бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Имя существительное бесплатно рефераты

соединяет глагола и прилагательного силу” (урок по теме “Причастие”).

Изречение известного ученого, смысл которого передан учителем, позволяет

учителю кратко и выразительно подытожить сказанное о причастии.

Повтор – риторическая фигура, состоящая в повторении отдельного отрезка речи

с целью его выделения и, следовательно, наилучшего запоминания. Повтор –

фигура преимущественно устной речи. Повторяются, как правило, наиболее

значимые – ключевые – слова, словосочетания, предложения.

Выделяют несколько разновидностей повторов. Повтор как воспроизведение

речевого отрезка в том же виде, в каком он был произнесен первоначально,

например:

“Понятно, что такое прямая речь? Понятно, что такое прямая речь? Прямая речь

– это слова, принадлежащие какому-нибудь лицу и передаваемые от его имени,

какому-нибудь лицу и передаваемые от его имени” (урок на тему “Прямая речь”).

Повтор-актуализатор – воспроизведение речевого отрезка в той же лексико-

синтаксической форме, но иной – более яркой – интонационной модуляции.

Выделение с помощью повтора-актуализатора способствует акцентированию

внимания на важном:

“Грамматическая основа предложения может состоять из одного слова, но не

всегда при этом предложение может быть не полным. Не всегда” (урок на тему

“Неполные предложения”).

Стараясь акцентировать внимание, учитель повторяет не всегда с большой

громкостью, выделяя с обеих сторон паузами.

Повтор-модулятор – воспроизведения речевого отрезка в видоизмененной лексико-

синтаксической и интонационной форме. Приведенные ниже примеры иллюстрируют,

как в повторяемых речевых отрезках изменяется порядок слов, некоторые слова

заменяются синонимическими, изменяется интонационное оформление:

“Итак, когда мы передаем чужую речь приблизительно, только смысл чужой речи

передаем, мы говорим, что мы пользуемся речью косвенной, косвенной речью

пользуемся” (урок по теме “Прямая речь”).

“у имени существительного род – морфологический признак постоянный, а у

прилагательного – непостоянный. У имени существительного по-сто-янный” (урок

по теме “Имя существительное как часть речи”).

Сделать процесс усвоения знаний не только доступным, но и интересным,

увлекательным, помогают такие приемы популяризации, как метафора,

олицетворение, сравнение, аналогия. Они влияют на содержательную сторону

объяснительной речи.

Метафора – это троп, основанный на переносе свойств и признаков одного

предмета на другой по принципу сходства или контраста.

Прекрасные образцы метафоричности учебного языка дают тексты научно-

популярной литературы.

В научно-популярной литературе лингвистического характера уже закрепились

определенные метафоры: “Этимология знает о том, как из корней вырастают кусты

и даже целые заросли слов” (Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А.

Секреты орфографии.- М.: Просвещение, 1991.- С.122).

Появлению такой метафоры способствует многозначное слово “корень”.

Употребление такой метафоры в сочетании с олицетворением (“этимология знает”)

послужило созданию образной картины.

В примере: ”Давайте запомним правило ”хорошего пунктуационного поведения”:

“не проморгай синтаксического “карлика” и “не разрезайте “великана”!” (Граник

Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1987.- С. 76)

- употребляется целая цепочка метафор. Под синтаксическим “карликом”

понимается коротенькое предложение, состоящее из 2-3 слов, но оно сложное.

Поэтому важно “не проморгать” его и поставить нужный знак препинания. А с

другой стороны, необходимо удержаться от постановки ненужных знаков

препинания в распространенном простом предложении (в “великане”) и “не

разрезать” его “тело” запятыми.

Метафора стимулирует творческое восприятие. Введение новых терминов,

объяснение абстрактных понятий часто сопровождается привлечением метафоры:

учитель обращается к языковым средствам других сфер общения, к впечатлениям

обыденной жизни.

“Звуки – невидимки, их мы не видим, а только слышим. Когда мы их можем

увидеть? Когда они надевают одежду и превращаются в буквы” (урок на тему

“Звук и буква”).

“Из каких же кирпичиков строится наша речь? Слова – главные работники в

языке. У каждого слова своя работа” (урок на тему “Предложение”).

Олицетворение – троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам

признаков и свойств живых существ.

Языковые явления и понятия, образуя систему, находятся в определенной

иерархической зависимости, обладают определенными функциями. Чтобы донести

все до сознания школьника, необходимо приблизить эти отношения и

закономерности к уровню учащихся, наделив абстрактные понятия признаками

живых существ.

Использование приема олицетворения при объяснении явления чередования звуков

в русском языке:

“Некоторые звуки речи капризны. Они не любят, когда слово изменяют, и поэтому

демонстративно покидают его. Например, сон – сна. Какой звук исчез из слова?”

(урок по теме “Чередование звуков в слове”).

