бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Полимер бесплатно рефераты

Наряду с присяжными поверенными в коллегиях при судах, в процессе (по

разрешению суда и по доверенности одной из сторон) могли участвовать

частные поверенные. Руководящим органом коллегии адвокатов стал Совет

присяжных поверенных. Учреждение адвокатуры было серьезной уступкой царизма

общественному Движению. Правительство вплоть до отмены крепостного права

отрицательно относилось к учреждению в России адвокатуры по западному

образцу. Институт присяжных поверенных создавался в качество особой

корпорации, состоящей при судебных палатах, но не входящих в состав суда и

пользующейся самоуправлением под контролем судебной власти. Закон четко

регламентировал условия, которые предъявлялись к присяжным поверенным Они

фактически совпадали с требованиями, которые предъявлялись к судьям. Статьи

367-378 определяли правовую природу Света присяжных поверенных. Этот орган

совмещал обязанности административного и судебного характера. Действуя под

контролем судебной палаты, Совет осуществлял наблюдение за точным

исполнением присяжными поверенными своих обязанностей, исполнением ими

законов, "установленных правил и всего прочего... сообразно с пользой их

доверителей".

Закон определял сферу юрисдикции мировых судов следующим образом: им были

подсудны "дела о менее важных преступлениях и проститутках", для которых

предусматривались такие санкции, как кратковременный арест (до 3-х

месяцев), заключение в работный дом на срок до 1 годи, денежные взыскания

на сумму свыше 300 рублей. В сфере гражданско-правовой па мировых судей

возлагалось рассмотрение дел по личным обязательствам и договорам (на сумму

до 300 рублей), дел, связанных с вознаграждением на сумму не свыше 500

рублей, исков за оскорбление и обиду, дел по установлению права на

владение.

Окружные суды учреждались на несколько уездов и состояли из председателя

и членов. Новым институтом, введенным реформой на уровне первого звена

общей судебной системы (окружных судов), были присяжные заседатми. На суд

присяжных предлагались дела "о преступлениях и проступках, влекущих за

собой маказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех

или некоторых особенных прав и преимуществ".

В ходе разработки этого института возникла дилемма: какой системы

придерживаться — английской или континентальной? В первом случае присяжные

в своем вердикте должны были отвечать на вопрос: "Совершил ли подсудимый

данное преступление?", во втором -"Виновен ли подсудимый?" Российская

практика пошла по второму пути.

Председатель суда вручал присяжным письменные вопросы о факте

преступления и о вине подсудимого, которые оглашались в суде. Вопросы

разрешались присяжными лишь в случае, если суд единогласно признает, что

"решением присяжных, осужден невинный". В этом случае он выносил

постановление о передаче дела на рассмотрение нового состава присяжных,

решение которых было окончательным. При окружных судах учреждался институт

следователей, осуществлявших предварительное расследование преступлений под

надзором прокуратуры на закрепленных за ними участках.

Коронные судьи назначались царем по представлению министра юстиции.

Кандидаты на должность должны были соответствовать определенному цензу:

иметь высшее юридическое образование, стаж работы в правоохранительных

органах (не менее 3-х лет). Во главе окружного суда стол председатель, во

главе отделений - товарищи председателя.

На судебные полата возлагались дела по жалобам и протестам на приговоры

окружного суда, а также дела о должностных и государственных преступлениях.

Дела рассматривались при участии "сословных представителей", в состав

которых входили губернский и уездный предводители дворянства, городской

голова губернского города и волостной старшина.

Кассационные департаменты Сената рассматривали жалобы и протесты на

нарушение "прямого смысла законов", просьбы о пересмотре по вновь

открывшимся обстоятельствам приговоров, вошедших в законную силу, и дела о

служебных преступлениях (в особом порядке судопроизводства). В 1872 году

было учреждено также Особое присутствие Сената, рассматривавшее

политические дала особой важности.

Судебные палаты выступали в качестве апелляционной инстанции по делам

окружных судов, рассмотренных без участия присяжных заседателей, и могли

заново, в полном объеме и по существу, рассматривать уже решенное дело.

