Природные источники углеводородов
(отношение светлых нефтепродуктов к объему переработки нефти) составляет
около 62- 63%. Для сравнения, глубина переработки на НПЗ промышленно
развитых стран составляет 75-80% (в США — около 90%) С начала 90-х годов в
условиях относительно стабильного спроса на светлые нефтепродукты
наблюдалось понижение уровня загрузки по большинству процессов. Дальнейшее
падение этого показателя и, как следствие, глубина переработки, достигшей
минимума в 1994 г. (61.3%), вызвана снижением потребления моторного топлива
в условиях углубляющегося спада промышленного производства по России в
целом. На отечественных заводах недостаточно развиты процессы гидроочистки
дистиллятов, отсутствует гидроочистка нефтяных остатков. НПЗ являются
крупными источниками загрязнения окружающей среды: суммарные выбросы
вредных веществ (диоксида серы, окиси углерода, окислов азота, сероводорода
и др.) в 1990 г. составили 4.5 кг на тонну переработанной нефти.
Сравнивая мощности углубляющих и облагораживающих процессов на
предприятиях Российской Федерации с аналогичными данными по зарубежным
странам, можно отметить, что удельный вес мощностей каталитического
крекинга в 3 раза меньше, чем в ФРГ, в 6 раз меньше, чем в Англии, и в
8 раз ниже по сравнению с США. До сих пор практически не используется один
из прогрессивных процессов — гидрокрекинг вакуумного газойля. Такая
структура все меньше соответствует потребностям национального рынка,
поскольку приводит, как уже отмечалось, к избыточному производству мазута
при дефиците высококачественных моторных топлив.
Упомянутый выше спад производительности головного и вторичных
процессов лишь отчасти является следствием снижения поставок нефти на
нефтеперерабатывающие предприятия и платежеспособного спроса потребителей,
а также большой изношенности технологического оборудования. Из более
600 основных технологических установок отечественных НПЗ только 5.2% (в
1991 г.— 8.9%) имеют срок эксплуатации менее 10 лет. Подавляющее же
большинство (67.8%) введено в строй более 25 лет назад и требует замены.
Состояние установок первичной перегонки в Российской Федерации в целом
наиболее неудовлетворительное.
Прямым следствием неудовлетворительного состояния основных фондов
нефтеперерабатывающей промышленности является высокая себестоимость и
низкое качество товарных нефтепродуктов. Так, не подвергающийся гидрообессе-
риванию мазут имеет низкий спрос на мировом рынке и используется лишь в
качестве сырья для производства светлых нефтепродуктов.
Ужесточение в 80-х годах в большинстве промышленно развитых стран
правительственного контроля за состоянием окружающей среды привело к
значительному изменению технико-технологической структуры зарубежных НПЗ.
Новые стандарты качества моторных топлив (так называемых
"реформулированных" моторных топлив) предусматривают:
. для бензинов — значительное снижение содержания ароматических (бензола
до 1%) и олефиновых углеводородов, сернистых соединений, показателя
летучести, обязательное добавление кислородсодержащих соединений (до
20%);
. для дизельных топлив — снижение содержания ароматических углеводородов
до 20-10% и сернистых соединений до 0,1-0,02%.
В 1992 г. доля неэтилированных бензинов в общем производстве бензинов
в США превысила 90%, в Германии — 70%. Япония производила только
неэтилированные бензины.
На отечественных НПЗ продолжается производство этилированного бензина.
Доля неэтилированных бензинов в общем объеме производства авто бензинов в
1991 г. составила 27.8%. Удельный вес их производства практически не
увеличивался в течение последних лет и составил в настоящее время около
45%. Основная причина заключается в отсутствии финансовых средств на
модернизацию и строительство установок, производящих высокооктановые
компоненты, а также мощностей по производству катализаторов. На
предприятиях России в основном вырабатывали автобензин А-76, не отвечающий
современным требованиям развития двигателестроения. Несколько лучше
состояние производства дизельного топлива как экспортно-способного
продукта. Доля малосернистого топлива с содержанием серы до 0.2% в 1991 г.
составила 63.8%, в 1995г. - до 76%.
В 1990-1994 гг. быстрыми темпами сокращались производство и
ассортимент смазочных масел. Если в 1991 г. общий объем производства масел
составил 4684.7 тыс. т, то в 1994 г. — 2127.6 тыс. т. Наибольшее сокращение
производства масел имело место на грозненских (в настоящее время
производство закрыто), Ярославском, Новокуйбышевском, Орском, Пермском и
Омском НПЗ.
Особая роль в развитии нефтегазового комплекса принадлежит системе
нефтепродуктообеспечения. Значимость трубопроводного транспорта для
функционирования нефтяного комплекса определена Указом Президента РФ от
7 октября 1992 г., в соответствии с которым государство сохранило за собой
контроль над акционерной компанией "Транснефть". На территории Российской
Федерации эксплуатируются 49.6 тыс. км магистральных нефтепроводов,
13264 тыс. куб. м резервуарных емкостей, 404 нефтеперекачивающие станции. В
настоящее время острой проблемой является поддержание действующей системы
магистральных нефтепроводов в работоспособном состоянии.
