бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Обычное право российской империи в 19 веке бесплатно рефераты

производственного коллектива , опора которого в «большой семье» , а не в

индивиде . Именно это обусловило относительно слабое развитие личной

собственности в общине , а не «бедность народа и ... неразвитость

имущественного оборота» , как считал И. Оршанский . (26) Наконец . следует

иметь в виду и основную цель судебного разбирательства : «В традиционном

праве правовые и моральные нормы выступают в неразрывной связи . поэтому при

решении конфликтов руководствуются идеей примирения» . (27)

Следующим важным блоком при исследовании народных юридических обычаев были

общественное устройство и управление . При этом рекомендовалось обращать

внимание на организацию мирского схода , порядок формирования общественных и

родовых властей , выборов и повинностей . Так , родовое управление самоедов

Архангельской губернии состояло из старшины и двух его помощников , избираемых

по обычаю на местных сходках сроком на три года и утверждаемых местным

начальством .Старшину следовало избирать из состоятельных лиц , способных

внести недоимку за неимущих . Как правило , они избирались из родовой

аристократии , имели безапелляционную административную власть . Эта должность

была безвозмездной . Начальники главных родов становились сотскими . Власть их

была наследственной .

Особое место занимали сведения из области гражданского права . Если принять

во внимание то , что говорилось выше об иерархии гажданско - правовых

отношений в среде крестьян , можно предположить , что ведущее место в

исследовательских программах занимали семейные отношения . Выяснялось , в

каких степенях родства и свойства вступают в брак , какую роль играют

духовное родство , кумовство , побратимство , какое значение имеет семья в

крестьянском быту и как распределяется в семье власть между супругами .

Важное место занимал анализ в области опеки и попечительства , усыновления ,

разделов имущества и его наследования , в частности вопрос о приданом , его

значение в общей массе семейного имущества . об имуществе мужа и жены :

составляло ли оно раздельную или общую собственность . Собирались сведения о

взаимных обязанностях супругов , причинах , частоте и последствиях разводов .

Например , у якутов родство считалось только по мужской линии , что означало

допустимость брака отца и сына , братьев на родных сестрах , дяди - на родной

племяннице . По официальному законодательству это было не возможно в силу

запрета церкви . В реальной жизни находили выход из положения : невесту брали

в дом как на работу по найму и жили с ней , как с женой , без церковного

благословения . (28) Важную роль у якутов играло духовное родство (кумовство)

. С кумом (кумой) грешно было ссориться , с ним не следовало вступать в

близкие отношения и жениться . Во избежание неприятностей якуты старались

брать кумов из дальних наслегов (общин) , чтобы близкое соседство не

провоцировало ссор .

Меньшим по значению блоком гражданско - правовых обычаев считалось владение

и собственность . Исследователи пытались установить , какие названия

существуют для обозначения собственности и владения , каковы способы

приобретения движимых и недвижимых имуществ , например , существует ли в

народе понятия приращения как одного из способов приобретения собственности .

Исследовали правила соседских отношений , прохода и проезда через чужую землю

, а также право общего владения , имущественные отношения внутри общины .

На европейском Севере России крепостного права практически не было , поэтому

обычно противопоставлялись «государственная собственность на землю и

потомственное пользование и свободное распоряжение земельными участками со

стороны крестьян... Подворно - наследственное крестьянское землевладение

сочеталось с правом свободного распоряжения землей каждого двора» . (29)

Исследователи считали , что со времен опричнины , с 1569 г. , в Важском уезде

Архангельской губернии не было других владельцев , кроме дворца и монастырей

. Земля называлась в актах «землею царя , государя и великого князя» . Затем

это название из актов пропало . Крестьяне отчуждали , покупали , меняли землю

«законным порядком» до издания межевой инструкции 1765 г. Но и в Х1Х в.

Сохранялся ряд особенностей в пользовании крестьянами казенными землями .

