бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Материальная и духовная культура древних славян по языковым данным бесплатно рефераты

меньшей степени претерпевшая изменения под влиянием письменной культуры.

Мир славянского фольклора красочен и объемен. Фольклорно-этнографический интерес

к славянскому народу пробудился в XVIII в. Тогда появляется серия записей,

сборников и книг, среди которых выделяются сборники Кирши Данилова и

словарь М.Д. Чулкова “Абевега русских суеверий”. Сокровища устной

культуры –народные песни, сказки, былины, духовные стихи –начинают интенсивно

собираться и записываться только в первой половине XIX в. К середине этого века

изучение народного мировоззрения, мифологии и фольклора оказалось столь

глубоким, что А.Н. Афанасьев(1826 –1871) смог осуществить публикацию сначала

сборника ”Народных русских сказок”(1855 –1864), а затем обобщающего труда

”Поэтические воззрения славян на природу”(1865 –1869). В 1860 –1874 гг.

выходила в свет десятитомная публикация “Песен, собранных Кириевским”,

посмертный итог выдающейся деятельности русского археографа и фольклориста

П.И. Кириевского(1808 –1856), собравшего и обработавшего тысячи текстов

мифических и исторических песен, былин, сказок. Подвижническую работу в этом

направлении проводили этнограф П.И. Якушкин(1822 –1872), поэт Н.М.

Языков(1803 –1847), идеолог славянофилов А.С. Хомяков(1804 –1860).

Во второй половине XIX –XX вв. последовательно складываются целые школы

русской фольклористики и мифологии как науки.

ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, РОД.

Существенное место в праславянском языке занимают названия лиц, а среди них

самым архаичным слоем считаются названия родственников. Вообще родственные

отношения у славян были развиты очень хорошо. Этим и объясняется такое

множество слов, связанных с названием близких людей. Рождение ребёнка в семье

всегда воспринималось как очень важное событие, осознавался приход в мир нового

человека, новой личности. С этим событием очень часто было связано множество

поверий, примет, обрядов. Перед тем, как быть принятым в семью, ребёнок вместе

с матерью

должен

был пройти обряд очищения. Только тогда он становился полноправным членом

семьи. Здесь его встречали родные лица, которые он постепенно начинал узнавать,

а затем, постепенно производя какие-то звуки, начинал и называть их.

Неслучайно, что названия родственников во многих славянских языках и наречиях

очень похожи друг на друга. Это такие слова как *baba, *

mama, *nana,

*deda, *teta, *lela.

Следует также отметить, что слова, обозначающие названия родственников

находились в тесной взаимосвязи с общими наименованиям лиц. В основном вся

разница сводилась к половым и возрастным признакам. Примерами таких различий

могут служить такие слова как *starъcь –старик, *junosa

–юноша, *zena –жена (женщина). Из всех известных

слов наиболее общее значение имело слово *celovekъ. По написанию

вполне понятное для нас, оно имеет до конца не выясненное происхождение.

Довольно большая группа слов праславянского языка связана с браком и семьёй.

Издревле известны такие общие для многих языков и наречий того времени слова

как *brakъ –брак, *svatьba –свадьба, название

супругов до (*zenjx, *nevestjъ) и после (*

mouzь, *zena) свадьбы. А также названия супругов после смерти одного

из них: *vdovecь, *vdova. Также общеизвестными являются

слова, обозначающие близких родственников: свекор, тесть, сватья, сваха.

Интересно отметить, что в индоевропейской системе свойств имелись термины для

обозначения родственников мужа, а для обозначения родственников жены слов не

обнаружено. Связано это, прежде всего с тем, что родственники жены принадлежали

не к роду мужа, а к другому, чужому роду, откуда ,,умыкалась” невеста. Брак у

древних славян заключался в результате похищения невесты из другого рода.

Значительно позднее похищение было заменено на выкуп девушки из родного дома. В

фольклорных текстах нашли свое отражение мотивы похищения и выкупа древними

славянами будущих жен. С этими событиями связано очень большое количество

обычаев и обрядов, что свидетельствует о пристальном внимании славян к семейной

жизни вообще. Судя по тому, что нам известно, что у некоторых племен древних

славян не только не осуждалось, но даже зачастую приветствовалось многоженство.

