бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Функции государства бесплатно рефераты

осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а

так же осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум.

1

Обладая верховенством в системе государственной организации, представительные

органы сосредотачивают в своих руках государственное руководство обществом,

выполняют функцию публичной власти, защиты конституционного строя. Содержание

данной функции составляют:

1. реализация волеизъявления народа в форме законодательства

(правотворчества).

2. обеспечение государственного суверенитета, определение правового

положения конкретных территорий и управление ими.

3. официальное представительство общества, т.е. будучи носителем

политической власти, государство представляет собой юридическую личность,

субъект права. Вместе с тем осуществление функции обеспечения народовластия

предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом,

зависимость государства от общества, ответственность перед ним.

4. защита конституционного строя, которая реализуется как специальными

органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом, путем

осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного изменения

или устранения существующего конституционного строя.

2.2. Экономическая функция.

В ней наиболее полно проявляется современная роль государства в области

хозяйствования. В её основе лежит реальная рыночная реформа, призванная

модифицировать экономический механизм России. Эта функция государства сильно

изменилась в ходе исторического существования государства от полного

невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до

полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех

вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического

типа).

В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились

хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со

стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая

строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую

и валютно-денежную системы.

В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской

деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности,

добросовестной конкуренции экономика развивается на основе саморегулирования.

Вмешательство государства имеет определенные пределы. Оно сводится, как

правило, к следующему:

а) выработке экономической политики;

б) управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную

собственность. Их круг должен быть ограничен важнейшими отраслями, имеющими

общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в

космосе, транспортом, связью и т.д.

в) установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности,

стимулированию государственными средствами предпринимательства и свободного

труда, обеспечения равноправия всех форм собственности, правовой защите

собственника, принятию мер для пресечения монополизма и недобросовестной

конкуренции, охране прав потребителя и пр.

г) регулированию внешнеэкономических отношений государства

2.3. Социальная функция.

Содержание этой функции многозначно: государство призвано охранять труд и

здоровье людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда,

обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства и детства, пожилых

граждан и инвалидов, устанавливать государственные пенсии и пособия. Главное ее

назначение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности

для всех граждан в его достижении.1

Так в Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Каждому

гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,

инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях

предусмотренных законом.”2

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления

здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной,

муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность,

способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и

спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

[3]

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм

социального обеспечения и благотворительность.

[4]

Кроме этого в РФ принят ряд важнейших законов и других актов, направленных на

социальную защиту отдельных категорий граждан, например: Закон РФ "О

реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991, ФЗ РФ “О повышении

минимального размера пенсии и порядке индексации пенсий” от 27.05.1997 и др.

Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного

уровня граждан.

В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению

государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья

граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме

государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.)

образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений

культуры. Общество в целом, и государство заинтересованы в том, чтобы каждый

гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без

образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной

жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с

чем во многих государствах образование является обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу

творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства

без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия.

Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской

Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.

Основы государственной политики в области образования закреплены, в частности

в Законе РФ “Об образовании” от 10. 07. 1992 , в сфере защиты интересов

граждан в охране здоровья - в Законе “О медицинском страховании граждан в

Российской Федерации” от 28.06.1991, в области культуры - в Основах

законодательства Российской федерации о культуре от 9. 10. 1992 и др.

2.4. Экологическая функция.

Функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

Основное содержание экологической функции составляют государственное

управление и координация деятельности в области охраны окружающей среды,

регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности,

оздоровления и улучшения качества окружающей среды

Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного мира.

Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные

природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя

неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело

всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и

возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально

обеспечить защиту окружающей среды.

Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются

промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число

наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших

общегосударственных задач.

Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: “Земля и другие

природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа

жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории.”

1

Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся в

основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а

также в земельных и водных кодексах.

Кроме этого, в России действует Закон “Об охране окружающей среды” от

19.12.1991 г, которым определены обязательства государства перед своими

гражданами по обеспечению нормальной среды обитания.

2.5. Функция налогообложения и взимания налогов.

Эта функция тесно связана с экономической, но вместе с тем она выделилась в

одну из самостоятельных основных функций. Её содержание составляют

формирование и пополнение казны, за счет всех видов налогов. Базовым является

закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27.12. 1992

г., где регламентируются права, обязанности и ответственность

налогоплательщиков и налоговых органов, порядок установления и отмены налогов

и других платежей, объекты налогообложения, льготы по налогообложению, виды

налогов и контроль за взиманием налогов на территории Российской Федерации.