Департаменты Сената были кассационными органами для всех местных и общих

судов России и могли рассматривать любое дело, решенное в низших инстанциях

с нарушением установленного порядка. В целом становление новых судов

встретилось со значительными трудностями. Новые принципы их деятельности:

гласность, состязательность, несменяемость судей, их независимость от

административных властей - не могли не вызвать подозрительности и

противодействия со стороны государственной бюрократии. Первоначально в

апреле 1866 г. были созданы только два судебных округа (Петербургский и

Московский), а в остальных районах новые суды создавались в течение долгого

времени, постепенно и по частям.

Институт присяжных заседателей был наиболее радикальным нововведением

реформы. Вердикт присяжных, выносившийся ими в суде на основании

собственного суждения, не вписывался в старую систему розыскного

судопроизводства. В общие списки присяжных заседателей включались: почетные

мировые судьи, государственные служащие, выборные должностные лица,

землевладельцы, обладающие определенным имущественным цензом. От

крестьянского сословия в списки включались волостные старшины, сельские

старосты, волостные и сельские судьи. Закон запрещал включать в списки

присяжных заседателей, "прислугу и наемных рабочих".

Судебная реформа имела огромное значение уже потому, что обеспечивая

существенную степень защиты подданных Российской империи в гражданских и, и

меньшей стопчи, 72 уголовных делах она способствовала самому процессу

выработки понятий прав человека как гражданина России. Хотя следует

отметить и тот факт, что успех реформы был обеспечен не голько банкротством

старой системы, но и смутным представлением значения новой. Подтверждением

этого может служить мнение А.А.Головина. в записях которого можно найти

следующее: "Император, подписывая реформы, не в полной мере предвидит, к

каким последствиям они могут привести, иными словами он не понимал что же

он подписывает".

Невысокий уровень подготовки юридических кадров определял степень

правового сознания государственных чиновников, готовивших проект реформы,

что придавало им веру и благотворное влияние законности и права на все

общество. И все же в итоге возникло совершенно новое для русского

самодержавия отношение к закону и зародился новый тип политической культуры

внутри чиновничества. Идея права и законности вела к ограничению иласти

монарха, означала признание за подданными объективных личных и гражданских

прав. Законность противопоставлялась понятию "произвол", отражавшему

традиционную психологию и практику русского самодержавия и старой

бюрократии. Логическим последствием реформы являлось правительство,

ограниченное законом.[3]

Военная реформа 1874 г.

Одной из важнейших была военная реформа. Поражение в Крымской войне

явилось тяжелым уроком. Война показала, что регулярная армия, основанная на

рекрутских наборах, не может противостоять буржуазным армиям европейских

государств. Цель преобразования старой крепостнической армии состояла в

приближении ее к армии буржуазного типа обладающей обученным личным

запасом, снабженной современным оружием и хорошо подготовленными

офицерскими кадрами.

Реформа проводилась в течение нескольких лет. Россия была разделена на

15 военных округов; был выработан новый устав строевой службы. Создание

военных гимназий, училищ, академий позволило улучшить военную подготовку

офицеров. Было ускорено перевооружение армии новыми техническими средствами

— винтовками, артиллерией; был создан паровой военный флот и т. д. Однако

эти улучшения не устранили главную причину слабости русской армии — ее

феодально-сословную структуру.

В связи с этим в 1874 г. правительство приняло закон о всесословной

воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Это позволяло сократить

численность армии в мирное время и давало возможность резко повысить ее

численность в военное время, призвав запасников. Освобождались от

действительной службы по семейному положению (единственный сын) или по

жребию (некоторых зачисляли сразу в ополчение). Срок службы вместо 25 лет,

как было раньше, сокращался до 6 лет действительной и 9 лет запаса, на

флоте — до 7 лет действительной и 3 лет запаса. Для лиц с высшим

образованием срок службы сокращался до 6 месяцев.

При всей своей прогрессивности реформа проводилась непоследовательно.

