Курсовая: Формы государства
Таким образом, властные полномочия народного собрания направлялись Советом
пятисот и контролировались гелиэей, что указывает на наличие уже тогда
определенной системы сдержек и противовесов. В структуре Афинской республики
просматриваются также элементы будущего разделения властей. Кроме того,
следует отметить ряд демократических принципов, на которых там строилось
республиканское правление:
· выборность;
· срочность полномочий;
· коллегиальность;
· подотчетность;
· возмездность за исполнение государственных функций.
Спартанская аристократическая республика (V-IV вв. до н.э.)
Спарта в отличие от Афин, возглавлявших демократическую часть населения
полисов, объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть.
Государственный строй рабовладельческой Спарты сформировался в результате
преобразования военной демократии в государственную организацию, сохранившую
некоторые черты родоплеменной организации власти и вклюлчавшую в себя
следующие основные органы:
· монархи;
· народное собрание;
· совет старейшин.
Во главе государства стояли два царя, обладавшие ограниченной и
непрочной, хотя и считавшейся пожизненной властью:
· являлись военачальниками;
· осуществляли суд по некоторым делам, имевшим значение для всей общины;
· ведали делами культа.
Народное собрание в силу существовавшей в нем процедуры играло меньшую,
чем в Афинах, роль, но все же преуменьшать ее не следует. Оно занималось:
· принятием законов;
· избранием должностных лиц;
· решением вопросов войны и мира, союза с другим государством;
· определением порядка наследования должности царя.
Совет старейшин обладал следующими полномочиями:
· рассмотрение вопросов, выносившихся на обсуждение народного собрания;
· мог воспрепятствовать решению народного собрания, покинув его;
· участие в переговорах с другими государствами;
· рассмотрение уголовных дел и государственных преступлений.
Римская аристократическая республика (V-II вв. до н.э.)
Важнейшими государственными органами Римской республики являлись:
· народные собрания;
· сенат;
· магистратура.
В компетенцию народных собраний в основном входило:
· принятие законов;
· избрание должностных лиц (консулов, преторов, цензоров);
· объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.
Избираемые народными собраниями цензоры составляли списки членов сената,
который обладал, не смотря на свой формально совещательный характер, обширными
полномочиями:
· контроль законодательной деятельности народных собраний, выражавшийся
сначала в утверждении их решений, а в последствии в предварительном
рассмотрении (с правом отклонения) законопроектов;
· контроль избрания народными собраниями должностных лиц (вначале
утверждением избранных, впоследствии - кандидатов);
· право распоряжаться казной, устанавливать налоги и необходимые
финансовые расходы;
· утверждение договоров о мире и союзе;
· назначеине командующих войсками;
· принятие решения об установлении диктатуры.
Магистратурами в Риме именовались государственные должности, в
компетенцию которых входило:
· высшая военная власть и право заключать перемирие;
· право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них;
· право издавать приказы и принуждать к их исполнению;
· право суда и назначения наказания.
Обвинять Римскую республику в ее чрезвычайном “аристократизме” было бы,
видимо, не справедливо, поскольку в своем арсенале она имела многие реальные
демократические институты народовластия, а ее государственная жизнь в
основном обеспечивала:
· выборность и срочность полномочий должностных лиц;
· их подотчетность народным собраниям;
· коллегиальное устройство государственных учреждений.
Города-республики (феодальные республики)
Феодальные республики, складывающиеся в результате укрепления могущества и
самостоятельности крупных городов, возникают в средние века наряду с
феодальными монархиями. Эта форма государственного правления является
следствием перерастания городского самоуправления в суверенитет. Структура
власти в таких городах в основном включала:
· городского главу;
· собрание жителей города;
· совет, состоящий из представителей аристократии.
Ярко выраженными городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя,
Новгород и Псков. Вольные города складывались также в Германии, Франции,
Англии, где основную роль играли не землевладельцы, а купцы и ремесленники.
Парламентская и президентская республики
Поскольку в современном цивилизованном обществе принципиальных различий между
парламентарной и президентской формами правления не существует, то можно
отобразить их общие и отличительные черты в одной сводной таблице:
Признак | Парламентская республика | Президентская республика | Определение термина | “Разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть принадлежит парламенту”[10] | “Одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства”[11] | | | | Какая ветвь власти сильнее | Законодательная | Исполнительная | | | | Основные функции парламента | Законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью | Законодательная деятельность | | | | Метод избрания главы государства | Глава государства избирается парламентом или парламентской коллегией. Реже - всем населением страны (Австрия) | Глава государства избирается всем население страны непосредственно (Франция, Россия) или косвенно, т.е. через коллегию выборщиков (США) | | | | Полномочия главы государства | Имеет право роспуска парламента Назначает главу правительства | | Обнародует законы | Утверждает законы, подписывая их | | Издает декреты | - | | Является главнокомандующим вооруженными силами | | - | Объявляет чрезвычайное положение | | - | Председательствует в правительстве | | - | Назначает глав судебной власти | | | | Принцип формирования правительства | Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, входящих в те партии, которые располагают большинством голосов в парламенте | Правительство формируется победившим на выборах президентом из лиц, входящих в его партию | | | | Ответственность правительства | Правительство ответственно перед парламентом | Правительство ответственно перед президентом | | | | Неотъемлемые особенности | Правительство правомочно исполнять свои полномочия, только пользуясь доверием парламента | Президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (США), либо непосредственно назначает главу правительства (Франция, Индия) | | | |
Эффективно действующий механизм противовесов и сдержек, существующий в
современных цивилизованных государствах, способствует возможности
гармоничного функционирования всех ветвей власти, основанного на принципе
разделения их полномочий, что позволяет избежать произвола какой-либо одной
из них.
