Реферат: Критерии культуры научного стиля речи
понятия или неделимой совокупности и общности. Их употребление объясняется тем,
что формы множественного числа имеют более конкретное значение, указывая на
отдельные считаемые предметы. Например: Примеры геометрических фигур:
треугольник, квадрат, окружность; Четырехугольником называется фигура, которая
состоит из четырех точек. [Из учебника геометрии] Напротив, в научной речи
встречаются формы множественного числа существительных, которые в других типах
речи не встречаются – множественное число от абстрактных и вещественных
существительных, например: 1) для обозначения сорта или вида вещественных
существительных (глины, стали, смолы, спирта, масла, нефти, чаи), 2) для
обозначения некоторых отвлеченных существительных, приобретающих в форме
множественного числа конкретное значение (мощности, емкости, математические
преобразования, культуры) и выражающих количественные показатели (
глубины, длины, теплоты), 3) для наименования отрядов животного и
растительного мира (долгоносики, короеды, моли, медведки).
Для научной речи характерно употребление некоторых прилагательных и причастий в
значении указательных местоимений “этот, такой”. Например: Минералы,
входящие в данную группу, имеют темную окраску. Прилагательное “следующие”
в значении местоимения “такие” подчеркивает последовательность перечисления
особенностей, признаков и т.д. В научно-технической литературе, как правило, не
употребляются, в силу их неопределенности, неконкретности, местоимения
что-то, кое-что, что-нибудь.
В научной речи большое место занимают предлоги, предложные сочетания и союзы.
Высокий процент употребления в ней предлогов отчасти объясняется именным
характером научного стиля. Особенно распространены конструкции с производными
предлогами в течение, в продолжение, в свете, в отношении, в результате, в
силу, в отличие от, благодаря, по мере, в меру, в случае, в соответствии, в
связи, в качестве, в целях, в процессе, в режиме, в виде, при помощи (с
помощью), за счет, на основе, путем, методом, способом, образом, посредством
и др.
Использование иностилевых элементов (в частности, эмоционально-экспрессивного
и образного) не характерно для современного русского научного языка, особенно
для его научно-технической разновидности.
Научное изложение рассчитано на логическое, а не на эмоционально-чувственное
восприятие, поэтому эмоциональные языковые элементы не играют решающей роли в
научной литературе. Однако, признавая специфическими чертами научного стиля
понятийность и подчеркнутую логичность, в нем присутствует и элемент
образности, эмоциональности и в целом экспрессивности.
Удельный вес эмоционального элемента в научной речи различен в зависимости от
типа научного произведения (проблемно-научное, аналитическое, полемическое –
здесь его больше; учебное, описательное, реферативное – здесь его меньше), а
также от композиционной части произведения (предисловие, введение,
критическое сопоставление, обоснование проблемы, практические выводы – здесь
его больше, чем в собственно излагающих частях) и т.д.
Большая часть экспрессивных средств в научной речи относится к области не
эмоциональной, а интеллектуальной экспрессии (например, “нашими выдающимися
лингвистами”, “при работах с синильной кислотой нужно быть чрезвычайно
осторожным”, “можно убедиться при помощи весьма любопытного опыта” и
др.).
Использование эмоциональных элементов в научном тексте в значительной мере
определяется областью знания, к которой он относится. Поскольку, например, в
научных работах по математике, механике результаты научных поисков должны
быть изложены так, чтобы их можно было формализовать, проверить
экспериментально, получить воплощение в схемах, авторская стилистическая
индивидуальность здесь почти совсем не представлена. Не представлена и
образность речи.
В научно-гуманитарной же литературе, предметом которой является общество и
духовная деятельность человека, эмоциональные элементы представлены довольно
широко. Так, например, в научной литературе на общественно-политическую тему
находим такие экспрессивные элементы, как разговорные фразеологизмы:
Крупные залежи минерального сырья зачастую не разрабатывались, иностранные
монополии “держали их впрок”, до наступления благоприятной конъюнктуры.
