бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Организованная преступность бесплатно рефераты

пресечение криминального оборота оружия и взрывчатых веществ, розыск лиц,

подозреваемых в совершении тяжких преступлений, скрывшихся от следствия и

суда.

Усилия подразделений по атомическим преступлениям предпологает –ся

сосредоточить на преодолении преступной экспансии в наиболее крими-ногенных

жизненно важных для экономики страны сферах, разработке и осуществлении

комплексных мер по усилению борьбы с взяточничеством,

банковскими и финансовыми мошенничествами, легализацией преступных

доходов, фальшивомонетничеством, незаконными операциями с валютными

ценностями и другими финансово–хозяйственными преступлениями.

Подразделениям по борьбе с незаконным оборотом наркотиков предстоит

активизировать работу по выявлению и пресечению каналов и источников

поступления в Россию наркотиков из–за рубежа, ликвидации межрегиональных и

межгосударственных преступных групп, занимающихся наркобизнесом.

2. Взаимодействие оперативных аппаратов органов

внутренних дел с другими правоохранительными

органами в борьбе с организованной преступностью

В соответствии с Федеральным Законом “ Об оперативно–розыскной деятельности

“ оперативно–розыскная деятельность по предупреждению и раскрытию

преступлений, совершенных организованными преступными группами, бандами,

преступными организациями и сообществами осуществляется оперативными

подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, органов

Федеральной службы безопасности, органов пограничной службы Российской

Федерации, Федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов

Российской Федерации.

Сложившаяся практика свидетельствует о том, что координация взаи–модействия

субъектов оперативно–розыскной деятельности, ведущих борьбу с организованной

преступностью, осуществляется подразделениями по борь-бе с организованной

преступностью Министерства внутренних дел Россий–ской Федерации. Эта ситуация

нашла закрепление в проекте Федерального закона “ О борьбе с организованной

преступностью “.

Взаимодействие с органами Федеральной службы безопасности ( ФСБ )

В соответствии со ст. 10 (Борьба с преступностью) Федерального за–кона “ Об

органах Федеральной службы безопасности в Российской Феде –рации “ (от 3

апреля 1995 г.) органы ФСБ осуществляют оперативно–розыскные мероприятия по

выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической

деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота

оружия и наркотиков, контрабанды и других преступлений, дознание и

предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также

по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных

вооруженных формирований преступных групп, отдельных лиц и общественных

объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного

строя Российской Федерации.

В результате специализации и расширения функций МВД и ФСБ сложилась

ситуация, когда наблюдается совпадение компетенций оператив–но-розыскных

служб МВД и ФСБ, которые, руководствуясь единым Феде–ральным законом “ Об

оперативно–розыскной деятельности “, применяют традиционные для этих

органов средства, методы, тактику и используют специфические оперативные

возможности в борьбе с организованной прес–тупностью.

Совместная деятельность органов внутренних дел и органов ФСБ по выработке

стратегии борьбы с организованной преступностью.

Такое взаимодействие строится на основе информационно–аналити –ческой

работы, которая является составным элементом управленческой деятельности

МВД, ФСБ и органов, входящих в эти системы. Оба ведомства обеспечивают

Президента России, высшие органы законодательной и испол- нительной власти

Российской Федерации информацией о состоянии и тен–денциях организованной

преступности, об угрозах безопасности государства и о чрезвычайных ситуациях,

которые могут повлечь тяжкие социально–по-литические, экономические, военные,

экологические последствия.

Рабочие встречи сотрудников МВД и ФСБ, имеющие целью повыше –ние

оперативности взаимного информирования, реагирования на организо

–ваннуюпреступную деятельность.

Обмен опытом борьбы с организованной преступностью.

Организация и проведение совместных комплексных операций по

борьбе с организованной преступностью и коррупцией.*

Взаимодействие с органами налоговой полиции

Законом Российской Федерации “ о федеральных органах налоговой

___________________

*Закон “Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации” //

Российская газета. 1995. 20 апреля.

полиции “ на данные органы возложено решение следующих задач:

выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и

правонарушений, о выявленных при этом других экономических преступле–ниях

органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствую–щие

правоохранительные органы;

обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых

инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при

исполнении служебных обязанностей.

Организация взаимодействия между органами внутренних дел и орга–нами

налоговой полиции Российской Федерации предусматривает создание постоянно

действующих координационных рабочих групп из представите–лей

заинтересованных главков и управлений МВД и ФСНП России, а также

подразделений органов внутренних дел и органов налоговой полиции на

местах для выработки и реализации согласованных действий по выявле–нию,

предупреждению, пресечению налоговых преступлений, а также пра –вонарушений и

преступлений в сфере экономики и потребительского рын–ка, проведение

совместных оперативно–розыскных и профилактических ме–роприятий с целью

выявления незаконных операций, осуществляемых кре –дитнофинансовыми и иными

учреждениями, предприятиями, организация–ми, в том числе занимающиеся

торгово–закупочной деятельеностью.

