бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в РФ бесплатно рефераты

участием присяжных заседателей»[23]

- что не противоречит международно-правовым документам ООН, которые допускают

решение подобного вопроса в рамках национального законодательства. Тем не

менее, для вступления в Совет Европы требуется ратификация протокола к уставу

Совета об отмене смертной казни в мирное время. В настоящее время этот вопрос

находится в стадии решения.

- Право на достоинство (ст. 21 КРФ) – право любой личности, ничем не

ограниченное. «Ничем» - т.е. нет никаких обстоятельств для умаления

достоинства. Гарантии этого права предусмотрены многими законодательными

актами: «Закон о средствах массовой информации», в соответствии, с которым

можно не обращаясь в суд получить опровержение сведений не соответствующих

действительности или порочащих человека; «Закон об обжаловании в суд действий

и решений, нарушающих права и свободы граждан» - в соответствии с которым

можно в судебном порядке защитить честь и достоинство; «Закон о милиции» - в

котором оговаривается, что в случае, когда обращение с человеком ведет к

унижению его чести и достоинства, виновный несет дисциплинарную, а в

определенных случаях и уголовную ответственность; Уголовный кодекс РФ

предусматривает наказание за оскорбление (ст. 130), доведение до самоубийства

путем жестокого обращения или унижения человеческого достоинства (ст.110) и

т.д. В качестве иллюстраций юридических гарантий данного права можно привести

немало статей законодательных актов. Важно одно – право на достоинство

личности не может и не должно ставиться в зависимость ни от общественной

значимости личности, возраста, пола, убеждений, национальности и т.д.

Гарантии на защиту права закреплены – но всегда ли эти права защищены

реально? До сих пор мы слышим о случаях неуставных отношений в армии, не

всегда с уважением относятся в нашем обществе к национальному достоинству

человека. Думается, проблема заключается в том, что низка правовая культура

общества, а, следовательно, и каждого его члена в отдельности.

- Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 21 КРФ) – право,

принадлежащее каждому от рождения, которое, однако, может быть ограничено по

судебному решению. Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство

четко формулирует случаи, когда человек может быть лишен свободы – все эти

ограничения должны соотноситься с целями и условиями, при которых могут

ограничиваться эти права. Конституция запрещает издание законов, отменяющих

или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Все незаконные

посягательства на свободу и личную неприкосновенность могут быть обжалованы в

суд в соответствии с ««Законом об обжаловании в суд действий и решений,

нарушающих права и свободы граждан».

- Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную

тайну, защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров,

почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23-24 КРФ) - все эти права

принадлежат каждому человеку как личности, касаются только его и не могут

быть ничьим достоянием без ведома и желания самого человека. В новых аспектах

стоят проблемы охраны тайны различного рода межличностных и деловых общений в

связи с широким раз­витием сети Интернета, расширением его возможностей,

электрон­ной связи. Такого рода формы пока еще не имеют должной защи­ты, и

правомерно поднимается вопрос о необходимости разработки соответствующих

законодательных актов, лицензировании сайтов в Интернете. В ряде

законодательных актов устанавливаются гарантии защиты этих прав: тайна

усыновления («Семейный кодекс РФ» ст. 111, УК РФ ст. 155); врачебная тайна

(основы законодательства об охране здоровья граждан); тайна исповеди (закон

РСФСР «О свободе вероисповеданий»); тайна денежных вкладов, тайна завещания и

т.д. УПК ограничивает возможности следственных органов при вторжении в

частную жизнь человека – все эти действия могут осуществляться в четко

указанных случаях и только с санкции прокурора. Лица, проводящие следственные

действия обязаны также хранить тайну личной жизни лиц, участвующих в

следствии (УПК ст. 170 ч.5). В качестве гарантии необходимо рассмотреть и

возможность компенсации в случае нарушения данных прав – в таких случаях, в

соответствии с Положением о порядке возмещения ущерба, причиненного

гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного

следствия, прокуратуры и суда, проводятся восстановительно-компенсационные

меры.

- Право на жилище и его неприкосновенность (ст. 25, 40) – это право

пользоваться жилищем на законных основаниях, регулируемое федеральным

законодательством (Жилищный кодекс, ГК, Закон «Об основах федеральной

жилищной политики» и т.д.) Предполагается система мер, способствующих

обеспечению жильем граждан из муниципального и государственного фонда,

проведение кредитно-финансовой политики и т.д. Гарантируется защита от

проникновения в жилище без согласия на то лиц законно занимающих это

помещение и защита от незаконного лишения жилища. Данное право может быть

ограничено только в тех случаях, которые оговорены в федеральном законе. В

случае нарушения его используются те же статьи, что и при нарушении любых

прав человека и гражданина и предоставляется право обжаловать в суд

незаконные действия, восстановить свои прав и получить соответствующую

компенсацию.