Особенно широко представлены эмоциональные элементы в тех разделах, где
содержится научная полемика. Здесь эмоциональный элемент органически входит в
словесную ткань научного произведения, не нарушая его стилевой однородности и
структурной одноплановости.
Таким образом, научно-гуманитарная, а также научно-естественная литература,
где предмет исследования – человек и природа, допускают употребление
эмоционально-экспрессивных средств языка. Научно-техническая литература,
предмет исследования которой – машина, не предполагает или предполагает в
очень малой степени использование эмоциональных элементов. То же можно
сказать и о математической науке.
Не меньшее значение здесь имеет и жанр научного произведения. Так, в
свернутой информации (в реферате) эмоциональный элемент вовсе отсутствует, в
научно-технических статьях он тоже крайне редок, в монографиях же встречаются
чаще.
Языковыми средствами создания экспрессивного, эмоционального тона научной речи
выступают: 1) формы превосходной степени прилагательных как в суперлятивном,
так и в элятивном значении (то есть формы, выражающие сравнение и не выражающие
его), например: . наилучшего стиля нет, его оптимальность зависит
от сочетания трех указанных параметров; групповые решения отличаются
большей продуманностью возможных последствий реализации принятых решений;
наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается
идентификацией – уподоблением себя ему. [Психология и этика делового
общения, с. 99, 179]; 2) эмоционально-экспрессивные существительные,
прилагательные и глаголы (слова, содержащие обычно оценку), например:
Развитие, инновации прогресс – замечательные в сущности явления.
[Указ. уч., с. 169]; Более посчастливилось Конту у Писарева,
который, конечно, неизмеримо меньше мог бы сделаться социологом..
[Н.И. Кареев. Основы русской социологии. – СПб., 1996, с. 32]; 3) вводные
слова, наречия, усилительные и ограничительные частицы, например: Писарев
полагал даже, что благодаря этому Россия может узнать и оценить Конта
гораздо точнее, чем Западная Европа; Наконец, А.С. Лаппо-Данилевский написал
очень ученую и основательную работу.; Струве утверждал, будто бы
, во-первых, “личность все может.”; Но и объективно Лавров принимал, что
“реальны в истории лишь личности, что лишь они желают, стремятся, обдумывают,
действуют, совершают историю”; [Н.И. Кареев. Основы русской социологии, с.
48]; 4) используются “проблемные” вопросы, привлекающие внимание читателя, на
которые автор дает ответ в последующем тексте. Этот прием (постановка
“проблемного вопроса”) используется и в учебной деятельности, например, в
вузовской лекции, в вузовских учебниках. Приведем примеры из научных текстов.
“Что же представляет собой бессознательное?
Прежде чем дать его определение, Фрейд делает замечание, что
“психологическое” и “сознательное” – понятия идентичные. [Психология и
этика делового общения: Учебник, с. 55]
В научной литературе широко применяются различные виды сокращений: графически (
изд-во), буквенные аббревиатуры (ГОСТ), сложносокращенные слова (
Госплан), сокращение без гласных (млрд), сокращения смешанной формы (
НИИцветмет).
Различают по сфере применения: общепринятые сокращения (ГОСТ, сберкасса, и
т.д., руб.); специальные сокращения, употребляемые в литературе,
рассчитанной на специалиста, в библиографических и словарных текстах и т.д. (
к.п.д.); индивидуальные сокращения, принятые только для данного издания,
например, для реферативного журнала определенной отрасли (П – плотина, ТС –
термоэлектрическая система).
В буквенных (условных) сокращениях (их применяют для терминов и слов, которые
часто повторяются в тексте) сокращение делается, как правило, по первым буквам
термина. Каждое такое сокращение при первом написании поясняется в круглых
скобках, дальше по тексту оно употребляется без скобок. Например: Известно, что
облучение сталей и сплавов с аустенитной структурой приводит к
высокотемпературному охрупчиванию (ВТО, не путать с печально известной
Всемирной торговой организацией J).