Нефтепроводная система формировалась в основном в 1960-1970 гг. в
соответствии с ростом объемов добычи нефти. Сроки эксплуатации их довольно
значительны — 45% нефтепроводов имеют возраст до 20 лет, 29%—от 20 до
30 лет. Свыше 30 лет эксплуатируется 25.3% нефтепроводов. Дальнейшая их
эксплуатация в условиях повышенного износа требует значительных усилий по
поддержанию их в работоспособном состоянии. Ввиду резкого сокращения спроса
на российском рынке и рынках стран СНГ потребности в транспортировке нефти
и нефтепродуктов в пределах территории России и ближнего зарубежья за
период 1991-1994 гг. резко снизились, вследствие чего загрузка отдельных
трубопроводов уменьшилась в 1.12-2.8 раза. В результате значительная часть
нефтепроводов, в том числе нефтепровод "Дружба", работают не в полном
режиме, что вызывает повышенную коррозию внутренней поверхности,
снижение К. ПД и надежной работы насосных агрегатов. В то же время заметно
увеличилась нагрузка (на 15-28%) на транспортные артерии, по которым
осуществляются поставки нефти и нефтепродуктов в дальнее зарубежье.
Сокращение платежеспособного спроса потребителей также приводит к
затовариванию нефтью всей системы магистральных нефтепроводов и
резервуаров, что ставит под угрозу ее управляемость. По оценкам
специалистов, при накоплении в системе более 5.8 млн т нефти, как это было
в первой половине 1994 г., рациональное регулирование потоков становится
невозможным.
Одним из основных лимитирующих факторов, негативно влияющих на
развитие экспорта российской нефти морским транспортом, является пропускная
способность экспортных трубопроводов и явно недостаточная мощность морских
нефтяных терминалов. Оставшиеся у России после распада СССР четыре порта с
терминалами — Новороссийск, Туапсе, Находка и Владивосток способны
отгрузить не более 40 млн т нефти в год. Еще около 20 млн т российской
нефти экспортируется через украинский порт Одесса и латвийский Венте-пиле.
Другой проблемой является транспортировка высоко-сернистой нефти. В
бывшем СССР эта нефть перерабатывалась в основном на Кременчугском НПЗ.
Сдерживает развитие нефтяного рынка отсутствие до настоящего времени
единой системы взаимных расчетов за изменение качества нефти в процессе
транспортировки. Это связано с тем, что основные нефтепроводы имели большие
диаметры и предназначались для транспортировки значительных объемов нефти
на дальние расстояния, что заведомо предопределяло перекачки нефтей в
смеси. По некоторым оценкам, ежегодные, только по ОАО "ЛУКОИЛ", потери от
ухудшения потребительских свойств нефти и неэквивалентного
перераспределения стоимости нефти между производителями достигают минимум
60-80 млрд руб.
К началу 90-х годов система нефтепродуктообеспечения (НПрО) включала в
себя 1224 нефтебазы, 496 филиалов нефтебаз, 9893 стационарных и передвижных
автозаправочных станций, систему резервуаров суммарной емкостью порядка
28 миллионов кубометров. Потребительский товарооборот отрасли составлял
около 320 млн т нефтепродуктов. Система нефтепродуктообеспечения входила в
Госкомнеф-тепродукт и состояла из 52 территориальных управлений. Из общего
количества нефтебаз 5.7% составляли перевалочные, 76.4% — железнодорожные,
14.2% — водные и 3.9% — глубинные распределительные нефтебазы. К числу
наиболее крупных нефтебаз системы НПрО относятся Астраханская нефтебаза,
Архангельская, Туапсинская, Находкинская, Волгоградская, Узбекская,
Махачкалинская, Усть-Кутская, Ярославская. Суммарная емкость резервуарного
парка каждой из этих нефтебаз превышает 100000 кубометров.
Этот же период характеризовался интенсивным ростом трубопроводного
транспорта нефтепродуктов, протяженность которого в однониточном исчислении
к началу девяностых годов составляла 15472.9 км магистральных
трубопроводов, и с отводами от них к нефтебазам обшей протяженностью
5051.9 км. Крупнейшими инженерными сооружениями системы НПрО являются
магистральные трубопроводные коммуникации Юго-Западного и Уральского
направлений, суммарный объем перекачки по которым составлял более 80%
объема перекачки по трубопроводам.
НПрО страны включает в себя и нефтепродуктообеспечи-вающие структуры
целого ряда отраслей, к числу которых относятся прежде всего транспортные
системы: железнодорожного и автомобильного транспорта, сельского хозяйства.
К концу 80-х годов предприятия авиации обеспечивались нефтепродуктами
специальным структурным подразделением — службами ГСМ (горюче смазочных
материалов). Служба между федеральными и региональными органами
исполнительной власти в части развития конкурентоспособности предприятий и
организаций ТЭК.
Основными объектами нефтепродуктораспределения на автомобильном
транспорте являются АЗС (стационарные и передвижные) и раздаточные
комплексы маслохозяйства автотранспортных предприятий.
