бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Нормы бесплатно рефераты

действующих юридических норм в соответствии с требованием равенства всех

перед законом уже есть утверждение гуманизма, демократических принципов в

общественной жизни.

В связи с необходимостью обеспечения нормативных начал общество и само

право предстают в виде целостной нормативной регулирующей системы, имеющей

глубокое правовое содержание и построенной на единых правовых принципах

и общих положениях. В соответствии с ними ключевым моментом правового

регулирования является общедозволительная его направленность, а в самой

юридической материи - юридические дозволения, субъективные права.

В свете вышеизложенного следует еще раз подробнее остановиться на понятии

нормативности права. Значение ее не исчерпывается заложенным в ней

регулятивным и демократическим потенциалом, характерным для права как

институционного образования, его свойств. Нормативность применительно к праву

подразумевает нечто более юридически глубокое и более социально значимое,

непосредственно связанное с собственной ценностью права. Это означает, что

право при помощи общих правил реализует потребность общества в

утверждении нормативных начал и поэтому охватывает все сферы социальной

жизни, нуждающиеся в юридическом регулировании.

Нормативность права - это не просто общеобязательная нормативность. Она

неотделима от социально-политического, нравственного, гуманистического

содержания права. Следовательно, это такая нормативность, которая в своем

действии имеет четкую социально-политическую и нравственную

направленность.

Таким образом, юридические нормы представляют собой один из наиболее

жизненно необходимых элементов общественного регулирования. Нормы права -

центральное, организующее ядро всей системы правовых средств. Однако,

сами по себе нормы - вовсе не единственный компонент содержания права.

Наряду с нормами, на их основе материю права образуют индивидуальные

предписания, санкции, меры защиты, юридические факты и некоторые другие

явления правовой действительности. Содержание права при более детальном

анализе оказывается объемным, многомерным, включающим в себя многие

правовые феномены, из которых складывается целостный юридический

механизм.

Однако все это ни в коей мере не должно принижать конститутивное значение

юридических норм. По словам С.С. Алексеева “ ...без норм, без свойства

нормативности права нет. “ [2] С их

помощью разнообразные средства воздействия, защиты и. т. д. приобретают

правовой характер. Нормы, выраженные в формально-определенных писаных

правилах, т.е. в нормативных юридических документах, представляют собой

инструмент институциализации всей системы правовых средств, возведения их

на уровень целостной регулятивной системы.

Итак, очевидно, что юридические нормы - это основная составляющая

права. Однако не стоит полагать, что для существования последнего достаточно

наличия определенного количества этих норм. В развитых правовых системах

на общественную жизнь воздействуют не отдельно взятые, изолированно

существующие правовые нормы ( или иные правовые средства, хотя бы и

возведенные в устойчивые, институционализированные правовые формы ), а их

системы, комплексы, порой довольно сложные. Именно через систему

правовых средств оказывается возможным обеспечить многостороннее

правовое воздействие на общественные отношения, учесть интересы

различных субъектов, в полной мере реализовать в юридическом и

социальном бытии глубокие правовые начала, надежно юридически

гарантировать правовые позиции участников общественных отношений.

Комплексы правовых средств, образующие типизированные модели

(построения), соответствующие своеобразной разновидности общественных

отношений, закрепляясь в кодифицированных нормативных документах,

превращаются в правовые конструкции. Определенное построение

юридического материала выливается в такую конструкцию тогда, когда оно

в виде комплекса нормативных положений высокого уровня воплощается в

соответствующем кодифицированном акте или строится в органической связи с

таким актом с учетом содержащихся в нем нормативных обобщений. При

этом принимаются во внимание достижения правовой культуры, в том числе и

мировой.

Итак, при помощи юридических норм , в особенности содержащихся в

кодифицированных правовых актах, осуществляется оптимальное системное

действие правовых средств, объединение их в такие эффективные комплексы,

которые дают возможность всесторонне, в сочетании различных компонентов

воздействовать на общественную жизнь. В рассматриваемом отношении

юридические нормы, прежде всего нормы кодифицированных актов, представляют

собой своего рода “ инструментальный цех “, который обеспечивает правовую

систему четкими и отработанными юридическими механизмами.

Следовательно, становится очевидным, что нормативность, как бы

широко ни трактовалось это определяющее свойство права, не может

выражаться ни в чем ином, кроме как в нормах - общих формализованных

писаных правилах поведения.

