бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Формы политико-территориального устройства государств бесплатно рефераты

автономии характеризуется тем, что носитель ее имеет внешние признаки

государства - парламент, правительство, иногда конституцию, гражданство и

т.п., причем в общегосударственной конституции обычно определяется сфера

законодательной компетенции автономного парламента. Местная форма

автономии таких признаков не имеет, а круг автономных прав

территориальных единиц определяется, как правило, обычным законом.

Конституции и законы в большинстве случаев предусматривают, что

автономные единицы вырабатывают (иногда также сами принимают)

основополагающие нормативные акты, определяющие их внутреннее устройство

(конституции, уставы, положения, хартии самоуправления и т.п.).

Территориальным единицам со значительной долей инонационального

населения или населения, отличающегося иными особенностями своего быта,

обусловленными, островным положением территории, предоставляется подчас

особый автономный статус, характеризуемый в соответствующих случаях как

национально-территориальная автономия. Такой автономией пользуются

населенные шведами Аландские острова в Финляндии, островные и

приграничные области Италии, населенные неханскими народами автономные

области Китая, населенный эскимосами остров Гренландия в Дании,

Занзибар в Танзании и др.

В частности, Аландским островам, представляющим собой одну из губерний

Финляндии, гарантирована их территориальная целостность, они имеют свой

парламент и свое правительство с гарантированной компетенцией, свое

гражданство (граждане Аландов имеют автоматически финское гражданство, но

не на оборот: прочие финские граждане, даже поселившись на Аландах,

гражданства аландского автоматически не приобретают). Впрочем, Президент

Финляндии имеет право вето в отношении аландских законов. Закон об

автономии Аландов принимается финским парламентом 2/3 голосов и одобряется

таким же большинством в аландском парламенте.

Примечательно, что автономная Гренландия в 1985 году вышла из европейского

экономического сообщества, в котором Дания продолжала сохранять свое

членство.

Во многом сходна с финской и датской система территориального устройства

Объединенной Республики Танзании, которая в литературе обычно

характеризуется как федерация. В действительности оснований для такой

характеристики нет, несмотря на договорное происхождение этого

объединенного государства. Материковая часть страны - Танганьика -

не имеет своих особых органов власти, которые бы действовали наряду с

общегосударственными. В сущности, Танзания - унитарное государство

с автономией Занзибара.

Весьма своеобразна автономия Шотландии в составе Великобритании.

Шотландия не имеет собственных законодательных и исполнительных

органов, однако, в соответствии с Актом об унии 1707 года за ней

признается право иметь собственную правовую и судебную систему,

свою (пресвитерианскую) церковь, специальное представительство в

Палате лордов (в Палате общин Шотландия представлена на общих основаниях).

Правда, надо при всем этом иметь в виду, что в условиях

авторитарных и тем более тоталитарных режимов автономия, даже если

провозглашена конституционно, представляет собой фикцию, выхолощенную

юридическую форму. Впрочем, даже и в странах с либеральными и

демократическими режимами автономия подчас сводится на нет или, во всяком

случае, существенно ограничивается посредством финансового рычага: своих

финансовых средств у самоуправляющихся территориальных единиц часто

не хватает, а центр дает средства под определенными условиями.

2. Формы политико-территориального устройства.

Существуют две основные формы политико-территориального устройства:

унитарная и федеративная.

Главное различие между обеими формами заключается в том, что при

унитарной форме территория государства состоит из политико-

административных или административных единиц, тогда как при

федеративной форме высшие территориальные единицы представляют

собой государствоподобные образования или даже государства -

субъекты федерации. Слово «штат», входящее в официальное название

ряда федеративных государств и обозначающее субъект федерации

(США, Мексики, Бразилии и др.) означает, не что иное, как

«государство». Соответственно для федеративной формы характерно

конституционно установленное разграничение компетенции между

федерацией в целом и ее субъектами, существование и границы которых

обычно гарантированы конституцией, тогда как в унитарном государстве

компетенция территориальных единиц, как и нередко само их

существование и границы, устанавливаются текущими актами центральной

власти. Можно сказать, что субъекты федерации всегда обладают

государственной автономией.

