бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Понятие механизма современного государства бесплатно рефераты

исполнительной власти.

Органы исполнительной власти (органы государственного управления) – это

исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную опера­тивную

работу по государственному управлению общественными процессами в интересах

общества или его части (политическими силами, стоящими у власти).

Органы исполнительной власти предназначены в первую очередь для испол­нения

законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей

предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных

нормативных актов.

В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются

необходимой для их нормального функционирования оперативной

самостоя­тельностью. На них возлагаются все ответственные задачи по

правовому регу­лированию и руководству различными сферами жизнедеятельности

общества и государства. Эти задачи, равно как место и роль органов управления

в госу­дарственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных

правовых актах. Так, согласно ст. 97 Конституции Франции правительство

“руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной

администрацией и обороной страны”.

Главой органов государственного управления может быть монарх, президент или

глава правительства – премьер-министр, в зависимости от формы правления

государства.

Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в

президентских республиках) или коллегиального органа. В первом случае,

правительство выступает как группа ближайших советников главы госу­дарства, а

полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во

втором случае, правительство формируется на основе специальной процедуры с

участием парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой

парламентского большинства и обладать собственными полномочиями. Наиболее

значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их

исполнение, правительство издает в форме регламентных актов.

В зависимости от характера, объема и содержания полномочий, органы

государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и

специальной (функциональной) компетенции. Органы общей компетенции

(например, советы министров) объединяют и направляют работу по руко­водству

всеми или большинством отраслей государственного управления. Органы

отраслевой и специальной компетенции (министерства, различные государственные

комитеты, специальные ведомства) осуществляют руко­водство лишь отдельными

отраслями государственного управления.

В органах исполнительной власти практически нет выборности, эти органы обычно

учреждаются, а их руководители назначаются руководителем госу­дарства,

правительства, главами администраций. Они могут действовать как на началах

коллегиальности (Правительство РФ), так и единоначалия (мини­стерства), и

иметь различную подчиненность (непосредственно Президенту, Председателю

Правительства).

В Российской Федерации государственное управление, согласно ст. 110 п.1

Конституции РФ, осуществляет Правительство, состоящее из Председателя,

заместителей Председателя и федеральных министров. Председатель Правительства

РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является

примером проявления принципа сдержек и противовесов, так как при назначении

Президенту придется считаться с парламентским большинством. Правительство

Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению

внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет

полномочия Правительства. Правительством Российской Федерации осуществляется

разработка государственного бюджета, управление федеральной собственностью,

проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры

по обороне страны, реализации внешней политики и защите прав и свобод

населения. Правительство РФ руководит работой министерств и иных федеральных

органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

В Российской Федерации органы исполнительной власти в своей основной

деятельности не подотчетны и неподконтрольны органам законодательной власти,

хотя и действуют в тесном сотрудничестве с последними. Вся система органов

исполнительной власти действует под руководством Президента РФ, являющегося

одновременно и главой исполнительной власти.

Функции государственного управления в субъектах федерации принад­лежит

различным по названию органам: правительствам, областной или краевой

администрации, которые возглавляются различными должностными лицами

(губернаторами, главами администраций, председателями правительства).

Государственное управление на местах осуществляется посредством либо

назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной

адми­нистрации), либо выборных органов местного самоуправления.

Роль исполнительной власти особенно важна и заметна там, где проводятся

реформы, совершается переход от тоталитаризма к демократии. В этих условиях

судьба реформ в основном оказывается в руках исполнительной власти, что

предопределяет необходимость в ее усилении и гарантиях незави­симости.

Конституционно-правовые институты закрепляют эту общественную необходимость.

Кроме того, исполнительная власть повсеместно обнаруживает тенденцию к

разрастанию государственного аппарата, коррупции, чиновничьему произволу, что

создает необходимость общественного контроля за ее деятельностью.

3.1.1 Положение Президента в системе органов государственной власти.