Нормативность права является одним из определяющих признаков, свойств права.

Право представляет собой, прежде всего систему его норм, то есть общих

правил, образцов, моделей правомерного поведения. Эти правила

распространяются на все случаи и на всех лиц, попавших в нормативно

регламентированную ситуацию.

Нормативность права носит всеобщий характер, то есть общие правила

обращены к населению всей страны, всему обществу.

Характер всеобщности отличает право от других норм социального

регулирования (морали, религии и т.п.).

Нормативность права носит общеобязательный характер, что также

выделяет право из других норм социального поведения.

Право с помощью правовых норм реализует потребность общества в

утверждении нормативных начал во всех сферах общественной жизни.

Нормы права,

по С.С. Алексееву[3]:

Это центральное, организующее ядро всей системы средств

правового регулирования.

Материю права, наряду с правовыми нормами и на их основе, образуют права,

обязанности субъектов права, индивидуальные акты, санкции,

правовосстановительные меры и другие явления правовой действительности. Но

это не может принизить значение юридических норм, нормативности права.

С.С. Алексеев[4]

Право - это не только нормы, но без норм, без свойства

нормативности, нет права.

Определение юридической нормы

В. К. Бабаев[5]

Юридическая норма (норма права) –общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения.

Представляется, что данное определение может создать впечатление об

ограничении источников права только нормативными правовыми актами,

исходящими от государства, и исключение других источников права (правовых

обычаев, нормативных договоров и т.д.). Поэтому представляется более удачным

определением определение авторов учебника «Общая теория права и государства»

под редакцией В.В. Лазарева[6]:

«Норма права – признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное

правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных

отношений, чьи действия призвано регулировать донам правило в качестве образца,

эталона, масштаба поведения».

С.А. Комаров[7]

Норма права - это общеобязательное, установленное

(санкционированное) и охраняемое государством правило

поведения, выражающее определяемые материальными

условиями жизни общества волю и интересы народа

(политических сил, стоящих у власти) активно воздействующее на общественные отношения.

Данное определение также содержит указание на связь правовой нормы с

государством через его установление или его санкционирование, что

подразумевает не только нормативные правовые акты государства, но и другие

источники права, санкционированные государством.

Дефиницию нормы права можно сформулировать более кратко и емко,

включив в нее самые главные признаки:

Норма права - это общеобязательное и охраняемое государством правила

поведения, регулирующее общественные отношения с целью их упорядочения в

интересах общества.

3. Правовые нормы в тоталитарном обществе.

До сих пор феномен правовых норм освещался в данной работе лишь при

аксиоматическом условии их формирования и реализации в обществе,

естественной чертой которого является политический, экономический и

культурный плюрализм ( это, однако, не следует противопоставлять

юридическому единообразию, равенству всех субъектов общественных отношений

перед законом ). В условиях же тоталитарных режимов ( когда

о главенствующей роли права уже не может идти речи ),

представление о системе формирования права, а следовательно - и

юридических норм обычно подменялось тезисом о государстве как о

единственном источнике права. Средства обеспечения выполнения правовых

норм, как правило, ограничивались лишь мерами принудительного,

насильственного воздействия. Данная так называемая “ нормативная “

теория права явилась попыткой официального оправдания государственного

произвола.

Почву для тоталитарных режимов создает и подчиненное положение юридических

норм в отношении норм политических. В советском обществе, например,

приоритет политики выступал как непреложный закон. Партийные директивы

предшествовали принятию законов, оказывали активное воздействие на

нравственность, эстетику, предельно ограничивали свободу совести, а

стало быть, и действие моральных и религиозных норм. Широкое

распространение получила беспрецедентная форма регулирования -

совместные акты партийных и государственных органов. Прямым

результатом отрицания приоритета права над политической властью является

государственное насилие. Государство свободно в выборе содержания

закона, ибо действует вне зависимости от объективно возникающих

правовых норм и связывает реализацию закона не с его объективной

обусловленностью, а преимущественно с мерами принуждения. Таким

образом, подобная власть не имеет никакой правовой базы, и вынуждена

превратить насилие в единственное средство охраны политического режима.

Еще одной особенностью тоталитарных режимов часто являются

неадекватные меры воздействия за нарушение юридических норм.

