Курсовая: Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в РФ
участием присяжных заседателей»[23]
- что не противоречит международно-правовым документам ООН, которые допускают
решение подобного вопроса в рамках национального законодательства. Тем не
менее, для вступления в Совет Европы требуется ратификация протокола к уставу
Совета об отмене смертной казни в мирное время. В настоящее время этот вопрос
находится в стадии решения.
- Право на достоинство (ст. 21 КРФ) – право любой личности, ничем не
ограниченное. «Ничем» - т.е. нет никаких обстоятельств для умаления
достоинства. Гарантии этого права предусмотрены многими законодательными
актами: «Закон о средствах массовой информации», в соответствии, с которым
можно не обращаясь в суд получить опровержение сведений не соответствующих
действительности или порочащих человека; «Закон об обжаловании в суд действий
и решений, нарушающих права и свободы граждан» - в соответствии с которым
можно в судебном порядке защитить честь и достоинство; «Закон о милиции» - в
котором оговаривается, что в случае, когда обращение с человеком ведет к
унижению его чести и достоинства, виновный несет дисциплинарную, а в
определенных случаях и уголовную ответственность; Уголовный кодекс РФ
предусматривает наказание за оскорбление (ст. 130), доведение до самоубийства
путем жестокого обращения или унижения человеческого достоинства (ст.110) и
т.д. В качестве иллюстраций юридических гарантий данного права можно привести
немало статей законодательных актов. Важно одно – право на достоинство
личности не может и не должно ставиться в зависимость ни от общественной
значимости личности, возраста, пола, убеждений, национальности и т.д.
Гарантии на защиту права закреплены – но всегда ли эти права защищены
реально? До сих пор мы слышим о случаях неуставных отношений в армии, не
всегда с уважением относятся в нашем обществе к национальному достоинству
человека. Думается, проблема заключается в том, что низка правовая культура
общества, а, следовательно, и каждого его члена в отдельности.
- Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 21 КРФ) – право,
принадлежащее каждому от рождения, которое, однако, может быть ограничено по
судебному решению. Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство
четко формулирует случаи, когда человек может быть лишен свободы – все эти
ограничения должны соотноситься с целями и условиями, при которых могут
ограничиваться эти права. Конституция запрещает издание законов, отменяющих
или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Все незаконные
посягательства на свободу и личную неприкосновенность могут быть обжалованы в
суд в соответствии с ««Законом об обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан».
- Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную
тайну, защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23-24 КРФ) - все эти права
принадлежат каждому человеку как личности, касаются только его и не могут
быть ничьим достоянием без ведома и желания самого человека. В новых аспектах
стоят проблемы охраны тайны различного рода межличностных и деловых общений в
связи с широким развитием сети Интернета, расширением его возможностей,
электронной связи. Такого рода формы пока еще не имеют должной защиты, и
правомерно поднимается вопрос о необходимости разработки соответствующих
законодательных актов, лицензировании сайтов в Интернете. В ряде
законодательных актов устанавливаются гарантии защиты этих прав: тайна
усыновления («Семейный кодекс РФ» ст. 111, УК РФ ст. 155); врачебная тайна
(основы законодательства об охране здоровья граждан); тайна исповеди (закон
РСФСР «О свободе вероисповеданий»); тайна денежных вкладов, тайна завещания и
т.д. УПК ограничивает возможности следственных органов при вторжении в
частную жизнь человека – все эти действия могут осуществляться в четко
указанных случаях и только с санкции прокурора. Лица, проводящие следственные
действия обязаны также хранить тайну личной жизни лиц, участвующих в
следствии (УПК ст. 170 ч.5). В качестве гарантии необходимо рассмотреть и
возможность компенсации в случае нарушения данных прав – в таких случаях, в
соответствии с Положением о порядке возмещения ущерба, причиненного
гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного
следствия, прокуратуры и суда, проводятся восстановительно-компенсационные
меры.