Осуждению подвергалось лишь сожительство с чужими женами. Связи же с

незамужними женщинами допускались, как, впрочем, и добрачные отношения.

Встречая в истории подобные примеры в лицах видных политических деятелей того

времени (князь Само, позднее и киевский князь Владимир), мы можем судить, что

именно так оно и было. В те древние дикие времена случались и случаи

детоубийства в раннем возрасте. Объяснения этому историки не могут найти

до сих пор.

Что касается быта славянских племен, то летописец оставил нам о нем следующие

известия: “.каждый жил со своим родом, отдельно, на своих местах, каждый владел

родом своим”. В настоящее время утрачено значение рода. Остались лишь

производные слова родня, родство, родственник. Мы имеем узкое

ограниченное понятие семьи. Наши предки понимали слово семья в широком

смысле, который подразумевал всю совокупность степеней родства, как самых

близких, так и самых отдаленных. Род означал и совокупность родственников, и

каждого из них в отдельности. Первоначально предки наши не понимали никакой

общественной связи вне родовой и потому употребляли слово род также в

смысле народа. Для обозначения родственных линий употребляется слово племя.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Как уже упоминалось, распад праславянских языков произошел в середине I тыс. до

н.э. Значит, время существования единства –примерно I тыс. лет. Первая

социальная организация –большая семья. Несколько таких семей составляли род, на

более позднем этапе объединяющийся в более крупную группу *pleme, по признаку

кровного родства. В частности об этом свидетельствует такое понятие, как

кровная месть – *mъstь.

Во главе рода всегда стоял всеми уважаемый человек преклонных лет –старейшина

или *dedъ. Очень часто в домах древних славян в самом главном углу на видном

месте стоял сноп из связанных между собой прутьев, называемый дедом. Во всех

домах такие снопы почитались и воспринимались как живые, а иногда даже как

члены семьи. Во главе племени ставился вождь –*vodjь. Он избирался посредством

голосования на народном собрании –*sъvetь, *vetje. А также и воины,

отличившиеся особым военным искусством и мужеством, были первыми властелинами в

своем отечестве. Эта власть обозначалась у славян такими понятиями как

боярин, воевода, пан, жупан, король, краль, старец, владыка, князь.

Последнее название позднее широко употреблялось у русских славян и по

словопроисхождению имеет значение родовое, означает старшего в роде,

родоначальника, отца семейства. Родилось оно едва ли не от коня: князь

–*konjaz. У поморян в древнее время тридцать лошадей составляли великое

богатство и всякий хозяин коня назывался князем.

Боярин несомненно происходит от боя и в начале своем могло означать

воина отличной храбрости, а после обратилось в аристократическое сословие.

Византийские летописи упоминают о боярах, вельможах.

Воеводами назывались прежде одни воинские начальники, но так как они и в

мирное время сумели сохранить господство над согражданами, то это название

означало уже вообще повелителей, властелинов у богемских и саксонских вендов, в

Крайне –государя, в Польше не только воинского предводителя но и судию.

Этимология слов ”воин”, ”воевода” указывает на воинственность наших

предков. Славяне, завоевывая другие страны, получали некоторые сведения в

арифметике, хронологии. А также и собственное домоводство, торговля, приучили

их к многосложному счислению. что славяне еще не зная грамоты. Имя tma,

знаменующее 10 000, есть древнее славянское.

Наблюдая течение года, славяне подобно римлянам делили его на двенадцать

месяцев, и каждому из них давали название, согласное с временными явлениями или

действиями природы. Январь –просинец, (вероятно от синевы неба), февраль

сечень, март –сухий, апрель –березозол, май –травный

, июнь –изок, (так называлась у славян какая-то певчая птица), июль –

червен, август –зарев, (от зарей или зарниц), сентябрь –рюен

или ревун, (как толкуют от рева зверей), октябрь –листопад,

ноябрь –груден, (от груд снега или мерзлой грязи), декабрь –студеный.

