Курсовая: Понятие формы государства
Курсовая: Понятие формы государства
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уральская академия государственной службы
Челябинский филиал
Кафедра гражданско-правовых
и государственных дисциплин
Понятие формы государства
Курсовая работа по предмету:
Теория государства и права
Козлова Дмитрия Ивановича
Студента курса Ю-31,группы Ю-312
Специальность: 021100 «Юриспруденция»
Преподаватель:
Тенетко А.А.
канд. юрид. наук
Челябинск
2004
ОГЛАВЛЕНИЕ
с
Введение____________________________________________________________3
1.Понятие формы государства _________________________________________5
2.Форма правления: понятие и виды. Соотношение монархии и республики ___8
3.Форма государственного устройства: понятие и виды ____________________17
4.Государственный (политический) режим: общая характеристика___________21
Заключение_________________________________________________________ 25
Список использованных источников литературы__________________________27
ВВЕДЕНИЕ
Категория формы государства показывает особенности внутренней организации
государства, порядок образования и структуру органов государственной власти,
специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с
другом и населением, а так же те методы, которые используются для ими для
осуществления организующей и управленческой деятельности.
Исследование различных аспектов формы государственности имеет важное
теоретическое и практическое значение. Малейшие ошибки и просчеты в
разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами,
тяжелыми моральными и материальными потерями, а иногда даже человеческими
жертвами.
Для изучения формы государства, раскрытие ее роли в политических процессах
чрезвычайно важное значение приобретает подход к форме как к организации
содержания. Понятие “организация” предполагает выяснение своеобразия
внутренних аспектов формы с точки зрения принципов объединения
взаимодействующих элементов целого в системе, а также внешнего выражения этих
принципов в деятельности, как элементов системы, так и всей системы в целом
(по отношению к другим системам), поэтому целью данной работы стало более
углубленное изучение данного явления.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть понятие формы государства;
2.Изложить понятия форм правления, а так же соотнести монархическую и
республиканскую формы правления;
3. Рассмотреть формы государственного устройства;
4. Охарактеризовать государственные режимы.
Исходя из цели и поставленных задач, структура работы состоит из введения,
четырех вопросов, заключения и списка использованных источников литературы.
1.ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА.
Для рассмотрения формы государства следует обратить внимание на следующие
аспекты.
Во - первых, форма в связи с сущностью государства как общественного явления.
В данном аспекте под формой государства понимается специфический способ
выражения сущности, система органов, “машина”, посредством которой
осуществляется классовое господство в противоположность неклассовым,
неполитическим, негосударственным способам. Существование государственной
власти находит свое отражение в ее органах, армии, администрации, судьях и
других учреждениях, которые составляют специфическую и постоянную форму
бытия государства.
Во-вторых, форма в ее непосредственной связи явлением (как обнаружение
сущности проявление ее вовне). В соотношении “форма-явление” выступает
внешняя форма государства, т.е. проявление вовне определенной его
организации (устройства). Различают организацию верховных органов власти
(монархию, республику), взаимоотношение органов классовой власти с
населением, территориальную структуру государственной власти.
В третьих, форма в соотношении форма - содержание выступает внутренняя форма
государства как форма вполне определенного, данного классового содержания.
“Форма-содержание” государства зиждется на соответствующих принципах
организации властвования, в которых выражается специфика классового
господства определенного типа на определенных этапах его развития. Эти
принципы неповторимы, они коренятся в социально-экономической системе. Вместе
с ликвидацией экономического и политического господства исторически
определенных классов ликвидируются и соответствующие принципы организации
государственной власти. В аспекте “форма-содержание” выражается также и
политический режим как внутренняя форма государства, охватывающая главным
образом две стороны: механизм государства (внутренняя структура власти, связь
элементов власти в данной государственной системе) и функции государства
(методы и формы осуществления функций данной государственной власти).
“Форма - содержание” индивидуализирует каждое конкретное государство, которое
существует в пространстве и времени в единстве содержания и формы.
Внутренняя форма всегда содержательна, она сама есть момент содержания
государства и как таковая непосредственно и органически связана с сущностью
государства в данном историческом этапе его развития. Внутренняя форма по
отношению к внешней форме государства выступает как определяющая специфику ее
содержания, т.е. играет роль взаимосвязи сущности, содержания и формы
государства.