Синтаксический уровень.
Синтаксические особенности научного стиля проявляются достаточно
последовательно несмотря то, что синтаксические конструкции в большинстве
своем общеупотребительны, нейтральны. Синтаксис (построение словосочетаний и
предложений) более всего отражает связь с мышлением.
Современный научный стиль характеризуется стремлением к синтаксической
компрессии – к сжатию, увеличению объема информации при сокращении объема
текста. Это проявляется в особенностях построения словосочетаний, в
особенностях предложений.
Так, для научного стиля характерны словосочетания имен существительных, в
которых в функции определения выступает родительный падеж имени, часто с
предлогом для (обмен веществ, коробка передач, прибор для монтажа
).
Имена прилагательные в роли определения широко употребляются в
терминологическом значении: гласные и согласные звуки, уголовный кодекс,
условные рефлексы и т.п.
Для научного стиля типичным является употребление именного сказуемого (а не
глагольного), что способствует созданию именного характера научного стиля. Чаще
всего именные сказуемые встречаются в определениях и рассуждениях, при этом
связка нередко отсутствует, например: Сбережение – часть
располагаемого дохода, которая не израсходована на конечное потребление товаров
и услуг; Акция – это ценная бумага, которая является свидетельством о
внесении определенной доли в уставной фонд и дающая право на получение части
прибыли в виде дивиденда. [Национальное счетоводство / Под ред. профессора
Г.Д. Кулагиной – М., 1997, с. 105, с. 236]
Широко употребительными в научном стиле являются именные составные сказуемые
с краткими причастиями типа “может быть использован”.
Для качественной и обстоятельственной характеристики явлений используются обычно
наречия на –О типа убедительно, интересно, значительно,
например: Все эти явления хорошо описаны в научной литературе.;
совершенно невозможно представить Сталина в такой роли. [Волновые
процессы в общественном развитии. Новосибирск, 1992, с. 53]
На уровне предложения также проявляются специфика научного стиля.
Поскольку логичность – одна из основных стилевых черт научного текста, для
его синтаксиса характерны структуры, прежде всего выражающие чисто понятийное
содержание. Такой основной структурой во многих языках является
полносоставное повествовательное предложение с нейтральным (в стилевом
отношении) лексическим наполнением, с логически правильным (нормативным),
прямым порядком слов и с союзной связью между частями предложения.
Простых предложений в научной речи столько же, сколько сложных (49,7% и
50,3%). Средний размер простого предложения – около 20 слов, сложного – около
30. Среди сложноподчиненных преобладают предложения с одним придаточным.
Вопросительные предложения выполняют в научной речи специфические функции,
связанные со стремлением пишущего привлечь внимание к излагаемому. В такой же
необычной роли употребляются и побудительные (для выражения допущений и
предложений) предложения. Приведем примеры. Какие же новые объяснительные
принципы несет в себе синергетический подход? Какую помощь он может оказать в
понимании колебательных, волновых процессов в развитии общества? [Волновые
процессы., с. 52]
Для научного стиля характерно широкое распространение безличных предложений
разных типов, поскольку в современной научной речи личная манера изложения
уступила место безличной, что обусловлено стремлением к объективной
обобщенности и отвлеченности, например: Можно сказать, происходит
негласный конкурс проектов грядущего социального переустройства; Современному
советскому человек это легко понять на модели перехода к рынку.
