бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Культура поведения бесплатно рефераты

p align="left">Какие правила поведения ушли в прошлое, а какие остались в современной жизни?

Даже не соблюдая правил этикета, каждый из нас может выделить в общей массе человека культурного, воспитанного, в присутствии которого автоматически хочется вести себя достойно. Каждый из нас способен выделить человека некультурного, невоспитанного, невежественного, которого принято называть хамом.

«… существует в этикете понятие хамство, это один из пороков человека, невежественного в нравственном отношении. Хам не чувствует душевного состояния другого человека, он способен сыпать соль на сердечные раны; громко стучать грязными сапогами там, где нужно затаить дыхание; ломиться в дверь, когда надо тихонько и незаметно отойти на цыпочках от этой двери; смеяться, когда всем грустно» В. Сухомлинский.

Подводя итоги, нам необходимо сделать следующий вывод: что в человеке важнее: его внутренняя духовная организация или внешняя форма его поведения?

Прекрасно, если в человеке душа, мысли, лицо, одежда говорят о внутренней культуре, но без воспитания внешних форм поведения не может быть внутренней культуры. Человеку обычно гораздо легче дать волю своим желаниям, эмоциям, порывам. И только культурный человек не позволит себе проявить свои аффекты прилюдно.

Наверное, необходимо человека учить элементарным правилам вежливости, учить вести себя так, а не иначе. И тогда даже человек не очень тонкой душевной организации не будет сыпать соль на раны и стучать грязными сапогами не потому, что понимает состояние другого стучать грязными сапогами не потому, что понимает состояние другого человека, сочувствует ему, а просто потому, что культурный человек не должен этого делать нигде, никогда, ни при каких обстоятельствах.

Отсутствие воспитания, незнание внешних форм поведения, может сыграть злую шутку даже с замечательным человеком.

«В человеке плохо воспитанном отвага становится грубостью, ученость педантизмом, остроумие шутовством, простота неотесанностью, добродушие - лестью» Д.Локк.

Что может являться для нас сигналом, показывающим реакцию на наше поведение: хорошо мы себя ведем или плохо?

Известный физиолог Ухтомский, долгие годы исследовавший поведение человека, определил, что поступками нашими, нашим поведением руководит доминанта - «… особый настрой всех первичных центров организма …, на правленый на какую-то одну мысль, какое-то одно действие». Именно доминанта « держит в своей власти все поле душевной жизни человека»…И одной из самых трудных, самых ценных и самых человеческих считал Ухтомский « доминанту на лицо другого человека». Он считал, что эту доминанту нужно воспитывать с младенчества, для того, чтобы хотеть и уметь видеть лицо другого человека, уметь понимать его состояние, считаться с ним.

Нам всем нужна доброта и сочувствие, внимание и предупредительность, мы обижаемся на резкое слово, но часто не замечаем, как грубим сами. Каждый может ответить на доброе слово улыбкой, пропустить вперед женщину или придержать дверь, чтобы она не ударила вслед идущего, сохранять доброжелательный тон даже при споре, уметь выслушать не перебивая.

Все это не мелочи, а хорошие манеры, та культура поведения, которая и есть забота об окружающих вас людях.

Так давайте улыбнемся, друг другу, сгладим неловкость, остановим нетерпение и грубость.

Ведь еще Сенека считал: «Не хотим - вот причина, не можем - только предлог».

Лекция 3 (4 часа)

Внешний вид человека

Вопросы:

1. Верна ли пословица: «По одежке встречают…»?

2. Насколько важно иметь «внешний вид»?

3. Что мы понимаем под выражением «внешний вид»?

4. Как вы оцениваете желание человека выделиться из толпы своим внешним видом?

В нашем ежедневном общении с разными людьми не бывает мелочей. Так внешний вид человека играет огромную роль. Психологи отмечают склонность людей давать оценку достоинствам и недостаткам человека на основании одной только внешности, поскольку она воспринимается как неотъемлемая характеристика личности.

«Хотя справедливости ради, следует сказать, что сознанием люди понимают независимость личностных свойств человека от особенностей его внешнего облика. Но в жизни, вопреки этому пониманию, люди в 85 случаях из 100 свое отношение к человеку, как к личности, в первые моменты общения строят на основе внешнего впечатления» Психолог А. Панферов.

Внешнее впечатление

Физическая красота. Внешний вид.

1. Лицо. Одежда. Опрятность.

2. Фигура. 1. Мода. Недопустимо:

3. Рост. 2. Стиль. 1. Грязная,

4. Волосы. 3.Соответствие с возрастом. неопрятная

5. Глаза. 4.Соответствие с ситуацией одежда и местом. 2. Грязная обувь.

3. Грязные волосы.

4. Остатки маникюра.

Обаяние.

5. Запах немытого тела

1. Выражение лица.

2. Манеры.

3. Поведение:

а) заинтересованное, б) культурное.

