Курсовая: Понятие механизма современного государства
исполнительной власти.
Органы исполнительной власти (органы государственного управления) – это
исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную
работу по государственному управлению общественными процессами в интересах
общества или его части (политическими силами, стоящими у власти).
Органы исполнительной власти предназначены в первую очередь для исполнения
законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей
предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных
нормативных актов.
В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются
необходимой для их нормального функционирования оперативной
самостоятельностью. На них возлагаются все ответственные задачи по
правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности
общества и государства. Эти задачи, равно как место и роль органов управления
в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных
правовых актах. Так, согласно ст. 97 Конституции Франции правительство
“руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной
администрацией и обороной страны”.
Главой органов государственного управления может быть монарх, президент или
глава правительства – премьер-министр, в зависимости от формы правления
государства.
Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в
президентских республиках) или коллегиального органа. В первом случае,
правительство выступает как группа ближайших советников главы государства, а
полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во
втором случае, правительство формируется на основе специальной процедуры с
участием парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой
парламентского большинства и обладать собственными полномочиями. Наиболее
значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их
исполнение, правительство издает в форме регламентных актов.
В зависимости от характера, объема и содержания полномочий, органы
государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и
специальной (функциональной) компетенции. Органы общей компетенции
(например, советы министров) объединяют и направляют работу по руководству
всеми или большинством отраслей государственного управления. Органы
отраслевой и специальной компетенции (министерства, различные государственные
комитеты, специальные ведомства) осуществляют руководство лишь отдельными
отраслями государственного управления.
В органах исполнительной власти практически нет выборности, эти органы обычно
учреждаются, а их руководители назначаются руководителем государства,
правительства, главами администраций. Они могут действовать как на началах
коллегиальности (Правительство РФ), так и единоначалия (министерства), и
иметь различную подчиненность (непосредственно Президенту, Председателю
Правительства).
В Российской Федерации государственное управление, согласно ст. 110 п.1
Конституции РФ, осуществляет Правительство, состоящее из Председателя,
заместителей Председателя и федеральных министров. Председатель Правительства
РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является
примером проявления принципа сдержек и противовесов, так как при назначении
Президенту придется считаться с парламентским большинством. Правительство
Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению
внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет
полномочия Правительства. Правительством Российской Федерации осуществляется
разработка государственного бюджета, управление федеральной собственностью,
проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры
по обороне страны, реализации внешней политики и защите прав и свобод
населения. Правительство РФ руководит работой министерств и иных федеральных
органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.
В Российской Федерации органы исполнительной власти в своей основной
деятельности не подотчетны и неподконтрольны органам законодательной власти,
хотя и действуют в тесном сотрудничестве с последними. Вся система органов
исполнительной власти действует под руководством Президента РФ, являющегося
одновременно и главой исполнительной власти.
Функции государственного управления в субъектах федерации принадлежит
различным по названию органам: правительствам, областной или краевой
администрации, которые возглавляются различными должностными лицами
(губернаторами, главами администраций, председателями правительства).
Государственное управление на местах осуществляется посредством либо
назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной
администрации), либо выборных органов местного самоуправления.
Роль исполнительной власти особенно важна и заметна там, где проводятся
реформы, совершается переход от тоталитаризма к демократии. В этих условиях
судьба реформ в основном оказывается в руках исполнительной власти, что
предопределяет необходимость в ее усилении и гарантиях независимости.
Конституционно-правовые институты закрепляют эту общественную необходимость.
Кроме того, исполнительная власть повсеместно обнаруживает тенденцию к
разрастанию государственного аппарата, коррупции, чиновничьему произволу, что
создает необходимость общественного контроля за ее деятельностью.
3.1.1 Положение Президента в системе органов государственной власти.
С принципом разделения властей вполне сообразуется то, что по Конституции РФ
Президент РФ как глава государства не относится непосредственно к какой-либо
одной из трех основных ветвей власти, подобно тому, как это закреплено в
Конституциях Франции, Германии, Италии.
Согласно Конституции РФ, Президент РФ является гарантом федеральной
Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном
Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской
Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает
согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной
власти.
Президент России в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами
определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он
как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных
отношениях. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными
Силами РФ. В развитие данного конституционного положения федеральный Закон
“Об обороне” закрепил, что Президент РФ осуществляет руководство Вооруженными
Силами РФ. Некоторые полномочия, которыми наделен Президент РФ, он реализует
совместно с Федеральным Собранием России (например, назначение Председателя
Правительства РФ и других высших должностных лиц Российской Федерации).
Президент РФ избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Институт президентства имеет место и в ряде республик в составе Российской
Федерации. При этом правовой статус президента как главы государства либо
главы исполнительной власти определяется конституцией соответствующей
республики.
3.2. Органы законодательной власти.
