бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Ложь в речи бесплатно рефераты

Реферат: Ложь в речи

ВВЕДЕНИЕ

Проблема выявления лжи или обнаружение неискренности в поведении человека

имеет довольно давнюю историю, потому что в основе этого испытания лежит

твердо установленный и давно известный факт, что наше телесное состояние

связано очень тесно и прямо с душевными переживаниями.

В древней Индии, например, когда проводился допрос подозреваемых лиц, их

просили одновременно с ответом на поставленный вопрос ударять в гонг. Было

замечено, что когда вопрос вызывал затруднение, внутреннее замешательство

тем, что тема для подозреваемого является слишком значимой, то на этот вопрос

он не мог ответить "запросто", совершенно искренне, что и приводило к сбоям в

ударе в гонг.

В древнем Китае подозреваемым давали сухую рисовую муку, просили ее прожевать

в разговоре с ними; если человек был не в состоянии это сделать, его

осуждали, считая это попыткой сокрытия правды.

Примеры показывают, что действительно, если мы встревожены, обеспокоены,

возбуждены, нам страшно, то у нас появляется эмоциональное напряжение. Это

эмоциональное напряжение проявляется в различного рода физиологических

показателях: учащается или снижается частота пульса, изменяется ритм дыхания,

изменяется статическая проводимость кожи, изменяется температура тела,

изменяется характер биотоков мозга.

Измерение этих физиологических показателей лежит в основе работы полиграфа,

часто называемого в средствах массовой информации "детектором лжи". В

настоящее время проверка на полиграфе является, пожалуй, одним из самых

надежных, известных и широко распространенных методов выявления обмана. Сам

аппарат, разумеется, не определяет, врет человек или нет. Этот многоканальный

прибор только регистрирует некоторые физиологические реакции обследуемого при

его интервьюировании. В зависимости от величины изменений этих показателей

выносится заключение, сказал человек правду, отвечая на определенные вопросы,

или солгал.

В настоящее время полиграф достаточно широко используется в деловой практике

для проверки поступающих на работу и служащих компании. В целом точность

проверок на полиграфе составляет около 95%.

Помимо специфических физиологических реакций, обман выражается и в иных

особенностях невербального поведения. Давно известно, что когда человек лжет,

он избегает смотреть прямо в глаза своему собеседнику. По этому признаку на

картинах старых мастеров, сюжетом которых является Тайная Вечеря, можно легко

определить Иуду: его взгляд обычно направлен в сторону от Христа. О человеке,

к которому не испытывают доверия, нередко говорят, что "у него глаза бегают".

Для характеристики умелого лжеца у русского народа есть несколько поговорок:

"врет, не кашляет", "врет, не поперхнется", "врет и не краснеет", "врет,

людей не видит". В хорошо подготовленной и тщательно спланированной беседе

вероятность обнаружения обмана достаточно велика и приближается к 90%.

Однако полиграфом можно пользоваться не в любой ситуации (например, в ходе

деловых переговоров), а что касается особенностей невербального поведения, то

их гораздо проще контролировать, чем собственно вербальное поведение. Ведь в

речи находят отражение и физиологические показатели, и психологические.

Следовательно, искать ложь нужно, прежде всего, в речи. Надо заметить, в

психолингвистике этой проблеме до сих пор уделялось мало внимания. В данной

работе мы планируем дать обзор работ, связанных с этой темой, раскрыть

основные механизмы речи, на которые мы будем опираться в дальнейших

исследованиях, а также наметить направления исследований в этой области.

Прежде всего, необходимо определить, что же мы будем понимать под словом

«ложь» в наших исследованиях. Ясно, что чисто лексическое значение, данное

Ожеговым (намеренное искажение истины, неправда), здесь не совсем

подойдет. Поэтому уместнее воспользоваться определением, данным О. Липманном и

Л. Адамом в работе «Речь в криминалистике и судебной психологии», впервые

сделавшим попытку рассмотреть это явление в речи:

Ложь – волевое деяние, направленное на результат.

При этом эти авторы исключают фантазирование, т.наз. «условную ложь».

И так, ложь – это деяние, деятельность. В связи с этим возникает вопрос, что

же такое деятельность вообще и речевая деятельность в частности? В связи с

этим обратимся к работе Т.М. Дридзе «Язык и социальная психология».

Деятельность – осознанная, мотивированная и целенаправленная социально

регламентированная активность, опосредствующая все связи человека его

естественным (природным) и искусственным (социокультурным) окружением. В

деятельности человек не только приспосабливается к среде, но и видоизменяет

ее, преобразует естественную среду в искусственную, формирует свое социальное

и культурное пространство.

Неосознанная же активность – поведение – это проявляемые вовне образцы и

стереотипы действий, усвоенные индивидом либо на основании опыта собственной

деятельности, либо в качестве подражания общеизвестным или чужим образцам и

стереотипам действий.

Существенным различительным признаком деятельности и поведения является

уровень мотивации и соответствующая ему мера осознанности мотивов

действия и акта поведения.