Столетие называлось веком или жизнью человеческой, во свидетельство того, что

предки наши, одаренные крепким сложением и здравой физической деятельностью

жили долго.

О ФИЗИЧЕСКОМ И НРАВСТВЕННОМ ХАРАКТЕРЕ СЛАВЯН

Славяне жили в умеренном нежарком климате, способтвующем долглолетию,

благоприятствующем крепости телесной. Природа страны имеет важное значение в

образовании народного характера. Природа богатая, с лихвою вознаграждающая и

слабый труд человека усыпляет деятельность последнего, как телесную так и

умственную. Пробуждаясь раз вспышкою страсти, он может показать чудеса ,

особеннно в подвигах силы физической, но такое напряжение сил не бывает

продолжительным. Природа, более скупая на свои дары, требует от человека

постоянного и нелегкого труда, держащего его всегда в возбужденном состоянии.

Его деятельность не порывиста, но постоянна. Он постоянно работает умом,

неуклонно стремится к своей цели. Житель сурового климата любит движение,

согревая им свою кровь, любит деятельность, привыкает сносить частые перемены

воздуха и терпением укрепляется.

Таковы были древние славяне из описаний летописцев, которые согласно

изоброжают их бодрыми, сильными, неутомимыми. Презирая непогоды, они сностили

голод и всякую нужду, питались самой грубой и сырой пищей. С быстротой и

чрезвычайной легкостью сходили на крутизны, спускались в расселены, смело

бросались в опасные болота и глубокие реки. Они думали, что главная красота

мужа есть крепость в теле, сила в руках и легкость в движении. Славяне мало

пеклись о своей наружности: в грязи в пыли, без опрятности в одежде являлись

они во многочисленном собрании людей. Греки, осуждая эту их черту, однако

хвалят стройность славян, высокий рост, мужественную приятность лица.

Загорелые, они казались смуглыми и все без исключения были русые, подобно

другим коренным европейцам. Не славясь воинским искусством, наши предки

отличались чрезвычайной отважностью, храбрость была их природным свойством.

Кроме обыкновенной храбрости, имели особенное искусство биться в ущельях,

скрываться в траве, изумлять неприятелей мгновенным нападением и брать их в

плен. Они умели еще долгое время таиться в реках и дышать свободно

посредством сквозных тростей, выставляя конец их на поврехность воды. Славяне

всегда были хорошими воинами, они малыми средствами могли решать большие

задачи. Терпеть, страдать, нести лишения, но всегда побеждать. Древнее оружие

славянское состояло в мечах, дротиках, стрелах, намазанных ядом и в больших,

весьма тяжелых щитах. Летописи VI в. изображают самыми черными красками

жестокость славян, но эта жестокость свойственная народу необразованному и

воинственному, может быть оправдана действием мести. Греки, озлобленные их

частыми нападениями, безжалостно терзали славян, которые попадались им в руки

и которые сносили всякое истязание с удивительной твердостью, без воплей и

стонов; умирали в муках и не отвечали ни слова на расспросы врага о числе и

замыслах войска их.

НРАВЫ, БЫТ, ЖИЛИЩЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Эти люди, на войне жестокие, возвращались домой с одним своим природным

добродушием. Из летописей нам известно, что они не знали ни лукавства, ни

злости, хранили древнюю простоту нравов, неизвестную тогдашним грекам;

обходились с пленными дружелюбно и назначали всегда срок для их рабства,

давая им возможность или выкупить себя и возвратиться в отечество, или жить с

ними в свободе и братстве. Также единогласно хвалят летописи общее

гостеприимство славян, редкое в других землях. Всякий путешественник был для

них как бы священен, встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с

благословением. Славянин, уходя из дому, оставлял дверь отворенную и пищу

готовую для странника. Купцы, охотно посещая славян, ценя их гостеприимство,

хвалят целомудрие не только жен, но и мужей славянских. Торговля славян в их

землях состояла только в обмене вещей: они не употребляли денег и брали

золото у чужестранцев единственно как товар.

