бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Правовая охрана окружающей природной среды в городах - (реферат) бесплатно рефераты

p>Разрешительные функции в области охраны окружающей среды и здоровья человека санэпидслужба выполняет в трех формах: 1) выдача заключений на размещение предприятий и сооружений, их технико-экономическое и экологическое обоснование, на ввод объектов в эксплуатацию; 2) разрешение на применение химических и иных токсических веществ в отдельных отраслях народного хозяйства; 3) ведение регистра потенциально опасных химических и биологических веществ. Надзорная функция состоит в организации систематической проверки соблюдения санитарного законодательства предприятиями, учреждениями, организациями и жителями города. Через сеть своих контрольных пунктов (постов наблюдения, лабораторий) санэпидслужба определяет степень превышения установленных норм выбросов загрязняющих веществ и в

необходимых случаях сообщает местным и республиканским органам. Контрольная функция санэпидслужбы выражается в осуществлении социально-гигиенического мониторинга. Это—государственная система наблюдения, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения в связи с состоянием среды обитания человека. На основе сведений этой системы формируется банк данных о здоровье населения, тенденциях его развития под воздействием окружающей среды.

Решения, принимаемые санэпидслужбой в пределах своей компетенции, являются обязательными для исполнения всеми органами представительной и исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Должностные лица санэпидслужбы имеют право в пределах своей компетенции и по вопросам своего ведения посещать предприятия и организации, требовать представления соответствующих данных о соблюдении санитарных норм и предельно допустимых концентраций вредных веществ, давать обязательные к исполнению указания.

Так же как и другие органы надзора, санэпидслужба вправе принять решение о приостановлении, ограничении, прекращении деятельности объекта, о наложении административного штрафа, передаче материалов дела органам следствия, предъявлении в суде или арбитражном суде иска о возмещении ущерба. В своей деятельности санэпидслужба сотрудничает с представительными и исполнительными органами власти, а также специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды—городскими комитетами по охране окружающей среды Минприроды, архитектурно-строительными отделами Госстроя РФ, постами и пунктами наблюдения Роскомгидромета, государственной автомобильной инспекцией.

    § 5. Охрана зеленой растительности в городах

Зеленая растительность, произрастающая в городах, составляет существенную часть их окружающей среды. От ее насыщенности зависит качество окружающей среды. Вся зеленая растительность в пределах городской черты подразделяется на две группы: лесная и нелесная растительность.

К лесам, согласно ст. 2 Основ лесного законодательства РФ, относится растительность, произрастающая в городах на землях лесного фонда (городские леса, лесопарки, лесные массивы, входящие в городскую черту). Они находятся в ведении и управлении местной администрации и федеральных органов лесного хозяйства—Рослесхоза. Городские леса могут находиться в собственности государства или муниципальной собственности. Конкретная форма собственности городских лесов определяется по взаимному соглашению федеральных органов власти и местной администрации.

Порядок пользования городскими лесами регулируется правилами, которые утверждаются республиканскими, краевыми или областными органами лесного хозяйства. Согласно Основам лесного законодательства, городские леса относятся к особо охраняемым лесам первой группы. В них запрещается заготовка древесины, рубка леса для промышленных или бытовых целей, разрешается проведение санитарных рубок, рубок ухода за лесом, реконструкция лесных пород.

По своему целевому назначению городские леса выполняют две основные функции —экологическую и культурно-оздоровительную. Экологическая функция городских лесов состоит в обеспечении чистоты городского массива, пополнении города запасами кислорода, оказании влияния на погоду и климат городских поселений. Культурно-оздооровительная функция выражается в использовании населением лесов для укрепления здоровья, отдыха, туризма, спорта (ст. 50 Основ лесного законодательства). По согласованию с органами лесного хозяйства местные органы представительной и исполнительной власти вправе принимать решения об организации на территории лесного фонда города национального природного парка, заказника, об объявлении тех или иных природных объектов памятниками природы. Вместе с тем местным органам города, так же как и органам лесного хозяйства, запрещено использовать земли городского лесного фонда не по назначению (например для строительства жилых домов, дач, иных капитальных сооружений). Перевод лесных площадей в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, производится только с разрешения органов управления лесным хозяйством области, края, республики, согласованного с органами охраны окружающей природной среды.

