бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Части речи бесплатно рефераты

выражается именем, может в некоторых индейских языках выражаться как процесс,

в формах третьего лица глагола; например, в языке хупа ''он спускается'' –

название дождя (имя объекта ''дождь''), в языке тюбатюлабаль различаются

''дом'' и ''дом в прошлом'' (то, что было домом и перестало им быть), т.е.

имя обладает изменением по категории времени, и т.п.; понятие ''дождь'' в

русском языке выражается обычно именем, которое по функции может быть

предикатом или предложением (''Дождь, надо взять зонтик''), а, например, в

английском языке обычно не получает именной формы выражения (''It is

raining'') и т.п. (Ярцева В. Н., 175).

Существуют объективные основания, как внеязыковые, так и внутриязыковые, для

отличения имен от слов других типов. Внеязыковым основанием служит то, что

имя обозначает вещь, тогда как глагол, вообще предикат – признак или

отношение; различение этих внеязыковых сущностей объективно и не зависит от

языка. Внутриязыковым основанием является то, что только имя стоит в таком

отношении к внеязыковому объекту, которое является отношением наименования.

Глаголы и вообще предикатные слова ''выражают'' отношения между предметами

действительности, не именуя этих отношений, т.е. своих объектов обозначения.

Союзы ''выражают'' логические связи между элементами мысли, не обозначая

никаких внеязыковых объектов; междометия ''выражают'' эмоции, также не именуя

их. Особое место занимают ''имена признаков'' – прилагательные (также могущие

служить предикатными словами) и наречия, отношения тех и других к внеязыковым

объектам подобны отношениям имени к вещи, но объекты здесь не являются

вещами. Таким образом, с внутриязыковой стороны обоснование определения имен

сводится к проблеме наименования и в конечном счете к объективному

внеязыковому различию вещей, свойств, отношений (Ярцева В. Н., 175).

В предложении имя занимает место актанта (терма) в составе предикатива,

в качестве субъекта и объекта, а также различных дополнений.

В развитых языках, как естественных так и искусственных, путем особой

трансформации, так называемой номинализации, в имя может быть

превращено любое выражение, например, в русском языке: глагол ''бежать'' >

''бег''; предикатив ''В комнате холодно'' > '' В комнате холод''; целое

предложение ''Я

опаздываю'' > ''Тот факт, что я опаздываю.''. В этом смысле предложения

иногда рассматриваются как ''имя факта или события''.

Номинация закономерна, но выбор признака случаен, чем и объясняется различие

имен одних и тех же объектов в разных языках. Тем не менее, поскольку

положенный в основу имени признак сам уже имел языковое выражение, имена

всегда включаются в лексико-семантическую систему, получая свое место в

группе взаимосвязанных имен, противопоставленных другим группам. В силу

устойчивости оппозиций, полей и всей лексико-семантической системы в целом

она, и главным образом имена являются фактом духовной культуры народа,

образуя устойчивый каркас этой культуры – имена родства, власти, права,

экономических отношений, человека, животных и т.д., отражают глубокие

традиции культуры, вскрывающиеся при исторической реконструкции (Ярцева В.

Н., 175).

Внутренняя структура имени, в особенности непроизводного, достаточно полно

характеризуется системой так называемого семантического треугольника: имя (1)

обозначает вещь, (2) именует вещь, (3) выражает понятие о вещи. В истории

философии языка и собственно языкознания отношение ''именовать'' понималось

неоднозначно – то как связывающее имя и вещь, то как связывающее имя и

понятие.

В новой европейской философии языка, у Платона, в его диалоге ''Кратил'',

излагается второе понимание: имя именует идею, понятие (''эйдос'') и

лишь вследствие этого способно именовать ''соименную'' с ним вещь(Ярцева В. Н.,

175).

