бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Понятие формы государства бесплатно рефераты

Курсовая: Понятие формы государства

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Уральская академия государственной службы

Челябинский филиал

Кафедра гражданско-правовых

и государственных дисциплин

Понятие формы государства

Курсовая работа по предмету:

Теория государства и права

Козлова Дмитрия Ивановича

Студента курса Ю-31,группы Ю-312

Специальность: 021100 «Юриспруденция»

Преподаватель:

Тенетко А.А.

канд. юрид. наук

Челябинск

2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

с

Введение____________________________________________________________3

1.Понятие формы государства _________________________________________5

2.Форма правления: понятие и виды. Соотношение монархии и республики ___8

3.Форма государственного устройства: понятие и виды ____________________17

4.Государственный (политический) режим: общая характеристика___________21

Заключение_________________________________________________________ 25

Список использованных источников литературы__________________________27

ВВЕДЕНИЕ

Категория формы государства показывает особенности внутренней организации

государства, порядок образования и структуру органов государственной власти,

специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с

другом и населением, а так же те методы, которые используются для ими для

осуществления организующей и управленческой деятельности.

Исследование различных аспектов формы государственности имеет важное

теоретическое и практическое значение. Малейшие ошибки и просчеты в

разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами,

тяжелыми моральными и материальными потерями, а иногда даже человеческими

жертвами.

Для изучения формы государства, раскрытие ее роли в политических процессах

чрезвычайно важное значение приобретает подход к форме как к организации

содержания. Понятие “организация” предполагает выяснение своеобразия

внутренних аспектов формы с точки зрения принципов объединения

взаимодействующих элементов целого в системе, а также внешнего выражения этих

принципов в деятельности, как элементов системы, так и всей системы в целом

(по отношению к другим системам), поэтому целью данной работы стало более

углубленное изучение данного явления.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие формы государства;

2.Изложить понятия форм правления, а так же соотнести монархическую и

республиканскую формы правления;

3. Рассмотреть формы государственного устройства;

4. Охарактеризовать государственные режимы.

Исходя из цели и поставленных задач, структура работы состоит из введения,

четырех вопросов, заключения и списка использованных источников литературы.

1.ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА.

Для рассмотрения формы государства следует обратить внимание на следующие

аспекты.

Во - первых, форма в связи с сущностью государства как общественного явления.

В данном аспекте под формой государства понимается специфический способ

выражения сущности, система органов, “машина”, посредством которой

осуществляется классовое господство в противоположность неклассовым,

неполитическим, негосударственным способам. Существование государственной

власти находит свое отражение в ее органах, армии, администрации, судьях и

других учреждениях, которые составляют специфическую и постоянную форму

бытия государства.

Во-вторых, форма в ее непосредственной связи явлением (как обнаружение

сущности проявление ее вовне). В соотношении “форма-явление” выступает

внешняя форма государства, т.е. проявление вовне определенной его

организации (устройства). Различают организацию верховных органов власти

(монархию, республику), взаимоотношение органов классовой власти с

населением, территориальную структуру государственной власти.

В третьих, форма в соотношении форма - содержание выступает внутренняя форма

государства как форма вполне определенного, данного классового содержания.

“Форма-содержание” государства зиждется на соответствующих принципах

организации властвования, в которых выражается специфика классового

господства определенного типа на определенных этапах его развития. Эти

принципы неповторимы, они коренятся в социально-экономической системе. Вместе

с ликвидацией экономического и политического господства исторически

определенных классов ликвидируются и соответствующие принципы организации

государственной власти. В аспекте “форма-содержание” выражается также и

политический режим как внутренняя форма государства, охватывающая главным

образом две стороны: механизм государства (внутренняя структура власти, связь

элементов власти в данной государственной системе) и функции государства

(методы и формы осуществления функций данной государственной власти).

“Форма - содержание” индивидуализирует каждое конкретное государство, которое

существует в пространстве и времени в единстве содержания и формы.

Внутренняя форма всегда содержательна, она сама есть момент содержания

государства и как таковая непосредственно и органически связана с сущностью

государства в данном историческом этапе его развития. Внутренняя форма по

отношению к внешней форме государства выступает как определяющая специфику ее

содержания, т.е. играет роль взаимосвязи сущности, содержания и формы

государства.

