бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в РФ бесплатно рефераты

Особое место в системе прав и свобод человека и гражданина в российской

федерации занимают так называемые «права по защите других прав». «Российская

Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство..»

[13] - это самое первое положение Конституции РФ утверждает, что Российское

государство, приняв и подписав положения международных документов по правам

человека взяло на себя обязанность и закрепило ее конституционно гарантировать

осуществление и законную защиту прав и свобод человека и гражданина в случае

любого их нарушения.

Поскольку темой работы являются конституционные гарантии основных прав и

свобод человека и гражданина в Российской Федерации, этот раздел Конституции

имеет особое значение – ведь Конституция, как Закон, имеющий высшую

юридическую силу и прямое действие должна реально регулировать общественные

отношения и оказывать непосредственное воздействие на всю систему органов

государственной власти. Таким образом, одним из принципов на которых

основывается провозглашение Конституцией прав и свобод является

гарантированность - как общих начал, так и конкретных прав и свобод в

отдельности.

Но провозглашение этих прав было бы декларативным, не будь в Конституции

указаний на гарантии их осуществления и защиты. Более того, положения

Конституции, в которых закрепляются и гарантируются права и свободы человека и

гражданина получают свое развитие в нормативных актах принятых

государственными органами. «Права человека и гражданина являются

непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение

законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного

самоуправления и обеспечиваются правосудием»

[14]. Положения этой статьи указывают на то, что любое поведение человека

по осуществлению своих прав и свобод (при соблюдении ограничения ст. 17, 55 -

не нарушая права и свободы других людей) является правомерным и не требует

наличия специальных нормативных актов. Это однако, не означает что подобные

акты не нужны - более того, в ряде случаев прямо предусматривается

необходимость издания федеральных конституционных и федеральных законов –

например, ст. 36, в которой провозглашается право частной собственности на

землю – ч. 3 этой статьи гласит о том, что «условия и порядок пользования

землей определяются на основе федерального закона»

[15].

Таким образом, конституционные права в законах конкретизируются, развиваются,

расширяют перечень прав и свобод (но не сокращают! – «В Российской Федерации не

должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и

гражданина»[16]), гарантий их

выполнения и защиты. В этом случае конституционные нормы становятся гарантом

выполнения положений иных нормативных актов.

Российская Федерация, претендуя на звание демократического и правового

государства стремится к осуществлению всех возможных гарантий по

осуществлению прав и свобод. Воплощение их не укладывается только в рамки

права.

В юридической литературе принята классификация гарантий:

Юридические гарантии рассматриваются как гарантии специальные;

Экономические, социальные политические, духовные, социально –психологические

– как общие гарантии.

Рассмотрим их специфику:

¨ Социально-экономические – в Конституции 1993 года нет

специального раздела об экономической основе государства и общества, не

установлена какая-либо форма собственности в качестве основной или ведущей, как

равно и не предусмотрено ограничений для других, в частности собственности.

Более того, частная собственность признается и защищается (ст. 35 КРФ).

Действующая конституция обязывает государство обеспечивать свободу

экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь

монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и провозглашает

равенство всех форм собственности и равную их защиту (ст. 8, ст. 34 КРФ). В

современных условиях, когда экономическое пространство России находится в

состоянии формирования, роль Конституции как основного закона и иных

нормативных актов, регулирующих развитие экономики страны получает особое

значение. Вместе с тем, развитие экономики предполагает создание

инфраструктуры для осуществления социальных потребностей общества.

Недостаточный уровень гарантированности прав и свобод, осо­бенно

социально-экономических, в настоящее время во многом связан с финансовыми

трудностями, со слабой социальной ориен­тированностью перехода на рыночную

экономику.

¨ Политические – направленность политики государства и

создание условий для осуществления этих гарантий. Под политическими гарантиями

понимаются соответствую­щим образом ориентированная политика государства, ее

направ­ленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное

развитие человека; устойчивость политических струк­тур, их способность к

достижению гражданского согласия, исклю­чающего дестабилизацию в обществе;

должный уровень полити­ческой культуры граждан; борьба с бюрократизмом

государствен­ного аппарата, со взяточничеством и другие

политико-организаци­онные факторы. Думается, правильным будет рассмотреть как в

соответствии с Конституцией «государственная защита прав и свобод человека в

российской Федерации гарантируется»

[17].

