бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Понятие прав и свобод человека и гражданина бесплатно рефераты

все равно эти права каждый человек имел бы с самого своего рождения. Однако

их реализация была бы затруднительна, тогда как закрепление их в Конституции

усиливает правовые возможности реализации этих естественных прав, поскольку,

обретя форму позитивных прав, они одновременно получают соответствующую

конституционную обязанность государства гарантировать провозглашенные права

человека и гражданина.

Отметим еще одно обстоятельство, связанное с особенностями реализации

естественных прав. Оно заключается в том, что естественные права получают

развитие в позитивных правах, но на более низком правотворческом уровне.

Например, то же естественное право на жизнь (безотносительно оттого,

закреплено оно в Конституции, как сейчас, или нет, как это было в нашей

стране в предыдущих Конституциях) обеспечивается целым рядом позитивных прав,

например, на защиту со стороны правоохранительных органов в случаях угрозы

жизни или право на необходимую оборону.

Взгляды ученых на естественное право и виды естественных прав.

В юридической литературе сложилась неоднозначная трактовка понятия естественного

права. Вместе с тем не подвергается сомнению то самое главное, что отличает

естественное право, а именно его неотчуждаемость от человека.

Естественное право существует само по себе, при этом оно исходит из

особенностей человека как социально-биологического существа. Это очень хорошо

видно на примере права на жизнь. Человек, родившись, начинает жить, реализуя

это данное ему от природы естественное право безотносительно от того, что об

этом может записать законодательный орган.

Соответственно право на жизнь можно назвать естественно-биологическим. Однако

человек является не только биологическим, но и социальным существом, и поэтому

он имеет соответствующие естественно-социальные права. Примером может

служить право на достоинство личности, которое возникает и формируется по мере

развития общественных отношений, т. е. в той среде, которая принципиально

отличает сообщество людей от животного стада, и человек, таким образом, с

рождения получает это право на достоинство.

Нетрудно заметить, в том числе и по названию, что естественные права человека

базируются на естественной теории права, ранее подвергавшейся в нашей стране

критике, что, видимо, является одной из причин явно недостаточной

разработанности в правовых науках соответствующих проблем. Между тем еще Г.Ф.

Шершеневич в начале нынешнего века писал о том, что уяснение сущности права

"невозможно без понимания природы человека во всех ее проявлениях, без

проникновения в потребности человека, его способности, стремления. Теория

права должна начинать с антропологического момента". По мнению его

современника Н.М. Коркунова, каким бы разнообразным и изменчивым ни являлось

право положительное, над ним стоит вечное право природы.

В современных международных актах также указывается, вслед за научными

доктринами, что естественные права вытекают исключительно из свойств самой

личности, что они принадлежат человеку с рождения. Так, ст.1 Всеобщей

декларации прав человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в

своем достоинстве и правах.». О достоинстве, присущем ребенку,

свидетельствуют 3,4 и 9 принципы Конвенции о правах ребенка ( 1959 г.). В

Семейном кодексе РФ прямо указывается, что ребенок имеет право на уважение

его человеческого достоинства (ст. 54), а способы воспитания детей должны

исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое

достоинство обращение (ст. 65).

Наконец, о принадлежности неотчуждаемых прав человека с момента рождения

говорится в Конституции Российской Федерации (ст. 17), ГК РФ (ст. 150).

Свои права человек приобретает от рождения, и они не могут как "дароваться"

человеку государством, так и произвольно отчуждаться в пользу последнего"

[7]. В ст. 17 Конституции РФ речь идет об основных правах, таких как жизнь

человека, его достоинство, свобода – естественных правах, характеризующихся

неотъемлемостью и неотчуждаемостью. Г. Д. Садовникова, известный

конституционалист, считает, что «возможность отчуждения какого-либо из основных

прав и свобод ставит под вопрос существование государства с такими

характеристиками, какие закреплены в основах конституционного строя»

[8] Это так, государство не дарует человеку права, а признает и гарантирует

их согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Отчуждение

основных прав, ограничение свободы каждого члена общества должно быть разумным

и целесообразным, лишь в целях охраны конституционных прав, свобод и законных

интересов третьих лиц, защиты нравственности, охраны правопорядка.

Известный дореволюционный российский правовед и философ П. И. Новгородцев

естественное право трактовал как вечное, неотъемлемое право человеческой

личности, имеющее нравственную природу и характер абсолютной ценности. По

мнению С.С.Алексеева, естественное право представляет собой "исходный в жизни

людей феномен", а источником этого права являются "либо Бог, либо сама природа,

либо иные явления, с ними однопорядковые "

[9].

Как видно, большинство авторов в естественное право в обязательном порядке

включают его природный источник.

С учетом изложенного естественное право (как социальное явление) можно

определить как совокупность сформированных человеческим сообществом прав на

фундаментальные социальные блага, обретаемые человеком с рождения.