Учитель часто использует олицетворения со смысловым компонентом “выполнять

работу”. Разные языковые понятия ведут себя как рабочие, в том числе и

строительные рабочие. Вот примеры таких олицетворений:

“Есть в алфавите еще одна буква – “Ъ”. Ее называют твердый знак. Какую же

работу она выполняет?”

“Большую строительную работу выполняют в словах суффиксы”.

Метафоричность изложения учебного материала достигается за счет использования

фразеологизмов в силу их переносного значения, например:

“Не следует путать мягкий знак и твердый знак. Они играют разные роли. Мягкий

знак служит для обозначения на письме мягкости согласного, а твердый знак

указывает на звук [й], который следует за твердым согласным” (урок по теме

“Обозначение мягкости на письме”).

“Не ограничивайтесь только союзом или союзным словом при определении вида

придаточной части – это вас может ввести в заблуждение. Я видел, что разговор

принимает нежелательный оборот – придаточнаЯ изъяснительнаЯ, союз что. Дом,

что стоял рядом, напоминал заброшенный сарай – придаточнаЯ определительнаЯ,

союз тот же – что” (урок по теме “Виды придаточных”).

Фразеологизмы – средство создания экспрессивности в речи учителя, средство

создания разговорной тональности объяснения.

Образность речи педагога, словесную наглядность, а следовательно, и

популярность изложения учебного материала создают сравнения. Этот речевой

прием учитель использует довольно часто. Трудно вообще представить себе

объяснение чего-либо без сравнения. Как известно, сравнение – троп, состоящий

в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака.

Сравнение может выражаться разными языковыми средствами, довольно частым в

речи учителя является оборот со сравнительным союзом как, подобно. Например:

“Слова, как и люди, отличаются друг от друга своим характером, поведением. И

среди них есть такие, которые полностью противоположны. Это слова – антонимы”

(урок по теме “Антонимы”).

Такое сравнение приближает признаки системных отношений в лексике к

отношениям между людьми, тем самым делает их более зримыми и понятными.

Учительница в своей объяснительной речи сравнивает ударение с биением сердца:

“Ребята, ударение подобно биению сердца.

Как равномерные удары сердца свидетельствуют о хорошем функционировании

человеческого организма, так и ударение имеет большое значение для всего

русского языка, оно делает его таким певучим и музыкальным. в некоторых

случаях помогает различить слова” (урок на тему “Слог. Ударные и безударные

гласные”).

Аналогия – это речевой прием (своеобразная риторическая фигура), основанная

на соотнесении наглядных примеров с научным понятием, как известно,

абстрактным и не всегда понятным и доступным.

Аналогия – это создание словесно-образной наглядности, основу которой

составляет какая-то картина, эпизод, факт, событие из пережитого детьми

жизненного опыта. Конкретная картина – ключ к пониманию учебного материала.

Понимание обеспечивается и тем, что благодаря этому приему новые знания

органично структурируются в сознании школьника, создавая единую картину мира.

Использование аналогии – свидетельство заботы ритора об адресате, маркер

диалогового по сути общения. В результате угадывания в незнакомом знакомого у

слушателя создается впечатление “открытия”,

“сотворчества в процессе познания”.

“Объяснение с привлечением аналогии развертывается как два микротекста:

первый – с опорой на образ, хорошо знакомую картину (это и есть аналогия),

второй – суть изучаемого явления:

Речевые средства перехода

вот так и

точно так и

образ { так же и } научное явление

подобно этому

аналогично этому

Аналогии способны проникать в самую суть речевой функции лингвистического

явления:

“Как много самых разных букетов цветов окружает нас! Одни хороши на рояле, а

другие – на дачном подоконнике. Синонимы как букетов цветов: один из них

хорош в разговорной речи, другой более уместен в книжной”, - к такой аналогии

прибегла учительница, чтобы объяснить предназначение синонимов в языке.” [1,

С.274]

Незаменимы аналогии при раскрытии закономерностей научных явлений,

разъяснении функциональной разницы между понятиями.

Учительница, желая разъяснить первоклассникам разницу между словом и

предложением, использует такую аналогию:

“Если взять одну бусинку, то ее можно зажать в кулаке, можно положить на

ладошку и рассматривать, но вот надеть для украшения можно только ожерелье из

бусинок – бусы. С похожим явлением мы встречаемся в языке. Одно слово само по

себе не выражает какую-то мысль. Но если несколько слов объединить по смыслу,

то получится предложение. Предложение выражает законченную мысль, с его

помощью можно эту мысль сообщить или обратится с помощью предложения с

вопросом и получить ответ”.

В качестве аналогии могут использоваться уже знакомые детям языковые

категории, например: именительный падеж и косвенные падежи – для более

полного усвоения разницы между прямой и косвенной речью:

“Мы с вами недавно встречались со словом “косвенный”. Один именительный падеж

называет слово прямо, а о

стальные падежи косвенные – это не начальная форма слова, а косвенной ее

называют. Так и чужую речь мы можем передать косвенно, и называется она в

таком случае косвенной речью” (урок на тему “Прямая речь”).

