бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Функции Российского государства бесплатно рефераты

государства. Функции, свойственные лишь конкретным государственным органам,

являются отдельными. Общие функции государства осуществляются через отдельные

функции госу­дарственных органов. И наоборот, отдельные функции тесно связаны с

общими, им подчинены, являются средством их реализации, поэтому именовать их

"неосновными", на мой взгляд, было бы ошибочно.

Отдельные функции государства — это те направления его деятель­ности, которые

сами по себе непосредственно не выражают его сущность и социальное назначение

(например, охрана здоровья населения, борьба со стихийными бедствиями и пр.)

или же являются частью ("подфункциями") основных (например, планирование

экономического и социального развития общества, исполнение наказания).

Функции конкретных государственных органов могут быть четко и правильно

определены или поняты только на базе общих функций государства. Всякое

теоре­тическое или практическое сведение последних к функциям его органов

означает их растворение в организационных, технических приемах де­ятельности.

Функции государства — это направления деятельности, но не сама деятельность.

Деятельность по осуществлению функций наполняется конкретно-историческим

содержанием, причем в процессе реализации складывается их конкретное

соотношение (удельный вес, значимость каждой функции в системе других).

Реализация функций осуществляется различными государственными организациями.

Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи между ними

определяются функциями государства. Функция всегда первична по отношению к

выполняющей ее государственной организации. Функция - это идея,

необходимость деятельности, ее направление, а государственная организация -

это та материальная сила, которая воплощает данную идею, материализует ее.

Государственная функция - это очень широкое направление деятельности и она не

может быть реализована какой-то одной государственной организацией. Каждая из

государственных организаций в отдельности имеет свои особенные функции,

отличающиеся по масштабу от государственных функций. Функции государства

выполняются своей совокупностью государственных организаций.

Глава 2. «Особенности функций российского государства на современном этапе».

С обретением Россией самостоятельности у нее появи­лись реальные возможности

для выработки и проведения в жизнь взвешенного, отвечающего историческим

потребнос­тям страны курса общественных преобразований, гармони­зации

взаимосвязей общества и государства, формирования социально ориентированного

рынка. Но эти возможности не были использованы. Продолжалась политика

импровизаций, не были разработаны план реформирования страны, стра­тегия

обдуманных действий на опережение.

Напротив, усилились радикализм, революционность (ре­шительность) методов

проведения реформ, вследствие чего произошло размывание границ между революцией

и рефор­мой. Революция -- это переворот, быстрое изменение

поли­тических, социально-экономических, культурно-духовных устоев общества,

производимое с преодолением сопротив­ления социальных слоев, классов. Это

разрыв с прошлым, неизбежные разрушения, людские страдания. Правда, ре­волюция

также разрушает и устраняет устаревшие, отжив­шие отношения и порядки.

Реформа -- изменение, преобра­зование, бережно воспринимающее от прошлого

все истинно ценное и полезное, проводимое через компромиссы и обще­ственное

согласие, без разжигания конфликтов и противо­речий. Словом, реформы связаны с

эволюционным развити­ем общества.

Мировой опыт показывает, что результативные рефор­мы могут проводиться при

наличии целого комплекса усло­вий: научно обоснованных программ, понятных и

четких целей; высокопрофессионального управления преобразова­тельным

процессом, учитывающего приоритетность и пос­ледовательность проводимых

мероприятий; продуманных и выверенных методов реформирования; правдивого

разъяс­нения сути, целей и последствий реформ для общества и личности,

вовлечения в процесс реформ как можно больше населения. Примерно по такой

схеме и логике развиваются реформы в Китае. Видимо, этим и объясняется их

высокая и устойчивая результативность.

Российские реформы были сориентированы на запад­ные общественные ценности.

