бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Понятие механизма современного государства бесплатно рефераты

Курсовая: Понятие механизма современного государства

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Курсовая работа

студента 1 курса Абрашина Олега Юрьевича

Дисциплина: Теория государства и права

тема: «Понятие механизма современного государства».

Преподаватель-консультант

Кузьмин М. А.

Защищена

Оценка

< >________________2004года

<<

>>

План.

Введение ......................................................................3

1 Понятие и структура механизма государства ...................................4

2 Принципы организации и деятельности механизма государства ...................6

3 Характеристика органов государственной власти ..............................11

3.1 Органы исполнительной власти ........................11

3.1.1

Положение Президента в системе органов государственной власти

.............................................................................

...............................14

3.2 Органы законодательной власти .......................15

3.3 Органы судебной власти ..............................17

3.3.1

Прокуратура

.............................................................................

...............20

4 Местное самоуправление .....................................................21

Заключение ...................................................................25

Список использованной литературы .............................................27

Введение.

На определенном этапе развития общества возникает потребность в его

специфической, отдельной организации. Теряя социальную однородность, общество

делится на части, которые отличаются местом и ролью в системе общественного

производства и разделения материальных благ, способом жизни, духовной

культурой и др. В каждой из таких общественных групп кроме общих интересов,

появляются и специфические интересы. Возникает потребность в согласовании,

координации таких интересов, в регулировании отношений между различными

частями общества. Именно эта потребность и стала причиной возникновения

организации, основным предназначением кото­рого является обеспечение

единства, целостности общества. Такой органи­зацией и есть государство.

Государство – это организация политической власти доминирующей части

населения, с помощью которой обеспечивается его целостность и безопасность,

осуществляется руководство и управление обще­ством.

Государство реально действует, проявляет себя как система, совокупность

специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами

общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие

коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе,

что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать

то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге оно, его органы

несут персональную ответственность за эффективность своей работы.

Таким образом, под механизмом государства понимают систему специ­альных

органов и учреждений, посредством которых осуществляются госу­дарственное

управление обществом и защита его основных интересов. Механизм является

важнейшим составным элементом любого государства.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что любой

поли­тический режим невозможен без субъектов его осуществления, которыми

являются аппарат власти, государственные органы, учреждения, организации,

должностные лица.

Целями и задачами данной работы являются:

1. Дать ответ на вопрос, что же такое механизм (аппарат) государства,

опре­делить его характерные признаки.

2. Рассмотреть основные принципы организации и деятельности государства.

3. Проанализировать классификацию органов государства.

4. Положение местного самоуправления в механизмы государства.

1. Понятие механизма государства.

Структурой, которая обеспечивает выполнение государством своих функций,

является механизм государства. Он, можно сказать, олицетворяет собой

государство, представляет собой его материальное воплощение. Вне и без

государственного механизма государства нет никогда не будет.

В широком смысле механизм государства включает в себя три составные части:

государственные учреждения, государственный аппарат и государ­ственные

предприятия.

Государственные учреждения – это такие государственные организации, которые

осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению

функций государства в различных сферах: экономической, соци­альной,

культурной и так далее.

Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйствен­ной

деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения,

выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения

потребностей общества.

Аппарат государства – это система государственных органов, взаимосвя­занных

общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделенных

властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими

возможностями для осуществления своих функций.

В более узком смысле механизм государства нередко отождествляют с аппа­ратом

государства, представляющего собой совокупность государственных органов,

наделенных властными полномочиями для реализации государ­ственной власти. В

свою очередь орган государства является первичным эле­ментом государственного

аппарата.

Орган государства это составная часть механизма государства, имеющая в

соответствии с законом собственную структуру, строго определённые полно­мочия

по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически

взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образую­щими

единое целое. Каждый государственный орган представляет собой отно­сительно

самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата,

создаваемое государством в целях осуществления строго опреде­ленного вида

государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и

опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную,

материальную и принудительную силу государства.

Ряд авторов выделяет три основные формы деятельности государственных органов:

правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых

актов; правоисполнительную, как форму властной дея­тельности органов

государства по реализации норм права; правоохра­нительную – форму правовой

деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм.

Основными специфическими признаками, характеризующими понятие органов

государства являются следующие:

● осуществляют от имени государства его задачи и функции

посредством определенного вида деятельности в порученной области;

● обладают властными полномочиями, чем и отличаются от

государ­ственных учреждений и предприятий

● имеют определенную компетенцию, то есть закрепленную

совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий)

● характеризуются определенной структурой, то есть строением по

видам отдельных служб и численному составу (штатам) и имеют террито­риальный

масштаб деятельности

● образуются в порядке, установленном законом

Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного

характера является наиболее существенным признаком государ­ственного органа.