Этот критерий помогает и в случаях, когда различие между унитаризмом и

федерализмом в конкретном государстве весьма невелико, как, например, в

федеративных Венесуэле или Канаде, где штаты, не имеют конституций, а

также в унитарных Испании или Италии, где высшие территориальные

единицы также обладают государственной автономией. Унитаризм

территориального устройства обеих последних стран подтверждается еще и

тем, что уставы (статуты) соответственно автономных сообществ Испании

и областей Италии утверждаются актами центрального парламента, тогда

как в федерациях их субъекты сами принимают свои конституции или

равнозначные им акты.

Существует различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно

заключается в том, что федерация - это форма территориального

устройства государства, а конфедерация - форма межгосударственного

союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это

различие практически тоже не всегда просто. Например, официальное

французское и итальянское название швейцарского государства -

Швейцарская Конфедерация, но это название, пришедшее из истории, не

отражает действительности, а именно того факта, что Швейцария по

содержанию ее Конституции представляет собой федеративное государство.

Конфедерация, как и федерация, может иметь общие органы типа

парламента, правительства, верховного суда, однако юридическая специфика

заключается в том, что в отличие от актов федеральных органов власти

акты органов конфедерации, во всяком случае, акты законодательной и

исполнительной власти, не действуют непосредственно на территориях

государств - субъектов конфедерации, а нуждаются в подтверждении

(ратификации) их соответствующими органами, которые могут их и

нуллифицировать, то есть отклонить. Впрочем, опыт западноевропейской

интеграции показывает условность данного критерия.

Европейский союз несет в себе черты не только конфедеративные, но даже

уже и федеративные, поскольку некоторые акты органов Союза имеют прямое

действие на территориях государств-членов.

Территориальное устройство может быть как симметричным, так и

асимметричным. При симметричном территориальном устройстве государства

политико-территориальные единицы, его непосредственно составляющие, имеют

равный статус. Например, Германия состоит из 16 земель с одинаковым

конституционно-правовым статусом, то есть имеет симметричное

федеративное территориальное устройство. В состав же США наряду с 50

штатами входят федеральный округ Колумбия, свободно присоединившееся

государство Пуэрто-Рико, некоторые другие островные территории, не

имеющие статуса штата, из чего можно сделать вывод об асимметричном

территориальном устройстве этой страны. Что касается унитарных государств,

то чисто симметричное устройство встречается нечасто: столицы обычно имеют

несколько или существенно иной статус по сравнению с остальными

территориальными единицами высшего уровня.

Асимметрия территориального устройства государства нередко обусловлена

тем, что в нем имеются компактно проживающие инонациональные группы,

которым предоставлена национально- территориальная автономия.

Некоторые конституции содержат перечень существующих политико-

территориальных единиц высшего уровня - субъектов федерации

(например, часть вторая преамбулы Основного закона для Федеративной

Республики Германии 1949 г., ст. 43 Политической конституции

Мексиканских Соединенных Штатов 1917 г.) или высших политико-

административных единиц (в части второй ~ 58 Конституции Норвежского

Королевства 1814 г. области перечислены. в связи с указанием их

представительства в Стортинге; в части второй ст. 1 Бельгийской конституции

1831 г. перечень провинций сохраняется, несмотря на последующую

федерализацию и деление на три области - субъекта федерации). В

большинстве же конституций в лучшем случае указаны виды территориальных

единиц. Например, согласно части пер вой ст. 286 Политической

конституции Колумбии 1991 года, «территориальными единицами являются

департаменты, округа, муниципии и аборигенные территории», а ст. 285

предусматривает возможность установления законом единиц вне общего

территориального деления, на которые возлагается осуществление

государственных функций и служб.

Крайне редко можно в конституциях встретить норму, определяющую

минимальное число жителей, необходимое для образования территориальной

единицы. Так, часть вторая ст. 5 Конституции Исламской Федеративной

Республики Коморских островов 1978 года в редакции 1982 года

устанавливает, что община может быть образована при наличии не менее

100 жителей (в первоначальной редакции этот минимум составлял пять

жителей).

Следует также иметь в виду, что названия территориальных единиц редко

свидетельствуют о правовом их статусе. Например, в Швейцарии кантон -

это субъект федерации, в Люксембурге - основная политико-

административная единица, а во Франции - судебный округ и

избирательный округ по выборам генерального совета департамента. В

Германии община - это низовая единица в сельской местности, а в

Болгарии и Польше - также и в городской. Провинции в Италии и Испании

- единицы среднего уровня, в Китае - высшего, а в Канаде, Пакистане,

Аргентине - и вовсе субъекты федерации. Имеющие у нас хождение

переводы таких названий часто не основываются на едином принципе:

применительно к Италии мы говорим об областях, а применительно к Франции

- о регионах, хотя очевидно, что это - одно и то же. Точно так же

применительно к Великобритании мы говорим об общине, а к Франции - о

регионах. Несомненно, однако, что община (коммуна) - всегда

самоуправляющаяся единица, равно как и город (за исключением не которых

столичных городов), тогда как другие единицы могут и не иметь

самоуправления (например, болгарские области, германские правительственные

и административные округа).

