бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Критерии культуры научного стиля речи бесплатно рефераты

понятия или неделимой совокупности и общности. Их употребление объясняется тем,

что формы множественного числа имеют более конкретное значение, указывая на

отдельные считаемые предметы. Например: Примеры геометрических фигур:

треугольник, квадрат, окружность; Четырехугольником называется фигура, которая

состоит из четырех точек. [Из учебника геометрии] Напротив, в научной речи

встречаются формы множественного числа существительных, которые в других типах

речи не встречаются – множественное число от абстрактных и вещественных

существительных, например: 1) для обозначения сорта или вида вещественных

существительных (глины, стали, смолы, спирта, масла, нефти, чаи), 2) для

обозначения некоторых отвлеченных существительных, приобретающих в форме

множественного числа конкретное значение (мощности, емкости, математические

преобразования, культуры) и выражающих количественные показатели (

глубины, длины, теплоты), 3) для наименования отрядов животного и

растительного мира (долгоносики, короеды, моли, медведки).

Для научной речи характерно употребление некоторых прилагательных и причастий в

значении указательных местоимений “этот, такой”. Например: Минералы,

входящие в данную группу, имеют темную окраску. Прилагательное “следующие”

в значении местоимения “такие” подчеркивает последовательность перечисления

особенностей, признаков и т.д. В научно-технической литературе, как правило, не

употребляются, в силу их неопределенности, неконкретности, местоимения

что-то, кое-что, что-нибудь.

В научной речи большое место занимают предлоги, предложные сочетания и союзы.

Высокий процент употребления в ней предлогов отчасти объясняется именным

характером научного стиля. Особенно распространены конструкции с производными

предлогами в течение, в продолжение, в свете, в отношении, в результате, в

силу, в отличие от, благодаря, по мере, в меру, в случае, в соответствии, в

связи, в качестве, в целях, в процессе, в режиме, в виде, при помощи (с

помощью), за счет, на основе, путем, методом, способом, образом, посредством

и др.

Использование иностилевых элементов (в частности, эмоционально-экспрессивного

и образного) не характерно для современного русского научного языка, особенно

для его научно-технической разновидности.

Научное изложение рассчитано на логическое, а не на эмоционально-чувственное

восприятие, поэтому эмоциональные языковые элементы не играют решающей роли в

научной литературе. Однако, признавая специфическими чертами научного стиля

понятийность и подчеркнутую логичность, в нем присутствует и элемент

образности, эмоциональности и в целом экспрессивности.

Удельный вес эмоционального элемента в научной речи различен в зависимости от

типа научного произведения (проблемно-научное, аналитическое, полемическое –

здесь его больше; учебное, описательное, реферативное – здесь его меньше), а

также от композиционной части произведения (предисловие, введение,

критическое сопоставление, обоснование проблемы, практические выводы – здесь

его больше, чем в собственно излагающих частях) и т.д.

Большая часть экспрессивных средств в научной речи относится к области не

эмоциональной, а интеллектуальной экспрессии (например, “нашими выдающимися

лингвистами”, “при работах с синильной кислотой нужно быть чрезвычайно

осторожным”, “можно убедиться при помощи весьма любопытного опыта” и

др.).

Использование эмоциональных элементов в научном тексте в значительной мере

определяется областью знания, к которой он относится. Поскольку, например, в

научных работах по математике, механике результаты научных поисков должны

быть изложены так, чтобы их можно было формализовать, проверить

экспериментально, получить воплощение в схемах, авторская стилистическая

индивидуальность здесь почти совсем не представлена. Не представлена и

образность речи.

В научно-гуманитарной же литературе, предметом которой является общество и

духовная деятельность человека, эмоциональные элементы представлены довольно

широко. Так, например, в научной литературе на общественно-политическую тему

находим такие экспрессивные элементы, как разговорные фразеологизмы:

Крупные залежи минерального сырья зачастую не разрабатывались, иностранные

монополии “держали их впрок”, до наступления благоприятной конъюнктуры.