Некоторые группы населения были избавлены от воинской повинности

(священники, жители Средней Азии, Крайнего Севера, Казахстана и т. д.).

Офицерский состав, как и прежде, формировался из дворян. В армии царили

рукоприкладство, муштра и произвол. Существовало большое различие в

положении офицеров из дворян и солдат из крестьян. «В сущности, не было и

нет всеобщей воинской повинности, потому что привилегии знатного

происхождения и богатства создают массу исключений».

В целом военная реформа способствовала усилению русской армии. Однако

дух возмутительного бесправия и полной беззащитности солдат оставался.

Задавленная муштрой, жесточайшей дисциплиной, армия оставалась опорой

царизма.[4]

Политический кризис конца 70-х — начала 80-х годов.

Последствия русско-турецкой войны, неурожаи и голод 1879—1880 п

промышленный спад создали на рубеже 70—80-х годов острую кризисную

ситуацию. Вновь усилилось крестьянское движение происходили волнения

студентов в Москве, Петербурге и Харькове земско-либеральные деятели

выступили за введение конституции В этой обстановке революционеры совершили

серию террорист ческих актов. Обстановка в стране накалилась.

Правительство ответило репрессиями. С августа 1878 г. дела о

политических преступлениях были переданы из гражданских судов в военные. В

том же году был создан аппарат полицейских урядни ков для борьбы с

крестьянским движением, организована сыскная полиция для преследования

революционеров. Обыски, аресты стали обычным явлением. В апреле 1879 г.

(после покушения А. К. Соловьева на Александра II) в Петербурге, Харькове и

Одессе были учреждены временные генерал-губернаторства наряду с уже

существовавшими постоянными генерал-губернаторствами (в Москве Киеве и

Варшаве). Все генерал-губернаторы получили чрезвычайные полномочия

(предавать военному суду, подвергать административной высылке,

арестовывать, закрывать издания и т. д.). После взрыва в Зимнем дворце 5

февраля 1880 г., организованного С. Халтуриным, правительство попыталось

найти спасение в диктатуре.

12 февраля 1880 г. была создана Верховная распорядительней комиссия по

охране государственного порядка и общественного спо- койствия. Главным

чиновником комиссии был назначен один из самых хитроумных и ловких

сановников, бывший харьковский генерал-губернатор граф Михаил Тариелович

Лорис-Меликов. ОН был наделен исключительными полномочиями и начал

осушествлять политику «лисьего хвоста» и «волчьей пасти», как писал

народник Н.К. Михайловский. Наряду с карательными мерами Лорис-Меликов

начал диалог с земствами, пообещав расширить их права ослабил цензуру, с

поста министра просвещения был смещен Д.А.Толстой.

Заняв после ликвидации Верховной распорядительной комиссии (август 1880

г.) посты министра внутренних дел и шефа корпуса жандармов, Лорис-Меликов

стремился завершить проведение реформ и тем самым преодолеть кризис. Для

стабилизации положения были отправлены на места сенатские ревизии,

расследовавшие факты злоупотреблений, расширены права печати, ликвидировано

III отделение. В январе 1881 г. Лорис-Меликов представил Александру II

проект реформ, с помощью которых диктатор предполагал вывести правительство

из кризиса. Он предложил создать административно-хозяйственную и финансовую

комиссии, включавшие чиновников и «благонадежных» общественных деятелей,

для подготовки реформы местного управления и пересмотра условий выкупа

крестьянских земель. Затем проекты должны были вноситься на рассмотрение

общей комиссии с участием земско-городских выборных. 7 марта 1881 г. этот

план, названный «конституцией Лорис-Меликова», был одобрен императором.

Однако в тот же день Александр II был убит в результате террористического

акта.[5]

Социально-экономическое развитие России в пореформенный период.

Российская империя выделялась среди других европейских государств как

площадью (18 млн. кв. верст), так и быстро растущим населением: в 1860

г.—73 млн. человек, в 1881—100 млн. человек. Почти 90% населения проживало

в европейской части России (22% территории страны). Основная масса была

занята в сельском хозяйстве, но доля городского населения постоянно росла.