Община - волость определяла хозяйственные возможности каждого двора и

распоряжалась землей , отводя ее в пользование . Размер отвода зависел от

размера тягла , которое распределялось между дворами неравномерно , с учетом

трудовых возможностей семей , т.е. по числу мужских душ . Случалось , что

землю отводили в совместное пользование родственников или складников . (30) В

принципе эти «жеребьи» в силу бытовавшей на севере традиции становились

наследственными и передавались по наследству . Но приобретенное в результате

захвата заимочное владение землей было четко индивидуальным . Право

распоряжения признавалось за обеими группами земель . При этом крестьяне

четко осознавали , что земля находится в собственности государства .

В конце ХУ111 в. Окончательно исчезает захват земель из государственных ,

переделы земель становятся повсеместными . Взамен захвата постепенно

утверждаются новые способы расширения землевладения : скупка бывшей

крестьянской и общинной земли , аренда или покупка ее у казны .

Другие особенности общинного землевладения существовали среди русского

населения на Алтае . Основным владельцем земель был Кабинет Его Величества .

Община существовала в сложной форме - волости , в виде раздельной общины и в

виде селения . Раздельная община образовывалась путем слияния разнородных

элементов , например , поселений крестьян и казаков или крестьян и

горнозаводских обывателей , иногда крестьян и инородцев . Сложной (волостной

) общиной считалась такая , в состав которой входило более одного селения ,

«причем совпадение или несовпадение границы такой общины с границами волости

, как единицы административной , не имело никакого значения» . Тем не менее ,

такое несовпадение отражалось на формах землевладения . В зависимости от

конкретных условий , оно или способствовало возникновению новых земельных

отношений между общинами , до этого совершенно отдельными , или влекло за

собой распадение сложной организации на более мелкие , часто одно-деревенские

общины . Распадение общины в административном отношении вело к обособлению ее

частей - деревень в отношении податном , отбывании натуральных повинностей и

т.п. (31)

В соответствии с Положением об управлении Туркестанского края за оседлым

сельским населением утверждались земли , состоящие в постоянном потомственном

его владении , пользовании и распоряжении (земли амляковые) на установленных

местным обычаем основаниях . Земли утверждались за сельскими обществами или

селениями , если сельское общество состояло из нескольких селений , имеющих

земли в своем отдельном владении . Воды для орошения участков предоставлялись

населению в пользование по обычаю .

Пользование землей , утвержденной за сельскими обществами или селениями ,

могло быть общинным или подворно - участковым , что определялось обычаем

соответствующей местности .Также регулировался порядок наследования земельных

участков , принадлежащих туземцам , и раздела этих участков . Отчуждение

участка могло осуществляться только лицами , имеющими право приобретать

недвижимые земельные имущества в Туркестанском крае . Статья 262 Положения

содержала запрет «приобретения земель и вообще недвижимых имуществ в

Туркестанском крае лицам не принадлежащих к русскому подданству , а равно

всеми , за исключением туземцев , лицами нехристианских вероисповеданий» . В

данном случае закон понимал под туземцами и евреев , с «незапамятных времен

живущих в Туркестанском крае» и их потомство . Допускалось приобретение земли

и уроженцами сопредельных с Туркестанским краем среднеазиатских государств .

Такие сделки заключались по правилам , установленным для купчих крепостей .

Доказательствами прав туземца на отчуждаемый участок были : крепостной акт ,

данная , если участок выделен из земель сельского общества ; свидетельство

уездного начальника , выданное по постановлению уездного поземельно податного

- присутствия и основанное на «проверенном одним из должностных лиц уездной

администрации удостоверении местного , по нахождению имущества народного

судьи» .

Государственные земли , занимаемые кочевниками , предоставлялись в бессрочное

общественное пользование кочевников на основании обычаев и правил Положения .

Эти земли делились на зимовые стойбища , летние кочевья и обрабатываемые

земли . В 1910 в связи с активной переселенческой политикой государства было

предусмотрено , что земли , «могущие оказаться излишними для кочевников» ,

переходят в ведение Главного управления землеустройства и земледелия .Из этих

земель главноуправляющий мог образовывать переселенческие участки . Правда ,

закон требовал следить «за наилучшим обеспечением интересов кочевого

населения» . Этот небольшой нюанс позволяет сделать достаточно значимые

выводы о том , что политика осторожного обращения с правилами коренных

народов была следствием прежде всего того , что уровень экономического

развития еще не требовал от Империи широкой экспансии в область хозяйственной

и культурной жизни населения .