Объяснение этого явления, казалось бы, напрашивается само собой: если

государство в состоянии обеспечить себе повиновение путем возбуждения

мотивации к правомерному поведению угрозой к страданию, то для достижения

наилучшего результата ему, по-видимому, остается только усиливать

угрозу. Поднимая степень страдания, которым грозят нормы права в

случае их нарушения, государство способно преодолеть все мотивы и

обеспечить идеальное повиновение. Однако, как отмечается в теоретической

литературе « этому выводу противоречит действительность, которая

показывает, что чем культурнее государство, тем меньшими

усилиями достигает оно наибольших результатов.»

[8]

4. Признаки правовых норм

Юридические (правовые) нормы, обладая качествами норм социального

регулирования, имеют свои, специфические признаки, выделяющие их из системы

других социальных норм.

1. Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения,

представляющие ценность для общества, его социальных групп, личности, и

выражающие идеи справедливости, свободы, равенства, гуманизма.

2. Нормы права закрепляют типичные, часто повторяющиеся социальные

процессы, имеющие ценность для общества.

3. Нормы права представляют собой модель идеального поведения субъектов

права, исходя из интересов всего общества.

4. Общеобязательность. Общеобязательный характер норм права означает

неукоснительное их соблюдение субъектами права, к которым норма права

адресуется. Норма права предписывает правильный с точки зре­ния государства и

потому обязательный образ поведения для каждого, кто оказывается в сфере ее

действия;

5. Формальная определенность. Правовая норма внешне выражается в письменной

форме в официальных документах. Внутренняя опреде­ленность нормы проявляется

в содержании, в объеме прав и обязанностей, в указаниях на последствия ее

нарушения;

6. Предоставительно-обязывающий характер. Правовая норма предоставляет, с

одной стороны, пра­ва субъектам, а, с другой стороны, возлагает на них

обя­занности, ибо нельзя реализовать право без обязаннос­тей и обязанности

без прав.

7. Связь с государством и охраняемость. Норма права устанавливается

государственными орга­нами и обеспечивается мерами государственного

воз­действия - принуждением и стимулированием.

5. Виды (классификация) правовых норм

Поскольку одной из характерных черт правовых норм является их

формальная определенность, необходимость в четкой систематизации и

структурной классификации вполне очевидна. Право, являясь высшей

инстанцией в регулировании отношений между людьми, должно

подразделяться на строго специализированные группы норм,

отвечающих за различные сферы общественной жизни и имеющих

характерную внутреннюю структуру. Последняя показывает, из каких

частей состоит та или иная норма и как эти части

взаимосвязаны.

Научная обоснованная классификация дает возможность систематизировать

огромный массив правовых норм, построив стройную систему права. Правильность

и полнота классификации зависят от выбора ее оснований. Общепринято выделять

четыре основания

классификации правовых норм.

I. По функциям норм в механизме правового регулирования выделяются:

∙ Исходные нормы - отправные, первичные,

учредительные. Они определяют исходные начала правового регулирования

общественных отношений: цепи, задачи, принципы, пределы, направления, методы

правового регулирования, закрепляют правовые категории и понятия.

Они обладают высокой степенью абстрагирования и получают свое

логическое развитие и конкретизацию в иных нормах права. Однако они могут

обладать прямым действием и применяются при обосновании выбора правового

акта, а также для подтверждения решения и т.д.

∙ Общие нормы содержатся в общей части любой

от­расли права и регулируют видовые общественные отношения;

∙ Специальные нормы присущи отраслям права и

ре­гулируют родовые общественные отношения.

Виды исходных норм:

∙ Нормы-начала – это предписания, закрепляющие основы

конституционного строя государства, например, содержащиеся в гл. 1 Конституции

РФ. Нормы получают дальнейшее развитие в других исходных правовых нормах,

закрепляющих

экономическую, социальную и другие направления государственной политики, и,

прежде всего в нормах-принципах.

∙ Нормы-принципы – это правовые нормы, выражающие и закрепляющие

принципы права, например, принцип равенства в ст. 19 Конституции РФ.

∙ Определительно-установочные нормы – это предписания,

определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, их

предмет, формы и

средства правового регулирования.

∙ Нормы-дефинициисодержат определения правовых категорий, понятий,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5