За 20 лет, прошедших после реформы, произошли значительные изменения в

социальной структуре российского общества.

Резко сократилось число дворян, владеющих землей. В конце 70-х годов их

насчитывалось немногим более половины от всего Дворянского сословия. Но

дворяне составляли основную массу чиновников, занимали высокие

государственные посты. В 1863 г. чиновникам было разрешено

совмещать государственную службу с предпринимательской деятельностью.

Крестьянство, составлявшее основную массу населения страны, переживало

процесс дифференциации. Происходило «раскрестья-нивание» — отток в города

на заработки разоряющихся крестьян. Имеете с тем до 20% возрос удельный

вес зажиточного крестьянства.

После 1861 г. увеличились темпы роста торгово-промышленной буржуазии, в

основном за счет разбогатевшего крестьянства и едкого предпринимательства,

а также городского мещанства. Принадлежность к дворянскому сословию,

поместья и титулы по-прежнему сохраняли привлекательность для

разбогатевших крестьян и купцов. Выдающиеся деловые качества, участие в

благотворительности открывали им доступ в дворянство.

В 70—80-е годы появляются новые организации промышленников. Наряду с

возникшими до реформы биржевыми комитетами, комитетами торговли и

мануфактур создаются представительные организации отраслевого типа: Совет

съезда горнопромышленников юга России (1871), Совет съезда

горнопромышленников Уральской горной области (1880).

Отмена крепостного права привела к быстрому росту наемных рабочих. Эта

социальная группа была неоднородной. Большинство из них составляли

сельскохозяйственные, строительные, лесные рабочие, рабочие мелких

кустарных промыслов и чернорабочие. В крупной промышленности и на

железнодорожном транспорте численность лиц наемного труда возросла с 706

тыс. в 1861 г. до 950 тыс. человек в 1879 г.

Сельское хозяйство.

В результате реформы размеры крестьянских наделов в большинстве

губерний уменьшились (в среднем на 20%) и составили от 2—3 до 40—50 десятин

на двор. Право собственности на землю получила крестьянская община,

распределявшая и перераспределявшая наделы между дворами. Различия в

размерах наделов возникали из-за разницы в общинах (казаки имели в среднем

более 50 десятин на двор, а бывшие помещичьи крестьяне — около 7 десятин).

Продажа наделов запрещалась.

После реформы помещики, не имевшие средств для обработки земли, начали

распродавать ее. Основными покупателями земли стали зажиточные крестьяне. В

1862—1882 гг. они приобрели 6 млн. десятин частных земель. Широко

применялась сдача крестьянам земли за отработки. Только за 1861—1877 гг.

помещичье землевладение уменьшилось с 87 до 73 млн. десятин.

Зажиточные крестьяне также нанимали работников, применяли технику,

улучшали качество продукции.

В целом развитие сельского хозяйства сопровождалось увеличением сборов

зерновых и технических культур, ростом посевных площадей. Запашка земли с

1860 по 1881 г. возросла на 14% и достигла 94 млн. десятин. Накануне

реформы товарного хлеба было не более 5% от чистого сбора, в конце 70-х

годов — уже II—13% Возросло поголовье скота.

Крестьянская реформа стимулировала и развитие промышленности. Подъем

сельского хозяйства высвободил рабочие руки и созал спрос на промышленную

продукцию.

Промышленность финансировалась как частными лицами (торговые прибыли,

выкупные платежи, доходы от аренды земли так и государством (ссуды,

заказы). Для кредитования создавались акционерные банки (39—в 1873 г.),

общества взаимного кредита" городские (общественные) банки (232). Общая

сумма вкладов Го-сударственного и акционерных банков за 15 лет увеличилась

почти в 4 раза и достигла в 1879-г. 1 млрд. руб. С 1860 по 1880 г. в 10 раз

(с 9,7 до 97 млн. руб.) увеличился приток капитала в российские акционерные

общества. Иностранные капиталовложения — из Англии, Франции, Германии,

Бельгии в основном делались в тяжелую промышленность.

