бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Экологическая функция государства на примере России бесплатно рефераты

При нарушении требований нормативов качества окружающей природной среды

выброс, сброс вредных веществ или иные виды воздействия на окружающую

природную среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по

предписанию специально уполномоченных на то государственных органов

Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-

эпидемиологического надзора.

Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных

микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный

воздух, воды, почвы, устанавливаются для оценки состояния окружающей

природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения

генетического фонда, охраны растительного и животного мира.

С учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной

ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, национальных парков,

курортных и рекреационных зон) для них устанавливаются более строгие

нормативы предельно допустимых вредных воздействий на природную среду.

Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, а также

вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих

атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются с учетом производственных

мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных

последствий по каждому источнику загрязнения, согласно действующим нормативам

предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей природной среде

[6].

Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов утверждаются специально

уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в

области охраны окружающей природной среды (по химическим веществам),

санитарно-эпидемиологического надзора (по микроорганизмам и биологическим

веществам).

Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных

вредных физических воздействий устанавливаются на уровне, обеспечивающем

сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и

животного мира, благоприятную для жизни окружающую природную среду.

Нормативы предельно допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных

веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, предельно

допустимого уровня радиационного облучения населения устанавливаются в

величинах, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда

человека. Указанные нормативы утверждаются специально уполномоченными на то

государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей

природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

Для постоянного контроля за уровнем радиации население обеспечивается

радиометрическими приборами. Порядок обеспечения и перечень указанных

приборов определяются Правительством Российской Федерации.

Предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений, средств защиты

растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве

устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно

допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания,

охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и

животного мира.

Нормативы предельно допустимых остаточных количеств вредных химических

веществ в продуктах питания устанавливаются путем определения минимально

допустимой дозы, безвредной для здоровья человека, по каждому используемому

химическому веществу и при их суммарном воздействии.

В стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую

продукцию, способную оказать вредное воздействие на окружающую природную

среду, устанавливаются экологические требования для предупреждения вреда

окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека.

Экологические требования к продукции производства и потребления должны

обеспечивать соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на

окружающую природную среду в процессе производства, хранения, транспортировки

и использования продукции.

При формировании территориально-производственных комплексов, развитии

промышленности, сельского хозяйства, строительстве и реконструкции городов,

других населенных пунктов устанавливаются предельно допустимые нормы нагрузки

на окружающую природную среду с учетом потенциальных ее возможностей,

необходимости рационального использования территориальных и природных

ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населению,

недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых

изменений в окружающей природной среде.

Нормативы санитарных и защитных зон, санитарно-защитных зон устанавливаются

для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-

оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнения и

других вредных воздействий.

Заключение

Основные мероприятия государства по реализации экологи­ческой функции

выражаются в следующем.

Государство принимает меры по нормированию качества окружающей природной

среды. На основе научно-обоснованных данных государство устанавливает

нормативы предельно допустимых выбросов в природную среду (атмосферный

воздух, водные источники и почву) вредных ве­ществ и иных вредных воздействий

на природу. Государство также разрабатывает санитарные правила и нормы,

призванные минимизировать неблагоприятное воздействие производствен­ной

деятельности предприятий, организаций на жизнь и здоро­вье человека. В

частности, нормированию подвергаются шумы, вибрации, магнитные излучения.

Государство регулирует общественные отношения в сфере охраны окружающей

природной среды. В нормативно-правовых актах государство закрепляет порядок

деятельности государст­венных органов, разного рода инспекций по охране

окружаю­щей природной среды, формы участия в этой деятельности об­щественных

объединений и населения, меры ответственности за нарушение экологических норм

и нормативов. Особое значение в современных условиях имеют разрабатываемые

государством экологические требования при размещении, проектировании,

строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предпри­ятий, сооружений

и иных объектов.

