Курсовая: Функции Российского государства
государства. Функции, свойственные лишь конкретным государственным органам,
являются отдельными. Общие функции государства осуществляются через отдельные
функции государственных органов. И наоборот, отдельные функции тесно связаны с
общими, им подчинены, являются средством их реализации, поэтому именовать их
"неосновными", на мой взгляд, было бы ошибочно.
Отдельные функции государства — это те направления его деятельности, которые
сами по себе непосредственно не выражают его сущность и социальное назначение
(например, охрана здоровья населения, борьба со стихийными бедствиями и пр.)
или же являются частью ("подфункциями") основных (например, планирование
экономического и социального развития общества, исполнение наказания).
Функции конкретных государственных органов могут быть четко и правильно
определены или поняты только на базе общих функций государства. Всякое
теоретическое или практическое сведение последних к функциям его органов
означает их растворение в организационных, технических приемах деятельности.
Функции государства — это направления деятельности, но не сама деятельность.
Деятельность по осуществлению функций наполняется конкретно-историческим
содержанием, причем в процессе реализации складывается их конкретное
соотношение (удельный вес, значимость каждой функции в системе других).
Реализация функций осуществляется различными государственными организациями.
Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи между ними
определяются функциями государства. Функция всегда первична по отношению к
выполняющей ее государственной организации. Функция - это идея,
необходимость деятельности, ее направление, а государственная организация -
это та материальная сила, которая воплощает данную идею, материализует ее.
Государственная функция - это очень широкое направление деятельности и она не
может быть реализована какой-то одной государственной организацией. Каждая из
государственных организаций в отдельности имеет свои особенные функции,
отличающиеся по масштабу от государственных функций. Функции государства
выполняются своей совокупностью государственных организаций.
С обретением Россией самостоятельности у нее появились реальные возможности
для выработки и проведения в жизнь взвешенного, отвечающего историческим
потребностям страны курса общественных преобразований, гармонизации
взаимосвязей общества и государства, формирования социально ориентированного
рынка. Но эти возможности не были использованы. Продолжалась политика
импровизаций, не были разработаны план реформирования страны, стратегия
обдуманных действий на опережение.
Напротив, усилились радикализм, революционность (решительность) методов
проведения реформ, вследствие чего произошло размывание границ между революцией
и реформой. Революция -- это переворот, быстрое изменение
политических, социально-экономических, культурно-духовных устоев общества,
производимое с преодолением сопротивления социальных слоев, классов. Это
разрыв с прошлым, неизбежные разрушения, людские страдания. Правда, революция
также разрушает и устраняет устаревшие, отжившие отношения и порядки.
Реформа -- изменение, преобразование, бережно воспринимающее от прошлого
все истинно ценное и полезное, проводимое через компромиссы и общественное
согласие, без разжигания конфликтов и противоречий. Словом, реформы связаны с
эволюционным развитием общества.
Мировой опыт показывает, что результативные реформы могут проводиться при
наличии целого комплекса условий: научно обоснованных программ, понятных и
четких целей; высокопрофессионального управления преобразовательным
процессом, учитывающего приоритетность и последовательность проводимых
мероприятий; продуманных и выверенных методов реформирования; правдивого
разъяснения сути, целей и последствий реформ для общества и личности,
вовлечения в процесс реформ как можно больше населения. Примерно по такой
схеме и логике развиваются реформы в Китае. Видимо, этим и объясняется их
высокая и устойчивая результативность.
Российские реформы были сориентированы на западные общественные ценности.
Либерализация цен, приватизация и другие крутые меры вконец разбалансировали
экономику и финансовую систему страны, породили стихийный (дикий) рынок,
вызвали обнищание подавляющей части населения и невиданно бурную
криминализацию общества. Однако не стоит искать причину этих последствий в
самой, например, приватизации. Без научного подхода, без осознания
населением целей, способов приватизации успешное проведение ее было просто
невозможно. Бесцельная приватизация бессмысленна. Основная же цель ее сугубо
экономическая: сменить собственника, чтобы объекты бывшей государственной
собственности лучше управлялись и эффективнее функционировали, чем до
приватизации. В нашей стране приватизация обернулась разграблением,
разбазариванием огромного состояния, созданного трудом многих поколений
людей, неслыханным обогащением незначительной части общества, породила целый
шлейф негативных и труднопоправимых последствий. Экономический фундамент
государства оказался основательно подорванным, в обществе нарастали
недовольство, напряженность, конфликты.
