бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Функции государства бесплатно рефераты

Курсовая: Функции государства

Министерство образования Российской Федерации

Костромской государственный технологический университет

Кафедра теории и истории государства и права

Фадеев

Алексей Юрьевич

Студент гр. 01-Юк-47

Функции государства

Курсовая работа

Научный руководитель

Гресько Пётр Дмитриевич

Кострома

2002

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....2

Глава I. Понятие и классификация функций государства

1.1.Понятие “функции государства” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....3

1.2.Классификация функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....4

1.3.Функции Российского государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....6

Глава II. Основные внутренние функции:

2.1.Обеспечение народовластия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....8

2.2.Экономическая функция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....10

2.3.Социальная функция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....11

2.4.Экологическая функция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....12

2.5.Функция налогообложения и взимания налогов . . . . . . . . . . . . . .....13

2.6.Функция охраны прав и свобод граждан . . . . . . . . . . . . . . . . .....13

Глава III. Основные внешние функции:

3.1.Функция интеграции в мировую экономику . . . . . . . . . . . . . . . .....14

3.2.Функция сотрудничества и укрепления связей . . . . . . . . . . . . . .....15

3.3.Функция обороны страны. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....16

3.4.Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка . . . . . . . . . 18

3.5.Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных

проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . 18

Глава IV. Правовые формы осуществления функций. . . . . . . . . . . . . . ....19

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....20

Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....22

Приложение № 1

Приложение № 2

Введение

Познание функций государства рассматривается в научной литературе с разных

позиций, но стержень и определение понятия функций государства остается

главным и определяющим условием в государстве, которое выявляет его

социальный смысл, несет в себе отличие от других социальных явлений и

главенствует в выражении его сущности.

Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое

значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы,

внутреннего строения и содержания, но рассмотреть его с разносторонней

деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с

точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им

на том или ином этапе его развития приоритетов, уровень его организованности и

эффективности[1].

Значение вопроса о функциях государства обусловлено тем, что функции определяют

его структуру, т.е. способы, закономерности организации элементов государства

как сложной социальной системы. Ибо структура любой системы (биологической,

технической или социальной) определяется её функциями. Безотносительно к

функциям вообще невозможно сказать что-либо об эффективности и целесообразности

структуры какого-либо объекта.[2]

Функции государства следует отличать от функций органов государства. Функции

органов государства определяются самим государством и закрепляются

специальным актом о правовом статусе данного органа. А функции государства

определяются не волей законодателя, а его природой, обусловлены самой жизнью

общества.

Функции государства не застывший набор направлений его деятельности. С

развитием государства и общества, усложнением самой жизни, могут появляться

новые, ранее неизвестные функции государства, например, природоохранительная

функция, освоение космоса и т.д.

Специфика функций государства состоит в том, что оно в качестве орудия

политической власти придает им общеобязательный характер. В силу этого

функции государства характеризуются относительным постоянством. Причем в

рамках одной и той же функции могут решаться разные социально-политические

задачи.

Каждая функция государства должна рассматриваться как элемент единой системы

функций, вне такой системы понятие функции не имеет реального смысла.

Преобразования и реформы последних лет не обошли стороной и такой предмет,

как теория государства и права. Слишком очевиден разрыв между традиционно

сложившимся содержанием монографий, учебников и учебных пособий и теми

государственными и правовыми реальностями, которые характеризовали состояние

и развитие человеческого общества вообще, российского общества в частности.

К настоящему времени существенно обогатилось научное знание о важных сторонах

функционирования и развития государства и права. Новые процессы в

государственно-правовой жизни общества потребовали пересмотра многих

привычных представлений.

Я считаю очень важным и актуальным изучить этот вопрос, потому что, если до

конца не разобраться в том, «что и как государство делает», нашей стране

невозможно будет найти пути выхода из сложившегося кризиса. Без глубокого

понимания функций государства невозможно правильное и квалифицированное

управление им. В истории развития человечества имело место множество

случаев, когда государством управляли без достаточных о нем знаний, на

основе проб и ошибок. Отрицание и нарушение объективных законов развития

общества и государства приводили нередко к плачевным результатам. Поэтому

среди предложенных тем к написанию курсовой работы я выбрал именно эту, т.к.

хочу сам изучить и сделать для себя некоторые выводы, касающиеся функций

государства.

Кроме этого, мне кажется, что подробное изучение данной темы поможет глубже

развить представления о государстве как о социальном институте, о том, как

этот институт живет, действует, изменяется, каковы основные тенденции его

развития, как он выполняет свое социальное назначение.

Глава I. Понятие и классификация функций государства.

1.1. Понятие “функции государства”.

Функции государства - это основные направления деятельности

государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и

общечеловеческая сущность и социальное назначение

1.

Функции государства – это виды социальной деятельности, присущие ему как органу

политической власти по управлению обществом, в которых находит свое выражение

его сущность и социальное значение.2

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, и

структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в

первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно

осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть

объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально

обусловленной деятельности.

Функция, как и многие иные обществоведческие понятия, не является собственно

юридическим и политическим понятием. Оно было заимствовано из совсем иных

наук. Например, в физике, математике понятие функции выражает зависимость

одной переменной величины от другой, то есть непосредственно ту зависимость,

когда при изменении одной величины другая величина также изменяется

определенным образом.

Это есть свойство юридического языка, - заимствовать чужие понятия и

наполнять их своим специальным, особенным смыслом, причем таким, который

понятен порой лишь специалистам в этой области и, который подчас почти

полностью утрачивает связь с первоначальным смыслом.