Постепенно была обнаружена недостаточность такого, в целом признаваемого

правильным, понимания наименования: было предложено из совокупности всех

объективно различимых признаков вещи выделить меньшую совокупность –

непосредственный предмет наименования – денотат. В логике до некоторой

степени параллельно этому было введено понятие ''экстенсионал'' имени,

соответствующее классу предметов, непосредственно именуемых данным именем.

Аналогичный процесс расщепления пережило понятие ''понятие о вещи'', в котором

в логике стали выделять непосредственно структурированную языком часть –

''интенсионал'', а в языкознании – сигнификат. В лингвистике

прообразом сигнификата и интенсионала еще ранее послужило понятие

''значимость'' (отличное от ''значения''), введенное Ф. де Соссюром. К. И.

Льюис в работе ''Виды значения'' ввел четыре компонента в семантике имени

(одновременно они же – процессы): сигнификацию – совокупность

признаков, служащих мыслимым предметом обозначения; объем, или ''охват'', - все

мыслимые предметы, соответствующие такой сигнификации (в том числе не

существующие реально); денотацию, или экстенсию, - предметы,

существующие реально; коннотацию, или интенсию, - мыслимый предмет

обозначения, соответствующий такому денотату, или экстенсии. Таким образом,

интенсия, интенсионал так относится к экстенсии, денотату, как сигнификация

относится к охвату, объему(Ярцева В. Н., 175).

По мере расширения семантических исследований предложение стало трактоваться

как разновидность имени со своим денотатом, или экстенсионалом, или

референцией, и, с другой стороны, смыслом, интенсионалом. Специфика имени

стала теряться, растворяясь в семантике предложения.

Классификации имен, в соответствии со схемой семантического строения

(семантического треугольника), могут проводиться по трем различным

основаниям:

1.По форме слова, или морфологические

2.По типу значения в синтаксической конструкции, или семантико-синтаксические

3.По типу значения в пропозиции, или логико-лингвистические.

Морфологические классификации описывают разряды имен, существующие в данном

отдельном языке; они опираются на морфологические показатели – главным образом

аффиксы и строение основ; в них выделяются такие рубрики как ''имена деятеля'',

''имена действия'', ''имена качества'', ''имена отчуждаемой и неотчуждаемой

принадлежности''. Эти рубрики наделены в то же время ясным семантическим

признаком (выраженным в их названии). Далее, могут выделяться такие рубрики,

как роды индоевропейских языков, где семантическое основание выражено гораздо

слабее. Могут выделяться такие морфологические классы, как деклинационные

разряды (склонения) имен, в которых связь с семантикой в данном состоянии

языка отсутствует, но в далеком прошлом, возможно, существовала. Эти

классификации имеют важное значение для флективных языков, в особенности для

индоевропейских, на них основаны глубинные исторические реконструкции

грамматики ( Ярцева В. Н., 176).

Семантико-синтаксические классификации носят более общий, типологический

характер, они основаны на роли имени в предложении, формально – на его месте

как актанта в предикате. Поскольку такие различия далеко не всегда выражаются

морфологически, то их описание и классификация более гипотетичны, чем

морфологические классификации; в значительной степени они зависят от выбранного

метода описания. В большинстве описаний (и, следовательно, достаточно

объективно) выделяются имена денотативного характера, тяготеющие к

непосредственному обозначению вещей и занимающие в предложении (при прочих

равных условиях) позицию субъекта, и имена сигнификативного характера,

тяготеющие к обозначению, сигнификации понятий и занимающие в предложении

позицию предиката (включая ''запретную позицию'' – например, русское

''принимать участие''). Формулировки закономерностей и рубрик в этих

классификациях носят статистический (т.е. не жестко определенный) характер. Эти

классификации пересекаются с морфологическими, поскольку в языках некоторых

типов различие актантов связано с различным падежным оформлением имени (Ярцева

В. Н., 176).

Логико-лингвистические, универсальные классификации, полностью отвлекаясь от

морфологического типа имени, соотносят его с логическим построением, в основе

чего лежит в конечном счете отношение имени к вещи в составе высказывания –

референция. Выделяются такие рубрики, как референтные имена и нереферентные

имена; индивидные, общие, метаимена; имена в прямых и косвенных

контекстах; подлинные имена и квази-именадескрипции, и

другие (Ярцева В. Н., 176).