Продолжался подъем в хлопчатобумажной промышленности. Стремительными

темпами росли добывающая и тяжелая промышленность. Появлялось все больше

крупных предприятий. Добыча угля в 1861—1881 гг. увеличилась в 9 раз (до

213 млн. пудов), нефти — в 200 раз (до 40, 4 млн. пудов), выплавка стали —

почти в 2 раза, чугуна — в 1,5 раза. Быстро росла добыча угля в Донбассе,

нефти — в Баку, железной руды — в Кривом Роге. Донецкий уголь и

криворожская руда стали базой развития металлургического производства на

юге России.

Шел процесс концентрации производства, увеличение количества

производств с большим числом рабочих. В 1879 г. в России было уже 81

крупное предприятие (свыше 1000 рабочих), или вдвое больше, чем в 1866 г.

В 60—70-е годы началось развитие машиностроительной промышленности,

центрами которой стали Москва и Петербург. В Центральном районе и в южных

губерниях продолжало развиваться сельскохозяйственное машиностроение.

Продукция машиностроения возросла в 3 раза.

Во второй половине XIX в. в промышленном производстве России

чередовались периоды спада и подъема. Спад производства был отмечен в

начале 60-х и в 1873—1875 гг.

Транспорт.

Особое значение для экономики страны имело строительство железных

дорог, в котором в 60—80-х годах преобладало частное строительство. Они

связали отдаленные регионы, повысили спрос на продукцию угольной,

металлургической, машиностроительной промышленности. С 1861 по 1881 г.

протяженность железных дорог России выросла с 1,6 до 23,1 тыс. км. Железные

Дороги связали Москву с Курском, Воронежем, Нижним Новгородом, Ярославлем и

др. Началось строительство дорог на Урале (Пермь — Екатеринбург). Новые

линии связывали сельскохозяйственные и промышленные районы между собой и с

портами (Одессой, Ригой). Количество пароходов за 1860—1881 гг. увеличилось

в 3 раза и достигло 1200. Основная их часть была сосредоточена в Волжском

бассейне.

Улучшение транспортной системы способствовало развитию торговли. В

товарные отношения активно включились окраины. Чостепенно падало значение

ярмарок, набирали силу товарные биржи. Росла хлебная торговля внутри

страны. В 1876—1880 гг. железнодорожные перевозки хлеба составляли в

среднем ежегодн 120,5 млн.пудов.

Развивался и внешний рынок. Хлеб становился главной статьей русского

экспорта. За пореформенное тридцатилетие его вывоз возрос в 5 раз.

Промышленные товары составляли около 25% экспорта. В импорте 60-х годов

первое место занимает хлопок-сырец, постепенно его обгоняет импорт машин. В

60-е годы стоимость импорта примерно равнялась стоимости экспорта, но

постепенно экспорт начинает превышать импорт.

Финансовая политика.

Осуществление реформы 1861 г. на основе выкупной операции требовало

огромных кредитов. В кредитах остро нуждались промышленность и транспорт.

Государственный бюджет страны испытывал хронический дефицит. В 1861 г. он

составил огромную сумму в 82,6 млн. руб. вместо изначально заложенных в

смету 21,3 млн. руб. Покрытие дефицита осуществлялось при помощи

иностранных займов, выпуска дополнительньк казначейских билетов и т. п.,

что приводило к колебаниям курса рубля.

Для проведения выкупной операции при отсутствии денег в казне

правительство прибегло к выплатам выкупных сумм процентными бумагами по

типу государственного займа. Порядок погашения этих бумаг предусматривал

ограничение передачи их из рук в руки и установление 49-летнего срока

погашения. Подобные меры приводили к росту внутреннего долга и вызывали

недовольство дворян-помещиков. Перед правительством остро встала задача

проведения преобразований в системе финансов.

