Курсовая: Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в РФ
Особое место в системе прав и свобод человека и гражданина в российской
федерации занимают так называемые «права по защите других прав». «Российская
Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство..»
[13] - это самое первое положение Конституции РФ утверждает, что Российское
государство, приняв и подписав положения международных документов по правам
человека взяло на себя обязанность и закрепило ее конституционно гарантировать
осуществление и законную защиту прав и свобод человека и гражданина в случае
любого их нарушения.
Поскольку темой работы являются конституционные гарантии основных прав и
свобод человека и гражданина в Российской Федерации, этот раздел Конституции
имеет особое значение – ведь Конституция, как Закон, имеющий высшую
юридическую силу и прямое действие должна реально регулировать общественные
отношения и оказывать непосредственное воздействие на всю систему органов
государственной власти. Таким образом, одним из принципов на которых
основывается провозглашение Конституцией прав и свобод является
гарантированность - как общих начал, так и конкретных прав и свобод в
отдельности.
Но провозглашение этих прав было бы декларативным, не будь в Конституции
указаний на гарантии их осуществления и защиты. Более того, положения
Конституции, в которых закрепляются и гарантируются права и свободы человека и
гражданина получают свое развитие в нормативных актах принятых
государственными органами. «Права человека и гражданина являются
непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение
законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного
самоуправления и обеспечиваются правосудием»
[14]. Положения этой статьи указывают на то, что любое поведение человека
по осуществлению своих прав и свобод (при соблюдении ограничения ст. 17, 55 -
не нарушая права и свободы других людей) является правомерным и не требует
наличия специальных нормативных актов. Это однако, не означает что подобные
акты не нужны - более того, в ряде случаев прямо предусматривается
необходимость издания федеральных конституционных и федеральных законов –
например, ст. 36, в которой провозглашается право частной собственности на
землю – ч. 3 этой статьи гласит о том, что «условия и порядок пользования
землей определяются на основе федерального закона»
[15].
Таким образом, конституционные права в законах конкретизируются, развиваются,
расширяют перечень прав и свобод (но не сокращают! – «В Российской Федерации не
должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и
гражданина»[16]), гарантий их
выполнения и защиты. В этом случае конституционные нормы становятся гарантом
выполнения положений иных нормативных актов.
Российская Федерация, претендуя на звание демократического и правового
государства стремится к осуществлению всех возможных гарантий по
осуществлению прав и свобод. Воплощение их не укладывается только в рамки
права.
В юридической литературе принята классификация гарантий:
Юридические гарантии рассматриваются как гарантии специальные;
Экономические, социальные политические, духовные, социально –психологические
– как общие гарантии.
Рассмотрим их специфику:
¨ Социально-экономические – в Конституции 1993 года нет
специального раздела об экономической основе государства и общества, не
установлена какая-либо форма собственности в качестве основной или ведущей, как
равно и не предусмотрено ограничений для других, в частности собственности.
Более того, частная собственность признается и защищается (ст. 35 КРФ).
Действующая конституция обязывает государство обеспечивать свободу
экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь
монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и провозглашает
равенство всех форм собственности и равную их защиту (ст. 8, ст. 34 КРФ). В
современных условиях, когда экономическое пространство России находится в
состоянии формирования, роль Конституции как основного закона и иных
нормативных актов, регулирующих развитие экономики страны получает особое
значение. Вместе с тем, развитие экономики предполагает создание
инфраструктуры для осуществления социальных потребностей общества.
Недостаточный уровень гарантированности прав и свобод, особенно
социально-экономических, в настоящее время во многом связан с финансовыми
трудностями, со слабой социальной ориентированностью перехода на рыночную
экономику.
¨ Политические – направленность политики государства и
создание условий для осуществления этих гарантий. Под политическими гарантиями
понимаются соответствующим образом ориентированная политика государства, ее
направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к
достижению гражданского согласия, исключающего дестабилизацию в обществе;
должный уровень политической культуры граждан; борьба с бюрократизмом
государственного аппарата, со взяточничеством и другие
политико-организационные факторы. Думается, правильным будет рассмотреть как в
соответствии с Конституцией «государственная защита прав и свобод человека в
российской Федерации гарантируется»
[17].