Государство осуществляет меры, направленные на сохране­ние природной среды,

рациональное использование и воспроиз­водство ее ресурсов, улучшение среды

обитания человека. Госу­дарство осуществляет финансирование научно-

технических, гидротехнических, мелиоративных, биологических и иных ра­бот,

направленных на сохранение и восстановление природной среды, учреждает

заповедники и заказники, охраняет редкие или находящиеся под угрозой

вымирания виды животных и рас­тений.

Государство осуществляет деятельность по выявлению и пре­сечению

правонарушений экологического законодательства, привлекает к этой

деятельности общественные объединения и население, применяет юридическую

ответственность к лицам и организациям, виновным в нарушении экологического

законо­дательства.

Земля понимается как "твердь земная", поверхность, почвенный покров. В

сельском хозяйстве он является основным и незаменимым средством производства,

поэтому здесь плодородие почв выступает как первостепенный объект охраны.

Остальные земли являются пространственным операционным базисом для размещения

объектов промышленности, транспорта, населенных пунктов. Плодородие здесь не

имеет значения. Охрана таких земель заключается в борьбе с засорением,

захламлением, заражением, нерациональным использованием. Понятие и состав

земель даются в Земельном кодексе.

К водам относятся моря, океаны, реки (в том числе малые), озера, каналы,

водохранилища, пруды, другие водоемы, ледники. Воды играют также

климаторегулирующую роль. Состав их объектов дается в Водном кодексе. Воды в

то же время - экономический природный ресурс.

В атмосфере (атмосферном воздухе) особо выделяется такой компонент, как

озоновый слой, защищающий Землю от прямых солнечных излучений. "Утоньшение"

этого слоя, происходящее в последние годы (т.н. озоновые дыры), может

привести планету к необратимым катастрофическим последствиям.

Как объект природы - леса, в соответствии с лесным законодательством, - это

крупные, большие древесные сообщества с соединенными кронами деревьев. Леса -

важный экономический ресурс. Леса также выполняют климаторегулирующую роль,

вырабатывают кислород, их называют "легкими планеты". Небольшие группы

деревьев, одиночные деревья, лесополосы к лесам не относятся, хотя также

выполняют защитную роль (от ветровой и водной эрозии).

Иная растительность - древесно-кустарниковая, не отнесенная к лесам

(например, плодовые растения, лечебные травы, водоросли, иная водная

растительность, ягоды, грибы и другие дары леса, степные ковыли, кактусы,

лесополосы).

В качестве объектов природы выступают экологические системы (экосистемы). Под

ними понимаются сообщества живых организмов и ареалы их существования

(территории, акватории), которые в силу неразрывных причинно-следственных

связей образуют единое целое. К ним относятся, например, киты и другой

животный мир в определенных частях Мирового океана, морские акватории и

лежбища моржей. Такие участки, как правило, объявляются заповедниками. Многие

другие заповедники по существу также представляют собой экосистемы. Недра -

это земли, расположенные ниже почвенного покрова или дна водоемов и доступные

для освоения (геологического изучения, разработки).

Недрами называют также их участки - как используемые, так и неиспользуемые;

пустоты, подземные воды.

Животный мир - различные виды зверей, птиц и др., обитающих в естественной среде

(земные, земноводные, водные животные). Их состав определяется Законом

Российской Федерации о животном мире. Охрана сельскохозяйственных и других

домашних животных, а также обитателей зоопарков, вольеров, океанариумов,

аквариумов осуществляется другим специальным законодательством

[7].

Разновидностью животного мира являются микроорганизмы. Это - тоже природный

объект, подлежащий охране. Помимо болезнетворных (от них надо охранять

природные объекты, животных, человека) есть микроорганизмы, которые помогают

лечить почву, деревья, животных и человека (например, производимые из обычной

плесени).

Одним из природных объектов, нуждающихся в защите и охране, в т.ч. правовой,

является генетический фонд. Это понятие применимо к совокупностям (видам,

подвидам) растительного и животного мира. Человек юридически не считается

элементом природной среды, но можно говорить о генофонде народа, нации,

который характеризуется определенными признаками (крепость "тела и духа",

здоровье, сила, способность приспосабливаться к среде обитания, не теряя при

этом врожденных качеств). Деградация же природной среды может приводить и

приводит к необратимым изменениям не только растений, животных, но и

человека, к появлению мутантов, т.е. особей с несвойственными генетическими

признаками.

