бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Понятие формы государства бесплатно рефераты

избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается

сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями:

обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является

верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства (премьер - министр, председатель совета министра,

канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им

правительство, которое осуществляет исполнительную верховную власть и

отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной

чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь

тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется

доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль

за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми

полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет,

определяет перспективы развития социально-экономического развития страны,

решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую

структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает

демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые

условия человеческого общежития, основанные на началах правовой законности.

К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947

г.), Австрию, Швейцарию, Исландию, Индию и др.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы

государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в

руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики:

* внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

* ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

* более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В

соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения

властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту,

исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США

избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) - через

коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу

представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство

формируется победившим на выборах президентом, из лиц, принадлежащих к его

партии.

Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во

Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается

кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания

президента установлен в России в 1991г.

Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие,

является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и

главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров

(Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как,

правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным

главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем

их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов

Верховного суда.

В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная

исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей

нормально функционирует законодательная и судебная власти. Эффективно

действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных

президентских республиках, способствует возможности гармоничного

функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны

исполнительной власти.

В странах Латинской Америки часто встречаются “суперпрезидентские

республики“. Эта форма правления - практически независимая, слабо

контролируемая законодательной и судебной властью. Это конгломерат

традиционной формы с полудиктаторским управлением.

Какая же форма правления в России? Так, например газета «Юридический

вестник» за сентябрь 2004 №18 придерживается мнения, что сегодня фактической

формой правления в Российской федерации суперпрезидентская. Широкие реформы

президента Владимира Путина по централизации власти в России многие называют

«поворотом кругом» от демократического пути. Бывший президент СССР Михаил

Горбачев даже обратился к Путину с призывом не свертывать демократические

свободы под лозунгом борьбы с терроризмом. Однако ни один из действительно

политически значимых шагов этой реформы не является беспрецедентным для любой

демократической страны.

У российской политической реформы уже появилось много критиков. В частности,

Станислав Бельковский, президент Института национальной стратегии, назвал

план Путина «величайшей ошибкой», считая, что « продажные бюрократы, которых

суперпрофессионалы от внутренней политики посадят теперь в руководящие

кресла в регионах России, не будут подотчетны ни перед кем и ни в чем». Но

ведь можно доказать и совершенно противоположное: Россия в 90-х годах была

начисто разворована продажными суперворами-олигархами, и Путин унаследовал

государство импровизированной клептократии, которому он пытается вернуть

утраченные богатства. Похоже, он верит, что его новые инициативы позволят

повысить жизненный уровень рядовых россиян и сократить уровень бедности в

стране, чего Путин так добивается.

Станет ли новый план централизации власти очередным громадным шагом назад?

Возможно. Но возможно и другое – Россия, как мы знаем, отлично научилась

ставить в тупик самых пессимистичных пророков, равно как и самых оптимистичных.

Только время покажет кто прав.1

Обществу, а, скорее всего политическому классу, придется в ближайшем будущем

сделать не простой выбор: либо дожидаться (кто обреченно кто с радостью)

перерождения политической системы в некое подобие советской (хорошо еще

позднесоветской), либо менять баланс функций и полномочий властных институтов,

заложенный в конституции, а лучше саму властную модель

2.

3.ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.

Форма государственного устройства отражает территориальную структуру

государства, соотношение между государством в целом и его основными

территориальными единицами таким образом:

Форма государственного устройства - это национальное и административно-

территориальное строение государства, которое раскрывает характер

взаимоотношений между его составными частями, между центральными местными

органами государственного управления, власти. В отличие от форм правления

организация государства рассматривается с точки зрения распределения

государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах,

их разделение между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает:

а) из каких частей состоит внутренняя структура государства;

б) каково правовое положение этих частей и, каковы взаимоотношения этих

органов;

в) как строятся отношения между центральными и местными государственными

органами;

г) в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации,

проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на

три основных группы:

- унитарное;

- федеративное;

- конфедеративное.

