Курсовая: Формы государства
Курсовая: Формы государства
Белорусский Государственный Университет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по общей теории государства и права
на тему:
Формы государства
работу выполнил студент 1-го курса юридического факультета заочного
(параллельного) отделения
Малиновский В.Ю.
Минск 1996г.
Оглавление
Введение.....................................................................
.............................................................................
........................................
Общие
понятия......................................................................
.............................................................................
......................
Форма
правления....................................................................
.............................................................................
...................
Монархические формы
правления....................................................................
...........................................................
Республиканские формы
правления....................................................................
.......................................................
Форма государственного
устройства...................................................................
...........................................
Унитарное
государство..................................................................
.............................................................................
.....
Федеративное
государство..................................................................
...........................................................................
Конфедеративное
государство..................................................................
..................................................................
Форма государственного
режима.......................................................................
..................................................
Антидемократические
режимы.......................................................................
.............................................................
Демократические же
режимы.......................................................................
.................................................................
Заключение...................................................................
.............................................................................
...............................
Список использованной
литературы...................................................................
.............................................
Введение
Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода
определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной
жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. На характер
государственности влияют также национальный состав населения, своеобразие его
культуры, включая укоренившиеся обычаи, традиции и религиозные воззрения,
размер занимаемой территории, ее географическое положение и другие факторы.
Особенности государственных образований общества у различных народов в
различные исторические периоды позволяют, тем не менее, выявить и объединить
их существенные общие черты, которые впоследствии могут стать своеобразными
шаблонами-аналогиями для определения существующего положения вещей в области
государственного устройства, а также для адекватной оценки предполагаемых в
данном направлении проектов.
Общие понятия
“Государство - это единая политическая организация общества, которая
распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает
для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех
веления и обладает суверенитетом”.[1]
Фома государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три
взаимосвязанных элемента:
· форму правления;
· форму государственного устройства;
· форму государственного режима.
Несмотря на свои различающиеся характерные особенности, форма всех
существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что
позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
Форма правления
“Форма правления - принцип организации государственной власти”
[2], выражающийся в формировании структуры высших органов государственной
власти, определении порядка их образования и распределении компетенции между
ними.
В зависимости от того:
· как создаются высшие органы государства и каково их строение;
· какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими
государственными органами;
· как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью
и населением страны;
· в какой мере организация высших органов государства позволяет
обеспечивать права и свободы гражданина,
формы государственного правления подразделяются на:
· монархические;
· республиканские.
Монархические формы правления
“Монархия - это такая форма правления, при которой верховная
государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по
наследству”.[3]
Основными признаками классической монархической формы правления являются:
· наличие единоличного пожизненного главы государства (царь, король,
император, шах);
· наследственный порядок преемственности верховной власти;
· юридическая безответственность монарха.
Возникнув в условиях рабовладельческого общества, монархия становится
основной формой государственного правления при феодализме и сохраняет лишь
традиционные, в основном формальные черты монархического правления в
буржуазном обществе.
Выделяются следующие разновидности монархической формы государственного
правления:
Древневосточная монархия
Организация государственной власти в странах Древнего Востока (Египет,
Вавилон, Ассирия, Китай, Индия и др.) называют восточной деспотией.
“Деспотия - (греч. despotéia - неограниченная власть) форма
самодержавной неограниченной власти”[4],
реализующаяся зачастую с помощью военно-бюрократического аппарата.
Следует отметить, что деспотическое правление в чистом виде существовало
далеко не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах их развития.
Власть правителей древневосточных государств была иногда ограничена
элементами республиканского правления:
· в древнем Шумере - избрание правителя советом старейшин и контроль за
ним со стороны народного собрания и совета знати;
· в древней Индии - наличие Совета царских чиновников и даже отдельных
государств, основанных на республиканской форме правления.
Сделав, таким образом, оговорку, можно дать следующее определение:
Восточная деспотия - такая форма правления, при которой подданные
полностью зависят от произвола властей.
Древнеримская монархия (30г. до н.э. - 476г. н.э.)
Выступавшая в форме империи, древнеримская монархия имеет в своем развитии
два периода:
· принципат;
· доминат.
“Принципат - (лат. principatus, от princeps - первый, глава) форма
рабовладельческой монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения,
но власть фактически принадлежала одному человеку - принцепсу (первому в списке
сенаторов)”.[5]
“Доминат - (от лат. dominatus - господство) неограниченная монархия,
установленная в Древнем Риме со времени императора Диоклетиана (кон. 3 в.)”.
[6]
Феодальная (средневековая) монархия
Феодальная монархия последовательно проходит три периода своего развития:
· раннефеодальная монархия;
· сословно-представительная монархия;
· абсолютная монархия.
Раннефеодальная монархия как форма государственного правления вырастает
непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы
(Франкское, Германское, Англо-саксонское государства, Великое Княжество
Литовское).
Раннефеодальное государство характеризуется следующими признаками:
· раздробленность территории;
· слабость центральной власти;
· непрочность государственного устройства;
· наличие остатков родового самоуправления.
