бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Понятие государства бесплатно рефераты

Курсовая: Понятие государства

Содержание

1. Введение

2. Понятие государства

3. Признаки государства

4. Формы правления в государстве

5. Функции государства

6. Заключение

7. Литература

1. Введение.

Государство , политика , право и законодательство , являются , как , известно

, объектами исследования различных гуманитарных наук / юриспуденции ,

социологии , политологии и т.д. /.

Политические и правовые учения появились лишь в ходе довольно долгого

существования ранне классовое общество и государства.

Теория государства и права , как и всякая наука , имеет свою историю

возникновения , становления и развития. Без изучения теории государства и

права невозможно анализировать современные политические процессы и явления.

Наука о государстве зародилась в странах Древнего востока , но наивысшего

расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.

Выдающийся мыслитель античности Платон / 427 –397 г.г. до н.э. / написал

произведение «государство» , « законы». Предшественники Платона

софисты / Протогор , Протик и др./ утверждали , что политика и государство

это чисто человеческое дело. «Человек – есть мера всех вещей» , а потому

справедливость не является каким-то природным или божественным установлением.

Любой закон есть продукт соглашения между людьми , противоречивое и не

изменчивое творение человеческого разума.

Платон находил подобные учения неверными , что они , по его мнению

призывом к неповиновению законам. Не смотря на достигнутые договорённости ,

люди могут нарушать условия договора и тем самым нарушать установленный

порядок в обществе. Согласно Платону , «естественным » путём возникают

возникают лишь «порочные формы государства ». К таким порочным формам он

относит тимократию , аллигархию , демократию и тиранию. Тимократия – это

власть честолюбцев. Честолюбие влечёт за собой страсть к обогащению. В

результате тимократия

переходит в олигархию – господство немногих богачей. При этой форме

общественного устройства существует как бы два государства : одно для богатых

, другое для бедных. Между ними идёт непрерывная борьба. Эта борьба

заканчивается установлением демократии – власти большинства .

Демократическое государство сверх нормы « пропитана свободой ». Чрезмерная

свобода для отдельного человека и для государства превращается в рабство. В

данных условиях власть захватывает какой – либо сильный род , а самый ловкий

и коварный из его среды становится тираном.

Так демократия неизбежно превращается в тиранию – наихудшую форму

государственного устройства. Но и она не вечна , а постепенно разрушается.

Всё повторяется заново. Для того чтобы разорвать этот порочный круг , Платон

, предлагает вариант идеалього государства – справедливого правления «

аристократов духа » - мудрецов. В нём должно быть « красивым всё в целом » ,

сохраняется всеобщность государственного принципа : свобода государства в

отношению к индивиду. Основным условием и принципом совершенного государства

Платон выделяет справедливость , состоящую в том , что каждому гражданину

отводится какое-то особое занятие и особое положение. Он вводит строгую

иерархию сословий : философы - правители , стражи – воины , ремесленники и

крестьяне – занимаются физическим трудом , а также строго контролируемую

систему образования и воспитания. У подданных нет ничего своего : ни семьи ,

ни

собственности - всё общее. Идея Платона о разделении труда , лежащая в

основе возникновения государства.

Аристотель / 384 – 322 гг. до нашей эры / делает попытку анализа реальных

форм государственного устройства посредством изучения фактического материала.

Аристотель утверждал , что человек – «политическое животное и поэтому несёт

в себе инстинктивное стремление к совместному жительству » , развитие

общества идёт от семьи к общине , а от неё к государству – полису. Он

связывает функции и предназначение государства с высшей природой целью

человеческих существ – общением.

Государство , как семья и община , выступает формой общественных связей ,

к тому же высшей. Поэтому , по мысли Аристотеля , человек есть «животное

государственное ».

Все формы государства Аристотель разделяет на правильные и неправильные.

Правильными являются те , где истинная цель состоит в общем благе. К

неправильным относятся такие формы , в которых имеются выгоды одних

правителей , а не народа. Государственный строй , по Аристотелю ,

представляет из себя такой порядок , при котором господство принадлежит

законно установленной власти. К правильным государствам он относит монархию

или царство , аристократию или господство лучших и « политию » или

республику. Каждой правильной форме противопоставляется

неправильная : тирания , где имеется в виду только польза правителя ;

олигархия , где правят богатые для собственной выгоды ; Демократия , где

властвуют бедные , имея в виду только себя.

В учении Аристотеля , как и у Платона , имеют место тоталитарные тенденции :

человек – часть государства , личные интересы строго подчинены общественному

благу. Гражданин – это частица политической общности. Граждан Аристотель

называл свободными людьми , но свободу он понимал как противоположность

рабству. Граждане занимаются военными ,

судебными и законодательными делами , а сельское хозяйство и промышленное

производство – это удел рабов. Граждане могут иметь частную собственность ,

но пользоваться ею , по мнению Аристотеля , следует сообща т.к. неравенство

становится причиной возмущений и переворотов. Политический идеал Аристотеля –

государство , в котором только закон есть сила , а наиболее подходящей в

политическом отношении выступает смешанная форма государственного строя ,

основанная на стремлении объединить интересы бедных и богатых.