Итак, отношение к человеку, как к личности, только в первые моменты общения обусловлено эстетической привлекательностью. Когда же люди лучше узнают друг друга в процессе общения и совместной деятельности, впечатление о человеке, основанное только на внешнем облике, может либо подтвердиться, либо измениться. Это происходит потому, что в совместной деятельности люди полнее обнаруживают свою сущность, свои достоинства и недостатки. Кроме того, на наши отношения начинают влиять: профессионализм, общественное положение, отношение к людям.

Говоря о внешнем виде человека, имеют в виду не только его опрятность, обаяние, физическую красоту, но и умение одеваться в соответствии с модой и со своим возрастом.

Что же такое мода?

«Мода - это кратковременная форма стандартизованного массового поведения, возникающая стихийно под влиянием доминирующих в данном обществе настроений, вкусов, увлечений.

Выступая в роли регулятора человеческого общения, мода является своеобразным дополнением к традициям и обычаям, неофициально узаконивается властью массовой привычки и охраняется силой общественного мнения» Словарь И.С. Кона.

Значит мода - это всеобщая потребность и всеобщий интерес к чему-то, возникающая как увлечение большинства. Она разная у разных возрастных групп и трансформируется с возрастом, вкусом возможностями.

Может ли нам не нравиться мода?

Конечно! Не обязательно следовать моде, чтобы быть хорошо одетым. Более того, мода очень изменчива и дает лишь общие установки, а уж что годится именно для вас, каждый должен решать сам.

Бесспорно, в одежде, как и во всем, нужна мера.

«Чувство меры - это не какая-нибудь серенькая середина, не оставляющая никакого впечатления. Это точное попадание в цель. Когда нужно чувство меры подскажет: нужно много, нужно чуть-чуть и т.д.» Искусствовед И.А. Андреева.

Можно добавить: чувство меры - это умение правильно выбирать: сколько цветов, деталей, отделок в одном предмете одежды будет красиво, как их сочетать и т.д. Важно учитывать место и время, окружающую обстановку, ситуацию, людей, с которыми вы будете общаться.

Готовых рецептов нет, ведь каждый человек индивидуален у каждого свой вкус, свое чувство меры, свой стиль. Одни люди очень быстро подхватывают элементы новой моды (коротко - длинно; узко - широко; смена цвета волос). Другие медлят, прежде чем внесут эти новые элементы в свой облик. Они очень осторожны, ждут, когда мода стабилизируется, определится более четко. Конечно, молодые люди смелее, менее консервативны, быстрее подхватывают новые требования моды.

Сами модельеры всегда предостерегают от слепого копирования. Необходимо учитывать, пойдет ли модель вам, с учетом вашей фигуры, возраста, профессии, образа жизни (худые - статные; спорт - отдых; работа - вечерний туалет).

Вкус и чувство меры позволят определить, кому, что и куда надеть.

Кроме следования моде, кроме удачного макияжа, необходимо еще и поддерживать в хорошем состоянии собственное тело. Гигиена и спортивная форма не только улучшают внешний вид, но и повышают веру в себя, добавляют хорошего настроения.

Доказано, что человек, удовлетворенный своим внешним видом, чувствует себя уверенно как в личной, так и в профессиональной деятельности.

Тест: «Все ли вы делаете для того, чтобы хорошо себя чувствовать?»

Лекция 4 (4 часа)

Культура деловых отношений.

Культура делового разговора

Этика делового общения

Разговор по телефону

Деловой разговор - это устный речевой контакт между людьми, связанными интересами дела. Он создает необходимые условия для сотрудничества, способствует установлению и развитию отношений между конкурентами, клиентами, партнерами и т. д.

Такая речь имеет свою лексико-грамматическую специфику.

В деловой разговорной практике используется большое количество выдержек из специфической документации, особых стандартов профессионального лексикона.

Основные требования к деловому разговору

Первое и непременное требование к деловому разговору - правильность речи говорящих. Поэтому надо постоянно следить за правильным произношением и ударением (валовой, оптовый, эксперт).

К явным недостаткам речи относится наличие слов-паразитов: «так», «так сказать», «понимаете», «значит», «вот», «это самое», «блин» и так далее. Они вызывают раздражение.

Еще хуже, если в речи без надобности повторяются одни и те же слова. Это создает впечатление ее бедности и монотонности.

Дурная привычка пересыпать свою речь мудреной, непонятной для слушателя лексикой. Это мешает взаимопониманию между собеседниками.

Краткость - важнейшее требование к деловой речи. Это означает, что говорящий не злоупотребляет временем и терпением слушателя, но и умеет избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора.

Одна из разновидностей многословия - тавтология - повторение того же самого другими словами: « в августе месяце», «схематический план», «пять человек шахтеров», «семь штук трансформаторов».

Известно, что «каждый слышит то, что понимает». Поэтому следует максимально заботиться о доступности речи. Рекомендуется использовать вспомогательный материал речи: определения, сравнения, примеры.

Очень важны сравнения, они служат одной цели - сделать более ясными и убедительными мысли.

Аналогии - сравнения двух явлений из различных областей, разного порядка.