Руководителям федеральных органов налоговой полиции целесообраз–

но: ежеквартально информировать органы внутренних дел о криминогенной

обстановке по налоговым преступлениям, о конкретных фактах подготовки или

совершения преступлений в сфере экономики и потребительского рын–ка, ставших

известными в процессе осуществления оперативно–розыскной деятельности.*

___________________

*Закон Российской Федерации “о федеральных органах налоговой полиции” //

Сборник нормативных документов. Москва. “Юридическая литература”. 1994.

Взаимодействие с органами пограничной службы

Федеральная пограничная служба взаимодействует с иными субъекта–ми в борьбе

с организованной преступностью на основе Положения о

ФПС, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 2316 от 30

декабря 1993 г. Важно отметить, что подразделения имеют возможность

получать оперативно–розыскную информацию не только на территории

Российской Федерации, но и за её пределами при охране государственных границ

других стран. Это обстоятельство особенно важно учитывать в борьбе с

наркобизнесом, незаконным оборотом оружия, радиоактивных и иных особо

опасных веществ.*

Взаимодействие с таможенными органами

Взаимодействие с таможенными органами строится, прежде всего, ис–ходя из

положений Таможенного кодекса Российской Федерации. В соот –ветствии со ст.

224 и 226 ТК РФ таможенные органы Российской Федера–ции осуществляют

оперативно–розыскную деятельность в целях:

выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное

деяние, признаваемое законодательством Российской Феде–

рации преступлением, производство дознания по которому отнесено к

ком–петенции таможенных органов Российской Федерации ( в соответствии со

ст. 22 ТК РФ ) таможенные органы Российской Федерации являются орга –нами

дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможен–ных платежей,

о незаконных валютных операциях и иных деяниях с ва –лютными ценностями,

касающимися таможенного дела, а также по делам об иных преступлениях,

производство дознания по которым отнесено к компе–тенции таможенных органов

Российской Федерации, при запросах междуна-родных таможенных организаций,

таможенных и иных компетентных орга –нов иностранных государств в

соответствии с международными договорами Российской Федерации по таможенным

вопросам.

____________________

*Указ Президента Российской Федерации “О Федеральной пограничной службе”. №

2316. //Ведомости. 1994. № 1.

ГЛАВА 3. ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАТИВНО – РОЗЫСКНОЙ ТАКТИКИ В

БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

1. Общие элементы оперативно–розыскной тактики

в борьбе с организованной преступностью

Тактика – основная категория оперативно–розыскной деятельности, поскольку

именно тактика определяет набор видов оперативно–розыскных мероприятий,

их содержание и последовательность, место, время, интенсивность поведения.

В сложной структуре тактики постоянно происходит сочетание мыс –лительных

процессов ( оценка исходной информации, предвидение развития ситуаций,

принятие решений, оценка возможности их реализации ) и конк –ретных действий

оперативных работников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим

ОРД, иных лиц, включенных в реализацию так–тических решений.

Тактика борьбы с организованной преступностью использует много –летний опыт

оперативных аппаратов, их успешных операций, стратегичес –ких и тактических

просчетов, сохраняет все традиционные элементы, учи –тывает комплекс

факторов, обусловливающих устойчивость, живучесть, приспособленность и

видоизменения организованной преступности.

Оперативно-розыскная тактика по своему содержанию предполагает:

мышление оперативного работника, включающее оценку оперативно–тактической

ситуации, собственных сил, средств и возможностей, сил и качеств

противоборствующей стороны – преступной среды;

выбор образа действия, линии поведения, самого оперативного работ –ника, либо

по его заданию (поручению ) лиц, оказывающих содействие;

сами действия, их последовательность, линию проведения, корректиру-

емые в зависимости от развития ситуаций ( получение подкреплений или наоборот ).

При таком содержании оперативно–розыскной тактики определение её

понятие требует включения всех указанных элементов и может быть

сформулировано так:

оперативно–розыскная тактика– категория ОРД отражающая мышле–

ние оперативного работника, включающее оценку ситуации, своих сил,

средств и возможностей, сил и качеств противоборствующей стороны и

предопределяющее образ действия и линию поведения, избираемые для дос-

тижения целей предупреждения и раскрытия преступлений и розыскной работы.

Как уже было отмечено, тактику борьбы с организованной преступ –ностью в

значительной мере определяют, с одной стороны, маскировка её системы (

структур, их состав, лидеров, финансовых операций, планов, взаимоотношений с

государственными органами, повседневной жизни членов преступных объединений

) с другой – так называемая “активная оборона”, то есть совокупность

действий, направленных на дестабилизацию правоохра–нительной системы.

