Реферат: Ложь в речи
Реферат: Ложь в речи
ВВЕДЕНИЕ
Проблема выявления лжи или обнаружение неискренности в поведении человека
имеет довольно давнюю историю, потому что в основе этого испытания лежит
твердо установленный и давно известный факт, что наше телесное состояние
связано очень тесно и прямо с душевными переживаниями.
В древней Индии, например, когда проводился допрос подозреваемых лиц, их
просили одновременно с ответом на поставленный вопрос ударять в гонг. Было
замечено, что когда вопрос вызывал затруднение, внутреннее замешательство
тем, что тема для подозреваемого является слишком значимой, то на этот вопрос
он не мог ответить "запросто", совершенно искренне, что и приводило к сбоям в
ударе в гонг.
В древнем Китае подозреваемым давали сухую рисовую муку, просили ее прожевать
в разговоре с ними; если человек был не в состоянии это сделать, его
осуждали, считая это попыткой сокрытия правды.
Примеры показывают, что действительно, если мы встревожены, обеспокоены,
возбуждены, нам страшно, то у нас появляется эмоциональное напряжение. Это
эмоциональное напряжение проявляется в различного рода физиологических
показателях: учащается или снижается частота пульса, изменяется ритм дыхания,
изменяется статическая проводимость кожи, изменяется температура тела,
изменяется характер биотоков мозга.
Измерение этих физиологических показателей лежит в основе работы полиграфа,
часто называемого в средствах массовой информации "детектором лжи". В
настоящее время проверка на полиграфе является, пожалуй, одним из самых
надежных, известных и широко распространенных методов выявления обмана. Сам
аппарат, разумеется, не определяет, врет человек или нет. Этот многоканальный
прибор только регистрирует некоторые физиологические реакции обследуемого при
его интервьюировании. В зависимости от величины изменений этих показателей
выносится заключение, сказал человек правду, отвечая на определенные вопросы,
или солгал.
В настоящее время полиграф достаточно широко используется в деловой практике
для проверки поступающих на работу и служащих компании. В целом точность
проверок на полиграфе составляет около 95%.
Помимо специфических физиологических реакций, обман выражается и в иных
особенностях невербального поведения. Давно известно, что когда человек лжет,
он избегает смотреть прямо в глаза своему собеседнику. По этому признаку на
картинах старых мастеров, сюжетом которых является Тайная Вечеря, можно легко
определить Иуду: его взгляд обычно направлен в сторону от Христа. О человеке,
к которому не испытывают доверия, нередко говорят, что "у него глаза бегают".
Для характеристики умелого лжеца у русского народа есть несколько поговорок:
"врет, не кашляет", "врет, не поперхнется", "врет и не краснеет", "врет,
людей не видит". В хорошо подготовленной и тщательно спланированной беседе
вероятность обнаружения обмана достаточно велика и приближается к 90%.
Однако полиграфом можно пользоваться не в любой ситуации (например, в ходе
деловых переговоров), а что касается особенностей невербального поведения, то
их гораздо проще контролировать, чем собственно вербальное поведение. Ведь в
речи находят отражение и физиологические показатели, и психологические.
Следовательно, искать ложь нужно, прежде всего, в речи. Надо заметить, в
психолингвистике этой проблеме до сих пор уделялось мало внимания. В данной
работе мы планируем дать обзор работ, связанных с этой темой, раскрыть
основные механизмы речи, на которые мы будем опираться в дальнейших
исследованиях, а также наметить направления исследований в этой области.
Прежде всего, необходимо определить, что же мы будем понимать под словом
«ложь» в наших исследованиях. Ясно, что чисто лексическое значение, данное
Ожеговым (намеренное искажение истины, неправда), здесь не совсем
подойдет. Поэтому уместнее воспользоваться определением, данным О. Липманном и
Л. Адамом в работе «Речь в криминалистике и судебной психологии», впервые
сделавшим попытку рассмотреть это явление в речи:
Ложь – волевое деяние, направленное на результат.
При этом эти авторы исключают фантазирование, т.наз. «условную ложь».
И так, ложь – это деяние, деятельность. В связи с этим возникает вопрос, что
же такое деятельность вообще и речевая деятельность в частности? В связи с
этим обратимся к работе Т.М. Дридзе «Язык и социальная психология».
Деятельность – осознанная, мотивированная и целенаправленная социально
регламентированная активность, опосредствующая все связи человека его
естественным (природным) и искусственным (социокультурным) окружением. В
деятельности человек не только приспосабливается к среде, но и видоизменяет
ее, преобразует естественную среду в искусственную, формирует свое социальное
и культурное пространство.
Неосознанная же активность – поведение – это проявляемые вовне образцы и
стереотипы действий, усвоенные индивидом либо на основании опыта собственной
деятельности, либо в качестве подражания общеизвестным или чужим образцам и
стереотипам действий.
Существенным различительным признаком деятельности и поведения является
уровень мотивации и соответствующая ему мера осознанности мотивов
действия и акта поведения.