Через год после провозглашения крестьянской реформы правительство

приступило к проведению реформы финансов. В 1862 г министерство финансов

стало единственным распорядителем государственных средств. Был утвержден

новый порядок расходования средств: сметы отдельных ведомств должны были

проводиться через министерство финансов и Государственный совет.

Одновременно объявлялось о ежегодной публикации росписи государственных

доходов и расходов (государственного бюджета). В 1864 г. был преобразован

Государственный контроль: он не зависел от администрации и осуществлял

проверку правильности выделения и расходования бюджетных ассигнований. В

губерниях учреждались контрольные палаты, проверявшие финансовую отчетность

местных учреждений по первичным документам, а не по сводным отчетам. В 1868

г. начали публиковаться годичные отчеты государственного контролера об

исполнении бюджета.

Уже в 1860 г. в ходе подготовки крестьянской реформы вместо прежних

кредитных учреждений был создан Государственный банк, фонды которого

формировались в основном из казенных вкладов. Частные вклады и депозиты

промышленности концентрировались в Акционерных банках, активное создание

которых наблюдалось в 60 —х начале 70-х годов. В 1875—1880 гг. большинство

акционерных банков лопнуло.

В 1862 г. была сделана попытка провести денежную реформу на основе

свободного обмена кредитных билетов на золото и серебро по твердому курсу.

Обеспечить проведение реформы должен был полученный правительством крупный

иностранный заем. Однако реформа провалилась: сказались и дефицит

государственного бюджета, и снижение деловой активности в начале 60-х

годов. Рост инфляции продолжался.

Под напором крестьянских выступлений 1859 г. за отмену винных откупов

(«трезвенные бунты») в 1860 г. появился указ о замене системы откупов на

вино, сахар и табак акцизным сбором с 1 января 1863 г. После 1861 г.

подушная подать была не только сохранена (от нее освобождались только

мещане), но и постоянно возрастала.

В целом финансовая политика 60—70-х годов носила ярко выраженный

сословный характер.[6]

Историческое значение реформ 60—70-х годов.

Отмена крепостного права и реформы 60—70-х годов ускорили переход России

от феодализма к капитализму. Был сделан первый шаг, превращавший Россию из

феодальной монархии в монархию буржуазную. Реформы носили буржуазный

характер, они открывали простор для развития капитали-стических отношений в

экономической и в социально-политической жизни страны. Их объективный смысл

состоял в том, что социально-политический строй России приспосабливался к

требованиям развивавшегося капитализма. В этом историческое значение

реформ.

Вместе с тем реформы были половинчатыми, ограниченными. Они проводились

самодержавием и помещиками, заитересованными в сохранении старых порядков.

Несмотря на все преобразования, в России сохранились многочисленные

феодальные пережитки и в базисе, в политической надстройке: самодержавный

политический строй, феодальная собственность на землю и фактическое

сохранение феодально-помещичьих хозяйств, крестьянское малоземелье,

выкупные платежи, отработочная система в деревне. Сохранялось внутреннее

феодальное устройство деревни — община, полная зависимость крестьян от

помещиков и царских чиновников. Все эти пережитки тяжелым бременем ложились

на плечи народа. «...Русское крепостническо-бюрократическое государство не

в силах освободить крестьян... оно только и в состоянии произвести

«мерзость», жалкий компромисс интересов либералов... и помещиков,

компромисс, надувающий крестьян призраком обеспечения и свободы, а на деле

разоряющий их и выдающий с головой помещикам».

Реформы явились побочным продуктом революционной ситуации. Реакционное

феодально-крепостническое государство сделало ряд уступок «духу времени»,

на короткое время добилось снижения революционной активности масс.

Трудящиеся России попали в тройной гнет: капиталистический, феодальный и

национальный.[7]

-----------------------

[1] История России, глава 15

[2] Пособие по истории СССР, раздел III, лекция 27.

История России, глава 15.

[3] История государства и права, глава VII, пар.3

[4] Пособие по истории, лекция 27,

Учебник русской истории.

[5] История России, гл.15

[6] История России, гл.15

[7] Пособие по Истории СССР, лек.27

Страницы: 1, 2