Общение – это коммуникативно-познавательный процесс, располагающий

собственным движущим механизмом. Структура коммуникативно-познавательного

процесса формируется по существу структурой действий порождения и

интерпретации текстов (сообщений). Сменяя друг друга, эти действия (или

подвиды текстовой деятельности) образуют не прерывающийся никогда континуум.

Текстовая деятельность может быть внутренней – интеллектуально

мыслительной (осмысление, переживание, оценка), сопровождающейся

соответствующим результатом (возможной формой фиксации или изменения в сфере

сознания) и внешней – материально-практической (выступающей в виде

чтения, слушания, написания, говорения). Предметом текстовой деятельности

является коммуникативная интенция общающегося, то есть не смысловая информация

вообще, а смысловая информация, цементируемая замыслом,

коммуникативно-познавательным намерением.

При обращении к анализу текста в составе механизма общения формируются

лингвистические признаки текста, использованные в нем лингвистические

конструкции обретают вторичное значение по отношению к присутствующим в нем

структурам «замешанной» на чувственных образах и эмоциях интеллектуально-

мыслительной деятельности. Порождение текста, как и его интерпретация –

решение прежде всего эмоциональной и мыслительной задачи, а уже потом –

лингвистический, так как во всякой деятельности замысел предшествует

конкретным операциям и выбору средств по их осуществлению. Текст сам по себе

оказывается функциональной системой, в рамках которой лингвистические

конструкции используются для реализации определенных коммуникативно-

познавательных задач и могут варьироваться сообразно этим задачам.

Деятельность общения актуализируется в текстовой деятельности – в действиях

порождения и интерпретации текстов. При этом речь идет отнюдь не о фиксации

некоторых отрезков речевого потока, запечатленных на том или ином

материальном носителе, но об определенном способе организации коммуникативно-

познавательных программ. Понимаемый таким образом текст – порождение

коммуникативно-познавательной деятельности, ее образование и продукт – в

«круговороте» этой деятельности превращающийся в объект.

Текстовая деятельность может рассматриваться как самостоятельная деятельность

с собственной сверхзадачей и непосредственной целью, как деятельность с

самостоятельным мотивом, предметом и продуктом.

Текст как целостная коммуникативная единица – некая система

коммуникативных элементов, функционально (для данной конкретной цели)

объединенных в единую замкнутую иерархическую семантико-смысловую структуру

общей концепцией или замыслом (коммуникативной интенцией).

Природа текстовой деятельности не столько абстрактно-логическая, сколько

интуитивная (чувственно-образная), независимо от характера текста и формы

воплощения замысла автором.

В ходе порождения текста авторский замысел обретает более четкие формы,

кристаллизуется, приобретает очертания видимой содержательной цели данного

конкретного текста. Стремясь к достижению своей цели и к реализации

определенного коммуникативного намерения, автор подчиняет этому как предмет

описания, тему, так и целую серию приемов, реализуемых средствами языка.

Замыслом оказывается то, для чего и ради чего предпринимает автор

названные усилия. Соответственно замысел может быть реализован не на одном, а

на множестве предметов и средства его воплощения могут быть самыми различными.

Характер коммуникативного намерения может быть достаточно сложным,

рассчитанным на дальнюю перспективу (сверхзадача) или на решение частного

вопроса в рамках этой перспективы (непосредственная содержательная цель

данного текста). В основе иерархии коммуникативных программ, непосредственно

реализуемых в тексте, в свою очередь, лежит дихотомия основного и

второстепенного коммуникативных намерений. Непосредственная содержательная

цель сообщения ставится автором как наиболее экономичный, с его точки зрения,

способ реализации сверхзадачи. Последняя же вытекает из проблемной ситуации,

которая в том или ином виде также, как правило, находит свое отражение в

тексте.

Более конкретно речевая деятельность рассматривается в работе А.А. Леонтьева

«Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания».

Речевое действие – частный случай действия внутри акта деятельности.

Речевое действие характеризуется:

А) Собственной целью или задачей (промежуточной по отношению к деятельности в

целом и подчиненной цели деятельности)

Б) Вообще определяется структурой деятельности в целом и в особенности теми

действиями, которые предшествовали ему внутри акта деятельности.

В) Имеет определенную внутреннюю структуру, обусловленную взаимодействием тех

его характеристик, которые связаны со структурой деятельностного акта и

являются общими для многих однотипных актов деятельности и тех конкретных

условий и обстоятельств, в которых это действие осуществляется.

Обстановка накладывает ограничения на выбор действия:

А) то, что не зависит от деятельности, а лишь пассивно участвует в выборе

способа осуществления речевого действия;

Б) то, что связано с предшествующими действиями в рамках акта деятельности,

что создано этими действиями

В связи с этим, у говорящего складывается «модель прошедшего-настоящего» -

образ результата, модель будущего. В основе вероятностного прогнозирования

лежит опыт: человек выбирает то, что раньше приводило к успеху, он имеет

определенную «речевую интенцию», знает, что ему предстоит сказать и какой

эффект это, по-видимому, даст.