“Форма-содержание” имеет общее с чисто внешней формой-явлением”: она
изменчива, текуча, соответствует изменяющемуся непрерывно содержанию
государства. Поэтому в рамках исторических типов государства возможны
вариации внутренней формы сообразно объективным условиям господства
исторически определенных классов. Кроме того, политический режим, как
внутренняя форма государства, имеет внешнюю оболочку, которая может
рассматриваться в качестве внешней формы.
Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной
стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться
различные формы организации и деятельности государственной власти, а с
другой стороны государства различного типа могут обличаться в одинаковую
форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического
периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и
государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой
государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно
зависит от его содержания и определяется им.
Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа,
его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные
особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы
государства определяет также характер взаимоотношений государства и его
органов с негосударственными организациями партиями, профсоюзами,
общественными движениями, церковью и другими организациями.
В юридической науке форма государства анализируется по преимуществу как
внешняя форма сущности, содержания и явления государства. Под формой
государства понимается обычно его организация, выступающая в единстве формы
правления, формы государственного устройства и политического режима, т.е.
соответственно основным, узловым моментам этой организации.
Таким образом, можно дать следующее краткое определение формы государства:
Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три
взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства
и форму государственного режима.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные
признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием,
обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих
государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать
определение каждому элементу формы государства
1.
2.ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ. СООТНОШЕНИЕ МОНАРХИИ И РЕСПУБЛИКИ.
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной
власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
* как создаются высшие органы государства, и каково их строение;
*как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами
* как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и
населением страны;
* в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать
права и свободы гражданина.
По указанным признакам формы государственного правления подразделяются:
А) монархические (единоличные, наследственные)
В) республиканские (коллегиальные, выборные)
Монархия
Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть единолична
и переходит, как правило, по наследству.
Основными признаками классической монархической формы управления являются:
* существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью
пожизненно (царь, король, император, шах);
* наследственный порядок преемственности верховной власти;
* представительство государства монарха по своему усмотрению;
* юридическая безответственность монарха.
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она
стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе
сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического
управления.
В свою очередь монархия делится:
а) абсолютную
в) ограниченную (парламентскую)
с) дуалистическую
d) теократическую
парламентскую
Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная
государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.
По формуле Петровского воинского устава - “самовластный монарх, который
никому на свете о своих делах ответу дать не должен“. Основным признаком
абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов,
ограничивающих компетенцию монарха. Возникновение абсолютизма связано с
процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом
разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным
чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок
представительных сословных учреждений, юридически неограниченная власть
монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной
армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.
Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам,
которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное
вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более
цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, однако по – сей
день имеет принудительную направленность. В истории такими странами были
Россия XVII - XVIII века и Франция до революции 1789 года.
Конституционная монархия - представляет собой такую форму правления, при
которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.
Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом.
Монарх же не в праве изменить конституцию.
Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления
буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран
Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия,
Швеция и др.).
Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками:
* правительство формируется из представителей определенной партии (или
партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
* лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится
главой государства;
* в законодательной, исполнительной и судебной системах власть монарха
фактически отсутствует, она является символической;
* законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются
монархом;
* правительство согласно конституции несет ответственность не перед
монархом, а перед парламентом.
Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный
характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством,
формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях
формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно
перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а
парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма
правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918 гг.), сейчас в
Марокко.
В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и
религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические
(Саудовская Аравия).
Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы
государственного правления.
Республика
Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть
осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный
срок.
Общими признаками республиканской формы правления являются:
* существование единоличного и коллегиального главы государства;
* выборность на определенный срок главы государства и других верховных
органов государственной власти;
* осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению
народа
* юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных
законом;
* обязательность решений верховной государственной власти.
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в
Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась,
приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.
Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В
свою очередь они делятся по форме государственного устройства:
а) парламентарные
в) президентские
Парламентская республика - разновидность современной формы государственного
правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни
принадлежит парламенту.
В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа
депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством
голосов в парламенте. Правительство несет коллективу ответственность перед
парламентом в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в
парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство
членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу
государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных
парламентских выборов.
Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом
либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом
главы государства является главным видом парламентского контроля над
исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных
парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент
республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при
этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных
областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании
главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так
в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов
бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах
пропорционального представительства. Выборы главы государства в
парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего
Страницы: 1, 2
|