“Форма-содержание” имеет общее с чисто внешней формой-явлением”: она

изменчива, текуча, соответствует изменяющемуся непрерывно содержанию

государства. Поэтому в рамках исторических типов государства возможны

вариации внутренней формы сообразно объективным условиям господства

исторически определенных классов. Кроме того, политический режим, как

внутренняя форма государства, имеет внешнюю оболочку, которая может

рассматриваться в качестве внешней формы.

Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной

стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться

различные формы организации и деятельности государственной власти, а с

другой стороны государства различного типа могут обличаться в одинаковую

форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического

периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и

государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой

государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно

зависит от его содержания и определяется им.

Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа,

его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные

особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы

государства определяет также характер взаимоотношений государства и его

органов с негосударственными организациями партиями, профсоюзами,

общественными движениями, церковью и другими организациями.

В юридической науке форма государства анализируется по преимуществу как

внешняя форма сущности, содержания и явления государства. Под формой

государства понимается обычно его организация, выступающая в единстве формы

правления, формы государственного устройства и политического режима, т.е.

соответственно основным, узловым моментам этой организации.

Таким образом, можно дать следующее краткое определение формы государства:

Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три

взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства

и форму государственного режима.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные

признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием,

обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих

государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать

определение каждому элементу формы государства

1.

2.ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ. СООТНОШЕНИЕ МОНАРХИИ И РЕСПУБЛИКИ.

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной

власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

* как создаются высшие органы государства, и каково их строение;

*как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами

* как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и

населением страны;

* в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать

права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются:

А) монархические (единоличные, наследственные)

В) республиканские (коллегиальные, выборные)

Монархия

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть единолична

и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы управления являются:

* существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью

пожизненно (царь, король, император, шах);

* наследственный порядок преемственности верховной власти;

* представительство государства монарха по своему усмотрению;

* юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она

стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе

сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического

управления.

В свою очередь монархия делится:

а) абсолютную

в) ограниченную (парламентскую)

с) дуалистическую

d) теократическую

парламентскую

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная

государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

По формуле Петровского воинского устава - “самовластный монарх, который

никому на свете о своих делах ответу дать не должен“. Основным признаком

абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов,

ограничивающих компетенцию монарха. Возникновение абсолютизма связано с

процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом

разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным

чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок

представительных сословных учреждений, юридически неограниченная власть

монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной

армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам,

которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное

вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более

цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, однако по – сей

день имеет принудительную направленность. В истории такими странами были

Россия XVII - XVIII века и Франция до революции 1789 года.

Конституционная монархия - представляет собой такую форму правления, при

которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.

Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом.

Монарх же не в праве изменить конституцию.

Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления

буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран

Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия,

Швеция и др.).

Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками:

* правительство формируется из представителей определенной партии (или

партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

* лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится

главой государства;

* в законодательной, исполнительной и судебной системах власть монарха

фактически отсутствует, она является символической;

* законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются

монархом;

* правительство согласно конституции несет ответственность не перед

монархом, а перед парламентом.

Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный

характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством,

формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях

формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно

перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а

парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма

правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918 гг.), сейчас в

Марокко.

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и

религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические

(Саудовская Аравия).

Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы

государственного правления.

Республика

Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть

осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный

срок.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

* существование единоличного и коллегиального главы государства;

* выборность на определенный срок главы государства и других верховных

органов государственной власти;

* осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению

народа

* юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных

законом;

* обязательность решений верховной государственной власти.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в

Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась,

приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В

свою очередь они делятся по форме государственного устройства:

а) парламентарные

в) президентские

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного

правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни

принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа

депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством

голосов в парламенте. Правительство несет коллективу ответственность перед

парламентом в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в

парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство

членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу

государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных

парламентских выборов.

Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом

либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом

главы государства является главным видом парламентского контроля над

исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных

парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент

республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при

этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных

областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании

главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так

в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов

бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах

пропорционального представительства. Выборы главы государства в

парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего

Страницы: 1, 2