[Волновые процессы., с. 120]
Широко употребительны в научном тексте страдательные конструкции (пассивные),
при этом часто отсутствует указание на производителя действия. О.Д. Митрофанова
объясняет это следующим образом: “Пассивные конструкции уместны тогда, когда
фактический производитель действия ясен из контекста и нет необходимости его
повторять; когда требуется направить все внимание принимающего информацию на
само действие, а не на его производителя; когда фактический производитель
действия неизвестен или мыслится неопределенно (или он намеренно не
указывается, или его не принято указывать); когда описывается действие, не
зависящее от воли производителя, или событие с точки зрения потерпевшего. Но
все эти случаи употребления объединяются тем, что действие описывается без
указания его производителя”. [О.Д. Митрофанова. Язык научно-технической
литературы. М., 1973, с. 127] Приведем примеры. В счетах сектора финансовых
учреждений отражены страховые технические резервы. [Национальное
счетоводство, с. 270] Наименее исследованы социальные волны. Социальные
ритмы могут быть встроены во временную классификацию. Особенности
волновых процессов в обществе связаны со структурой общественных
отношений. [Волновые процессы в общественном развитии, с. 26]
Для научной речи характерно выяснение причинно-следственных отношений между
явлениями, поэтому в научных текстах преобладают сложные предложения с союзной
связью (с союзами). Богато представлены сложные сочинительные и подчинительные
союзы и союзные слова, такие, как: несмотря на то что, ввиду того что,
потому что, вследствие того что, тогда как, между тем как, в то время как и
др. Наиболее продуктивны в научных текстах сложноподчиненные предложения с
придаточными причинными, условными, временными, следствия, изъяснительными.
Приведем примеры: Так как мы сохраняем объем выпуска продукции
постоянным для всей изокванты, изменение объема выпуска продукции равно
нулю (выделено придаточно причины). [Роберт Пиндайк, Даниэль Рубинфельд.
Микроэкономика. М., 1992, с. 178]; Чтобы учесть возможные границы
замещения одних факторов другими в производственном процессе, можно
использовать два особых случая производственных функций (выделено придаточное
цели). [Указ. раб., с. 179]; Когда возникает “угловое” решение,
предельная норма замещения потребителя не равна соотношению цен (придаточное с
временно-условным значением). [Указ. раб., с. 90]. Приведем пример
использования условных придаточных предложений, также из книги Р. Пиндайка и Д.
Рубинфельда: “Классический пример теории игр, называемый дилеммой
заключенных, иллюстрирует проблему, с которой сталкиваются олигопольные фирмы.
Он заключается в следующем: двух заключенных обвинили в совместном совершении
преступления. Они находятся в отдельных тюремных камерах и не могут
поддерживать связь друг с другом. Каждого просили признаться в совершении
преступления. Если оба заключенных сознаются, каждый получит срок
заключения в пять лет. Если никто не признается, судебное преследование
будет трудно довести до конца, и поэтому заключенные могут получить
двухгодичный срок наказания. С другой стороны, если один заключенный
сознается, а другой нет, тот, кто признается, получит один год заключения,
а другой сядет в тюрьму на десять лет. Если бы вы были одним из заключенных
, сознались бы вы или нет?” [Указ. раб., с. 356]
Часто употребляются в описываемом стиле сложноподчиненные предложения с
придаточными определительными, например: На конкурентном рынке обычно
преобладает одна цена, которую называют рыночной ценой товара. [Указ. раб.,
с, 23]
Специфичной чертой научного стиля является употребление сложноподчиненных
предложений, где выражается сопоставление каких-либо явлений, например: В
этой книге мы изучаем как конкурентные, так и неконкурентные рынки. [Указ.
раб., с. 22]; Например, почему на некоторых рынках только несколько фирм
конкурируют друг с другом, в то время как на других рынках представлено куда
большее количество компаний? [Указ. раб., с. 21]. Спецификой научного стиля
является употребление присоединительных предложений, которые содержат
дополнительные сообщения по поводу сказанного в главной части, например:
Изокоста включает все возможные сочетания труда и капитала, которые имеют одну и
ту же суммарную стоимость, то есть все сочетания двух факторов производства с
равными валовыми издержками. [Указ. раб., с. 202]; Очень близка к
идентификации эмпатия, то есть понимание на уровне чувств, стремление
эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. [Психология и этика
делового общения, с. 100]
Добавочное сообщение, пояснение вносят также деепричастные обороты, которые в
связи с этим часто встречаются в научных текстах.
