бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Охрана труда - (реферат) бесплатно рефераты

p>ются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а работающим в особо вредных условиях труда предоставляется бесплатно лечебно-профилакти ческое питание (ст. 151 КЗоТ) .

    Рабочие горячих цехов обеспсчиваются бесплатно газиро

ванной соленой водой. Цехи и производственные участки, на которые распространяется это правило, устанавливаются орга нами санитарно-эпидемиологическога надзора по согласованию с администрацией (ст. 152 КЗоТ)

    К выполнению некоторых тяжелых и вредных работ допуска

ются только лица, не имеющие противопоказаний к этому, что должно быть подтверждено медицинским освидетельствованием Перечень этих работ утверждается Правитсльством РФ с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональны ми союзами в лице их соответствующих органов и иными уполно моченными работниками представительными органами. Субъкты российской Федерации вправе дополнять перечень таких работ (ст. 6 Основ законодательства РФ об охране труда).

    На этих работах запрещено применение труда женщин дето
    - 12

родного возраста и лиц в возрастс до 21 года; эта норма зак реплена в ч. 1 ст. 6 Основ, однако она будет введена в дейс твие с 1 июля 1996 г. До этого запрещено принимать на ука занные работы женщин детородного возраста и несовершеннолет них, а для работающих в особо вредных и особо опасных усло виях труда этка норма уже вступила в силу.

    При обнаружении у работника признаков профессионального

заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воз действия вредных или опасных производственных факторов рабо тодатель на основании медицинского заключения должен пере вести его на другую работу (ст. 6 Основ) .

    Выявление и учет несчастных случаев на производстве

имеют принципиальное значение и должны строго фиксироваться. Правительству поручено разработать и утвердить новое положе ние о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, привести его в соответствие с действующим за конодательством.

    Поскольку сфера охраны труда относится к единой госу

дарственной политике, создание здоровых и безопасных условий труда гарантируется всем работающим, независимо от форм собственности.

     2ОХРАНА ТРУДА ЖЕНЩИН
    В соответсвии со ст. 19 Конституции России мужчинаи
    - 13

женщина имеют равные права и свободы и ранные возможности для их реализации. Однако физиологические особенности женщи ны, ее детородная функция не могут не наложить отпечаток на объем ее прав в прощессе осуществлсния трудовой деятельнос ти.

    Ограничения при выполнении тяжелых работ, подъеме тя

жестей предоставление перерывов для кормления грудного ре бенка дополнительный отпуск по уходу за ним и другие льготы предоставляемые нашим трудовым и социальным законодательст вом, направлены на то, чтобы действительно обеспечить мужчи не и женщине равные возможности в обществе.

    Все эти нормы для облегчения их усвоения следует клас
    сифицировать на две группы:
    1) распространяющиеся на всех женщин;
    2) распространяющиеся на беременных женщин и матерей,
    имеющих малолетних детей.
    К первой группе относятся нормы, запрещающие применение

труда женщии на тяжелых и подземных работах, на работах с вредными условиями труда согласно специальному перечню.

    На подземных работах в горнодобывающей промышленности и

строительстве подземных сооружений женщины могут выполнять только нефизическую работу и работу по санитарному и бытово му обслуживанию.

    Установлены предельные нормы переноски и передвижения

тяжестей для женщин. В случае подъема и перемещения тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) - 10 кг. Если подъем и перемещение тяжестей осуществляется постоянно

    - 14

в течение рабочей смены - 7 кг. В массу поднимаемого и пере мещаемого груза включается и вес тары и упаковки.

    Специальные правила охраны труда установлены для женщин
    - трактористок и шоферов на грузовых автомашинах
    На промышленных предприятиях, широко применяющих женс

кий труд, должны быть созданы условия для санитарно-бытового обслуживания женщин (комнаты личной гигиены, душевые и т. д) Труд женщин ограничен в ночное время. Только в тех от

раслях, где это вызывается особой необходимостью, он может быть разрешен в качестве временной меры.