Славяне имели некоторые понятия об искусстве. Они вырезали на дереве образы

человека, птиц, зверей и красили их разными цветами, которые не изменялись от

солнечного жара и не смывались дождем. Имеется памятник каменносечного

искусства древних славян –это большие гладко обделанные плиты, на которых

выдолблены различные изображения. Занятые воинской деятельностью, подвергая

жизнь свою постоянной опасности, предки наши мало успевали в зодчестве,

требующем времени и терпения, и не хотели строить себе домов прочных: не только

в VI в., но и гораздо позже обитали в шалашах, хижинах, которые едва укрывали

их от дождя и ветра. Самые города славянские были не что иное как собрание

хижин, окруженных забором или земляным валом. Там возвышались подобия храмов в

виде больших деревянных кровов. Венеды называли их гонтинами, от слова

гонт, доныне означающего на русском языке особый род тесниц, употребляемых

для кровли домов. В своих низких хижинах древние славяне уже умели наслаждаться

изящными искусствами. Северные венеды признавались греческому императору, что

главное услаждение жизни их есть музыка и что они берут обыкновенно в путь с

собой не оружие, а кифары или гусли, ими выдуманные.

Волынка, гудок и дудка были также известны предкам нашим. И мирное

время, и в военное, ввиду многочисленных врагов славяне веселились и пели,

забывая об опасности. Эти песни, вероятно, воспламеняли сердца их огнем

мужества, представляли уму живые картины битв и кровопролитий, сохраняли память

дел великодушия и были в некотором смысле древнейшей историей славянской. Так

везде рождалось стихотворчество, изображая главные склонности народные; так

песни кроатов более всего славят мужество, а песни вендов

возбуждают только к веселью и к счастливому забвению житейских горестей. Иные,

кажется, совсем не имеют смысла, а привлекают одним согласием звуков и мягких

слов, действуя только на слух и не представляя ничего разуму. Сердечное

удовольствие, производимое музыкой, заставляет людей, выражать его разными

телодвижениями: появляется пляска –любимая забава самых диких народов.

Пляска славян состояла в том, чтобы в сильном напряжении мышц, взмахивать

руками, вертеться на одном месте, приседать, топать ногами, что соответствует

характеру людей крепких, деятельных, неутомимых. Народные игры и потехи:

борьба, кулачный бой, беганье взапуски были их древними забавами,

представлявшими символы борьбы и силы.

Сведения об обычаях славянских племен дошли до нас из сочинений римских,

византийских и арабских авторов I тыс. н.э. Так, интересные сведения о

военном искусстве славян сообщает византийский трактат “Стратегикон”,

написанный на рубеже VI –VII вв.н.э. Из сочинений зарубежных авторов до нас

также доходят сведения о быте, нравах, общественном устройстве, зачатках

культуры древних славян.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Моя работа отнюдь не претендует на всеобъемлющую полноту. Я отразила в ней

лишь малую часть того культурного наследия по языковым данным, которое в

большей степени сейчас утеряно.

Каждому человеку, я считаю, необходимо знать о прошлом своей страны, народа,

к какой бы нации он ни принадлежал. Без этого немыслимо осознание себя как

культурного человека. Чувство патриотизма и любви к родине свойственно,

наверное, каждому порядочному человеку. Русскому ли, татарину ли, англичанину

ли, немцу свойственно это вечное благоговение к породившей, вскормившей и

воспитавшей его земле, переходящее и непереборимое чувство любви.

Приходя в библиотеки в поисках необходимой литературы о культуре древних

славян, я часто наталкивалась на непонимание работников. Не вполне различая

понятия древней истории славян и несравненно более поздней истории древней

Руси после принятия христианства и просветительской деятельности Кирилла и

Мефодия, они приносили литературу, которую мне приходилось возвращать назад.

Обращаясь к картотекам я обращала внимание, как мало и часто совсем

отсутствует литература по славянской филологии и культуре, не говоря о том,

как трудно найти какую-то литературу о культуре наших предков связанной с

языковыми данными.

