Курсовая: Формы политико-территориального устройства государств
автономии характеризуется тем, что носитель ее имеет внешние признаки
государства - парламент, правительство, иногда конституцию, гражданство и
т.п., причем в общегосударственной конституции обычно определяется сфера
законодательной компетенции автономного парламента. Местная форма
автономии таких признаков не имеет, а круг автономных прав
территориальных единиц определяется, как правило, обычным законом.
Конституции и законы в большинстве случаев предусматривают, что
автономные единицы вырабатывают (иногда также сами принимают)
основополагающие нормативные акты, определяющие их внутреннее устройство
(конституции, уставы, положения, хартии самоуправления и т.п.).
Территориальным единицам со значительной долей инонационального
населения или населения, отличающегося иными особенностями своего быта,
обусловленными, островным положением территории, предоставляется подчас
особый автономный статус, характеризуемый в соответствующих случаях как
национально-территориальная автономия. Такой автономией пользуются
населенные шведами Аландские острова в Финляндии, островные и
приграничные области Италии, населенные неханскими народами автономные
области Китая, населенный эскимосами остров Гренландия в Дании,
Занзибар в Танзании и др.
В частности, Аландским островам, представляющим собой одну из губерний
Финляндии, гарантирована их территориальная целостность, они имеют свой
парламент и свое правительство с гарантированной компетенцией, свое
гражданство (граждане Аландов имеют автоматически финское гражданство, но
не на оборот: прочие финские граждане, даже поселившись на Аландах,
гражданства аландского автоматически не приобретают). Впрочем, Президент
Финляндии имеет право вето в отношении аландских законов. Закон об
автономии Аландов принимается финским парламентом 2/3 голосов и одобряется
таким же большинством в аландском парламенте.
Примечательно, что автономная Гренландия в 1985 году вышла из европейского
экономического сообщества, в котором Дания продолжала сохранять свое
членство.
Во многом сходна с финской и датской система территориального устройства
Объединенной Республики Танзании, которая в литературе обычно
характеризуется как федерация. В действительности оснований для такой
характеристики нет, несмотря на договорное происхождение этого
объединенного государства. Материковая часть страны - Танганьика -
не имеет своих особых органов власти, которые бы действовали наряду с
общегосударственными. В сущности, Танзания - унитарное государство
с автономией Занзибара.
Весьма своеобразна автономия Шотландии в составе Великобритании.
Шотландия не имеет собственных законодательных и исполнительных
органов, однако, в соответствии с Актом об унии 1707 года за ней
признается право иметь собственную правовую и судебную систему,
свою (пресвитерианскую) церковь, специальное представительство в
Палате лордов (в Палате общин Шотландия представлена на общих основаниях).
Правда, надо при всем этом иметь в виду, что в условиях
авторитарных и тем более тоталитарных режимов автономия, даже если
провозглашена конституционно, представляет собой фикцию, выхолощенную
юридическую форму. Впрочем, даже и в странах с либеральными и
демократическими режимами автономия подчас сводится на нет или, во всяком
случае, существенно ограничивается посредством финансового рычага: своих
финансовых средств у самоуправляющихся территориальных единиц часто
не хватает, а центр дает средства под определенными условиями.
2. Формы политико-территориального устройства.
Существуют две основные формы политико-территориального устройства:
унитарная и федеративная.
Главное различие между обеими формами заключается в том, что при
унитарной форме территория государства состоит из политико-
административных или административных единиц, тогда как при
федеративной форме высшие территориальные единицы представляют
собой государствоподобные образования или даже государства -
субъекты федерации. Слово «штат», входящее в официальное название
ряда федеративных государств и обозначающее субъект федерации
(США, Мексики, Бразилии и др.) означает, не что иное, как
«государство». Соответственно для федеративной формы характерно
конституционно установленное разграничение компетенции между
федерацией в целом и ее субъектами, существование и границы которых
обычно гарантированы конституцией, тогда как в унитарном государстве
компетенция территориальных единиц, как и нередко само их
существование и границы, устанавливаются текущими актами центральной
власти. Можно сказать, что субъекты федерации всегда обладают
государственной автономией.
Этот критерий помогает и в случаях, когда различие между унитаризмом и
федерализмом в конкретном государстве весьма невелико, как, например, в
федеративных Венесуэле или Канаде, где штаты, не имеют конституций, а
также в унитарных Испании или Италии, где высшие территориальные
единицы также обладают государственной автономией. Унитаризм
территориального устройства обеих последних стран подтверждается еще и
тем, что уставы (статуты) соответственно автономных сообществ Испании
и областей Италии утверждаются актами центрального парламента, тогда
как в федерациях их субъекты сами принимают свои конституции или
равнозначные им акты.