Начиная с 1990 г. быстрыми темпами происходит трансформация системы
НПрО. В этот период единая система Госкомнефтепродукта РСФСР была
реорганизована сначала в концерн "Роснефтепродукт", структурные элементы
которого, в свою очередь, преобразованы в подразделения государственного
предприятия "Роснефть" (Главнефтепродукт), акционерных компаний "ЛУКОЙЛ",
"ЮКОС", "Сургутнефтегаз", "СИДАНКО", "Транснефть" и "Транснефтепродукт"
(всего 77 нефтесбытовых предприятий). Главнефтепродукт интегрирует
деятельность остатков структуры концерна "Рос-нефтепродукт", из которой
исключены все магистральные нефтепродуктопроводы, количество нефтебаз
снижено до 864, а емкость резервуарного парка — на величину около 4.25 млн
куб. м. Таким образом, роль централизованного снабжения нефтепродуктами
неуклонно снижалась. В 1994 г. по сравнению с 1993 г. объемы поставок
автомобильного бензина через централизованную систему сократились с 75 до
66%, дизельного топлива с 60 до 45%, мазута с 40 до 14%.
Складывающаяся система НПрО практически в полном объеме удовлетворяет
платежеспособный спрос. Периодически возникающие сбои в поставках отдельных
видов топлива вызваны такими причинами, как стремлением местных властей
сдерживать рост цен, не считаясь с реальным положением на рынке
нефтепродуктов, повышением заводских цен и др.
Все большее влияние на формирование рынка нефтепродуктов оказывают
транспортные издержки. Повышение железнодорожных тарифов на перевозку
наливных грузов по железной дороге на расстояние свыше 3 тыс. км сделало
нерентабельной транспортировку нефтепродуктов даже при самых выгодных
условиях их приобретения на НПЗ.
Управление нефтяной и газовой промышленностью в СССР осуществлялось
через систему группы министерств — Министерства геологии СССР, Министерства
нефтяной промышленности, Министерства газовой промышленности, Министерства
нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, а также
Главного управления по транспорту, хранению и распределению нефти и
нефтепродуктов
при Совете Министров РСФСР (Главнефтеснаб РСФСР) и Главнефтеснабов
союзных республик. Большую роль в обеспечении развития отраслей играло
Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности.
Руководство нефтедобывающей промышленностью осуществляло общесоюзное
Министерство нефтяной промышленности. Оно объединяло геологоразведочные,
буровые, нефтегазодобывающие предприятия, предприятия по переработке
попутного газа, организации по транспорту нефти по магистральным
нефтепроводам, научно-исследовательские и проектные институты и располагало
механоремонтны-ми заводами, транспортными предприятиями и другими подсобно-
вспомогательными предприятиями и организациями.
В ведении Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической
промышленности СССР (Миннефтехимпром СССР) находились предприятия по
переработке нефти и производству нефтепродуктов, продуктов основного
органического синтеза (синтетические спирты, фенол, ацетон, моющие средства
и др.), синтетического каучука, предприятия технического углерода и
резиноасбестовых изделий, научно-исследовательские и проектные институты и
вспомогательные предприятия и организации.
Министерство газовой промышленности (Мингазпром, с 1989 г.
государственный концерн "Газпром") объединяло предприятия по добыче газа и
газового конденсата, переработке газа, поискам газовых месторождений,
бурению газовых скважин, по производству газовой аппаратуры, научно-
исследовательские и проектные институты, вспомогательные предприятия и
организации.
Главнефтеснаб РСФСР и Главнефтеснабы союзных республик осуществляли
планирование, оперативное руководство и развитие объектов системы
нефтеснабжения (снабжение нефтепродуктами, экспортные поставки и т.п.).
Нефтяная и газовая промышленность сосредоточены в ряде экономических
районов страны. Важнейшие предприятия этих отраслей действуют в Западной
Сибири, Урало-По-волжье, на Северном Кавказе и Тимано-Печоре, а также в тех
республиках бывшего союзного государства, которые в настоящее время стали
суверенными — Украине, Закавказье, Казахстане и Средней Азии. Руководство
предприятиями нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и
газовой промышленности в этих районах осуществлялось преимущественно
производственно-территориальными объединениями.
Основными звеньями в нефтяной и газовой промышленности являлись
геологопоисковая контора, нефтегазодо-бывающее управление, управление
буровых работ, нефтеперерабатывающий завод и т.п.
Огромное значение для реализации хозяйственной самостоятельности
предприятий имел Закон СССР о государственном предприятии (объединении),
который был введен в действие с 1 января 1988 г., по которому они
становились во многом самостоятельными и ответственными субъектами
экономики.
В конце 80-х годов возникла ситуация, когда односторонняя зависимость
отрасли от предприятий машиностроительного комплекса усиливалась, и решать
проблемы технического перевооружения и материально-технического снабжения
нефтяной промышленности без развития собственной базы машиностроения стало
невозможно. В 1999 г. нефтегазовой отрасли были переданы
1 1 машиностроительных заводов Минтяжмаша СССР. На базе
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|