В последние годы заметно ухудшилось здоровье населения, особенно молодежи (на

примере ежегодных призывов в армию, когда выявляется много лиц, не пригодных

к службе); снизились возраст жизни, рождаемость, увеличились смертность,

бесплодие женщин, число рожденных уродов. В качестве причины здесь выступают

как естественные, так и отрицательные социальные нагрузки на окружающую

природную среду. Это - серьезная проблема.

К числу особо охраняемых объектов, территорий относятся государственные

природные заповедники, заказники, национальные и природные парки,

дендрологические парки и ботанические сады, памятники природы, редкие и

находящиеся под угрозой исчезновения животные и растения, которые заносятся в

Красную книгу Российской Федерации, ее субъектов (имеется также Международная

Красная книга). Под особой охраной находятся также лечебно-курортные,

оздоровительные местности, защитные и зеленые зоны, защитные леса. В

Российской Федерации и в некоторых ее субъектах приняты законодательные акты

об особо охраняемых территориях, объектах.

Окружающая природная среда подлежит защите одновременно и в отношении

отдельных объектов (природоресурсовое законодательство), и как единый

экологический комплекс.

Библиография

НПА

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12

декабря 1993 г.)

Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.)

Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (Нью-

Йорк, 9 мая 1992 г.)

Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования

средств воздействия на природную среду (Женева, 10 декабря 1976 г.)

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16

ноября 1972 г.)

Международная Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью (Лондон, 12

мая 1954 г.)

Межправительственное соглашение государств - участников СНГ "О контроле за

трансграничной перевозкой опасных и других отходов" (Москва, 12 апреля 1996

г.)

Межправительственное соглашение государств - участников СНГ от 8 февраля 1992

г. О взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"

Федеральный закон от 5 июля 1996 г. N 86-ФЗ "О государственном регулировании

в области генно-инженерной деятельности" (с изм. и доп. от 12 июля 2000 г.)

Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель"

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"

(с изм. и доп. от 15 апреля 1998 г.)

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире"

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных

территориях"

Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных

ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"

Комментарий к Закону Российской Федерации об охране окружающей природной

среды (по разделам) (под ред. Боголюбова С.А.)

“Основы права” под ред. В. В. Лазарева, М. 1996

“Теория государства и права” под ред. Кутафина, М. 1994

"Частно-правовые институты и нормы в системе экологического законодательства"

(Новикова Е., "Российская юстиция", 1999, N 5)

"Природоохранные вопросы предпринимательской деятельности" (Козырин Н.,

"Хозяйство и право", 1997, N 6)

Экологическое страхование: теория и практика (А.Л. Бажайкин,

"Законодательство", N 8, август 2000 г.)

"Право граждан на информацию об окружающей среде" (Казанцев В.,"Российская

юстиция", 2000, N 1)

Ограничения прав на природные ресурсы (Павлов П., "Российская юстиция", 1999,

N 8)

[1] Конституция Российской Федерации

(принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

[2] Комментарий к Закону Российской

Федерации об охране окружающей природной среды (по разделам) (под ред.

Боголюбова С.А.)

[3] “Теория государства и права” под ред. Кутафина, М. 1994

[4] Комментарий к Закону Российской

Федерации об охране окружающей природной среды (по разделам) (под ред.

Боголюбова С.А.)

[5] Экологическое страхование:

теория и практика (А.Л. Бажайкин, "Законодательство", N 8, август 2000 г.)

[6] Ограничения прав на природные

ресурсы (Павлов П., "Российская юстиция", 1999, N 8)

[7] "Природоохранные вопросы

предпринимательской деятельности" (Козырин Н., "Хозяйство и право", 1997, N 6)

Страницы: 1, 2, 3