бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Функции Российского государства бесплатно рефераты

Курсовая: Функции Российского государства

Содержание

Введение. 3

Глава 1. «Понятие и виды функций государства». 8

Глава 2. «Особенности функций российского государства на современном этапе». 14

2.1. Внутренние функции Российского государства. 16

2.2. Внешние функции Российского государства. 22

Заключение. 25

Библиографический список: 27

Введение

За многовековую историю в России сложилось немало традиций, которые во многом

определили развитие российской государственности, придали ей уникальность и

самобытность. Традиции — это исторически сложившиеся, укоренившееся в

обществе и передаваемые из века в век обычаи, обряды, общественные

установления, ценности, идеи и т.д. Они представляют собой социально-

культурное и на­циональное наследие, сохраняющееся в обществе длительное

время.

С традициями неразрывно связан менталитет (ментальность) исторически

сложившийся устойчивый умственный (интеллектуальный) и духовный строй (образ)

народа. Традиции и менталитет обеспечивают передачу от поколения к поколению

проверенных жизнью фундаментальных социальных ценностей, идей и взглядов.

Традиции могут быть прогрессивными и регрессивными. Прогрессивные традиции не

только связаны с прошлым, они являются надежными ориентирами для настоящего и

будущего. Поэтому различные перестройки, преобразования, реформы, проводимые

без их учета, малоперспективны.

В России наиболее важные отечественные традиции — общинность, соборность,

державность (государственность), патриотизм, социальная справедливость,

приоритетная ценность труда, духовность. Традиционный идеал (менталитет)

народов России — сильное централизованное государство, способное обеспечить

необходимый порядок, целостность общества, защитить страну от иноземных

нашествий. Державность включает в себя ратную службу государству, готовность

защитить его суверенитет. Российскому менталитету не присуще

противопоставление общества государству: общинность и державность сглаживали

противоречия, отчужденность между государством и человеком.

Общественное мнение справедливо считало государство политическим институтом,

объединяющим в единое целое многонациональный народ России, обеспечивающим мир

в стране. Причем Российское государство исторически возник­ло и развивалось как

русское государство, национальным стержнем которого был русский народ.

Именно русский на­род, всегда объединявший многонациональные народы стра­ны,

был носителем традиции сильного, активно функцио­нирующего государства. Именно

русский народ традицион­но играл в истории Российского государства великую роль

объединяющего все народы, стабилизирующего, укрепля­ющего государство фактора.

Правда, по мнению Н. Бердяе­ва, двумя полюсами русской жизни всегда были

незрелость глухой провинции и гнилость государственного центра. Пос­ледняя

особенно отчетливо проявилась в начале XX в. (распутинщина и др.). Понятно, что

это бросало тень на тради­ции державности и подтачивало основы российской

государ­ственности.

Вековые монархия и самодержавие породили другую традицию - патернализм. Он

выражается в насаждении в общественном сознании идеи о непогрешимости

носителя верховной власти, его обожествлении и одновременно в нео­граниченном

произволе, бесправии и раболепстве подданных, отрицании свободы и демократии.

В Российском монархическом государстве восточно-дес­потического типа

уважительного отношения к праву и зако­ну сложиться не могло, не было в нем и

условий для утвер­ждения демократической законности. И все же свежие ветры

перемен доходили и до России. На рубеже XI-XX столетий в общественном

сознании набирала силу идея установления в России конституционно-

демократического строй Падение монархии в 1917 г. было предопределено и тем

что она сопротивлялась его введению. Следовательно, государственное

строительство в России идет сегодня не на пустом месте. Потомки Петра I и

дети большевиков в очередной раз решают проблему реорганизации

государственности и общественного уклада страны, и, видимо, процесс этот

будет достаточно длительным и трудным. Непосредственным предшественником

современной российской государственности является Советский Союз.

Преобразования, начавшиеся в Российской Федерации более десяти лет назад

затронули все сферы жизни общества и государства. Экономическая, социальная,

политическая составляющая общественной жизни в течение очень короткого

периода времени были кардинально преобразованы, начиная с теоретических основ

и заканчивая практической реализацией. Особое внимание, как ученых

теоретиков, так и практических специалистов вызывал и вызывает вопрос

касающейся роли государства, его места и роли в жизни общества. Функции

государства и порядок их реализации остаются дискуссионной позиции, особенно

в части деятельности правоохранительных структур. Тенденция к снижению роли

государства в экономике, обеспечении безопасности, социальной и политической

сфере постепенно отходит на второй план. Учитывая специфику Российского

общества, а также исторический опыт, государство постепенно возвращает себе

утраченные позиции, оставляя в прошлом теории Адама Смита и Маршалла.