С принципом разделения властей вполне сообразуется то, что по Конституции РФ

Президент РФ как глава государства не относится непосред­ственно к какой-либо

одной из трех основных ветвей власти, подобно тому, как это закреплено в

Конституциях Франции, Германии, Италии.

Согласно Конституции РФ, Президент РФ является гарантом федеральной

Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном

Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской

Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает

согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной

власти.

Президент России в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами

определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он

как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных

отношениях. Президент РФ является Верховным Главно­командующим Вооруженными

Силами РФ. В развитие данного конституционного положения федеральный Закон

“Об обороне” закрепил, что Президент РФ осуществляет руководство Вооруженными

Силами РФ. Некоторые полномочия, которыми наделен Президент РФ, он реализует

сов­местно с Федеральным Собранием России (например, назначение Председателя

Правительства РФ и других высших должностных лиц Российской Федерации).

Президент РФ избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего

равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Институт президентства имеет место и в ряде республик в составе Российской

Федерации. При этом правовой статус президента как главы госу­дарства либо

главы исполнительной власти определяется конституцией соот­ветствующей

республики.

3.2. Органы законодательной власти.

Органы законодательной власти занимают центральное место в структуре

государственного аппарата. Основным назначением этих органов является

законодательная деятельность. Выделяя особую роль органов законодательной

власти в политической жизни общества и государства, конституции отдельных

стран специально указывают не только на то, что “парламент является высшим

органом государственной власти”, но и на то, что он является “единственным

законодательным органом государства” (Конституция Японии 1947 г., ст. 41).

Конституции других государств в этих же целях обращают внимание на то, какие

по характеру правила должны содержаться в прини­маемых парламентом законах.

При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии, которые

призваны обеспечивать более эффективную деятельность законо­дательного

органа. Они ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию

парламента: бюджетно-финансовую деятельность, между­народные дела,

здравоохранение и другие.

Главенствующее положение органов законодательной власти в механизме

государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов,

придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженным в них. Однако

верховенство их власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия

ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и

справедливости. Она находится под контролем народа и специальных

конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие

законов действующей конституции.

В России, в силу ее федеративного устройства, следует различать феде­ральные

органы государственной власти (двухпалатное Федеральное Собрание), а также

органы государственной власти субъектов федерации. Причем система органов

государственной власти республик, краев, областей устанавливается ими

самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими

принципами организации предста­вительных и исполнительных органов

государственной власти, установленных федеральными законами. Эти органы

избираются гражданами РФ и имеют исключительное право на принятие законов.

Парламент представляет суверенитет народа, и только он один правомочен

выражать волю народа в форме закона. Парламенты могут иметь двухпалатную и

однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из

двух палат – нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми

законодательными полномочиями (в США – это Палата представителей и Сенат, в

России – Совет Федерации и Государственная Дума). Однопалатные парламенты

существуют главным образом в странах с более или менее одно­родным

национальным составом населения или небольших по территориальным размерам

(Венгрия, Дания, Финляндия).

Согласно Конституции РФ (ст. 94), Федеральное Собрание – парламент Российской

Федерации является представительным и законодательным органом Российской

Федерации. Он состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной

думы. К ведению Совета Федерации относятся: рассмот­рение и утверждение

законов, принятых Государственной Думой; изменение границ между субъектами

Федерации; назначение выборов Президента; назна­чение на должность судей

Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ,

Генерального прокурора и другие вопросы, указанные в ч. 1 ст. 102 Конституции

РФ. В компетенцию Государственной Думы входят: дача согласия Президенту на

назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии

Правительству; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ

и другие вопросы, указанные в ч. 1 ст. 103 Конституции РФ.

Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отно­шениях

конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них, котрые

в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воз­действия на

политическую жизнь страны.

3.3. Органы судебной власти.

Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных

органов, основной социальной функцией которых является осуще­ствление

правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц,

совершивших противоправные поступки.

Подобно тому как представительные органы и органы управления являются

носителями соответственно законодательной и исполнительной властей, система

судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение

закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств.