    Женщинам, работающим в сельской местности, предоставля

ется ется по. их желанию один дополнительный выходной день в месяц без сохранения зарплаты (ст. 163 КЗоТ).

    Для беременных женщин и матерей малолетних детей уста

новлены дополнительные гарантии: в отношении приема на рабо ту-запрещено увольнение по инциативе администрации беремен ных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, а одиноких матерей - при наличии у них ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет (ст. 170 КЗоТ); перевод беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, на более легкую работу (ст. 164 КЗоТ), льготы и гарантии в области рабочего времени и време ни отдыха, в том числе право на дополнительные отпуска (ст. 49 161 - 163, 165 - 169 КЗоТ), а также в области социального страхования (ст. 165, 172, 240 КЗоТ).

    - 15
     2ОХРАНА ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
    Лица, не достигшие 18 лет (несовершеннолетние), в тру

довых правоотношениях приравниваются в правах к совершенно летним вместе с тем в интересах охраны их здоровья, посколь ку организм несовершеннолетнего еще не окреп, этим лицам ус танавливаются дополнительные льготы. Прежде всего запрещено применение их труда на работах с тяжелыми, вредными или опасными условиями, а также на подземных работах. Перечень этих работ, как уже отмечалось, вместе с предельными нормами переноски или передвижения тяжестей предложено разработать Правительству Российской Федерации с учетом коноультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в ли це их соответствующих органов и иными уполномоченными работ никами, представительными органами.

    Кроме этого, лица моложе 18 лет не могут привлекаться к
    работам:
    а) выполняемым вахтовым методом;
    б) по совместительству,
    в) связанным с производством, хранением и торговлей
    спиртными напитками;
    г) связанным с обслуживанием материальных ценностей и

предполагающим заключение договора о полной материальной от ветственности.

    Несовершеннолетние принимаются на работу лишь после
    - 16

предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинс кому смотру.

    Для несовершеннолетних установлены специальные правила

трудоустройства (ст. 181 КЗоТ), дополнительные гарантии при увольнении (ст. 183 КЗоТ), льготы и гарантии в области рабо чего времени и времени отдыха (ст. 43, 54, 67, 74, 177, 178 КЗоТ), оплаты труда (ст. 179 КЗоТ).

     2ОХРАНА ТРУДА ЛИЦ С ПОНИЖЕННОЙ
     2ТРУДОСПОСОБНОСТЬЮ
    Действующее законодательство допускает ограничения в

трудовой деятельности для пенсионеров и инвалидов только в том случае, если состояние здоровья препятствует ей.

    Более того, законодатель предусматривает для них льготы

и дополнительные гарантии, которые можно классифицировать на две группы:

    1) не зависящие от того, где работают инвалиды и пенси
    онеры по старости;
    2) только для работающих на предприятиях, в цехах и на

участках, предназначенных для использования труда этих лиц. К льготам первой группы относятся специальные правила

    - 17

трудоустройства инвалидов, а также льготы и гарантии в об ласти рабочего времени и времени отдыха (ст. 157 КЗоТ) .

    На предприятиях, в цехах и на участках, предназначенных

для использования труда пенсионеров и инвалидов, администра ция по согласованию с профсоюзным комитетом вправе уменьшать им нормы выработки. Для инвалидов 1 и 2 групп установлено сокращенное рабочее время (36 часов в неделю).

    Пенсионерам по старости и инвалидам I и II групп по их

желанию предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до двух месяцев.

     2НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
     2О ТРУДЕ И ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА
    Конституция в качестве основных прав граждан закрепила

право на охрану здоровья (ст. 41), в том числе право работ никам на здоровые и безопасные условия труда. Не менее важны и другие права в самой распространенной сфере человеческих отношений - сфере труда. В условиях обеспечения законности на практике существует целая система органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства в этой об ласти, обязанности предприятий, учреждений и организаций созданию соответствующих безопасных условий для работников,

    - 18
    Цель этих органов прежде всего - не допустить наруше

ний. В этой связи уполномоченные органы участвуют в приемке, сдаче выстроенных зданий и сооружений, требуя устранения в случаях выявления отклонений, теми или иными способами восс танавливают нарушенные права и привлекают виновных к ответс твенности.