- Право на определение национальной принадлежности и пользование родным

языком (ст. 26 КРФ) – правовые гарантии закреплены в законе «О языках народов

РСФСР» от 25.10.91. в соответствии с Конституцией и законом каждому

гарантируется право осуществлять основные политические, экономические,

социальные и культурные права и свободы вне зависимости от знания или незнания

какого-либо языка Каждый имеет право пользоваться родным языком при обращениях

в государственные органы РФ, при судопроизводстве, при выборе языка обучения и

т.д. В соответствии с Положением о паспорте гражданина Россий­ской Федерации,

утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г., к числу

сведений, вносимых в паспорт, не отнесено указание на национальность, не

связанное с необходимой и отражаемой в паспорте идентификацией человека.

[24]

- Право на свободу передвижения, выбора места жительства, выезда за

пределы РФ (для граждан право свободного возвращения в РФ) (ст. 27) – данная

статья Конституции 1993 года, Федеральный закон «О порядке выезда из Российской

Федера­ции и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г.

[25] по своему содержанию соответствует общепринятым международ­ным

стандартам, относящимся к данному вопросу и закон о «Праве российских граждан

на свободное передвижение, выбор места жительства в пределах Российской

Федерации» от 25/06/93 внес много нового. Закон закрепил отмену прописки и ввел

регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и

жительст­ва в ее пределах. При этом регистрация или отсутствие таковой не может

служить основанием ограничения или условием реализа­ции прав и свобод граждан,

предусмотренных Конституцией. Однако для претворения в жизнь данного Закона

пока отсутст­вуют все необходимые условия. Его реализации препятствуют

жи­лищные проблемы, социальная нестабильность в стране, безрабо­тица и другие

условия. Важно учесть, что многие гарантии осуществления основаны на

требованиях международно-правовых обязательствах России (ратификация

Европейской конвенции). Прежде всего, появились гарантии на свободу смены места

жительства, институт прописки больше не является ограничение в осуществлении

любых прав человека и гражданина на территории РФ. Ограничения могут быть

вызваны только незаконным проживанием на данной территории, ограничениями по

ст. 55,56 КРФ, но только в той мере, в какой это необходимо. Могут быть

ограничения, связанные с нахождением в местности, прилегающей к государственной

границе, в территории санитарно-эпидемиологического бедствия и т.д. Но все эти

ограничения регулируются только нормативно-правовыми актами.

- Право на свободу совести, вероисповедания (ст. 28) –никто не может

быть принужден в выборе религии, смене вероисповедания. Допускается религиозное

многообразие. Закон «О свободе вероисповеданий» 1990 г. соответствует данной

статье Конституции и гарантирует, что данные права и свободы не будут

ограничиваться, что государство (так как РФ – светское государство) не будет

вмешиваться в дела религиозных объединений. В Федеральном законе от 26 сентября

1997 г. «О свободе совес­ти и о религиозных объединениях» предусмотрена широкая

систе­ма гарантий реализации принадлежащей каждому свободы со­вести.

[26] Нарушение данных прав ведет к ответственности, предусмотренной в

Российском законодательстве

- Право на свободу мысли и слова, получение, производство и

распространение информации (ст. 29) – положение данной статьи говорит о

Российской Федерации как государстве демократическом, признающем разнообразие

мнений. Тем не менее, пожалуй, данная статья имеет большее число ограничений,

чем другие. Это не случайно – свобода мысли и слова не может быть абсолютной.

В общих чертах ограничения сформулированы в ст. 55 КРФ. Кроме того, ГК РФ,

КоАП РФ, УК предусматривают меры наказания за публичные призывы к национальной

вражде, насильственному захвату власти и т.д. Гарантиями осуществления данного

права является то, что оно не только декларируется, но и создаются возможности

его реализации. «Закон о средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. с

последующими изменениями.[27]

Предполагает предоставление возможности публично заявить о своем мнении,

федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной

власти в государственных средствах массовой информации» 1994 г. предполагает

гарантии свободы получения информации для каждого. Право каждого свободно

искать, получать, передавать, произ­водить и распространять информацию любым

законным способом обеспечено и нормами Федерального закона «Об информации,

ин­форматизации и защите информации»

[28] (1995 г.). В данном законе предусмотрено что граждане обладают равными

правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны

обо­сновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получе­ния

запрашиваемой ими информации. Отказ в доступе к информа­ционным ресурсам может

быть обжалован в суд. Ограничения существуют только для информации

конфиденциальной; для сведений, составляющих государственную тайну и т.д. Все

эти ограничения также регулируются и точно определяются в нормативно-правовых

актах.

