Курсовая: Обычное право российской империи в 19 веке
Курсовая: Обычное право российской империи в 19 веке
Уральский Государственный
Экономический университет .
Курсовая работа
по теме:
ОБЫЧНОЕ ПРАВО НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В Х1Х в.
Выполнил: Шевченко С.А.
группа: ЭкиП-97
ПЛАН :
1.Необходимость изучения обычного права в Х1Х в.
2.«Живой источник права ?»
3.Народное понимание власти , государства и справедливости.
4.Заключение .
1 .Необходимость изучения обычного права в Х1Х в.
Систематическое научное обобщение и изучение юридических обычаев народов ,
населяющих российскую империю , началось ,как это ни странно , не ранее Х1Х в
. Хотя большая часть населения страны издревле принимала в своем быту обычаи
,в том числе и юридические ,это игнорировалось в официальных кругах , которые
как бы не замечали их и не признавали источником права . Однако , жесткость в
понимании источников права постепенно сменялась более умеренными отношением к
обычаю . Начало новым представлениям было положено Екатериной 11 , которая
писала в одном из Наказов : «Законы суть особенные и точные установления
законоположника , а нравы и обычаи суть установления всего общего народа» .
«И так когда надобно сделать перемену в народе великую к великому оного добру
, надлежит законами то исправлять , что учреждено законами , и то применять
обычаями что обычаями введено . Весьма худая та политика , которая
переделывает то законами , что надлежит применять обычаями» . (2) Правда ,
Екатерина имела в виду не столько использование обычая в качестве источника
законодательства , сколько признание существования областей общественной
жизни , вообще не подлежащих регулированию законом .
Конечно , никто не отрицал , что в ранние периоды существования
государственности ни Руси обычай являлся преобладающим источником права , а
затем и законодательства . Историки уверенно повторяли слова летописца
Нестора о том , что гражданское правосудие до варягов «имело своим основанием
совесть и древние обычаи каждого племени в особенности» . (3) Точно так же ни
у кого не вызывало сомнений , что в период Московского государства обычай
сохранял большое значение наряду с «законами писаными» .С ХУ111 в .
единственным официальным источником права был объявлен закон . Это не могло
не наложить существенного отпечатка на положение дел в правоведении . Если и
появлялись труды по истории и теории права , то посвящались они исключительно
законодательству . (4) Изучение обычаев стало уделом историков.
С самого начала следует обговорить ряд моментов , которые представляются
немаловажными . То , что было сказано выше об официальном отношении к
обычному праву , в целом верно , если не считать , что обычай в Российской
империи был распространен только среди крестьян . Между тем , крепостное
право по своей сути тоже представляло обычай . Как ни странно , в российском
законодательстве нет документа , прямо оформляющего в форме закона или иного
нормативного акта право помещиков на крестьян . Считается , что это было
сделано в Соборном уложении 1649 г. , но в нем речь идет не более чем о
признании за помещиками права бессрочного сыска беглых крестьян Знаменательно
, что до Екатерины 11 законность существования крепостного права не
подвергалась сомнению . Самодержавная власть была заинтересована в сохранении
status-quo как политически , так и экономически . В конце ХУ111 в. Ситуация
изменилась , и крепостное право стало восприниматься как «злополучная
проблема» . В существующих законах Екатерина «находила недостатки и думала ,
что эти законы не соответствуют вообще современному состоянию народа» . (5)
Дворянство , как и чиновничество , выросло , по мнению императрицы , «на
старых законах и знало лишь правительственную практику , но не народные
нужды» , (6) Поэтому в задуманной ею реформе законодательства и управления
предполагалось опереться «на земских представителей , нуждам которых должны
были удовлетворять новые законы» .
Николай 1 происхождение крепостного права «не смог себе объяснить иначе , как
хитростью и обманом , с одной стороны , и невежеством - с другой» .
Наметившийся психологический поворот во взглядах официальных кругов на
крепостное право неизбежно повлек за собой изменение отношения к тому пласту
народных обычаев и традиций , которым правительство до этого не
интересовалось , отдавая на откуп помещикам все дела , связанные с судом и
управлением крестьянами . Теперь государство собиралось «нечувствительно
возвести» крестьян «от состояния крепостного до состояния свободы» . (7) Из
этого следовало , что пришло время познакомиться ближе с жизнью крестьян ,
понять , какие изменения необходимо внести в законодательство для того ,
чтобы успешно управлять ими без посредства помещиков .
2 . «Живой источник права ?»
Итак , начало процессу было положено «сверху» . Материалы по обычному праву
стали активно собираться по инициативе правительства в начале 40-х годов .
Поводом послужило возникшее в одной палате государственных имуществ дело о
наследовании . В действующем законодательстве не нашли ответа на вопрос :
может ли солдат из крестьян наследовать после своих родных . Бывший в ту пору
министром П.Д. Киселев посчитал , что дело следует решить по обычаям .