3.2 Система глагола

Глагол – часть речи, выражающая значение действия (т.е. признака подвижного,

реализующегося во времени) и функционирующая по преимуществу в качестве

сказуемого. Как специфически предикативное слово, глагол противопоставлен имени

(существительному); само выделение частей речи в античной (уже а Платона),

древне-индийской, арабской и других лингвистических традициях началось с

функционального разграничения имени и глагола. Вместе с тем формообразование

глагола (спряжение) не во всех языках четко противопоставлено формообразованию

имени (особенно прилагательного), а набор грамматических категорий глагола

является далеко не одинаковым в различных языках. Во многих языках различают

глаголы и так называемые вербоиды. Собственно глагол, или финитный

глагол, используется в предикативной функции и, таким образом, в языках типа

русского обозначает ''действие'' не отвлеченно, а во время возникновения его от

действующего лица, хотя бы в частном случае и ''фиктивного'' (например,

''светает''). В соответствии со своей функцией финитный глагол характеризуется

тем или иным набором специфически предикативных грамматических категорий

(время, вид, залог, наклонение), а во многих языках также согласовательными

категориями (повторяющими некоторые категории имени и местоимения). Вербоиды

совмещают некоторые черты и грамматические категории глагола с чертами других

частей речи – существительных, прилагательных и наречий. Вербоиды выступают в

качестве различных членов предложения, а также в составе аналитических финитных

форм и некоторых близких к ним конструкций. К вербоидам относятся инфинитивы (и

другие ''имена действия'' – герундий, масдар, супин), причастия и деепричастия.

В некоторых языках нет морфологического противопоставления финитных и

нефинитных форм; форма глагола, выступая в непредикативной функции, получает

особое синтаксическое оформление (Ярцева В. Н., 104)

Семантико-грамматические разряды глаголов выделяются на основании различных

признаков. Знаменательные глаголы противостоят служебным (так

называемым связкам) и вспомогательным глаголам, используемым в составе

аналитических глагольных форм. По признаку семантически обусловленной

способности ''открывать вакансии'' для актантов все глаголы делятся также на

ряд валентностных классов, соответствующих формально-логическим классам

одноместных и многоместных предикатов. Так различают глаголы одновалентные

(''спит'' - кто?), двухвалентные (''читает'' – кто? что?), трехвалентные

(''дает'' – кто? кому? что?) и т.д. Особую группу составляют глаголы

''нульвалентные'', обозначающие некую нечленимую ситуацию и поэтому неспособные

иметь хотя бы один актант (''светает'') (Ярцева В. Н., 104).

С приведенной классификацией перекрещиваются другие – по способности

глагола-сказуемого иметь подлежащее (так называемые личные и

безличные глаголы) и по способности принимать дополнение (переходные

и непреходные глаголы).

Личные глаголы, т.е. способные употребляться с подлежащим, составляют

большинство глаголов самой разной семантики. Безличные, т.е. не сочетающиеся с

подлежащим, - это нульвалентные глаголы и все те одно- и

многовалентные, первый актант которых не получает статуса подлежащего

(например, ''мне везет'').

Переходные глаголы получают прямое дополнение (''шью пальто''). К переходным

также относятся и те одновалентные глаголы, единственный актант которых

принимает форму прямого дополнения (''меня знобит''). Непереходные глаголы не

сочетаются с прямым дополнением (''брат спит''), но могут и иметь другие типы

дополнений (''любуюсь закатом'', ''отступаю от правил''), называемых

косвенными (Ярцева В. Н., 104-105).