В Древнем Риме Марк Тулий Цицерон / 106 – 43 гг до н.э. / в работах « О

государстве » и « Законы » уделял большое внимание разработкам проблем

правового равенства. Согласно Цицерону , государство и право возникают не по

произволу , а в соответствии со всеобщим требованием природы , включаемым в

том числе , и веления человеческой природы. Государство , по Цицерону ,

основано на всеобщем равенстве и справедливости , оно также является делом

народа и возникает в результате согласия в вопросах права и общности

интересов. Причиной образования государств является охрана собственности. В

основе права лежит справедливость , первым требованием которой является не

навредить другим и не покушаться на чужую собственность.

Цицерон выделяет три формы государства : царская власть , власть оптимистов

/аристократии / , народная власть /демократия /. Лучшей формой государства

Цицерон считает смешанную форму , важнейшим достоинством которой является

прочность государства и правовое равенство его граждан. Важным в учении

Цицерона является рассмотрение гражданина как субъекта правового общения. Он

также впервые выделяет «право народов» , существенным принципом которого

является необходимость соблюдения обязательств , налагаемих международными

договорами.

В средние века учение об общественном устройстве предложил Августин Авелий /

354-430 гг./ и Фома Аквинский / 1224 –1274 гг. /.Епископ Иппонийский Августин

выдвинул учение о двух градах : божественном и человеческом. Согласно этому

учению все люди принадлежат к одному из этих «градов». Человеческий град –

это град проклятых Богом людей , нечестивцев , которые обречены на гибель.

Град божий или Божье царство образуют праведники , которые предопределены к

спасению. С приходом Христа и созданием христианской церкви « град Божий »

реализуется через деятельность церкви. Отсюда проистекает получившая широкое

распространение в средневековье идея господство церкви над государством,

духовной власти над светской. На ней базируется мысль о вселенских правах

папы Римского на власть , его право назначать и смещать государей.

Доминиканский монах Фома Аквинский учил , что повиноваться властям следует

лишь в той мере , в какой они благословенны духовной властью. Если же власть

просто завоёвана , отобрана у законного правителя , то всякий вправе ей

сопротивляться. Точно также можно и должно не повиноваться распоряжениям

властей , если они предписывают греховные деяния. Фома Аквинский бал

сторонником монархии. Однако он различал два типа монархии : абсолютную и

политическую. Политическую монархию он считал предпочтительней , так как в

ней монархи руководствуются законом и действуют в его пределах.

В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии

науки о государстве сыграл итальянец Никколо Макиавелли /1469 – 1527 гг/.

В работах « Государь » и « Рассуждения па первую декаду Тита Ливия » он

рассматривает государство как политическое состояние общества : отношение

властвующих и подвластных , наличие соответствующим образом устроенной ,

организованной политической власти , юстиции , учреждений и законов. При

рассмотрении формы государственного устройства он отдаёт предпочтение

республике , а не монархии. Единовластие необходимо при создании и

реформировании государств , а республиканское правление является лучшим для

поддержания государственной власти. Макиавелли отмечает также большое

влияние на государство борьбы противоположных классов : простого народа и

элиты , имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он выводит

и конкретные формы государства. Он предпочитает умеренную республику или

смешанную форму государства , в которой сочетается демократический ,

аристократический и монархический элементы власти.

В эпоху зарождения капиталистических отношений в Западной Европе развитие

мысли о государстве связано с целой плеядой таких философов , как Т. Гоббс ,

Дж. Локк , Б. Спиноза , Ш. Монтескье , М.Ф. Волтер , Ж.-Ж. Руссо и др. Одним

из основоположников теории общественного договора является английский

мыслитель Томмас Гоббс /1588 – 1679 гг./. В работе « Левиафан или материя ,

форма и власть государства » он описывает хаос естественного

догосударственного существования людей , жизнь без красоты , промышленной

культуры. В этом обществе были только конфликты , но люди , будучи разумными

, нашли выход из хаоса – общественный договор. Они согласились передать все

свои права монарху и подчиниться в обмен на закон. Политика и её носитель ,

государство , по мнению Гоббса , учреждаются людьми путём договорённости

между собой , индивиды доверяют единому лицу , верховной власти над собой.

Государство и есть

лицо , использующее силу и средство для людей , как оно считает необходимым

для их мира и общей зашиты. Гоббс выступал защитником монархической власти.

