Значение института несостоятельности (банкротства)
адрес;
наименование (фамилия, имя, отчество) кредитора и его почтовый
адрес;
размер требований кредитора к должнику с указанием размера
подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов, пени);
обязательства должника пред кредитором, из которого возникло
требование, а также срок его исполнения;
доказательства обоснованности требований кредитора, в том числе
вступившие в законную силу решения суда, доказательства, подтверждающие
признание указанных требований должником, исполнительная надпись
нотариуса;
доказательства, подтверждающие основания заявления кредитора;
перечень прилагаемых к заявлению кредитора документов.
В заявлении кредитора указываются и иные сведения, необходимые для
правильного разрешения дела о банкротстве, а также могут содержаться
имеющиеся у кредитора ходатайства.
3. Кредитор обязан направить копию заявления кредитора должнику.”
Объединение требований кредиторов регламентируется ст. 36 того же
Закона:
“1. Заявление кредитора может быть основано на объединенной
задолженности по различным обязательствам.
2. Кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и
обратиться в суд с одним заявлением кредитора. Такое заявление
подписывается кредиторами, объединившими свои требования.”
Кроме того к заявлению прилагаются:
“документы, подтверждающие:
обязательства должника перед кредитором, а также наличие и размер
задолженности по указанным обязательствам;
иные обстоятельства, на которых основывается заявление кредитора.”
А также:
“ К заявлению кредитора, подписанному представителем кредитора,
прилагается также доверенность, подтверждающая полномочия подписавшего
указанное заявление лица на подачу такого заявления.”
При их наличии прилагаются:
“решение арбитражного суда, суда общей юрисдикции или третейского
суда, рассматривавших требования кредитора к должнику;
исполнительный документ (исполнительный лист, акцептированные
должником платежные требования, исполнительная надпись нотариуса и иное)
либо доказательства, подтверждающие признание должником требований
кредитора.”
Если кредитором является Российская Федерация, субъект Российской
Федерации, муниципальное образование, то согласно ст. 38 этого же Закона:
“1... заявление кредитора может быть подано в арбитражный суд
уполномоченным на то органом государственной власти или органом местного
самоуправления.
2. К заявлению кредитора прилагаются документы о наделении органа,
обращающегося в арбитражный суд, соответствующими полномочиями в
установленном законом порядке.
3. Заявление кредитора... подается в арбитражный суд с соблюдением
требований, предусмотренных настоящим федеральным законом в отношении
заявления кредитора, если иное не предусмотрено федеральным законом или не
вытекает из существа правоотношений.”
Порядок подачи заявления налоговым или иным уполномоченным органом
регламентируется ст. 39 Закона "О несостоятельности (банкротстве)":
“1. Заявление налогового или иного уполномоченного органа о
признании должника банкротом должно отвечать требованиям, предусмотренным
для заявления кредитора.
2. К заявлению... о признании должника - юридического лица
банкротом должны быть приложены доказательства принятия мер к получению
задолженности по обязательным платежам в установленном федеральном законом
порядке.”
Порядок подачи заявления прокурором регламентируется ст. 40 Закона
"О несостоятельности (банкротстве)":
“1. Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением
прокурора о признании должника банкротом:
когда им обнаружены признаки преднамеренного банкротства;
когда у должника имеется задолженность по обязательным платежам;
в интересах кредитора по денежным обязательствам - Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и
другими федеральными законами.
2. Заявление прокурора о признании должника банкротом подается в
арбитражный суд с соблюдением требований, предусмотренных настоящим
Федеральным законом в отношении заявления кредитора, если иное не
предусмотрено федеральным законом или не вытекает из существа
правоотношений.”
2. Процедуры банкротства.
. 2.1. Наблюдение.
Глава 4 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" регламентирует
такую процедуру банкротства как наблюдение, которое вводится согласно ст.
56 “с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника
банкротом”.
Ст. 57 определяет последствия вынесения арбитражным судом
определения о принятии заявления о признании должника банкротом:
“имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только
с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного
настоящим Федеральным законом;
по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам,
связанным со взысканием с должника денежных средств и иного имущества
должника. Кредитор вправе в этом случае предъявить свои требования к
должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
приостанавливается исполнение исполнительных документов по
имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных
документов, выданных на основании судебных решений о взыскании
задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским
договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и
здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента
принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом;
запрещается удовлетворение требований участника должника -
юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с
выходом из состава его участников”.
Ст. 58 определяет последствия введения наблюдения для руководителя
должника и иных органов управления должника:
“2. Органы управления могут совершать исключительно с согласия
временного управляющего сделки:
связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с
внесением указанного имущества в качестве вклада в уставной (складочный)
капитал хозяйственных обществ и товариществ или с распоряжением таким
имуществом иным образом;
связанные с распоряжением иным имуществом должника, балансовая
стоимость которого составляет более 10 процентов балансовой стоимости
активов должника;
связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей
поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а
также с учреждением доверительного управления имуществом должника;
3. Органы управления должника не вправе принимать решения:
о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении,
преобразовании) и ликвидации должника;
о создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах;
о создании филиалов и представительств;
о выплате дивидендов;
о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
о выходе из состава участников должника - юридического лица,
приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.
Решение об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях,
финансово - промышленных группах и иных объединениях юридических лиц может
быть принято органами управления должника с согласия временного
управляющего.
4. Арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от
должности в случае, если руководителем должника не принимаются меры по
обеспечению сохранности имущества должника, чинятся препятствия временному
управляющему при исполнении его обязанностей или допускаются иные
нарушения требований законодательства Российской Федерации. В этих случаях
исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на временного
управляющего."
Согласно ст. 59:
“ 1. Временный управляющий назначается арбитражным судом из числа
кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии указанных
предложений из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве
арбитражных управляющих. При отсутствии указанных лиц кандидатура
временного управляющего предлагается государственным органом по делам о
банкротстве и финансовому оздоровлению по запросу арбитражного суда в
недельный срок с момента получения указанного запроса.
2. Временный управляющий действует с момента его назначения
арбитражным судом и до введения внешнего управления и назначения внешнего
управляющего, или до принятия арбитражным судом решения о признании
должника банкротом и об открытии конкурсного производства и назначении
конкурсного управляющего, или до утверждения арбитражным судом мирового
соглашения, или до принятия арбитражным судом решения об отказе в
признании должника банкротом.
Согласно ст. 60 временный управляющий вправе:
“предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о
признании недействительными сделок, а также о применении последствий
недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником
с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом;
обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии
дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том
числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не
предусмотренные п. 2 ст. 58 (см. выше), о передаче ценных бумаг,
валютных ценностей и иного имущества на хранение третьим лицам, а также об
отмене таких мер;
обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении
руководителя должника от должности;
получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности
должника;”.
Ст. 62 определяет обязанности временного управляющего:
“принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
проводить анализ финансового состояния должника;
определять наличие признаков фиктивного банкротства и
преднамеренного банкротства;
устанавливать кредиторов должника и определять размеры их
требований, уведомлять кредиторов о возбуждении дела о банкротстве;
созывать первое собрание кредиторов.
По окончании наблюдения временный управляющий представляет в
арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом
состоянии должника и предложения о возможности или невозможности
восстановления платежеспособности должника.”
Согласно ст. 67 наблюдение оканчивается принятием решения
арбитражным судом об открытии конкурсного производства, или вынесением
определения о введении внешнего управления, или утверждением мирового
соглашения в зависимости от решения собрания кредиторов и обстоятельств,
вскрывшихся при наблюдении.
. 2.2. Внешнее управление.
Порядок действия внешнего управления определяется главой 5 Закона
"О несостоятельности (банкротстве)".
Ст. 68 определяет порядок введения внешнего управления:
“1. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании
решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных
настоящим Федеральным законом.
2. Определение арбитражного суда о введении внешнего управления
подлежит немедленному исполнению.
3. Определение арбитражного суда о введении внешнего управления
может быть обжаловано.
4. Внешнее управление вводится на срок не более 12 месяцев, который
может быть продлен не более чем на 6 месяцев, если иное не предусмотрено
настоящим Федеральным законом.”
Последствия введения внешнего управления определяются ст. 69:
“руководитель должника отстраняется от должности, управление делами
должника возлагается на внешнего управляющего;
прекращаются полномочия органов управления должника и собственника
имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя
должника и иных органов управления должника переходят к внешнему
управляющему, за исключением полномочий, переходящих в соответствии с
настоящим Федеральным законом к другим лицам (органам) органы управления
должника в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего
обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации юридического
лица, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему
управляющему;
снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
аресты имущества должника и иные ограничения должника по
распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены
исключительно в рамках процесса о банкротстве;
вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по
денежным обязательствам и обязательным платежам должника, за исключением
случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По окончании внешнего управления неустойки (штрафы, пеня), а также
суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по
денежным обязательствам и обязательным платежам, могут быть предъявлены к
уплате в размерах, существовавших на момент введения внешнего управления.”
Кандидатуру внешнего управляющего утверждает согласно ст. 71
собрание кредиторов, принявшее решение о введении внешнего управления,
или утверждает арбитражный суд. Назначение и освобождение внешнего
управляющего, согласно ст. 72 - 73, происходит по определению арбитражного
суда и может быть обжаловано.
Согласно ст. 74:
“ 1. Внешний управляющий вправе:
самостоятельно распоряжаться имуществом должника с ограничениями,
предусмотренными настоящим Федеральным законом;
заключать от имени должника мировое соглашение;
заявлять отказ от исполнения договоров должника;
2. Внешний управляющий обязан:
принять в ведение имущество должника и провести его инвентаризацию;
открыть специальный счет для проведения внешнего управления и
расчетов с кредиторами;
разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план
внешнего управления;
вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;
заявлять в установленном порядке возражения по предъявленным к
должнику требованиям кредиторов;
принимать меры по взысканию задолженности перед должником;
рассматривать требования кредиторов;
вести реестр требований кредиторов;
представить собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана
внешнего управления;
осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным
законом.”
Согласно ст. 85 могут быть приняты следующие меры по восстановлению
платежеспособности должника:
“перепрофилирование производства;
закрытие нерентабельных производств;
ликвидация дебиторской задолженности;
продажа части имущества должника;
уступка прав требования должника;
исполнение обязательств должника собственником имущества должника -
унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);
продажа предприятия (бизнеса) должника;
иные способы”.
По окончании срока внешнего управления или при наличии оснований
Страницы: 1, 2, 3
|