бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Порождение текста бесплатно рефераты

риторики и его собственный практический опыт крупнейшего римского оратора. Эти

трактаты - „Об ораторе", „Брут, или О знаменитых

ораторах", „Оратор" - памятники античной теории словесности, античного

гуманизма, имевшие глубокое влияние на всю европейскую культуру.

В теории познания Цицерон склоняется к скептицизму, считая, что нет критерия для

отличения реальных представлений от нереальных. Он рассматривает вопросы о

высшем благе, о добродетелях как единственном источнике счастья, стремится к

совершенству. Такому стремлению соответствуют четыре добродетели: мудрость,

справедливость, мужество, умеренность. Его философские воззрения легли в основу

взглядов на ораторское искусство.

Каковы же взгляды Цицерона на ораторское искусство?

Теория красноречия Цицерона занимает среднее положение между

азианизмом и умеренным классическим аттицизмом.

В трактате „Об ораторе" он выбирает свободную форму философского диалога, что

позволило ему излагать материал проблемно, дискуссионно, приводя и взвешивая

все доводы за и против. Цицерон сетует на то, что красноречие среди всех наук и

искусств имеет меньше всего представителей. И это не случайно. По его мнению,

настоящих хороших ораторов мало, потому что красноречие - нечто такое, что

дается труднее, чем это кажется. Красноречие рождается из многих знаний и

умений. „В самом деле, - пишет он, - ведь здесь необходимо усвоить себе самые

разнообразные познания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна;

необходимо придать красоту самой речи, и не только отбором, но и расположением

слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий,

необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия в

том и должны проявляться, чтобы или успокаивать, или возбуждать души

слушателей. Ко всему этому должны присоединяться юмор и остроумие, образование,

достойное свободного человека, быстрота и краткость как в отражении, так и в

нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью. Кроме того,

необходимо знать всю историю древности, чтобы черпать из нее примеры; нельзя

также упускать знакомства с законами и гражданскими правами. Нужно ли мне еще

распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за

телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и

оттенками голоса?.. Наконец, что сказать мне о сокровищнице всех познаний -

памяти? Ведь само собою разумеется, что если наши мысли и слова, найденные и

обдуманные, не будут поручены ей на хранение, то все достоинства оратора, как

бы ни были они блестящи, пропадут даром".

Цицерон считает, что основа ораторского искусства прежде всего - глубокое

знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и

познанное оратором, то словесное выражение - пустая и ребяческая болтовня.

Красноречие - это искусство, но труднейшее из искусств.

Действующими лицами своего диалога, авторитетом которых Цицерон подкреплял свое

мнение, были учителя его молодости, лучшие ораторы предшествующего поколения

Лициний Красе и Марк Антоний, а также их

ученики Сульпиций и Котт

и менее значительные лица.

Он поддерживает Платона и Аристотеля в том, что речь внушительная, отвечающая

чувствам и мыслям слушателей, составляет неотъемлемое достояние оратора. В

этих суждениях сказалось психологическое направление исследования ораторской

речи: „Кому, например, неизвестно, что высшая сила оратора в том, чтобы

воспламенять сердца людей гневом, или ненавистью, или скорбью, а от этих

порывов вновь обращать к кротости и жалости? Но достичь этого красноречием

может только тот, кто глубоко познал человеческую природу, человеческую душу

и причины, заставляющие ее вспыхивать и успокаиваться".

Какие же условия для оратора важнейшие? Во-первых, природное дарование,

живость ума и чувства, развитие и запоминание; во-вторых, изучение

ораторского искусства (теория); в-третьих, упражнения (практика). Собственно,

в данных утверждениях нет ничего нового, поскольку об этом писал еще

Аристотель. Тем не менее Цицерон старается синтезировать предшествующие

теории, осмыслить их и на их основе создать обобщенную теорию ораторского

искусства.

В первой части работы „Об ораторе" Цицерон старается создать идеа

л образованного оратора, оратора-политика, который был бы одновременно и

философом, и историком, и знал бы право. История, философия и право были в то

время общеобразовательными

предметами. „Если же речь идет о том, что по-настоящему превосходно, - пишет

Цицерон, - то пальма первенства принадлежит тому, кто и учен, и красноречив.

Если мы согласимся назвать его и оратором, и философом, то и спорить не о чем,

если же эти два понятия разделить, то философы окажутся ниже ораторов, потому

что совершенный оратор обладает всеми знаниями философов, а философ далеко не

всегда располагает красноречием оратора; и очень жаль, что философы этим

пренебрегают, ибо оно, думается, могло бы послужить завершением их

образования". Так возникает образ идеального оратора, образованного и тем самым

поднимающегося над обыденным сознанием, над толпой, способного вести ее за

собой.

