бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Правовая охрана окружающей природной среды в городах - (реферат) бесплатно рефераты

Правовая охрана окружающей природной среды в городах - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Правовая охрана окружающей природной
    среды в городах
    Содержание
    Введение
    1. Понятие и состав территории городов стр. 2
    2. Законодательство о градостроительстве стр. 3

3. Экологические требования в планировании и застройке городов стр. 4

    4. Санитарная охрана окружающей среды городов стр. 6
    5. Охрана зелёной растительности в городах стр. 8

Государственный экологический контроль за охраной окружающей среды городов стр. 10

    7. Правовая охрана окружающей среды закрытого
    административно-территориального образования стр. 11
    8. Правовой режим зелёных зон городов стр. 14
    Введение

Современный город —большой социальный организм, включающий комплекс эколого-экономических, географических, архитектурно-строительных, культурно-бытовых особенностей. Такие особенности естественных и экономических факторов, действующих в городах, формируют качественно новую среду обитания, где наряду, а порой и вместо естественных экосистем функционируют и развиваются антропогенные связи. В городах сейчас проживает более половины жителей России. Города становятся самыми загрязненными участками государственной территории. В воздушный бассейн городов ежегодно поступает 50 млн т загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников выбросов, что составляет до 300 кг на каждого жителя России в год. По промышленным выбросам лидирующее место занимают города, где в 10 и более раз превышена предельно-допустимая норма концентрации вредных веществ (Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Красноярск, Новокузнецк, Череповец, Братск, Березники и др. ).

    § 1. Понятие и состав территории городов

Понятие крупных или малых городов в законодательстве не определено. Каждый раз этот вопрос решается самостоятельно. В целом же все населенные пункты на территории России подразделяются на две категории: города и поселки городского типа; сельские населенные пункты. Отнесение населенных мест к конкретному разряду населенных пунктов находится в ведении федерации.

Для признания населенного пункта городом требуется два условия: численность населения, постоянно проживающего в населенном пункте, не менее 12 тыс. человек и его социальный состав—не менее 85% проживающих должны составлять рабочие или служащие. В иных случаях населённый пункт признается сельским (если большинство его жителей занимается сельских хозяйством) либо рабочим поселком (если большинство его жителей заняты в промышленности или на транспорте), дачным поселком (если большинство его жителей используют данный населенный пункт в качестве базы для отдыха) или курортным поселком (если не менее половины его жителей являются приезжающими для отдыха или лечения).

Земли, (сходящиеся в пределах городской черты (поселковой черты), считаются городскими землями. Вся земельная территория города подразделяется на четыре категории земель:

земли городской застройки, общего пользования, специального назначения, городские угодья.

Земли городской застройкисостоят из земель, застроенных и отведенных под застройку жилья, административными, культурно-бытовыми зданиями, сооружениями. К землям общего полыхания ягородах относятся площади, улицы, дороги, набережные, места отдыха (сады, парки, водоемы, пляжи). Таким землям принадлежит территория, занятая под полигоны для захоронения неутилизированных и нетоксичных промышленных и бытовых отходов, а также мусороперерабатывающими предприятиями.

Земли специального назначениягородов включают территории, занятые предприятиями промышленности, транспорта, а также для нужд радиовещания, телевидения, космоса, энергетики, обороны, Городские угодьявключают четыре вида территорий: I) земли, используемые для сельского хозяйства (городские колхозы, совхозы, фермерские хозяйства), для садоводства, огородничества, животноводства (земли граждан и их объединений); 2) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (дендропарки, зоопарки, ботанические сады, лесопарки, памятники природы, национальные парки, природные заповедники, курорты, базы отдыха, историко-архитектурные заповедники, музеи и т. д. ); 3) часть городских земель, богатая общераспространенными полезными ископаемыми, отводится для их разработки и добычи предприятиям и гражданам; 4) остальные земли городов, входящие в городскую черту, могут относиться к числу неудобных земель для застройки и использования либо состоять в резерве для дальнейшего расширения городского строительства.

Все земли, обслуживающие местные нужды, представляют собой муниципальную собственность. Она находится в полном ведении и управлении муниципальных органов. Но из этого общего правила есть два исключения. К муниципальной собственности не относятся земли и природные ресурсы федерального и республиканского, областного, краевого значения. С учетом данных исключений к муниципальной собственности города относятся все земельные участки, занятые объектами местного значения, предприятиями местной промышленности, сооружениями города. Городу также принадлежат на праве собственности участки недр для разработки общераспространенных полезных ископаемых, лесные участки городских лесов (муниципальные леса), замкнутые водоемы, рыбные запасы и дикие животные, птицы, обитающие в муниципальных лесах и водоемах.

Субъектами права на землю в городах выступают граждане, их объединения, предприятия, организации и учреждения. В зависимости от вида городских земель и субъекта права на землю земельные участки предоставляются местной администрацией в собственность или пользование, аренду гражданам, в пользование или аренду юридическим лицам.