Либерализация цен, привати­зация и другие крутые меры вконец разбалансировали

эко­номику и финансовую систему страны, породили стихийный (дикий) рынок,

вызвали обнищание подавляющей части на­селения и невиданно бурную

криминализацию общества. Однако не стоит искать причину этих последствий в

самой, например, приватизации. Без научного подхода, без осозна­ния

населением целей, способов приватизации успешное проведение ее было просто

невозможно. Бесцельная приватизация бессмысленна. Основная же цель ее сугубо

эконо­мическая: сменить собственника, чтобы объекты бывшей го­сударственной

собственности лучше управлялись и эффективнее функционировали, чем до

приватизации. В нашей стране приватизация обернулась разграблением,

разбаза­риванием огромного состояния, созданного трудом многих поколений

людей, неслыханным обогащением незначитель­ной части общества, породила целый

шлейф негативных и труднопоправимых последствий. Экономический фундамент

государства оказался основательно подорванным, в обще­стве нарастали

недовольство, напряженность, конфликты.

Так, в 1992 г. в верхних эшелонах российских властных структур разразился

острый конфликт, качалась жесткая конфронтация законодательной и

исполнительной ветвей власти. Российская государственность оказалась у

опасной черты саморазрушения. После разрешения этого конфликта с помощью

военной силы последовали призывы к укрепле­нию Российского государства, но

реальные шаги в этом направлении не были сделаны. Напротив, события в Чечне

еще больше подорвали престиж важнейших государствен­ных институтов -- армии,

МВД, органов государственной безопасности.

Сегодня укрепление Российского государства -- власт­ное веление времени,

неотложная необходимость. В укреп­лении государства объективно заинтересованы

все партии и политические движения, общественные организации и вет­ви власти.

Только в здоровом и сильном государстве они могут рассчитывать на честную

реализацию интересов сво­их сторонников, а органы государства -- направить

свою энергию на его благо.

Сильное, активно функционирующее государство -- важнейшее условие выхода из

экономического кризиса и продолжения преобразований. Без него не утвердится

соци­ально ориентированный рынок, не могут быть надежно за­щищены все формы

собственности, не реализуют свои цен­ности демократия и самоуправление, не

возродятся россий­ская наука, культура, справедливость и нравственность.

Только такое государство способно успешно вести борьбу с преступностью,

обеспечить гражданам России безопасность и спокойствие. Прочное и могучее

Российское государство -- самый надежный и реальный гарант стабильности на

всей территории бывшего Союза, надежной обороноспособ­ности страны,

поддержания мира в мировом сообществе.

Для укрепления российской государственности необхо­димо, во-первых, вернуть

государству, его органам дове­рие народа; во-вторых, выяснить и устранить

причины, обус­ловившие ослабление государства; в-третьих, разработать научно

обоснованную концепцию его развития и укрепле­ния. При разработке последней

надо учитывать, что перво­основой российской государственности испокон веков

были и остаются державность, народность, духовность, патриотизм и ведущая

роль в укреплении государства, русского народа. Сегодня особую актуальность

приобретает высокий профессионализм государственных служащих и должностных

лиц всех уровней. В практическом плане укрепление государ­ства -- это его

эффективное функционирование в интере­сах общества и личности.

2.1. Внутренние функции Российского государства.

В драматический переходный период, который пережи­вает наша страна, на первый

план выдвигается экономичес­кая функция государства, ибо без

оздоровления экономики все пути к прогрессу, правовому и социальному

государству будут заблокированы.

Экономическим фундаментом отечественной государ­ственности должны быть

многоукладная экономика, равные возможности для существования и развития всех

форм и видов собственности. В такой ситуации перспективными ста­нут те из

них, которые на деле докажут свое преимуще­ство. Сейчас в стране нужно

производить только ту продукцию, которая необходима человеку, государству,

мировому рынку. Поэтому главное здесь -- приоритетная государствен­ная

поддержка отечественного товаропроизводителя. Верный резерв подъема экономики

-- демонополизация российского производства. Не может быть нормальной

экономики, подлинной конкуренции, пока одно предприятие диктует дру­гим своим

условия только потому, что оно единственное. В этом деле без антимонопольного

законодательства не обой­тись.

