Реферат: Порождение текста 
риторики и его собственный практический опыт крупнейшего римского оратора. Эти
трактаты - „Об ораторе", „Брут, или О знаменитых
ораторах", „Оратор" - памятники античной теории словесности, античного
гуманизма, имевшие глубокое влияние на всю европейскую культуру.
В теории познания Цицерон склоняется к скептицизму, считая, что нет критерия для
отличения реальных представлений от нереальных. Он рассматривает вопросы о
высшем благе, о добродетелях как единственном источнике счастья, стремится к
совершенству. Такому стремлению соответствуют четыре добродетели: мудрость,
справедливость, мужество, умеренность. Его философские воззрения легли в основу
взглядов на ораторское искусство.
Каковы же взгляды Цицерона на ораторское искусство?
Теория красноречия Цицерона занимает среднее положение между
азианизмом и умеренным классическим аттицизмом.
В трактате „Об ораторе" он выбирает свободную форму философского диалога, что
позволило ему излагать материал проблемно, дискуссионно, приводя и взвешивая
все доводы за и против. Цицерон сетует на то, что красноречие среди всех наук и
искусств имеет меньше всего представителей. И это не случайно. По его мнению,
настоящих хороших ораторов мало, потому что красноречие - нечто такое, что
дается труднее, чем это кажется. Красноречие рождается из многих знаний и
умений. „В самом деле, - пишет он, - ведь здесь необходимо усвоить себе самые
разнообразные познания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна;
необходимо придать красоту самой речи, и не только отбором, но и расположением
слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий,
необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия в
том и должны проявляться, чтобы или успокаивать, или возбуждать души
слушателей. Ко всему этому должны присоединяться юмор и остроумие, образование,
достойное свободного человека, быстрота и краткость как в отражении, так и в
нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью. Кроме того,
необходимо знать всю историю древности, чтобы черпать из нее примеры; нельзя
также упускать знакомства с законами и гражданскими правами. Нужно ли мне еще
распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за
телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и
оттенками голоса?.. Наконец, что сказать мне о сокровищнице всех познаний -
памяти? Ведь само собою разумеется, что если наши мысли и слова, найденные и
обдуманные, не будут поручены ей на хранение, то все достоинства оратора, как
бы ни были они блестящи, пропадут даром".
Цицерон считает, что основа ораторского искусства прежде всего - глубокое
знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и
познанное оратором, то словесное выражение - пустая и ребяческая болтовня.
Красноречие - это искусство, но труднейшее из искусств.
Действующими лицами своего диалога, авторитетом которых Цицерон подкреплял свое
мнение, были учителя его молодости, лучшие ораторы предшествующего поколения
Лициний Красе и Марк Антоний, а также их
ученики Сульпиций и Котт
и менее значительные лица.
Он поддерживает Платона и Аристотеля в том, что речь внушительная, отвечающая
чувствам и мыслям слушателей, составляет неотъемлемое достояние оратора. В
этих суждениях сказалось психологическое направление исследования ораторской
речи: „Кому, например, неизвестно, что высшая сила оратора в том, чтобы
воспламенять сердца людей гневом, или ненавистью, или скорбью, а от этих
порывов вновь обращать к кротости и жалости? Но достичь этого красноречием
может только тот, кто глубоко познал человеческую природу, человеческую душу
и причины, заставляющие ее вспыхивать и успокаиваться".
Какие же условия для оратора важнейшие? Во-первых, природное дарование,
живость ума и чувства, развитие и запоминание; во-вторых, изучение
ораторского искусства (теория); в-третьих, упражнения (практика). Собственно,
в данных утверждениях нет ничего нового, поскольку об этом писал еще
Аристотель. Тем не менее Цицерон старается синтезировать предшествующие
теории, осмыслить их и на их основе создать обобщенную теорию ораторского
искусства.
В первой части работы „Об ораторе" Цицерон старается создать идеа
л образованного оратора, оратора-политика, который был бы одновременно и
философом, и историком, и знал бы право. История, философия и право были в то
время общеобразовательными
предметами. „Если же речь идет о том, что по-настоящему превосходно, - пишет
Цицерон, - то пальма первенства принадлежит тому, кто и учен, и красноречив.
Если мы согласимся назвать его и оратором, и философом, то и спорить не о чем,
если же эти два понятия разделить, то философы окажутся ниже ораторов, потому
что совершенный оратор обладает всеми знаниями философов, а философ далеко не
всегда располагает красноречием оратора; и очень жаль, что философы этим
пренебрегают, ибо оно, думается, могло бы послужить завершением их
образования". Так возникает образ идеального оратора, образованного и тем самым
поднимающегося над обыденным сознанием, над толпой, способного вести ее за
собой.