Представительная ветвь власти - Федеральное Собрание, будучи законодательным
органом, претворяет в жизнь инициативу по принятию законов, соответствующих
конституционным принципам, создает юридические механизмы обеспечения реального
осуществления прав и свобод. Государственная Дума назначает на должность и
освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской
Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом «Об
уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 25 декабря 1996
года. «Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях
обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их
соблюдения и уважения государственными органами, органами местного
самоуправления и должностными лицами»
[18]. Важным моментом функционирования данного закона является то, что
Уполномоченный в своих действиях независим и неподотчетен государственным
органам и должностным лицам, руководствуется Конституцией РФ, федеральным
конституционным законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской
Федерации», общепризнанными нормами и принципами международного права,
международными договорами РФ. Деятельность его дополняет существующие средства
защиты прав и свобод граждан.
Исполнительная власть - «Президент Российской Федерации является гарантом
Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.»
[19] - очень важная статья, которая определяет одну из сторон деятельности
Президента РФ по гарантиям прав и свобод: реализации, как в своей личной
деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту
прав и свобод личности в целом, отдельных групп населения. Так, 1998 год
Указом Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года объявлен «Годом
прав человека в Российской Федерации». В числе мероприятий по его проведению
Федеральному Собранию предложено рассмотреть в первоочередном порядке и принять
в 1998 году федеральные законы в области прав человека:
Ø О минимальных государственных социальных стандартах;
Ø Об альтернативной гражданской службе;
Ø Гражданско-процессуальный кодекс РФ;
Ø Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
Ø Кодекс РФ об административных правонарушениях;
Ø Об обучении лиц с ограниченными возможностями получения
образования.
Предложено ратифицировать международные документы:
Ø Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 года;
Ø Европейская хартия местного самоуправления 1985 года Европейская
конвенция о выдаче 1957 года и протоколы к ней № 1 и 2;
Ø Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным
делам 1959 года;
Ø Конвенции Международной организации труда 1947 г., 1957 г.,
1978 г., 1981 г.
Кроме того в данном документе Правительству РФ предложено финансировать
Федеральные программы, обеспечивающие выполнение постановления в области
прав человека и т.д.
При Президенте России существует комиссия по правам человека, деятельность
которой направлена именно на разработку концепций по обеспечению и защите
прав и свобод человека.
Правительство РФ, местные органы государственной власти также призваны
осуществлять эту деятельность – министерство юстиции, существование системы
специальных органов, призванных выполнять эти функции тому подтверждение.
Защита прав и свобод человека и гражданина - задача судебной власти в
Российской Федерации. Эта задача стоит перед прокуратурой, в компетенцию
которой входит рассмотрение обращений о нарушении права; перед судом –
который в правовом государстве должен выступать гарантом защиты нарушенных
прав. Действенным средством является Конституционный суд, принимающий жалобы
граждан по фактам нарушения прав и свобод, создана Комиссия по правам
человека при президенте РФ.
Говоря о гарантиях соблюдения прав и свобод человека и гражданина нельзя не
упомянуть положение конституции, в соответствии с которым сам человек может
выступать защитником своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными
законом (ст. 45 КРФ), обжаловать действия нарушающие права в суд (ст. 46 ч.
2), обращаться в международные органы (ст. 46 ч. 3). С 5 мая 1998 г. (со дня
ратификации Россией Конвенции о защите прав человека и основных свобод)
российские граждане могут реализовать возможность обращаться в Европейский
Суд по правам человека в Страсбурге с жалобами на действия властей всех
уровней, о правонарушениях, имевших место после ратификации. Такие обращения
допустимы:
1)только в отношении тех прав, которые предусмотрены в Конвенции;
2)только против действий или решений органов властей;
3)в случае, если использованы все возможные внутренние средства защиты в
государстве;
4)до истечения шести месяцев после вынесения решения судебным органом или
властной инстанции.