И в других трактатах Цицерон постоянно ставит вопрос

о взаимоотношении риторики и других наук, в частности философии. Всякий раз он

неуклонно приходит к принципу подчинения всех наук главной ораторской цели. В

его риторических трактатах ясно прослеживается отношение к философии и праву

как к части ораторского образования и воспитания. Один вопрос разделял

философов и риторов: является ли риторика наукой? Философы утверждали, что

риторика не есть наука, риторы утверждали обратное. Крас

е, действующее лицо диалога, предлагает компромиссное решение: риторика не

есть истинная, то есть умозрительная наука, но она представляет собой

практически полезную систематизацию ораторского опыта.

Цицерон отмечает, что все другие науки замкнуты каждая в себе самой, а

красноречие, то есть искусство говорить толково, складно и красиво, не имеет

никакой определенной области, границы которой сковывали бы его. Человек,

который берется за ораторское искусство, должен уметь сказать решительно обо

всем, что может встретиться в споре между людьми, иначе он не может посягать

на звание оратора.

Цицерон по традиции, принятой в Греции, выделяет три рода речей: выступления

на форуме, выступления в суде на гражданских делах и разбирательствах,

хвалебные речи. Однако Антоний, герой диалога, говоря о видах красноречия,

указывает, что нецелесообразно к судебному и политическому красноречию

приравнивать малопрактическое хвалебное красноречие. Как видим, Цицерон в

некоторых случаях ставит дискуссионные вопросы и не дает на них четкие

ответы. Это мнение может выразить одно действующее лицо, другие же могут с

ним соглашаться или не соглашаться.

Вот как, по Цицерону, происходит формирование

оратора: „Итак, можно сказать: человеку даровитому, который заслуживает

поддержки и помощи, мы передадим только то, чему научил нас опыт, дабы он под

нашим руководством достиг всего, чего мы сами достигли без руководителя; а

лучше этого обучить мы не в состоянии". Основное - дар слова, который

необходимо развивать постоянно.

Цицерон анализирует построение судебной речи, которая должна доказать прав

оту того, что мы защищаем; расположить к себе тех, перед кем мы выступаем;

направить их мысли в нужную для дела сторону. Он останавливается на типах

доказательств и их применении.

Автор рассуждает о страстях, возбуждаемых речью. Раздел о возбуждении

страстей изложен им подробно, ибо практически большая часть речей ораторов, и

в частности его самого, строилась с учетом воздействия на психику слушателей,

но теоретически идеи воздействия не были обобщены. Цицерон показывает

превосходство психологического подхода к красноречию.

Он пишет о юморе и остроумии, которые плохо укладываются в риторическую схему.

Классификация юмора, не всегда последовательная, иллюстрируется примерами из

римской ораторской практики и попутными практическими комментариями

Цицерона. Он, таким образом, пытается уложить теорию юмора в рамки

классической риторики, хотя сам убежден, что юмор -свойство природное и ему

научить нельзя.

Обязанность оратора заключается в следующем: найти что сказать; найденное

расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в

памяти; произнести. Как видим, Цицерон придерживается установившейс

я классической схемы, согласно канону которой дается пятичастное деление

риторического процесса, то есть весь путь от

мысли к звучащему публичному слову". Кроме того, в задачу оратора входит

расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный

вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; в заключение

придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения против

ника.

По мнению Цицерона, самое важное для оратора - это словесное выражение мысли и

произнесение речи. Первое требование к речи - чистота и ясность языка

(выражение мысли). Чистота и ясность вырабатываются обучением и

совершенствуются посредством чтения образцовых ораторов и поэтов. Д

ля чистоты речи необходимо безупречно выбирать слова, правильно пользоваться

морфологическими формами. Ясность речи связана с правильным, нормативным

произношением: оратору необходимо правильно управлять органами речи, дыханием и

самими звуками речи. „Нехорошо, когда звуки выговариваются слишком подчеркнуто;

нехорошо также, когда их затемняет излишняя небрежность; нехорошо, когда слово

произносится слабым, умирающим голосом; нехорошо также, когда их произносят,

пыхтя, как в одышке /.../, существуют, с одной

стороны, такие недостатки, которые все стараются избегать, например, голос

слабый, женственный или как бы немузыкальный, неблагозвучный и глухой. С другой

стороны, есть такой недостаток, которого иные сознательно добиваются: так,

некоторым нравится грубое мужицкое произношение, ибо им кажется, что оно вернее

придает их речи оттенок старины". В понятие чистоты языка входила нормативность

речи („Ясно, что для этого нужно говорить чистым латинским языком

..."), то есть использование нормативного произношения и нормативных

морфологических форм и конструкций. Но этого мало. Цицерон замечает: „Ведь

никто никогда не восхищался оратором только за то, что он правильно говорит

по-латыни. Если он этого не умеет, его просто осмеивают и не то что за

оратора, и за человека-то не считают". Далее

Цицерон суммирует требования, которые предъявляют к речи ора

тора, считая, что если его речь удовлетворяет им, то он приближается к

идеальному оратору, действующему в нужном

направлении на аудиторию: „Кем восторгаются? Кого считают чуть ли не богом

среди людей? Того, кто говорит стройно, развернуто, обстоятельно, блистая

яркими словами и яркими образами, вводя даже в самую прозу некий стихотворный

размер, - одним словом, красиво. А тот, кто так владеет речью, как требует

важность предметов и лиц, тот немалой заслуживает похвалы за то, что можно

назвать уместностью и соответствием с предметом".