Для городских лесов действуют общие экологические требования, предъявляемые при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, способных оказать экологически вредное влияние на состояние лесов. Места строительств таких объектов, их проекты заранее согласовываются с исполнительными органами субъектов Федерации и органами охраны окружающей природной среды. К нелесной растительностив городах (ст. 2 Основ лесного законодательства) принадлежат деревья и группы деревьев, произрастающих на городских землях, не отнесенных к лесному фонду. По своему целевому назначению такая растительность подразделяется на защитную, озеленительную, декоративную, плодово-ягодную и прочую. Защитная растительность выполняет охранительные функции вокруг промышленных предприятий (санитарно-защитные зоны), источников водоснабжения, жилых домов и культурных учреждений. Озеленительные насаждения выполняют экологические функции, защищая воздух от пыли, грязи, вредных газов, обогащая его кислородом, обеспечивая благоприятный ландшафтный фон окружающей человека среде. Декоративная растительность чаще всего предназначена для выполнения эстетических задач. Плодовая растительность помимо экономической выполняет также декоративную и эстетическую функции.

Собственность на нелесную растительность определяется статусом землепользователя. Парки, скверы, ботанические, зоологические сады, дендрологические парки в городах являются муниципальной собственностью и находятся в ведении и распоряжении исполнительных органов власти, функции непосредственного управления пользованием зеленой растительностью выполняют разные органы в зависимости от целевого назначения земель. Так, парки, зоопарки находятся в ведении управлений (отделов) культуры; скверы, дендрологические парки—управлений (отделов) озеленительного хозяйства; плодово-ягодные, озеленительные и другие деревья, находящиеся на землях граждан, являются их собственностью. Земельный кодекс РСФСР (ст. 74) обязывает всех собственников, пользователей либо арендаторов земельных участков проводить комплекс необходимых работ по благоустройству и озеленению земель города* и поселков. Организации и граждане обязаны сохранять зеленые насаждения в соответствии с существующими правилами и поддерживать закрепленную за ними территорию в требуемом санитарном и противопожарном состоянии. По действующему законодательству за уничтожение, повреждение защитной и другой растительности, не входящей в лесной фонд, виновные лица несут ответственность как за уничтожение, повреждение лесов особо охраняемых территорий (ст. 84 Основ лесного законодательства). Например, по действующим с 1992 г. таксам (постановление Правительства РФ от 5 февраля 1992 г. , № 67) для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный лесному хозяйству, за незаконную порубку, уничтожение деревьев до степени прекращения роста по иску органов лесного хозяйства и решению суда взыскивается десятикратная таксовая стоимость древесины незаконно срубленных, уничтоженных деревьев, семикратная стоимость древесины при незаконном уничтожении или повреждении до степени прекращения роста. Подобная ответственность относится к разновидности гражданско-правовой ответственности. Помимо нее виновное лицо или организация привлекаются к административной ответственности в виде наложения административного штрафа. Штраф взыскивается по решению горлесхоза с правом обжалования в суд.

Зеленой растительностью, произрастающей на придомовых, дачных, садовых участках (являющейся частной собственностью), граждане распоряжаются по своему усмотрению, если, разумеется, они не посягают на интересы других собственников и задачи охраны окружающей природной среды.

    § 6. Государственный экологический контроль за охраной
    окружающей среды городов

Компетенция территориальных городских органов охраны окружающей среды обозначена в двух законодательных документах—в Законе РСФСР об органах самоуправления в РСФСР и Законе РФ об охране окружающей природной среды (ст. 10).

На основе Конституции РФ и федеративного договора, где области природопользования и охраны окружающей среды, экологической безопасности объявлены сферой совместной компетенции Федерации и субъектов федерации, субъекты Федерации вправе с учетом собственного правового регулирования вносить те или иные дополнения в компетенцию органов экологического управления и их структуру.

Анализ структуры комитетов охраны окружающей среды (иногда они называются комитетами охраны природы, экологии и природопользования) показывает, что в крупных городах (областных, краевых центрах, столицах республик) они имеют трех-пятизвенную структуру: планово-координационный центр, нормативный отдел, отдел контрольно-инспекционный и экологической экспертизы, городской экологический фонд, отдел пропаганды (информации).