Так, в 1992 г. в верхних эшелонах российских властных структур разразился
острый конфликт, качалась жесткая конфронтация законодательной и
исполнительной ветвей власти. Российская государственность оказалась у
опасной черты саморазрушения. После разрешения этого конфликта с помощью
военной силы последовали призывы к укреплению Российского государства, но
реальные шаги в этом направлении не были сделаны. Напротив, события в Чечне
еще больше подорвали престиж важнейших государственных институтов -- армии,
МВД, органов государственной безопасности.
Сегодня укрепление Российского государства -- властное веление времени,
неотложная необходимость. В укреплении государства объективно заинтересованы
все партии и политические движения, общественные организации и ветви власти.
Только в здоровом и сильном государстве они могут рассчитывать на честную
реализацию интересов своих сторонников, а органы государства -- направить
свою энергию на его благо.
Сильное, активно функционирующее государство -- важнейшее условие выхода из
экономического кризиса и продолжения преобразований. Без него не утвердится
социально ориентированный рынок, не могут быть надежно защищены все формы
собственности, не реализуют свои ценности демократия и самоуправление, не
возродятся российская наука, культура, справедливость и нравственность.
Только такое государство способно успешно вести борьбу с преступностью,
обеспечить гражданам России безопасность и спокойствие. Прочное и могучее
Российское государство -- самый надежный и реальный гарант стабильности на
всей территории бывшего Союза, надежной обороноспособности страны,
поддержания мира в мировом сообществе.
Для укрепления российской государственности необходимо, во-первых, вернуть
государству, его органам доверие народа; во-вторых, выяснить и устранить
причины, обусловившие ослабление государства; в-третьих, разработать научно
обоснованную концепцию его развития и укрепления. При разработке последней
надо учитывать, что первоосновой российской государственности испокон веков
были и остаются державность, народность, духовность, патриотизм и ведущая
роль в укреплении государства, русского народа. Сегодня особую актуальность
приобретает высокий профессионализм государственных служащих и должностных
лиц всех уровней. В практическом плане укрепление государства -- это его
эффективное функционирование в интересах общества и личности.
В драматический переходный период, который переживает наша страна, на первый
план выдвигается экономическая функция государства, ибо без
оздоровления экономики все пути к прогрессу, правовому и социальному
государству будут заблокированы.
Экономическим фундаментом отечественной государственности должны быть
многоукладная экономика, равные возможности для существования и развития всех
форм и видов собственности. В такой ситуации перспективными станут те из
них, которые на деле докажут свое преимущество. Сейчас в стране нужно
производить только ту продукцию, которая необходима человеку, государству,
мировому рынку. Поэтому главное здесь -- приоритетная государственная
поддержка отечественного товаропроизводителя. Верный резерв подъема экономики
-- демонополизация российского производства. Не может быть нормальной
экономики, подлинной конкуренции, пока одно предприятие диктует другим своим
условия только потому, что оно единственное. В этом деле без антимонопольного
законодательства не обойтись.
Новый экономический механизм (институт рыночного хозяйствования, системы
государственного управления, демонополизации, налогообложения,
хозяйственного законодательства) еще только создается. Вот почему
формирование системы государственно-правового регулирования рыночной
экономики есть не отказ назад, а движение вперед, развитие реформы,
укрепление Российского государства. В плохо управляемой рыночной экономике
никогда не будет настоящего рыночного хозяйства.
Экономическая функция реализуется по двумя взаимосвязанным направлениям
деятельности государства: 1) установления форм и методов воздействия на
различные виды хозяйствования; 2) обеспечения надежной охраны и защиты всех
существующих форм собственности.
Методы реализации экономической функции зависят от форм собственности и видов
хозяйствования. К государственному сектору экономики государство должно
относиться как полноправный хозяин, иначе не преодолеть неразбериху, не
остановить разбазаривание государственной собственности. Здесь возможны
методы гибкого планирования, государственного заказа, а при проведении
кадровой политики -- и административные методы. Однако главным и тут,
видимо, должен быть метод материального и морального стимулирования.
Хозяйственно-экономические структуры гражданского общества самоуправляемы.
Государство может воздействовать на них экономическими методами и правовыми
средствами.
При многоукладной экономике государство обычно регулирует экономические
процессы путем: установления государственных цен на отдельные стратегические
и социально значимые виды продукции; распределения квот на сырье, импорт;
установления (в той или иной мере) заработной платы; льготного кредитования в
инвестирования; государственных субсидий и налогов.
Важнейшая обязанность государства состоит в том, чтобы надежно защитить свою
экономическую основу (все формы собственности) от расхитителей, преступников.
