бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Информация о типичных экологических проблемах - (курсовая) бесплатно рефераты

p>Следует сказать несколько слов и об организациях, которые занимаются определением качества воды, воздуха или почвы на коммерческой основе. Некоторые такие фирмы организованы при подразделениях государственных организаций, например Госсанэпиднадзора. Другие действуют при научно-исследовательских институтах, или же сами институты выполняют за плату соответствующие измерения. Согласно действующим нормативным документам, для оказания услуг в области экологического мониторинга необходима лицензия [37]. В связи с этим некоторые фирмы позиционируют свою деятельность как “экологический консалтинг”, поскольку мониторинг, вообще говоря, подразумевает систематический характер наблюдений, а в данном случае речь идет о разовых измерениях. Ряд подобных организаций сотрудничает с риэлтерскими агентствами, поскольку проблема качества окружающей среды является актуальной в связи с обменом или приобретением недвижимости. Важным фактором, который следует учитывать, принимая решение об обращении в такие организации, о выборе конкретной организации-исполнителя, является то, как предполагается использовать полученные сведения. Они, безусловно, применимы “для собственного пользования”. При принятии официальных решений, судебных спорах, как правило, более весомой оказывается информация государственных органов, уполномоченных проводить соответствующие измерения. Это, например, органы Госсанэпиднадзора, если речь идет о качестве питьевой воды или экологии жилища. Поэтому для того, чтобы добиться использования информации из негосударственных источников при принятии решений, могут потребоваться специальные усилия. Многое зависит от того, может ли организация оформить результаты измерений в виде официального документа, есть ли лицензия, на номер которой можно сослаться в таком документе. Отметим, что общение с подобными организациями будет значительно более эффективным, если заранее представлять себе характер проблемы, а также то, о каких загрязняющих веществах в принципе может идти речь. Литературные источники

Наиболее общим документом, отражающим состояние природных сред, является Государственный доклад “О состоянии окружающей среды в Российской Федерации” [7], который готовит Государственный комитет РФ по охране окружающей среды с использованием информации ряда других министерств и ведомств. Такой подход поможет получить представление об общей ситуации на уровне страны или региона, а также о том региональным фоне, на котором могут наблюдаться интересующие вас явления местного масштаба. В некоторых случаях в этом докладе можно найти непосредственную информация о качестве окружающей среды в конкретном населенном пункте или местности. Так, если вас интересуют проблемы, связанные с качеством воздуха, вы, возможно, найдете название своего города (или региона в целом) в списке наиболее неблагополучных в отношении загрязнения атмосферного воздуха. Такой список обновляется и публикуется в государственных докладах с 1988 года, поэтому можно проследить характер изменения ситуации. В этом же списке указано, какие загрязняющие вещества определяют портрет города (на основании чего он внесен в список неблагополучных)1. Государственный доклад доступен в центральных библиотеках, печатается в газете “Зеленый мир”, его можно приобрести в Госкомэкологии. В России издаются и республиканские (областные, краевые) Доклады о состоянии окружающей среды. Они, как правило, имеют построение, близкое к структуре документа федерального уровня, и содержат сведения о загрязнении атмосферного воздуха в городах и промышленных центрах, состоянии поверхностных вод, размещении отходов, деградации почв. Областные комитеты по экологии не выпускают Доклады большим тиражом, но охотно предоставляют возможность ознакомиться с ними, а также публикуют некоторые разделы в своих периодических изданиях — “Экологических вестниках” и т. п. В региональном докладе можно найти значительно больше деталей местного масштаба и уточнений, а также сведений о конкретных источниках воздействия. Именно региональный доклад является тем литературным источником, с которого во многих случаях целесообразно начинать информационный поиск. Более детальная информация о загрязнении природных сред содержится в публикациях Росгидромета. Так, важным источником информации является “Обзор загрязнения окружающей среды в Российской Федерации”[38], выпускаемый Росгидрометом в качестве основного ежегодного доклада. В этой же системе издаются и публикации, посвященные загрязнению отдельных природных сред. Так, заслуживают внимания “Ежегодник состояния загрязнения атмосферного воздуха городов” [39] и “Ежегодник качества поверхностных вод”[40]. В этих изданиях можно найти сведения о том, какие именно загрязняющие вещества отнесены к приоритетным, о концентрациях этих веществ в соответствующей