бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Формы государства бесплатно рефераты

Курсовая: Формы государства

Белорусский Государственный Университет

КУРСОВАЯ РАБОТА

по общей теории государства и права

на тему:

Формы государства

работу выполнил студент 1-го курса юридического факультета заочного

(параллельного) отделения

Малиновский В.Ю.

Минск 1996г.

Оглавление

Введение.....................................................................

.............................................................................

........................................

Общие

понятия......................................................................

.............................................................................

......................

Форма

правления....................................................................

.............................................................................

...................

Монархические формы

правления....................................................................

...........................................................

Республиканские формы

правления....................................................................

.......................................................

Форма государственного

устройства...................................................................

...........................................

Унитарное

государство..................................................................

.............................................................................

.....

Федеративное

государство..................................................................

...........................................................................

Конфедеративное

государство..................................................................

..................................................................

Форма государственного

режима.......................................................................

..................................................

Антидемократические

режимы.......................................................................

.............................................................

Демократические же

режимы.......................................................................

.................................................................

Заключение...................................................................

.............................................................................

...............................

Список использованной

литературы...................................................................

.............................................

Введение

Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода

определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной

жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. На характер

государственности влияют также национальный состав населения, своеобразие его

культуры, включая укоренившиеся обычаи, традиции и религиозные воззрения,

размер занимаемой территории, ее географическое положение и другие факторы.

Особенности государственных образований общества у различных народов в

различные исторические периоды позволяют, тем не менее, выявить и объединить

их существенные общие черты, которые впоследствии могут стать своеобразными

шаблонами-аналогиями для определения существующего положения вещей в области

государственного устройства, а также для адекватной оценки предполагаемых в

данном направлении проектов.

Общие понятия

Государство - это единая политическая организация общества, которая

распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает

для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех

веления и обладает суверенитетом”.[1]

Фома государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три

взаимосвязанных элемента:

· форму правления;

· форму государственного устройства;

· форму государственного режима.

Несмотря на свои различающиеся характерные особенности, форма всех

существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что

позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Форма правления

Форма правления - принцип организации государственной власти”

[2], выражающийся в формировании структуры высших органов государственной

власти, определении порядка их образования и распределении компетенции между

ними.

В зависимости от того:

· как создаются высшие органы государства и каково их строение;

· какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими

государственными органами;

· как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью

и населением страны;

· в какой мере организация высших органов государства позволяет

обеспечивать права и свободы гражданина,

формы государственного правления подразделяются на:

· монархические;

· республиканские.

Монархические формы правления

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная

государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по

наследству”.[3]

Основными признаками классической монархической формы правления являются:

· наличие единоличного пожизненного главы государства (царь, король,

император, шах);

· наследственный порядок преемственности верховной власти;

· юридическая безответственность монарха.

Возникнув в условиях рабовладельческого общества, монархия становится

основной формой государственного правления при феодализме и сохраняет лишь

традиционные, в основном формальные черты монархического правления в

буржуазном обществе.

Выделяются следующие разновидности монархической формы государственного

правления:

Древневосточная монархия

Организация государственной власти в странах Древнего Востока (Египет,

Вавилон, Ассирия, Китай, Индия и др.) называют восточной деспотией.

Деспотия - (греч. despotéia - неограниченная власть) форма

самодержавной неограниченной власти”[4],

реализующаяся зачастую с помощью военно-бюрократического аппарата.

Следует отметить, что деспотическое правление в чистом виде существовало

далеко не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах их развития.

Власть правителей древневосточных государств была иногда ограничена

элементами республиканского правления:

· в древнем Шумере - избрание правителя советом старейшин и контроль за

ним со стороны народного собрания и совета знати;

· в древней Индии - наличие Совета царских чиновников и даже отдельных

государств, основанных на республиканской форме правления.

Сделав, таким образом, оговорку, можно дать следующее определение:

Восточная деспотия - такая форма правления, при которой подданные

полностью зависят от произвола властей.

Древнеримская монархия (30г. до н.э. - 476г. н.э.)

Выступавшая в форме империи, древнеримская монархия имеет в своем развитии

два периода:

· принципат;

· доминат.

Принципат - (лат. principatus, от princeps - первый, глава) форма

рабовладельческой монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения,

но власть фактически принадлежала одному человеку - принцепсу (первому в списке

сенаторов)”.[5]

Доминат - (от лат. dominatus - господство) неограниченная монархия,

установленная в Древнем Риме со времени императора Диоклетиана (кон. 3 в.)”.

[6]

Феодальная (средневековая) монархия

Феодальная монархия последовательно проходит три периода своего развития:

· раннефеодальная монархия;

· сословно-представительная монархия;

· абсолютная монархия.

Раннефеодальная монархия как форма государственного правления вырастает

непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы

(Франкское, Германское, Англо-саксонское государства, Великое Княжество

Литовское).

Раннефеодальное государство характеризуется следующими признаками:

· раздробленность территории;

· слабость центральной власти;

· непрочность государственного устройства;

· наличие остатков родового самоуправления.

