бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Нормы бесплатно рефераты

Характеризуется следующими признаками:

а) Издаётся компетентными органами государства или в соответствии с

конституцией принимается непосредственно населением путём референдума.

б) Содержит нормы права, устанавливает, отменяет или изменяет их.

в) Обладает юридической силой, охраняется и обеспечивается государством, для

обеспечения правопорядка в стране.

г) Имеет вид письменного документа с установленной структурой и необходимыми

атрибутами, что делает его доступным и понятным для граждан.

д) Носит легитимный характер, для обеспечения законности.

Нормативные правовые акты подразделяются по субъектам правотворчества на акты

органов представительной власти (законы, постановления, решения) и органов

исполнительной власти; по юридической силе – на законодательные и

подзаконные; по времени – постоянные и временные; по степени систематизации –

простые и кодифицированные; по сфере действия – федеральные, акты субъектов

федерации, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты.

А так же, как внешняя форма выражения правовых норм, нормативные акты имеют

структуру (пункты, параграфы, статьи, главы, разделы). Статья является

основным структурным элементом нормативного акта. Необходимо обратить

внимание на соотношение нормы права и статьи закона, оно – поливариантное,

т.е. зависит от структуры фактических общественных отношений, уровня развития

отрасли, института или всей правовой системы, замысла законодателя, степени

развитости юридической техники и технологии.

8. Способы изложения элементов правовых норм в статьях

нормативно-правовых актов.

Если обратиться к статьям нормативно-правовых актов ( законам, актам

исполнительной власти ), то при анализе мы не всегда обнаруживаем

полностью все три элемента правовой нормы. Например, в ряде статей

уголовных законов гипотеза и санкция излагаются в полном объеме, а

диспозиция формируется в общем виде. Это говорит о том, что норма

права и статья нормативно-правового акта не совпадают.

Соотношение текста правовой нормы с текстом закона или другого

нормативного акта

1. Норма права и статья закона совпадают – в одной статье закона или

другого нормативного акта изложены все три ее элемента (гипотеза, диспозиция,

санкция) это наиболее распространенная форма для норм-правил (см. ст. 344 УК

РФ[20] об ответственности за нарушение

уставных правил несения внутренней службы и патрулирования).

2. В одну статью закона или другого нормативного акта включены несколько

правовых норм (см. ст. 341 УК РФ[21] об

ответственности за нарушение правил пограничной службы, содержащую три правовых

нормы).

3. Одна правовая норма рассматривается в нескольких статьях закона или

другого нормативного акта. Например, ст. 1 КЗОТ РФ

[22] определяет, что данный кодекс регулирует трудовые отношения всех

работников, ст. 15 определяет стороны и основное содержание трудовых отношений,

ст. 18 устанавливает порядок заключения трудового договора (контракта), а ст.

33 (п. п. 3,4,7,8) устанавливает основания увольнения работников, в том числе и

как наказание за нарушения трудовой дисциплины. Ст.127 КЗОТ обязывает работника

соблюдать трудовую дисциплину, а ст. 135 устанавливает санкции за ее нарушение.

Дело в том, что при несомненной необходимости соблюдения четких

правил формирования норм права их составные части могут подчас

находиться в различных статьях одного и того же нормативно-правового

акта, а иногда и в разных нормативно-правовых актах. Частицы,

элементы правовых норм находят выражение в статьях, пунктах,

параграфах текстов нормативных актов в виде определений общего

характера, обладающих рядом признаков нормы.

Существуют, однако некоторые правовые предписания, которые по

содержанию в логической структуре ( « если - то – иначе» ) близки к

правовой норме, но они не могут применяться без учета общих и

других положений законодательства; только в соединении с этими

положениями такие предписания могут образовать полноценную юридическую

норму. Другие правовые предписания в основном строятся по формуле

«если – то»; есть и такие, что не имеют другой структуры, кроме

грамматической.

В целом, излагая норму права как правило поведения, законодатель

может использовать несколько способов:

Прямой способ изложения. Суть данного способа заключается в том,

что законодатель включает в статью нормативно-правового акта все три

элемента правовой нормы, т.е. и гипотезу, и диспозицию, и санкцию. В

данном случае логическая структура нормы полностью совпадает со

структурой того нормативно-правового акта, в котором она

содержится.