    В зависимости от субъектов, осуществляющих надзор и

контроль, принято считать, что надзорные функции носят преи мущественно властный государственный характер, они осущест вляются государственными органами; контроль в большей мере связан с общественными функциями - профсоюзами, хотя законо дательство использует термин "контроль" и применительно к государственным органам.

    Органы надзора, обладая определенными властными полно

мочиями, вправе не только проводить соответствующие проверки на поднадзорных и подконтрольных обьектах, но и давать адми нистрации юридические обязательные указания об устранении выявленных нарушений или воздержании от принятия тех или иных решений. Неисполнение администрацией указаний влечет за собой определенные правовые последствия. Ее решения призна ются недействительными, нарушенные права работника подлежат восстановлению, а виновные должностные лица привлекаются к ответственности.

    Ст. 244 КЗоТ, перечисляя соответствующие органы надзора
    и контроля.
    Надзор и конроль за соблюдением законодательства о тру
    де и охране труда осуществляют:
    - 19
    1) государственный надзор и контроль на предприятиях, в
    учреждениях, организациях независимо от форм собс
    твенности и подчиненности специально уполномоченные
    на то государственные органы и инспекции в соответс
    твии с федеральными законами;
    2) профессиональные союзы, а также состоящие в их веде
    нии техническая и правовая инспекции труда - соглас
    но положениям об этих инспекциях (в ред. Закона Рос
    сийской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1
    Ведомости Съезда народных депутатов Российской Феде
    рации и Верховного Совета Российской Федерации,
    1992, N 41, ст. 2254).
    Высший надзор за точным и единообразным исполнением за

конов о труде осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами.

    Законодательство. различает следующие формы надзора и

контроля: предварительный, текущий и последующий. Цель пред варительного состоит в том, чтобы предупредить и не допус тить принятия незаконных решений. Последующий надзор и конт роль должны выявить уже допущенные нарушения трудового зако нодательства и восстановить нарушенные права. Текущий надзор и контроль обусловлены их повседневностью, в процессе чего могут быть как предупреждены, так и выявлены уже допущенные нарушеиия.

    Как уже упоминалось, ст. 244 КЗоТ перечисляет спецально

уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий,

    - 20
    учреждений, организаций и их вышестоящих органов.
    В эту систему входят:
    - Федеральный горный и промышленный иадзор России (Гос

гортех-надзор России) и его органы осуществляют на местах надзор в области безопасности работ в добывающих и перераба тывающих отраслях промышленности, при эксплуатации объектов повышенной опасности, магистралъных трубопроводов, при обра щении с вредными и опасными веществами, при перевозке опас ных грузов железнодорожным транспортом.

    - Федеральный надзор России по ядерной и радиационной_0

безопасности (Гасатомнадзор России) и его органы осуществля уют надзор за безопасностью при производстве и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ изделий на их основе.

    - Органы Государственного энергетического надзора осу

ществляют надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок.

    - Органы Государственного и пожарного надзора, входящие в

систему МВД РФ, осуществляют надзор за соблюдением правил и норм, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей на случай пожара, обеспечение предприятий средстнами противопожарной защиты и пожарной техникой других правил пожарной безопасности.

    - Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор России

(Госсанэпидиадзор России) и его органы на местах, Осущест вляют надзор за соблюдением гигиенических норм и санитар

    - 21

но-противоэпидемических правил, проведением санитарно-проти воэпидемических мероприятий и мероприятий по предупреждению и ликвидации профессиональных и инфекционных заболеваний проведением мероприятий по гигиеническому воспитанию населе ния.

    Осуществляют надэор и общественный контроль за соблюде

нием законодательства о труде и правил по охране труда проф союзы (ст. 244 КЗоТ). Однако переданные в свое время, еще в 1933 г. в связи с ликвидацией наркомата труда, функции над зора и контроля профсоюзам недавно вновь были возвращены го сударственным органам.