Представительная ветвь власти - Федеральное Собрание, будучи законодательным

органом, претворяет в жизнь инициативу по принятию законов, соответствующих

конституционным принципам, создает юридические механизмы обеспечения реального

осуществления прав и свобод. Государственная Дума назначает на должность и

освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской

Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом «Об

уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 25 декабря 1996

года. «Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях

обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их

соблюдения и уважения государственными органами, органами местного

самоуправления и должностными лицами»

[18]. Важным моментом функционирования данного закона является то, что

Уполномоченный в своих действиях независим и неподотчетен государственным

органам и должностным лицам, руководствуется Конституцией РФ, федеральным

конституционным законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской

Федерации», общепризнанными нормами и принципами международного права,

международными договорами РФ. Деятельность его дополняет существующие средства

защиты прав и свобод граждан.

Исполнительная власть - «Президент Российской Федерации является гарантом

Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.»

[19] - очень важная статья, которая определяет одну из сторон деятельности

Президента РФ по гарантиям прав и свобод: реализации, как в своей личной

деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту

прав и свобод личности в целом, отдельных групп населения. Так, 1998 год

Указом Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года объявлен «Годом

прав человека в Российской Федерации». В числе мероприятий по его проведению

Федеральному Собранию предложено рассмотреть в первоочередном порядке и принять

в 1998 году федеральные законы в области прав человека:

Ø О минимальных государственных социальных стандартах;

Ø Об альтернативной гражданской службе;

Ø Гражданско-процессуальный кодекс РФ;

Ø Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

Ø Кодекс РФ об административных правонарушениях;

Ø Об обучении лиц с ограниченными возможностями получения

образования.

Предложено ратифицировать международные документы:

Ø Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 года;

Ø Европейская хартия местного самоуправления 1985 года Европейская

конвенция о выдаче 1957 года и протоколы к ней № 1 и 2;

Ø Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным

делам 1959 года;

Ø Конвенции Международной организации труда 1947 г., 1957 г.,

1978 г., 1981 г.

Кроме того в данном документе Правительству РФ предложено финансировать

Федеральные программы, обеспечивающие выполнение постановления в области

прав человека и т.д.

При Президенте России существует комиссия по правам человека, деятельность

которой направлена именно на разработку концепций по обеспечению и защите

прав и свобод человека.

Правительство РФ, местные органы государственной власти также призваны

осуществлять эту деятельность – министерство юстиции, существование системы

специальных органов, призванных выполнять эти функции тому подтверждение.

Защита прав и свобод человека и гражданина - задача судебной власти в

Российской Федерации. Эта задача стоит перед прокуратурой, в компетенцию

которой входит рассмотрение обращений о нарушении права; перед судом –

который в правовом государстве должен выступать гарантом защиты нарушенных

прав. Действенным средством является Конституционный суд, принимающий жалобы

граждан по фактам нарушения прав и свобод, создана Комиссия по правам

человека при президенте РФ.

Говоря о гарантиях соблюдения прав и свобод человека и гражданина нельзя не

упомянуть положение конституции, в соответствии с которым сам человек может

выступать защитником своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными

законом (ст. 45 КРФ), обжаловать действия нарушающие права в суд (ст. 46 ч.

2), обращаться в международные органы (ст. 46 ч. 3). С 5 мая 1998 г. (со дня

ратификации Россией Конвенции о за­щите прав человека и основных свобод)

российские граждане могут реализовать возможность обращаться в Европейский

Суд по правам человека в Страсбурге с жалобами на действия властей всех

уровней, о правонарушениях, имевших место после ратификации. Такие обращения

допустимы:

1)только в отношении тех прав, которые предусмотрены в Кон­венции;

2)только против действий или решений органов властей;

3)в случае, если использованы все возможные внутренние средства защиты в

государстве;

4)до истечения шести месяцев после вынесения решения судеб­ным органом или

властной инстанции.