Типичным для научного стиля является употребление однородных членов предложения,
которые перечисляют логически однородные понятия. Например: Для научного
стиля характерна высокая терминированность речи, абстрактность значений,
логичность построения, полнота высказывания, понятийность, речевое соответствие
отправителя речи ее получателю и пр. К особенностям функционально-структурного
плана научного стиля следует отнести полноструктурность, активность аналитизма,
частое употребление определенных структур, строгую логичность синтаксического
строя, преимущественно именной характер высказывания и пр. К чертам научного
текста можно отнести смысловую законченность, целостность и связанность,
языковую, композиционную и структурную оформленность, коммуникативную
направленность. [М.П. Сенкевич. Стилистика научной речи и литературное
редактирование научных произведений, с. 67]
М.П. Сенкевич хорошо описывает особую роль в научной речи вводных слов,
словосочетаний и вставных конструкций.
Часто они начинают новое предложение или абзац. Например: Таким образом
, экспериментальные данные получены при помощи методов условных рефлексов и
электроэнцефалографии. Как известно, в зависимости от выполняемой функции
вводные слова и словосочетания делятся на группы, или разряды. Например,
вводные слова, указывающие на последовательность изложения (во-первых,
во-вторых и т.п. – в научно периодической печати они нередко заменяются
цифровой нумерацией); вводные слова, выражающие предположение (очевидно,
вероятно и т.п. – они используются в научной литературе при изложении
гипотезы) и др. Особенно характерна для научной речи группа вводных слов и
словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким
вводным словосочетаниям тот или иной факт может быть представлен как вполне
достоверный (действительно, конечно, разумеется), как предполагаемый (
положим, видно, надо полагать) или как возможный (вероятно, должно быть,
возможно).
Используется в научной речи и группа вводных слов и словосочетаний, содержащих
указание на то, кем высказана та или иная мысль, кому принадлежит то или иное
выражение, каков источник сообщения (по нашему мнению, по убеждению, по
понятию, по сведению, по сообщению, с точки зрения, согласно гипотезе,
определению и др.). Например: Ответ, по мнению автора
, всегда опережает свою истинную причину – цель, а не следует за внешним
стимулом. Употребляются в научной речи и вводные предложения. Они содержат
указание на степень достоверности сообщения, на характер протекания действия,
устанавливают связь между данным сообщением и предыдущим, между данным
сообщением и последующим.
Для научных произведений характерна композиционная связанность изложения.
Взаимосвязанность отдельных частей научного высказывания достигается при помощи
определенных связующих слов или групп слов, отражающих этапы логического
изложения и являющихся средством связи мыслей в ходе логического рассуждения.
Это целый ряд наречий и наречных выражений и других частей речи, а также
сочетаний слов: так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того,
кроме, к тому же, также, тем не менее, еще, все же, между тем, помимо, сверх
того, однако, несмотря на, прежде всего, в первую очередь, сначала, в
заключение, в конце концов, следовательно, в результате, далее, затем, другими
словами, в связи с этим, в общем, по существу, вкратце, как мы видим и др.,
которые обычно стоят в начале предложения. Они служат, как правило, не для
связи слов в предложении, а для связи частей целого текста. Близки к ним
словосочетания типа: следует указать, интересно отметить, наблюдения
показывают, в данной работе, в последующем и др. При помощи этих внутренних
введений осуществляется переход от одной мысли к другой, выделение главного и
т. п. [М.П. Сенкевич. Указ. раб., с. 176–178]
Таким образом, научный стиль представляет в настоящее время обособленную
языковую систему, служащую задачам обмена научной информацией. Рост
обособленности данного стиля с течением времени совпадал с развитием и
обособлением науки как области человеческой деятельности.
Литература.
1. Л.С. Филиппова, В.А.Филиппов. Русский язык и культура речи. Курс лекций.
Тюмень, 2000
Страницы: 1, 2
|