Курсовая: Понятие государства
избравшим , или народом ;
В данный момент известны два основных вида республики.
Президентская республика характеризуется значительной ролью Президента в
системе государственных органов , соединением в его руках полномочий главы
государства и правительства. Правительство и Президент избираются
внепарламентским путём , поэтому в определённых ситуациях могут быть в
противоречии с Парламентом.
Президентская республика создаёт благоприятные предпосылки для сосредоточения
в руках президента больших полномочий , что стабилизирует власть. Это крайне
необходимо для государств , находящихся на переходных этапах / Мексика ,
Р.Ф. /; государств , где сильны монархические традиции / Румыния /; , в
ситуациях , не отличающихся стабильностью / Украина , Грузия /; , в период
проведения реформ / Перу/; в государствах имеющих обширную территорию и
многонациональный состав / США/; , при наличии чрезвычайных событий , таких
как , например , война / Югославия /.
Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа
верховенства парламента , перед которым правительство в полном составе несёт
всю ответственность за свою деятельность. Участие президента в формировании
правительства минимально , оно формируется партией , получившей большинство
на выборах и соответственно в парламенте. Хотя президент формально наделяется
большими полномочиями , на практике он не оказывает серьёзного влияния на
осуществление государственной власти / например Германия /. Парламентская
республика - менее распространённая форма правления , чем республика
президентская. Она существует в странах , отличающихся развитой , в
значительной мере саморегулируемой экономикой / Турция , Финляндия и т.д. /.
Российская Федерация ещё очень далека от введения у себя данной формы
правления.
Также существуют смешанные формы правления суперпрезидентская ,
полупрезидентская или полупарламентская республики. Следует также заметить ,
что форма правления не может быть выбрана произвольно. Помимо иных факторов
она зависит от уровня сознания людей , проживающих в том или ином
государстве. /Рисунок №2 /.
Полупрезидентская / полупарламентская / |
|
Рисунок № 2 Форма правления.
5.Функции государства.
Функции государства – это основные направления его деятельности , выражающее
сущность и назначение государства в обществе.
В функциях государства проявляется та реальная роль , которую оно играет в
решении основных проблем общественного развития и прежде всего в
удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства
устанавливаются в зависимости от основных задач , стоящих
перед государством на том или ином этапе его развития и представляют собой
средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется
внутренним и внешним факторами. Функции государства охватывают его реальность
в целом. Таким образом , функции государства необходимо отличать от видов
государственной деятельности , нельзя отождествлять с формами и методами их
реализации. Различают внутренние и внешние функции государства.
Внутренние функции – это основные направления государства по управлению
внутренней жизнью страны.
Экономические функция выражается в выработке и координации государством
стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме.
Экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов ,
выдаче кредитов , инвестиций , определении льгот в отношении некоторых
товаров , в регулировании работы различных субъектов хозяйственной
деятельности , строительство инфраструктуры /дорог , мостов , плотин ,
транспортных , энергетических , информационных и других систем / , выработке
программ экономического развития и т.п. Государство должно создать правовые
основы рынка , т.е. как бы разработать « правила игры » для хозяйствующих
субъектов различных форм собственности действующих на рынке. Также
государство может осуществлять непосредственное управление предприятиями
некоторых особо важных отраслей народного хозяйства / энергетика , связь ,
атомная , оборонная промышленность , космонавтика , информатика и т. п. /.
Здесь оно выступает собственником средств производства , производителем
материальных благ.
Политическая функция обусловлена необходимостью осуществления или
гармонизации различных социальных групп. Проведение референдумов ,
плебесцидов , выборов , позволяет государству определить действительную
расстановку социальных сил , учесть в своей политике интересы различных
социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным
представляется процесс формирования парламента , который / в идеале / должен
представлять как бы срез общества. В Р.Ф. Государственная Дума формируется в
основном по партийным спискам. На всенародных выборах партии должны
преодолеть 5% барьер. В итоге по результатам выборов в Государственной Думе
Р.Ф. заседают несколько партий , а те партии за которые проголосовало менее
5% населения остались без депутатских мандатов. Т.е. мы получаем тот
Парламент за который часть населения не голосовала и соответственно
изначально встаёт вопрос о легитимности Парламента. Далее , государство
обеспечивает защиту конституционного строя , государственного суверенитета ,
ведёт правотворческую деятельность и официально представляет всё население
страны как во внутренних , так и во внешнеполитеческих делах.