    В ст. 1 Указа Президента РФ от 20 июля 1994 г. , утвер

дившего Положение о Федеральной инспекции труда при Минис терстве труда РФ (Рострудинспекции), сказано, что Федераль ная инспекция труда при Минтруде РФ и подведомственные госу дарственные инспекции труда республик, краев, областей, го родов федерального значения, автономных областей, автономных округов, районов и городов образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федера ции о труде и охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности.

    Основными задачами Рострудинспекции и подведомственной
    ей государственной инспекции труда являются:
    а) осуществление государственного надзора и контроля за

соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, а также связанного с ним законодательства и нормативно-правовых актов о возмещении вреда, причиненного

    - 22

работнику, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглаше ниях

    б) защита трудовых прав и достижение безопасных условий

труда работников, а также защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц и других ответственных работ ников предприятий, ущемляющих эти права;

    в) разработка предложений по совершенствованию законно

дательства Российской Федерации и иных правовых актов о тру де и охране труда;

    г) обеспечение повышения квалификации работников аппа
    рата Рострудинспекции и государственной инспекции труда.
    В соответствии с перечисленными задачами на Рострудинс

пекцию, государственную инспекцию труда, государственно-пра вовых инспекторов труда и государственных инспекторов по ох ране труда возложены специальные функций.

В частности, государственные правовые инспекторы труда и государс твенные инспекторы по охране труда вправе:

    беспрепятственно посещать

предприятия в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых ак тов о труде и охране труда;

    - запрашивать и получать от органов исполнительной
    власти субъектов Российской Федерации и местного са
    моуправления, предприитий документы, объяснения и
    иную информацию, необходимую для выполнения надзорных
    и контрольных функций;
    - 23
    - налагать в установленном законодательством Российской
    Федерации об административных правонарушениях порядке
    штрафы на руководителей, должиостиых лиц и других от
    ветственных работников предприятий, виновных в нару
    шении законов и иных нормативных актов о труде и ох
    ране труда;
    - предъявлять работодателям, должностным лицам и другим
    ответстветственным работникам предприятий для испол
    нения предписания об устраннении нарушений законода
    тельства Российской Федерации и иных нормативных пра
    вовых актов труде и охране труда, о привлечении ви
    новных и этих нарушениях к дисциплинарной ответствен
    ности или отстранении их от должности в установленном
    порядке.
    Государственным инспекторам по охране труда предостав

лено право: приостанавливать работу отдельных производствен ных подразделений и оборудования при выявлении нарушений за конодательных и иных нормативных актов об охране труда, ко торые создают урозу жизни и здоровью работников, до устране ния этих нарушений, отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда.

    Решения государственных правовых инспекторов труда и

государственных инспекторов по охране труда могут быть обжа лованы руководителю государственной инспекции труда по под чиненности, главному государственному инспектору труда Рос сийской Федерации или в судебном порядке. Решения главного

    - 24

государственного инспектора труда Российской Федерации также могут быть обжалованы в суде (п. 13 Положения) .

    Кроме перечисленных задач и упомянутых функций за соб

людением законодательства о труде осуществляется и общест венный контроль. Эти функции, как уже отмечалось, в соот ветствии со ст. 248 КЗоТ выполняют профсоюзы.

    Основы законодательства об охране труда изменили формы

осуществления этого контроля. 8 апреля 1994 г. Министерство труда РФ в соответствии со ст. 25 Основ разработал и утвер дил Рекомендации по организации работы уполномоченного (до веренного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.

    Уполномоченный наделяется значительными правами. Так же

как и государственный инспектор, он может потребовать приос тановки работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здо ровью работников, выдать обязательное к рассмотрению предс тавление об устранении выявленных нарушений, обратиться в соответствующие органы по поводу привлечения к ответстнен ности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда или сокрытии фактов негативных случаев на производстве.