Такое совпадение в реальной жизни встречается не всегда, однако

лица, применяющие норму права, в конечном счете смогли бы

обнаружить все три необходимых ее элемента в статьях одного

нормативного акта или актов. Только при их наличии данная норма

может обеспечить государственно-властное регулирование общественных

отношений.

Однако не все авторы считают прямой способ изложения правовых норм

практически возможным. В курсе лекций МГУ, например, утверждается,

что в одной статье нормативного акта ( и даже - в одном

нормативном акте ) все элементы правовой нормы никогда не могут

быть выражены в полном объеме.

Следующим по общепринятой классификации является отсылочный

способ изложения. В этом случае законодатель включает в статьи

нормативно-правовых актов не все структурные элементы правовой нормы,

а помещает отсылку к другим родственным статьям того же нормативного

акта. Примером отсылочного способа изложения может являться статья 103

Уголовного кодекса Российской Федерации «Умышленное убийство»

[23]. В данной статье наказание лишением свободы на срок от трех

до десяти лет назначается за убийство без отягчающих обстоятельств.

Перечень же признаков подобных обстоятельств находится в статье 102

данного кодекса. Таким образом очевидно, что в представленной статье

диспозиция нормы не раскрывается: чтобы указать ее содержание, нужно

обратиться к статье 102, где говорится, что умышленным убийством при

отягчающих обстоятельствах является убийство из хулиганских

побуждений, совершенное с особой жестокостью и т.д. Следовательно,

чтобы применить норму, содержащуюся в статье 103 Уголовного кодекса,

необходимо убедиться в отсутствии признаков, указанных в статье 102.

Статья 103 отсылает нас к статье 102 и поэтому называется

отсылочной.

Способ изложения, при котором в статье нормативно-правового акта

устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил,

называется бланкетным . Самих же охраняемых правил в этой

статье не содержится. Бланкетный способ изложения имеет место тогда,

когда в данной статье имеется ссылка не на другую, конкретную

статью, а на законодательство вообще. В тех статьях, нормативных

актов, где применяется бланкетный способ, гипотеза подразумевается ,

четко излагается санкция, а сами правила поведения ( диспозиция )

только называются. Для того, чтобы четко определить санкцию

компетентные органы должны обратиться к специальным правовым актам, в

которых правила, соответствующие данной норме, закреплены отдельно.

9. Реализация права

Реализация права – это осуществление юридически закреплённых и

гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в

деятельности людей и их организаций.

Право имеет смысл и ценность для личности, общества, если оно реализуется.

Главное назначение норм права состоит в том, что они помогают определить

содержание права субъекта и тем самым способствуют его реализации. Реализация

права есть сложный процесс, протекающие во времени. В ней участвуют не только

стороны, носители субъективных прав и обязанностей, но и государство в лице

различных органов: правотворческих, правоисполнительных, правоприменительных.

Выделяются четыре формы деятельности по реализации права: соблюдение,

исполнение, использование, применение права. В чётком определении этих форм

заключается научное завоевание теории права, т.к. анализ позволяет установить

способы активной деятельности самих субъектов права в обществе, развитие

правовой коммуникации, другие аспекты воплощение права в повседневное

социальное бытие.

Соблюдение права предполагает обычное рутинное, но очень важное для

упорядоченности, стабильности общества поведение субъектов права. Соблюдение –

это пассивная форма реализации права, осознанное или неосознанное поведение по

привычке. Она не требует от субъекта каких-либо активных действий в правовой

сфере. Просто соблюдаются известные принципы правового поведения – и этим

соблюдается право. Соблюдение права становится попутной формой обычной

жизнедеятельности людей в рамках установленных прав и обязанностей.

Исполнение права предполагает активное выполнение обязанностей. Эти

обязанности возникают из требований закона или условий договора. Поэтому их

реализация определяется, как исполнение права. Эти обязанности, наряду со своей

юридической формой, имеют и социальное содержание. Исполнение права

предполагает существование механизма, принуждающего в случае необходимости к

выполнению обязанностей.