Отдельно изучались договоры и обязательства : обряды , сопровождающие

заключение и совершение договоров (могарыч , рукобитие , чаепитие , молитва ,

еда земли и пр.) , значение свидетелей , способы обеспечения выполнения

договоров и обязательств , последствия их неисполнения . Собирались сведения

о видах договоров и обязательств , в том числе таких специфических , как

обычай помогать друг другу в полевых и других работах (помочи , толоки) .

Особенно интересовал вопрос о существующих в разных местностях артелях или

товариществах , например , для приобретения сообща земли , сырья для изделий

, совместного производства и сбыта , для общего пользования тем или иным

заведением , машиной , потребительские (харчевые) и т.д. Специальное место в

исследовательских программах занимали народные названия , выражения ,

пословицы , легенды , песни , приметы , суеверия , относящиеся к тем или иным

регулируемым обычаями отношениям .

Существенное место в разработке обычно - правовых сюжетов занимали проблемы

народной юстиции . При этом старались выяснить , каковы понятия народа о суде

, должен ли суд быть правовым скорым и равным для всех . Выяснялись

господствующие в данной местности формы народных судов (суд стариков ,

соседей , сельского схода , суд братский , суд старшин или старост) и их

отношение к суду волостному . На базе проведенных исследований и опыта

волостных судов были сделаны выводы , что традиционная юстиция действует на

основании обычного права и ставит своей целью не беспристрастное применение

формальной законности (как орган судебной власти в современном государстве) ,

а поиск справедливости , понимаемой как наиболее целесообразное , с точки

зрения сохранение жизнеспособности данного социума , решение конфликта . При

этом сама по себе норма обычного права является вполне универсальной и в

принципе исходит из формального равенства всех подпадающих под ее действие

субъектов .

Государственная и общинная юстиция не конкурируют , а дополняют друг друга

:первая игнорирует существо конфликта , концентрируясь на формальных

признаках возникших отношений , вторая в каждом случае стремится к наиболее

полному учету не поддающихся формализации обстоятельств .

По мнению современного французского исследователя традиционного общества и

его обычаев Н. Рулана , задача традиционного правосудия - «не прибегать к

заранее установленным нормам , а добиваться восстановления общественного

равновесия , нарушенного каким-либо потрясением . Такая общественная

структура решает конфликты внутри группы правом , а вне ее - силой . Иначе

говоря , речь может идти о правосудии только внутри группы . Спорные вопросы

решаются примирением сторон . (32) Среди форм народного суда , обнаруженных

на территории России , можно выделить две основные - сельский суд в русской

деревне и суд у горцев . В разбирательстве дел сельский суд стремился к

примирению сторон , решение выносилось на основании норм обычного права .

Формировался он согласно местным обычаям : из всех членов общины

(Архангельская губерния) , из соседей (Полтавская) , иногда - из старосты и

«добросовестных» или «стариков» в количестве 2-3 человек .

Якуты сулились по своим обычаям в инородной управе по делам о воровстве -

краже , воровстве - мошенничестве , не превышающем 30 руб. И совершенным

впервые или во второй раз . Воровство на большую сумму или совершенное в

третий раз каралось по общим законам Империи . Первой степенью словесной

расправы считалось родовое управление . Иногда в силу обычая стороны

предпочитали представлять дело на рассмотрение «посредников» , т.е.

третейских судей , пользующихся особым уважением родовичей и действующих

помимо родового управления . Решения посредников приводились в исполнение

немедленно , а жалобы на них не принимались . В других делах посредники роли

не играли . (Степные думы не имели значения словесных судов и в случае , если

прибегали к их помощи , рассматривались как посредник .) Второй степенью

словесной расправы считалась инородная управа . Ею решали дела между людьми

разных стойбищ или жалобы на решения родового управления . В племенах , где

управа не учреждалась , соответствующие функции выполнялись старостой .

Главной задачей словесной расправы было «прекращение частных между инородцами

не согласий и примирение сорящих на основании степных законов и обычаев» .