В другой плоскости лежит разделение глаголов на динамические и

статические. Динамические обозначают действия в прямом смысле слова

(''рублю'', ''бегу'') или же события и процессы, связанные с теми или иными

изменениями (''чашка разбилась'', ''снег тает''). Статические обозначают

состояния, зависящие от воли субъекта (''стою'') либо не зависящие от нее

(''мерзну''), отношения (''превосходит''), проявления качеств и свойств

(''трава зеленеет'') (Ярцева В. Н., 105).

Заключение

Вопрос о принципах установления частей речи до сих пор остается актуальным в

современной лингвистике. Сейчас в лингвистические исследования втягивается

все большее количество языков мира и, таким образом, критерии установления

классов слов (частей речи), основанные в основном на данных изучения языков

индоевропейской и тюркской семьи, оказываются совершенно неприемлемыми для

языков других семей.

Хотя признаки, характеризующие слова той или иной части речи, не совпадают в

разных языках, они обусловлены общим значением данного класса слов, т.е.

обусловлены некой общей категорией, под которую подводится лексической

значение слова.

В некоторых случаях главным формальным признаком определенной части речи

является та или иная сочетаемость соответствующих слов с другими.

Синтаксические функции частей речи обнаруживают при сравнении языков гораздо

большее сходство чем типы словообразования и формообразования. Все же ведущим

и определяющим моментом является общее грамматическое значение. Остальные

моменты так или иначе подчинены ему и должны рассматриваться как прямые или

косвенные его проявления специфичные для каждого языка.

Принцип общего грамматического значения и лежит в основе традиционной

классификации частей речи. Только этот принцип не проведен в ней

последовательно, не разграничены разные типы общих грамматических значений.

Задача состоит не в том, чтобы отбросить традиционную систему частей речи и

заменить ее какой-то совершенно новой классификацией, а в том, чтобы выявить

противопоставления, зафиксированные традиционной классификацией, отчистить

эту классификацию от непоследовательностей, отделить в ней существенное от

случайных черт, изменяющихся от языка к языку.

Таким образом, современное языкознание выдвигает на первый план описание

системы частей речи по таким принципам, которые, будучи едиными, охватывали

бы все известные структурные типы языков, сведя их описание к общим исходным

представлениям.

Таблица №1

Форменные слова

Бесформенные

слова

Форменные слова с синтаксическими и несинтаксическими формами

Форменные

слова с одними несинтаксичес-кими формами

1) Наречия

2) Деепричастия

3) Инфинитивы

ИменаГлаголы
Имена прилагательные

Имена существи-

тельные

Собст-

венно прила-

гатель-

ные

Причас-

тия

Схема №1

Курсовая: Части речи

Схема №2

Курсовая: Части речи

Список литературы:

1. Буслаев Ф. И. Историческая грамматика русского языка. М., Учпедгиз,

1959. 623 с. С. 287-289

2. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М.,

Высшая школа, 1986. 639с. С. 29-39

3. Кочергина В. А. Введение в языковедение. М., Изд. МГУ, 1970. 526 с. С.

87-93

4. Маслов М. Ю. Введение в языкознание. М., Высшая школа, 1997. 272с. С.

155-157.

5. Мещанинов И. И. Члены предложения и части речи. Л., Наука, 1978. 387

с. С. 17

6. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956. 511

с. С. 37-74

7. Потебня А. А. Из записок по русской грамматике. М., Учпедгиз, 1958.

536 с. С. 82

8. Стеблин-Каменский М. И. Спорное в языкознании. Л., Изд. ЛГУ, 1973. 141

с. С. 20-22

9. Супрун А. Е. Части речи в русском языке. М., Просвещение, 1971. 135с.

С. 19-50

10. Шахматов А. А. Из трудов А. А. Шахматова по современному русскому языку

(Учение о частях речи). М., Учпедгиз, 1952. 272 с. С. 29

11. Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М., Учпедгиз, 1957. 118

с. С. 65

12. Ярцева В. Н. Языкознание. М., Большая Российская энциклопедия, 1998. 685

с. С. 104-105, 175-176, 578-579

Страницы: 1, 2, 3