Курсовая: Организованная преступность
пресечение криминального оборота оружия и взрывчатых веществ, розыск лиц,
подозреваемых в совершении тяжких преступлений, скрывшихся от следствия и
суда.
Усилия подразделений по атомическим преступлениям предпологает –ся
сосредоточить на преодолении преступной экспансии в наиболее крими-ногенных
жизненно важных для экономики страны сферах, разработке и осуществлении
комплексных мер по усилению борьбы с взяточничеством,
банковскими и финансовыми мошенничествами, легализацией преступных
доходов, фальшивомонетничеством, незаконными операциями с валютными
ценностями и другими финансово–хозяйственными преступлениями.
Подразделениям по борьбе с незаконным оборотом наркотиков предстоит
активизировать работу по выявлению и пресечению каналов и источников
поступления в Россию наркотиков из–за рубежа, ликвидации межрегиональных и
межгосударственных преступных групп, занимающихся наркобизнесом.
2. Взаимодействие оперативных аппаратов органов
внутренних дел с другими правоохранительными
органами в борьбе с организованной преступностью
В соответствии с Федеральным Законом “ Об оперативно–розыскной деятельности
“ оперативно–розыскная деятельность по предупреждению и раскрытию
преступлений, совершенных организованными преступными группами, бандами,
преступными организациями и сообществами осуществляется оперативными
подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, органов
Федеральной службы безопасности, органов пограничной службы Российской
Федерации, Федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов
Российской Федерации.
Сложившаяся практика свидетельствует о том, что координация взаи–модействия
субъектов оперативно–розыскной деятельности, ведущих борьбу с организованной
преступностью, осуществляется подразделениями по борь-бе с организованной
преступностью Министерства внутренних дел Россий–ской Федерации. Эта ситуация
нашла закрепление в проекте Федерального закона “ О борьбе с организованной
преступностью “.
Взаимодействие с органами Федеральной службы безопасности ( ФСБ )
В соответствии со ст. 10 (Борьба с преступностью) Федерального за–кона “ Об
органах Федеральной службы безопасности в Российской Феде –рации “ (от 3
апреля 1995 г.) органы ФСБ осуществляют оперативно–розыскные мероприятия по
выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической
деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота
оружия и наркотиков, контрабанды и других преступлений, дознание и
предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также
по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных
вооруженных формирований преступных групп, отдельных лиц и общественных
объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного
строя Российской Федерации.
В результате специализации и расширения функций МВД и ФСБ сложилась
ситуация, когда наблюдается совпадение компетенций оператив–но-розыскных
служб МВД и ФСБ, которые, руководствуясь единым Феде–ральным законом “ Об
оперативно–розыскной деятельности “, применяют традиционные для этих
органов средства, методы, тактику и используют специфические оперативные
возможности в борьбе с организованной прес–тупностью.
Совместная деятельность органов внутренних дел и органов ФСБ по выработке
стратегии борьбы с организованной преступностью.
Такое взаимодействие строится на основе информационно–аналити –ческой
работы, которая является составным элементом управленческой деятельности
МВД, ФСБ и органов, входящих в эти системы. Оба ведомства обеспечивают
Президента России, высшие органы законодательной и испол- нительной власти
Российской Федерации информацией о состоянии и тен–денциях организованной
преступности, об угрозах безопасности государства и о чрезвычайных ситуациях,
которые могут повлечь тяжкие социально–по-литические, экономические, военные,
экологические последствия.
Рабочие встречи сотрудников МВД и ФСБ, имеющие целью повыше –ние
оперативности взаимного информирования, реагирования на организо
–ваннуюпреступную деятельность.
Обмен опытом борьбы с организованной преступностью.
Организация и проведение совместных комплексных операций по
борьбе с организованной преступностью и коррупцией.*
Взаимодействие с органами налоговой полиции
Законом Российской Федерации “ о федеральных органах налоговой
___________________
*Закон “Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации” //
Российская газета. 1995. 20 апреля.
полиции “ на данные органы возложено решение следующих задач:
выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и
правонарушений, о выявленных при этом других экономических преступле–ниях
органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствую–щие
правоохранительные органы;
обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых
инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при
исполнении служебных обязанностей.
Организация взаимодействия между органами внутренних дел и орга–нами
налоговой полиции Российской Федерации предусматривает создание постоянно
действующих координационных рабочих групп из представите–лей
заинтересованных главков и управлений МВД и ФСНП России, а также
подразделений органов внутренних дел и органов налоговой полиции на
местах для выработки и реализации согласованных действий по выявле–нию,
предупреждению, пресечению налоговых преступлений, а также пра –вонарушений и
преступлений в сфере экономики и потребительского рын–ка, проведение
совместных оперативно–розыскных и профилактических ме–роприятий с целью
выявления незаконных операций, осуществляемых кре –дитнофинансовыми и иными
учреждениями, предприятиями, организация–ми, в том числе занимающиеся
торгово–закупочной деятельеностью.