среде, об основных источниках воздействия. “Ежегодники.... ”, при создании которых учитываются материалы Росгидромета, Госкомэкологии, ряда ведомств, доступны в центральных библиотеках. Более полные сведения по воде содержат издания Государственного водного кадастра, такие, как “Ежегодные данные о качестве поверхностных вод суши” [41]. Это издание аккумулирует данные гидрологического и гидрохимического характера по различным створам рек, каналов и водохранилищ. Информацию по гидробиологическим показателям можно почерпнуть из “Ежегодника состояния экосистем”[42]. Как правило, ежегодные публикации, посвященные состоянию воды и воздуха на соответствующей территории, выпускают органы Росгидромета, охватывающие несколько субъектов федерации (УГМС). В них содержится более подробная информация о состоянии окружающей среды, сведения о расположении конкретных постов наблюдения. Периодически публикуют свои результаты и многие органы Росгидромета уровня субъекта федерации, но формат и периодичность этих публикаций существенно различаются. Как правило, эти источники не издаются большим тиражом и не всегда попадают в библиотеки, но могут быть доступны в самих территориальных органах. В отношении загрязнения почв огромное количество материалов накоплено НПО “Тайфун” (г. Обнинск), входящим в систему Росгидромета, и отражено в публикациях этой организации. Интересно, что эта организация в настоящее время распространяет часть информации в электронном виде, так как средств на издание обширных сборников у нее нет. Кроме того, для многих областей выпущены карты загрязнения почв. Хотя масштаб этих карт не всегда достаточен для какого-либо конкретного применения, в любом случае они могут дать первичные сведения, над которыми придется задуматься и поработать. Как видно, все источники информации уделяют особое внимание химическому загрязнению окружающей среды. Иные факторы, например физические воздействия, рассматриваются в менее значительной степени. Так, в региональных докладах часто описываются эрозионные (водные) и дефляционные (ветровые) процессы деградации почв. В ряде областей введена плата за шумовое загрязнение среды, и органы Госсанэпиднадзора располагают сведениями о наиболее проблемных шумовых зонах городов. Вопросы электромагнитного и шумового воздействия для соответствующих предприятий отражены в проектной и предпроектной документации. Конечно, это лишь начало пути. И примеры конкретных изданий приведены лишь затем, чтобы продемонстрировать методику информационного поиска, а также дать читателю, лишь приступающему к работе над этими проблемами, некоторые ориентиры на начальном этапе. Общественный экологический мониторинг

Еще один путь получения информации о качестве окружающей среды — организация собственных наблюдений. Простые визуальные наблюдения за состоянием окружающей среды или источниками воздействия, дополненные применением качественных или полуколичественных методов, могут быть одним из первых шагов информационного поиска. В некоторых случаях даже такие наблюдения могут дать необходимую информацию. В других случаях, проведя с помощью этих методов рекогносцировку, например определив время и место сбросов предприятия-загрязнителя, можно пригласить представителей государственных органов, уполномоченных проводить соответствующие измерения. Что касается методов более точных, то они требуют наличия специального оборудования и реактивов, квалификации сотрудников, более тщательного подхода к планированию и организации измерений. Поэтому к ним, как правило, имеет смысл прибегать, когда исчерпаны другие возможности получения необходимых сведений — нужной информации нет ни в публикациях, ни в распоряжении государственных организаций, или же возникли трудности с доступом к ней. В качестве примера области, в которой общественный экологический мониторинг может быть особенно эффективным, можно назвать наблюдение за состоянием малых рек, ручьев, источников. Дело здесь не только в том, что эти объекты, как правило, не попадают в сферу внимания государственных органов. Во многих случаях местное население может реально способствовать улучшению их состояния, добиваясь принятия мер на основе собранной информации или участвуя в каких-либо мероприятиях. Если вы предполагаете добиваться принятия административных решений на основе результатов собственных наблюдений, целесообразно использовать стандартизованное и поверенное оборудование, а также стандартные методы измерений. Результаты применения других методов, столь же научно состоятельных, скорее всего, будут иметь в глазах властей гораздо меньшую значимость. Однако соблюдение всех названных условий может оказаться затруднительным*, кроме того, даже оно не дает стопроцентной гарантии того, что результаты будут приняты административными органами во внимание. Как правило, для этих органов более весомы данные, полученные государственными организациями. Поэтому важным направлением работы