Созданная централизованная независимая Государственная налоговая служба,

подчиненная Президенту и Правительству РФ, которая контролирует правильность

исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты.

2.6. Функция охраны прав и свобод граждан.

Переход России от тоталитаризма к демократическому правовому государству

возвел в ряд приоритетных функцию защиты прав и свобод граждан, обеспечения

законности и правопорядка.

Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении

государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и

интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства

от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в

обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных

противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп,

слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали

возникновение государства.

Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства

граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на

охрану частной собственности.

Под общественным порядком понимается система общественных отношений,

регулируемых нормами правового и неправового характера (нормами морали,

нравственности, обычаями, традициями и т.п.)

Общественный порядок в более узком, специальном смысле представляет собой

систему общественных отношений, которые складываются главным образом в

общественных местах и по своему обеспечивают свободу и неприкосновенность

личности, общественное спокойствие, нормальные условия для труда и отдыха

граждан, функционирования и деятельности органов, предприятий, учреждений,

организаций.

Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской Федерации.

1 А также другими нормативно-правовыми актами.

Глава III. Основные внешние функции.

3.1. Функция интеграции в мировую экономику.

Рассматривая внешние функции государства, следует отметить, что интеграция

России в мировое сообщество существенно изменила ее внешнюю политику и

побудила к признанию ряда гуманистических и общедемократических норм и

принципов в межгосударственных отношениях. И если ранее позиция нашего

государства исходила из того, что соблюдение прав человека - сугубо

внутреннее его дело и не подпадает под действие международного права, то на

современном этапе Россия сотрудничает с другими странами по вопросам защиты

прав человека, а так же в решении глобальных проблем мирового значения. При

этом провозглашается, что общепризнанные нормы международного права

составляют часть российского права; установлен приоритет международного

договора перед внутригосударственным законом.

Осуществление функции интеграции в мировую экономику стало возможным с

ослаблением напряженности между государствами и переходом России к рыночным

отношениям. Эта функция основывается на признании экономической

взаимозависимости государств в современном мире.

Проблема экономической интеграции играет важную роль в сохранении мирового

порядка и установлению стабильных отношений между государствами. Поэтому

стремление России к интеграции в мировую экономику привело к созданию в нашей

стране нового механизма внешнеэкономической деятельности. Однако отсутствие в

нашей стране сложившейся рыночной экономики в универсальном понимании (рынок

капитала, рынок рабочей силы и рынок товаров) затрудняет интеграцию России в

мировую экономику. Потребуется определенное время и большие усилия, главным

образом экономического характера, чтобы снять барьеры на пути к интеграции.

Одним из таких барьеров стал сложившийся в нашей стране экономический кризис,

связанный со скачкообразным ростом курса иностранных валют по отношению к

рублю. Данный процесс вызвал недоверие со стороны западных партнеров и

инвесторов российских компаний, счета которых были “заморожены”. Кроме этого,

сказал свое слово мараторий Центрального Банка России на выплату внешних

обязательств. Данное обстоятельство существенно подорвало и без того слабое

доверие в российскую финансовую систему. В настоящее время правительство

пытается исправить сложившуюся ситуацию, но уже ясно, что кризис нанес

невосполнимый ущерб престижу России в крупных финансовых кругах мира. И

именно этот факт существенно осложнит выполнение указанной функции

государством.

3.2. Функция сотрудничества и укрепления связей.

Это новая и основная функция. Она возникла с образованием Содружества

Независимых Государств.

Несовместимость экономических систем различных типов общества, а так же

ограничения торговли с нашей страной, устанавливаемые в прошлом западным

миром по политическим соображениям, не позволяли наладить отношения

партнерства. Переход к партнерству во внешнеэкономических отношениях

поставил перед Россией новые проблемы государственно-правового характера.

Наиболее важные из них: защита права собственности и иностранных инвестиций в

России. В области защиты права собственности изданы такие важные законы как

Закон “О собственности”, патентный закон, Закон “О предприятиях и

предпринимательской деятельности” и др.

С 1 сентября 1991 года вступил в силу Закон “Об иностранных инвестициях в

РСФСР” от 4 июля 1991г., который имеет целью привлечение и эффективное

использование в экономике России и в других сферах общественной жизни

иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники

и технологий, а так же управленческого опыта.

В настоящее время широкое распространение получили совместные предприятий с

иностранными капиталовложениями, которые стали основной формой привлечения в

страну иностранных инвестиций.

Следует заметить, что создание данных совместных предприятий, охватывает, к

сожалению, не все отрасли сферы производства товаров и услуг. В основном,

данные предприятия создаются для извлечения максимально большей прибыли за

минимальный срок. Иностранные инвестиции не охватывают такие отрасли, как,

например, тяжелая промышленность и др.