Новый экономический механизм (институт рыночного хо­зяйствования, системы

государственного управления, де­монополизации, налогообложения,

хозяйственного законо­дательства) еще только создается. Вот почему

формирова­ние системы государственно-правового регулирования ры­ночной

экономики есть не отказ назад, а движение вперед, развитие реформы,

укрепление Российского государства. В плохо управляемой рыночной экономике

никогда не бу­дет настоящего рыночного хозяйства.

Экономическая функция реализуется по двумя взаимосвязанным направлениям

деятельности государства: 1) уста­новления форм и методов воздействия на

различные виды хозяйствования; 2) обеспечения надежной охраны и защиты всех

существующих форм собственности.

Методы реализации экономической функции зависят от форм собственности и видов

хозяйствования. К государствен­ному сектору экономики государство должно

относиться как полноправный хозяин, иначе не преодолеть неразбериху, не

остановить разбазаривание государственной собственно­сти. Здесь возможны

методы гибкого планирования, государственного заказа, а при проведении

кадровой полити­ки -- и административные методы. Однако главным и тут,

видимо, должен быть метод материального и морального стимулирования.

Хозяйственно-экономические структуры гражданского общества самоуправляемы.

Государство может воздейство­вать на них экономическими методами и правовыми

сред­ствами.

При многоукладной экономике государство обычно ре­гулирует экономические

процессы путем: установления го­сударственных цен на отдельные стратегические

и социаль­но значимые виды продукции; распределения квот на сы­рье, импорт;

установления (в той или иной мере) заработной платы; льготного кредитования в

инвестирования; государ­ственных субсидий и налогов.

Важнейшая обязанность государства состоит в том, чтобы надежно защитить свою

экономическую основу (все формы собственности) от расхитителей, преступников.

Для этого необходимо совершенствовать и обновлять законодательство,

направленное на охрану экономической основы государства, повышать качество

работы правоохранительных органов.

Продолжением экономической функции в сфере распре­делительных отношений является

социальная функция. Глав­ное ее назначение -- обеспечить в стране

начала социаль­ной справедливости, создать для всех граждан равные воз­можности

в обеспечении материального благополучия. В этой функции наиболее ярко

выражается гуманистическая при­рода государства, его призвание разрешать или

смягчать социальные противоречия в обществе на началах справед­ливости,

обеспечивать человеку достойные условия жизни, гарантировать ему определенный

объем материальных благ. Именно здесь проявляется такое свойство государства,

как его социальность: мера заботы о человеке, внимание к по­требностям и нуждам

людей. Статья 7 Конституции Россий­ской Федерации гласит: "Российское

государство — соци­альное государство, политика которого направлена на

со­здание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие

человека".

Социальная цена издержек и ошибок в проведении ре­форм оказалась столь

внушительна, что ставит под сомне­ние необходимость самих реформ, вызывает у

многих либо безразличное к ним отношение, либо активное или пассив­ное им

сопротивление. Давно сказано и доказано, что даже самые лучшие планы, самые

необходимые и полезные ре­формы могут быть извращены, загублены плохим их

испол­нением. Однако сами реформы тут не при чем, виноваты реформаторы, их

волюнтаризм, некомпетентность, безот­ветственность.

За последние годы десятки миллионов жителей страны оказались за чертой

бедности. Среди них и люди преклонно­го возраста, и трудоспособные рабочие, и

крестьяне, и ин­теллигенты, ученые, работники высшей школы. Невыноси­мы

условия жизни многих молодых семей. В обществе воз­никло вопиющее и уродливое

по своим исходным нравствен­ным началам неравенство. Баснословно богатыми

оказались не талантливые люди, не активные предприниматели,

то­варопроизводители, а те, кто расхищал, разбазаривал, про­давал за рубеж

созданное многолетним трудом общенародное достояние, т.е. разбогател

криминальный капитал — главный источник роста преступности, обнищания и

деградации общества.