По мере развития феодальных отношений общинные земли подвергались отчуждению

и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов-

землевладельцев, которые выступали уже как носители верховной власти на своей

территории. У них был свой суд, полиция, войско, сборщики налогов,

посредством которых они осуществляли личное властвование на своей территории

и защищались от нападения извне. Одновременно формировался аппарат

центральной власти, органы которого были слиты с аппаратом частной власти

крупных феодалов.

Вследствие завоеваний слабо организованных народов возникли разновидности

раннефеодального государства, носящие название раннефеодальных империй

(империи Карла Великого и Чингисхана). Создававшаяся в центре сильная власть

возглавлялась единым владыкою и поддерживалась военной дружиной и народным

ополчением. Непрочность таких государственных образований обуславливалась

тем, что феодалы в большей мере были заинтересованы использовать

государственную власть в собственных экономических интересах, а не на благо

государства в целом. Поэтому и создавались крупные феодальные землевладения,

которые становились соперниками центральной власти.

Таким образом, с развитием крупного землевладения постепенно подрываются

корни раннефеодальной империи и она распадается на отдельные изолированные

государства.

Сословно-представительная монархия - это такая централизованная форма

государственного правления, при которой власть монарха ограничена

сословно-представительными органом (собранием)”.

[7]

Такие сословно-представительные собрания (во Франции - Генеральные штаты, в

Англии - парламент, в Испании - кортесы) возникают в результате:

· преодоления феодальной раздробленности;

· развития товарно-денежных отношений;

· создания централизованной монархии.

Сословно-представительные собрания, состоявшие из:

· духовенства;

· дворянства;

· представителей третьего сословия (купцов, ремесленников, средних

землевладельцев),

представляли собой, как правило, совещательные органы, занимавшиеся:

· законодательской деятельностью;

· контролем за финансами.

Наряду с сословно-представительными органами функционировали строго

централизованные:

· аппарат центральной исполнительной власти;

· разветвленный аппарат местной исполнительной власти;

· постоянная армия,

всецело подчиненные монарху.

“Абсолютная монархия - это такая форма правления, при которой верховная

государственная власть всецело принадлежит одному лицу (царю, королю,

императору)”.[8]

Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений

и одновременным распадом феодализма и его сословий.

Основными признаками абсолютной монархии являются:

· отсутствие органов, ограничивающих компетенцию монарха;

· ликвидация или полный упадок представительных учреждений;

· юридически не ограниченная власть монарха;

· наличие в распоряжении монарха постоянной армии, полиции,

разветвленного бюрократического аппарата.

Власть в центре и на местах принадлежит уже не крупным феодалам, а

чиновникам, назначаемым монархом. При чем центральная бюрократия оттесняет

феодалов от непосредственного осуществления власти и на местах.

Конституционная монархия

Конституционная монархия - это такая форма правления, при которой власть

монарха значительно ограничена представительным органом, что определяется

утверждаемой им конституцией, изменить которую монарх не в праве.

Как форма правления конституционная монархия возникает в период становления

буржуазного общества, но формально не утрачивает своего значения в ряде стран

и сейчас (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.)

Конституционная монархия бывает:

· парламентской;

· дуалистической (практически изживает себя).

Парламентская монархия характеризуется следующими признаками:

· правительство формируется из представителей партии или партий,

победивших на выборах в парламент;

· лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится

главой государства;

· в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха,

являясь символической, фактически отсутствует;

· законодательные акты принимаются парламентом;

· правительство ответственно только перед парламентом.

Дуалистическая монархия, характеризуясь двойственностью государственной

власти, имеет следующие признаки:

· правительство формируется монархом не зависимо от партийного состава

в парламенте;

· правительство не ответственно перед парламентом

Монарх при этом выражает интересы феодалов, а парламент - интересы буржуазии

и других слоев населения.

Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии с 1871 по 1918 гг.

Республиканские формы правления

Республика - (от лат. res publica, буквально - общественное дело) это

такая форма правления, при которой верховная государственная власть

осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный

срок”.[9]

Общими признаками республиканской формы правления являются:

· существование единоличного и коллегиального глав государства;

· выборность на определенный срок главы государства и других верховных

органов государственной власти;

· осуществление власти не по собственному праву, а по воле народа;

· юридическая ответственность главы государства;

· обязательность решений верховной государственной власти для всех

других государственных органов;

· преимущественная защита интересов граждан государства;

· взаимная ответственность личности и государства.

Выделяются следующие разновидности республиканской формы государственного

правления:

Афинская демократическая республика (V-IVвв. до н.э.)

Основными органами Афинского государства являлись:

· народное собрание;

· Совет пятисот;

· гелиэя.

Народное собрание - верховный орган Афин, компетенция которого была обширной:

· принятие законов;

· избрание и проверка деятельности должностных лиц;

· решение вопросов войны и мира;

· издание постановлений частного характера.

Совет пятисот представлял собой контрольно-исполнительный орган, в

функции которого входило:

· обсуждение вопросов, поступивших на рассмотрение народного собрания;

· решение проблем управления (финансы, флот, торговля, дипломатические

отношения);

Гелиэя была высшим судебным органом, к компетенции которого, помимо дел о

преступлениях и злоупотреблениях, относились:

· право отвергать законопроекты, принятые народным собранием;

· контрольные функции.

Страницы: 1, 2, 3