Руководителям федеральных органов налоговой полиции целесообраз–
но: ежеквартально информировать органы внутренних дел о криминогенной
обстановке по налоговым преступлениям, о конкретных фактах подготовки или
совершения преступлений в сфере экономики и потребительского рын–ка, ставших
известными в процессе осуществления оперативно–розыскной деятельности.*
___________________
*Закон Российской Федерации “о федеральных органах налоговой полиции” //
Сборник нормативных документов. Москва. “Юридическая литература”. 1994.
Взаимодействие с органами пограничной службы
Федеральная пограничная служба взаимодействует с иными субъекта–ми в борьбе
с организованной преступностью на основе Положения о
ФПС, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 2316 от 30
декабря 1993 г. Важно отметить, что подразделения имеют возможность
получать оперативно–розыскную информацию не только на территории
Российской Федерации, но и за её пределами при охране государственных границ
других стран. Это обстоятельство особенно важно учитывать в борьбе с
наркобизнесом, незаконным оборотом оружия, радиоактивных и иных особо
опасных веществ.*
Взаимодействие с таможенными органами
Взаимодействие с таможенными органами строится, прежде всего, ис–ходя из
положений Таможенного кодекса Российской Федерации. В соот –ветствии со ст.
224 и 226 ТК РФ таможенные органы Российской Федера–ции осуществляют
оперативно–розыскную деятельность в целях:
выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное
деяние, признаваемое законодательством Российской Феде–
рации преступлением, производство дознания по которому отнесено к
ком–петенции таможенных органов Российской Федерации ( в соответствии со
ст. 22 ТК РФ ) таможенные органы Российской Федерации являются орга –нами
дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможен–ных платежей,
о незаконных валютных операциях и иных деяниях с ва –лютными ценностями,
касающимися таможенного дела, а также по делам об иных преступлениях,
производство дознания по которым отнесено к компе–тенции таможенных органов
Российской Федерации, при запросах междуна-родных таможенных организаций,
таможенных и иных компетентных орга –нов иностранных государств в
соответствии с международными договорами Российской Федерации по таможенным
вопросам.
____________________
*Указ Президента Российской Федерации “О Федеральной пограничной службе”. №
2316. //Ведомости. 1994. № 1.
ГЛАВА 3. ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАТИВНО – РОЗЫСКНОЙ ТАКТИКИ В
БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ
1. Общие элементы оперативно–розыскной тактики
в борьбе с организованной преступностью
Тактика – основная категория оперативно–розыскной деятельности, поскольку
именно тактика определяет набор видов оперативно–розыскных мероприятий,
их содержание и последовательность, место, время, интенсивность поведения.
В сложной структуре тактики постоянно происходит сочетание мыс –лительных
процессов ( оценка исходной информации, предвидение развития ситуаций,
принятие решений, оценка возможности их реализации ) и конк –ретных действий
оперативных работников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим
ОРД, иных лиц, включенных в реализацию так–тических решений.
Тактика борьбы с организованной преступностью использует много –летний опыт
оперативных аппаратов, их успешных операций, стратегичес –ких и тактических
просчетов, сохраняет все традиционные элементы, учи –тывает комплекс
факторов, обусловливающих устойчивость, живучесть, приспособленность и
видоизменения организованной преступности.
Оперативно-розыскная тактика по своему содержанию предполагает:
мышление оперативного работника, включающее оценку оперативно–тактической
ситуации, собственных сил, средств и возможностей, сил и качеств
противоборствующей стороны – преступной среды;
выбор образа действия, линии поведения, самого оперативного работ –ника, либо
по его заданию (поручению ) лиц, оказывающих содействие;
сами действия, их последовательность, линию проведения, корректиру-
емые в зависимости от развития ситуаций ( получение подкреплений или наоборот ).
При таком содержании оперативно–розыскной тактики определение её
понятие требует включения всех указанных элементов и может быть
сформулировано так:
оперативно–розыскная тактика– категория ОРД отражающая мышле–
ние оперативного работника, включающее оценку ситуации, своих сил,
средств и возможностей, сил и качеств противоборствующей стороны и
предопределяющее образ действия и линию поведения, избираемые для дос-
тижения целей предупреждения и раскрытия преступлений и розыскной работы.
Как уже было отмечено, тактику борьбы с организованной преступ –ностью в
значительной мере определяют, с одной стороны, маскировка её системы (
структур, их состав, лидеров, финансовых операций, планов, взаимоотношений с
государственными органами, повседневной жизни членов преступных объединений
) с другой – так называемая “активная оборона”, то есть совокупность
действий, направленных на дестабилизацию правоохра–нительной системы.