Так, например, в ст. 117 Конституции Испании (1978 г.) говорится, что

“судебная власть исходит из народа и осуществляется от имени короля судьями и

магистратами, которые являются независимыми, ответственными и подчинены

исключительно закону”. В ст. 92 Конституции ФРГ (1949 г.) прокламируется, что

“судебная власть вверяется судьям; она осуществляется Федеральным

конституционным судом, федеральными судами, указанными в настоящем Основном

законе и судами земель”.

Органы, осуществляющие правосудие – третья власть государственной власти,

которая играет особую роль и в механизме государственной власти и в системе

сдержек и противовесов. Особая роль органов судебной власти опре­деляется

тем, что он – арбитр в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не

законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. Роль судебной

власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других

властей в рамках конституционной законности и права прежде всего путем

осуществления конституционного надзора и судебного контроля за ветвями

власти. Систему органов правосудия могут составлять судебные органы,

действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, адми­нистративной

и других юрисдикций.

Структура судебных органов в разных странах неодинакова. Именуются они также

по-разному. В КНР, например, – это Верховный народный суд, местные народные

суды, “военные суды и другие специальные народные суды”.

В США национальная судебная система состоит из Верховного суда США, Верховных

судов штатов, окружных судов, апелляционных судов, военных трибуналов и

других судов. Конституция США в связи с этим устанавливает, что “судебная

власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими

судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом” (ст.3, разд

1).

Однако, несмотря на особенности структуры и другие различия судебных органов

разных стран, у них много сходства в целях и задачах, которые перед ними

ставятся. В большинстве конституций современных государств закреп­ляется

принцип гласности судопроизводства, открытости судебного разби­рательства.

Вся система судов возглавляется верховными судебными органами, которые во

многих странах выполняют одновременно функции конституционного суда. В

некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей

юрисдикции. Члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо

назначаются президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими

органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществле­нием

конституционного надзора, конституционный суд имеет право толко­вания

конституции.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством

конституционного, гражданского, административного и уголовного

судо­производства, это отражено в ч. 2, ст. 118 Конституции РФ.

Конституцией Российской Федерации предусмотрены: а) Конституционный Суд РФ;

б) Верховный Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд РФ, г) соответ­ствующие суды

субъектов федерации.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным,

административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (ст. 126

Конституции РФ).

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по раз­решению

экономических споров (ст. 127 Конституции РФ).

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государ­ственными

органами в РФ и давать заключение о соответствии Конституции издаваемых

нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный

Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и

органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125

Конституции РФ).

3.3.1. Прокуратура.

Кроме того, значительную роль в государственном механизме ряда стран играет

система органов прокуратуры. В одних странах прокуратура является составной

частью суда, а в других организационно отделена от него. Она призвана

осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органов

государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными

организациями, должностными лицами и гражданами.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законности в работе

органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах,

при исполнении наказаний и других мер принудительного характера.

Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран состав­ляют

нормы, содержащиеся в конституциях и специальных законах, регули­рующих

порядок организации и деятельности прокуратуры.

В Росси сформировалась единая централизованная система органов прокуратуры с

подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Прокуратура РФ не входит не в одну из ветвей власти. Прокуроры субъектов

федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее

субъектами, иные прокуроры назна­чаются им самостоятельно. Полномочия,

организация и порядок деятельности прокуратуры определяются Конституцией РФ в

статье 129, а также законом РФ от 1992года в редакции 2003 “О прокуратуре

РФ”. Основным направлением деятельности прокуратуры является прокурорский

надзор. Помимо этого она осуществляет преследование лиц, совершивших

преступления, а также осуществляет координацию деятельности

правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

4. Местное самоуправление.

Местное (муниципальное) самоуправление – одна из демократических основ

системы управления обществом и государством, важнейший струк­турный элемент

устройства власти в большинстве стран мира.

Существование местного самоуправления, его эволюция связаны с пробле­мами

публичной власти, которая существует в классовом обществе как

госу­дарственная власть, осуществление которое доверено прежде всего

общенациональным государственным органам и должностным лицам в

соот­ветствии с принципом разделения властей. Однако на местном уровне

публичная власть реализуется уже не государственными органами, а

непосред­ственно местным населением и образуемыми им органами и

соответствующим образом избираемыми или назначаемыми должностными лицами.