Что было до Киевского государства на огромной территории Русской равнины, для

нас часто не совсем понятно –жили какие-то славянские раздробленные племена,

которые неизвестно откуда появились, но вдруг создали мощное государство.

Мне хотелось попытаться разобраться, как же это могло произойти, хотелось

погрузиться в глубь времен. Чувствовалось, что за историей Древней Руси стоит

древнейшая. Работая над этим рефератом, можно сказать, моей первой такой

объемной, пусть и небезупречной, работой, собирая информацию по крохам, я с

интересом узнавала сведения из далекого прошлого. Я задумывалась над

происхождением многих слов, которые раньше считала простыми, незамысловатыми

и не имеющими предыстории. Для меня новыми были сведения об узелковой

письменности, об обычаях и обрядах славян, их быте и многом другом.

Неверно понимая историю славянства, мы связываем ее начало с IX в. н.э., с

Киевской Русью, с Кириллом и Мефодием. У нас складывается абсолютно

неправильное мнение, что до появления азбуки, языка у древних славян не

существовало. Тем не менее, язык существовал и развивался. Мне небезынтересно

было узнать о новых методах изучения праславянского языка. Ученые-лингвисты

проводят исследования в области языкознания, и получают все новые и новые

знания о языке наших предков. Работу лингвистов дополняют археологи,

продолжают историки, этнографы, искусствоведы, и в итоге получается целостная

картина материальной и духовной культуры древних славян.

Нам сейчас, возможно, кажутся чуждыми, дикими нравы, религиозные верования

наших предков. Но ведь нужно понимать, что с тех пор прошли века христианства,

которые, несомненно, изменили не только внешний мир язычества, но и внутренний

мир человека, внесли в его жизнь новые нравственные ценности, общечеловеческие

нормы. Я считаю, что нам нельзя с высоты современности строго судить об их

обычаях кровной мести (самосуда), употребления в пищу сырого мяса “зверины” и

беспорядочности брачной жизни: многоженство и “умыкание” невест. ( По словам

летописца, они “живяху в лесе, якоже всякий зверь, живущие скотски: убиваху

друг друга, ядоху вся нечиста, и брака у них не бываше, но умыкиваху (похищали)

у воды девиц”). Нельзя осуждать наших предков, потому что даже среди такого

мрачного язычества светлыми пятнышками выделяются тяготение некоторых

славянских племен к единобожию (бог Сварог, давший первые нравственные законы,

в том числе, закон единобрачия). Особо стоит отметить стремление древних славян

к искусству, красоте. Сквозь тьму язычества пробиваются первые ростки добра,

нравственности и целомудрия. Невольно проникаешься уважением к этому древнему

народу, который в столь тяжелых условиях сохранял свое природное добродушие,

жизнерадостность и терпение, отмечаешь черты их характера, которым нам самим,

подчас, нужно еще поучиться.

Изучая литературу о материальной и духовной культуре славян, я еще раз

осознавала, что когда-то славяне были единым народом, с единым праславянским

языком. Но многие ли сейчас помнят об этом? Горько видеть, что народы,

имеющие в прошлом единые корни, в настоящее время не только разделились на

отдельные языковые группы, но часто даже враждуют между собой. Мне хочется

надеяться, что в третьем тысячелетии славяне одумаются, вспомнят о былой

общности, сплотятся в целях самосохранения и вновь станут единым народом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Всемирная история. –М.: Госиздат полит. литературы, 1956г.

2. Карамзин Н.М. История государства Российского.

-М.: Издательство “Правда”, 1987г.

3. Культурология. История мировой культуры: Учебник

для вузов. –М.:ЮНИТИ

2000г.

4. Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга. –

М.: Наука и религия, 1992г.

5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. –М.:

Издательство “Правда”, 1981г.

6. Семенова М.А. Мы –славяне. Популярная энциклопедия –

СПб.: Азбука, 1998г.

7. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М.,

Издательство “Правда”, 1985г.

8. Супрун А.Е. Введение в славянскую филологию: учебное

пособие. Минск, 1989г.

9. Хрестоматия по истории России. –М.: МИРОС-МЮ, 1994г.

Страницы: 1, 2, 3