бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Русская Правда бесплатно рефераты

императоров о церкви. Наиболее известными из них являются:

а) Номоканон Иоанна Схоластика, написанный в VI веке и содержащий в себе

важнейшие церковные правила, разбитые на 50 титулов, и сборник светских

законов из 87 глав;

б) Номоканон 14 титулов;

в) Эклога, изданная в 741 году Византийским императором Львом Иосоврянином и

его сыном Константином, посвящённая гражданскому праву (16 титулов из 18) и

регулировавшая в основном феодальное землевладение;

г) Прохирон, изданный в конце VIII века императором Константином,

называвшийся на Руси Градским Законом или Ручной Книгой законов;

д) Закон Судный Людем, созданный болгарским царём Симеоном.

Со временем эти церковно-юридические документы, называвшиеся на Руси Кормчими

Книгами, принимают силу полноправных законодательных актов, а вскоре за их

распространением начинает внедряться институт церковных судов, существующих

наряду с княжескими. А сейчас следует более подробно описать функции

церковных судов. Со времени принятия христианства русской Церкви была

предоставлена двоякая юрисдикция. Во-первых, она судила всех христиан, как

духовных лиц, так и мирян, по некоторым делам духовно-нравственного

характера. Такой суд должен был осуществляться на основе номоканона,

привезённого из Византии и на основании церковных уставов, изданных первыми

христианскими князьями Руси Владимиром Святославовичем и Ярославом

Владимировичем. Второй же функцией церковных судов было право суда над

христианами (духовными и мирянами), по всем делам: церковным и не церковным,

гражданским и уголовным. Церковный суд по не церковным гражданским и

уголовным делам, простиравшийся только на церковных людей, должен был

производиться по местному праву и вызывал потребность в письменном своде

местных законов, каким и явилась Русская Правда.

Я бы выделил две причины необходимости создания такого свода законов: 1)

Первыми церковными судьями на Руси были греки и южные славяне, не знакомые с

русскими юридическими обычаями, 2) В русских юридических обычаях было много

норм языческого обычного права, которые зачастую не соответствовали новой

христианской морали, поэтому церковные суды стремились если не совсем

устранить, то хотя бы попытаться смягчить некоторые обычаи, наиболее

претившие нравственному и юридическому чувству христианских судей,

воспитанных на византийском праве. Именно эти причины подтолкнули

законодателя к созданию изучаемого мною документа.

Я считаю, что создание писаного свода законов непосредственно связано с

принятием христианства и введением института церковных судов. Ведь раньше, до

середины XI века княжескому судье не был необходим писаный свод законов, т.к.

ещё были крепки древние юридические обычаи, которыми князь и княжеские судьи

руководствовались в судебной практике. Также господствовал состязательный

процесс (пря), при котором тяжущиеся стороны фактически руководили процессом.

И, наконец, князь, обладая законодательной властью, мог в случае

необходимости восполнить юридические пробелы или разрешить казуальное

недоумение судьи.

Также для большей убедительности утверждения о том, что на создание Русской

Правды оказали влияние памятники церковно-византийского права, можно привести

следующие примеры:

1) Русская Правда умалчивает о судебных поединках, несомненно, имевших место

в русском судопроизводстве XI - XII веков, утвердившихся ещё в указанном мною

ранее "Законе Русском". Также замалчиваются и игнорируются многие другие

явления, имевшие место быть, но противоречившие Церкви, либо действия,

подпадавшие под юрисдикцию церковных судов, но на основании не Русской

Правды, а церковных законоположений (например, обида словом, оскорбление

женщин и детей и др.).

2) Даже своим внешним видом Русская Правда указывает на свою связь с

византийским законодательством. Это небольшой кодекс вроде Эклоги и Прохирона

(синоптический кодекс).