Какие конкретно естественные права здесь имеются в виду? К естественному

праву человека авторы обычно относят

право на жизнь, выделяя его в качестве основополагающего (В.А. Кучинский,

М.И.Ковалев, В.М.Чхиквадзе и др.). В числе естественных разные авторы

называют также:

право на свободу (И.Л. Петрухин);

право на равенство (А. Б. Венгеров);

право на достоинство личности (Ф.М. Рудинский);

право на личную неприкосновенность (К. Б. Толкачев);

право на охрану здоровья (Н.С. Малеин);

право на неприкосновенность частной жизни, на благоприятную окружающую среду

(В.А. Карташкин, ЕАЛукашева);

право на общение с себе подобными, на продолжение рода (В.К. Бабаев),

право на собственность (А. О. Хармати);

право на индивидуальный облик (М.Н. Малеина);

право на безопасность, на сопротивление угнетению (В.С.Нерсесянц);

право на добровольное объединение в союзы, на справедливый судебный процесс

(Ю. И. Гревцов);

право народов на определение своей судьбы, право наций на самоопределение,

право придти на помощь народу - жертве агрессии, право на эквивалент в

экономических отношениях (С. С. Алексеев).

Аналогичное положение сложилось и в нормативных актах. Так, в ст. 17

Конституции Российской Федерации говорится о том, что основные права и

свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, однако не

уточняется, о каких именно основных правах и в каких случаях идет речь.

Однако, как представляется, не все права, зафиксированные во второй главе

Конституции, можно относить к числу естественных. Не являются таковыми,

например, право обвиняемого на рассмотрение его дела судом присяжных (ст.

47), право потерпевшего на компенсацию причиненного ущерба (ст. 52) и др. Ряд

прав, например, право на жилище (ст. 40), при определенных обстоятельствах

подлежат отчуждению и также не могут быть отнесены к числу неотчуждаемых.

Заметим, что, например, не может быть отнесено к неотчуждаемым право на

собственность, поскольку владелец собственности может произвести отчуждение

по своей воле — передать, подарить, наследовать и т. д. Вместе с тем не

вызывает никаких сомнений неотчуждаемость таких прав человека, как право на

жизнь, на свободу, на достоинство, на личную неприкосновенность. Так, в

основе права на жизнь лежит биологическое существование, которое не может

протекать вне человека. Стремление к свободе - свойство человеческой

личности, свобода не существует без человека, а человек—без свободы.

Изложенное позволяет подчеркнуть еще две особенности естественных прав человека.

Во-первых, они реализуются непосредственно, т. е. без какого бы то ни

было правоприменительного акта. Правами на свободу, достоинство, личную

неприкосновенность обладают все без исключения люди. Другое дело, что при

определенных обстоятельствах они могут быть уменьшены в объеме, в то время как

для других конституционных прав (например, на собственность, на жилище, на

труд) требуется оформление юридических документов.

Во-вторых, реализация естественных прав осуществляется объективно,

независимо от воли людей. Такой вывод основывается на следующих положениях.

Человек не выбирает родителей, времени и места рождения, пола; все это он,

повзрослев, воспринимает как объективную данность, совершенную помимо его

желаний и интересов.

Наряду с правом на жизнь наиболее значимыми естественными правами являются

права на свободу, на достоинство личности, на личную неприкосновенность,

зафиксированные в международно-правовых документах по правам человека, а

также в Конституции Российской Федерации (ст. 20,21). Именно они

использовались для иллюстраций в ходе

рассуждений. Более того, именно эти права человека, абсолютно справедливо

поставленные в первый ряд в перечне конституционных прав и свобод,

исчерпывают круг обобщенных, целостных естественных прав человека, являются

первичными естественными правами.

Все другие естественные права представляют собой так называемые вторичные

права, исходящие из основных, первичных, либо входящих в первичные в качестве

их частей, составляющих. Например, право на охрану здоровья (ст. 41

Конституции Российской Федерации), право на благоприятную окружающую среду

(ст. 42) можно считать компонентами права на жизнь. Свобода передвижения (ст.

27), свобода мысли (ст. 29) - составляющие обобщенного понятия свободы.

Указанные обстоятельства дают основание выделить естественные права человека

на жизнь, свободу, достоинство личности и личную неприкосновенность в качестве

фундаментальных человеческих ценностей и поставить их в один иерархический ряд.

VI. Классификация прав и свобод человека и гражданина

Права человека имеют сложную структуру: существуют определенные различия в

понятиях «права человека» и «права гражданина», «права» и «свободы» человека,

«основные (фундаментальные) и иные права человека», «права индивида» и

«коллективные права». Права человека различаются по времени возникновения

(«поколения прав человека»), по сферам жизнедеятельности — личные

(гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и

свободы.

