренних дел могут быть участниками уголовных

правоотношений и при использовании ими права необходимой обороны согласно

нормам уголовного права. Вместе с тем сотрудники органов внутренних дел,

совершившие предусмотренные нормами уголовного права должностные

преступления, несут уголовную ответственность и в этом смысле являются

участниками уголовных правоотношений второго типа. Наконец, осуществляя

задачу охраны общественного порядка, выполняя функции дознания по отнесенным

к их компетенции видам преступления, сотрудники милиции становятся

участниками уголовных правоотношений охранительного типа, в которых они

выступают как представители государства.

· гражданские правоотношения. В процессе осуществления задач

по охране государственной собственности, имущественных прав и законных

интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений, а также реализации

собственных имущественных интересов органы внутренних дел вступают в

гражданские правоотношения. Органы внутренних дел вступают в специальные

гражданские правоотношения, в которых являются обязательными участниками:

правоотношения по охране квартир граждан, по охране объектов организаций и др.

Органы внутренних дел вступают в гражданские правоотношения и по защите права

собственности граждан в связи с обеспечением сохранности имущества при

находках, пожарах, наследственного имущества и др. Помимо этого органы

внутренних дел участвуют в гражданско-правовых отношениях по защите права

собственности в связи с восстановлением нарушенных имущественных прав

организаций и граждан, обеспечению возврата похищенных вещей. В этих случаях

гражданско-правовые отношения возникают параллельно с применением органами

внутренних дел уголовного, уголовно процессуального, административного права.

Такая ситуация возникает в ходе осуществления дознания по таким преступлениям,

как хищение, угон автомототранспортных средств, а также в случаях взыскания

неосновательно приобретенного имущества, в связи с восстановление правомочий

собственника и др.

Рассмотрение общих черт, характеризующих правоотношения, складывающиеся в

деятельности органов внутренних дел, а также основных видов этих

правоотношений позволяет подчеркнуть следующие важные положения:

· специфика функционального назначения милиции, ее компетенция

предопределяет многообразие правоотношений, в которые они вступают;

· характеристика правовых норм деятельности органов внутренних дел,

конкретизация требований законности, к ней предъявляемых, возможны лишь при

комплексном изучении не только всего многообразия правоотношений, в которые

вступают органы внутренних дел, но и их взаимосвязи, переплетении.

· главным требованием законности, предъявляемым к правоотношению,

является соответствие его содержания положению Конституции, других законов,

принципом права и предусматривающей эти правоотношения норме определенной

отросли права;

· другим важным требованием законности является обязательное вступление

органов внутренних дел в правоотношения, если это предписывают правовые

нормы. При этом рамки правоотношений, их содержание должны соответствовать

модели, сформулированной в предписании правовой нормы.

Заключение:

В современном обществе важное значение приобретает творческая,

координирующая, организующая функция права, как средства управления

обществом. Именно в этой области правоотношение являются основным средством

реализации нормы. Исследование общих, наиболее важных аспектов

правоотношения, его структуры, динамики на современном этапе развития

общества является актуальным. Одна из основных целей исследования - раскрыть

природу данного явления общественной жизни, показать его место в системе

научного управления обществом, наметить возможности практического применения

результатов исследования.

В настоящее время в теории ряда отраслевых правовых наук широкое внимание

уделяется изучению правоотношений в соответствующих областях правового

регулирования. Такие исследования имеют и теоретическое и практическое

значение. Органическая связь теории права и государства и теории отраслевых

правовых наук в исследовании общих черт правоотношений в различных областях

жизни общества призвана способствовать совершенствованию правового

регулирования общественных отношений современного общества.

Список использованной литературы:

1. Закон о милиции

2. Иванова З. Д. Законность - основа правоотношений в деятельности

милиции. Лекция. М., МВШМ МВД СССР, 1987

3. Аверин А. Объект спорного правоотношения // Российская юстиция 1994 №3 с.42

4. Варламова Н. В. Правоотношения: философский и юридический подходы.

// Правоведение. 1991. №4. с.44-54

5. Халфина Р. О. Общее учение правоотношений М., 1974.

6. Коваленко А. И. «Общая теория государства и права (в вопросах и

ответах)»: учебное пособие. М.: ТЕИС, 1996

7. Общая теория права: учебник для юр. Вузов / под общей редакцией

А.С. Пиголкина, М.: издательство МГТУ им. М.Н. Баумуна, 95

8. ТПГ: учебник для вузов /под редакцией проф. Г.Н. Москова. - М.:

издательство БЕК, 1996

Приложение 1:

Виды правоотношений

Двусторонние

В зависимости от

количества субъектов

Многосторонние

Простые

По отношению прав и

обязанностей участников

Пассивные

Активные

Сложные

государственно-правовые

По предмету правового

регулирования

административные

гражданские

длящиеся

По продолжительности

кратковременные

Управленческие

По методу правового регулирования

Договорные

По содержанию поведения обязанной стороны

Регулятивные

Охранительные

В зависимости от функционального назначения

Материальные

Процессуальные

По способу

регулирования

[1] Александров Н. Г. Законность и

правоотношения в советском обществе. М. 1955. С. 96

[2] Бабаев В. К. Общая теория права. Н. Новгород, 1993.

[3] Бойцов В. Я. Система субъектов

советского государственного права. Уфа, 1972. С. 77.

[4] См.: Философский энциклопедический словарь. М, 1983. С. 453.

[5] Бабаев В. К. Общая теория права. Н. Новгород, 1993.

[6] См.: Исаков В. Б. Фактический

состав в механизме правового регулирования. Саратов, 1980. С. 37.

[7] Прохоров В. С. Преступления и ответственность. Л, 1984. С 88-89

Страницы: 1, 2, 3