Для этого необходимо совершенствовать и обновлять законодательство,
направленное на охрану экономической основы государства, повышать качество
работы правоохранительных органов.
Продолжением экономической функции в сфере распределительных отношений является
социальная функция. Главное ее назначение -- обеспечить в стране
начала социальной справедливости, создать для всех граждан равные возможности
в обеспечении материального благополучия. В этой функции наиболее ярко
выражается гуманистическая природа государства, его призвание разрешать или
смягчать социальные противоречия в обществе на началах справедливости,
обеспечивать человеку достойные условия жизни, гарантировать ему определенный
объем материальных благ. Именно здесь проявляется такое свойство государства,
как его социальность: мера заботы о человеке, внимание к потребностям и нуждам
людей. Статья 7 Конституции Российской Федерации гласит: "Российское
государство — социальное государство, политика которого направлена на
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие
человека".
Социальная цена издержек и ошибок в проведении реформ оказалась столь
внушительна, что ставит под сомнение необходимость самих реформ, вызывает у
многих либо безразличное к ним отношение, либо активное или пассивное им
сопротивление. Давно сказано и доказано, что даже самые лучшие планы, самые
необходимые и полезные реформы могут быть извращены, загублены плохим их
исполнением. Однако сами реформы тут не при чем, виноваты реформаторы, их
волюнтаризм, некомпетентность, безответственность.
За последние годы десятки миллионов жителей страны оказались за чертой
бедности. Среди них и люди преклонного возраста, и трудоспособные рабочие, и
крестьяне, и интеллигенты, ученые, работники высшей школы. Невыносимы
условия жизни многих молодых семей. В обществе возникло вопиющее и уродливое
по своим исходным нравственным началам неравенство. Баснословно богатыми
оказались не талантливые люди, не активные предприниматели,
товаропроизводители, а те, кто расхищал, разбазаривал, продавал за рубеж
созданное многолетним трудом общенародное достояние, т.е. разбогател
криминальный капитал — главный источник роста преступности, обнищания и
деградации общества.
Чтобы изменить столь взрывоопасную социальную ситуацию, государству
целесообразно свою деятельность на ближайшую перспективу подчинить следующим
задачам: остановить падение уровня жизни населения; усилить мотивацию
трудовой и предпринимательской деятельности экономически активных граждан;
осуществлять адресную поддержку наименее защищенных социальных слоев; более
равномерно и справедливо распределять бремя экономического кризиса между
различными группами населения; активно развивать социальное законодательство,
создать социальный кодекс Российской Федерации. Новой для социальной
функции является проблема безработицы. Здесь нужны, во-первых, меры по защите
полностью или частично безработных, во-вторых, государственная забота о
снижении уровня безработицы.
В условиях рыночной экономики значение основной получает функция по
налогообложению и взиманию налогов, органично связанная с экономической и
социальной. Бюджет государства, его финансовые возможности целиком зависят от
различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Отсюда
принципиальное значение при-, обретают государственная политика
налогообложения, обязанность государства в интересах социальной справедливости
регулировать высокие и сверхвысокие доходы путем прогрессивного
налогообложения. Впервые научные принципы налоговой системы, выдержавшие
испытание временем, обосновал и сформулировал в конце XVIII в. Адам Смит, суть
которых в следующем:
1. Налоги не должны быт чрезмерно обременительны.
2. Они должны быть понятны налогоплательщикам.
3. Каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму и когда ему надлежит
платить и почему.
4. Налоги должны быть справедливыми.
Государство должно уметь собирать налоги, не расходуя на это слишком больших
средств.
Сложная налоговая система Российской Федерации, законодательно закрепленная
в 1992 г. плохо соответствовала и названным принципам, и требованиям жизни.
Принятый 16 июля 1998 г. и вступивший в действие с 1 января 1999 г. новый
Налоговый кодекс РФ (часть первая) делает шаги навстречу жизни. Вместе с тем
реализация упомянутых научных принципов остается приоритетной задачей по
дальнейшему совершенствованию российского налогового законодательства. При
этом налоговое бремя необходимо активнее переносить со сферы товарного
производства, работ и услуг в сферу разрастающегося посредничества и
спекулятивной торговли.
Функция обеспечения прав и свобод граждан, законности и правопорядка --
тоже одна из важнейших в деятельности Российского государства. В Конституции
РФ говорится, что Россия -- правовое государство. Следовательно,
первостепенная задача заключается в том, чтобы конституционные права и
свободы человека и гражданина стали реальными, т. е. всесторонне
гарантированными и защищенными. Пока же страну захлестывает высокий вал
преступности, честь гражданина, неприкосновенность его личности, жилища и
другие права беззащитны перед преступниками, бюрократами, коррупционерами.