организаций, которые систематически занимаются общественным мониторингом, является налаживание сотрудничества с соответствующими государственными органами (аналитическими инспекциями Госкомэкологии, органами Госсанэпиднадзора), а также научными учреждениями, которые располагают лабораториями и средствами измерений. Отметим еще, что возможность самостоятельного получения информации о состоянии окружающей среды, наличие “независимого информационного канала” существенно повышают авторитет общественных организаций в глазах государственных органов. При этом возрастает и вероятность получения от них необходимой информации. Рекомендации по самостоятельному планированию и осуществлению наблюдений, более подробное обсуждение тем, лишь затронутых здесь, вы сможете найти в уже упоминавшейся книге “Как организовать общественный экологический мониторинг” [6]. Информация о свойствах загрязняющих веществ

Итак, данные о концентрации загрязняющих веществ, других характеристиках качества природных сред получены. Следующий шаг может быть направлен на уточнение свойств приоритетных загрязняющих веществ, которые, как вы выяснили, присутствуют в значимых количествах в воздухе вашего города или воде вашей реки. Для этого потребуется привлечение специальной литературы. Начать можно с “Химического энциклопедического словаря” [43] или “Химической энциклопедии”. Эти издания хороши тем, что обязательно присутствуют во всех районных библиотеках, содержат в сжатой форме сведения о химических свойствах, токсичности и методах определения химических веществ. Фамилия автора статьи, ссылки на другие понятия в энциклопедии, список литературы — все это ключи к дальнейшему поиску сведений. Так, например, в статье “Химической энциклопедии” “Бензол” описаны химические свойства, области применения, способы получения, приведено значение предельно допустимой концентрации в воздухе рабочей зоны, даны ссылки на три литературных источника. В статье “Нефтепродукты” упомянуты двадцать пять других понятий и веществ, описанных в самостоятельных разделах и имеющих отношение к нефтепродуктам, и даны ссылки на две фундаментальных книги. Стоит упомянуть и такие авторитетные издания, как многотомный справочник “Вредные химические вещества”[44], а также серию публикаций Международного регистра потенциально токсичных химических веществ (МРПТХВ или IRPTC), доступных на русском языке. Эти издания представляют собой содержательные обзоры, посвященные по конкретным химическим соединениям, и подготовленные на основе большого количества специальной литературы. Помимо физико-химических свойств веществ, их применения в промышленности, в обоих названных изданиях большое внимание уделено различным аспектам воздействия токсичных веществ на здоровье человека. Каждый из обзоров содержит большое количество ссылок, которые могут использоваться для получения дальнейшей информации. Так, обзор МРПТХВ, посвященный меди [45], содержит ссылки почти на 1000 источников. Стандарты качества окружающей среды

Практически во всех материалах, которые вам удастся найти, вы встретите упоминания о нормативах или стандартах качества окружающей среды. В соответствии с природоохранным законодательством Российской Федерации нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия, гарантирующих экологическую безопасность населения, сохранение генофонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности [26, ст. 25]. Значительную часть нормативов качества окружающей среды составляют хорошо известные ПДК — предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в той или иной среде. Важно отметить, что эти нормативы зависят не только от вещества и природной среды, но и от способа и времени воздействия на организм человека. Так, для содержания веществ в воздухе установлены нормативы для разового воздействия, постоянного воздействия, а также для рабочей зоны. Неправильный выбор значения норматива является одной из самых распространенных ошибок при интерпретации данных о загрязнении окружающей среды. Более подробный очерк системы нормирования приведен, например, в книге “Как организовать общественный экологический мониторинг” [6]. Информационно-издательский отдел Госсанэпиднадзора выпускает сборники, содержащие таблицы установленных в Российской Федерации нормативов, а также действующих норм, унаследованных от СССР. Кроме того, массу полезных сведений можно почерпнуть в справочниках, большая часть которых доступна в районных библиотеках и непременно присутствует на книжных полках в комитетах по экологии и в лабораториях СЭС. Например, в “Справочнике помощника санитарного врача…” [46] приведены основные определения, обширный фактический и цифровой материал, характеризующий такие вопросы, как: гигиена планировки населенных мест,

    санитарная охрана атмосферного воздуха населенных мест,
    гигиена воды и санитарная охрана источников водоснабжения,
    гигиена физических факторов в условиях населенных мест.
