Курсовая: Понятие государства
Курсовая: Понятие государства
Содержание
1. Введение
2. Понятие государства
3. Признаки государства
4. Формы правления в государстве
5. Функции государства
6. Заключение
7. Литература
1. Введение.
Государство , политика , право и законодательство , являются , как , известно
, объектами исследования различных гуманитарных наук / юриспуденции ,
социологии , политологии и т.д. /.
Политические и правовые учения появились лишь в ходе довольно долгого
существования ранне классовое общество и государства.
Теория государства и права , как и всякая наука , имеет свою историю
возникновения , становления и развития. Без изучения теории государства и
права невозможно анализировать современные политические процессы и явления.
Наука о государстве зародилась в странах Древнего востока , но наивысшего
расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.
Выдающийся мыслитель античности Платон / 427 –397 г.г. до н.э. / написал
произведение «государство» , « законы». Предшественники Платона
софисты / Протогор , Протик и др./ утверждали , что политика и государство
это чисто человеческое дело. «Человек – есть мера всех вещей» , а потому
справедливость не является каким-то природным или божественным установлением.
Любой закон есть продукт соглашения между людьми , противоречивое и не
изменчивое творение человеческого разума.
Платон находил подобные учения неверными , что они , по его мнению
призывом к неповиновению законам. Не смотря на достигнутые договорённости ,
люди могут нарушать условия договора и тем самым нарушать установленный
порядок в обществе. Согласно Платону , «естественным » путём возникают
возникают лишь «порочные формы государства ». К таким порочным формам он
относит тимократию , аллигархию , демократию и тиранию. Тимократия – это
власть честолюбцев. Честолюбие влечёт за собой страсть к обогащению. В
результате тимократия
переходит в олигархию – господство немногих богачей. При этой форме
общественного устройства существует как бы два государства : одно для богатых
, другое для бедных. Между ними идёт непрерывная борьба. Эта борьба
заканчивается установлением демократии – власти большинства .
Демократическое государство сверх нормы « пропитана свободой ». Чрезмерная
свобода для отдельного человека и для государства превращается в рабство. В
данных условиях власть захватывает какой – либо сильный род , а самый ловкий
и коварный из его среды становится тираном.
Так демократия неизбежно превращается в тиранию – наихудшую форму
государственного устройства. Но и она не вечна , а постепенно разрушается.
Всё повторяется заново. Для того чтобы разорвать этот порочный круг , Платон
, предлагает вариант идеалього государства – справедливого правления «
аристократов духа » - мудрецов. В нём должно быть « красивым всё в целом » ,
сохраняется всеобщность государственного принципа : свобода государства в
отношению к индивиду. Основным условием и принципом совершенного государства
Платон выделяет справедливость , состоящую в том , что каждому гражданину
отводится какое-то особое занятие и особое положение. Он вводит строгую
иерархию сословий : философы - правители , стражи – воины , ремесленники и
крестьяне – занимаются физическим трудом , а также строго контролируемую
систему образования и воспитания. У подданных нет ничего своего : ни семьи ,
ни
собственности - всё общее. Идея Платона о разделении труда , лежащая в
основе возникновения государства.
Аристотель / 384 – 322 гг. до нашей эры / делает попытку анализа реальных
форм государственного устройства посредством изучения фактического материала.
Аристотель утверждал , что человек – «политическое животное и поэтому несёт
в себе инстинктивное стремление к совместному жительству » , развитие
общества идёт от семьи к общине , а от неё к государству – полису. Он
связывает функции и предназначение государства с высшей природой целью
человеческих существ – общением.
Государство , как семья и община , выступает формой общественных связей ,
к тому же высшей. Поэтому , по мысли Аристотеля , человек есть «животное
государственное ».
Все формы государства Аристотель разделяет на правильные и неправильные.
Правильными являются те , где истинная цель состоит в общем благе. К
неправильным относятся такие формы , в которых имеются выгоды одних
правителей , а не народа. Государственный строй , по Аристотелю ,
представляет из себя такой порядок , при котором господство принадлежит
законно установленной власти. К правильным государствам он относит монархию
или царство , аристократию или господство лучших и « политию » или
республику. Каждой правильной форме противопоставляется
неправильная : тирания , где имеется в виду только польза правителя ;
олигархия , где правят богатые для собственной выгоды ; Демократия , где
властвуют бедные , имея в виду только себя.
В учении Аристотеля , как и у Платона , имеют место тоталитарные тенденции :
человек – часть государства , личные интересы строго подчинены общественному
благу. Гражданин – это частица политической общности. Граждан Аристотель
называл свободными людьми , но свободу он понимал как противоположность
рабству. Граждане занимаются военными ,
судебными и законодательными делами , а сельское хозяйство и промышленное
производство – это удел рабов. Граждане могут иметь частную собственность ,
но пользоваться ею , по мнению Аристотеля , следует сообща т.к. неравенство
становится причиной возмущений и переворотов. Политический идеал Аристотеля –
государство , в котором только закон есть сила , а наиболее подходящей в
политическом отношении выступает смешанная форма государственного строя ,
основанная на стремлении объединить интересы бедных и богатых.