Особенно широко представлены эмоциональные элементы в тех разделах, где

содержится научная полемика. Здесь эмоциональный элемент органически входит в

словесную ткань научного произведения, не нарушая его стилевой однородности и

структурной одноплановости.

Таким образом, научно-гуманитарная, а также научно-естественная литература,

где предмет исследования – человек и природа, допускают употребление

эмоционально-экспрессивных средств языка. Научно-техническая литература,

предмет исследования которой – машина, не предполагает или предполагает в

очень малой степени использование эмоциональных элементов. То же можно

сказать и о математической науке.

Не меньшее значение здесь имеет и жанр научного произведения. Так, в

свернутой информации (в реферате) эмоциональный элемент вовсе отсутствует, в

научно-технических статьях он тоже крайне редок, в монографиях же встречаются

чаще.

Языковыми средствами создания экспрессивного, эмоционального тона научной речи

выступают: 1) формы превосходной степени прилагательных как в суперлятивном,

так и в элятивном значении (то есть формы, выражающие сравнение и не выражающие

его), например: . наилучшего стиля нет, его оптимальность зависит

от сочетания трех указанных параметров; групповые решения отличаются

большей продуманностью возможных последствий реализации принятых решений;

наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается

идентификацией – уподоблением себя ему. [Психология и этика делового

общения, с. 99, 179]; 2) эмоционально-экспрессивные существительные,

прилагательные и глаголы (слова, содержащие обычно оценку), например:

Развитие, инновации прогресс – замечательные в сущности явления.

[Указ. уч., с. 169]; Более посчастливилось Конту у Писарева,

который, конечно, неизмеримо меньше мог бы сделаться социологом..

[Н.И. Кареев. Основы русской социологии. – СПб., 1996, с. 32]; 3) вводные

слова, наречия, усилительные и ограничительные частицы, например: Писарев

полагал даже, что благодаря этому Россия может узнать и оценить Конта

гораздо точнее, чем Западная Европа; Наконец, А.С. Лаппо-Данилевский написал

очень ученую и основательную работу.; Струве утверждал, будто бы

, во-первых, “личность все может.”; Но и объективно Лавров принимал, что

“реальны в истории лишь личности, что лишь они желают, стремятся, обдумывают,

действуют, совершают историю”; [Н.И. Кареев. Основы русской социологии, с.

48]; 4) используются “проблемные” вопросы, привлекающие внимание читателя, на

которые автор дает ответ в последующем тексте. Этот прием (постановка

“проблемного вопроса”) используется и в учебной деятельности, например, в

вузовской лекции, в вузовских учебниках. Приведем примеры из научных текстов.

“Что же представляет собой бессознательное?

Прежде чем дать его определение, Фрейд делает замечание, что

“психологическое” и “сознательное” – понятия идентичные. [Психология и

этика делового общения: Учебник, с. 55]

В научной литературе широко применяются различные виды сокращений: графически (

изд-во), буквенные аббревиатуры (ГОСТ), сложносокращенные слова (

Госплан), сокращение без гласных (млрд), сокращения смешанной формы (

НИИцветмет).

Различают по сфере применения: общепринятые сокращения (ГОСТ, сберкасса, и

т.д., руб.); специальные сокращения, употребляемые в литературе,

рассчитанной на специалиста, в библиографических и словарных текстах и т.д. (

к.п.д.); индивидуальные сокращения, принятые только для данного издания,

например, для реферативного журнала определенной отрасли (П – плотина, ТС –

термоэлектрическая система).

В буквенных (условных) сокращениях (их применяют для терминов и слов, которые

часто повторяются в тексте) сокращение делается, как правило, по первым буквам

термина. Каждое такое сокращение при первом написании поясняется в круглых

скобках, дальше по тексту оно употребляется без скобок. Например: Известно, что

облучение сталей и сплавов с аустенитной структурой приводит к

высокотемпературному охрупчиванию (ВТО, не путать с печально известной

Всемирной торговой организацией J).