Гарантии политических прав и свобод

В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе

неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические

права и свободы (ст. 30—33 Конститу­ции) связаны с обладанием гражданством

государства. Это разли­чие отражает Конституция, адресуя личные права

каждому, поли­тические — гражданам.

Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они

вторичны, производны от воли государства. Поли­тические права и свободы

выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического

государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя

рассматри­вать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же,

как и личные права и свободы человека, государство при­знает, соблюдает и

защищает политические права и свободы. Это прямо закреплено в ст. 2

Конституции РФ.

Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что

носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской

Федерации является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа

конституционного строя Российской Федерации реально реализуется через

политические права и сво­боды каждого гражданина.

- Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы

(ст.30) – международные правовые документы и Конституция РФ закрепляет это

право, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены

в законах и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной

или общественной безопасности, защиты прав и свобод других лиц. Важной вехой в

развитии системы общественных объединений явились отмена ст. 6 Конституции

СССР, закреплявшей роль КПСС как ядра политической системы советского общества,

и при­знание принципа многопартийности.

[29] Федеральный закон «Об общественных объединениях» был принят в 1995 г.

[30] Он определяет общие начала, касающиеся всех видов общественных

объединений (кроме коммерческих и ре­лигиозных).Закон предусматривает принятие

и других законов об отдель­ных видах общественных объединений (в частности, о

политичес­ких партиях, профсоюзах, благотворительных).В ст. 5 Федерального

закона общественное объединение опреде­ляется как добровольное,

самоуправляемое, некоммерческое фор­мирование, созданное по инициативе граждан,

объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей,

ука­занных в уставе общественного объединения.Учитывая разнообразный

характер тех целей, для достижения которых могут создаваться общественные

объединения, Федераль­ный закон предусматривает пять различных

организационно-правовых форм их функционирования. К ним относятся:

обществен­ная организация; общественное движение; общественный фонд;

общественное учреждение; орган общественной самодеятель­ности. Общественные

отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами РФ права на объединение

в политические партии, осо­бенностями создания, деятельности, реорганизации и

ликвидации последних, регулируются Федеральным законом «О политических партиях»

(2001 г.)[31]. Право на

объединение включает в себя: право создавать на добровольной основе

политические партии, вступать или воздерживаться от вступления в них,

участвовать в их дея­тельности, а также право беспрепятственно выходить из

партий. Одной из массовых форм общественных объединений являются

профессиональные союзы. Порядок их создания, основные права, гарантии этих

прав, их защита, ответственность профсоюзов опре­деляются Федеральным законом

от 12 января 1996 г. «О профессио­нальных союзах, их правах и гарантиях

деятельности».Конкретизируется это право и закрепляются гарантии на него в

Федеральных законах «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 г., «О

профессиональных союзах, их правах и гарантиях» от 12 января 1996 г., «о

благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа

1995 г. Деятельность этих организаций и объединений четко регламентируется и

устанавливаются правовые гарантии их существования.

- Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и

демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31) – данное право принадлежит

только гражданам РФ. Только в 1988 г. был впервые принят Указ Президиума

Верховного Совета СССР «О порядке ор­ганизации и проведения собраний, митингов,

уличных шествий и демонстраций в СССР». Он предусмотрел разрешительный

поря­док их проведения «в целях укрепления и развития социалисти­ческого строя».

Заявления уполномоченных лиц должны были по­даваться в письменной форме за 10

дней в исполком. Последний не позднее чем через пять дней выносил решение о

разрешении или отказе. Отказ мог быть обжалован в вышестоящий исполком. 25 мая

1992 г. принят Указ Президента РФ «О порядке органи­зации и проведения

митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования». В нем установлено,

что впредь до урегулирова­ния законом Российской Федерации порядка проведения

этих ме­роприятий следует исходить из положений Декларации прав и свобод

человека и гражданина, принятой Верховным Советом РФ 22 ноября 1991 г., о праве

граждан собираться свободно и без ору­жия, проводить митинги и другие указанные

мероприятия при условии предварительного уведомления властей.

Осуществление этого права не должно нарушать свободы и права других лиц,

Страницы: 1, 2, 3, 4