Существует различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно
заключается в том, что федерация - это форма территориального
устройства государства, а конфедерация - форма межгосударственного
союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это
различие практически тоже не всегда просто. Например, официальное
французское и итальянское название швейцарского государства -
Швейцарская Конфедерация, но это название, пришедшее из истории, не
отражает действительности, а именно того факта, что Швейцария по
содержанию ее Конституции представляет собой федеративное государство.
Конфедерация, как и федерация, может иметь общие органы типа
парламента, правительства, верховного суда, однако юридическая специфика
заключается в том, что в отличие от актов федеральных органов власти
акты органов конфедерации, во всяком случае, акты законодательной и
исполнительной власти, не действуют непосредственно на территориях
государств - субъектов конфедерации, а нуждаются в подтверждении
(ратификации) их соответствующими органами, которые могут их и
нуллифицировать, то есть отклонить. Впрочем, опыт западноевропейской
интеграции показывает условность данного критерия.
Европейский союз несет в себе черты не только конфедеративные, но даже
уже и федеративные, поскольку некоторые акты органов Союза имеют прямое
действие на территориях государств-членов.
Территориальное устройство может быть как симметричным, так и
асимметричным. При симметричном территориальном устройстве государства
политико-территориальные единицы, его непосредственно составляющие, имеют
равный статус. Например, Германия состоит из 16 земель с одинаковым
конституционно-правовым статусом, то есть имеет симметричное
федеративное территориальное устройство. В состав же США наряду с 50
штатами входят федеральный округ Колумбия, свободно присоединившееся
государство Пуэрто-Рико, некоторые другие островные территории, не
имеющие статуса штата, из чего можно сделать вывод об асимметричном
территориальном устройстве этой страны. Что касается унитарных государств,
то чисто симметричное устройство встречается нечасто: столицы обычно имеют
несколько или существенно иной статус по сравнению с остальными
территориальными единицами высшего уровня.
Асимметрия территориального устройства государства нередко обусловлена
тем, что в нем имеются компактно проживающие инонациональные группы,
которым предоставлена национально- территориальная автономия.
Некоторые конституции содержат перечень существующих политико-
территориальных единиц высшего уровня - субъектов федерации
(например, часть вторая преамбулы Основного закона для Федеративной
Республики Германии 1949 г., ст. 43 Политической конституции
Мексиканских Соединенных Штатов 1917 г.) или высших политико-
административных единиц (в части второй ~ 58 Конституции Норвежского
Королевства 1814 г. области перечислены. в связи с указанием их
представительства в Стортинге; в части второй ст. 1 Бельгийской конституции
1831 г. перечень провинций сохраняется, несмотря на последующую
федерализацию и деление на три области - субъекта федерации). В
большинстве же конституций в лучшем случае указаны виды территориальных
единиц. Например, согласно части пер вой ст. 286 Политической
конституции Колумбии 1991 года, «территориальными единицами являются
департаменты, округа, муниципии и аборигенные территории», а ст. 285
предусматривает возможность установления законом единиц вне общего
территориального деления, на которые возлагается осуществление
государственных функций и служб.
Крайне редко можно в конституциях встретить норму, определяющую
минимальное число жителей, необходимое для образования территориальной
единицы. Так, часть вторая ст. 5 Конституции Исламской Федеративной
Республики Коморских островов 1978 года в редакции 1982 года
устанавливает, что община может быть образована при наличии не менее
100 жителей (в первоначальной редакции этот минимум составлял пять
жителей).
Следует также иметь в виду, что названия территориальных единиц редко
свидетельствуют о правовом их статусе. Например, в Швейцарии кантон -
это субъект федерации, в Люксембурге - основная политико-
административная единица, а во Франции - судебный округ и
избирательный округ по выборам генерального совета департамента. В
Германии община - это низовая единица в сельской местности, а в
Болгарии и Польше - также и в городской. Провинции в Италии и Испании
- единицы среднего уровня, в Китае - высшего, а в Канаде, Пакистане,
Аргентине - и вовсе субъекты федерации. Имеющие у нас хождение
переводы таких названий часто не основываются на едином принципе:
применительно к Италии мы говорим об областях, а применительно к Франции
- о регионах, хотя очевидно, что это - одно и то же. Точно так же
применительно к Великобритании мы говорим об общине, а к Франции - о
регионах. Несомненно, однако, что община (коммуна) - всегда
самоуправляющаяся единица, равно как и город (за исключением не которых
столичных городов), тогда как другие единицы могут и не иметь
самоуправления (например, болгарские области, германские правительственные
и административные округа).