Для Комитета охраны окружающей среды города свойственны следующие функции: учетная: учет природных ресурсов города и их изменения, выбрасываемых отходов и мест по их размещению;

планово-координационная: планирование городских природоохранительных мероприятия на основе координации экологической деятельности отраслевых природоохранных служб; нормировочная: разработка нормативов выбросов, сбросов вредных веществ для предприятий, норм захоронения твердых отходов, определение платежей за пользование ресурсами и загрязнение окружающей среды;

инспекционная: организация проверки и контроля за выполнением экологических нормативов и эколого-правовых норм;

финансовая: формирование внебюджетного экологического фонда и контроль его расходования; информационная: экологическое просвещение, воспитание, экологическая информация населения; разрешительная: выдача разрешений, лицензий на размещение вредных веществ, на специальное и обособленное водопользование, вывоз за рубеж некоторых видов животного мира, выброс вредных веществ, проведение государственной экологической экспертизы; контрольная — довольно широкая функция, зависящая от местных условий, а именно: В области охраны земель Комитет по охране окружающей среды ведет контроль за рациональным использованием земель, обоснованностью отводов для хозяйственного строительства сельскохозяйственных земель; вместе с Роскомземом учитывает деградированные и загрязненные земли, принимает меры по их восстановлению; совместно с органами Госкомсанэпиднадзора ведет учет и регистрацию потенциально опасных химических и биологических веществ.

В области охраны недр Комитет выдает разрешение на поиск и разработку общераспространенных полезных ископаемых, вместе с Комитетом РФ по водному хозяйству выдает лицензии на специальное и обособленное водопользование; совместно с Комитетом по геологии и использованию недр выдает разрешения на разработку подземных вод и водопотребление.

В области охраны вод Комитет совместно с Комитетом по водному хозяйству выдает разрешение на специальное и обособленное водопользование поверхностными водами; совместно с центрами санэпиднадзора дает разрешение на сброс сточных вод, ведет контроль за соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ в водоемы. В области охраны лесов Комитет совместно с городским лесхозом устанавливает объем вырубки древесины сообразно ее годовому приросту (расчетная лесосека), определяет лесопользователей и лесозаготовителей, утверждает объемы работ по воспроизводству леса и ведению лесного хозяйства.

В области охраны животного мира Комитет совместно с районными органами охоты определяет объемы отстрела диких зверей и птиц, вместе с районным комитетом по охране окружающей среды утверждает мероприятия по охране и воспроизводству дикого животного мира в районе.

В области охраны рыбных запасов вместе с районными, городскими или межрайонными инспекторами рыбной охраны утверждают порядок проведения любительского и спортивного рыболовства, список рыбохозяйственных водоемов, лимиты вылова рыбы и их видов.

В области охраны атмосферного воздуха совместно с центрами санэпиднадзора устанавливает лимиты выбросов вредных веществ, их суточные нормативы, утверждает размеры платежей за загрязнение в экологические фонды, проверяет соблюдение предприятиями и организациями выполнение нормативов выбросов вредных веществ.

В области санитарной охраны окружающей среды совместно с центрами санэпиднадзора Комитет определяет места для размещения, складирования и захоронения производственно-бытовых отходов.

Вместе со средствами массовой информации, учебными заведениями, центрами культуры Комитет организует пропаганду экологических знаний, осуществляет экологическую информацию населения.

Законом РФ об охране окружающей природной среды (ст. 84) Комитетам охраны окружающей среды и органам санэпиднадзора предоставлено право привлекать виновных организаций и лиц за совершение экологических правонарушений к административной ответственности в виде штрафа. Право наложения административного штрафа предоставлено должностным лицам Комитета без обращения в суд или комиссию.

По роду своей деятельности Комитет находится в постоянном взаимодействии с другими отделами, управлениями, службами города, которые занимаются отраслевыми либо функциональными вопросами охраны городской среды. Основными среди них являются службы земельных ресурсов, водного хозяйства, охраны лесов и нелесной городской растительности, гидрометеоконтроля, внутренних дел, атомного надзора и ядерной безопасности (см. схему на с. 461).

§ 7. Правовая охрана окружающей среды закрытого административно-территориального образования

Закрытым административно-территориальным образованием (ЗАТО)признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по переработке, изготовлению, хранению, утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

ЗАТО рассматривается как административно-территориальная единица со своими органами управления. Такой единицей может быть город, поселок городского типа, отдельно функционирующий объект (станция, установка и т. п. ). Правовой режим ЗАТО определяется Законом РФ, принятым 14 июля 1992 г. Согласно ему, ЗАТО образуется по решению высших представительных органов Российской федерации по вопросам обеспечения особого режима и находится в ведении федеральных органов государственной власти'.