Существует несколько уровней противоборства в зависимости от мас–штабов

деятельности преступных формирований.

Индивидуальный. Он, основываясь на преступном опыте участников ОПФ,

во многом воспринял “школы” преступных корпораций. Сюда, например, входят:

проверки окружения, смена адресов, укрытие оружия, денег и ценностей, добытых

преступным путём, в “надёжных” местах, отделение этих улик от своей личности.

Групповой. Он базируется на общих групповых интересах. На этом уровне

проявляются две главные заботы: первая – обеспечение достижения преступных

целей любыми средствами, которые не приведут к провалу участников

групповой преступной деятельности; вторая – продление существования, выживания

и даже процветания группы, преступного объединения. В этих целях активно

используется разведка в отношении конкурирующих преступных организаций, а

также контрразведка в отношении деятельности правоохранительных органов: с

вовлечением их сотрудников в преступную деятельность, проникновение в

негласный аппарат, выявление агентуры в своей среде, компрометация вышедших

на след преступников оперативных работников и успешно ведущих расследование

следователей и прокуроров.

Корпоративный. Этот уровень характерен для сложных структур ор

–ганизованной преступности, рассчитан на их устойчивость, в связи с чем

проявляется главная забота о покровителях, о продвижении их к рычагам власти

и о захвате представителями преступной корпорации определённых позиций в

государственном аппарате. Главный инструмент маскировки на этом уровне,

подкуп. Но отмечено и активное использование политической демалогии,

исторических подтасовок, националистической идеологии, моло–дёжных течений,

ошибок и злоупотреблений местной и центральной влас –ти. На этом уровне

практикуются искусно отработанные методы маскиров –

ки, которые не вписываются даже в откровенно циничные нормы преступ–ной

среды. Практикуется, например, такой приём, направленный на обеспечение

безопасности системы: “сдают” правоохранительным органам часть преступной

организации для того, чтобы не была изобличена вся структура.

Например, входе оперативной проверки одной из преступных органи–заций,

осуществлённой сотрудниками МУРа в конце 80-х годов, было уста–новлено, что

некоторые московские “воры в законе” – рецидивисты с совре–

менной культурной “окраской” – оказались связаны с сотрудниками

алмаа–тинского зоопарка; “специалистами” Мосгорисполком, срочно, за сутки

офор-мляющими им заграничные паспорта и выезд в Болгарию; со столичным

меценатом–кооператором; с проворовавшимся тверским зверосовхозом; с

артистами, выступающими в Болгарии под эгидой софийского филиала московского

театра “Союз”; с итальянской мафией, допустившей к порнобизнесу на гастроли

в Италию “звезд стриптиза”, а точнее, валютных проституток из России;

наконец, с американскими спецслужбами, позволившим этим проституткам

промышлять на военных базах США расположенных в Италии.

Широкие возможности для совершенствования организации и тактике

оперативно–розыскной деятельности заложены в Федеральном законе “Об

оперативно–розыскной деятельности”. В соответствии с этим законом в

до–полнение к ранее определенному Закону Российской Федерации “Об

опе–ративно–розыскной деятельности в Российской Федерации” перечнем опе

–ративно–розыскных мероприятий ( опрос граждан, наведение справок, сбор

образцов для сравнительного исследования, на блюдение, контроль почто–вых

отправлений, подслушивание телефонных и иных переговоров и т.д. )

дополнительно введены следующие оперативно–розыскные мероприятия:

оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент;

проверочная закупка.

Закон предпологает, что процесс и результаты проведения указании

оперативно–розыскных мероприятий отражаются в делах оперативного уче-та для

последующей оценки и использования в уголовном судопроизводст-ве.

Оперативное внедрение предпологает внедрение штатных сотрудни–ков

специализированных подразделений по борьбе с организованной прес–

тупностью либо лиц, содействующих этим органам в осуществлении опе

–ративно–розыскных мероприятий, в организованные группы, банды, преступные

организации и сообщества.

Контролируемая поставка предпологает поставку, покупку, продажу,

перемещение денег, ценных бумаг, предметов, находящихся в легальном и

нелегальном обороте. Могут проводить иные контролируемые операции с

предметами, являющимися орудием или средством совершения преступле–ния,

либо предметами, добытыми преступным путём, либо предметами, опе–рация с

которыми образует состав преступления.

Проверочная закупка – оперативно–розыскное мероприятие, широко

применяемое в деятельности подразделений по борьбе с экономическими

преступлениями.

Оперативный эксперимент предпологает создание или воспроизведе–ние

условий для проявления преступных намерений лиц, обоснованно по –дозреваемых в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5