Унитарное государство

Унитарное государство - это цельное единое государственное образование,

состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются

центральным органам власти и признаками государственной независимости не

обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

1. унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие

исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют

верховное руководство соответствующими органами;

2. на территории унитарного государства действует одна конституция, единая

система законодательства, одно гражданство;

3. составные части унитарного государства (области, департаменты, округа,

провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;

4. унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по

численности национальности, широко допускает национальную и законодательную

автономию;

5. все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы,

которые официально представляют страну на международной арене;

6. имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляются

центральными органами государственной власти.

Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами

управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных

унитарных государствах, но эти различия касаются узкой сферы управления.

К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция,

Япония, Финляндия .

Федерация

Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных

государственных образований в одно союзное государство.

Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно

имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими

условиями образования конкретной федерации и, прежде всего национальным

составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в

союзное государство.

Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для

большинства федеративных государств:

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов,

кантов, земель, республик и т.д.;

2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная

власть принадлежит федеральным государственным органам;

3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют

свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы;

4. В большинстве федерации существуют союзное гражданство и гражданство

федеральных единиц;

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата,

представляющая интересы членов федерации;

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях

осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют

федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.);

7. Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в

значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного

устройства;

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением

государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации

характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие

между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени

суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях

обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов

федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных

государственных образований.

Конфедерация

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств,

созданный для обеспечения общих интересов.

При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют

свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими

чертами:

1. конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и

судебных органов, в отличие от федерации;

2. конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов,

единого государственного бюджета;

3. сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

4. государства могут договориться о единой денежной системе, о единых

таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время

существования союза.

Как правило, конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются,

либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815 - 1867), Швейцарский

союз (1815 - 1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена

конфедерация.

4.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима,

существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое,

поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования,

но и характерные способы деятельности негосударственных политических

организаций (партии, движения, клубы, союзы).

В зависимости от особенностей набора средств и способов государственного

властвования различают демократический и авторитарные государственно-правовые

режимы (антидемократические).

Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку

является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для

рабовладельческих государств характерны и деспотия, и демократия; для

феодализма - и неограниченная власть феодала, монарха и народное собрание;

для современного государства - и тоталитаризм, и правовая демократия.

Идеальных демократических форм государственного режима в реальной

действительности не существует. В том или ином конкретном государстве

присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования.

Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой

разновидности государственного режима Антидемократические режимы

Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками:

* определяет характер государственной власти - это соотношение

государства и личности;

* антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем

государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой,

идеологией, социальным, культурным и национальным строением;

* ему свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов,

молодежных, спортивных и др.);

* личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо

субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в

конституциях;

* реально действует примат государства над правом, что является следствием

произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной

жизни;

* всеохватывающая милитаризация общественной жизни;

* игнорируют интересы государственных образований, особенно национальных

меньшинств;

* не учитывает особенностей религиозных убеждений населения.

Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и

при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов

парламентаризма, он не согласуется с парламентарной монархией и республикой.

Приводя к сильной централизации государственной власти, авторитарный режим не

соглашается с буржуазным федерализмом.

Демократический режим

Демократия - это система, создающая политические, экономические и культурные

условия для полного развития индивида

[1].

Демократический режим складывается в правовых государствах. Они

характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают

свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов.

Одним из значительных достижений современных демократических государств

считается признание и защита ими естественных прав человека, свободы мысли,

слова, вероисповедания, труда, выбора места жительства, а так же ряда других

свобод, принадлежащих человеку от рождения. Принято считать, что

демократический политический режим обеспечивает защиту прав и свобод человека и

гражданина, что при демократическом строе интересы личности выше интересов

государства.2

Конкретно режим демократической власти выражается в следующем:

1. режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая

составляет основу материального благополучия общества;

2. реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность выражать

собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных,

научных и других общественных организациях;

3. создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на

характер государственной власти;

4. в демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония,

так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия;

5. власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства;

6. основным принципом деятельности демократического государства является

плюрализм;

7. государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные

потребности развития личности и общества.