В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое

различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными

организациями (предприятиями и учре­ждениями), а также негосударственными

органами и организациями с другой стороны.

Основное свойство государственного органа, качественно его характе­ризующее,

заключается в том, что он может издавать юридические акты, обяза­тельные для

исполнения теми, кому они адресованы, применять меры прину­ждения, убеждения,

поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их

реализацией.

2. Принципы организации и деятельности механизма государства.

Принципы, о которых пойдет речь – это законодательно закрепленные отправные

начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, орга­низации и

функционирования механизма (аппарата) государства. Они подраз­деляются на

общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, ко всем

составляющим его государственным органам, и частные принципы, действие

которых распространяется лишь на некоторые звенья государ­ственного

механизма, отдельные органы или группы органов. В качестве примера частного

принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными

процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе

состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в федеральном Законе

“О прокуратуре Российской Федерации” (новая редакция, п. 2, ст. 4) принцип

организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы

прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на

территории России законами независимо от федеральных органов государственной

власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,

органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя

внимание то, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих и

конкретизируют их применительно к особенностям отдельных частей

государ­ственного механизма.

Общие принципы, в свою очередь, принято разделять на две группы. К первой из

них относятся принципы, выраженные в Конституции РФ, ко второй – принципы,

сформулированные в Законе РФ “Об основах государственной службы Российской

Федерации” и иных федеральных законах (“О Конституционном Суде Российской

Федерации”, “О прокуратуре Российской Федерации” и др.).

Первая группа охватывает такие конституционно закрепленные принципы

организации и деятельности механизма Российского государства, как

народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства,

республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и

единственным источником власти в Российской Федерации является ее

многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в

том числе непосредственно (например, выборы президента и представительных;

органов государственной власти) или через органы местного самоуправления.

Однако особое место в перечне средств осуществления власти народа Российской

Федерации занимает механизм госу­дарства в лице входящих в него органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского

государства зиждется на том, что оно – социальное государство, политика

которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей

личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

Конституция РФ в ст. 2 впервые в ряду основ конституционного строя

провозгласила: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –

обязанность государства”. Это конституционное требование обращено ко всем без

исключения органам государства, к каждому государственному служащему Данное

положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и

государства. Конечно же, он не может произойти в одночасье, но важно, что

новая Конституция гарантирует его в качестве магистрального пути развития

России.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть

осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и

судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются

самостоя­тельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий

фактор механизма современного Российского государства.

Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма

определяется тем, что Российская Федерация состоит из равно­правных

субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная

область, автономный округ. Во взаимоотношениях с федераль­ными органами

власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Согласно

принципу федерализма, механизм государства формируется и функционирует в

соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении

предметов ведения и полномочий между органами государственной власти

Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и

другими договорами компетенцией государственных органов. Соответственно этому

федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти

субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской

Федерации.

Федеративное государственное устройство России обеспечивает единство ее

государственного механизма, разумное сочетание в нем централизации и

децентрализации власти, равноправие и самоопределение народов в составе

Российской Федерации.

Принцип законности в формировании и действии механизма Российского

государства состоит в том, что, согласно ст. 15 (п. 2) Конституции РФ, органы

государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного

самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию РФ и

законы.

Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятель­ности

механизма Российского государства получают подкрепление, развитие и

конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее

комплексное выражение эта группа принципов получила в федеральном Законе “Об

основах государственной службы Российской Федерации”. Наряду с подтверждением

конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и

судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформу­лированы следующие

принципы:

– верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-

правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными

служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

– приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие;

– обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защи­щать

права и свободы человека и гражданина;

– единство системы государственной власти, разграничение предметов веде­ния

между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

– равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со

способностями и профессиональной подготовкой;

– обязательность для государственных служащих решений, принятых выше­стоящими

государственными органами и руководителями в пределах их полно­мочий и в

соответствии с законодательством Российской Федерации;

– единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;

– профессионализм и компетентность государственных служащих;

– гласность в осуществлении государственной службы;

– ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые

решения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных

обязанностей;

– вне партийность государственной службы; отделение религиозных объединений

от государства;

– стабильность кадров государственных служащих в государственных органах.

К числу этих принципов следовало бы отнести также: сочетание коллеги­альности

и единоначалия; экономичность государственной службы. Выпол­нение последнего

принципа особенно актуально в нынешних условиях существования чрезмерно

разросшегося управленческого аппарата.

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государ­ственного

механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи

и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного

функционирования целенаправленность, единство и целостность.

3. Характеристика органов государственной власти.

3.1. Органы

Страницы: 1, 2