Многообразие форм землепользования и множественность субъектов права на землю характерны в первую очередь для земель городской застройки. Земли же общего пользования имеют одного собственника—муниципалитет (местную администрацию). Возведение капитальных строений разрешается только в рамках их целевого назначения (например дворцов, домов культуры, кинотеатров и т. п. ). Во временное пользование эти земли могут передаваться гражданам и юридическим лицам для возведения временных сооружений (палаток, киосков, павильонов).

На землях специального назначения земельные участки предоставляются в пользование или аренду предприятиям, организациям, гражданам для ведения предпринимательской деятельности. На землях сельскохозяйственного использования в городах земельные участки могут передаваться в частную собственность гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, для занятия садоводством, животноводством, в пользование—для огородничества. Вместе с тем городские сельскохозяйственные земли могут использоваться и для других надобностей (например для добычи песка, глины, камня и других общераспространенных полезных ископаемых).

На особом месте находятся городские земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного значения. На их территории запрещается любая деятельность, противоречащая их целевому назначению. Разрешается строительство лишь административных зданий и производственных помещений, непосредственно связанных с целевым назначением земель.

    § 2. Законодательство о градостроительстве

Под градостроительствомпонимается деятельность по пространственному расселению населения, развитию городов и других поселений, созданию условий для их территориального устройства, здоровой и безопасной среды обитания людей.

Головным законодательным актом в области градостроительства является Закон РФ об основах градостроительства в Российской Федерации. Он определяет основные направления градостроительной деятельности, среди которых приоритетное значение получают экологические показатели—экологически безопасное развитие городов, рациональное землепользование и охрана природы, развитие курортных, санаторных и рекреационных территорий (ст. 2).

Положения о градостроительстве, заложенные в данном За- , коне, конкретизируются в серии других законодательных актов. В частности, Земельный кодекс РСФСР (ст. 70. —79) дает нормативную характеристику отдельных категорий городских земель, Закон РФ об охране окружающей природной среды (ст. 49) выдвигает экологические требования по трем направлениям градостроительства: планирования, планировки и застройки городов; санитарной охране городов; охране защитно-озеленительной растительности и зеленых зон.

Закон РСФСР о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения содержит развернутые санитарно-эпидемиологические требования в области градостроительства. Они касаются планировки и застройки городов, санитарной охраны окружающей среды, размещения производственных и бытовых отходов, организации санитарно-защитных зон и т. д.

Для эколого-правового регулирования отношений градостроительства важное значение имеют положения Закона РСФСР о собственности в РСФСР, где называются природные объекты, входящие в муниципальную собственность. Это повторяется в ст. 59 Закона РСФСР о местном самоуправлении, в Законе РФ о краевом, областном Совете народных депутатов, краевой, областной администрации дается характеристика полномочий краевой, областной и городской администрации по регулированию экологических отношений в градостроительстве. На основе законодательных и подзаконных актов разрабатываются градостроительные нормы к правила, градостроительная документация.

Градостроительные нормативы —комплекс количественных и качественных показателей, регулирующих разработку и реализацию градостроительной документации с учетом экономических, демографических, природно-климатических, санитарно-гигиенических, противопожарных, экологических требований и условий развития городов. Они разрабатываются Госстроем с участием органов санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля, городской администрации.

Госстрой совместно с органами санитарно-эпидемиологического надзора утверждает правила застройки городов и других населенных пунктов, Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями (1978 г. ), Правила контроля воздуха населенных пунктов (1977 г. ) и др. Первичными звеньями градостроительного регулирования служит градостроительная документация. Закон РФ об основах градостроительства (ст. 6) называет девять основных градостроительных документов. Среди них генеральная схема расселения и природопользования, генеральные планы городов и других поселений; проекты планировки и застройки городов, территориальные кадастры городов.

§ 3. Экологические требования в планировании и застройке городов

Каждый город или поселок городского типа должны иметь три вида плановой документации: генеральный план развития (реконструкции), проекты планировки и застройки города, его отдельных частей, кварталов; план земельно-хозяйственного устройства города.

На состояние окружающей среды непосредственное влияние оказывают генеральные планы развития (реконструкции) городов. Они разрабатываются на 25—30 лет с выделением соответствующих периодов и утверждаются вышестоящими организациями. Генеральные планы строительства и реконструкции Москвы, Санкт-Петербурга, крупных областных и краевых центров утверждает Правительство РФ, каждые пять лет они уточняются по мере изменения условий развития города. При разработке генеральных планов городов и других документов на их основе основополагающее значение имеют три принципа— зональности, экологической безопасности, рациональной организации территории. Принцип зональностиозначает подразделение всей территорий города, входящей в планируемое пространство, на четыре блока—промышленный, жилой, культурно-бытовой, рекреационный. Требования экологической безопасности предполагают учет градостроительных нормативов на размещение дорог, жилых и административных зданий, зон отдыха, санитарных нормативов предельно допустимых концентраций и выбросов, сбросов вредных веществ, на размещение санитарно-защитных зон, складирования отходов и т. п. На основе генеральных планов городов разрабатываются проекты планировки и застройки города и его отдельных частей. Закон обязывает, чтобы планировка и застройка городов и всех других населенных пунктов предусматривала создание наиболее благоприятных условий для жизни, отдыха и здоровья населения. Комплексное благоустройство городов должно быть подчинено одной задаче—предупреждению и ликвидации вредного и опасного влияния факторов окружающей среды на условия жизнедеятельности человека.