Права и свободы человека и гражданина

Различие между понятиями «право» и «свобода» в достаточной мере условно. И то

и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид и

меру своего поведения как человека, как гражданина государства. По своей

юридической природе и системе гарантий права и свободы идентичны. Они

очерчивают обеспечиваемые государством социальные возможности человека в

различных сферах.

Вместе с тем понятие «свобода» в большей мере отражают самостоятельность

личности, невмешательство в ее внутренний мир: "каждому гарантируется свобода

совести, свобода вероисповедания..." (ст. 28); "каждому гарантируется свобода

мысли и слова" (ст. 29); "каждый имеет право свободно распоряжаться своими

способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию" (ст. 37).

Понятие «право» в большей мере предполагает какие-то положительные действия,

услуги со стороны государства или правомочия человека на участие в

деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных

структур(например, право участвовать в управлении делами государства, право

избирать и быть избранным).

Однако разграничение между правами и свободами провести трудно, поскольку

зачастую всю сферу политических прав с четко определенными правомочиями также

именуют "свободами". Различие в терминологии является скорее традиционным,

сложившимся еще в XVIII-XIX вв.

Основные и иные права человека и гражданина

Необходимо внести ясность в понятие "основные", "конституционные" и иные права

человека. Отсутствие строгости формулировок в ряде конституций несколько

затрудняет ответ на этот вопрос. Некоторые авторы, в частности Е. А. Лукашева,

считает, что «основные права индивида — это и есть конституционные права. Такая

трактовка вытекает, например, из сопоставления ст. 17 и ст. 55 Конституции РФ,

отмечающей, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно

толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод

человека и гражданина»[10]. На

мой взгляд, необходимо выделить и классифицировать такие понятия как

естественные, конституционные, основные, фундаментальные права человека.

Во-первых, в соответствии с концепцией «естественных прав», которой я

придерживаюсь, естественные права не зависят от того, закреплены они в

Конституции, или нет. Поэтому следует развести эти понятия. Предлагаю такую

классификацию: естественные права, как принадлежащие от рождения, не зависящие

от закрепления их в законах(такие как право на жизнь, на свободу, на

достоинство личности); конституционные права, характеризующиеся

закрепленностью их в Конституции(т. е. в разных станах набор конституционных

прав неодинаков); и иные права, которые могут включать полностью или частично

естественные и конституционные, но необязательно, что они должны быть

закреплены в Основном законе. Не все права закрепляет Конституция, человечество

развивается, уровень науки и техники повышается, а законодательство всегда

отстает от этого уровня, не многие законы пишутся на будущее, в основном

ставится вопрос об урегулировании отношений, сложившихся в обществе на

сегодняшний момент. Для каждого должна быть обеспечена возможность апеллировать

к праву, не вошедшему в конституционный перечень, а для судьи – возможность

проверки соблюдения такого права. То, что неписанные права существуют, дает

понять ч.1 ст. 55 Конституции, которая излагает предпосылки признания таких

прав: «Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно

толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод

человека и гражданина».

Многие конституционалисты отождествляют основные права с конституционными –

такая трактовка не лишена смысла. Но даже по названию, если есть основные

права, значит есть неосновные, нефундаментальные. Я придерживаюсь такой точки

зрения, что основные, или фундаментальные права закрепляются в Конституции и

международных договорах и отождествляются с конституционными. Но нельзя

забывать, что существуют естественные права, не зависящие от позитивных, есть

также и иные права, которые не ниже основных. Основные права являются

стержнем правового статуса личности. Человеку для нормальной

жизнедеятельности необходимо больше прав, чем их закреплено в Конституции,

все они необходимы для нормального взаимодействия с обществом и государством.

Но все иные права являются вторичными по отношению к

основным(конституционным)(напр.: право на защиту доброго имени (ст. 23)

вытекает из права на достоинство личности; право на неприкосновенность

частной жизни (ст. 23), право на неприкосновенность жилища (ст. 25) - части

права наличную неприкосновенность; часть 1 ст. 22 Конституции РФ закрепляет

свободу и личную неприкосновенность каждого). Это основное право порождает

целую систему прав, закрепленных в УК РФ, ГК РФ, КоАП РФ, УПК РФ и других

нормативных актах.

Поэтому основные, фундаментальные права, зафиксированные в конституции

государства, важнейших международно-правовых актах по правам человека,

являются правовой базой для производных, но не менее важных его прав.

Основные права являются субъективными. Это истина, которая сегодня очевидна,

в ходе исторического развития неоднократно оспаривалась. Лишь в начале XX в.

гражданин получил возможность ссылаться на них перед лицом властных структур.

Понимание под "основными" фундаментальными правами конституционных прав

получило достаточно широкое распространение с середины XIX в. В специальной

литературе стало обычным рассматривать конституционные права как основные.

В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко за

Страницы: 1, 2, 3, 4