История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее

распространение в настоящее время получил режим парламентской демократии,

основанный на передаче власти парламенту. Так же существует либерально-

демократический режим.

Политические формы современных государств складывались в течение нескольких

столетий. Эти формы определялись, в конечном счете, экономическим строем

общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают

исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и

других странах), условия образования государства (федеративная форма

государства США, Швейцария), равно как и особенности современного развития

данной страны и ее международного положения.

Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада

колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых

суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих

освободившихся странах к частой модификации государственных форм.

Понятие исторического типа связывается с установлением закономерной

зависимости классовой сущности государства и права от экономических

отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе

его развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в представленной работе достигнута поставленная цель и решены

необходимые задачи. Какой же вывод можно сделать из всего материала

изложенного в работе?

Категория формы государства показывает особенности внутренней организации

государства, порядок образования и структуру органов государственной власти,

специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с

другом и населением, а так же те методы, которые используются для ими для

осуществления организующей и управленческой деятельности. Научное

исследование различных аспектов формы государственности имеет важное

теоретическое и практическое значение. Малейшие ошибки и просчеты в

разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами,

тяжелыми моральными и материальными потерями, а иногда даже человеческими

жертвами. Более полное (конкретное) представление о форме государства дает

анализ 3-х его составляющих - формы правления, государственного устройства,

государственно-правового режима.

Форма правления характеризует порядок образования и организации высших

органов государственной власти, их взаимоотношение друг к другу и населению,

т.е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве. В зависимости

от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и

республиканские.

Под формой правления понимается организация верховной и государственной

власти. Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика.

Монархия - это форма правления, при которой вся полнота государственной

власти сосредоточена в руках одного человека - монарха, который наследует ее

как представитель правящей династии и осуществляет пожизненно, выполняй и

функции главы государства, функции законодательной, исполнительной властей,

он также контролирует правосудие и местное самоуправление.

Республика - форма правления, при которой государственная власть делегируется

коллегиальному (сенат, парламент, народное собрание и т.п.) или единичному

органу, избираемому на определенный срок.

Форма государственного устройства отражает территориальную структуру

государства, соотношение между государством в целом и его основными

территориальными единицами. По форме устройства все государства

подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и

конфедеративные) Государственно-правовой режим представляет собой систему

средств и способов осуществления государственной власти. В качестве элемента

формы государства выделяется не государственный, а политический режим.

Государство для осуществления своей организующей деятельности пользуется

наиболее ограниченным и специфичным набором средств управленческого

воздействия, основным из которых является право.

В зависимости от особенностей набора средств и способов государственного

властвования различают демократический и авторитарные государственно-правовые

режимы (антидемократические).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник – 4е изд.,

переработанное и дополненное. – М.: Юрайт 1998 год.

2.Теория государства и права: Курс лекций под ред. Н.И. Матузов, А.В. Малько

- М., Юрист 1997 год.

3. Теория государства и права часть I теория государства. под общ. ред. А.Б.

Венгерова. – М., Юрист 1996 год.

4. Э. Фром. Э. Фром о позитивных и негативных аспектах современной

демократии.//Государство и право,2002,№5 с 104.

5. М.А. Краснов.Россия как полупрезидентская республика».//Государство и

право,№10 2003г.

6.Г.И.Иванец,В.И. Червонюк. Глоболизация, государство,право.//Государство и

право,2003,№8, с 87-94.

7. Комментарий газеты «Вашингтон Таймс» Путинская перестройка// Юридический

вестник сентябрь 2004 №18.

1 «Глоболизация, государство,право». Г.И.

Иванец, В.И. червонюк: «Государство и право»,2003,№8, с 88.

1 «Путинская перестройка» кментарий газеты

«Вашингтон Таймс»: «Юридический вестник» сентябрь 2004 №18(344)

2 «Россия как полупрезидентская республика»

М.А. Краснов: «Государство и право» №10 2003г

[1] «Э. Фром о позитивных и негативных

аспектах современной демократии». «Государство и право»,2002,№5,с 103.

2 «Э. Фром о позитивных и негативных

аспектах современной демократии». «Государство и право»,2002,№5 с 104.

Страницы: 1, 2