Даже при наличии другого решения словесного суда любой степени стороны имели

право «кончить дело мировою или через посредников» . Решение каждой степени

имело полную силу в том случае , если спорящие оставались им довольны . Дело

начиналось по жалобе истца . Если ответчик или свидетели находились на

промыслах или в отлучке не ближе трех дней хода , разбирательство могло быть

отсрочено до их возвращения . Не допускалось вызывать в городское полицейское

управление для словесного разбирательства людей , находящихся от города на

расстоянии более двух дней хода . Дела , остановившиеся по указанным причинам

, разбирал окружной исправник

(начальник) во время разъездов для ревизии и следствия .

Члены общины и сами судьи считали , что «закон хорош на волостном суде , а

обычай - на сельской сходке» . В волостной суд передавались дела , которые

сельский суд затруднялся разрешить самостоятельно . Предполагалось ,что для

таких случаев не находилось подходящего обычая и , следовательно ,

приходилось прибегать к помощи закона . По мнению И. Оршанского , в данном

случае речь шла о вошедшей в традицию неприязни русского народа ко всем

вносимым из вне переменам : «Русский народ отказывается от предложенного ему

полуофициального суда , псевдонародного , и упорствует в применении более для

него удобной организации» . Надо сказать , подобная психология судьи

характеризует не только сельский , но и волостной суд , поэтому то , что

будет сказано далее , относится в равной мере к тому и другому .

Закон поставил волостной суд в достаточно сложное положение , чем обусловил

не слишком большую его популярность среди крестьян . с одной стороны , это

был выборный суд , формируемый крестьянами независимо от помещика и

государственной администрации , что сразу ставило его в подозрение

администрации . С другой - он подлежал надзору съезда мировых посредников и

полиции , обязывался применять закон на ряду с обычаем , что снижало доверие

к нему со стороны крестьян . Оставаясь по своей природа учреждением

традиционным , волостной суд часто руководствовался в своих решениях не

законом и даже не обычаем , а просто функциональным значением конкретного

лица . При оценке личности в расчет принималась регулярность и полнота уплаты

податей . Круговая порука обусловила большое количество телесных наказаний ,

налагаемых на крестьян по заявлениям сельских старост о неуплате ими казенных

и мирских денежных повинностей . В делах об оскорблениях личная часть

крестьянина оценивалась частью годового оклада податей обиженного . Во многих

местностях существовал обычай взыскивать за обиду двойной оклад податей .

Предпочтительным при решении гражданских дел не стремление к тому , чтобы

каждый получил безусловно все , что ему принадлежит или причитается по

условиям сделки , но «чтобы никому не было обидно» . Так при возмещении

ущерба , нанесенного при правомерном использовании вещей . действовали

принцип «грех пополам» . Если отец считался в обществе хорошим человеком ,

суд мог присудить ему половину требуемого и без доказательств , по принципу

: «Когда дело известно всему миру , на что тут доказательства ?» . Но кое-

какие доказательства все же учитывались , главным образом свидетельские

доказательства . Даже в расписке больше всего ценилась подпись свидетелей .

Конечно , в ряде волостей применялись и письменные доказательства , а важной

причиной предпочтения , отдаваемого устным доказательствам , была

неграмотность населения . Думается все же , что свидетели ценились еще и

потому , что сообщали свое и общественное мнение о человеке наряду с

известными фактами . Уголовное дело тоже понималось как «суждение о личности

обвиняемого вообще» . В таких делах широко применялось начало примирения ,

например признавшийся в краже и прощенный потерпевшим мог «отделаться»

внушением , полученным от волостного суда , если до этого имел хорошую

репутацию . Презумпция невиновности в расчет не бралась : все определялось

значением обвиняемого «как члена мира , соседа , домохозяина , плательщика

податей» .

В пореформенный период высказывались достаточно резкие осуждения в адрес

волостных судов и применяемого ими обычного права . Их противники видели

дефект в народном правосознании , и в частности в правосознании народных

судей , которые «не умели обобщить вопросов права и стремились разрешить

каждое дело по его обстоятельствам» . Однако на деле все было гораздо сложнее

. То , что в рамках своего социума крестьяне предпочитали соображения

целесообразности требованиям формальной законности , вовсе не означало , что

они вообще не имели представления о законе . После принятия 12 июля 1889 г.