Чтобы изменить столь взрывоопасную социальную ситуацию, государству

целесообразно свою деятельность на ближайшую перспективу подчинить следующим

задачам: остановить падение уровня жизни населения; усилить мотивацию

трудовой и предпринимательской деятельности экономически активных граждан;

осуществлять адресную поддержку наименее защищенных социальных слоев; более

рав­номерно и справедливо распределять бремя экономического кризиса между

различными группами населения; активно развивать социальное законодательство,

создать соци­альный кодекс Российской Федерации. Новой для социаль­ной

функции является проблема безработицы. Здесь нужны, во-первых, меры по защите

полностью или частично без­работных, во-вторых, государственная забота о

снижении уровня безработицы.

В условиях рыночной экономики значение основной по­лучает функция по

налогообложению и взиманию налогов, органично связанная с экономической и

социальной. Бюджет государства, его финансовые возможности целиком зависят от

различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обяза­тельных платежей. Отсюда

принципиальное значение при-, обретают государственная политика

налогообложения, обязанность государства в интересах социальной справедливости

регулировать высокие и сверхвысокие доходы путем про­грессивного

налогообложения. Впервые научные принципы налоговой системы, выдержавшие

испытание временем, обосновал и сформулировал в конце XVIII в. Адам Смит, суть

которых в следующем:

1. Налоги не должны быт чрезмерно обременительны.

2. Они должны быть понятны налогоплательщикам.

3. Каждый налогоплательщик должен знать, какую сум­му и когда ему надлежит

платить и почему.

4. Налоги должны быть справедливыми.

Государство должно уметь собирать налоги, не расхо­дуя на это слишком больших

средств.

Сложная налоговая система Российской Федерации, за­конодательно закрепленная

в 1992 г. плохо соответствовала и названным принципам, и требованиям жизни.

Принятый 16 июля 1998 г. и вступивший в действие с 1 января 1999 г. новый

Налоговый кодекс РФ (часть первая) делает шаги навстречу жизни. Вместе с тем

реализация упомянутых научных принципов остается приоритетной задачей по

даль­нейшему совершенствованию российского налогового зако­нодательства. При

этом налоговое бремя необходимо актив­нее переносить со сферы товарного

производства, работ и услуг в сферу разрастающегося посредничества и

спекуля­тивной торговли.

Функция обеспечения прав и свобод граждан, законнос­ти и правопорядка --

тоже одна из важнейших в деятель­ности Российского государства. В Конституции

РФ говорит­ся, что Россия -- правовое государство. Следовательно,

пер­востепенная задача заключается в том, чтобы конституци­онные права и

свободы человека и гражданина стали реаль­ными, т. е. всесторонне

гарантированными и защищенными. Пока же страну захлестывает высокий вал

преступности, честь гражданина, неприкосновенность его личности, жи­лища и

другие права беззащитны перед преступниками, бю­рократами, коррупционерами.

Решать проблему безопаснос­ти гражданина необходимо с применением правовых,

орга­низационных, кадровых, финансовых мер. Требуется и раз­витая и доступная

система юридической помощи населению

Тревожная экологическая обстановка в мире и стране придает самостоятельное

значение функции охраны при­роды и окружающей среды. Экологически

агрессивное про­мышленное и сельскохозяйственное производство агрессивно и по

отношению к человеку, его здоровью, благополучию будущих поколений. Право

граждан на благоприятную ок­ружающую среду закреплено в Конституции. Поэтому

кон­ституционной является обязанность всех органов государ­ства обеспечивать

условия, способствующие оздоровлению природы.

Главное внимание здесь должно быть уделено обеспе­чению экологически безопасного

устойчивого развития стра­ны в условиях рыночных отношений; охране окружающей

среды (в том числе выводу из кризисной экологической си­туации крупных городов

и промышленных центров, радиа­ционной безопасности населения); оздоровлению и

восста­новлению нарушенных экосистем России; участию в решении глобальных

(мировых) экологических проблем. Назрела острая потребность в научно

обоснованной концепции пере­вода Российской Федерации на модель устойчивого

развития, обеспечивающую сбалансированное решение социально-экономических и

экологических задач. Выход российской экономики из кризиса немыслим без

развития науки и техники, что и определяет важное значе­ние функции

государства по обеспечению (стимулированию) научно-технического прогресса.