Интересно философское рассуждение Цицерона о

нравственности и красноречии: „Истинный оратор должен исследовать, переслушать,

перечитать, обсудить, разобрать, испробовать все, что встречается человеку в

жизни, так как в ней вращается оратор, и она служит

ему материалом. Ибо красноречие есть одно из высших проявлений нравственной

силы человека; и хотя все проявления нравственной силы однородны и равноценны,

но одни виды ее превосходят другие по красоте и блеску. Таково и красноречие:

опираясь на знание предмета, оно выражает словами наш ум и волю с такою силой,

что напор его движет слушателей в любую сторону.

Но чем значительнее эта сила, тем обязательнее должны мы соединять ее с

честностью и высокой мудростью; а если бы мы дали обильные средства выражения

людям, лишенным этих достоинств, то не ораторами бы их сделали, а безумцам бы

дали оружие". Здесь Цицерон, пожалуй, впервые ставит так широко вопрос об

образе оратора. Слово, искусство красноречия связано с личностью говорящего,

через них выражается ум, эрудиция оратора, его знания, опыт, а также воля,

которая действует на слушателей через речь. Красноречие - это высшее проявление

нравственной силы человека. Следовательно, чем

нравственнее человек, тем, по мнению Цицерона, красноречивее. В этом случае

красноречие - благо, которое использует оратор для людей. Сила ораторской речи,

по Цицерону, обязательно соединяется с честностью

и высокой мудростью. Только в таком случае речь может принести людям

удовлетворение. Если же силой слова будут пользоваться люди нечестные, то это

сильное оружие попадет в руки безумцам, которые могут направить его во зло.

Философский подход к слову как благу и аду, как орудию честных и нечестных

людей дает возможность взглянуть на теоретические изыскания Цицерона под углом

гуманистического направления риторического искусства, его высшего назначения в

качестве выразителя общегуманитарных идей. Не случайно Цицерон силу слова

связывает с мудростью, отмечая, что эту науку мыслить и говорить, эту силу

слова древние называли мудростью. „Ведь в старину-то наука, - замечает он, -

как видно, одинаково учила и красному слову, и правому делу; и не особые

учителя, но одни и те же наставники учили людей и жить, и говорить".

Цицерон неоднократно подчеркивает, что речь должна быть как можно более

увлекательной, производить как можно большее впечатление на слушателей и

подкрепляться как можно большим количеством доводов,

ибо доводы - материал действительно громадный и важный.

Философ подробно говорит о красоте речи, считая, что красота речи состоит прежде

всего как бы из некой общей ее свежести и сочности: ее нежность, ее ученость,

ее благородство, ее пленительность, ее изящество, ее чувствительность или

страстность, если нужно - все это относится не к отдельным ее частям, а ко всей

ее совокупности. А вот цветы слов и мыслей, как бы усиливающие речь,

дожны не рассыпаться по ней равномерно, а располагаться с разбором так, как

на каком-нибудь наряде располагаются украшения и

блестки. Общий тон речи следует избирать такой, какой в наибольшей степени

удерживает внимание слушателей и какой не только их услаждает, но услаждает без

пресыщения.

Цицерон - против слащавости и вялости ораторской речи, - за то, чтобы она

была и динамична, и красива, и приятна, но ее приятность должна быть строгой.

Он выделяет слова простые, употребляемые обычно, среди которых тоже должен

производиться отбор, и решающим при этом должно быть слуховое впечатление

(избегать затасканных и приевшихся слов, пользоваться яркими, в которых есть

полнота и звучность), выделяет малоупотребительные и новообразованные слова,

а также слова в переносном смысле.

Автор в трактате „Об ораторе" основывался на некоторых теоретических

исследованиях своих предшественников и на практических школьных учебниках, на

греческой и римской ораторской традиции и лучших образцах ораторского

искусства, на своем практическом опыте. Цицерона можно считать создателем

своей риторической теории, которую он наиболее полно изложил в этом трактате.

Трактаты „Брут" и „Оратор", написанные в 46 г. до

н. э., он обращает к

Бруту, представителю нового, аттического течения, защищая свою точку зрения.

Цель этих сочинений - обосновать законность и превосходство того ораторского

Страницы: 1, 2, 3, 4