А) Унитаризм.

Унитарное государство – это единое государство, состоящее не из

государственных образований (штатов и т.д.),хотя в его составе могут быть и

отдельные автономные государственные образования, а из

административно-территориальных единиц – областей, провинций, губерний, которые

затем делятся на районы, уезды, а последние – на общины, коммуны. В отдельные

административно-территориальные единицы обычно выделяются крупные и средние

города, некоторые из них еще от прежних времен имеют свои хартии

самоуправления. Такие города могут иметь статус общин с более широкими

полномочиями, а могут быть городами центрального подчинения.

Унитарные государства состоят из политико-административных и/или

административных территориальных единиц, статус которых регулируется

главным образом актами текущего законодательства центральной власти. В

унитарных государствах действует, как правило, единая система

законодательства, единая система государственной администрации, единая

судебная система. Если же какой-то части страны предоставлена

национально-территориальная автономия, то здесь могут быть особенности:

например, общегосударственные законы, затрагивающие сферу

законодательной автономии такой государствоподобной единицы, на ее

территории не действуют, по крайней мере без ее согласия. В подавляющем

большинстве современных унитарных государств основное

территориальное деление является политико-административным. Наряду с

ним во многих странах имеются административно-территориальные

единицы как общего типа (например, округа в Германии, области в

Болгарии), где действуют органы общей администрации, так и

специального, где действуют специализированные государственные органы

(судебные округа, военные округа и т.п.).

Число ступеней политико-административного деления зависит от

численности населения и размеров территории страны, однако, зависимость

эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней

большее, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три

уровня территориального деления, то Франция - четыре.

Современные тенденции в развитии политико-административного деления

заключаются в укрупнении низовых единиц и регионализации - создании

крупных регионов как путем укрупнения высших единиц, так и путем

учреждения нового высшего их уровня, что было сделано, например, во

Франции, Испании, Италии. Малые единицы, унаследованные от истории, не

в состоянии должным образом удовлетворять местные социальные

потребности, а современные средства транспорта и связи облегчают

возможность быстро преодолевать расстояния и оперативно решать

вопросы административного обслуживания жителей. В данном случае речь

идет именно о тенденциях, которые далеко не везде проявились.

Во многих странах процессы урбанизации привели к возникновению

обширных городских агломераций, однако, как правило, они не

преобразовались в единые территориальные структуры и не имеют общих

органов публичной власти; создаются координационные органы. Все чаще

городские и сельские общины создают союзы (синдикаты) с общими

органами, которым передаются некоторые полномочия общин и средства,

необходимые для их реализации.

Некоторые конституции стали отражать и регулировать эти процессы.

Например, в Конституции штата Минас Жераис (Бразилия) 1989 года

регионализации специально посвящен раздел VII части III (ст. 41 - 51).

Согласно этим положениям, штат будет принимать административные меры,

чтобы объединять планирование, организацию и осуществление публичных

функций, представляющих общий интерес, в районах интенсивной

урбанизации. Он должен содействовать сокращению межрегиональных

различий посредством формирования региональных и секторальных планов,

программ и проектов, направленных на развитие территориальных

коллективов в единый геоэкономический и социальный комплекс,

включению муниципий со скудными ресурсами в интенсивное

региональное социально-экономическое развитие.

Штат должен учредить столичный регион и городские агломерации путем

объединения сопредельных муниципий с целью выравнивания развития

населенных местностей, охватываемых региональной единицей. Городская

агломерация должна охватывать не менее 300 тыс. жителей и не менее

трех муниципий. Кроме того, по инициативе муниципий должны

учреждаться микрорегионы для решения проблем местного населения

(административное и коммунальное обслуживание, дорожное строительство и

пр.) при техническом содействии штата. Наконец, предусмотрено

учреждение штатом регионов развития - автаркических (т.е.

самообеспечивающихся) территорий для планирования и ориентации

публичных функций и услуг в интересах общего развития на благо

населения соответствующего геоэкономического и социального комплекса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7