В Древнем Риме Марк Тулий Цицерон / 106 – 43 гг до н.э. / в работах « О
государстве » и « Законы » уделял большое внимание разработкам проблем
правового равенства. Согласно Цицерону , государство и право возникают не по
произволу , а в соответствии со всеобщим требованием природы , включаемым в
том числе , и веления человеческой природы. Государство , по Цицерону ,
основано на всеобщем равенстве и справедливости , оно также является делом
народа и возникает в результате согласия в вопросах права и общности
интересов. Причиной образования государств является охрана собственности. В
основе права лежит справедливость , первым требованием которой является не
навредить другим и не покушаться на чужую собственность.
Цицерон выделяет три формы государства : царская власть , власть оптимистов
/аристократии / , народная власть /демократия /. Лучшей формой государства
Цицерон считает смешанную форму , важнейшим достоинством которой является
прочность государства и правовое равенство его граждан. Важным в учении
Цицерона является рассмотрение гражданина как субъекта правового общения. Он
также впервые выделяет «право народов» , существенным принципом которого
является необходимость соблюдения обязательств , налагаемих международными
договорами.
В средние века учение об общественном устройстве предложил Августин Авелий /
354-430 гг./ и Фома Аквинский / 1224 –1274 гг. /.Епископ Иппонийский Августин
выдвинул учение о двух градах : божественном и человеческом. Согласно этому
учению все люди принадлежат к одному из этих «градов». Человеческий град –
это град проклятых Богом людей , нечестивцев , которые обречены на гибель.
Град божий или Божье царство образуют праведники , которые предопределены к
спасению. С приходом Христа и созданием христианской церкви « град Божий »
реализуется через деятельность церкви. Отсюда проистекает получившая широкое
распространение в средневековье идея господство церкви над государством,
духовной власти над светской. На ней базируется мысль о вселенских правах
папы Римского на власть , его право назначать и смещать государей.
Доминиканский монах Фома Аквинский учил , что повиноваться властям следует
лишь в той мере , в какой они благословенны духовной властью. Если же власть
просто завоёвана , отобрана у законного правителя , то всякий вправе ей
сопротивляться. Точно также можно и должно не повиноваться распоряжениям
властей , если они предписывают греховные деяния. Фома Аквинский бал
сторонником монархии. Однако он различал два типа монархии : абсолютную и
политическую. Политическую монархию он считал предпочтительней , так как в
ней монархи руководствуются законом и действуют в его пределах.
В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии
науки о государстве сыграл итальянец Никколо Макиавелли /1469 – 1527 гг/.
В работах « Государь » и « Рассуждения па первую декаду Тита Ливия » он
рассматривает государство как политическое состояние общества : отношение
властвующих и подвластных , наличие соответствующим образом устроенной ,
организованной политической власти , юстиции , учреждений и законов. При
рассмотрении формы государственного устройства он отдаёт предпочтение
республике , а не монархии. Единовластие необходимо при создании и
реформировании государств , а республиканское правление является лучшим для
поддержания государственной власти. Макиавелли отмечает также большое
влияние на государство борьбы противоположных классов : простого народа и
элиты , имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он выводит
и конкретные формы государства. Он предпочитает умеренную республику или
смешанную форму государства , в которой сочетается демократический ,
аристократический и монархический элементы власти.
В эпоху зарождения капиталистических отношений в Западной Европе развитие
мысли о государстве связано с целой плеядой таких философов , как Т. Гоббс ,
Дж. Локк , Б. Спиноза , Ш. Монтескье , М.Ф. Волтер , Ж.-Ж. Руссо и др. Одним
из основоположников теории общественного договора является английский
мыслитель Томмас Гоббс /1588 – 1679 гг./. В работе « Левиафан или материя ,
форма и власть государства » он описывает хаос естественного
догосударственного существования людей , жизнь без красоты , промышленной
культуры. В этом обществе были только конфликты , но люди , будучи разумными
, нашли выход из хаоса – общественный договор. Они согласились передать все
свои права монарху и подчиниться в обмен на закон. Политика и её носитель ,
государство , по мнению Гоббса , учреждаются людьми путём договорённости
между собой , индивиды доверяют единому лицу , верховной власти над собой.
Государство и есть
лицо , использующее силу и средство для людей , как оно считает необходимым
для их мира и общей зашиты. Гоббс выступал защитником монархической власти.