Органы законодательной власти занимают центральное место в структуре
государственного аппарата. Основным назначением этих органов является
законодательная деятельность. Выделяя особую роль органов законодательной
власти в политической жизни общества и государства, конституции отдельных
стран специально указывают не только на то, что “парламент является высшим
органом государственной власти”, но и на то, что он является “единственным
законодательным органом государства” (Конституция Японии 1947 г., ст. 41).
Конституции других государств в этих же целях обращают внимание на то, какие
по характеру правила должны содержаться в принимаемых парламентом законах.
При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии, которые
призваны обеспечивать более эффективную деятельность законодательного
органа. Они ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию
парламента: бюджетно-финансовую деятельность, международные дела,
здравоохранение и другие.
Главенствующее положение органов законодательной власти в механизме
государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов,
придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженным в них. Однако
верховенство их власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия
ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и
справедливости. Она находится под контролем народа и специальных
конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие
законов действующей конституции.
В России, в силу ее федеративного устройства, следует различать федеральные
органы государственной власти (двухпалатное Федеральное Собрание), а также
органы государственной власти субъектов федерации. Причем система органов
государственной власти республик, краев, областей устанавливается ими
самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими
принципами организации представительных и исполнительных органов
государственной власти, установленных федеральными законами. Эти органы
избираются гражданами РФ и имеют исключительное право на принятие законов.
Парламент представляет суверенитет народа, и только он один правомочен
выражать волю народа в форме закона. Парламенты могут иметь двухпалатную и
однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из
двух палат – нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми
законодательными полномочиями (в США – это Палата представителей и Сенат, в
России – Совет Федерации и Государственная Дума). Однопалатные парламенты
существуют главным образом в странах с более или менее однородным
национальным составом населения или небольших по территориальным размерам
(Венгрия, Дания, Финляндия).
Согласно Конституции РФ (ст. 94), Федеральное Собрание – парламент Российской
Федерации является представительным и законодательным органом Российской
Федерации. Он состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной
думы. К ведению Совета Федерации относятся: рассмотрение и утверждение
законов, принятых Государственной Думой; изменение границ между субъектами
Федерации; назначение выборов Президента; назначение на должность судей
Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ,
Генерального прокурора и другие вопросы, указанные в ч. 1 ст. 102 Конституции
РФ. В компетенцию Государственной Думы входят: дача согласия Президенту на
назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии
Правительству; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ
и другие вопросы, указанные в ч. 1 ст. 103 Конституции РФ.
Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях
конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них, котрые
в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на
политическую жизнь страны.
3.3. Органы судебной власти.
Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных
органов, основной социальной функцией которых является осуществление
правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц,
совершивших противоправные поступки.
Подобно тому как представительные органы и органы управления являются
носителями соответственно законодательной и исполнительной властей, система
судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение
закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств.
Так, например, в ст. 117 Конституции Испании (1978 г.) говорится, что
“судебная власть исходит из народа и осуществляется от имени короля судьями и
магистратами, которые являются независимыми, ответственными и подчинены
исключительно закону”. В ст. 92 Конституции ФРГ (1949 г.) прокламируется, что
“судебная власть вверяется судьям; она осуществляется Федеральным
конституционным судом, федеральными судами, указанными в настоящем Основном
законе и судами земель”.
Органы, осуществляющие правосудие – третья власть государственной власти,
которая играет особую роль и в механизме государственной власти и в системе
сдержек и противовесов. Особая роль органов судебной власти определяется
тем, что он – арбитр в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не
законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. Роль судебной
власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других
властей в рамках конституционной законности и права прежде всего путем
осуществления конституционного надзора и судебного контроля за ветвями
власти. Систему органов правосудия могут составлять судебные органы,
действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной
и других юрисдикций.
Структура судебных органов в разных странах неодинакова. Именуются они также
по-разному. В КНР, например, – это Верховный народный суд, местные народные
суды, “военные суды и другие специальные народные суды”.
В США национальная судебная система состоит из Верховного суда США, Верховных
судов штатов, окружных судов, апелляционных судов, военных трибуналов и
других судов. Конституция США в связи с этим устанавливает, что “судебная
власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими
судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом” (ст.3, разд
1).
Однако, несмотря на особенности структуры и другие различия судебных органов
разных стран, у них много сходства в целях и задачах, которые перед ними
ставятся. В большинстве конституций современных государств закрепляется
принцип гласности судопроизводства, открытости судебного разбирательства.
Вся система судов возглавляется верховными судебными органами, которые во
многих странах выполняют одновременно функции конституционного суда. В
некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей
юрисдикции. Члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо
назначаются президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими
органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением
конституционного надзора, конституционный суд имеет право толкования
конституции.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством
конституционного, гражданского, административного и уголовного
судопроизводства, это отражено в ч. 2, ст. 118 Конституции РФ.