Особое место среди гарантий прав и свобод человека и гражданина занимают
гарантии юридические, которые «охватывают все правовые средства,
обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина».
[20] Юридические гарантии охватывают все правовые средства
осуществления и охраны прав и свобод человека и гражданина. Закрепление
гарантий в Конституции и текущем законодательстве составляет правовую основу
деятельности государственного механизма, обеспечивающего восстановление
нарушенных прав и свобод, создающего возможности их реализации. Гарантией
является и активное отношение самих субъектов к использованию всех
возможностей для реализации своих прав и свобод, их соответствующие знания и
умение эти права и свободы защищать.
Поскольку Российская Федерация - государство (основной субъект, на которого
возлагаются гарантии) в соответствии с КРФ правовое, то и регулирование
данных отношений должно строиться с точки зрения норм права, закрепленных к
конкретных нормативных актах.
Уже говорилось о том, что общие гарантии прав и свобод перечислены в
Конституции РФ, более конкретно и подробно излагаются они в иных нормативно-
правовых актах (Кодексах, Законах), подзаконных актах (Указах Президента и
Постановлениях Правительства).
Каким же образом государство использует перечисленные инструменты?
Можно выделить несколько направлений в реализации гарантий и защиты прав и
свобод:
- Юридическое закрепление гарантий в нормативно-правовых актах;
- Система охраны и защиты прав и свобод в обеспечении их реального
использования;
- Система охраны и защиты прав и свобод в борьбе с их нарушениями;
- Развитие общественно-политической активности граждан;
- Государственный и общественный контроль за соблюдением гарантий;
- Повышение правосознания и правовой культуры каждого;
- Развитие общественных организаций, призванных охранять и защищать
права человека и гражданина.
Важно помнить, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую
силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации»
[21], что гарантирует использование конституционных положений при решении
любых споров – в том числе и в судебных разбирательствах.
Думается, следует сразу отметить что классификация гарантий, так же как и
классификация основных прав и свобод достаточно условна. Как, например,
определить к какой группе отнести гарантии социальной защиты: наличие
специальных государственных органов, материальная поддержка отдельных
социальных групп может рассматриваться как экономические гарантии; наличие
соответствующих нормативных актов, возможность обжаловать в суд действия или
бездействие органов, призванных обеспечивать данные гарантии – как гарантии
юридические.
Попробуем все же рассмотреть каким же образом осуществляется механизм
реализации конституционных прав и свобод и как осуществляются их юридические
гарантии.
Прежде стоит рассмотреть специфический набор средств и методов защиты
конституционных прав и свобод:
· Конституционно-судебный механизм – т.е. возможность обращения в
Конституционный Суд (регулируется Федеральным конституционным законом «О
Конституционном Суде Российской Федерации» от 1994 г.);
· Судебная защита в судах общей юрисдикции (регулируется Законом «Об
обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»
1993 г.);
· Административные действия органов исполнительной власти;
· Законная самозащита человеком своих прав – лично или через
общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных актах;
· Международно-правовой механизм – возможность обращения в Европейский
суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в
соответствии с международными договорами Российской Федерации, в том случае,
если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты.
На примере конкретных статей Конституции рассмотрим действие этих механизмов:
Гарантии личных прав человека – наиболее широко
определенные Конституцией. Специфические особенности личных прав и свобод
заключаются в следующем:
1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами
человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к
гражданству государства, не вытекают из него;
2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны
жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие
естественные права, связанные с его индивидуальной, частной
жизнью.
- Право на жизнь (ст. 20 КРФ) - Право, находящееся под максимальной
правовой защитой. Именно таким образом оно закреплено в международных
документах, где очень четко определяются случаи, ограничивающие это право. В
Конституции России оно признается правом, которое не может быть ограничено
введением чрезвычайного положения (ст. 56), но как любое право может
ограничиваться «федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в
целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и
законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства»[22] Именно поэтому
статья, о праве человека на жизнь включает пункт в соответствии с которым
«смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в
качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против
жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с
Страницы: 1, 2, 3, 4
|