Ослабление внимания го­сударства в последние годы к этому жизненно важному

направлению его деятельности немедленно и губительно сказалось на некогда

мощном научно-техническом потенциале страны. Ежегодно многие тысячи ученых

вынуждены искать хлеб насущный либо в коммерции (и тогда прощай, наука), либо

за рубежом. В то же время почти приостановился приток в науку свежих молодых

сил. Страна постепенно теряет современную техническую инфраструктуру, ценнейшие

(прежде всего наукоемкие) производства. Мы уже отстаем не только от мировых

достижений, но и от самих себя. Если ситуация не будет изменена, то у России не

будет шансов на достойное место среди государств мира в грядущем. XXI столетии.

Основная цель всех преобразований в организации науки -- создание

благоприятных условий для творческой деятельности первичных научных

коллективов. Для этого не­обходимы бюджетное финансирование фундаментальных

научных исследований, принятие закона о науке и научно-технической политике.

2.2. Внешние функции Российского государства.

Глубокие преобразования всей системы общественных отношений внутри страны не

могли не отразиться на рос­сийской внешней политике. Но за последний период

неузнаваемо изменилась не только Россия. Другим, более слож­ным и

непредсказуемым стал весь мир.

Основа внешнеполитического курса Российского госу­дарства -- общепризнанные

принципы и нормы междуна­родного права. Россия уважает суверенитет,

территориаль­ную целостность и независимость других государств и того же

требует от них. В рамках этих универсальных принципов наше государство будет

защищать свои интересы, и если понадобится, твердо и жестко. Так делает любое

уважающее себя государство, особенно когда речь заходит о защи­те прав

человека, его чести и достоинства.

Насущные проблемы интеграции в мировую экономику, использования преимуществ

международного разделения труда выдвигают в число важнейших функцию

торгово-экономических, партнерских связей с мировым сообществом. Реализация

ее требует, чтобы меры по либерализации экс­порта сопровождались установлением

строгого государствен­ного контроля над вывозом из страны стратегически важ­ных

сырьевых и энергетических ресурсов и валютного кон­троля. Цель такого контроля

и всей торгово-экономической деятельности государства -- не допустить

превращение Рос­сии в сырьевой придаток развитых капиталистических стран.

Сегодня жизненно необходимы также самые жесткие санк­ции против нарушителей,

незаконно укрывающих за грани­цей валютные средства. Рассматриваемая функция

предпо­лагает не только взаимовыгодную торговлю с другими госу­дарствами, но и

привлечение иностранных инвестиций в экономику России.

Не теряет актуальности и значения функция поддер­жания мира, оздоровления

международной обстановки. В данном направлении у Российского государства

есть чет­кие приоритеты в международной политике. Важнейший из них --

недопущение новой глобальной войны ("холодной" или "горючей"). Именно поэтому

Россия однозначно стоит на позициях укрепления режима нераспространения оружия

массового поражения и новейших военных технологий. Но мы считаем этот принцип

обязательным для всех, а не только для России, как полагают некоторые.

Российское государ­ство должно положить конец порочной практике односто­ронних

уступок.

Российское государство активно участвует в междуна­родных миротворческих

акциях по разрешению междуна­родных и межнациональных конфликтов. Современный

мир нуждается в новом взгляде на глобальные проблемы и цели XXI в. И Россия

способна генерировать здесь крупные оригинальные идеи.

Функция обороны страны также продолжает оставаться в ряду основных, ибо

одним из важнейших аспектов укреп­ления государственности является обеспечение

военной бе­зопасности Российской Федерации. Вооруженные Силы и другие войска

России предназначены для: защиты сувере­нитета и территориальной целостности,

других жизненно важных интересов государства, в случаях агрессии против него и

его союзников; пресечения угрожающих жизненно важным интересам России

вооруженных конфликтов, любо­го противоправного вооруженного насилия в пределах

Рос­сии, на ее государственных границах, границах других го­сударств в

соответствии с договорными обязательствами; про­ведения операций с целью

поддержания мира по решения Совета Безопасности ООН или согласно международным

обя­зательствам России.