Синтаксический уровень.

Синтаксические особенности научного стиля проявляются достаточно

последовательно несмотря то, что синтаксические конструкции в большинстве

своем общеупотребительны, нейтральны. Синтаксис (построение словосочетаний и

предложений) более всего отражает связь с мышлением.

Современный научный стиль характеризуется стремлением к синтаксической

компрессии – к сжатию, увеличению объема информации при сокращении объема

текста. Это проявляется в особенностях построения словосочетаний, в

особенностях предложений.

Так, для научного стиля характерны словосочетания имен существительных, в

которых в функции определения выступает родительный падеж имени, часто с

предлогом для (обмен веществ, коробка передач, прибор для монтажа

).

Имена прилагательные в роли определения широко употребляются в

терминологическом значении: гласные и согласные звуки, уголовный кодекс,

условные рефлексы и т.п.

Для научного стиля типичным является употребление именного сказуемого (а не

глагольного), что способствует созданию именного характера научного стиля. Чаще

всего именные сказуемые встречаются в определениях и рассуждениях, при этом

связка нередко отсутствует, например: Сбережение – часть

располагаемого дохода, которая не израсходована на конечное потребление товаров

и услуг; Акция – это ценная бумага, которая является свидетельством о

внесении определенной доли в уставной фонд и дающая право на получение части

прибыли в виде дивиденда. [Национальное счетоводство / Под ред. профессора

Г.Д. Кулагиной – М., 1997, с. 105, с. 236]

Широко употребительными в научном стиле являются именные составные сказуемые

с краткими причастиями типа “может быть использован”.

Для качественной и обстоятельственной характеристики явлений используются обычно

наречия на –О типа убедительно, интересно, значительно,

например: Все эти явления хорошо описаны в научной литературе.;

совершенно невозможно представить Сталина в такой роли. [Волновые

процессы в общественном развитии. Новосибирск, 1992, с. 53]

На уровне предложения также проявляются специфика научного стиля.

Поскольку логичность – одна из основных стилевых черт научного текста, для

его синтаксиса характерны структуры, прежде всего выражающие чисто понятийное

содержание. Такой основной структурой во многих языках является

полносоставное повествовательное предложение с нейтральным (в стилевом

отношении) лексическим наполнением, с логически правильным (нормативным),

прямым порядком слов и с союзной связью между частями предложения.

Простых предложений в научной речи столько же, сколько сложных (49,7% и

50,3%). Средний размер простого предложения – около 20 слов, сложного – около

30. Среди сложноподчиненных преобладают предложения с одним придаточным.

Вопросительные предложения выполняют в научной речи специфические функции,

связанные со стремлением пишущего привлечь внимание к излагаемому. В такой же

необычной роли употребляются и побудительные (для выражения допущений и

предложений) предложения. Приведем примеры. Какие же новые объяснительные

принципы несет в себе синергетический подход? Какую помощь он может оказать в

понимании колебательных, волновых процессов в развитии общества? [Волновые

процессы., с. 52]

Для научного стиля характерно широкое распространение безличных предложений

разных типов, поскольку в современной научной речи личная манера изложения

уступила место безличной, что обусловлено стремлением к объективной

обобщенности и отвлеченности, например: Можно сказать, происходит

негласный конкурс проектов грядущего социального переустройства; Современному

советскому человек это легко понять на модели перехода к рынку.