В Византии по традиции, шедшей от римской юриспруденции, усердно

обрабатывалась особая форма кодификации, которую можно назвать кодификацией

синоптической. Образец её был дан Институциями Юстиниана, а дальнейшими

образчиками являются соседи Русской Правды по Кормчей книге - Эклога и

Прохирон. Это - краткие систематические изложения права, скорее произведения

законоведения, чем законодательства, не столько уложения, сколько учебники,

приспособленные к легчайшему познанию законов.

Сравнивая Русскую Правду с памятниками византийского церковного права,

суммируя вышеизложенные наблюдения, я пришел к выводу, что текст Русской

Правды сложился в среде не княжеского, а церковного суда, в среде церковной

юрисдикции, целями которой и руководствовался в своей работе составитель

данного памятника права.

Русская Правда принадлежит к числу крупнейших юридических произведений

средневековья. По времени своего возникновения она является древнейшим

памятником славянского права, целиком основанным на судебной практике

восточных славян. Еще Прокопий Кессарийский в VI веке заметил, что у

славян и антов “вся жизнь и узаконения одинаковы”. Конечно, подразумевать

здесь под “узаконении” Русскую Правду нет никаких оснований, но признать

наличие каких-то норм, по которым текла жизнь антов и которые запоминались

знатоками обычаев и сохранялись родовыми властями необходимо. Недаром русское

слово “закон” перешло к печенегам и было у них в обиходе в XII веке. Можно с

уверенностью сказать, что кровная месть была хорошо известна в то время, хотя

и в урезанном виде в Русской Правде. Не приходится сомневаться и в том, что

родовая община с обычаями в процессе разложения, происходящим под влиянием

развития института частной собственности на землю, превратилась в общину

соседскую с определенным кругом прав и обязанностей. Эта новая община нашла

отражение в Русской Правде. Все попытки доказать какое - либо влияние на

Русскую Правду со стороны византийского, южнославянского, скандинавского

законодательства оказались совершенно бесплодными. Русская Правда возникла

целиком на русской почве и была результатом развития русской юридической

мысли X -XII веков.

1. 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Все феодальные общества были строго стратифицированы, то есть

состояли из сословий, права и обязанности, которых четко определялись

законом, как неравные по отношению друг к другу и к государству.

Иными словами, каждое сословие имело свой юридический статус. Было

бы большим упрощением рассматривать феодальное общество с точки

зрения эксплуататоров и эксплуатируемых. Сословие феодалов, составляя

боевую силу княжеских дружин, несмотря на все свои материальные

выгоды, могло потерять жизнь – самое ценное – проще и вероятнее, нежели

бедное сословие крестьян. Класс феодалов формировался постепенно . В

него входили князья, бояре, дружина, местная знать, посадники, тиуны .

Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за

профессиональную военную организацию. Они были взаимно связаны

системой вассалитета, регулирующей права и обязанности друг перед

другом и перед государством. Для обеспечения функций управления

население платило дань и судебные штрафы . Материальные потребности

военной организации обеспечивались земельной собственностью.

Феодальное общество было религиозно-статичным, не склонным к резкой

эволюции. Стремясь закрепить эту статичность, государство консервировало

отношения с сословиями в законодательном порядке.

В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение

отдельных групп населения. Особое место занимает личность князя . Он

рассматривается в качестве физического лица , что свидетельствует о

его высоком положении и привилегиях . Но дальше по ее тексту

достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус

правящего слоя и остальной массы населения.. Мы находим лишь два

юридических критерия, особо выделяющих эти группы в составе общества

: нормы о повышенной (двойной ) уголовной ответственности – двойная

вира ( 80 гривен ) за убийство представителя

привилегированного слоя ( ст. 1 ПП ) княжеских слуг, конюхов , тиунов ,

огнищан. Но о самих боярах и дружинниках кодекс молчит . Вероятно,

за посягательство на них применялась смертная казнь. В летописях

неоднократно описывается применение казни во время народных волнений.