Однако, несмотря на наметившиеся тенденции, вопрос о функциях государства, до

сих пор остается на пике актуальности, что и обусловило выбор данной тематики

автором, но помимо общих постулатов в работе серьезное место будет отведено

роли правоохранительных органов – в том числе органов внутренних дел. Таким

образом, основной целью работы является анализ и характеристика функций

государства, а также их рассмотрение в контексте деятельности

правоохранительных органов. В рамках поставленной цели можно выделить

следующие задачи:

- рассмотрение основных функций государства, различные

теоретические подходы анализа и классификации;

- анализ функций Российского государства, их

исторического становления в условиях переходного периода, основных проблем их

осуществления;

- характеристика деятельности органов внутренних дел, их

роль и значение в реализации государственных функций

Структура работы построена согласно поставленной цели и выделенным задачам.

Во введении отражается актуальность выбранной тематики, структура работы, ее

основные цели и задачи. В главе 1 раскрывается понятие функций государства,

различные концепции, их виды и классификации. Вторая глава полностью

посвящается специфике осуществления государственных функций в условиях

Российских реалий современности, раскрываемые путем анализа отдельных

положений. Вопросы, связанные с ролью органов внутренних дел рассматриваются

в третьей главе.

Данная тематика получила достаточно широкое отражение, как в научной, так и

периодической литературе. Основным источником остаются нормативно-правовые акты

– Конституция РФ, процессуальные кодексы, положение о прохождении службы в ОВД,

закон об ОРД. Что касается научной литературы, то особое внимание следует

уделить работам: Бережнова А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М.,

1991.; Бутылина В.Н. Конституционные основы правового положения личности. М.,

1995.; Витрук Н.В. Статус личности в политической системе общества. - В

кн.: Политология: Курс лекций. М., 1993. С.150-171.; Воеводин Л.Д. Юридический

статус личности в России. М., 1997.; Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А.

Гражданин и власть. М., 1994.; Дюги Л. Общество, личность, государство. Спб.,

1904.; Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном

праве. М., 1995.; Ковалевский М.Н. Учение о личных правах. М., 1906.; Курицын

В.М. Права и свободы в СССР. История и современность. М., 1990.; Мордовец А.С.

Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов,

1996.; Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.; Общая

теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1996.; Политология: Курс

лекций. М., 1993.; Права человека в истории человечества и в современном мире.

М., 1989.; Права человека: Учебник для вузов. Под ред. Е.А.Лукашевой. М.,

1999.; Правовое государство, личность, законодательство. М., 1997.; Ростовщиков

И.В. Реализация прав личности и деятельность органов внутренних дел по их

обеспечению и защите. М., 1997.; Энтин М.Л. Международные гарантии прав

человека. М., 1992.

Однако раскрытие данной тематики было бы неполным без изучения периодических

изданий, таких как «Российская газета», «Экономика и жизнь», «Профиль»,

«Коммерсант», «Итоги» и т.д.

Прежде чем начать описывать особенности Российского государства, необходимо

дать теоретическую характеристику понятию функции государства, что и будет

сделано в 1 главе.

Глава 1. «Понятие и виды функций государства».

В философии под функциями понимается внешнее проявление свойств какого-либо

объекта в определенной системе отношений. В юридической литературе нет

единства мнений относительно категории "функции государства". Под ними

подразуме­ваются основные направления (стороны, виды) деятельности

государ­ства: его практическая деятельность, имеющая предметно-политический и

социальный характер; социальное направление деятельности внутри или вне

государства. Однако все единодушно признают, что в функциях государства

выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи. Функции не

могут реализоваться внутри самой государствен­ной организации: они

реализуются в воздействии на общественные от­ношения.

Возникнув как продукт общества, государство становится по отно­шению к нему

управляющей системой, деятельной силой, воздействую­щей на все важнейшие

процессы, происходящие в нем. Государство ни в коем случае не есть нечто

инертное, оно всегда действует, и действует очень энергично. Это активное,

деятельное начало является способом его существования. Оно задано самой

природой государства, его сущ­ностью. Государство есть организация власти

экономически господству­ющих политических сил. В этой связи представляет

интерес вопрос о степени его активности.

В условиях эксплуататорских обществ активность государства воз­растает вместе

с обострением социально-классовых конфликтов, оно стремится предотвратить

назревающие взрывы различными мерами, а затем усиливает их, вплоть до

военного подавления угнетенных классов.