закона о земских участковых начальниках применение обычного права при

рассмотрении споров и уголовных дел среди крестьян сократилось : к разрешению

крестьянских дел этот закон привлек предводителей дворянства , уездных членов

суда , почетных мировых судей , городских судей и земских начальников . Все

эти категории служащих усвоили отрицательное отношение к обычному праву и

чаще всего не утруждали себя обращением к нему при рассмотрении споров . С

другой стороны , членам уездных судов и прочим перечисленным лицам законом

предписывалось при отсутствии писанных норм «констатировать существование

местного обычая» . Им рекомендовалось распознавать обычай следующими

способами : «непосредственно из актов его соблюдения , из достоверных

показаний старожилов о его существовании , по удостоверению сельского схода»

. По последнему способу существовало даже разъяснение Правительствующего

Сената от 9 сентября 1887 г. №3365 . (35)

Особенности юридического быта горцев подробно исследовал М. Ковалевский .

Говоря о суде , он выделял в нем два основных принципа : теологический и

родовой . Теологический принцип проявлялся , по его мнению , «в допущении

сверхчувственной неземной силы в решении тяжб и совершении сделок» . Особенно

наглядно этот принцип проявляется в институте присяги . Родовой принцип

проявляется «в замене начала индивидуализма началом кровной солидарности» .

Солидарность родственников в сфере имущественных отношений выражалась «в

решительном преобладании общинно - родовой собственности над собственностью

личной» , а в сфере семейного права - «в безусловном подчинении женщины до

замужества отцу и старшему в роде отца , и после замужества - мужу и старшему

в роде мужа» . Женщины совершенно отстранялись от наследования , а первенец

как ближайший продолжатель рода занимал привилегированное положение . В

уголовном праве предполагалось участие родственников в преследовании

преступников , в платеже виры , композиции .Существовало также

«непосредственное преследование целым родом преступных деяний , совершенных в

родственной среде , и поручительство в доброй славе обвиняемого ,

выражающееся в институте соприсяги» . (34)

По мере накопления эмпирического материала исследователи пытались проводить

сравнительно - правовые исследования , выделять некоторые общие позиции и

особенности в правовых обычаях разных регионов России .Так А.Я. Ефименко

считал , что в обычном праве Архангельской губернии можно выделить

общерусский , северно-русский и местный (чудской , финский) элементы . Для

раскрытия общеславянского начала он проводил параллель с обычным правом

малороссиян и древними русскими узаконениями . Так , резкое различие между

«великороссийской» и «малороссийской» семьей он видел в присущем первой

явлении «большаков» . В Малороссии их не было в следствии делимости семей . В

то же время некоторое сходство отмечалось в условиях заключения брака : в

обоих регионах требовалось согласие родителей . Правда , северные обычаи

давли больший простор для родительского произвола . В существующем в губернии

суде соседей А.Я. Ефименко видел явление , соответствующее малороссийскому

«заводу» или «изводу» Русской правды , который состоял из 12 человек и перед

которым истец и ответчик разбирали свою тяжбу . (35) Размышляя о причинах

такого сходства , он писал : «Законодательная власть , стоявшая в древности

близко к народу , не имевшая как в жизни , так и в понятиях значительной

розни к ним , узаконила народные обычаи , и только с течением времени

изменяла их , внося новые начала , вырабатывавшиеся по мере развития

общественной и государственной жизни . Неполнота всех законодательных

памятников древнего времени ясно свидетельствует о том , что во многих

случаях , неразрешенных законом , судебная власть должна была прибегать к

помощи народных юридических обычаев» . Северорусское начало он выводил через

сравнение с обычным правом крестьян других северных губерний , в особенности

входящих в состав новгородских владений , а также с памятниками северного

русского права , прежде всего Псковской судной грамотой . Финское начало он

искал в сравнении со сходными обычаями проживающих в губернии инородцев .

Ряд важных наблюдений был сделан в работах других исследователей обычного

права . Например , Н. Костров заметил , что вовсе не всегда обычаи русских

оказываются доминирующими и влияют на юридический быт других народов . Так .

на территории Якутии русские перенимали не только быт , но и юридические

обычаи якутов . Полностью объякученным оказалось тунгузское племя долганов .