- Право на жилище и его неприкосновенность (ст. 25, 40) – это право
пользоваться жилищем на законных основаниях, регулируемое федеральным
законодательством (Жилищный кодекс, ГК, Закон «Об основах федеральной
жилищной политики» и т.д.) Предполагается система мер, способствующих
обеспечению жильем граждан из муниципального и государственного фонда,
проведение кредитно-финансовой политики и т.д. Гарантируется защита от
проникновения в жилище без согласия на то лиц законно занимающих это
помещение и защита от незаконного лишения жилища. Данное право может быть
ограничено только в тех случаях, которые оговорены в федеральном законе. В
случае нарушения его используются те же статьи, что и при нарушении любых
прав человека и гражданина и предоставляется право обжаловать в суд
незаконные действия, восстановить свои прав и получить соответствующую
компенсацию.
- Право на определение национальной принадлежности и пользование родным
языком (ст. 26 КРФ) – правовые гарантии закреплены в законе «О языках народов
РСФСР» от 25.10.91. в соответствии с Конституцией и законом каждому
гарантируется право осуществлять основные политические, экономические,
социальные и культурные права и свободы вне зависимости от знания или незнания
какого-либо языка Каждый имеет право пользоваться родным языком при обращениях
в государственные органы РФ, при судопроизводстве, при выборе языка обучения и
т.д. В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации,
утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г., к числу
сведений, вносимых в паспорт, не отнесено указание на национальность, не
связанное с необходимой и отражаемой в паспорте идентификацией человека.
[24]
- Право на свободу передвижения, выбора места жительства, выезда за
пределы РФ (для граждан право свободного возвращения в РФ) (ст. 27) – данная
статья Конституции 1993 года, Федеральный закон «О порядке выезда из Российской
Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г.
[25] по своему содержанию соответствует общепринятым международным
стандартам, относящимся к данному вопросу и закон о «Праве российских граждан
на свободное передвижение, выбор места жительства в пределах Российской
Федерации» от 25/06/93 внес много нового. Закон закрепил отмену прописки и ввел
регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и
жительства в ее пределах. При этом регистрация или отсутствие таковой не может
служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан,
предусмотренных Конституцией. Однако для претворения в жизнь данного Закона
пока отсутствуют все необходимые условия. Его реализации препятствуют
жилищные проблемы, социальная нестабильность в стране, безработица и другие
условия. Важно учесть, что многие гарантии осуществления основаны на
требованиях международно-правовых обязательствах России (ратификация
Европейской конвенции). Прежде всего, появились гарантии на свободу смены места
жительства, институт прописки больше не является ограничение в осуществлении
любых прав человека и гражданина на территории РФ. Ограничения могут быть
вызваны только незаконным проживанием на данной территории, ограничениями по
ст. 55,56 КРФ, но только в той мере, в какой это необходимо. Могут быть
ограничения, связанные с нахождением в местности, прилегающей к государственной
границе, в территории санитарно-эпидемиологического бедствия и т.д. Но все эти
ограничения регулируются только нормативно-правовыми актами.
- Право на свободу совести, вероисповедания (ст. 28) –никто не может
быть принужден в выборе религии, смене вероисповедания. Допускается религиозное
многообразие. Закон «О свободе вероисповеданий» 1990 г. соответствует данной
статье Конституции и гарантирует, что данные права и свободы не будут
ограничиваться, что государство (так как РФ – светское государство) не будет
вмешиваться в дела религиозных объединений. В Федеральном законе от 26 сентября
1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотрена широкая
система гарантий реализации принадлежащей каждому свободы совести.
[26] Нарушение данных прав ведет к ответственности, предусмотренной в
Российском законодательстве
- Право на свободу мысли и слова, получение, производство и
распространение информации (ст. 29) – положение данной статьи говорит о
Российской Федерации как государстве демократическом, признающем разнообразие
мнений. Тем не менее, пожалуй, данная статья имеет большее число ограничений,
чем другие. Это не случайно – свобода мысли и слова не может быть абсолютной.