Социальная функция. Её выполнение позволяет обеспечить нормальные условия
жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве
материальных благ , а также от возраста , пола , здоровья и т.п. Государство
в законодательном порядке устанавливает : минимальный уровень оплаты труда ,
пенсий , стипендий , пособий больным , инвалидам , пожилым людям , студентам
, детям , матерям , безработным. В
государственном бюджете Р.Ф. предусмотрено выделение предусмотренных средств
на здравоохранение , культуру , образование и просвящение. Всё это,
позволяет людям вести достойную и активную жизнь , способствующие их
развитию. Однако и в этом деле нужна осторожность : социальная политика
проводится за счёт налогов и сборов , отчисляемых от предпринимательской
деятельности , и если они высоки , то у предпринимателей пропадает стимулы
работать. Население может деградировать. Нельзя также обеспечивать социальное
регулирование по принципу уравниловки т.к. это не обеспечивает прогресс
общества.
Правоохранительная функция , или функция по установлению и охране
правопорядка – эта деятельность государства по обеспечению точного и полного
выполнения положений законодательства всеми гражданами , организациями ,
государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди
них можно выделить метод правотворчества /разработка и принятие законов и
других нормативных актов / , метод правоприменения / деятельность
компетентных органов по применению мер юридической ответственности / ,
организационно – правово й , осуществляемый исполнительными
органами / регулирование ценообразование , разрешение митингов , демонстраций
/ и др. Борьба с правонарушениями – очень важная сторона правоохранительной
деятельности государства.
Она ведётся с помощью всей системы правоохранительных органов. В настоящее
время , действия этой системы не дают отдачи и преступность не снижается ,
правящая элита должна подумать над тем , эффективно ли она управляет
обществом.
Экологическая функция в силу своей значимости выдвигается в разряд основных
функций государства. Человечество в связи с энтенсивной эксплуатацией природы
и природных ресурсов , поставило себя под возможность полного уничтожения.
Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими
установлениями / в Российской Империи :1/ постановление , закон /. /1/ Во
многих странах разработано обширное природоохранное законодательство ,
которое чётко регулирует деятельность людей и организаций в области
использования окружающей среды , а к его нарушителям применяются суровые меры
/ начиная от предупреждений , солидных штрафов , и кончая ликвидацией
предприятий , являющихся источниками загрязнения окружающей среды /.
Дополнительные функции : строительство дорог , обеспечение национальной
безопасности , ирригационных мелиорационных и иных общественных систем ,
транспортная , борьба с последствиями стихийных бедствий и др.
Внешние функции – это основные направления деятельности государства на
международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование
государства в современном мире , которой
становится всё более взаимосвязанным.
Функция обороны всегда имела первостепенное значение во все времена.
Международные организации берут на себя регулирование территориальных
претензий и разрешение конфликтов между государствами,
предупреждая их военное столкновение. Не смотря на это , даже развитые страны
, накопившие немалый опыт в мирном сосуществовании , предпочитают держать
свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности , поскольку еще далеко не
все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу , а современное
вооружение позволяет любым нецивилизованным правителям в короткие сроки и на
больших расстояниях наносить разрушительные удары. Современный мир не
стабилен. Примером того служит вооруженная агрессия военного альянса НАТО ,
без мандата ООН , против Югославии. Данные действия альянса является довольно
опасным прецедентом в международном праве. В настоящее время функция обороны
является одной из самых главных.
Дипломатическая функция способствует поддержанию приемлемых отношений со
всеми странами независимо от того , какой идеологии они придерживаются ,
какую систему хозяйствования они используют. Нормальные добрососедские
отношения – это тот минимум общения на международной сцене , который
позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества.
Внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного
сотрудничества государств которая проявляется в международном разделении
труда , специализации и кооперировании производства , обмене новейшими
технологиями , координации товарооборота , развитие
кредитно – финансовых связей. Экономическое сотрудничество эффективно между
странами , территориально связанными друг с другом / страны ЕЭС ,
СНГ , Лига арабских государств и т.д. / , а также между странами с единой
валютой / евро /.
Поддержка мирового правопорядка / внешнеполитическая функция / заключается в
политическом сотрудничестве государств с тем , чтобы исключить глобальные
вооруженные конфликты. ООН является основным международным органом ,
координирующим политические интересы существующих государств. Также Совет
Безопасности – постоянный орган ООН занимается вопросами политического
урегулирования конфликтов. Содействуют поддержанию политической стабильности
и безопасности в мире и региональные международные организации /Лига арабских
государств Организация африканского единства , Организация американских
государств и др ./.
Культурное сотрудничество между странами осуществляется на основе
двухсторонних и многосторонних договорах между государствами ,
неправительственными организациями / Международный союз архитекторов,
Международный шахматный клуб , Олимпийский комитет и др./. В ООН культурную
деятельность координирует ЮНЕСКО /образование , наука и культура /.
Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности /
рациональное использование природных ресурсов , охрана окружающей среды ,
сохранение энергии поддержка мира , контроль над
нераспостранением двойных технологий , проведение демографической политики и др.
Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет эффективной ,
когда она базируется на общечеловеческих ценностях , международно – правовых
актах , учитывает национальные , экономические , культурные и религиозное
особенности и интересы всех народов , входящих в мировое сообщество / рисунок
№ 3 /.