Начиная с 1847 г. Палаты государственных имуществ , следуя специально
составленным министерством программам , стали собирать сведения о порядке
наследования и разделов у государственных крестьян . В течение 1848-1849 г.
Удалось собрать сведения по 44 губерниям . (8)
Постепенно представители чиновничьей , а затем и научной элиты приходили к
мысли о необходимости не просто изучать , но и применять в законотворчестве
результаты исследований народного быта и обычаев . Большую роль здесь сыграли
труды Комиссии по изучению народных юридических обычаев . созданной в
Петербурге в Географическом обществе . Затем появились статьи и монографии
юристов по этой проблеме . Одной из первых стала статья Ф.Л. Барыкова об
обычаях наследования у государственных крестьян . (9)
Географическое общество организовало несколько этнографических экспедиций , в
том числе в северо-западный край . В них активно участвовали П.П. Семенов-
Тянь-Шанский , П.П. Чубинский . По инициативе последнего были обобщены
решения 82 судов из губерний юго-западного края . Собранные материалы по
гражданскому праву обобщал П.П. Чубинский по уголовному праву - А.Ф.
Кистяковский . (10) Аналогичная работа проводилась Юридическим обществом при
Московском университете .
В 50-60-х г. появились монографические исследования , посвященные обычному
праву , разрабатывались исследовательские программы . (11) В 1864 Чубинский
в качестве секретаря Архангельского губернского статистического комитета
разработал и опубликовал в местных ведомостях программу сбора материала по
обычному праву . На его призыв участвовать в этой работе активно отозвались
приходские священники , в частности . Холмогорского и Архангельского уездов .
Был собран богатый материал по обычному праву лопарей и зырян . Одновременно
шел процесс сбора материалов о юридических обычаях разных народов . Сведения
о соответствующих разработках и их научном осмыслении можно найти в
подробнейшей библиографии Е. Якушина .(12)
В науке возникли дискуссии о роли и месте обычного права , целесообразности
его изучения в университетских курсах правоведения . (13)
Обычное право определялось в то время как «бытовая форма права» , которая «не
зависит от закона в силу общего убеждения в ее необходимости и
обязательности» . (14) Считалось , что «обычное право выработанное народом
под влиянием тех или других жизненных бытовых условий , заключает в себе
общепризнанные юридические воззрения народа и осуществляется фактически путем
единообразного соблюдения в течении более или менее продолжительного времени»
. (15) По мнению М.Ф. Владимирского-Буданова , обычное право вытекает из
природы человека . а «разнообразие обычаев по племенам и нациям объясняется
разными ступенями культуры условиями экономической общественной жизни» . К
свойствам обычного права ученый относил : двойную (внутреннюю и внешнюю)
обязательность , религиозное значение , традиционный и консервативный
характер , но одновременно гибкость , способность изменяться вместе с жизнью
. (16)
П. Лякуб определял обычай как источник права .который «вытекает только из
воли отдельных лиц , принимающих что-либо за право для себя , в тех видах ,
что это может сделать правом и для других» . Вслед за К. Савиньи , он не
признавал нравственной основы обычного права и считал , что «не всякий обычай
может иметь нравственное значение , ибо могут существовать и бессмысленные
обычаи» . К таковым Лякуб относил сечение крестьян . считая , что в данном
случаи обычай порожден внешней силой , крепостничеством. (17) Б.А.
Кистяковский отмечал , что «нормы права и нормы нравственности в сознании
русского народа недостаточно дифференцированы и живут в слитном состоянии» .
Этим он объяснял те характерные черты русского обычного права . которые сам
считал дефектными : то , что это право лишено единства и то , что ему чужд
«основной признак всякого обычного права - единообразное применение» . (18)
Многие ученые отмечали как негативное явление индифферентность
университетской науки к обычному праву . В результате юристы знакомились
только с писаным правом , т.е. с законодательством , и не имели представления
о «живом источнике права» - нормах , которыми руководствовалась в своей жизни
большая часть народа . Известный цивилист С. Пахман относил народный обычай к
источникам права на ряду с законодательством и судебной практикой . По его
мнению , «обычаи важны именно в том смысле , что в них могут оказаться начала
, весьма пригодные для гражданского уложения» . (19) Он писал : «Обычные
начала юридического быта должны входить в самую науку гражданского права .
Давно уже отброшен взгляд на науку права , как на систему одних положительных
законов : на каком бы уровне ни стояли воззрения , выражающиеся в народных
обычаях , не могут быть они чужды научному исследования , т.к. наука не
создает явления , а изучает их» . (20) Особое значение при сборе материала об
обычаях он придавал воззрениям , высказываемым самими крестьянами , поскольку
считал , что приговоры волостных судей часто произвольны .