Общение – это коммуникативно-познавательный процесс, располагающий
собственным движущим механизмом. Структура коммуникативно-познавательного
процесса формируется по существу структурой действий порождения и
интерпретации текстов (сообщений). Сменяя друг друга, эти действия (или
подвиды текстовой деятельности) образуют не прерывающийся никогда континуум.
Текстовая деятельность может быть внутренней – интеллектуально
мыслительной (осмысление, переживание, оценка), сопровождающейся
соответствующим результатом (возможной формой фиксации или изменения в сфере
сознания) и внешней – материально-практической (выступающей в виде
чтения, слушания, написания, говорения). Предметом текстовой деятельности
является коммуникативная интенция общающегося, то есть не смысловая информация
вообще, а смысловая информация, цементируемая замыслом,
коммуникативно-познавательным намерением.
При обращении к анализу текста в составе механизма общения формируются
лингвистические признаки текста, использованные в нем лингвистические
конструкции обретают вторичное значение по отношению к присутствующим в нем
структурам «замешанной» на чувственных образах и эмоциях интеллектуально-
мыслительной деятельности. Порождение текста, как и его интерпретация –
решение прежде всего эмоциональной и мыслительной задачи, а уже потом –
лингвистический, так как во всякой деятельности замысел предшествует
конкретным операциям и выбору средств по их осуществлению. Текст сам по себе
оказывается функциональной системой, в рамках которой лингвистические
конструкции используются для реализации определенных коммуникативно-
познавательных задач и могут варьироваться сообразно этим задачам.
Деятельность общения актуализируется в текстовой деятельности – в действиях
порождения и интерпретации текстов. При этом речь идет отнюдь не о фиксации
некоторых отрезков речевого потока, запечатленных на том или ином
материальном носителе, но об определенном способе организации коммуникативно-
познавательных программ. Понимаемый таким образом текст – порождение
коммуникативно-познавательной деятельности, ее образование и продукт – в
«круговороте» этой деятельности превращающийся в объект.
Текстовая деятельность может рассматриваться как самостоятельная деятельность
с собственной сверхзадачей и непосредственной целью, как деятельность с
самостоятельным мотивом, предметом и продуктом.
Текст как целостная коммуникативная единица – некая система
коммуникативных элементов, функционально (для данной конкретной цели)
объединенных в единую замкнутую иерархическую семантико-смысловую структуру
общей концепцией или замыслом (коммуникативной интенцией).
Природа текстовой деятельности не столько абстрактно-логическая, сколько
интуитивная (чувственно-образная), независимо от характера текста и формы
воплощения замысла автором.
В ходе порождения текста авторский замысел обретает более четкие формы,
кристаллизуется, приобретает очертания видимой содержательной цели данного
конкретного текста. Стремясь к достижению своей цели и к реализации
определенного коммуникативного намерения, автор подчиняет этому как предмет
описания, тему, так и целую серию приемов, реализуемых средствами языка.
Замыслом оказывается то, для чего и ради чего предпринимает автор
названные усилия. Соответственно замысел может быть реализован не на одном, а
на множестве предметов и средства его воплощения могут быть самыми различными.
Характер коммуникативного намерения может быть достаточно сложным,
рассчитанным на дальнюю перспективу (сверхзадача) или на решение частного
вопроса в рамках этой перспективы (непосредственная содержательная цель
данного текста). В основе иерархии коммуникативных программ, непосредственно
реализуемых в тексте, в свою очередь, лежит дихотомия основного и
второстепенного коммуникативных намерений. Непосредственная содержательная
цель сообщения ставится автором как наиболее экономичный, с его точки зрения,
способ реализации сверхзадачи. Последняя же вытекает из проблемной ситуации,
которая в том или ином виде также, как правило, находит свое отражение в
тексте.
Более конкретно речевая деятельность рассматривается в работе А.А. Леонтьева
«Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания».
Речевое действие – частный случай действия внутри акта деятельности.
Речевое действие характеризуется:
А) Собственной целью или задачей (промежуточной по отношению к деятельности в
целом и подчиненной цели деятельности)
Б) Вообще определяется структурой деятельности в целом и в особенности теми
действиями, которые предшествовали ему внутри акта деятельности.
В) Имеет определенную внутреннюю структуру, обусловленную взаимодействием тех
его характеристик, которые связаны со структурой деятельностного акта и
являются общими для многих однотипных актов деятельности и тех конкретных
условий и обстоятельств, в которых это действие осуществляется.
Обстановка накладывает ограничения на выбор действия:
А) то, что не зависит от деятельности, а лишь пассивно участвует в выборе
способа осуществления речевого действия;
Б) то, что связано с предшествующими действиями в рамках акта деятельности,
что создано этими действиями
В связи с этим, у говорящего складывается «модель прошедшего-настоящего» -
образ результата, модель будущего. В основе вероятностного прогнозирования
лежит опыт: человек выбирает то, что раньше приводило к успеху, он имеет
определенную «речевую интенцию», знает, что ему предстоит сказать и какой
эффект это, по-видимому, даст.