И в других трактатах Цицерон постоянно ставит вопрос
о взаимоотношении риторики и других наук, в частности философии. Всякий раз он
неуклонно приходит к принципу подчинения всех наук главной ораторской цели. В
его риторических трактатах ясно прослеживается отношение к философии и праву
как к части ораторского образования и воспитания. Один вопрос разделял
философов и риторов: является ли риторика наукой? Философы утверждали, что
риторика не есть наука, риторы утверждали обратное. Крас
е, действующее лицо диалога, предлагает компромиссное решение: риторика не
есть истинная, то есть умозрительная наука, но она представляет собой
практически полезную систематизацию ораторского опыта.
Цицерон отмечает, что все другие науки замкнуты каждая в себе самой, а
красноречие, то есть искусство говорить толково, складно и красиво, не имеет
никакой определенной области, границы которой сковывали бы его. Человек,
который берется за ораторское искусство, должен уметь сказать решительно обо
всем, что может встретиться в споре между людьми, иначе он не может посягать
на звание оратора.
Цицерон по традиции, принятой в Греции, выделяет три рода речей: выступления
на форуме, выступления в суде на гражданских делах и разбирательствах,
хвалебные речи. Однако Антоний, герой диалога, говоря о видах красноречия,
указывает, что нецелесообразно к судебному и политическому красноречию
приравнивать малопрактическое хвалебное красноречие. Как видим, Цицерон в
некоторых случаях ставит дискуссионные вопросы и не дает на них четкие
ответы. Это мнение может выразить одно действующее лицо, другие же могут с
ним соглашаться или не соглашаться.
Вот как, по Цицерону, происходит формирование
оратора: „Итак, можно сказать: человеку даровитому, который заслуживает
поддержки и помощи, мы передадим только то, чему научил нас опыт, дабы он под
нашим руководством достиг всего, чего мы сами достигли без руководителя; а
лучше этого обучить мы не в состоянии". Основное - дар слова, который
необходимо развивать постоянно.
Цицерон анализирует построение судебной речи, которая должна доказать прав
оту того, что мы защищаем; расположить к себе тех, перед кем мы выступаем;
направить их мысли в нужную для дела сторону. Он останавливается на типах
доказательств и их применении.
Автор рассуждает о страстях, возбуждаемых речью. Раздел о возбуждении
страстей изложен им подробно, ибо практически большая часть речей ораторов, и
в частности его самого, строилась с учетом воздействия на психику слушателей,
но теоретически идеи воздействия не были обобщены. Цицерон показывает
превосходство психологического подхода к красноречию.
Он пишет о юморе и остроумии, которые плохо укладываются в риторическую схему.
Классификация юмора, не всегда последовательная, иллюстрируется примерами из
римской ораторской практики и попутными практическими комментариями
Цицерона. Он, таким образом, пытается уложить теорию юмора в рамки
классической риторики, хотя сам убежден, что юмор -свойство природное и ему
научить нельзя.
Обязанность оратора заключается в следующем: найти что сказать; найденное
расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в
памяти; произнести. Как видим, Цицерон придерживается установившейс
я классической схемы, согласно канону которой дается пятичастное деление
риторического процесса, то есть весь путь „ от
мысли к звучащему публичному слову". Кроме того, в задачу оратора входит
расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный
вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; в заключение
придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения против
ника.
По мнению Цицерона, самое важное для оратора - это словесное выражение мысли и
произнесение речи. Первое требование к речи - чистота и ясность языка
(выражение мысли). Чистота и ясность вырабатываются обучением и
совершенствуются посредством чтения образцовых ораторов и поэтов. Д
ля чистоты речи необходимо безупречно выбирать слова, правильно пользоваться
морфологическими формами. Ясность речи связана с правильным, нормативным
произношением: оратору необходимо правильно управлять органами речи, дыханием и
самими звуками речи. „Нехорошо, когда звуки выговариваются слишком подчеркнуто;
нехорошо также, когда их затемняет излишняя небрежность; нехорошо, когда слово
произносится слабым, умирающим голосом; нехорошо также, когда их произносят,
пыхтя, как в одышке /.../, существуют, с одной
стороны, такие недостатки, которые все стараются избегать, например, голос
слабый, женственный или как бы немузыкальный, неблагозвучный и глухой. С другой
стороны, есть такой недостаток, которого иные сознательно добиваются: так,
некоторым нравится грубое мужицкое произношение, ибо им кажется, что оно вернее
придает их речи оттенок старины". В понятие чистоты языка входила нормативность
речи („Ясно, что для этого нужно говорить чистым латинским языком
..."), то есть использование нормативного произношения и нормативных
морфологических форм и конструкций. Но этого мало. Цицерон замечает: „Ведь
никто никогда не восхищался оратором только за то, что он правильно говорит
по-латыни. Если он этого не умеет, его просто осмеивают и не то что за
оратора, и за человека-то не считают". Далее
Цицерон суммирует требования, которые предъявляют к речи ора
тора, считая, что если его речь удовлетворяет им, то он приближается к
идеальному оратору, действующему в нужном
направлении на аудиторию: „Кем восторгаются? Кого считают чуть ли не богом
среди людей? Того, кто говорит стройно, развернуто, обстоятельно, блистая
яркими словами и яркими образами, вводя даже в самую прозу некий стихотворный
размер, - одним словом, красиво. А тот, кто так владеет речью, как требует
важность предметов и лиц, тот немалой заслуживает похвалы за то, что можно
назвать уместностью и соответствием с предметом".