В общих чертах ограничения сформулированы в ст. 55 КРФ. Кроме того, ГК РФ,
КоАП РФ, УК предусматривают меры наказания за публичные призывы к национальной
вражде, насильственному захвату власти и т.д. Гарантиями осуществления данного
права является то, что оно не только декларируется, но и создаются возможности
его реализации. «Закон о средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. с
последующими изменениями.[27]
Предполагает предоставление возможности публично заявить о своем мнении,
федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной
власти в государственных средствах массовой информации» 1994 г. предполагает
гарантии свободы получения информации для каждого. Право каждого свободно
искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым
законным способом обеспечено и нормами Федерального закона «Об информации,
информатизации и защите информации»
[28] (1995 г.). В данном законе предусмотрено что граждане обладают равными
правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны
обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения
запрашиваемой ими информации. Отказ в доступе к информационным ресурсам может
быть обжалован в суд. Ограничения существуют только для информации
конфиденциальной; для сведений, составляющих государственную тайну и т.д. Все
эти ограничения также регулируются и точно определяются в нормативно-правовых
актах.
Гарантии политических прав и свобод
В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе
неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические
права и свободы (ст. 30—33 Конституции) связаны с обладанием гражданством
государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права
каждому, политические — гражданам.
Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они
вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы
выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического
государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя
рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же,
как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и
защищает политические права и свободы. Это прямо закреплено в ст. 2
Конституции РФ.
Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что
носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской
Федерации является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа
конституционного строя Российской Федерации реально реализуется через
политические права и свободы каждого гражданина.
- Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы
(ст.30) – международные правовые документы и Конституция РФ закрепляет это
право, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены
в законах и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной
или общественной безопасности, защиты прав и свобод других лиц. Важной вехой в
развитии системы общественных объединений явились отмена ст. 6 Конституции
СССР, закреплявшей роль КПСС как ядра политической системы советского общества,
и признание принципа многопартийности.
[29] Федеральный закон «Об общественных объединениях» был принят в 1995 г.
[30] Он определяет общие начала, касающиеся всех видов общественных
объединений (кроме коммерческих и религиозных).Закон предусматривает принятие
и других законов об отдельных видах общественных объединений (в частности, о
политических партиях, профсоюзах, благотворительных).В ст. 5 Федерального
закона общественное объединение определяется как добровольное,
самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан,
объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей,
указанных в уставе общественного объединения.Учитывая разнообразный
характер тех целей, для достижения которых могут создаваться общественные
объединения, Федеральный закон предусматривает пять различных
организационно-правовых форм их функционирования. К ним относятся:
общественная организация; общественное движение; общественный фонд;
общественное учреждение; орган общественной самодеятельности. Общественные
отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами РФ права на объединение
в политические партии, особенностями создания, деятельности, реорганизации и
ликвидации последних, регулируются Федеральным законом «О политических партиях»
(2001 г.)[31]. Право на
объединение включает в себя: право создавать на добровольной основе
политические партии, вступать или воздерживаться от вступления в них,
участвовать в их деятельности, а также право беспрепятственно выходить из
партий. Одной из массовых форм общественных объединений являются
профессиональные союзы. Порядок их создания, основные права, гарантии этих
прав, их защита, ответственность профсоюзов определяются Федеральным законом
от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности».Конкретизируется это право и закрепляются гарантии на него в
Федеральных законах «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 г., «О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях» от 12 января 1996 г., «о
благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа
1995 г. Деятельность этих организаций и объединений четко регламентируется и
устанавливаются правовые гарантии их существования.
- Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и
демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31) – данное право принадлежит
только гражданам РФ. Только в 1988 г. был впервые принят Указ Президиума
Верховного Совета СССР «О порядке организации и проведения собраний, митингов,
уличных шествий и демонстраций в СССР». Он предусмотрел разрешительный
порядок их проведения «в целях укрепления и развития социалистического строя».
Заявления уполномоченных лиц должны были подаваться в письменной форме за 10
дней в исполком. Последний не позднее чем через пять дней выносил решение о
разрешении или отказе. Отказ мог быть обжалован в вышестоящий исполком. 25 мая
1992 г. принят Указ Президента РФ «О порядке организации и проведения
митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования». В нем установлено,
что впредь до урегулирования законом Российской Федерации порядка проведения
этих мероприятий следует исходить из положений Декларации прав и свобод
человека и гражданина, принятой Верховным Советом РФ 22 ноября 1991 г., о праве
граждан собираться свободно и без оружия, проводить митинги и другие указанные
мероприятия при условии предварительного уведомления властей.
Осуществление этого права не должно нарушать свободы и права других лиц,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|