4 .Заключение .

Итак , к концу Х1Х в. русская юридическая наука накопила существенный

эмпирический материал по обычному праву и значительно преуспела в его

осмыслении . Такого рода исследования имели важное практическое значение ,

поскольку позволяли законодателю с большей долей вероятности предвидеть

судьбу тех или иных законодательных новелл , спрогнозировать , будут ли

исполняться принятые на основании закона решения волостных судов . К

сожалению обычное право не расценивалось должным образом как источник

законодательства , ему отводили более скромную роль норм . которыми может

пользоваться местная юстиция . Именно поэтому на практике неизбежно возникали

коллизии между нормой закона и нормой обычного права . Источником такой

коллизии чаще всего был принципиально отличный подход законна и обычая к

регулируемым отношениям . Ранее уже было упомянуто , что закон стремится к

утверждению принципов формального равенства , тогда как обычай , живущий в

народе , исходил из целесообразности , учета фактических обстоятельств

каждого дела и личности сторон в конфликте . Но если формальное равенство

имманентно праву . то что же в таком обычае остается от права? Да то же самое

формальное равенство . Только в обычае оно не носит такого универсального

характера .

Как ни странно , целью закона и обычая является одно и то же - поддержание

стабильности данного социума . В больших сообществах людей , каковым является

государство , принцип формального равенства есть наиболее экономичный путь к

решению конфликтных ситуаций : представители судебной власти просто не могут

знать те подробности , которыми оперируют народные судьи . Поэтому

теоретически кажущееся противоречия между законом и обычаем вполне объяснимо

и разрешимо . На практике часто оказывалось , что принятые исходя из

принципов законодательства решения волостных и мировых судов не признавались

крестьянами , оценивались как «вредные интересам общества» (имеется в виду -

общины) . К числу коллизионных относились , в частности , дела о перемерах и

переделах земель при подворно - наследственном пользовании . Спорными здесь

были земли захватные , расчищенные и введенные крестьянами в земельный оборот

. С течением времени на эти земли возникало , согласно действующему

законодательству , право давностного владения . С точки зрения обычного права

эти земли считались общественными , захваченными самовольно и «утверждать их

за захватчиками было бы несправедливо и во вред общества» . (36) Положения о

крестьянах допускали рассмотрение таких дел как на сельском сходе , так и

волостном суде , и получалось , что спор разрешался в тот момент , когда

принималось решение о том , в какой орган его передать .

Конечно , с одной стороны , лобовая атака на народные представления о

справедливости вряд ли была уместной , и здесь следует констатировать такт ,

проявленный законодательством . С другой стороны , учет народного менталитета

и более четкое закрепление вопросов о подсудности , характере доказательств ,

используемых местными судами , позволили бы избежать некоторых конфликтов .

Эти моменты не прошли незамеченными для исследователей юридического быта

народов России , трудам которых мы обязаны тем , что в настоящее время есть

возможность составить для себя достаточно полную картину об обычном праве в

Российской империи .

Сноски :

1.Старший научный сотрудник Института государства и права РАН , канд. Юрид.

Наук .

2.Цит. по : Леонтевич В.В. История либерализма в России . 1762-1914. М. 1995

, с.44

3.Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 1. М. 1989 , с.165

4.См. : Горюшкин З. Руководство к познанию российского законодательства. М.

1811-1816 ; Рейц А.М. Опыт истории российских государственных и гражданских

законов. М., 1836 ; Станиславский А.Г. О ходе законоведения в России. Казань

1853 ; Клобуцкий М. Исследование главных положений основных законов

Российской Империи в историческом их развитии . Харьков 1839 ; Неволин К.

Обозрение внешней истории русского законодательства . СПб., 1839-1840.

5.Платонов С.Ф. лекции по русской истории . М. 1993 , с. 614

6.Цит. по : Сыромятников Б.И. Законодательство императора Николая . В кн. :

Три века . Т. У1. М., 1995 , с. 75 .

7.Сыромятников Б.И Указ. Соч., с. 92

8.См. : Илларионов Н.С. Обычное право. Харьков, 1893. с. 2-3

9.См. : Барыков Ф.Л. Обычаи наследования у государственных крестьян . Б. г.