И также нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли)

для представителей этого слоя (ст.91 ПП). В феодальной прослойке

раннее всего произошла отмена ограничений на женское наследование. В

церковных уставах за насилие над боярскими женами и дочерьми

устанавливаются высокие штрафы от 1 до 5 гривен серебра. Также ряд

статей защищает собственность феодалов . Устанавливается штраф в 12

гривен за нарушение земельной межи , также штрафы взимаются за

разорение пчельников , боярских угодий , за кражу ловчих соколов и

ястребов.

Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей ,

существовали также промежуточные и переходные категории. Городское

население делилось на ряд социальных групп: боярство, духовенство,

купечество. «низы» ( ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и пр. ) В

науке вопрос о его правовом положении в должной мере не решен

из-за недостатка источников. Трудно определить, в какой степени

население русских городов пользовалось городскими вольностями,

аналогичными европейским., способствующих и в дальнейшем развитию

капитализма в городах. По подсчетам историка М.Н. Тихомирова, на

Руси в до монгольский период существовало до 300 городов. Городская

жизнь была настолько развита, что это позволило В.О. Ключевскому выступить с

теорией «торгового капитализма» в Древней Руси. М.Л. Тихомиров полагал, что

на Руси «воздух города делал человека свободным», и в городах скрывалось

множество беглых холопов.

Свободные жители городов пользовались правовой защитой Русской Правды, на них

распространялись все статьи о защите чести, достоинства и жизни. Особую роль

играло купечество. Оно рано начало объединяться в корпорации (гильдии),

называвшиеся сотнями. Обычно «купеческое сто» действовало при какой-либо

церкви. «Ивановское сто» в Новгороде было одной из первых купеческих

организаций Европы.

Юридически и экономически независимой группой были также смерды –

общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в

пользу государства).

. В науке существует ряд мнений о смердах, их считают свободными

крестьянами, феодально - зависимыми, лицами рабского состояния,

крепостными и даже категорией сходной с мелким рыцарством. Но

основная полемика ведется по линии: свободные или зависимые (рабы).

Многие историки, например С.А. Покровский , рассматривают

смердов , как простолюдинов, рядовых граждан, везде выставляемых

Русской Правдой, свободным неограниченным в своей правоспособности

человеком. Так С.В. Юшков видел в смердах особый разряд

закрепощенного сельского населения, а Б.Д. Греков считал, что были

смерды зависимые и смерды свободные. А.А. Зимин отстаивал идею о

происхождении смердов от холопов.

Важное место в обосновании мнений имеют две статьи Русской Правды.

Статья 26 Краткой Правды, устанавливающая штраф за убийство рабов, в

одном прочтении гласит : «А в смерде и в холопе 5 гривен» (

Академический список ) В Археографическом списке читаем : «А в смерди в

холопе 5 гривен» В первом прочтении получается, что в случае убийства

смерда и холопа выплачивается одинаковый штраф. Из второго списка

следует, что смерд имеет холопа, которого убивают . Разрешить

ситуацию невозможно.

Статья 90 Пространной Правды гласит: « Если смерд умрет, то

наследство князю; если будут дочери у него, то дать им приданное»

Некоторые исследователи трактуют ее в том смысле, что после смерти

смерда его имущество переходило целиком к князю и он человек «

мертвой руки» , то есть не способный передавать наследство. Но

дальнейшие статьи разъясняют ситуацию- речь идет лишь о тех

смердах, которые умерли, не имея сыновей, а отстранение женщин от

наследства свойственно на определенном этапе всем народам Европы. Из

этого мы видим , что смерд вместе семьей вел хозяйство.

Однако трудности определения статуса смерда на этом не кончаются.

Смерд по другим источникам , выступает, как крестьянин , владеющий

домом, имуществом, лошадью За кражу его коня закон устанавливает

штраф 2 гривны. За « муку» смерда устанавливается штраф в 3

гривны. Русская Правда нигде конкретно не указывает на ограничение

правоспособности смердов, есть указания на то , что они выплачивают

штрафы ( продажу) характерные для свободных граждан. Закон защищал

личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления,

а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную

ответственность , за долги смерду грозило превращение в феодально-

зависимого закупа , в судебном процессе , смерд выступал полноправным

участником.