Решать проблему безопасности гражданина необходимо с применением правовых,
организационных, кадровых, финансовых мер. Требуется и развитая и доступная
система юридической помощи населению
Тревожная экологическая обстановка в мире и стране придает самостоятельное
значение функции охраны природы и окружающей среды. Экологически
агрессивное промышленное и сельскохозяйственное производство агрессивно и по
отношению к человеку, его здоровью, благополучию будущих поколений. Право
граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции. Поэтому
конституционной является обязанность всех органов государства обеспечивать
условия, способствующие оздоровлению природы.
Главное внимание здесь должно быть уделено обеспечению экологически безопасного
устойчивого развития страны в условиях рыночных отношений; охране окружающей
среды (в том числе выводу из кризисной экологической ситуации крупных городов
и промышленных центров, радиационной безопасности населения); оздоровлению и
восстановлению нарушенных экосистем России; участию в решении глобальных
(мировых) экологических проблем. Назрела острая потребность в научно
обоснованной концепции перевода Российской Федерации на модель устойчивого
развития, обеспечивающую сбалансированное решение социально-экономических и
экологических задач. Выход российской экономики из кризиса немыслим без
развития науки и техники, что и определяет важное значение функции
государства по обеспечению (стимулированию) научно-технического прогресса.
Ослабление внимания государства в последние годы к этому жизненно важному
направлению его деятельности немедленно и губительно сказалось на некогда
мощном научно-техническом потенциале страны. Ежегодно многие тысячи ученых
вынуждены искать хлеб насущный либо в коммерции (и тогда прощай, наука), либо
за рубежом. В то же время почти приостановился приток в науку свежих молодых
сил. Страна постепенно теряет современную техническую инфраструктуру, ценнейшие
(прежде всего наукоемкие) производства. Мы уже отстаем не только от мировых
достижений, но и от самих себя. Если ситуация не будет изменена, то у России не
будет шансов на достойное место среди государств мира в грядущем. XXI столетии.
Основная цель всех преобразований в организации науки -- создание
благоприятных условий для творческой деятельности первичных научных
коллективов. Для этого необходимы бюджетное финансирование фундаментальных
научных исследований, принятие закона о науке и научно-технической политике.
Глубокие преобразования всей системы общественных отношений внутри страны не
могли не отразиться на российской внешней политике. Но за последний период
неузнаваемо изменилась не только Россия. Другим, более сложным и
непредсказуемым стал весь мир.
Основа внешнеполитического курса Российского государства -- общепризнанные
принципы и нормы международного права. Россия уважает суверенитет,
территориальную целостность и независимость других государств и того же
требует от них. В рамках этих универсальных принципов наше государство будет
защищать свои интересы, и если понадобится, твердо и жестко. Так делает любое
уважающее себя государство, особенно когда речь заходит о защите прав
человека, его чести и достоинства.
Насущные проблемы интеграции в мировую экономику, использования преимуществ
международного разделения труда выдвигают в число важнейших функцию
торгово-экономических, партнерских связей с мировым сообществом. Реализация
ее требует, чтобы меры по либерализации экспорта сопровождались установлением
строгого государственного контроля над вывозом из страны стратегически важных
сырьевых и энергетических ресурсов и валютного контроля. Цель такого контроля
и всей торгово-экономической деятельности государства -- не допустить
превращение России в сырьевой придаток развитых капиталистических стран.
Сегодня жизненно необходимы также самые жесткие санкции против нарушителей,
незаконно укрывающих за границей валютные средства. Рассматриваемая функция
предполагает не только взаимовыгодную торговлю с другими государствами, но и
привлечение иностранных инвестиций в экономику России.
Не теряет актуальности и значения функция поддержания мира, оздоровления
международной обстановки. В данном направлении у Российского государства
есть четкие приоритеты в международной политике. Важнейший из них --
недопущение новой глобальной войны ("холодной" или "горючей"). Именно поэтому
Россия однозначно стоит на позициях укрепления режима нераспространения оружия
массового поражения и новейших военных технологий. Но мы считаем этот принцип
обязательным для всех, а не только для России, как полагают некоторые.
Российское государство должно положить конец порочной практике односторонних
уступок.