Он утверждал , что заключив общественный договор и перейдя в гражданское
состояние , индивиды утрачивают возможность изменить форму правления ,
освободится из - под действия верховной власти. По его мнению , могут
существовать три формы государства : монархия , демократия и аристократия ,
которые различаются не природой и содержанием воплощённой в них власти , а
пригодностью к осуществлению той цели , для которой они были установлены.
Права государственной власти, по теории Т.Гоббса , были вполне совместимы с
интересами классов,
осуществляющих английскую революцию. Совершенно очевидно , что по современным
меркам Гоббс больше консерватор , чем либерал , т.к. даже либеральную идею об
общественном договоре он интерпретировал так , что выводы оказались
консервативными : свобода возможна лишь в том случае ,
если люди передают право распоряжаться ею монарху.
Дальнейшее развитие учения о государстве и праве связано с именами Иммануил
Кант /1727 – 1804 гг./ и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля / 1770 – 1831
гг./. Кант в работах « К вечному миру » и «Метафизические начала учения о
праве » даётся обоснование внутренних моральных истоков свободы человека и
роли права в установлении границ произвола. Человек, по Канту , - это цель ,
а не средство. Способность человека « давать себе закон » и без всякого
внешнего принуждения бороться за осуществления этого закона выражает его
моральную автономию. Высшей формой , обеспечивающей свободу , выступает
правопорядок. В праве Кант видит гарант невмешательства в процесс
индивидуального самовоспитания. Каждый может быть хозяином самому себе. Смысл
принуждения , по Канту , состоит в эквиваленте возмещения ущерба , который
принёс потерпевший от преступления. Право обладает принудительной силой ,
носителем которой выступает государство. Гегель разрабатывает учение о
свободной воле , которая соотносится с правом и представлена в виде трех
ступеней развития:
абстрактное право , моральность и нравственность. Абстрактное право относится
к проблемам собственности и договора ; учение о морали касается проблем
умысла и вины , намерения и блага , добра и совести ; учение о нравственности
включает проблематику семьи , гражданского общества и государства.
2.Понятие государства.
Понятие государственная общественная организация содержит общие – основные
признаки государства . Некоторые из признаков государства состовляют
относительно неизменные основы государственной организации человеческого
общества , а некоторые из признаков , по мере развития общества теряют или
изменяют новые структуры и функции.
Само понятие – это логически оформленная общественная мысль о классе
предметов, явлений. /2/
Существует несколько позитивных взглядов на признаки государства:
а/ социологический; б/ марксистский.
Социологическая концепция определения понятия государства выделяют три его
признака: а/ совокупность людей – народ ; б/ господствующую над ними власть
; в/ территорию как предел действия этой власти. Эти признаки , взятые в
еднстве , образуют понятие о государстве как соединение людей под одной
властью в пределах определёной территории.
Марксистская концепция рассматривает государство как историческое явление.
Предпосылки возникновения государства можно обнаружить уже в первобытном
обществе в виде власти верхушки родовой знати , которая выполняла
управленческие функции. Эта власть основывалась на обычиях , традициях ,
авторитете старейшин , представлявших всеобщие интересы.
Но разделение общества на классы и связаное с этим услажнение общественной
жизни требовали создание особого органа , регулируюшего различные функции
общества. С одной стороны , господствующие классы для удержания в повиновении
эксплуатируемых классов нуждались в особой силе. Такой силой и явилось
государство , которое возникло как организация политической власти
экономически господствующего класса. С другой стороны , поскольку этот класс
выступает со стороны всего общества , постольку его политическая организация
является формой организации всего общества в целом. Поэтому государство
является органом , управляющим делами всего общества. Если государство небыло
всеобщей общественной организацией , политической оболочкой всего общества ,
то оно не могло быть и органом политической власти одного класса над другим.
Чтобы полнее раскрыть специфику государства , необходимо проанализировать его
признаки: а/ наличие особого слоя людей , занятых управлением т.е. аппарата
чиновников; б/ публичная власть т.е. органы политического принуждения /
армия , разведка , милиция , суд , тюрьмы и т.д. /; в/
территориальноеделение общества на отдельные ячейки государственного
управления , при помощи которых государственная власть охватывает своим
влиянием всё население страны.
Эти признаки , взятые в единстве , дают возможность определить является ли
данное общественное образование государством или нет. В своих работах Маркс
и Энгельс размышляли о признаках государства в работах ,, Происхождение
семьи , частной собственности и государства “, ,, варварство и цивилизация.
3.Признаки государства
Государство – это сложное социальное образование , которое можно познать
путём абстракции. Ему присущи следующие признаки.
Территория – это пространственная основа государства , его физическая ,
материальная опора. Без территории государство не существует , хотя может
изменяться во времени / уменьшаться в результате поражения в войне , или
увеличиваться в процессе экспансии , или изменяться в процессе экспансии ,
или изменяться в соответствии с договорами о делимитации границы /. Линия
государственной границы на местности обозначается пограничными знаками. Она
Страницы: 1, 2, 3
|