Русская Правда всегда указывает при необходимости на принадлежность к

конкретной социальной группе ( дружинник , холоп и т.д.) В массе статей

о свободных людях, именно свободные подразумеваются , о смердах,

речь заходит лишь там, где их статус необходимо выделить.

Дани, полюдье и прочие поборы подрывали устои общины, и многие ее

члены, чтобы уплатить дань сполна и самим как-нибудь просуществовать

были вынуждены иди в долговую кабалу к своим богатым соседям.

Долговая кабала стала важнейшим источником формирования экономически

зависимых людей. Они превращались в челядь и холопов, гнувших спины

на своих хозяев и не имевших практических никаких прав Одной из

таких категорий были рядовичи (от слова «ряд» – договор) - те кто

заключает договор о своем временном холопском положении, а жизнь его

оценивалась в 5 гривн. Быть рядовичем было не всегда плохо, он мог

оказаться ключником или распорядителем.. Более сложной юридической

фигурой является закуп. Краткая Правда не упоминает закупа, зато в

Пространной Правде помещен специальный устав о закупах. Закуп- человек,

работавший в хозяйстве феодала за “купу”, заем, в который могли включаться

различные ценности: земля, скот, деньги и прочее. Этот долг следовало

отработать, причем не существовало нормативов. Объем работы определялся

кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем, кабальная зависимость

увеличивалась и могла продолжаться долгое время. Первое юридическое

урегулирование долговых отношений закупов с кредиторами было произведено в

Уставе Владимира Мономаха после восстания закупов в 1113 г.

Устанавливались предельные размеры процентов на долг. Закон охранял

личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать и

отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность

была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог

быть выдан головой, т.е. превращен в полного холопа. Его правовой статус

резко менялся. За попытку уйти от господина не расплатившись закуп

обращался в холопа .В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог

выступать только в особых случаях.: по малозначительным делам ( «в малых

исках») или в случае отсутствия других свидетелей ( « по нужде» ) .

Закуп был той юридической фигурой, которая наиболее ярко

иллюстрировала процесс «феодализации», закабаления, закрепощения бывших

свободных общинников.

В Русской Правде «ролейный» (пахотный) закуп , работавший на чужой

земле, по своему правовому статусу не отличался от закупа

«неролейного». От наемных работников те и другие отличались, в частности

тем, что получали плату за работу впрок, а не после выполнения.

Ролейные закупы, работая на чужой земле, обрабатывали ее частью на

господина, частью на себя. Неролейные закупы оказывали личные услуги

господину в его доме. В феодальном хозяйстве широко применялся труд рабов-

холопов, ряды которых пополнялись пленными, а также разорившимися

соплеменниками. Положение холопов было крайне тяжким - они “ниже хлеба

ржаного ели и без соли от последней нищеты”. Феодальные путы цепко держали

человека в рабском положении. Иногда, вконец отчаявшись и изверившись во всех

земных и небесных надеждах, холопы пытались разорвать их, поднимали руку на

обидчиков- хозяев. Так, в 1066 году, сообщает Новгородская летопись, был

удавлен собственными холопами один из церковных изуверов епископ Стефан.