Пример - приближает предмет к слушателю. Он должен быть конкретным.

В речи очень важен подбор первых эффектных фраз, содержащих интригующую информацию или очень интересные для аудитории факты, которые сразу приковывают к себе внимание.

Одним из средств передачи информации являются жесты. Положение и движение рук стали наиболее характерными для выражения наших переживаний. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Но они должны быть адекватны содержанию речи, соответствовать ему, подчеркивая некоторые смысловые элементы.

При этом следует помнить:

1. Жестикуляция не должна быть непрерывной.

2. Управляйте жестами.

3. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях.

4. Количество и интенсивность жестов должны соответствовать характеру речи и аудитории.

Мимика. Тесно связана с эмоциями и позволяет человеку догадаться о переживаемых человеком чувствах радости, печали, напряжения или покоя. Выражение лица играет огромную роль в общении, обеспечивая эмоциональный контакт между собеседниками.

Улыбка. Является универсальным средством невербального общения. При встрече улыбка снимает настороженность первых минут, способствует спокойному, уверенному общению и создает положительный настрой.

Взгляд - это первый шаг на пути к собеседнику. Взгляд очень красноречив и выражает самые различные чувства и состояния. Он может быть жестким, колючим, добрым, радостным, открытым, враждебным, ласковым, вопрошающим, блуждающим, открытым.

Техника говорения включает в себя понятие темпа речи. Скорость речи весьма разнообразна. Большинство ораторов произносят от 120 до 150 слов в минуту.

Недостатки: 1) торопливость выдает робость;

2) вялость - флегматичность, лень.

Пауза. Выполняет психологическую задачу. Ею можно заинтриговать, привлечь внимание, вызвать интерес.

Итак, мы рассмотрели основной ораторский инструментарий, который может быть полезен в разговоре деловых людей. В заключение несколько наиболее общих советов к ведению делового разговора, которые являются кратким обобщением всего ранее изложенного.

1. Говорите только тогда, когда есть, что сказать, и когда вы уверены в важности или полезности вашей речи.

2. Старайтесь делать необычное начало и яркий, запоминающийся финал т. к. лучше всего запоминается то, что с краю.

3.Речь должна быть ограничена предметом выступления, и опираться на строго проверенные факты.

4. Не останавливайте взгляд на отдельных лицах. Скользите взглядом по отдельным слушателям. Это привлекает внимание и расположение слушателей.

5. Возбуждайте внимание слушателей. Ожидание вызывает интерес.

6. Используйте весь ораторский инструментарий (жест, темп речи, паузу и т. д.).

7. Имейте в запасе юмористические истории, байки, анекдоты, которые всегда выручат в трудную минуту.

8. Приспосабливайте аргументы к личности своего собеседника. Избегайте простого перечисления фактов, вместо этого излагайте преимущества или последствия, вытекающие из этих фактов.

9. Не забывайте, что излишняя убедительность вызывает сопротивление со стороны собеседника, особенно если у него агрессивная натура.

Плохо: Лучше:

Я считаю,… Вы не находите, что…

Я могу это доказать,… Сейчас вы сможете убедиться…

Вы, конечно, не знаете,…Вам, конечно, известно, что...

Вы должны признать…Вы сможете добиться…

10.Кроме того, не следует забывать, что никакие советы и правила не помогут, если вы не будете проявлять искренность и доброжелательность в общении.

Этика делового общения

Первое правило этики делового общения - будьте во всем пунктуальны.

Опоздания любого сотрудника мешают работе, кроме того, они свидетельствуют о том, что на этого человека нельзя положиться. Для делового человека очень важно умение рассчитывать время, необходимое для выполнения того или иного задания.

Второе правило этики делового общения - не говорите лишнего.

Любой сотрудник обязан хранить секреты своей организации. Это правило касается всех дел фирмы или учреждения: от кадровых до технологических, Это же относится и к разговорам сослуживцев об их личной жизни.

Третье правило этики делового общения - в бизнесе думайте не только о себе, но и о других.

Нельзя успешно вести дела, не учитывая мнения и интересов партнеров, клиентов, покупателей. Часто причинами неуспеха в делах становятся проявление эгоизма, зацикленности на своих интересах, стремление навредить конкурентам, даже сослуживцам, чтобы выдвинуться в рамках собственного предприятия. Стремитесь всегда терпеливо выслушивать собеседника, учитесь уважать чужое мнение и понимать его, избавляйтесь от нетерпимости к инакомыслию. Никогда не унижайте оппонента, имейте в виду, что рано или поздно вы столкнетесь с человеком, который будет вынужден поступить с вами также.

Четвертое правило деловой этики - одевайтесь, как принято.

Главное - одеваться соответственно вашему окружению на службе, не выбиваясь из контингента работников вашего уровня. Ваша одежда должна демонстрировать ваш вкус.

Еще несколько правил поведения от Д. Карнеги:

Шесть правил, соблюдение которых позволяет нравиться людям.

Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми.

Правило 2. Улыбайтесь.

Правило 3. Помните, что имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5