А) Унитаризм.
Унитарное государство – это единое государство, состоящее не из
государственных образований (штатов и т.д.),хотя в его составе могут быть и
отдельные автономные государственные образования, а из
административно-территориальных единиц – областей, провинций, губерний, которые
затем делятся на районы, уезды, а последние – на общины, коммуны. В отдельные
административно-территориальные единицы обычно выделяются крупные и средние
города, некоторые из них еще от прежних времен имеют свои хартии
самоуправления. Такие города могут иметь статус общин с более широкими
полномочиями, а могут быть городами центрального подчинения.
Унитарные государства состоят из политико-административных и/или
административных территориальных единиц, статус которых регулируется
главным образом актами текущего законодательства центральной власти. В
унитарных государствах действует, как правило, единая система
законодательства, единая система государственной администрации, единая
судебная система. Если же какой-то части страны предоставлена
национально-территориальная автономия, то здесь могут быть особенности:
например, общегосударственные законы, затрагивающие сферу
законодательной автономии такой государствоподобной единицы, на ее
территории не действуют, по крайней мере без ее согласия. В подавляющем
большинстве современных унитарных государств основное
территориальное деление является политико-административным. Наряду с
ним во многих странах имеются административно-территориальные
единицы как общего типа (например, округа в Германии, области в
Болгарии), где действуют органы общей администрации, так и
специального, где действуют специализированные государственные органы
(судебные округа, военные округа и т.п.).
Число ступеней политико-административного деления зависит от
численности населения и размеров территории страны, однако, зависимость
эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней
большее, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три
уровня территориального деления, то Франция - четыре.
Современные тенденции в развитии политико-административного деления
заключаются в укрупнении низовых единиц и регионализации - создании
крупных регионов как путем укрупнения высших единиц, так и путем
учреждения нового высшего их уровня, что было сделано, например, во
Франции, Испании, Италии. Малые единицы, унаследованные от истории, не
в состоянии должным образом удовлетворять местные социальные
потребности, а современные средства транспорта и связи облегчают
возможность быстро преодолевать расстояния и оперативно решать
вопросы административного обслуживания жителей. В данном случае речь
идет именно о тенденциях, которые далеко не везде проявились.
Во многих странах процессы урбанизации привели к возникновению
обширных городских агломераций, однако, как правило, они не
преобразовались в единые территориальные структуры и не имеют общих
органов публичной власти; создаются координационные органы. Все чаще
городские и сельские общины создают союзы (синдикаты) с общими
органами, которым передаются некоторые полномочия общин и средства,
необходимые для их реализации.
Некоторые конституции стали отражать и регулировать эти процессы.
Например, в Конституции штата Минас Жераис (Бразилия) 1989 года
регионализации специально посвящен раздел VII части III (ст. 41 - 51).
Согласно этим положениям, штат будет принимать административные меры,
чтобы объединять планирование, организацию и осуществление публичных
функций, представляющих общий интерес, в районах интенсивной
урбанизации. Он должен содействовать сокращению межрегиональных
различий посредством формирования региональных и секторальных планов,
программ и проектов, направленных на развитие территориальных
коллективов в единый геоэкономический и социальный комплекс,
включению муниципий со скудными ресурсами в интенсивное
региональное социально-экономическое развитие.
Штат должен учредить столичный регион и городские агломерации путем
объединения сопредельных муниципий с целью выравнивания развития
населенных местностей, охватываемых региональной единицей. Городская
агломерация должна охватывать не менее 300 тыс. жителей и не менее
трех муниципий. Кроме того, по инициативе муниципий должны
учреждаться микрорегионы для решения проблем местного населения
(административное и коммунальное обслуживание, дорожное строительство и
пр.) при техническом содействии штата. Наконец, предусмотрено
учреждение штатом регионов развития - автаркических (т.е.
самообеспечивающихся) территорий для планирования и ориентации
публичных функций и услуг в интересах общего развития на благо
населения соответствующего геоэкономического и социального комплекса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|