Конституцией Российской Федерации предусмотрены: а) Конституционный Суд РФ;
б) Верховный Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд РФ, г) соответствующие суды
субъектов федерации.
Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным,
административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (ст. 126
Конституции РФ).
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению
экономических споров (ст. 127 Конституции РФ).
Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными
органами в РФ и давать заключение о соответствии Конституции издаваемых
нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный
Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125
Конституции РФ).
3.3.1. Прокуратура.
Кроме того, значительную роль в государственном механизме ряда стран играет
система органов прокуратуры. В одних странах прокуратура является составной
частью суда, а в других организационно отделена от него. Она призвана
осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органов
государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными
организациями, должностными лицами и гражданами.
Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законности в работе
органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах,
при исполнении наказаний и других мер принудительного характера.
Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют
нормы, содержащиеся в конституциях и специальных законах, регулирующих
порядок организации и деятельности прокуратуры.
В Росси сформировалась единая централизованная система органов прокуратуры с
подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Прокуратура РФ не входит не в одну из ветвей власти. Прокуроры субъектов
федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее
субъектами, иные прокуроры назначаются им самостоятельно. Полномочия,
организация и порядок деятельности прокуратуры определяются Конституцией РФ в
статье 129, а также законом РФ от 1992года в редакции 2003 “О прокуратуре
РФ”. Основным направлением деятельности прокуратуры является прокурорский
надзор. Помимо этого она осуществляет преследование лиц, совершивших
преступления, а также осуществляет координацию деятельности
правоохранительных органов в борьбе с преступностью.
4. Местное самоуправление.
Местное (муниципальное) самоуправление – одна из демократических основ
системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент
устройства власти в большинстве стран мира.
Существование местного самоуправления, его эволюция связаны с проблемами
публичной власти, которая существует в классовом обществе как
государственная власть, осуществление которое доверено прежде всего
общенациональным государственным органам и должностным лицам в
соответствии с принципом разделения властей. Однако на местном уровне
публичная власть реализуется уже не государственными органами, а
непосредственно местным населением и образуемыми им органами и
соответствующим образом избираемыми или назначаемыми должностными лицами.
Под местным самоуправлением понимается самостоятельная деятельность граждан
(под свою ответственность и в соответствии с законодательством) по
регулированию, управлению и решению непосредственно или через формируемые
ими органами местного самоуправления, значительной части вопросов местного
значения в интересах населения данной территории, с учетом развития всего
общества.
Местное территориальное самоуправление, вне всякого сомнения, имеет прямое
отношение к проблеме организации народовластия в государстве. Государство,
будучи выразителем общего интереса народа, обеспечивает его реализацию,
прежде всего, в форме закона, который обязателен для всех, кому он
адресован. Исполнение законов осуществляется соответствующими органами, в том
числе и органами населения районов, городов и других поселений. Последние
соединяют эту деятельность с конкретными интересами местного населения, более
того, население может стать основным субъектом этой государственной работы.
Следовательно, местное население может становиться основным субъектом
управленческих, административно-правовых отношений, что является одной из
характерных черт местного самоуправления.
Вторая характерная черта местного самоуправления вытекает из первой.
Государственно-правовая природа местного самоуправления определяется не
только необходимостью децентрализации публичной власти, но и более значимой
проблемой организации государственной власти вообще. Общеизвестно, что
степень децентрализации власти в демократическом обществе должна
детерминироваться объективными потребностями развития общества и государства,
то есть на местном уровне власти должно быть столько, сколько ее необходимо
для эффективного жизнеобеспечения территориальных сообществ и решения на
местах, в пределах их территорий, вопросов государственного значения.
В настоящее время муниципальные системы всех высокоразвитых стран мира
являются основой, фундаментом национальной государственности и поэтому
являются частью конституционного механизма государства.
Например, в Основном Законе ФРГ, статье 28 содержится норма, в соответствии
с которой “в землях, уездах и областях народ должен иметь представительства”.
Конституции субъектов германской федерации, развивая норму федерального
Основного Закона предоставляют общинам статус исключительных обладателей
“всех полномочий местного публичного управления, осуществляемого на основе
их собственной ответственности. Они могут решать любую задачу публичной
власти.”, кроме случаев, когда решение этих задач возложено на другие
ведомства.
В США и Канаде вопросы местного самоуправления являются исключительными
предметами ведения субъектов федерации. Конституция V-й Французской
республики (ст.72) закрепляет территориальные коллективы – коммуны,
департаменты, заморские территории, которые свободно управляются выборными
органами при соблюдении условий, предусмотренных законом.
Местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей
ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою
ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и
распоряжения муниципальной собственностью. Оно организационно обособлено от
системы государственных органов, но в формах, только ему присущих как бы
продолжает их деятельность на местах.