экономическая обороны
политическая дипломатческая
социальная внешнеэкономическая
правоохранительная поддержка мирового порядка
экологическая культурного сотрудничества
обеспечение национальной сотрудничество государств
безопасности
в решении глобальных проблем
строительство объектов
общественного назначения экологическая
транспортная информационная
информационная
борьба с последствиями стихийных
бедствий
Рисунок № 3 Функции государства.
6.Заключение
Мощные геополитические разломы конца ХХ века наложились на целый комплекс
давно ждущих своего решения глобальных проблем человечества ,
которые можно подразделять на четыре основные группы :
· проблемы преимущественно социально – политического характера :
предотвращения ядерной войны ; прекращение гонки вооружений , разрешение
региональных , межгосударственных конфликтов ; строительство ненасильного
мира , на основе утверждения доверия между народами , упрочнения системы
всеобщей безопасности ;
· проблемы преимущественно социально – экономического характера :
преодоления слаборазвитости и связанных с нею нищеты и культурной отсталости
; обеспечение эффективного производства и воспроизводство мирового валового
продукта ; поиск и пути решения энергетического , сырьевого и
продовольственного кризисов ; оптимизация демографической ситуации , особенно
в развивающихся странах ; освоение в мирных целях околоземное пространства и
Морового океана ;
· социально – экологические проблемы , обусловленные дальнейшим
ухудшением природной среды обитания людей. С особой остротой встала
необходимость проведения мероприятий по улучшению газовой оболочки атмосферы
; по гармоничному развитию живой и неживой природы ; по рациональному
использованию естественного потенциала планет ; по предотвращению вредного
воздействия на природу военной деятельности;
· проблемы человека , включая человеческие измерение общественного
прогресса ; соблюдение социальных , экономических и индивидуальных прав и
свобод ; ликвидацию голода , эпидемических заболеваний , невежества ;
духовное развитие личности ; преодоление отчуждения человека от природы ,
общества , государства , других людей и результатов собственной
жизнедеятельности.
Вопрос о месте России в мировом сообществе , в том геополитическом
пространстве , которое образовалась после распада СССР , весьма непрост,
отзываются болью в национальном сознании. В этом плане показательна полемика
в российской прессе по вопросу о статусе России в мировом сообществе , её
месте в системе международных отношений. Одна из высказываемых точек зрения
заключается в том , что Россия , признанная официальной преемницей СССР ,
сохранив за собой место постоянного члена Совета Безопасности ООН , обладая
мощным ядерным потенциалом , обречена быть «великодержавной». Оппоненты этой
точки зрения , оперируя реальными показателями сократившейся базы ресурсного
обеспечения страны на международной арене / 76 % по территории , 60 % - по
населению, 50 % - по ВНП от показателей СССР 1985 года / , низводят Россию
лишь до уровня региональной державы. Самоидентификация России в современном
мире происходит в труднейших условиях.
Во – первых , страна переживает глубокий кризис и всеохватывающий социально –
политический и духовный кризис. Идёт острая дискуссия вокруг вопросов о
стратегии модернизации , средствах и методах её реализации ; общество
расколото социально и политически , не способно сформировать сколько – нибудь
общепринятое понимание общероссийских национально – государственных интересов
, в том числе и реализуемых на международной арене.
Во – вторых , фактом является незавершенность становления России как
суверенного государства современного типа. Признание Р.Ф. правопреемницей
СССР в международных делах в известной степени «затуманило» несколько
самоочевидных вещей : что государственность новой России не может выводиться
из советской государственности. Её нынешние лидеры , внеся определённый
вклад в ликвидацию СССР , тем самым отвергли связующие моменты с российской
государственностью / в том числе периода существования царской империи /.
Борясь до обретения независимости в декабре 1991 г. против центра , Россия во
многом боролась и против себя , так как лишилась преимуществ и возможностей
единого хозяйственного комплекса.
В – третих, с разделом СССР Россия была как бы оттеснена дальше в северную и
восточную часть Европы , лишена удобных выходов в Мировой океан , ослаблена
инфраструктурно , так как вместе с Украиной , Белоруссией и Прибалтикой от
неё отошли и наиболее развитые в этом отношении регионы. Россия отделена от
Западной и Центральной Европы поясом суверенных государств и выходит к Тихому
океану наименее развитой своей частью.
Как новая Россия справится с проблемами которые перед ней поставила
жизнь зависит и то какое будет государство.
7.Литература
1. Большой Юридический словарь. Издательство Инфра-М
город Москва 1998 г.
2. Основы Российского права. Издательство Инфра-М – НОРМА.
город Москва 1997 г.
Т.В. Квашнина. А.А. Кашанин.
3. Теория государства и права. Издательство Интерстиль.
город Москва 1998 г.
Страницы: 1, 2, 3
|