[Волновые процессы., с. 120]

Широко употребительны в научном тексте страдательные конструкции (пассивные),

при этом часто отсутствует указание на производителя действия. О.Д. Митрофанова

объясняет это следующим образом: “Пассивные конструкции уместны тогда, когда

фактический производитель действия ясен из контекста и нет необходимости его

повторять; когда требуется направить все внимание принимающего информацию на

само действие, а не на его производителя; когда фактический производитель

действия неизвестен или мыслится неопределенно (или он намеренно не

указывается, или его не принято указывать); когда описывается действие, не

зависящее от воли производителя, или событие с точки зрения потерпевшего. Но

все эти случаи употребления объединяются тем, что действие описывается без

указания его производителя”. [О.Д. Митрофанова. Язык научно-технической

литературы. М., 1973, с. 127] Приведем примеры. В счетах сектора финансовых

учреждений отражены страховые технические резервы. [Национальное

счетоводство, с. 270] Наименее исследованы социальные волны. Социальные

ритмы могут быть встроены во временную классификацию. Особенности

волновых процессов в обществе связаны со структурой общественных

отношений. [Волновые процессы в общественном развитии, с. 26]

Для научной речи характерно выяснение причинно-следственных отношений между

явлениями, поэтому в научных текстах преобладают сложные предложения с союзной

связью (с союзами). Богато представлены сложные сочинительные и подчинительные

союзы и союзные слова, такие, как: несмотря на то что, ввиду того что,

потому что, вследствие того что, тогда как, между тем как, в то время как и

др. Наиболее продуктивны в научных текстах сложноподчиненные предложения с

придаточными причинными, условными, временными, следствия, изъяснительными.

Приведем примеры: Так как мы сохраняем объем выпуска продукции

постоянным для всей изокванты, изменение объема выпуска продукции равно

нулю (выделено придаточно причины). [Роберт Пиндайк, Даниэль Рубинфельд.

Микроэкономика. М., 1992, с. 178]; Чтобы учесть возможные границы

замещения одних факторов другими в производственном процессе, можно

использовать два особых случая производственных функций (выделено придаточное

цели). [Указ. раб., с. 179]; Когда возникает “угловое” решение,

предельная норма замещения потребителя не равна соотношению цен (придаточное с

временно-условным значением). [Указ. раб., с. 90]. Приведем пример

использования условных придаточных предложений, также из книги Р. Пиндайка и Д.

Рубинфельда: “Классический пример теории игр, называемый дилеммой

заключенных, иллюстрирует проблему, с которой сталкиваются олигопольные фирмы.

Он заключается в следующем: двух заключенных обвинили в совместном совершении

преступления. Они находятся в отдельных тюремных камерах и не могут

поддерживать связь друг с другом. Каждого просили признаться в совершении

преступления. Если оба заключенных сознаются, каждый получит срок

заключения в пять лет. Если никто не признается, судебное преследование

будет трудно довести до конца, и поэтому заключенные могут получить

двухгодичный срок наказания. С другой стороны, если один заключенный

сознается, а другой нет, тот, кто признается, получит один год заключения,

а другой сядет в тюрьму на десять лет. Если бы вы были одним из заключенных

, сознались бы вы или нет?” [Указ. раб., с. 356]

Часто употребляются в описываемом стиле сложноподчиненные предложения с

придаточными определительными, например: На конкурентном рынке обычно

преобладает одна цена, которую называют рыночной ценой товара. [Указ. раб.,

с, 23]

Специфичной чертой научного стиля является употребление сложноподчиненных

предложений, где выражается сопоставление каких-либо явлений, например: В

этой книге мы изучаем как конкурентные, так и неконкурентные рынки. [Указ.

раб., с. 22]; Например, почему на некоторых рынках только несколько фирм

конкурируют друг с другом, в то время как на других рынках представлено куда

большее количество компаний? [Указ. раб., с. 21]. Спецификой научного стиля

является употребление присоединительных предложений, которые содержат

дополнительные сообщения по поводу сказанного в главной части, например:

Изокоста включает все возможные сочетания труда и капитала, которые имеют одну и

ту же суммарную стоимость, то есть все сочетания двух факторов производства с

равными валовыми издержками. [Указ. раб., с. 202]; Очень близка к

идентификации эмпатия, то есть понимание на уровне чувств, стремление

эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. [Психология и этика

делового общения, с. 100]

Добавочное сообщение, пояснение вносят также деепричастные обороты, которые в

связи с этим часто встречаются в научных текстах.