3.3. Функция обороны страны.

Несмотря на улучшение международной обстановки, у России еще немало

внешнеполитических проблем. Данная функция является важнейшим направлением

деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда,

суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом

играют Вооруженные Силы Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации “Защита Отечества является долгом и

обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации

несет военную службу в соответствии с федеральным законом.”

1

Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от

происхождения, социального и имущественного положения, места жительства,

обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил

Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане

мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.

Согласно статье 87 конституции Российской Федерации “Президент Российской

Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными силами Российской

Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной

угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской

Федерации или в ее отдельных местностях военное положение...”

2

За воинское преступление - преступления против установленного порядка несения

воинской службы, военнослужащие, а также военнообязанные во время прохождения

ими учебных или поверочных сборов, несут ответственность (уголовную).

Практическое исполнение функции обороны так же возложено на особые

государственные вооруженные организации. Особые вооруженные организации

наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач

выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает

особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения.

В России принят специальный Закон “Об обороне” от 24.09. 1992, в котором

определены основы организации обороны страны и подчеркивается, что оборона

является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства.

3.4. Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка.

Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохранению

мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия. Процесс

оздоровления международной обстановки, укрепление доверия между государствами

сделали возможным достичь реального разоружения и договоренности об

ограничении ядерных испытаний и др. Обеспечению мирового правопорядка

способствует сотрудничество нашего государства с другими государствами в

таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в частности с

контрабандой, наркобизнесом, терроризмом.

Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой.

Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с

международной преступностью.

Конкретными действиями государств в этой области является создание

международных организаций по борьбе с преступлениями.

Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою

деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит

совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более

эффективно бороться с международной преступностью.

Функция поддержки мирового порядка охватывает и такую сферу, как участие

мирового сообщества в урегулировании межнациональных конфликтов. Это

обусловлено тем, что такого рода конфликты сопровождаются нарушением прав

человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует

международного вмешательства. События в Югославии и Боснии, в Израиле и

Палистине – яркие примеры участия мирового сообщества в качестве посредников

в урегулировании межэтнических конфликтов.

3.5. Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных

проблем.

В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях

ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции

хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в

программе совершенствования сотрудничества.

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На

этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена

на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН,

НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими государствами

различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти

отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.

Глава IV. Правовые формы осуществления функций.

Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как

одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в

жизнь свои функции, свои экономические, политические, идеологические задачи.

В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует

их исполнение, в третьих - обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого

и различают три основные формы осуществления функций:

1. Правотворческая – это форма осуществления функций государства

путем издания нормативных актов, издания, изменения или отмены юридических

норм.

2. Правоприменительная – деятельность государства по выполнению

законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В

ней выделяются оперативно-исполнительная и охранительная деятельность.

3. Правоохранительная - государственная деятельность,

выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением

норм, а также в применение принудительных мер к их нарушителям. В процессе

осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением

юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.

Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить,

охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и

соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента

возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не

измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более

сложные.

В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные

трудности, которые необходимо будет решать.

Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство

является не только аппаратом подавления, представителем интересов

господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.

Заключение

Таким образом, на основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод:

Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе

становления и развития государства. В разные исторические периоды

приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а

следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести

переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства

приоритетное место занимает экономическая функция, в других - в область

политики, отсюда - повышенное внимание к реализации функции государственной

власти и т.д. Исчезают одни функции, возникают другие. Поэтому, классификация

функций, которая приведена в данной курсовой работе не является конечной для

Российского государства.

Конечно, такая тема как “функции государства” будет актуальной и через

несколько десятков и даже сотен лет, пока существует такой институт как

государство. По данной теме существует множество вопросов, часть из которых я

попытался раскрыть в данной работе. Это такие как: более подробная проработка

каждой из приведенных в классификации функций, анализ различных теорий

классификации функций государства, обработка и анализ материалов последних

лет относительно данной темы и многие другие. Я думаю, что данная тема еще

не “исчерпала” себя, и еще будет подвергнута всестороннему анализу в

различных рефератах и научных работах.

БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативные акты

1. Конституция РФ.- М.: Известия, 1996.

2. Кодекс об административных правонарушениях.- М.: Теис, 1996.

3. ФЗ РФ “О повышении минимального размера пенсии и порядке

индексации пенсий” от 27.05.1997

4. ФЗ РФ “Об образовании” № 3266-1 от 10.07.1992 //СЗ РФ.- 1996-

№ 3.- ст.150.