    Радиоактивное загрязнение
    Государственные источники информации

Официальная информация о радиоактивном загрязнении и сопряженных вопросах сосредоточена в нескольких ведомствах. К их числу относятся: Госкомэкология, Росгидромет, Госсанэпиднадзор, Министерство природных ресурсов, Минсельхоз, МЧС России, Госатомнадзор РФ, НПО “Радон”, Минатом РФ. Госкомэкология и ее территориальные органы аккумулируют информацию других организаций. Результатом обобщения этих сведений является уже упоминавшийся Государственный доклад “О состоянии окружающей природной среды в РФ”. Информация доклада носит весьма общий характер: проблемам радиоактивного загрязнения всей территории России там посвящено обычно около десятка страниц. Более подробную информацию можно получить в аналогичных докладах регионального уровня. Росгидромет собирает информацию о радиоактивном загрязнении в первую очередь через сеть стационарных наблюдательных постов, оснащенных полевым дозиметрическим оборудованием. Росгидромет также систематически осуществляет радиометрический анализ выпадений. Кроме того, в соответствии с Положением о Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Росгидромет обеспечивает наблюдения за радиационной обстановкой на территории, подвергшейся загрязнению в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф. На этих территориях программы наблюдения намного детальнее обычных. Хорошим источником обобщенной информации о радиоактивном загрязнении окружающей среды являются ежегодники “Радиационная обстановка на территории России и сопредельных государств” [47], издаваемые Росгидрометом (начиная с 1996 г. — только в электронном варианте). В этих сборниках обычно находит отражение значительная часть материалов, собранных этим ведомством, причем туда попадают как данные систематических наблюдений, осуществляемых сетью Росгидромета, так и результаты специальных исследований, поставленных в связи с той или иной задачей. Оба источника содержат сведения высокой степени достоверности, хотя и с малым количеством местных подробностей. Органы Госсанэпиднадзора осуществляет радиационный контроль в селитебных и рекреационных зонах, контроль продуктов питания, контроль за выбросами и сбросами предприятий. Как отмечалось выше, Госсанэпиднадзор является одной из немногих служб, контролирующих промплощадку. Дозиметрический контроль жилых помещений, продуктов питания и питьевой воды является, по существу, исключительной прерогативой Госсанэпиднадзора. Обычно СЭС контролирует продукты питания в торговых сетях. Также проводится выборочный контроль продуктов в пунктах общественного питания, детских и лечебных учреждениях. На территориях, пострадавших от радиационных катастроф, службы Госсанэпиднадзора могут осуществлять дозиметрическое обследование приусадебных хозяйств. Часто результаты таких исследований оформляются в виде экологического паспорта хозяйства. Обширной информацией о радиационном загрязнении обладает Министерство природных ресурсов и, прежде всего, входящие в него подразделения бывшего Министерства геологии. Именно силами подразделений этого министерства была собрана огромная информация (наземная радиационная съемка на территории населенных пунктов, аэрогаммасъемка, мониторинг подземных вод). Частично информация о радиоактивном загрязнении территорий появляется в виде карт, издаваемых время от времени различными организациями — держателями подобной информации. Иногда эти карты отражают результаты аэрогаммасъемки, проведенной, например, “Аэрогеологией”, в других случаях основу составляют обследования, выполненные методом пешеходной съемки (также выполненной подразделениями бывшего Министерства геологии). Оба метода обладают высокой степенью достоверности, хотя и разной степенью детальности. В первом случае результаты представлены в виде крупномасштабных карт, отражающих радиационную обстановку, например на территории области. Во втором случае процесс сбора данных более трудоемок, масштаб — более мелкий, карты содержат гораздо большее количество подробностей. В некоторых случаях такие карты содержат уникальную информацию, хорошо адаптированную для широкой аудитории. Так, московским Геоэкоцентром была подготовлена к изданию карта радиоактивного загрязнения, содержащая, помимо собственно информации о радиационном фоне города, информацию о всех источниках радиоактивного загрязнения, выявленных при проведении пешеходной съемки, как дезактивированных, так и еще нет. На обратной стороне карты был представлен большой повествовательный материал о характере точечных источников загрязнения, обозначенных на карте, о предполагаемых способах попадания излучателей в окружающую среду. Образовательную значимость такой работы трудно переоценить. Достаточно сказать, что один из источников, обезвреженный в процессе выполнения этого обследования, был