Предоставление земельных участков для размещения объектов жилищного и промышленного строительства, утверждение проектной и сметной документации, строительство и ввод в эксплуатацию независимо от форм собственности и подчиненности производится только при наличии положительного заключения органов экологического и санитарно-эпидемиологического контроля и надзора. Это незыблемое правило является гарантией соблюдения экологической безопасности человека. Если такое правило не соблюдается, то предприятия, организации или граждане обязаны приостановить работы по проектированию и строительству объектов, а в случае невозможности выполнения санитарно-экологических требований—полностью их прекратить. Характерно, что одновременно с приостановлением, прекращением работ закон требует прекращения их финансирования учреждениями банка.

Планы земельно-хозяйственного устройства городов предусматривают размещение коммуникационных связей, обеспечивающих подачу электроэнергии, воды, тепла населению и сброс дождевых вод и отходов. Они разрабатываются и реализуются в соответствии с санитарными нормами и правилами под контролем санитарно-эпидемиологической службы города.

Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1993 г. о государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства вся градостроительная документация (генеральные планы, проекты планировки и застройки городов, планы земельно-хозяйственного устройства и т. д. ) подлежит обязательной государственной экспертизе в Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое РФ (Главгосэкспертизе России)'. Подобная экспертиза проводится с участием Минэкономики, Минприроды и Минтруда России. В зависимости от источника финансирования проекты строительства утверждаются Госстроем Федерации либо архитектурно-строительными комитетами республик, краев, областей. Проекты, реализуемые за счет собственных средств, утверждаются заказчиком, разумеется, после экспертного заключения органов экологического и санитарного контроля и надзора.

Названные виды градостроительного планирования касаются в основном архитектурно-строительного облика города или поселка, но они не раскрывают содержания общественных отношений. Решению этих проблем посвящены другие виды городского планирования. К ним относятся комплексные планы социально-экономического развития города; территориальные комплексные схемы охраны окружающей среды города; различные целевые научно-технические программы.

Планы социально-экономического развития определяют перспективу города на ближайшие 5—10 лет с учетом строительства, реконструкции, перепрофилирования предприятий и расширения культурно-бытовой сферы, жилищного строительства. Территориальные комплексные схемы охраны окружающей среды (ТКСООС) городов служат основным документом, предшествующий разработке планов социально-экономического развития городов. Они составляют информационно-методическую и нормативно-техническую базу этих планов. Основное назначение данных схем—разработать меры по предупреждению и устранению потерь в природной среде в связи с хозяйственным и социальным развитием города, расширением его территории.

Для решения этой задачи ТКСООС городов сочетают территориальный подход к организации природоохранительной деятельности с отраслевыми мерами по охране и рациональному использованию отдельных природных объектов и ресурсов—земель, вод, лесов, воздушного бассейна. Целевые научно-технические программы по охране окружающей среды городов (города) сконцентрированы на решении одной или нескольких взаимосвязанных экологических проблем—по чистоте воздушного бассейна, охране питьевой воды, защите природного и культурного наследия, рекультивации земель, озеленению территории. Финансирование природоохранных мероприятий производится за счет отчислений, которые поступают в городские экологические фонды (в размере 60% от сумм, отчисляемых предприятиями за загрязнение).

    § 4. Санитарная охрана окружающей среды городов

Санитарной охранойокружающей среды называется деятельность органов санитарно-эпидемиологического надзора по охране жизни и здоровья граждан от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Головной организацией в области санитарного надзора является Государственный комитет Российской федерации по санитарно-эпидемиологическому надзору (Госкомсанэпиднадзор России). Одновременно с нимдействуют санитарно-надзорные службы в воинских частях, предприятиях военно-промышленного комплекса, войсках и подразделениях МВД и других формированиях закрытого типа.

Цель санитарной охраны —обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, т. е. такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и есть благоприятные условия для его деятельности. (ст. 1 Закона РСФСР о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения). На долю крупных городов приходится основная масса загрязнения воды и воздуха. Так, в 14 городах России (Барнаул, Братск, Волгоград, Екатеринбург, Кемерово, Магнитогорск, Москва, Новосибирск, Омск, Хабаровск и т. д. ) ПДК воздуха превышает в 10 раз. По объему выбросов сточных вод из 15 крупных городов на первом месте стоит Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Самара, Новосибирск, Ярославль, Казань и др. Госкомсанэпиднадзор России, его центры в республиках, краях, областях, городах и районах, научно-исследовательские учреждения, лаборатории и другие учреждения составляют систему органовсанитарно-зпидемиологической службыроссийской Федерации. Свои задачи санэпидслужба выполняет путем санитарного нормирования, выполнения разрешительных, надзорных и контрольных функций'. Санитарное нормированиеокружающей среды выражается в установлении предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, радиоактивных излучений, шума, вибрации, вредного воздействия магнитных полей и других физических, химических, биологических воздействий.

Страницы: 1, 2