Б. м.

10.См. Чубинский П.П. Краткий очерк народно-юридических обычаев ;

Кистяковский А.Ф. Волостные суды , их история , практика и настоящее

положение . - Труды императорского географического общества .Т. У1. 1872 .

11.См. : Чепурский К. К вопросу о юридических обычаях . - Киевские

университетские известия 1. 1874 ; Ефименко П.С. Сборник народных юридических

обычаев Архангельской губернии . Архангельск , 1869 ; Илларионов Н.С. Указ.

Соч.

12.См. : Якушин Е.И обычное право . Материалы для библиографии . Вып. 1-4

Ярославль , 1875-1909 .

13.Пахман С.В. О современном движении в науке права . СПб. , 1982 ; Его же .

Обычное гражданское право в России . СПб. , 1877-1879 ; Ковалевский М.М.

Современный обычай и древний закон . М. , 1886 ; Его же . Общинное

землевладение , причины , ход и последствия его разложения . М. , 1879 ; Его

же . Закон и обычай на Кавказе . М. , 1890 .

14.Визбор К. , Гейдель М. Пособие по истории русского государства и права .

Одесса , 1898 , с. 4.

15.Илларионов Н.С. Указ. Соч. , с. 1.

16.Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права . Ростов-на-Дону ,

1995 , с. 109-111 .

17.См. :Лякуб П. Следует ли оставить за волостными судами право наказывать

телесно ? -Журнал гражданского и уголовного права . 1883 , кн. 1 с. 4.

18.Кистяковский Б.А. В защиту права - в Кн :Интеллигенция . Власть , Народ .

М. , 1993 , с. 155 .

19.Пахтан С.В. О значении личности в области гражданского права . - Журнал

гражданского и уголовного права , 1883 . кн. 1. с. 26-27 .

20.Пахман С.В. О современном движении в науке права .т СПб. , 1882 , с. 5 .

21.Оршанский И. Народный суд и народное право . - Журнал гражданского и

уголовного права , 1875 , кн. 3 .

22.Кистяковский Б. Право , как социальное явление . Б. г. Б. м. Отд. Оттиск

из :Вопросы права , 1911 , кн. У111(4) , с. 10-13 .

23.См. : Пеиражицкий Л.И. О женском равноправии . Пг. 1915 , с. 8 .

24.Муромцев С. Речь на первом съезде русских юристов .- Статьи и речи . Вып.

11 . М. , 1910 , с. 7 .

25.Ефименко П.С. Сборник народных обычаев Архангельской губернии . с. 194 ;

Его же Юридические обычаи лопарей , корелов и самоедов Архангельской губернии

.- Записки Императорского Русского географического общества по отделению

этнографии . СПб. , 1878 , №8 , с. 53-57 .

26.Оршанский И. Народный суд и народное право . - Журнал гражданского и

уголовного права , 1875 , кн. 4, с. 141-224 .

27.См. : - Журнал гражданского и уголовного права , 1875 , кн. 5 , с. 1-72 .

28.См. , Костров Н.А. Очерки юридического быта якутов . СПб. , 1878 , с. 4 и др.

29.Власова И. В. Община и обычное право у русских крестьян Северного

Приуралья (ХУ11-Х1Х века) .-Русские : семейный и общественный быт . М. , 1991

, с. 65 .

30.См. , горский А.Д. Очерки экономического положения крестьян Северо-

восточной Руси . М. , 1960 .

31.См. , Швецов С.П. Формы общественного владения на Алтае . -В кн. Сборник

правоведения и общественных знаний . Т. 11. СПб. , 1893 , с. 150 .

32.См. : Rouland N. Antropologie Juriduque . Paris ? 1990 p.198 .

33.См. , Илларионов Н.С. Указ. Соч. с. 6 .

34.Ковалевский М.Пшавы. Этнографический очерк . -Юридический вестник , 1888 ,

№2 .

35.Ефименко П.С. Указ соч. , с. 236-281 .

36.Стефанович К.К. О сельском и волостном управлении в Западном крае . СПб. ,

1895 . с. 68-69 .

Страницы: 1, 2