Растущая взаимосвязанность всех стран мира обуслов­ливает необходимость

сотрудничества Российского государ­ства со всеми государствами планеты в

решении мировых, глобальных проблем -- борьбы с международной преступно­стью,

предотвращения экологических катастроф, всеобщей охраны природы и сохранения

благоприятного глобального климата.

Заключение

Таким образом, на основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод:

Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе

становления и развития государства. В разные исторические периоды

приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а

следовательно, и различные его функции. Исчезают одни функции, возникают

другие. Роль органов внутренних дел в осуществлении функций государства также

изменяется.

На сегодняшний день одним из самых актуальных вопросов остаётся вопрос об

аспектах связанных с реализацией роли государства. Роль государства в

современной общественной жизни постепенно увеличивается не смотря на кризис

90-х годов и как некогда актуально звучит вопрос о теоретических подходах к

изучению функций государства.

Определение понятия государства даётся у ряда теоретиков, однако делая из них

выборку и производя синтез можно остановиться на следующем общепринятом

определении: государство – это единая политическая организация общества,

которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население,

располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные

для всех веления и обладает суверенитетом, что и понимается под функциями

государства.

Подводя общий итог можно выделить следующие направления, в частности внешние

и внутренние функции а также основанием для классификации может служить так

называемые постоянные и временные, основные и не основные функции.

В сегодняшних Российских реалиях функции государства приобретают следующую

окраску, в частности в процессе реализации они столкнулись с такими

сложностями, как отсутствие чёткой структуры исполнительной власти и

исполнения законодательства, отсутствие правосознания у населения и т.д.

Возрастает роль органов внутренних дел, которые обеспечивают правопорядок и

законность и позволяют стабилизировать ситуацию в стране, тем самым,

обеспечивая реализацию таких стратегически важных функций государства, как

внешняя оборона и экономическое развитие страны.

Подводя общий итог можно сказать, что цель, поставленная для этой работы была

достигнута, однако стоит отметить, что данная работа является лишь первым

шагом на пути углублённого изучения этой темы, которое должно способствовать

уяснению того, как правовое регулирование связано с тем социальным эффектом,

на который оно направленно.

Библиографический список:

1. Конституция РФ. Ст. 71, 72, 77, 78, 114.

2. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Ст. 117. 125.

3. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об обжаловании

в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Российская

газета. 1995. 26 дек.

4. Закон РФ «О Прокуратуре РФ» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8.

Ст. 386.

5. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О Прокуратуре

РФ» // Российская газета. 1995. 25 ноября.

6. Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г.

N 144-ФЗ (с изменениями от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30

декабря 1999 г.)

7. Положение о прохождении службы в Органах Внутренних Дел. от 23

декабря 1992 года

8. Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М., 1991.

9. Бутылин В.Н. Конституционные основы правового положения личности. М.,

1995.

10. Шестаев Н. Т. Функции и структура государства. М., 1992.

11. Комаров С.А. Общая теория государства и права. 2001.

12. Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. М., 1994.

13. Ковалевский М.Н. Учение о личных правах. М., 1906.

14. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.

15. Лазарев В. В. Теория государства и права. М., 1992

16. Общая теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1996.

17. Политология: Курс лекций. М., 1993.

18. Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989.

19. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993.

20. Правовое государство, личность, законодательство. М., 1997.

21. Ростовщиков И.В. Реализация прав личности и деятельность органов

внутренних дел по их обеспечению и защите. М., 1997.

22. Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. М., 1992.

23. Маркс К. Британское владычество в Индии. Соч. Т. 9.

«Итоги», № 15, 2002г.

«Российская газета», № 12, 2001г.

«Экономика и жизнь», № 21,2002г.

«Коммерсант», №170, 2003г.

«Профиль», № 31, 2000г.

Страницы: 1, 2