    Выборы уполномоченных проводятся на общем собрании тру

дового коллектива на срок не менее двух лет. Они должны пе риодически отчитываться на общем собрании перед коллективом и могут быть отозваны до истечения срока действия их полно мочий, если не выполняют своих функций. Организация выборов возлагается на профсоюзы или иные уполномоченные работниками

    - 25

представительные органы. Если на предприятии несколько проф союзов или представительных органов, каждому из них предос тавлено право выдвигать своих кандидатов на выборы уполномо ченных по охране труда.

     2ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
     2О ТРУДЕ И ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА
    Любое виновное нарушение трудовых прав и обязанностей

должно влечь за собой юридическую ответственность. В особое положение здесь поставлены должностные лица: имея больший объем прав, будучи ответствснными за организацию трудового процесса, они должны обеспечить нормальные и безопасные ус ловия труда и в случае нарушений отвечать не в меньшей сте пени, а в большей степени, чем другие работники.

    Ст. 249 КЗоТ предусматривает ответственность должност

ных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, в невыполнении обязательств по кол лективным договорам и соглашениям или в воспрепятствовании деятельности профессиональных союзов. Эта ответстненность может быть дисциплинарной, административной и уголовной. Это не означает, что за нарушение наступает ответственность всех трех видов одновременно.

    Трудовая дисциплина, как известно, может быть объектом
    - 26

различных правонарушений. Но это не означает, будто объект всех этих правонарушений одинаков. Признание одного и того же объекта для многих правонарушений стирало бы грань между ними. Законодатель выделяет особо важные стороны отношений в частности в сфере труда, ставя их под защиту уголовного пра ва, учитывая при этом характер, мотивы, способы совершения правонарушения, степень тяжести его последствий и другие мо менты.

    Так, уголовная ответственность за преступление против

трудовых прав граждан предусмотрена статьями УК России: ст 137-за нарушение законных прав профсоюзов; ст. 138-за отказ в приеме на работу или увольнение беременной женщины или кор мящей матери; ст. 139- за преследование граждан за критику; ст. 140- за нарушение правил охраны труда.

    Уголовная ответственность также установлена за наруше

ние правил безопасности горных, строительных работ, на взры воопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах. Эта от ветственность наступает, если нарушения повлекли или могли повлечь за собой тяжкие последствия.

    За нарушения санитарно-гигиенических и санитарно-проти

воэпидемических правил и норм могут применяться администра тивно-правовые санкции (ст. 42 Кодекса РСФСР административ ных правонарушениях) . Кроме того, нарушение должностными лицами законодательства о труде и правил по охране труда (ст. 41 Кодекса), мелкое хищение государственного или об щественного имущества (ст. 49 Кодекса), нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств (ст.

    - 27

60) выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих ве ществ в выбросах (ст. 80 Кодекса) . И наконец, должностные лица, представляющие работодателя и уклоняющиеся от участия в переговорах по коллективному договору или виновные в нару шении и невыполнении обязательств по коллективному договору или соглашению, также несут административную ответствен ность.

    Лица, виновные в непредставлении информации, необходи

мой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора или соглашений, несут ли бо административную, либо дисциплинарную ответственность.

    За нарушение норм трудового законодательства, и в част

ности норм об охране труда, возможна и дисциплинарная от ветственность, которая проявляется в применении дисциплинар ных санкций вплоть до увольнения. Увольнение возможно при систематическом нарушении должностным лицом своих обязаннос тей, а также и в случае однократного, но грубого нарушения, допущенного руководителем предприятия, учреждения, организа ции (или его обособленного подразделения) или его заместите лем (по п. 1 ст. 254 КЗоТ) .

    Руководящие работники предприятия, виновные в нарушение

законодательства о труде, невыполнении обязательств по кол лективному договору, проявляющие бюрократизм, волокиту, мо гут быть уволены по требованию профсоюзного органа (не ниже районного) по ст. 37 КЗоТ.

    Если в результате допущенного правонарушения причиняет
    - 28

ся еще и материальный ущерб, виновная сторона привлекается и к материальной ответственности. Вид ее и пределы определяют ся общими нормами трудового законодательства о материальной ответственности.

Страницы: 1, 2