По мере развития феодальных отношений общинные земли подвергались отчуждению
и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов-
землевладельцев, которые выступали уже как носители верховной власти на своей
территории. У них был свой суд, полиция, войско, сборщики налогов,
посредством которых они осуществляли личное властвование на своей территории
и защищались от нападения извне. Одновременно формировался аппарат
центральной власти, органы которого были слиты с аппаратом частной власти
крупных феодалов.
Вследствие завоеваний слабо организованных народов возникли разновидности
раннефеодального государства, носящие название раннефеодальных империй
(империи Карла Великого и Чингисхана). Создававшаяся в центре сильная власть
возглавлялась единым владыкою и поддерживалась военной дружиной и народным
ополчением. Непрочность таких государственных образований обуславливалась
тем, что феодалы в большей мере были заинтересованы использовать
государственную власть в собственных экономических интересах, а не на благо
государства в целом. Поэтому и создавались крупные феодальные землевладения,
которые становились соперниками центральной власти.
Таким образом, с развитием крупного землевладения постепенно подрываются
корни раннефеодальной империи и она распадается на отдельные изолированные
государства.
“Сословно-представительная монархия - это такая централизованная форма
государственного правления, при которой власть монарха ограничена
сословно-представительными органом (собранием)”.
[7]
Такие сословно-представительные собрания (во Франции - Генеральные штаты, в
Англии - парламент, в Испании - кортесы) возникают в результате:
· преодоления феодальной раздробленности;
· развития товарно-денежных отношений;
· создания централизованной монархии.
Сословно-представительные собрания, состоявшие из:
· духовенства;
· дворянства;
· представителей третьего сословия (купцов, ремесленников, средних
землевладельцев),
представляли собой, как правило, совещательные органы, занимавшиеся:
· законодательской деятельностью;
· контролем за финансами.
Наряду с сословно-представительными органами функционировали строго
централизованные:
· аппарат центральной исполнительной власти;
· разветвленный аппарат местной исполнительной власти;
· постоянная армия,
всецело подчиненные монарху.
“Абсолютная монархия - это такая форма правления, при которой верховная
государственная власть всецело принадлежит одному лицу (царю, королю,
императору)”.[8]
Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений
и одновременным распадом феодализма и его сословий.
Основными признаками абсолютной монархии являются:
· отсутствие органов, ограничивающих компетенцию монарха;
· ликвидация или полный упадок представительных учреждений;
· юридически не ограниченная власть монарха;
· наличие в распоряжении монарха постоянной армии, полиции,
разветвленного бюрократического аппарата.
Власть в центре и на местах принадлежит уже не крупным феодалам, а
чиновникам, назначаемым монархом. При чем центральная бюрократия оттесняет
феодалов от непосредственного осуществления власти и на местах.
Конституционная монархия
Конституционная монархия - это такая форма правления, при которой власть
монарха значительно ограничена представительным органом, что определяется
утверждаемой им конституцией, изменить которую монарх не в праве.
Как форма правления конституционная монархия возникает в период становления
буржуазного общества, но формально не утрачивает своего значения в ряде стран
и сейчас (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.)
Конституционная монархия бывает:
· парламентской;
· дуалистической (практически изживает себя).
Парламентская монархия характеризуется следующими признаками:
· правительство формируется из представителей партии или партий,
победивших на выборах в парламент;
· лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится
главой государства;
· в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха,
являясь символической, фактически отсутствует;
· законодательные акты принимаются парламентом;
· правительство ответственно только перед парламентом.
Дуалистическая монархия, характеризуясь двойственностью государственной
власти, имеет следующие признаки:
· правительство формируется монархом не зависимо от партийного состава
в парламенте;
· правительство не ответственно перед парламентом
Монарх при этом выражает интересы феодалов, а парламент - интересы буржуазии
и других слоев населения.
Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии с 1871 по 1918 гг.
Республиканские формы правления
“Республика - (от лат. res publica, буквально - общественное дело) это
такая форма правления, при которой верховная государственная власть
осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный
срок”.[9]
Общими признаками республиканской формы правления являются:
· существование единоличного и коллегиального глав государства;
· выборность на определенный срок главы государства и других верховных
органов государственной власти;
· осуществление власти не по собственному праву, а по воле народа;
· юридическая ответственность главы государства;
· обязательность решений верховной государственной власти для всех
других государственных органов;
· преимущественная защита интересов граждан государства;
· взаимная ответственность личности и государства.
Выделяются следующие разновидности республиканской формы государственного
правления:
Афинская демократическая республика (V-IVвв. до н.э.)
Основными органами Афинского государства являлись:
· народное собрание;
· Совет пятисот;
· гелиэя.
Народное собрание - верховный орган Афин, компетенция которого была обширной:
· принятие законов;
· избрание и проверка деятельности должностных лиц;
· решение вопросов войны и мира;
· издание постановлений частного характера.
Совет пятисот представлял собой контрольно-исполнительный орган, в
функции которого входило:
· обсуждение вопросов, поступивших на рассмотрение народного собрания;
· решение проблем управления (финансы, флот, торговля, дипломатические
отношения);
Гелиэя была высшим судебным органом, к компетенции которого, помимо дел о
преступлениях и злоупотреблениях, относились:
· право отвергать законопроекты, принятые народным собранием;
· контрольные функции.
Страницы: 1, 2, 3
|