Курсовая: Экологическая функция государства на примере России
выдача разрешений на отдельные виды природопользования, выбросы и сбросы
вредных веществ, захоронение токсичных отходов;
принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении экологически
вредной деятельности;
разрешение споров в области охраны окружающей природной среды;
организация охраны памятников природы и иных особо охраняемых природных
территорий;
экологическое воспитание, образование, просвещение;
обеспечение населения необходимой экологической информацией;
II. Права и полномочия граждан и общественных объединений в сфере экологии
Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия
окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью,
аварий, катастроф, стихийных бедствий
[3].
Это право обеспечивается:
планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по
предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей
природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф,
стихийных бедствий;
социальным и государственным страхованием граждан, образованием
государственных и общественных резервных и иных фондов помощи, организацией
медицинского обслуживания населения;
предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в условиях
благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды;
возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного
здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных
вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф;
государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и
соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к
ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения
экологической безопасности населения.
Граждане обязаны:
принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования
природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества
окружающей природной среды, своим личным трудом оберегать и приумножать
природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе,
экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего
поколения.
Граждане имеют право:
создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды,
фонды и иные общественные формирования в области охраны окружающей природной
среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые
сбережения;
принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях,
петициях, референдумах по охране окружающей природной среды, излагать свое
мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями по вопросам охраны
окружающей природной среды, требовать их рассмотрения;
требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и
достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее
охране;
требовать в административном или судебном порядке отмены решений о
размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации
экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении
деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние
на окружающую природную среду и здоровье человека;
ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и
граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и
имуществу граждан экологическими правонарушениями.
Экологические и иные общественные объединения, выполняющие экологические
функции, имеют право:
разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы,
защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую
культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной
природоохранительной деятельности;
за счет своих средств и добровольного трудового участия населения выполнять
работы по охране и воспроизводству природных ресурсов и улучшению окружающей
природной среды, оказывать всемерное содействие государственным органам в
борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства, создавать
общественные фонды по охране окружающей природной среды и расходовать их на
проведение экологических мероприятий;
рекомендовать своих представителей для участия в государственной
экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов,
проводить общественную экологическую экспертизу, требовать в административном
или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации
экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении или
перепрофилировании их деятельности;
требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о
загрязнении окружающей природной среды, мерах ее охраны;
организовывать собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, петиции,
сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов,
референдумов;
требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с
изложением экологической платформы в средствах массовой информации;
ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц,
предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и
имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями.
Экологическая деятельность общественных объединений проводится в полном
соответствии с их уставами и законодательством Российской Федерации и
республик в составе Российской Федерации.
Государство гарантирует экологическим и иным общественным объединениям,
выполняющим экологические функции, гражданам возможность реализации
предоставленных им прав в области охраны окружающей природной среды в
соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе
Российской Федерации.
III. Экономические механизмы охраны окружающей природной среды
Экономический механизм охраны окружающей природной среды имеет своими задачами:
планирование и финансирование природоохранных мероприятий;
установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов
загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных
ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду,
размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам
налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и
ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении
других эффективных мер по охране окружающей природной среды
[4];
возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной
среде и здоровью человека.
Государственные природоохранительные органы Российской Федерации совместно с
органами государственной статистики, природопользователями ведут
количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья,
определяют их социально-экономическую оценку.
На государственные природоохранительные органы возлагается ведение
государственного земельного, водного, лесного кадастров, государственных
кадастров недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и
объектов.
Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и
природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-
экономического развития на основе государственной экологической программы, с
учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов.
Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей
природной среды производится за счет:
республиканского бюджета Российской Федерации, бюджетов республик в составе
Российской Федерации, бюджетов автономной области, автономных округов,
областей, краев и местных Советов народных депутатов;
средств предприятий, учреждений и организаций;
федерального, республиканских, краевых, областных, местных экологических фондов;
фондов экологического страхования;
кредитов банков;
добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а
также других источников.
Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей
природной среды в федеральном, республиканских и других бюджетах выделяется
отдельной строкой и обеспечивается материально-техническими ресурсами.
Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по
территориям и представляют собой установленные предприятиям-
природопользователям на определенный срок объемы предельного использования
(изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в
окружающую природную среду и размещения отходов производства.
Лимиты на природопользование устанавливаются предприятиям-
природопользователям специально уполномоченными на то государственными
органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды,
исходя из необходимости поэтапного достижения нормативных объемов
использования (изъятия) природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и
сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нормативных
объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки в
регионе.
Срок достижения нормативных объемов природопользования и лимиты по годам
устанавливаются в соответствии с утвержденными показателями государственных и
региональных экологических программ.
Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за
загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.
Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность,
животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:
за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия
взимается за:
выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды
загрязнения в пределах установленных лимитов;
выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды
загрязнения сверх установленных лимитов.
Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ,
размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в
бесспорном порядке: 90 процентов - на специальные счета внебюджетных
государственных экологических фондов, 10 процентов - в доход республиканского
бюджета Российской Федерации для финансирования деятельности территориальных
органов государственного управления в области охраны окружающей природной
среды.
IV. Государственные экологические фонды
Для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления потерь в
окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других
природоохранительных задач создается единая система внебюджетных
государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический
фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды.
Фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений,
организаций, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан, в том
числе:
платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду,
размещение отходов и другие виды загрязнения;
сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические
правонарушения;
средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно
добытой с их помощью продукции;
полученных в виде дивидендов процентов по вкладам, банковским депозитам, от
долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и
иных юридических лиц;
инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан.
Средства экологических фондов зачисляются на специальные счета учреждений
банков и распределяются в следующем порядке:
60 процентов - на реализацию природоохранных мероприятий местного
(городского, районного) значения;
30 процентов - на реализацию природоохранных мероприятий республиканского,
краевого, областного значения;
10 процентов - на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения.
Экологические фонды расходуются на оздоровление окружающей природной среды,
населения, проведение мер и программ по охране окружающей природной среды,
воспроизводство природных ресурсов, научные исследования, внедрение
экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, выплату
компенсационных сумм гражданам на возмещение вреда, причиненного здоровью
загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями на окружающую природную
среду, развитие экологического воспитания и образования, иные цели, связанные
с охраной окружающей природной среды.
Запрещается расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с
природоохранительной деятельностью.
Общественные фонды охраны окружающей природной среды образуются за счет
средств населения, добровольных взносов и пожертвований общественных
объединений и других источников. Указанные фонды создаются общественными
экологическими объединениями, профессиональными союзами Российской Федерации
и расходуются исключительно на охрану окружающей природной среды. Порядок
образования и расходования указанных фондов определяется общественными
объединениями, учредившими данные фонды.
V. Экологическое страхование
В Российской Федерации осуществляется добровольное и обязательное
государственное экологическое страхование предприятий, учреждений,
организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай
экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.
Фонды экологического страхования используются на прогнозирование,
предотвращение и ликвидацию последствий экологических и стихийных бедствий,
аварий и катастроф.
Порядок экологического страхования и использования фондов устанавливается
Правительством Российской Федерации.
В Российской Федерации осуществляется стимулирование рационального
природопользования и охраны окружающей природной среды путем
[5]:
установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим
предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным,
при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств,
использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности,
обеспечивающей природоохранительный эффект;
освобождения от налогообложения экологических фондов;
передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под
процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для
реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих
веществ;
установления повышенных норм амортизации основных производственных
природоохранительных фондов;
применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
введения специального налогообложения экологически вредной продукции, а также
продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;
применения льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций
независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей
природной среды.
VI. Нормирование качества окружающей природной среды
Нормирование качества окружающей природной среды производится с целью
установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную
среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение
генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и
воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития
хозяйственной деятельности.
Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, а также методы их
определения утверждаются специально уполномоченными на то государственными
органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды,
санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития
науки и техники с учетом международных стандартов.
Страницы: 1, 2, 3
|