5. ФЗ “Об обороне”№ 3531-1 от 24.09. 1992 //Ведомости СНД РФ и ВС

РФ.- 1992.- № 42.- ст.2331.

6. ФЗ РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" № 1761-1 от

18.10.1991 // Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1991.- № 44.- ст.1428.

7. ФЗ “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” №

1499-1 от 28.06.1991 //Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1991.- №27.-ст.920.

8. Основы законодательства Российской федерации о культуре № 3612-

1 от 09.10.1992 // Ведомости СНД и ВС РФ.- 1992.- № 46.- ст.2615.

9. ФЗ “Об охране окружающей среды” № 2060 –1 от 19.12.1991 //

Ведомости СНД и ВС РФ.- 1992.-№10.- ст.457.

10. ФЗ “Об иностранных инвестициях в РСФСР” № 1545-1 от 04.07.1991

// Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1991.- №29.-ст.1008.

Научная литература

  1. Алексеев С.С. Государство и право.- М.,

    1996.

  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права, М.: Новый юрист,

    1998.

  3. Жегуров Р.Т. Теория государства и права: Учебное пособие.-

    М., 1995.

  4. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права:

    Учебник.- М: ИНФРА-М – НОРМА, 1996.

  5. Клименко С.В., Чичерин А.Л.

    Основы государства и права, М.: Теис, 1996.

  6. Курс теории права и

    государства /Под ред. И.П. Марова.- Тюмень, 1994.

  7. Морозова Л.А.

    Функции российского государства на современном этапе //Г и П.- 1993.- №

    6.- с. 98-108.

  8. Основы государства и права: Учебное пособие /Под

    ред. О.Е. Кутафина.- М., 1994.

  9. Основы государства и права: Учебное

    пособие /Под ред. В.А. Ржевского и В.Т. Гайкова.- Ростов-на-Дону:

    Феникс, 1996.

  10. Общая теория государства и права: Учебник /Под

    ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2000.

  11. Общая теория права /Под ред.

    Пиголкина А. С.- М., 1996.

  12. Политология для юристов: Курс лекций

    /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.- М.: Юристъ, 1999.

  13. Степанова Т.А. Право и его роль в жизни общества //Основы государства и

    права.- 2001.- № 3.- с.21-29.

  14. Теория государства и права /Под ред.

    Н.И. Матузова и А.В. Малько.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2000.

  15. Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. М.Н. Марченко.- М.:

    Зерцало, 1997.

  16. Теория государства и права /Под ред. В.М.

    Корельского и В.Д. Перевалова.- М.: ИНФРА-М – НОРМА, 1998.

  17. Теория

    государства и права /Под ред. А.Б. Венгерова. - Ч.1.- М.,1989.

  18. Хропанюк В.Н. Теория государства и права /Под ред. Стрекозова В.Г.- М.,

    1995.

Приложение 2

Курсовая: Функции государства

Сотрудничество и укрепление связей

Оборона страны

Обеспечение мира и поддержка мирового порядка

Сотрудничество с другими государствами и решение глобальных проблем

Интеграция в мировую экономику

Охраны прав и свобод граждан

Налогообложение и взимание налогов

Обеспечение народовластия

Экологическая

Социальная

Экономическая

Внешние

Приложение 1

Курсовая: Функции государства

[1] ТГП: Курс лекций /Под ред. М.. Марченко.- М.: Зерцало, 1997.- с.80.

[2] Основы государства и права /Под

ред. В.А. Ржевского.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-с.62.

1 ТГП: Курс лекций /Под ред. Н.И.

Матузова, А.В. Малько.- М.: Юристъ, 2000.- с.60.

2 Основы государства и права /Под

ред. В.А. Ржевского.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-с.67.

1 Венгеров А.Б. ТГП.- М.: Новый юрист, 1998 , стр. 167

1 Конституции РФ 1993г., гл. 1, ст.10.

1 Морозова Л.А. Функции российского

государства на современном этапе //Г и П.- 1993.- №6.- с. 103.

1 Морозова Л.А. Функции российского

государства на современном этапе //ГиП.- 1993.- №6.- с. 104

2 Конституции РФ 1993 г., гл.2,ст. 39, п.1

[3] Конституции РФ 1993 г., гл.2,ст. 41, п.2

[4] Конституции РФ 1993 г., гл.2,ст. 39, п.3

1 Конституция РФ 1993 г., гл. 1, ст.9, п.1

1 Конституция РФ 1993 г., гл.2, ст.17, п.1

1 Конституции РФ1993 г., гл.2, ст. 59, п. 1 и 2

2 Конституции РФ 1993 г., гл.4, ст.87, п.1

Страницы: 1, 2