В условиях, когда мы не имеем представимой модели последующих действий

(например, не знаем потенциальной реакции собеседника), характер действий

меняется:

  1. Вместо единичного исхода мы имеем несколько равновероятных исходов,

    для каждого из которых надо по-новому программировать действия. Но за раз

    мы можем спрограммировать только один вариант действий, поэтому может

    происходить нащупывание правильно пути в ходе ориентационного поведения.

    Но такое нащупывание возможно лишь в том случае, если на него есть время.

    Если нет, то типичный случай – перестройка речевого действия на ходу,

    иногда просто отказ от одного из вариантов, уже начавшегося осуществляться

    и выбор и осуществление с самого начала другого варианта.

  2. Отсутствие четкой модели последующих действий вызывает процесс осознания

    действия.

Функционирование же речи в процессе коммуникации исследовала Т.Н.Ушакова

(«Речь человека в общении»).

Коммуникативный аспект текста

Можно проследить глубокое проникновение речевых коммуни­кативных форм в

различные сферы жизни современного человека. Особенно существенны они для

детей: в большой мере с помощью речи ребенок адаптируется к культуре своей

среды. Слово учит необходимым для его жизни действиям. Слово в форме похвалы,

наказания, ласки регулирует и его субъективное состояние

Существование мощного пласта коммуникативных ре­чевых проявлений в жизни

цивилизованного общества заставляет поставить вопросы: какое место в науке

занимает их исследование и насколько хорошо мы умеем пользоваться ими в

практике? Коммуникативный аспект речи исследован с научной точки зрения

крайне мало. Что касается практического функционирования речи в общении, то

люди пользуются им повсе­местно.

Тенденция все более широкого исследования проблем речевой коммуникации

отчетливо проявилась в последнее время в расши­рении предмета традиционных

дисциплин, в дифференциации ряда новых специальных направлений. Так,

устойчивый интерес совре­менной лингвистики к семантической проблематике

привел к пе­ресмотру идущего еще от Ф. де Соссюра представления о тексте как

абстрактном объекте, оторванном от условий порождения и че­ловеческой

деятельности.

Осознание решающей роли социального контекста в интер­претации сообщения и

реагировании на него послужило толчком к широкому изучению прагматической

функции языка — речи. Основные понятия теоретической прагматики как раздела

семио­тики выделены на основе учета одной стороны коммуникации — процесса

понимания, восприятия речи. В дальнейшем в сферу исследований включен и

другой аспект — прагматические возможности языка с точки зрения реализации

типовых социаль­ных целей и коммуникативных задач. Речь как поступок,

имеющий целевое назначение, привлекла к себе в 60-е годы внима­ние

лингвистов, развивших так называемую теорию речевых актов (Л. Остин, Дж.

Серль, П. Стросон, П. Грейс и др). В рамках указанного направления считается,

что реализуемая в речи цель является базисным понятием, вокруг которого

группируются дру­гие формы употребления языка. Описываются различные виды ,

целенаправленных речевых актов, предложены их классификации.

Теория речевых актов и более общее направление лингви­стической прагматики,

обращаясь к целостному речевому акту в целостной речевой ситуации, делают шаг

вперед но сравнению с традиционной лингвистикой, с ее ориентацией лишь на

языковую систему. Нельзя вместе с тем не заметить, что аспект речевого

общения, взаимодействия людей в акте коммуникации высвечива­ется здесь лишь в

самом общем плане. Ощущается необходимость более полно описать

коммуникативный аспект речи, т. е. выявить основные выражаемые в общении

позиции людей и используемые для их выражения средства.

Речь и структура коммуникации

Обращаясь к упоминавшимся исследованиям разговорной речи, мы используем

накопленный лингвистами материал, чтобы охарактеризовать особенности речевого

взаимодействия партнеров в ситуации непринужденного общения. В этой

разработке тема приобретает общий разворот и рассматривается в плане

взаимо­действия средств и условий общения. При анализе коммуника­тивного

аспекта речи важно учитывать общие тенденции речевого поведения в тех или

иных условиях, а также тот арсенал средств, который существует для их

выражения. Возникает необходимость понять, какие из выявляемых при анализе

непринужденной речи особенностей имеют общий характер, какие — привнесены

инди­видуальностью говорящего.

Традиционная лингвистика знала, по существу, только пись­менную речь. Устная

речь специально не изучалась и описыва­лась в виде модификации стандартного

(кодифицированного) языка. Лишь в середине 60-х годов в связи с определенной

пе­реориентацией науки, развитием социо-, прагма- и психолингвк-стических

исследований активизировался интерес к изучению ее специфики. Анализ записей

живой, звучащей в естественных условиях речи выявил такое своеобразие, что

заставил говорить о существовании особой языковой формации — самодостаточной

системы, функционирующей в русском литературном языке и по­лучившей название

разговорной речи (РР). Попытка разграни­чить сферы использования РР и

кодифицированного литератур­ного языка (КЛЯ) столкнулась с немалыми

сложностями. Ока­залось, что не любая устная речь строится по типу

разговорной, существуют ситуации, в которых речь, имея кодифицированную

основу, обнаруживает сходство с РР, черты обеих систем могут в разной степени

Страницы: 1, 2