Интересно философское рассуждение Цицерона о
нравственности и красноречии: „Истинный оратор должен исследовать, переслушать,
перечитать, обсудить, разобрать, испробовать все, что встречается человеку в
жизни, так как в ней вращается оратор, и она служит
ему материалом. Ибо красноречие есть одно из высших проявлений нравственной
силы человека; и хотя все проявления нравственной силы однородны и равноценны,
но одни виды ее превосходят другие по красоте и блеску. Таково и красноречие:
опираясь на знание предмета, оно выражает словами наш ум и волю с такою силой,
что напор его движет слушателей в любую сторону.
Но чем значительнее эта сила, тем обязательнее должны мы соединять ее с
честностью и высокой мудростью; а если бы мы дали обильные средства выражения
людям, лишенным этих достоинств, то не ораторами бы их сделали, а безумцам бы
дали оружие". Здесь Цицерон, пожалуй, впервые ставит так широко вопрос об
образе оратора. Слово, искусство красноречия связано с личностью говорящего,
через них выражается ум, эрудиция оратора, его знания, опыт, а также воля,
которая действует на слушателей через речь. Красноречие - это высшее проявление
нравственной силы человека. Следовательно, чем
нравственнее человек, тем, по мнению Цицерона, красноречивее. В этом случае
красноречие - благо, которое использует оратор для людей. Сила ораторской речи,
по Цицерону, обязательно соединяется с честностью
и высокой мудростью. Только в таком случае речь может принести людям
удовлетворение. Если же силой слова будут пользоваться люди нечестные, то это
сильное оружие попадет в руки безумцам, которые могут направить его во зло.
Философский подход к слову как благу и аду, как орудию честных и нечестных
людей дает возможность взглянуть на теоретические изыскания Цицерона под углом
гуманистического направления риторического искусства, его высшего назначения в
качестве выразителя общегуманитарных идей. Не случайно Цицерон силу слова
связывает с мудростью, отмечая, что эту науку мыслить и говорить, эту силу
слова древние называли мудростью. „Ведь в старину-то наука, - замечает он, -
как видно, одинаково учила и красному слову, и правому делу; и не особые
учителя, но одни и те же наставники учили людей и жить, и говорить".
Цицерон неоднократно подчеркивает, что речь должна быть как можно более
увлекательной, производить как можно большее впечатление на слушателей и
подкрепляться как можно большим количеством доводов,
ибо доводы - материал действительно громадный и важный.
Философ подробно говорит о красоте речи, считая, что красота речи состоит прежде
всего как бы из некой общей ее свежести и сочности: ее нежность, ее ученость,
ее благородство, ее пленительность, ее изящество, ее чувствительность или
страстность, если нужно - все это относится не к отдельным ее частям, а ко всей
ее совокупности. А вот цветы слов и мыслей, как бы усиливающие речь,
дожны не рассыпаться по ней равномерно, а располагаться с разбором так, как
на каком-нибудь наряде располагаются украшения и
блестки. Общий тон речи следует избирать такой, какой в наибольшей степени
удерживает внимание слушателей и какой не только их услаждает, но услаждает без
пресыщения.
Цицерон - против слащавости и вялости ораторской речи, - за то, чтобы она
была и динамична, и красива, и приятна, но ее приятность должна быть строгой.
Он выделяет слова простые, употребляемые обычно, среди которых тоже должен
производиться отбор, и решающим при этом должно быть слуховое впечатление
(избегать затасканных и приевшихся слов, пользоваться яркими, в которых есть
полнота и звучность), выделяет малоупотребительные и новообразованные слова,
а также слова в переносном смысле.
Автор в трактате „Об ораторе" основывался на некоторых теоретических
исследованиях своих предшественников и на практических школьных учебниках, на
греческой и римской ораторской традиции и лучших образцах ораторского
искусства, на своем практическом опыте. Цицерона можно считать создателем
своей риторической теории, которую он наиболее полно изложил в этом трактате.
Трактаты „Брут" и „Оратор", написанные в 46 г. до
н. э., он обращает к
Бруту, представителю нового, аттического течения, защищая свою точку зрения.
Цель этих сочинений - обосновать законность и превосходство того ораторского
Страницы: 1, 2, 3, 4
|