Возможность и необходимость создания органов местного самоуправления
предусмотрена Конституцией РФ (ст. 131, п.1) и федеральным законом “Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ” (ст. 14, п.6). Причем как
принцип местного самоуправления федеральное законодательство закрепляет
норму, в соответствии с которой структура органов местного самоуправления
определяется населением самостоятельно.
В соответствии со статьей 130 Конституции РФ, местное самоуправление
осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого
волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления,
подконтрольные населению.
Право граждан на осуществление местного самоуправления детализировано в
федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в
РФ”. В нем четко просматривается недопустимость ограничения этого права
гражданина путем исключения территорий, в которых отсутствовало
муниципальное управление. Причем реализация этого права возможна как путем
непосредственного волеизъявления граждан (референдумы, выборы), так же через
активное и пассивное избирательное право, через равный доступ к муниципальной
службе, через право граждан обращаться в органы и к должностным лицам
местного самоуправления.
Перечень полномочий органов самоуправления (правовое выражение их
деятельности) позволяет выделить следующие основные функции органов местного
самоуправления:
1) обеспечение участия населения в решении местных дел;
2) управление муниципальной собственностью;
3) обеспечение развития соответствующей территории;
4) охрана общественного порядка.
К исключительному ведению местного самоуправления относятся вопросы
утверждения местного бюджета, установление местных налогов и сборов.
В целях защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных
возможностей для их наиболее полной реализации, Конституция РФ (ст. 133)
гарантирует: судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления;
компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых
органами государственной власти; гарантии местного самоуправления более
детального закрепляются федеральным законодательством, а также правовыми
актами субъектов РФ.
Необходимо отметить, что на конституционном уровне решена и такая проблема,
как наделение органов местного самоуправления отдельными государственными
полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и
финансовых ресурсов.
В системе органов, формируемых в муниципальном управлении ведущая роль
принадлежит представительным органам местного самоуправления. Они, состоящие
из депутатов, решают от имени избравшего их населения наиболее важные вопросы
местной жизни. К исключительному ведению представительного органа местного
самоуправления относятся вопросы: утверждения местного бюджета, установление
местных налогов и сборов, контроль за деятельностью органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных
уставом муниципальных образований (ст.15, ч.3 федерального закона “Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ”).
Заключение.
В результате проведенного исследования по проблеме устройства аппарата
(механизма) государственной власти и составляющих его органов можно сделать
следующий основополагающий вывод.
Разделение властей между государственными органами происходит вследствие
разнообразия стоящих перед государством социально-политических,
экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной
власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач
государственной власти, соответствующих его компетенции.
Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-
распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к
невыполнению всего комплекса задач государства.
Непосредственно организация и деятельность государственного аппарата
осуществляется на основе ряда принципов, под которыми понимаются руководящие
идеи, начала, лежащие в основе его создания и функционирования, и
проявляющиеся как в деятельности государственного аппарата в целом, так и в
его отдельных частях, структурно обособленных единицах. Большинство данных
принципов закреплено в Конституции страны, либо в иных законах и нормативно-
правовых актах, где они могут быть развиты и дополнены.
Принцип разделения властей существует не только в теории государства и права,
он реально осуществляется на практике в различных государствах мира, причём
имеет место в различных формах, вариантах, не теряя при этом своего
содержания. В Российской Федерации государственная власть также строится на
основе этого принципа, хотя при этом имеет свои специфические особенности.
Таким образом, в заключении можно сказать, что теория разделения властей
осуществляется прежде всего в плане общего принципа, руководящего начала,
которое следует иметь в виду при создании структуры государственных органов
и определении контуров их полномочий. И как идея единства властей, теория
разделения властей не имеет и, видимо, не может иметь абсолютно “чистых”
форм своего осуществления.
Список использованной литературы.
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Акалис, 1996.
2. Венгеров А. Б. “Теория государства и права”. Учебник для юридических
вузов. – М.: Новый юрист, 1998.
3. Бабаев В. К. “Теория государства и права”. Учебник. – М.: Юристъ, 2003.
4. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. “Конституционное прова Росии”. Учебник.
– М.: Юристъ, 2002.
5. Матузов Н. И., Малько А. В. “Теория государства и права”. Курс лекций.
– М.: Юристъ, 2001.
6. Комаров С. А. “Общая теория государства и права в схемах и
определениях”. – М.: Юрайт, 1998.
7. Черданцев А. Ф. “Теория государства и права”. М.: Юрайт, 2001.
8. Баглай М. В. “Конституционное право Российской Федерации”. Учебник.
– М.: Норма, 1998.
9. Лазарев В. В., Липень С. В. “Теория государства и права”. – М.: Спарк,
2000.
10. Чиркин В. Е. “Основы государственной власти”. – М.: Юристъ,
1996.
Страницы: 1, 2
|