Под местным самоуправлением понимается самостоятельная деятельность граждан

(под свою ответственность и в соответствии с законодательством) по

регулированию, управлению и решению непосредственно или через форми­руемые

ими органами местного самоуправления, значительной части вопросов местного

значения в интересах населения данной территории, с учетом развития всего

общества.

Местное территориальное самоуправление, вне всякого сомнения, имеет прямое

отношение к проблеме организации народовластия в государстве. Государство,

будучи выразителем общего интереса народа, обеспечивает его реализацию,

прежде всего, в форме закона, который обязателен для всех, кому он

адресован. Исполнение законов осуществляется соответствующими органами, в том

числе и органами населения районов, городов и других поселений. Последние

соединяют эту деятельность с конкретными интересами местного населения, более

того, население может стать основным субъектом этой государственной работы.

Следовательно, местное население может стано­виться основным субъектом

управленческих, административно-правовых отно­шений, что является одной из

характерных черт местного самоуправления.

Вторая характерная черта местного самоуправления вытекает из первой.

Государственно-правовая природа местного самоуправления определяется не

только необходимостью децентрализации публичной власти, но и более значимой

проблемой организации государственной власти вообще. Обще­известно, что

степень децентрализации власти в демократическом обществе должна

детерминироваться объективными потребностями развития общества и государства,

то есть на местном уровне власти должно быть столько, сколько ее необходимо

для эффективного жизнеобеспечения территориальных сообществ и решения на

местах, в пределах их территорий, вопросов государ­ственного значения.

В настоящее время муниципальные системы всех высокоразвитых стран мира

являются основой, фундаментом национальной государственности и поэтому

являются частью конституционного механизма государства.

Например, в Основном Законе ФРГ, статье 28 содержится норма, в соответ­ствии

с которой “в землях, уездах и областях народ должен иметь представительства”.

Конституции субъектов германской федерации, развивая норму федерального

Основного Закона предоставляют общинам статус исключительных обладателей

“всех полномочий местного публичного управ­ления, осуществляемого на основе

их собственной ответственности. Они могут решать любую задачу публичной

власти.”, кроме случаев, когда решение этих задач возложено на другие

ведомства.

В США и Канаде вопросы местного самоуправления являются исключи­тельными

предметами ведения субъектов федерации. Конституция V-й Французской

республики (ст.72) закрепляет территориальные коллективы – коммуны,

департаменты, заморские территории, которые свободно управ­ляются выборными

органами при соблюдении условий, предусмотренных законом.

Местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принад­лежащей

ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою

ответственность) вопросов локального значения, владения, пользо­вания и

распоряжения муниципальной собственностью. Оно организационно обособлено от

системы государственных органов, но в формах, только ему присущих как бы

продолжает их деятельность на местах.

Возможность и необходимость создания органов местного самоуправления

предусмотрена Конституцией РФ (ст. 131, п.1) и федеральным законом “Об общих

принципах организации местного самоуправления в РФ” (ст. 14, п.6). Причем как

принцип местного самоуправления федеральное законодательство закрепляет

норму, в соответствии с которой структура органов местного само­управления

определяется населением самостоятельно.

В соответствии со статьей 130 Конституции РФ, местное самоуправление

осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого

волеизъявления, через выборные и другие органы местного само­управления,

подконтрольные населению.

Право граждан на осуществление местного самоуправления детализировано в

федеральном законе “Об общих принципах организации местного само­управления в

РФ”. В нем четко просматривается недопустимость ограничения этого права

гражданина путем исключения территорий, в которых отсутство­вало

муниципальное управление. Причем реализация этого права возможна как путем

непосредственного волеизъявления граждан (референдумы, выборы), так же через

активное и пассивное избирательное право, через равный доступ к муниципальной

службе, через право граждан обращаться в органы и к долж­ностным лицам

местного самоуправления.