Российское государство активно участвует в международных миротворческих
акциях по разрешению международных и межнациональных конфликтов. Современный
мир нуждается в новом взгляде на глобальные проблемы и цели XXI в. И Россия
способна генерировать здесь крупные оригинальные идеи.
Функция обороны страны также продолжает оставаться в ряду основных, ибо
одним из важнейших аспектов укрепления государственности является обеспечение
военной безопасности Российской Федерации. Вооруженные Силы и другие войска
России предназначены для: защиты суверенитета и территориальной целостности,
других жизненно важных интересов государства, в случаях агрессии против него и
его союзников; пресечения угрожающих жизненно важным интересам России
вооруженных конфликтов, любого противоправного вооруженного насилия в пределах
России, на ее государственных границах, границах других государств в
соответствии с договорными обязательствами; проведения операций с целью
поддержания мира по решения Совета Безопасности ООН или согласно международным
обязательствам России.
Растущая взаимосвязанность всех стран мира обусловливает необходимость
сотрудничества Российского государства со всеми государствами планеты в
решении мировых, глобальных проблем -- борьбы с международной преступностью,
предотвращения экологических катастроф, всеобщей охраны природы и сохранения
благоприятного глобального климата.
Таким образом, на основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод:
Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе
становления и развития государства. В разные исторические периоды
приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а
следовательно, и различные его функции. Исчезают одни функции, возникают
другие. Роль органов внутренних дел в осуществлении функций государства также
изменяется.
На сегодняшний день одним из самых актуальных вопросов остаётся вопрос об
аспектах связанных с реализацией роли государства. Роль государства в
современной общественной жизни постепенно увеличивается не смотря на кризис
90-х годов и как некогда актуально звучит вопрос о теоретических подходах к
изучению функций государства.
Определение понятия государства даётся у ряда теоретиков, однако делая из них
выборку и производя синтез можно остановиться на следующем общепринятом
определении: государство – это единая политическая организация общества,
которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население,
располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные
для всех веления и обладает суверенитетом, что и понимается под функциями
государства.
Подводя общий итог можно выделить следующие направления, в частности внешние
и внутренние функции а также основанием для классификации может служить так
называемые постоянные и временные, основные и не основные функции.
В сегодняшних Российских реалиях функции государства приобретают следующую
окраску, в частности в процессе реализации они столкнулись с такими
сложностями, как отсутствие чёткой структуры исполнительной власти и
исполнения законодательства, отсутствие правосознания у населения и т.д.
Возрастает роль органов внутренних дел, которые обеспечивают правопорядок и
законность и позволяют стабилизировать ситуацию в стране, тем самым,
обеспечивая реализацию таких стратегически важных функций государства, как
внешняя оборона и экономическое развитие страны.
Подводя общий итог можно сказать, что цель, поставленная для этой работы была
достигнута, однако стоит отметить, что данная работа является лишь первым
шагом на пути углублённого изучения этой темы, которое должно способствовать
уяснению того, как правовое регулирование связано с тем социальным эффектом,
на который оно направленно.
1. Конституция РФ. Ст. 71, 72, 77, 78, 114.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Ст. 117. 125.
3. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об обжаловании
в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Российская
газета. 1995. 26 дек.
4. Закон РФ «О Прокуратуре РФ» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8.
Ст. 386.
5. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О Прокуратуре
РФ» // Российская газета. 1995. 25 ноября.
6. Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г.
N 144-ФЗ (с изменениями от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30
декабря 1999 г.)
7. Положение о прохождении службы в Органах Внутренних Дел. от 23
декабря 1992 года
8. Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М., 1991.
9. Бутылин В.Н. Конституционные основы правового положения личности. М.,
1995.
10. Шестаев Н. Т. Функции и структура государства. М., 1992.
11. Комаров С.А. Общая теория государства и права. 2001.
12. Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. М., 1994.
13. Ковалевский М.Н. Учение о личных правах. М., 1906.
14. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.
15. Лазарев В. В. Теория государства и права. М., 1992
16. Общая теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1996.
17. Политология: Курс лекций. М., 1993.
18. Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989.
19. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993.
20. Правовое государство, личность, законодательство. М., 1997.
21. Ростовщиков И.В. Реализация прав личности и деятельность органов
внутренних дел по их обеспечению и защите. М., 1997.
22. Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. М., 1992.
23. Маркс К. Британское владычество в Индии. Соч. Т. 9.
«Итоги», № 15, 2002г.
«Российская газета», № 12, 2001г.
«Экономика и жизнь», № 21,2002г.
«Коммерсант», №170, 2003г.
«Профиль», № 31, 2000г.
Страницы: 1, 2
|