Особое место среди гарантий прав и свобод человека и гражданина занимают

гарантии юридические, которые «охватывают все правовые средства,

обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина».

[20] Юридические гарантии охватывают все правовые средства

осу­ществления и охраны прав и свобод человека и гражданина. За­крепление

гарантий в Конституции и текущем законодательстве составляет правовую основу

деятельности государственного меха­низма, обеспечивающего восстановление

нарушенных прав и сво­бод, создающего возможности их реализации. Гарантией

является и активное отношение самих субъектов к использованию всех

воз­можностей для реализации своих прав и свобод, их соответствую­щие знания и

умение эти права и свободы защищать.

Поскольку Российская Федерация - государство (основной субъект, на которого

возлагаются гарантии) в соответствии с КРФ правовое, то и регулирование

данных отношений должно строиться с точки зрения норм права, закрепленных к

конкретных нормативных актах.

Уже говорилось о том, что общие гарантии прав и свобод перечислены в

Конституции РФ, более конкретно и подробно излагаются они в иных нормативно-

правовых актах (Кодексах, Законах), подзаконных актах (Указах Президента и

Постановлениях Правительства).

Каким же образом государство использует перечисленные инструменты?

Можно выделить несколько направлений в реализации гарантий и защиты прав и

свобод:

- Юридическое закрепление гарантий в нормативно-правовых актах;

- Система охраны и защиты прав и свобод в обеспечении их реального

использования;

- Система охраны и защиты прав и свобод в борьбе с их нарушениями;

- Развитие общественно-политической активности граждан;

- Государственный и общественный контроль за соблюдением гарантий;

- Повышение правосознания и правовой культуры каждого;

- Развитие общественных организаций, призванных охранять и защищать

права человека и гражданина.

Важно помнить, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую

силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации»

[21], что гарантирует использование конституционных положений при решении

любых споров – в том числе и в судебных разбирательствах.

Думается, следует сразу отметить что классификация гарантий, так же как и

классификация основных прав и свобод достаточно условна. Как, например,

определить к какой группе отнести гарантии социальной защиты: наличие

специальных государственных органов, материальная поддержка отдельных

социальных групп может рассматриваться как экономические гарантии; наличие

соответствующих нормативных актов, возможность обжаловать в суд действия или

бездействие органов, призванных обеспечивать данные гарантии – как гарантии

юридические.

Попробуем все же рассмотреть каким же образом осуществляется механизм

реализации конституционных прав и свобод и как осуществляются их юридические

гарантии.

Прежде стоит рассмотреть специфический набор средств и методов защиты

конституционных прав и свобод:

· Конституционно-судебный механизм – т.е. возможность обращения в

Конституционный Суд (регулируется Федеральным конституционным законом «О

Конституционном Суде Российской Федерации» от 1994 г.);

· Судебная защита в судах общей юрисдикции (регулируется Законом «Об

обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

1993 г.);

· Административные действия органов исполнительной власти;

· Законная самозащита человеком своих прав – лично или через

общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных актах;

· Международно-правовой механизм – возможность обращения в Европейский

суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в

соответствии с международными договорами Российской Федерации, в том случае,

если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты.

На примере конкретных статей Конституции рассмотрим действие этих механизмов:

Гарантии личных прав человека – наиболее широко

определенные Конституцией. Специфические особенности личных прав и свобод

заключают­ся в следующем:

1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами

человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с при­надлежностью к

гражданству государства, не вытекают из него;

2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждо­му от рождения;

3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны

жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие

естественные права, связанные с его индивидуальной, частной

жизнью.

- Право на жизнь (ст. 20 КРФ) - Право, находящееся под максимальной

правовой защитой. Именно таким образом оно закреплено в международных

документах, где очень четко определяются случаи, ограничивающие это право. В

Конституции России оно признается правом, которое не может быть ограничено

введением чрезвычайного положения (ст. 56), но как любое право может

ограничиваться «федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в

целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и

законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности

государства»[22] Именно поэтому

статья, о праве человека на жизнь включает пункт в соответствии с которым

«смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в

качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против

жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с

Страницы: 1, 2, 3, 4