бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Экологическая функция государства на примере России бесплатно рефераты

выдача разрешений на отдельные виды природопользования, выбросы и сбросы

вредных веществ, захоронение токсичных отходов;

принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении экологически

вредной деятельности;

разрешение споров в области охраны окружающей природной среды;

организация охраны памятников природы и иных особо охраняемых природных

территорий;

экологическое воспитание, образование, просвещение;

обеспечение населения необходимой экологической информацией;

II. Права и полномочия граждан и общественных объединений в сфере экологии

Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия

окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью,

аварий, катастроф, стихийных бедствий

[3].

Это право обеспечивается:

планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по

предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей

природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф,

стихийных бедствий;

социальным и государственным страхованием граждан, образованием

государственных и общественных резервных и иных фондов помощи, организацией

медицинского обслуживания населения;

предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в условиях

благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды;

возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного

здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных

вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф;

государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и

соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к

ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения

экологической безопасности населения.

Граждане обязаны:

принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования

природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества

окружающей природной среды, своим личным трудом оберегать и приумножать

природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе,

экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего

поколения.

Граждане имеют право:

создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды,

фонды и иные общественные формирования в области охраны окружающей природной

среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые

сбережения;

принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях,

петициях, референдумах по охране окружающей природной среды, излагать свое

мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями по вопросам охраны

окружающей природной среды, требовать их рассмотрения;

требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и

достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее

охране;

требовать в административном или судебном порядке отмены решений о

размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации

экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении

деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние

на окружающую природную среду и здоровье человека;

ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и

граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и

имуществу граждан экологическими правонарушениями.

Экологические и иные общественные объединения, выполняющие экологические

функции, имеют право:

разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы,

защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую

культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной

природоохранительной деятельности;

за счет своих средств и добровольного трудового участия населения выполнять

работы по охране и воспроизводству природных ресурсов и улучшению окружающей

природной среды, оказывать всемерное содействие государственным органам в

борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства, создавать

общественные фонды по охране окружающей природной среды и расходовать их на

проведение экологических мероприятий;

рекомендовать своих представителей для участия в государственной

экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов,

проводить общественную экологическую экспертизу, требовать в административном

или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации

экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении или

перепрофилировании их деятельности;

требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о

загрязнении окружающей природной среды, мерах ее охраны;

организовывать собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, петиции,

сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов,

референдумов;

требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с

изложением экологической платформы в средствах массовой информации;

ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц,

предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и

имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями.

Экологическая деятельность общественных объединений проводится в полном

соответствии с их уставами и законодательством Российской Федерации и

республик в составе Российской Федерации.

Государство гарантирует экологическим и иным общественным объединениям,

выполняющим экологические функции, гражданам возможность реализации

предоставленных им прав в области охраны окружающей природной среды в

соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе

Российской Федерации.

III. Экономические механизмы охраны окружающей природной среды

Экономический механизм охраны окружающей природной среды имеет своими задачами:

планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов

загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных

ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду,

размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам

налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и

ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении

других эффективных мер по охране окружающей природной среды

[4];

возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной

среде и здоровью человека.

Государственные природоохранительные органы Российской Федерации совместно с

органами государственной статистики, природопользователями ведут

количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья,

определяют их социально-экономическую оценку.

На государственные природоохранительные органы возлагается ведение

государственного земельного, водного, лесного кадастров, государственных

кадастров недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и

объектов.

Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и

природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-

экономического развития на основе государственной экологической программы, с

учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов.

Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей

природной среды производится за счет:

республиканского бюджета Российской Федерации, бюджетов республик в составе

Российской Федерации, бюджетов автономной области, автономных округов,

областей, краев и местных Советов народных депутатов;

средств предприятий, учреждений и организаций;

федерального, республиканских, краевых, областных, местных экологических фондов;

фондов экологического страхования;

кредитов банков;

добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а

также других источников.

Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей

природной среды в федеральном, республиканских и других бюджетах выделяется

отдельной строкой и обеспечивается материально-техническими ресурсами.

Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по

территориям и представляют собой установленные предприятиям-

природопользователям на определенный срок объемы предельного использования

(изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в

окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Лимиты на природопользование устанавливаются предприятиям-

природопользователям специально уполномоченными на то государственными

органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды,

исходя из необходимости поэтапного достижения нормативных объемов

использования (изъятия) природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и

сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нормативных

объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки в

регионе.

Срок достижения нормативных объемов природопользования и лимиты по годам

устанавливаются в соответствии с утвержденными показателями государственных и

региональных экологических программ.

Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за

загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность,

животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия

взимается за:

выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды

загрязнения в пределах установленных лимитов;

выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды

загрязнения сверх установленных лимитов.

Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ,

размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в

бесспорном порядке: 90 процентов - на специальные счета внебюджетных

государственных экологических фондов, 10 процентов - в доход республиканского

бюджета Российской Федерации для финансирования деятельности территориальных

органов государственного управления в области охраны окружающей природной

среды.

IV. Государственные экологические фонды

Для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления потерь в

окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других

природоохранительных задач создается единая система внебюджетных

государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический

фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды.

Фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений,

организаций, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан, в том

числе:

платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду,

размещение отходов и другие виды загрязнения;

сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические

правонарушения;

средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно

добытой с их помощью продукции;

полученных в виде дивидендов процентов по вкладам, банковским депозитам, от

долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и

иных юридических лиц;

инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан.

Средства экологических фондов зачисляются на специальные счета учреждений

банков и распределяются в следующем порядке:

60 процентов - на реализацию природоохранных мероприятий местного

(городского, районного) значения;

30 процентов - на реализацию природоохранных мероприятий республиканского,

краевого, областного значения;

10 процентов - на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения.

Экологические фонды расходуются на оздоровление окружающей природной среды,

населения, проведение мер и программ по охране окружающей природной среды,

воспроизводство природных ресурсов, научные исследования, внедрение

экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, выплату

компенсационных сумм гражданам на возмещение вреда, причиненного здоровью

загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями на окружающую природную

среду, развитие экологического воспитания и образования, иные цели, связанные

с охраной окружающей природной среды.

Запрещается расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с

природоохранительной деятельностью.

Общественные фонды охраны окружающей природной среды образуются за счет

средств населения, добровольных взносов и пожертвований общественных

объединений и других источников. Указанные фонды создаются общественными

экологическими объединениями, профессиональными союзами Российской Федерации

и расходуются исключительно на охрану окружающей природной среды. Порядок

образования и расходования указанных фондов определяется общественными

объединениями, учредившими данные фонды.

V. Экологическое страхование

В Российской Федерации осуществляется добровольное и обязательное

государственное экологическое страхование предприятий, учреждений,

организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай

экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.

Фонды экологического страхования используются на прогнозирование,

предотвращение и ликвидацию последствий экологических и стихийных бедствий,

аварий и катастроф.

Порядок экологического страхования и использования фондов устанавливается

Правительством Российской Федерации.

В Российской Федерации осуществляется стимулирование рационального

природопользования и охраны окружающей природной среды путем

[5]:

установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим

предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным,

при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств,

использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности,

обеспечивающей природоохранительный эффект;

освобождения от налогообложения экологических фондов;

передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под

процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для

реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих

веществ;

установления повышенных норм амортизации основных производственных

природоохранительных фондов;

применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

введения специального налогообложения экологически вредной продукции, а также

продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;

применения льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций

независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей

природной среды.

VI. Нормирование качества окружающей природной среды

Нормирование качества окружающей природной среды производится с целью

установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную

среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение

генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и

воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития

хозяйственной деятельности.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, а также методы их

определения утверждаются специально уполномоченными на то государственными

органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды,

санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития

науки и техники с учетом международных стандартов.

Страницы: 1, 2, 3