Социалистическая республика
“Социалистическая республика - особая форма государственного правления,
которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, по
утверждению основоположников марксизма-ленинизма, должна была бы стать подлинно
демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с
рабочим классом и его партией”.[12]
Особенности социалистической республики:
· законодательная и исполнительная власти соединяются в лице
работающих представительных учреждений;
· ведущая роль принадлежит представительным органам, составляющим
основу государственного аппарата;
· исполнительно-распорядительные органы подотчетны и подконтрольны
органам законодательной власти;
· высшие и местные ораны объединяются в единую представительную
систему, основанную на принципе демократического централизма;
· сочетание политического, хозяйственного и культурного
руководства общественной жизнью в едином государственном механизме для
того, чтобы государственная власть могла суверенно распоряжаться
обобществленными средствами производства, регулировать и
контролировать распределение материальных и духовных благ;
· руководящая роль в общественной и государственной жизни принадлежит
рабочему классу и его партии.
Изначально выступая как государственная форма диктатуры пролетариата,
социалистическая республика, не приемля ни одной буржуазной формы правления,
в корне отличается от республики буржуазной, которая для такой диктатуры не
пригодна.
Различают три разновидности социалистической формы государственного правления:
· Парижская коммуна;
· Республика Советов (Советская республика);
· народно-демократическая республика.
“Парижская коммуна (18 марта - 28 мая 1871г.) - первая пролетарская
революция и первое правительство рабочего класса...”
[13]
Считаясь примером новой формы государственного правления, прообразом будущего
социалистического государства, она отличилась следующим:
· реализован принцип всеобщего избирательного права;
· отменены привилегии депутатов и введено право их отзыва;
· осуществлена выборность и сменяемость должностных лиц;
· полностью разрушен старый государственный аппарат, и сформирован
новый (вместо армии и полиции - национальная гвардия; новый суд; высший орган
- Совет коммуны, избиравших десять комиссий);
· полностью отвергнут парламентаризм и связанный с ним принцип
разделения властей (Коммуна - законодательный, исполнительный и одновременно
судебный орган);
· церковь отделена от государства;
· принят ряд мер по улучшению материального положения широких слоев
населения.
Выводы, сделанные на основе опыта Парижской коммуны Марксом и Энгельсом, были
восприняты, развиты и реализованы на практике путем революций последователями
марксистско-ленинского учения.
“Республика Советов - разновидность социалистической формы
государственного правления, возникшая в новых исторических условиях в России”.
[14]
Разработавший теоретические основы советской республики В.И.Ленин видит
однотипную с Парижской коммуной организацию власти и выделяет следующие ее
признаки:
· слом старого государственного аппарата и образование таких органов
власти, которые обеспечивали бы защиту себя как завоеваний революции при
помощи вооруженной силы рабочих и крестьян;
· совмещение в Советах как в политической основе государственного
строя функций законодательного и исполнительного органа;
· формирование Советов по принципу открытого классового
представительства как Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов;
· обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении
государством, где руководящая роль принадлежит партии рабочего класса.
В ходе исторического развития Республика Советов, представляющая собой по
сравнению с буржуазным парламентаризмом шаг вперед всемирно-исторического
значения (В.И.Ленин), провозгласила себя в Конституции СССР 1977г. обществом
“развитого социализма”, а советское государство “общенародным”, юридически
наделила Советы более широкими полномочиями, но последние, как и раньше,
продолжали быть декоративным придатком всемогущественной “партии рабочего
класса”. Таким образом, Республика Советов превращается в тоталитарное
государство, построенное на принципах антидемократического управления
обществом и где вся власть принадлежит партийному аппарату, т.е. его
немногочисленным руководителям.
Народно-демократическая республика - разновидность социалистической формы
государственного правления, возникшая в исторических условиях Второй мировой
войны и после нее в ряде стран Европы и Азии при решающем участии СССР и
Советской Армии.[15]
Как говорится, чем богаты - тем и рады. Именно по такому принципу
осуществляется послевоенное преобразование государств, подпавших под влияние
СССР (Польша, Венгрия, Болгария, Чехословакия и др.), на основе
соответствующих принципов слома..., совмещения..., классовой борьбы и,
естественно, руководящей и направляющей... Поэтому см. п. “Республика
Советов”.
Форма государственного устройства
“Форма государственного устройства - это национальное и
административно-территориальное строение государства, которое раскрывает
характер взаимоотношений межу его составными частями и между центральными и
местными органами государственной власти”.
[16]
Форма государственного устройства показывает:
· из каких частей состоит внутренняя структура государства;
· каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их
органов;
· в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации,
проживающей на территории данного государства.
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на:
· унитарные;
· федеративные;
· конфедеративные.
Унитарное государство
Унитарное государство - это такая форма государственного устройства, при
которой территория государства подразделяется на
административно-территориальные единицы, подчиняющиеся центральным органам
власти и не обладающие признаками государственного суверенитета.
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
· единые и общие для всей страны высшие представительные,
исполнительные и судебные органы, которым подчинены соответствующие местные
органы. Единые вооруженные силы;
· на его территории действует одна конституция, единая система
Страницы: 1, 2, 3
|