Холоп - наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение

особое: все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Его личность

как субъекта права не защищалась законом, В судебном процессе холоп не может

выступать в качестве стороны. ( истца , ответчика, свидетеля ). Ссылаясь на

его показания в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается

на “слова холопа”. Закон регламентировал различные источники холопства

Русской Правды и предусматривал следующие случаи: само продажа в рабство,

рождение от рабы, женитьба на рабе, “ключничество”, т.е. поступление в

услужение к господину, но без оговорки о сохранении статуса свободного

человека. Наиболее распространненым источником холопства, не упомянутым

однако В Русской Правде , был плен. Но если холоп был пленным - “от

рати взят”, то соплеменники могли выкупить его. Цена за пленного была высока-

10 златников, полновесных золотых монет русской или византийской чеканки. Не

каждый надеялся, что заплатят за него такой выкуп. А если раб происходил из

своего русского рода- племени, тогда ждал он и желал он смерти своего

господина. Хозяин мог завещанием своим духовным, надеясь искупить земные

грехи, отпустить холопов на волю. После этого превращался холоп в пущенника,

то есть отпущенного на волю. Холопы стояли на низшей ступени уже и в те

древние времена лестницы социальных отношений. Источники холопства были

также: совершение преступления( такое наказание, как «поток и

разграбление» предусматривало выдачу преступника «головой» , превращение в

холопа) , бегства закупа от господина, злостное банкротство ( купец

проигрывает или транжирит чужое имущество ) Жизнь становилась сложнее,

дани и оброки увеличивались. Разорение непосильными поборами смердов-

общинников породило еще одну категорию зависимых людей- изгоев. Изгой- это

человек, изгнанный силой тяжелых жизненных обстоятельств из своего круга,

разорившийся, потерявший дом, семью, хозяйство. Название изгоя происходит,

по-видимому, от древнего глагола “гоить”, равнозначному в старину слову

“жить”. Уже само возникновение особого слова для обозначения таких людей

говорит о большом количестве обездоленных. Изгойство как социальное явление

широко распространилось в Древней Руси, и феодальным законодателям пришлось

включить в своды древних законов статьи об изгоях, а отцам церкви то и дело

поминать их в своих проповедях

Так что из всего вышеизложеного можно получить некоторое представление

о правовом положении основных категорий населения на Руси.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского

права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем не менее, достаточно

полно охватывает весьма обширную сферу тогдашних отношений. Она представляет

собой свод развитого феодального права, в котором нашли отражение нормы

уголовного и гражданского права и процесса.

Русская Правда является официальным актом. В самом её тексте содержатся

указания на князей, принимавших или изменявших закон (Ярослав Мудрый,

Ярославичи, Владимир Мономах).

Русская Правда - памятник феодального права. Она всесторонне защищает

интересы господствующего класса и откровенно провозглашает бесправие

несвободных тружеников - холопов, челяди.

Русская Правда во всех её редакциях и списках является памятником громадного

исторического значения. На протяжении нескольких веков она служила основным

руководством при судебном разбирательстве. В том или ином виде Русская Правда

вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных грамот:

Псковской судной грамоты, Двинской уставной грамоты 1550 года, даже некоторых

статей Соборного Уложения 1649 года. Долгое применение Русской Правды в

судебных делах объясняет нам появление таких видов пространной редакции Русской

Правды, которые подвергались переделкам и дополнениям ещё в XIV и XVI век.

Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов,

что её включали в юридические сборники вплоть до XV в. Списки Пространной

Правды активно распространялись ещё в XV - XVI вв. И только в 1497 году был

издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший Пространную Правду в качестве

основного источника права на территориях, объединённых в составе

централизованного Русского государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. ГРЕКОВ Б.Д. Киевская Русь. Политиздат. 1953.

2. ЗИМИН А.А. Холопы на Руси. М. Наука. 1973.

3. ИСАЕВ И. А. История государства и права России. М. 1999.

4. СВЕРДЛОВ М.Б. От закона русского к Русской Правде. М. 1988.

5. ТИХОМИРОВ М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. Издательство

Московского Университета. 1953.

6. ХРЕСТОМАТИЯ по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период.

Под редакцией ТИТОВА Ю.П. и ЧИСТЯКОВА И.О. М. 1990.

7. КЛЮЧЕВСКИЙ В.О. Курс русской истории ч.1 .5-изд .М

8. ЩАПОВ Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси 9- 14 века.

9. ЮШКОВ С.В. Русская Правда: Происхождение, источники, ее значение. М.

1950.

Страницы: 1, 2