Сравнивая обычаи с законами Российской империи (Т.Х С3) , И. Оршанский
отмечал , что обычное право при разрешении ряда позиций имеет определенные
преимущества перед позитивным законом . «Русское обычное право , - писал он ,
- во всех своих частях представляет довольно стройное целое , выведенное из
немногих основных начал , и вполне удовлетворяющее понятиям и потребностям
создавшего его народа» . (21)
Говоря о роли обычного права в традиционной теории , Б. Кистяковский указывал
, что «в действительности в обычное право обыкновенно не верят , от него
часто требуют ,чтобы оно оправдало или легитимировало себя перед правом ,
установленным в законе» . Он высмеивал тех , кто верил «в возможность
установить границы действия обычного права законодательным путем» . Сам же
относил обычное право к праву , «осуществляющемуся в жизни» , проводя
различия между ним и писанным ,»неподвижным» и изменяющимся лишь спорадически
, по приведении в движение «сложного механизма законодательной машины» . В
работах этого автора выстроена диалектика взаимоотношения «писанной» и
«осуществляющейся в жизни» нормой . По мнению ученого , норма писанного права
имеет шанс победить «правовые явления жизни , отклоняющиеся от писанного
права» , лишь постоянно ведя с ними борьбу через учреждения , «которым
надлежит ведать его осуществлением» . Как только писанное право «отказывается
от борьбы и спокойно принимает противозаконие и притом не как единичное , а
как противозаконие массовое ..., правовая норма, которой это касается ,
больше не действует» .(22)
Оживленная дискуссия , посвященная обычному праву , велась на 1 съезде
русских юристов в Москве (1875 г.) . Предметом спора были как сам факт
существования в России обычного права , так и проблема законодательного
признания за юридическим обычаем силы действующей правовой нормы . Для ответа
на последний вопрос исследователи должны были решить , соответствует ли
обычное право по своему характеру современным условиям жизни сельских
обывателей , не помешает ли оно им приобщаться к правовой жизни «культурных
народов» .
Далеко не все разделяли приведенные здесь точки зрения по этому вопросу .
Позицию полного неприятия обычного права занимал Л. И. Петражицкий . Он был
далек от того , игнорировать очевидный факт существования обычного права ,
определяющего юридический быт крестьян , но категорически отрицал значение
обычного права как потенциального источника позитивного права , оценивал его
как пережиток , подлежащий скорейшему устранению . Официальное признание
обычного права как источника для местных судов встречало критическое
отношение ученого .(23)
С. И. Муромцев имел особую точку зрения , полагая , что «закон не должен идти
против народного созерцания» , ибо он бессилен изменить его» . (24)
Материалы по обычному праву добывались из расспросов старожилов , из решений
народных судов (волостных , станичных , сельских) , из юридических сделок
(письменных и словесных) , из приговоров сельских и волостных сходов .
Первоначально обратил на себя внимание юридический быт русского народа . Это
не случайно : ведь русские по численности доминировали в Империи , и закон
был адресован в первую очередь им .По мере усложнения техники
законодательства власть оказывалась все более заинтересованной в том , чтобы
разработанный и принятый закон оказался эффективным инструментом социальной
регуляции . Политики и юристы приходили к пониманию того , что громадное
большинство населения русского государства руководствуется в сфере частных
гражданских отношений не писаными законами , а правилами , слагавшимися путем
обычаев . во многом несогласными с началами законодательства и ни в какие
сборники не занесенные .
3 . Народное понимание власти , государства и справедливости .
По сведениям П .С . Ефименко , в Архангельской губернии народ считал властью
«все чиноначалие , с той только разницей , что Государь есть власть властей ,
а прочие-управители , делающие не везде так , как им повелевает власть
властей» . Под государством понималось пространство России . Общество
составляли одни обыватели административной единицы , называемой сельским
обществом , которое из «среды себя избирает указанных законом распорядителей
и властей» . (25) Влияние , оказанное русским , особенно старообрядческим ,
населением губернии , привело к схожести политических представлений и в среде
архангельских инородцев . В представлении лопарей государство было «большим
семейством» , а царь - «старшим хозяином» в нем . Все обязаны были его
слушаться .
Основной недостаток закона в народном правосознании виделся в том , что
западный человек назвал бы достоинством : абстрактность нормы , игнорирующей
конкретную личность . Идеал права в представлении крестьян - не применение
равного масштаба к разным людям в сходных обстоятельствах , а напротив .
решение каждого дела с учетом не только объективные обстоятельств , но и
личностных характеристик сторон . При этом учет личностного аспекта был
весьма специфичен : речь шла о полезности данного члена сельского общества ,
а значит , о целесообразности для коллектива применять в отношении такого
члена суровое наказание . Именно это обстоятельство однозначно подтверждает
правомерность рассмотрения русской общины и ее институтов как элементов
традиционного общества . Даже в пореформенный период коллективный интерес ,
задача сохранения жизнеспособности микросоциума преобладали над
индивидуальными интересами .
Результаты обзора гражданско - правовой практики сельских и волостных судов
показали : главное значение здесь имели не правоотношения по поводу личной
собственности и договора , семейный быт и наследственные отношения . Думается
, что причина этого кроется в специфике общины как социального и
Страницы: 1, 2
|