Использование права – это еще один активный способ воплощения права в

жизнь, это форма активного, даже творческого обеспечения субъектом своих

законных интересов. Использование права действительно предполагает активное,

сознательное отношение к своим права и свободам – субъект имеет возможность

осуществить выбор разных вариантов поведения. Он становится свободным,

независимым гражданином, настоящим членом общества – и это ведь то, что и

требуется на современном этапе общественного развития.

Но с этим выбором, с интенсивностью использования своих прав органично связан

и такой неожиданный юридический феномен, как злоупотребление правом.

Злоупотребление правом может приобретать и такие извращенные формы

социального поведения, когда оно становится даже уголовным преступлением.

Злоупотребление права – это как раз тот случай, когда нарушается именно

субъективное право – мера возможного поведения, нарушаются границы,

устанавливаемые этой мерой. В ситуации со злоупотреблением свободы массовой

информации происходят недопустимое самостоятельное расширение субъектов

свободы массовой информации путём включения в эту свободу действий, в т.ч.

информационных, агитационных или пропагандистских, которые сами являются

противоправными – пропаганда войны, разрушение целостности государства,

разжигание национальной вражды и т.п.

Особой формой реализации права является - применение права.

Применяют право органы государства, представители власти, т.е. те, кто

наделён специальной компетенцией, либо те лица, чья работа связана с

правоохранительной деятельностью. Формой правоприменения может быть

принуждение, насилие над личностью, однако основанное на законе. Принуждение

может осуществляться непосредственно, например, для предотвращения

преступления, либо в чётко установленной процедурной форме. Последнее

предполагает издание соответствующим государственным органом так называемых

правоприменительных актов, в которых и реализуются их властные полномочия.

Применение права осуществляется в отношении гражданина и, как правило,

затрагивает иго права и свободы.

Воплощение права в жизнь включает в себя юридические механизмы реализации

права и формы непосредственной реализации права, когда фактические жизненные

отношения обретают юридическую силу.

Юридические механизмы реализации права многообразны, их содержание

определяется особенностями правовой системы.

В Романо-германской правовой системе для правореализации сначала возводится

естественное право в закон, ему придаётся нормативная форма. Права человека,

его социально-правовые притязания, вытекающие из природы человека и общества,

составляют ядро естественного права. Для их реализации необходимо

законодательное и нормативное признание государством. Это будет означать: их

конституционное закрепление и закрепление в текущем законодательстве. На

следующем этапе включаются различные механизмы реализации закона, с помощью

которых происходит перевод предписаний закона в конкретное содержание

субъективных прав и юридических обязанностей. Эти механизмы многообразны:

конкретизация закона в подзаконных актах правительства, министерств,

ведомств, органов самоуправления и др.; в локальных нормативных актах;

разъяснение норм закона в актах официального толкования; процессуальные

нормы, регулирующие процедуры принятия, применения и принудительного

исполнения закона; многообразные акты применения норм

права, а так же подготовка и принятие правовых актов государственными

органами. На заключительном этапе и происходит собственно реализация права.

Именно здесь от субъекта зависит, будет ли право реализовано, когда и в каких

пределах.

В англо-саксонской правовой системе естественное право возводится в ранг

обязательной нормы судом. Он, рассматривая конкретное юридическое

дело,

тщательно анализирует фактические обстоятельства возникшего спора, притязания

сторон и, определяя их взаимные права и обязанности, разрешает конфликт. При

этом ранее вынесенное судебное решение по аналогичному делу (прецедент) будет

выступать как нормативное основание для решения дела. Механизм не требует

предварительного законодательного закрепления, а, следовательно, он проще.

Высшей судебной инстанцией в такой системе является Палата лордов, где всегда

есть возможность обжаловать судебное решение.

Роль и значение применения права столь велико в жизни права, что многие

учёные выделяют эту форму реализации права в самостоятельную, полагая, что

правоприменения, как и правотворчество, - это два особых направления

функционирования правовой системы. Соответственно различают

правоприменительные и правотворческие акты.

Правотворчество – организованно оформленная, установленная процедурная

деятельность государственных органов по созданию правовых норм, или по

признанию правовыми сложившихся, действующих в обществе правил поведения.