Существует несколько уровней противоборства в зависимости от мас–штабов
деятельности преступных формирований.
Индивидуальный. Он, основываясь на преступном опыте участников ОПФ,
во многом воспринял “школы” преступных корпораций. Сюда, например, входят:
проверки окружения, смена адресов, укрытие оружия, денег и ценностей, добытых
преступным путём, в “надёжных” местах, отделение этих улик от своей личности.
Групповой. Он базируется на общих групповых интересах. На этом уровне
проявляются две главные заботы: первая – обеспечение достижения преступных
целей любыми средствами, которые не приведут к провалу участников
групповой преступной деятельности; вторая – продление существования, выживания
и даже процветания группы, преступного объединения. В этих целях активно
используется разведка в отношении конкурирующих преступных организаций, а
также контрразведка в отношении деятельности правоохранительных органов: с
вовлечением их сотрудников в преступную деятельность, проникновение в
негласный аппарат, выявление агентуры в своей среде, компрометация вышедших
на след преступников оперативных работников и успешно ведущих расследование
следователей и прокуроров.
Корпоративный. Этот уровень характерен для сложных структур ор
–ганизованной преступности, рассчитан на их устойчивость, в связи с чем
проявляется главная забота о покровителях, о продвижении их к рычагам власти
и о захвате представителями преступной корпорации определённых позиций в
государственном аппарате. Главный инструмент маскировки на этом уровне,
подкуп. Но отмечено и активное использование политической демалогии,
исторических подтасовок, националистической идеологии, моло–дёжных течений,
ошибок и злоупотреблений местной и центральной влас –ти. На этом уровне
практикуются искусно отработанные методы маскиров –
ки, которые не вписываются даже в откровенно циничные нормы преступ–ной
среды. Практикуется, например, такой приём, направленный на обеспечение
безопасности системы: “сдают” правоохранительным органам часть преступной
организации для того, чтобы не была изобличена вся структура.
Например, входе оперативной проверки одной из преступных органи–заций,
осуществлённой сотрудниками МУРа в конце 80-х годов, было уста–новлено, что
некоторые московские “воры в законе” – рецидивисты с совре–
менной культурной “окраской” – оказались связаны с сотрудниками
алмаа–тинского зоопарка; “специалистами” Мосгорисполком, срочно, за сутки
офор-мляющими им заграничные паспорта и выезд в Болгарию; со столичным
меценатом–кооператором; с проворовавшимся тверским зверосовхозом; с
артистами, выступающими в Болгарии под эгидой софийского филиала московского
театра “Союз”; с итальянской мафией, допустившей к порнобизнесу на гастроли
в Италию “звезд стриптиза”, а точнее, валютных проституток из России;
наконец, с американскими спецслужбами, позволившим этим проституткам
промышлять на военных базах США расположенных в Италии.
Широкие возможности для совершенствования организации и тактике
оперативно–розыскной деятельности заложены в Федеральном законе “Об
оперативно–розыскной деятельности”. В соответствии с этим законом в
до–полнение к ранее определенному Закону Российской Федерации “Об
опе–ративно–розыскной деятельности в Российской Федерации” перечнем опе
–ративно–розыскных мероприятий ( опрос граждан, наведение справок, сбор
образцов для сравнительного исследования, на блюдение, контроль почто–вых
отправлений, подслушивание телефонных и иных переговоров и т.д. )
дополнительно введены следующие оперативно–розыскные мероприятия:
оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент;
проверочная закупка.
Закон предпологает, что процесс и результаты проведения указании
оперативно–розыскных мероприятий отражаются в делах оперативного уче-та для
последующей оценки и использования в уголовном судопроизводст-ве.
Оперативное внедрение предпологает внедрение штатных сотрудни–ков
специализированных подразделений по борьбе с организованной прес–
тупностью либо лиц, содействующих этим органам в осуществлении опе
–ративно–розыскных мероприятий, в организованные группы, банды, преступные
организации и сообщества.
Контролируемая поставка предпологает поставку, покупку, продажу,
перемещение денег, ценных бумаг, предметов, находящихся в легальном и
нелегальном обороте. Могут проводить иные контролируемые операции с
предметами, являющимися орудием или средством совершения преступле–ния,
либо предметами, добытыми преступным путём, либо предметами, опе–рация с
которыми образует состав преступления.
Проверочная закупка – оперативно–розыскное мероприятие, широко
применяемое в деятельности подразделений по борьбе с экономическими
преступлениями.
Оперативный эксперимент предпологает создание или воспроизведе–ние
условий для проявления преступных намерений лиц, обоснованно по –дозреваемых в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|