Изобретая аналогии, учитель проявляет свое индивидуальное видение предмета.

Создавая словесный образ, он прибегает к явлениям из области других наук,

искусства, окружающей действительности.

Особый вид метафоризации учебной информации – это использование текста-

метафоры. В качестве такового выступает лингвистическая сказка.

Лингвистическая сказка – речевой жанр, представляющий “своеобразный “симбиоз”

поэзии и науки, эмоционального и рационального, созданный с целью

воспитывающего обучения ” (Риторика. 9класс. Методические рекомендации / Под

ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1999. - С. 128 ).

В такой сказке термины очеловечены: они живут в сказочной стране и являются

участниками сказочных событий – дружат, спорят, враждуют, принимают решения и

т. п. Лингвистическая сказка отличается сказочным зачином, сказочным

действием – одним словом, она строится по законам жанра сказки и потому легко

вводит новый учебный материал.

“Вот какую сказку, сочиненную самой учительницей, мы услышали на уроке

русского языка при знакомстве детей с понятием “синонимы”.

“За морями, за лесами, за высокими горами в стране принцессы Лексики, в

городе слов, жили добрые жители: существительные, глаголы и много других

слов. Жили они, не тужили. В будние дни работали на фабрике: составляли

предложения, тексты, издавали книги, газеты. А в выходные

всегда ходили в гости к своим друзьям.

Однако были слова, у которых не было друзей, жили они одиноко и весь выходной

день проводили дома, сидя у окна и глядя на чужое веселье.

С виду они были разные. Но у них были общие интересы, и им нравилось одно и

то же. Они часто видели друг друга, но познакомиться боялись.

Узнала принцесса Лексика, что много несчастных, одиноких слов в ее стране, и

приказала им всем явиться во дворец.

В назначенный день и час собралось много слов на площади перед дворцом. Вышла

к ним принцесса и сказала: “Отныне повелеваю всем словам с близким значением

жить в дружбе и согласии. Пусть они помогают друг другу и называются

синонимами”.

Обрадовались слова, стали искать себе пару. И вот уже идут, держась за руки,

Актер и Артист, Ученик и Школьник. А как вы думаете, правильно ли эти слова

подобрали себе пару?” ” [1. С.276]

Перечисленные приемы популяции представим в таблице:

ПРИЕМ ПОПУЛЯЦИИ

лексические средства синтаксические

словесной образности средства

фразеологизмы риторические фигуры

риторический вопрос

тропы риторическое восклицание

метафора введение вымышленной речи

олицетворение повтор

сравнение цитация

аналогия

Список использованной литературы.

К теме “Имя существительное”:

Валгина Н.С., Розенталь Д.Е., Фомина М.И.

Современный русский язык: Учебник для вузов / Под ред. Н.С. Волгиной – 6-е

изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002–528с.

Валгина Н.С., Светлышева Н.В.

Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения – 2-е изд. испр.

– М.: Неолит. Большая медведица, 2002-416с.

Введенская Л. А., Колесников Н.П.

От собственных имен к нарицательным: Книга для учащихся ст. классов сред. шк.

– 2-е изд. исправ. и доп. – М.: Просвещение, 1989 – 143с., илл.

Войлова К.А.

Сдаем экзамены по русскому языку: Рекомендации поступающим

в вузы / К.А. Войлова, В.В. Паршина, В.В. Тихонова – М.: Высш. шк., 1996 – 95с.

Гейне Генрих

Стихотворения. Поэмы: Пер. с нем./ Сост. И. М. Солодуниной; Вступ. ст.

А. Дейча; Коммент. А. Дмитриева; Ил. и оформ. А. Озеровой, А. Яковлева – М.:

Правда, 1974 – 480с.

Русская грамматика. В 2т / Н.Д. Арутюнова, А.В. Бондарко, В.В. В.В. Иванов и

др.; Под ред. Н.Ю. Шведовой, Академия Наук СССР, Институт Русского языка. –

М.: Из-во Наука, 1980

Т 1: Фонетика, Фонология, Ударение, Интонация, Словообразование, Морфология –

784с.

Современный русский язык: Учебник / В.А. Белошапкова, Е.А. Земская, И.Г.

Милославский, М.В. Панов; Под ред. В.А. Белошапковой – М.: Высш. шк., 1981 –

560с.

Тютчев Ф.И.

Полное собрание стихотворений. / Вст. ст. Н.Я. Берковского; Сост., подгот.

Текста и примеч. А.А. Николаева – Л.: Сов. писатель, 1987-448с., 9 илл. –

(Б-ка поэта. Большая серия)

К теме “Приёмы популяризации объяснительной речи учителя:”

Львов М.Р.

Основы теории речи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.:

Издательский центр “Академия”, 2002.-248с.

Педагогическая риторика: Учебное пособие. / Под. ред. Н.А. Ипполитовой. – М.:

МПГУ кафедра риторики и культуры речи, 2001-387с.

Страницы: 1, 2, 3, 4