найден на территории детского сада, принадлежащего научному учреждению, другой точечный источник сравнительно большой мощности — в клумбе одного из городских парков. Информацией о радиационной ситуации также обладают Минсельхозпрод (в части загрязненности пахотных угодий) и МЧС России (в части загрязнения окружающей природной среды в результате радиационных аварий и катастроф). Обширная информация имеется в Госатомнадзоре РФ, который осуществляет контроль за радиационной безопасностью объектов, а также в НПО “Радон”, который ведает вопросами утилизации (захоронения и хранения) радиоактивных отходов, а также осуществляет при необходимости дезактивацию местности. Характер информации соответствует задачам этих организаций. Следует учитывать, что в последнее время публикуется большое количество сенсационной информации о радиоактивном загрязнении (в том числе и картографической), слабо отражающей реальную ситуацию. Сталкиваясь с такими публикациями, полезно выяснить источник фактического материала и использованные методы исследования. Это позволит оценить степень достоверности приводимых сведений. Нужна ли независимая информация о радиоактивном загрязнении? Итак, сбором информации о радиоактивном загрязнении занимается целый ряд государственных служб и исследовательских учреждений. В той или иной мере продолжает действовать система контроля за использованием радиоактивных веществ. Тем не менее, ресурсов этих учреждений может оказаться недостаточно для выявления локальных очагов загрязнения. Чтобы пояснить это утверждение, отметим, что нередко причиной радиационного загрязнения являются не инциденты, случающиеся на радиационно опасном объекте, а обыкновенная потеря источников. Радиоактивные источники в настоящее время широко применяются в различных областях деятельности (в том числе на объектах, отнюдь не относящихся к радиационно опасным). Другими словами, радиационная обстановка в городе может определятся не только соседством с атомной станцией или предприятием оборонного назначения, но и элементарной халатностью сотрудников самых разных организаций. Это положение хорошо иллюстрируется приведенным выше примером об “источнике на клумбе”. В процессе упомянутой работы было установлено, что в Москве за год образуется несколько десятков новых источников локального радиационного загрязнения, причем в большинстве случаев их появление обусловлено простой небрежностью. Можно предположить, что Москва в этом смысле не является исключением, и заметное количество обнаруженных источников связано, прежде всего, с лучшей изученностью территории столицы. Возникает вопрос: достаточно ли внимательно относятся к проблемам контроля за подобными источниками в областном или районном центре, где нет атомной промышленности и, соответственно, дисциплины и системы учета, характерной для этого ведомства? При огромных масштабах проблемы несложно предвидеть, что многие государственные ведомства, а особенно их территориальные подразделения могут просто не иметь ресурсов для организации адекватной системы наблюдений. Именно с этим связана одна из возможных ниш для общественности в области контроля за радиационным загрязнением. Общественность может получать и передавать государственным органам сигнальную информацию о выявленных очагах локального радиационного загрязнения, а также участвовать в контроле за “ночными выбросами” радиационно опасных объектов. Более подробно эта проблема обсуждается в упоминавшейся книге, посвященной общественному экологическому мониторингу [6]. Здесь мы лишь особо подчеркнем, что при использовании бытовых дозиметров и радиометров речь может идти только о сигнальной информации, которая затем подлежит проверке силами государственных органов. Стоит обратить внимание и на еще одну сторону проблемы. Чернобыльская авария существенным образом подорвала доверие населения к официальной “информации о радиации”. Поэтому если не единственным, то, по крайней мере, наиболее простым и надежным способом восстановления доверия между населением и государственными органами, ответственными за радиационный контроль и принятие решений в этой области, является возможность самостоятельного контроля радиационной ситуации населением. Такая возможность отчасти используется государственными органами, в первую очередь — на территориях, пострадавших в результате радиационных катастроф (Чернобыль, Уральский регион). Однако в целом возможности общественного контроля используются далеко недостаточно. В заключение отметим, что для того, чтобы эта деятельность носила конструктивный характер, необходимы встречные усилия как общественных организаций, так и государственных органов, а также руководства предприятий, использующих радиоактивные вещества. Предприятие-загрязнитель

    Основные понятия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6