Типичным для научного стиля является употребление однородных членов предложения,

которые перечисляют логически однородные понятия. Например: Для научного

стиля характерна высокая терминированность речи, абстрактность значений,

логичность построения, полнота высказывания, понятийность, речевое соответствие

отправителя речи ее получателю и пр. К особенностям функционально-структурного

плана научного стиля следует отнести полноструктурность, активность аналитизма,

частое употребление определенных структур, строгую логичность синтаксического

строя, преимущественно именной характер высказывания и пр. К чертам научного

текста можно отнести смысловую законченность, целостность и связанность,

языковую, композиционную и структурную оформленность, коммуникативную

направленность. [М.П. Сенкевич. Стилистика научной речи и литературное

редактирование научных произведений, с. 67]

М.П. Сенкевич хорошо описывает особую роль в научной речи вводных слов,

словосочетаний и вставных конструкций.

Часто они начинают новое предложение или абзац. Например: Таким образом

, экспериментальные данные получены при помощи методов условных рефлексов и

электроэнцефалографии. Как известно, в зависимости от выполняемой функции

вводные слова и словосочетания делятся на группы, или разряды. Например,

вводные слова, указывающие на последовательность изложения (во-первых,

во-вторых и т.п. – в научно периодической печати они нередко заменяются

цифровой нумерацией); вводные слова, выражающие предположение (очевидно,

вероятно и т.п. – они используются в научной литературе при изложении

гипотезы) и др. Особенно характерна для научной речи группа вводных слов и

словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким

вводным словосочетаниям тот или иной факт может быть представлен как вполне

достоверный (действительно, конечно, разумеется), как предполагаемый (

положим, видно, надо полагать) или как возможный (вероятно, должно быть,

возможно).

Используется в научной речи и группа вводных слов и словосочетаний, содержащих

указание на то, кем высказана та или иная мысль, кому принадлежит то или иное

выражение, каков источник сообщения (по нашему мнению, по убеждению, по

понятию, по сведению, по сообщению, с точки зрения, согласно гипотезе,

определению и др.). Например: Ответ, по мнению автора

, всегда опережает свою истинную причину – цель, а не следует за внешним

стимулом. Употребляются в научной речи и вводные предложения. Они содержат

указание на степень достоверности сообщения, на характер протекания действия,

устанавливают связь между данным сообщением и предыдущим, между данным

сообщением и последующим.

Для научных произведений характерна композиционная связанность изложения.

Взаимосвязанность отдельных частей научного высказывания достигается при помощи

определенных связующих слов или групп слов, отражающих этапы логического

изложения и являющихся средством связи мыслей в ходе логического рассуждения.

Это целый ряд наречий и наречных выражений и других частей речи, а также

сочетаний слов: так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того,

кроме, к тому же, также, тем не менее, еще, все же, между тем, помимо, сверх

того, однако, несмотря на, прежде всего, в первую очередь, сначала, в

заключение, в конце концов, следовательно, в результате, далее, затем, другими

словами, в связи с этим, в общем, по существу, вкратце, как мы видим и др.,

которые обычно стоят в начале предложения. Они служат, как правило, не для

связи слов в предложении, а для связи частей целого текста. Близки к ним

словосочетания типа: следует указать, интересно отметить, наблюдения

показывают, в данной работе, в последующем и др. При помощи этих внутренних

введений осуществляется переход от одной мысли к другой, выделение главного и

т. п. [М.П. Сенкевич. Указ. раб., с. 176–178]

Таким образом, научный стиль представляет в настоящее время обособленную

языковую систему, служащую задачам обмена научной информацией. Рост

обособленности данного стиля с течением времени совпадал с развитием и

обособлением науки как области человеческой деятельности.

Литература.

1. Л.С. Филиппова, В.А.Филиппов. Русский язык и культура речи. Курс лекций.

Тюмень, 2000

Страницы: 1, 2