Перечень полномочий органов самоуправления (правовое выражение их

деятельности) позволяет выделить следующие основные функции органов местного

самоуправления:

1) обеспечение участия населения в решении местных дел;

2) управление муниципальной собственностью;

3) обеспечение развития соответствующей территории;

4) охрана общественного порядка.

К исключительному ведению местного самоуправления относятся вопросы

утверждения местного бюджета, установление местных налогов и сборов.

В целях защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных

возможностей для их наиболее полной реализации, Конституция РФ (ст. 133)

гарантирует: судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления;

компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых

органами государственной власти; гарантии местного самоуправ­ления более

детального закрепляются федеральным законодательством, а также правовыми

актами субъектов РФ.

Необходимо отметить, что на конституционном уровне решена и такая проблема,

как наделение органов местного самоуправления отдельными госу­дарственными

полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и

финансовых ресурсов.

В системе органов, формируемых в муниципальном управлении ведущая роль

принадлежит представительным органам местного самоуправления. Они, состоящие

из депутатов, решают от имени избравшего их населения наиболее важные вопросы

местной жизни. К исключительному ведению представи­тельного органа местного

самоуправления относятся вопросы: утверждения местного бюджета, установление

местных налогов и сборов, контроль за деятельностью органов местного

самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных

уставом муниципальных образований (ст.15, ч.3 федерального закона “Об общих

принципах организации местного самоуправления в РФ”).

Заключение.

В результате проведенного исследования по проблеме устройства аппарата

(механизма) государственной власти и составляющих его органов можно сделать

следующий основополагающий вывод.

Разделение властей между государственными органами происходит вследствие

разнообразия стоящих перед государством социально-полити­ческих,

экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государ­ственной

власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач

государственной власти, соответствующих его компетенции.

Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполни­тельно-

распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбеж­ностью ведет к

невыполнению всего комплекса задач государства.

Непосредственно организация и деятельность государственного аппарата

осуществляется на основе ряда принципов, под которыми понимаются руково­дящие

идеи, начала, лежащие в основе его создания и функционирования, и

проявляющиеся как в деятельности государственного аппарата в целом, так и в

его отдельных частях, структурно обособленных единицах. Большинство данных

принципов закреплено в Конституции страны, либо в иных законах и нормативно-

правовых актах, где они могут быть развиты и дополнены.

Принцип разделения властей существует не только в теории государства и права,

он реально осуществляется на практике в различных государствах мира, причём

имеет место в различных формах, вариантах, не теряя при этом своего

содержания. В Российской Федерации государственная власть также строится на

основе этого принципа, хотя при этом имеет свои специфические особен­ности.

Таким образом, в заключении можно сказать, что теория разделения властей

осуществляется прежде всего в плане общего принципа, руководящего начала,

которое следует иметь в виду при создании структуры государ­ственных органов

и определении контуров их полномочий. И как идея единства властей, теория

разделения властей не имеет и, видимо, не может иметь абсолютно “чистых”

форм своего осуществления.

Список использованной литературы.

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Акалис, 1996.

2. Венгеров А. Б. “Теория государства и права”. Учебник для юридических

вузов. – М.: Новый юрист, 1998.

3. Бабаев В. К. “Теория государства и права”. Учебник. – М.: Юристъ, 2003.

4. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. “Конституционное прова Росии”. Учебник.

– М.: Юристъ, 2002.

5. Матузов Н. И., Малько А. В. “Теория государства и права”. Курс лекций.

– М.: Юристъ, 2001.

6. Комаров С. А. “Общая теория государства и права в схемах и

определениях”. – М.: Юрайт, 1998.

7. Черданцев А. Ф. “Теория государства и права”. М.: Юрайт, 2001.

8. Баглай М. В. “Конституционное право Российской Федерации”. Учебник.

– М.: Норма, 1998.

9. Лазарев В. В., Липень С. В. “Теория государства и права”. – М.: Спарк,

2000.

10. Чиркин В. Е. “Основы государственной власти”. – М.: Юристъ,

1996.

Страницы: 1, 2