Заключение Таким образом, нормы права, как модели, правила поведения

субъектов права, имеют всеобщий и обязательный характер, охраняются

государством, устанавливают определенные методы, способы правового

регулирования, составляя тем самым основу механизма правового регулирования

общественных отношений. Они имеют свою внутреннюю структуру и классифицируются

по различным основаниям.

Из всего сказанного можно заключить, что, анализируя право как

общественный институт, исследователи неизбежно сталкиваются не с

отдельной, монолитной и самодостаточной системой. Право - это

обобщенное понятие, так сказать, формула, обозначающая ни что иное,

как четко структурированную систему юридических норм, и созданную

для верного определения соотношения этой системы с прочими

социальными явлениями. В связи с раскрытием этой темы можно сказать,

реализация норм права играет большую роль в развитии государства и права, и

общества в целом. Юридические нормы обеспечивают гарантированное исполнение

жизненно необходимых правил, без которых функционирование

общества и государства было бы невозможным. Такие правила являются

тем минимумом, который призван сохранять стабильность политической и

правовой системы каждого государства. Коль скоро такая база уже

создана, остальные сферы общественных отношений могут

находиться в пределах компетенции прочих социальных норм.

Литература

1. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом

государстве. М., 1966.

2. Алексеев С.С. Теория права. М., Бек. 1995. Гл.4. с.87-98; гл.8. с.209-

239.

3. Нерсесянц В.С. Право в системе социальной регуляции. 1986.

4. Лазарев В.В. «Общая теория государства и права» М.1996г.

5. Комаров «Теория государства и права» М.1996г.

6. Баранов В.М. Истинность норм советского права: Саратов. 1989

7. Дмитрук В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие, Минск, 1999.

8. Нормы советского права. Проблемы теории/ под ред. Байтин М.М. и

Бабаева В.К. Саратов, СГУ, 1987.

9. Кулаков В.Л. Рекомендательные нормы советского права. Саратов, 1987.

10. Якушев А.Н. Теория государства и права. Конспект леций в схемах, М., 2003.

11. Хропанюк В.Н. «Теория государства и права» М.1997г.

12. Л. И. Спиридонов. « Теория государства и права» М. 1996. с.24-29.

13. Иоффе, Шаргородский. Вопросы теории права. 1961.

14. Курс лекций МГУ по теории государства и права под ред. проф. М. Н.

Марченко. М. 1996.

15. Г.Ф. Шершеневич. « Общая теория права». М. 1995. Т.1.

Нормативно правовые акты

1. Конституция Российской Федерации, 1993, ст.59.

2. Уголовный кодекс РФ, ст.105, ст.293, ст.341-344, ст.357,

3. Гражданский кодекс РФ, ст.420.

4. Кодекс законов о труде РФ, ст.15, ст.18, ст.33, ст.127, ст.135.

[1] Л. И. Спиридонов. « Теория государства и права» М. 1996. с.24-29.

[2] С.С. Алексеев. « Теория права» М. 1995, гл.4.с.91-97.

[3] С.С. Алексеев. « Теория права» М. 1995, гл.4.с.87-91.

[4] С.С. Алексеев. « Теория права» М. 1995, гл.4.с.91-97.

[5] В.К. Бабаев. «Нормы советского права. Проблемы теории» Саратов.1987,с.193

[6] В.В. Лазарев «Общая теория права и государства» М. 1984, с.118-121

[7] С.А. Комаров «Теория государства и права» М. 1996, с.157.

[8] Г.Ф. Шершеневич. “ Общая теория права “. М. 1995. Т.1.

[9] Курс лекций МГУ по теории государства

и права под ред. проф. М. Н. Марченко. М. 1996.

[10] Иоффе О.С. Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1962.

[11]п.1 ст.105 УК РФ

[12] Ст.344 УК РФ

[13] п.1 ст.357 УК РФ

[14] ст.420 ГК РФ

[15] ст.293 УК РФ

[16] ст.59 Конституция РФ

[17]ч.2.ст.105 УК РФ

[18]ч.2 ст.59 Конституция РФ

[19]ст.340-342, 344 УК РФ

[20] ст. 34 УК РФ

[21] ст.341УК РФ

[22] Ст.1, 15, 18,.33, 127, 135 КЗОТ

[23] ст.102-103 УК РФ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5