Он утверждал , что заключив общественный договор и перейдя в гражданское

состояние , индивиды утрачивают возможность изменить форму правления ,

освободится из - под действия верховной власти. По его мнению , могут

существовать три формы государства : монархия , демократия и аристократия ,

которые различаются не природой и содержанием воплощённой в них власти , а

пригодностью к осуществлению той цели , для которой они были установлены.

Права государственной власти, по теории Т.Гоббса , были вполне совместимы с

интересами классов,

осуществляющих английскую революцию. Совершенно очевидно , что по современным

меркам Гоббс больше консерватор , чем либерал , т.к. даже либеральную идею об

общественном договоре он интерпретировал так , что выводы оказались

консервативными : свобода возможна лишь в том случае ,

если люди передают право распоряжаться ею монарху.

Дальнейшее развитие учения о государстве и праве связано с именами Иммануил

Кант /1727 – 1804 гг./ и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля / 1770 – 1831

гг./. Кант в работах « К вечному миру » и «Метафизические начала учения о

праве » даётся обоснование внутренних моральных истоков свободы человека и

роли права в установлении границ произвола. Человек, по Канту , - это цель ,

а не средство. Способность человека « давать себе закон » и без всякого

внешнего принуждения бороться за осуществления этого закона выражает его

моральную автономию. Высшей формой , обеспечивающей свободу , выступает

правопорядок. В праве Кант видит гарант невмешательства в процесс

индивидуального самовоспитания. Каждый может быть хозяином самому себе. Смысл

принуждения , по Канту , состоит в эквиваленте возмещения ущерба , который

принёс потерпевший от преступления. Право обладает принудительной силой ,

носителем которой выступает государство. Гегель разрабатывает учение о

свободной воле , которая соотносится с правом и представлена в виде трех

ступеней развития:

абстрактное право , моральность и нравственность. Абстрактное право относится

к проблемам собственности и договора ; учение о морали касается проблем

умысла и вины , намерения и блага , добра и совести ; учение о нравственности

включает проблематику семьи , гражданского общества и государства.

2.Понятие государства.

Понятие государственная общественная организация содержит общие – основные

признаки государства . Некоторые из признаков государства состовляют

относительно неизменные основы государственной организации человеческого

общества , а некоторые из признаков , по мере развития общества теряют или

изменяют новые структуры и функции.

Само понятие – это логически оформленная общественная мысль о классе

предметов, явлений. /2/

Существует несколько позитивных взглядов на признаки государства:

а/ социологический; б/ марксистский.

Социологическая концепция определения понятия государства выделяют три его

признака: а/ совокупность людей – народ ; б/ господствующую над ними власть

; в/ территорию как предел действия этой власти. Эти признаки , взятые в

еднстве , образуют понятие о государстве как соединение людей под одной

властью в пределах определёной территории.

Марксистская концепция рассматривает государство как историческое явление.

Предпосылки возникновения государства можно обнаружить уже в первобытном

обществе в виде власти верхушки родовой знати , которая выполняла

управленческие функции. Эта власть основывалась на обычиях , традициях ,

авторитете старейшин , представлявших всеобщие интересы.

Но разделение общества на классы и связаное с этим услажнение общественной

жизни требовали создание особого органа , регулируюшего различные функции

общества. С одной стороны , господствующие классы для удержания в повиновении

эксплуатируемых классов нуждались в особой силе. Такой силой и явилось

государство , которое возникло как организация политической власти

экономически господствующего класса. С другой стороны , поскольку этот класс

выступает со стороны всего общества , постольку его политическая организация

является формой организации всего общества в целом. Поэтому государство

является органом , управляющим делами всего общества. Если государство небыло

всеобщей общественной организацией , политической оболочкой всего общества ,

то оно не могло быть и органом политической власти одного класса над другим.

Чтобы полнее раскрыть специфику государства , необходимо проанализировать его

признаки: а/ наличие особого слоя людей , занятых управлением т.е. аппарата

чиновников; б/ публичная власть т.е. органы политического принуждения /

армия , разведка , милиция , суд , тюрьмы и т.д. /; в/

территориальноеделение общества на отдельные ячейки государственного

управления , при помощи которых государственная власть охватывает своим

влиянием всё население страны.

Эти признаки , взятые в единстве , дают возможность определить является ли

данное общественное образование государством или нет. В своих работах Маркс

и Энгельс размышляли о признаках государства в работах ,, Происхождение

семьи , частной собственности и государства “, ,, варварство и цивилизация.

3.Признаки государства

Государство – это сложное социальное образование , которое можно познать

путём абстракции. Ему присущи следующие признаки.

Территория – это пространственная основа государства , его физическая ,

материальная опора. Без территории государство не существует , хотя может

изменяться во времени / уменьшаться в результате поражения в войне , или

увеличиваться в процессе экспансии , или изменяться в процессе экспансии ,

или изменяться в соответствии с договорами о делимитации границы /. Линия

государственной границы на местности обозначается пограничными знаками. Она

Страницы: 1, 2, 3