В условиях, когда мы не имеем представимой модели последующих действий
(например, не знаем потенциальной реакции собеседника), характер действий
меняется:
- Вместо единичного исхода мы имеем несколько равновероятных исходов,
для каждого из которых надо по-новому программировать действия. Но за раз
мы можем спрограммировать только один вариант действий, поэтому может
происходить нащупывание правильно пути в ходе ориентационного поведения.
Но такое нащупывание возможно лишь в том случае, если на него есть время.
Если нет, то типичный случай – перестройка речевого действия на ходу,
иногда просто отказ от одного из вариантов, уже начавшегося осуществляться
и выбор и осуществление с самого начала другого варианта. -
Отсутствие четкой модели последующих действий вызывает процесс осознания
действия.
Функционирование же речи в процессе коммуникации исследовала Т.Н.Ушакова
(«Речь человека в общении»).
Коммуникативный аспект текста
Можно проследить глубокое проникновение речевых коммуникативных форм в
различные сферы жизни современного человека. Особенно существенны они для
детей: в большой мере с помощью речи ребенок адаптируется к культуре своей
среды. Слово учит необходимым для его жизни действиям. Слово в форме похвалы,
наказания, ласки регулирует и его субъективное состояние
Существование мощного пласта коммуникативных речевых проявлений в жизни
цивилизованного общества заставляет поставить вопросы: какое место в науке
занимает их исследование и насколько хорошо мы умеем пользоваться ими в
практике? Коммуникативный аспект речи исследован с научной точки зрения
крайне мало. Что касается практического функционирования речи в общении, то
люди пользуются им повсеместно.
Тенденция все более широкого исследования проблем речевой коммуникации
отчетливо проявилась в последнее время в расширении предмета традиционных
дисциплин, в дифференциации ряда новых специальных направлений. Так,
устойчивый интерес современной лингвистики к семантической проблематике
привел к пересмотру идущего еще от Ф. де Соссюра представления о тексте как
абстрактном объекте, оторванном от условий порождения и человеческой
деятельности.
Осознание решающей роли социального контекста в интерпретации сообщения и
реагировании на него послужило толчком к широкому изучению прагматической
функции языка — речи. Основные понятия теоретической прагматики как раздела
семиотики выделены на основе учета одной стороны коммуникации — процесса
понимания, восприятия речи. В дальнейшем в сферу исследований включен и
другой аспект — прагматические возможности языка с точки зрения реализации
типовых социальных целей и коммуникативных задач. Речь как поступок,
имеющий целевое назначение, привлекла к себе в 60-е годы внимание
лингвистов, развивших так называемую теорию речевых актов (Л. Остин, Дж.
Серль, П. Стросон, П. Грейс и др). В рамках указанного направления считается,
что реализуемая в речи цель является базисным понятием, вокруг которого
группируются другие формы употребления языка. Описываются различные виды ,
целенаправленных речевых актов, предложены их классификации.
Теория речевых актов и более общее направление лингвистической прагматики,
обращаясь к целостному речевому акту в целостной речевой ситуации, делают шаг
вперед но сравнению с традиционной лингвистикой, с ее ориентацией лишь на
языковую систему. Нельзя вместе с тем не заметить, что аспект речевого
общения, взаимодействия людей в акте коммуникации высвечивается здесь лишь в
самом общем плане. Ощущается необходимость более полно описать
коммуникативный аспект речи, т. е. выявить основные выражаемые в общении
позиции людей и используемые для их выражения средства.
Речь и структура коммуникации
Обращаясь к упоминавшимся исследованиям разговорной речи, мы используем
накопленный лингвистами материал, чтобы охарактеризовать особенности речевого
взаимодействия партнеров в ситуации непринужденного общения. В этой
разработке тема приобретает общий разворот и рассматривается в плане
взаимодействия средств и условий общения. При анализе коммуникативного
аспекта речи важно учитывать общие тенденции речевого поведения в тех или
иных условиях, а также тот арсенал средств, который существует для их
выражения. Возникает необходимость понять, какие из выявляемых при анализе
непринужденной речи особенностей имеют общий характер, какие — привнесены
индивидуальностью говорящего.
Традиционная лингвистика знала, по существу, только письменную речь. Устная
речь специально не изучалась и описывалась в виде модификации стандартного
(кодифицированного) языка. Лишь в середине 60-х годов в связи с определенной
переориентацией науки, развитием социо-, прагма- и психолингвк-стических
исследований активизировался интерес к изучению ее специфики. Анализ записей
живой, звучащей в естественных условиях речи выявил такое своеобразие, что
заставил говорить о существовании особой языковой формации — самодостаточной
системы, функционирующей в русском литературном языке и получившей название
разговорной речи (РР). Попытка разграничить сферы использования РР и
кодифицированного литературного языка (КЛЯ) столкнулась с немалыми
сложностями. Оказалось, что не любая устная речь строится по типу
разговорной, существуют ситуации, в которых речь, имея кодифицированную
основу, обнаруживает сходство с РР, черты обеих систем могут в разной степени
Страницы: 1, 2
|