С точки зрения влияния на экономические отношения государство играет двоякую

роль: содействует развитию господствующего экономи­ческого базиса или

тормозит развитие новых экономических отношений, вызревающих в недрах

отживающих. Если господствующие экономические отношения потеряли свое

объективно прогрессивное значение и стали препятствием для развития

производительных сил общества, то государство становится реакционной силой,

поскольку продолжает за­щищать старые производственные отношения в угоду

экономически из­живших себя, но еще политически господствующих сил. Так было

в позднейшую эпоху феодализма, в недрах которого развивалось

капита­листическое производство. Препятствуя развитию новых, более

прогрес­сивных отношений, государство усугубляет конфликты в общественном

производстве.

Каждая функция государства имеет предметно-политическую харак­теристику, ибо

ее содержание показывает, что является предметом их деятельности, какие

средства им используются для достижения той или иной цели.

В юридической литературе существуют раз­личные основания (критерии)

классификации функций государства: по сферам деятельности (объекты

воздействия); по продолжительности действия; по социальной значимости; по

пра­вовым формам осуществления.

По сферам государственной деятельности (объектам воздействия) общепринятым

считается деление функций на внутренние и внешние. Первые связаны с

реализацией задач государства внутри страны, а вто­рые - на

межгосударственном уровне, где оно выступает субъектом международно-правовых

отношений. Среди ученых нет единства мнений по поводу перечня функций

современного государства с учетом их де­ления на внутренние и внешние.

Так, В. В. Лазарев к внутренним функциям относит установление и охрану правового

порядка; охрану прав собственности, иных прав и свобод граждан; экономическую;

культурную; социальную; экологичес­кую, а к внешним - поддержание мира и

мирного сосуществования; обеспечение делового партнерства и сотрудничества;

защиту государст­венного суверенитета от внешних посягательств. 1

Н. Т. Шестаев к внутренним функциям, охватывающим сферу жизни государства,

касающимся каждого члена общества, относит: охрани­тельную; экономическую;

социальных услуг; обеспечения и защиты граждан; культурно-воспитательную;

природоохранную, а к внешним, направленным на обеспечение существования

государства в мировом сообществе, — защиту государства от вооруженных нападений

других государств; поддержание международных политических отношений

(дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей; борьбу с

международными преступлениями; участие в международной охране окружающей среды.

2

Определенный интерес вызывает классификация функций государ­ства, предложенная

Л. А. Морозовой, которая, ссылаясь на мнение Ю. А. Тихомирова о том, что

генеральной тенденцией в развитии со­временных функций государства являются

саморегулирование, начало самоорганизации и самодеятельности, делает вывод, что

российскому государству на данном этапе присущи следующие внутренние функции:

обеспечение народовластия; экономическая; социальная; налогообложе­ние;

экологическая; охрана прав и свобод граждан; обеспечение закон­ности и

правопорядка. К внешним функциям относятся: интеграция в мировую экономику;

внешнеэкономическое партнерство и государст­венная поддержка иностранных

инвестиций; оборона страны; поддержка мирового правопорядка; сотрудничество с

другими государствами в решении глобальных проблем современности

(экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.). 3

1 См.: Лазарев В. В. Теория государства и права. М., 1992. С. 90.

2 См.: Шестаев Н. Т. Функции и структура государства. М., 1992. С. 4—7.

3 См.: Морозова Л. А. Указ. соч. С. 103—108.

Не вдаваясь в подробное рассмотрение различных точек зрения, констатируем,

что в целом все авторы в той или иной степени отмечают, что объектом

воздействия функций государства являются крупные сфе­ры общественной жизни —

экономика, социальная структура, духовная жизнь общества, сложившийся

общественный порядок.

Анализ реальной действительности позволяет сделать вывод, что современному

Российскому государству присущи следующие внутренние функции обеспечение

народовластия, экономическая, социальная функция, налогообложение,

экологическая функция, функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения

законности и правопорядка.

К внешним функциям следует отнести функции интеграции в мировую экономику,

внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных

инвестиций, обороны страны, поддержки мирового правопорядка, сотрудничества с

другими государствами в решении глобальных проблем современности

(экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.)

По продолжительности действия функции государства подразделя­ются на постоянные

и временные. К первым относятся такие, которые присущи государству на

всех этапах его существования (достаточно сослаться на экономическую функцию),

вторые характеризуются непродолжительностью существования, что обусловлено

спецификой задач государства на отдельных этапах его функционирования.

(Например, функция подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских

клас­сов при смене государственного строя в ходе революции. В результате или

перевоспитания, или физического уничтожения бывших эксплуата­торов эта функция

полностью отмирает или сливается с другой — функ­цией охраны правопорядка и

существующего строя).

По социальной значимости функции государства традиционно под­разделяются на

основные и неосновные. Первые выполняются всеми его органами во

взаимодействии, их можно назвать общими, т.е. одинаково присущими каждому звену

Страницы: 1, 2