Вот и с понятием "функция", когда оно включается в юридический понятийный

аппарат, происходит этот процесс. Функция в теории государства и права

означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового

института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле

говорится о функции государства, правительства, министерства, других

государственных органов.

Следовательно, функция государства – это рассматриваемые в комплексе предмет и

содержание деятельности государства, и обеспечивающие ее средства и способы.

1 Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и

изменяются по мере его изменения, по мере перехода к сущности другого порядка.

1.2. Классификация функций.

В познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и

права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и

сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов

попросту невозможно.

Эффективно используется метод классификаций и при изучении непосредственно

функций самого государства.

Классификационные критерии, то есть признаки (их сумма), позволяющие отнести

те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер.

Выделяют, например:

  • объекты и сферы государственной деятельности;
  • территориальный

    масштаб;

  • способ государственного воздействия на общественные

    отношения;

  • взаимоотношения государств;
  • содержание

    функций.

Действительно, в научных и практических целях функции государства могут быть

классифицированы по самым различным критериям.

По времени действия функции делятся на:

  • постоянные (осуществляемые государством на всех этапах его

    существования);

  • временные (появление которых вызвано

    специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их

    исчезновения).

По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика)

функции государства делятся на:

· внутренние (представляющие его деятельность внутри страны,

определяющие его роль в жизни данного общества);

· внешние (деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль

государства во взаимоотношениях с другими государствами).

Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку

внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во

многом зависит от внутренних условий существования данного государства.

По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на:

- экономические;

- политические;

- социальные;

- осуществляемые в духовной сфере.

Высказывается также мнение, что функции государства следует делить на

основные и не основные. Тут нужно заметить, что, конечно, такое деление

весьма и весьма условно, так как критерий такого образного разграничения

достаточно четко не определен. Можно сказать, что каждая функция государства,

как правило, является объективно необходимой для данного государства. Все

виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, разумеется,

возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых

следует сосредоточить внимание в первую очередь. И вот эти направления

становятся тогда для государства основными.

К числу критериев также можно отнести принцип разделения властей и

попробовать классифицировать функции государства на основе этого принципа.

Здесь соответственно функции подразделяются на:

  • законодательные (правотворческие);
  • управленческие;
  • правоохранительные (в том числе судебные);

  • информационные.

Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс

реализации государственной власти. Эту классификацию можно с полным

основанием назвать чисто формальной, привязанной к совокупности ветвей

государственной власти - законодательной (представительной), исполнительной,

судебной, но тем не менее весьма часто используемой в научных и практических

целях. Здесь следует обратить особое внимание на информационную функцию,

которая характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой

информации. Она - эта функция - имеет свое собственное содержание, способы и

структуру, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в особых

способах ее воздействия на общество - целенаправленная информированность

населения, а подчас и манипулирование общественным сознанием (примером тому

могут служить выборы: победа кандидата, "держащего" в своих руках средства

массовой информации, практически предрешена), другие способы передачи

информации создают необходимые условия для существования и функционирования

других ветвей власти, всего государства.

Классификация функций государства, опирающаяся на разделение властей, далеко

не у всех ученых - юристов вызывает признание. Дело состоит в том, что это,

как считают многие ученые, собственно, даже и не функции государства, а

функции осуществления государственной власти или ветвей власти:

правотворчество, управление, судебная деятельность и так далее. Происходит,

по их глубокому мнению, смешение функций государства и государственной

власти.

1.3. Функции Российского государства.

В соответствие с классификацией функции, основывающейся на принципе

разделения властей, функции государства подразделяются на законодательные

(правотворческие), управленческие и судебные. Особенность данной классификации

состоит в том, что она отражает механизм реализации государственной власти.

Каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а

совокупностью органов, принадлежащих к определенной ветви власти -

законодательной (представительной), исполнительной и судебной.

В Конституции РФ разделение властей закреплено в качестве одного из

основополагающих принципов конституционного строя страны.

1 Таким образом, указанная классификация функций государства получает

конституционное обоснование. Таким образом, указанная классификация функций

государства получает конституционное обоснование.

Анализ реальной действительности позволяет сделать вывод, что современному

Российскому государству присущи следующие внутренние функции

обеспечение народовластия, экономическая, социальная функция, налогообложение,

экологическая функция, функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения

законности и правопорядка.

К внешним функциям следует отнести функции интеграции в

мировую экономику, внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки

иностранных инвестиций, обороны страны, поддержки мирового правопорядка,

сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем

современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.)

Рассматривая все эти вопросы, необходимо обязательно учитывать следующее

обстоятельство:

Деление функций государства на внутренние и внешние во многом является

условным. Ведь деятельность государства внутри страны - в сферах экономики,

политики, культуры и других - зависит, а не редко и в значительной степени,

от внешних условий, от внешнеэкономических и культурных связей. Особенно ярко

это проявляется в современных условиях, когда возникают такие образования,

как Европейский Союз, Содружество Независимых Государств и так далее. Здесь,

например, вообще различать внешние и внутренние функции государства просто

невозможно.

Глава II. Основные внутренние функции.

2.1. Обеспечение народовластия.

Теория государства и права до самого последнего времени пытается обойтись без

понятия функций государства в политической сфере. Безусловно, все функции

государства носят политический характер, однако в политической области

действует целая система политических институтов, учреждений государственных

органов, через которые осуществляется функции народовластия. Это прежде всего

представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа

Страницы: 1, 2