Особый режим безопасного функционирования предприятий и иных объектов в ЗАТО диктует установление ограничений на въезд и постоянное проживание граждан, образование контролируемых зон на границе района или внутри его, ограничения полетов, другие ограничения, которые могут вводиться местной администрацией. Земли ЗАТО могут включать в себя земли городов, поселков и сельских населенных пунктов. Земли, занимаемые предприятиями и иными объектами, находятся в федеральной собственности, земли, используемые для удовлетворения местных нужд, образуют муниципальную собственность. По мере надобности местная администрация может выделять земельные участки с особым режимом землепользования. Органы государственной исполнительной власти принимают меры по предоставлению гражданам земельных участков внутри ЗАТО или за его пределами для занятия садоводством, огородничеством, для дачного или жилищного строительства. Органы местного самоуправления ЗАТО координируют деятельность предприятий и организаций при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения при авариях и катастрофах и принимает меры по спасению жизни и охране здоровья людей при чрезвычайных обстоятельствах. Местные органы через центры санитарно-эпидемиологической службы и органы государственного экологического контроля ведут контроль за выполнением санитарных и экологических норм безопасности и состоянием окружающей среды, информируют о результатах подобных проверок.

Финансирование ЗАТО осуществляется по многим источникам: отчисления из федерального бюджета, субсидии из местных средств, льготы по налогам. Не менее 10 % от затрат на производственное строительство направляются на социально-экономическое развитие территории, в том числе на охрану здоровья и экологию.

Граждане, проживающие и работающие в ЗАТО, подлежат обязательному бесплатному государственному страхованию на случай причинения ущерба их жизни, здоровью и имуществу из-за радиационного или иного воздействия при аварии на предприятиях и иных объектах. При ликвидации предприятия или перепрофилировании производства высвобождаемые работники имеют право на досрочный (но не менее чем за два года) выход на пенсию.

    § 8. Правовой режим зеленых зон городов

Закон РФ об охране окружающей природной среды (ст. 67) устанавливает общее правило: вокруг городов и промышленных поселков выделяются пригородные зеленые зоны. Они включают пригородные леса, лесопарковые защитные пояса, выполняют средозащитные (экологические) санитарно-гигиенические, рекреационные, оздоровительные функции.

Особенностью их правового режима, отмеченной в Законе, является запрет хозяйственной деятельности, отрицательно влияющей на экологическую обстановку. Организация зеленых зон городов регламентируется в государственном стандарте (ГОСТ 17. 5. 3. 01—78. Состав и размер зеленых зон городов).

Зеленые зоны выделяются для городов с населением свыше 100 тыс. человек. Их минимальный размер—10 га лесопарковой части на 1 тысячу человек. Максимальный размер зоны для городов с населением свыше 500 до 1 млн человек— 25 га на 1 тыс. человек. Леса зеленых зон относятся к первой группе. Территория, занимаемая зеленой зоной, образуется на землях лесного фонда, расположенных за городской чертой. В составе такой зоны учитываются зоны санитарной охраны курортов, источников водоснабжения, защитных полос вдоль железных и автомобильных дорог. Для городов, где отсутствует лесная растительность, зеленые зоны создаются искусственным путем на землях, не пригодных для сельского хозяйства. Контроль за состоянием лесов зеленых зон городов ведут соответствующие лесхозы, ведающие и управляющие этой частью лесного фонда. Ответственность за незаконное уничтожение или повреждение древесно-кустарниковой растительности зеленых зон наступает как за лесонарушения, совершенные в лесах первой группы. Согласно ч. 1 ст. 169 УК РСФСР за самовольную порубку древесно-кустарниковой растительности зеленых зон городов, если сумма ущерба превышает один размер минимальной оплаты труда, виновные лица привлекаются к уголовной ответственности, если сумма ущерба менее указанной суммы—наступает административная ответственность в виде штрафа в объеме кратного размера минимальной оплаты труда.

По постановлению Правительства РФ от 5 февраля 1992 г. № 67 с виновных в незаконном уничтожении, повреждении лесной растительности зеленых зон по решению суда, арбитражного суда взыскивается ущерб— 10-кратная таксовая стоимость древесины. По решению местной администрации хозяйственное или жилищное строительство, причиняющее вред лесному хозяйству зеленой зоны, отрицательно влияющее на выполнение ею средозащитных и экологических функций, иные хозяйственные действия или рекреационная деятельность с подобными последствиями могут быть приостановлены либо прекращены, а причиненные убытки взысканы по решению суда, арбитражного суда.

Страницы: 1, 2