бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Основание СНПЗ, люди завода 40е - 50е годы бесплатно рефераты

заводах в Херсоне и Одессе, и потому пуск установки прошел довольно гладко.

Основные трудности возникали из-за недоделок, особенно на объектах

общезаводского хозяйства. Так, в парокотельном цехе не закончили

химводочистку. Котлы питались неочищенной водой, и часто случались прогары

кипятильных труб. Не успели сделать внутризаводские автодороги,

аппаратный двор установки не забетонировали. Объекты со всех сторон были

окружены грунтом, вынутым из котлованов под фундаменты и лотки. Никаких

строительных механизмов не было. Землю копали вручную и вывозили потом на

тачках.

До конца 1942 года перерабатывали бакинский мазут. Когда фашистские войска

дошли до Сталинграда, транспортировка мазута по Волге прекратилась, но к

этому времени в промышленных масштабах начали добывать нефть на Сызранском

промысле, В срочном порядке проложили нефтепровод и приступили к

переработке местного сырья. Главная трудность - на одной установке

требовалось совместить первичную перегонку нефти с процессом термического

крекинга. Заводские технологи быстро справились с задачей перехода на

местную нефть. Тут необходимо отметить большую заслугу начальника

технического отдела завода Артёма Михайловича Франгуляна и

его жены Лидии Матвеевны Конен - заведующей заводской лабораторией.

Кстати, Конен много лет жила в США и прекрасно знала английский язык. Она

организовала курсы английского, на которых занимались после работы

специалисты управления.

...Необходимо более подробно остановиться на ежемесячных текущих ремонтах

установки. Обычно работы длились пять-шесть дней. На время ремонта

объявлялось казарменное положение. Запрещалось отлучаться с завода. Питание

из столовой привозили на установку, и в насосной люди наскоро утоляли

голод. Зимой 1944 года произошел групповой несчастный случай. Ремонтники

вечером ужинали в насосной, а в это время сжатым воздухом проводилась

опрессовка бензиновых конденсаторов. Сжатый воздух выдавил из бензиновой

системы газ, в котором содержалось много сероводорода. Газ заполнил

насосную, и люди стали терять сознание, падать на пол. Работавшие вне

помещения выбили двери насосной и начали вытаскивать пострадавших

на свежий воздух, где им немедленно оказывали первую помощь. Погибло шесть

человек. Нескольких руководящих работников, в том числе начальника

установки Т. М. Чернова отдали под суд, и они получили различные сроки

исправительно-трудовых работ. Вместо Чернова начальником установки

назначили И.С. Колесова, работавшего до этого старшим оператором.

В помощь ремонтникам привлекались люди из других цехов и отделов завода.

Так, начальник 1-го отдела П. И. Кочин назначался бригадиром по очистке

труб от кокса, начальник транспортного цеха Мосальчук становится бригадиром

по ремонту бензиновых конденсаторов. С его легкой руки змеевик конденсатора

стали именовать «гадючник» (на украинском языке змея называется гадюкой).

Летом 1942 года от. Сызрани до Сталинграда проложили железнодорожную

линию и эшелоны с бензином прямо с завода отправлялись на фронт. После

блистательной победы наших войск под Сталинградом на завод поступила

телеграмма от командования с благодарностью за хорошее снабжение фронта

бензином. Нетрудно представить радость и гордость коллектива завода, ведь

Сталинградская битва - переломный момент в Великой Отечественной войне,

после которого наши войска уже больше не отступали.

...Вырабатывали на заводе бензин с концом кипения 250 градусов по Цельсию.

Это значит, что он в значительной части состоял из керосиновых фракций,

на нем тяжело было заводить двигатели, но он ценился на вес золота.

Весь заводской коллектив насчитывал всего 360 человек, в том числе 14

дипломированных инженеров. По нынешним масштабам это очень небольшое

предприятие, но в свое время оно сыграло очень большую роль, так как

снабжало бензином Сталинградский фронт.

В связи с мобилизацией взрослых мужчин на завод пришло много

несовершеннолетних пареньков и девушек. Очень многие стремились попасть на

работу для того, чтобы быстрее получить хлебную карточку (во время войны

все продукты продавались только по карточкам), и для этого прибавляли себе

возраст, а на работу брали с 14 лет.

Николай Фролов, Миша Филиппов, Алексей Гололобов, Коля Пименов, Миша

Непомнящий, Мария Шевчук, Никита Крылов, Федя Кангин, Мария Самарина, Валя

Новикова, Миша Рыбакин, Саша Столяров, Миша Сазонов, Настя Кузина и многие

другие... На хрупкие плечи 14-15-летних пареньков и девушек легли взрослые

заботы- они заменили ушедших на фронт братьев и отцов. Учились

непосредственно на рабочем месте и быстро овладевали профессией. Многие

становились командирами производства. Так, слесарь Николай Фролов вырос до

заместителя начальника ремонтного цеха. Мишу Филиппова и Алексея

Гололобова поставили мастерами токарного участка. Никита Крылов,

дипломированный газосварщик, стал главным сварщиком завода. В скором

времени эти еще совсем молодые рабочие сами начали обучать вновь принятую

на работу молодежь. Военное время никому поблажек не давало. Все очень

быстро взрослели.

Бригада ремонтного цеха, например, состояла из одних девушек. Их ласково

называли «бригадой Нинок», так как всех звали Нинами. Это бригадир

Кочергина и слесари Щавина, Казанцева и Карсунцева. Девушки выполняли

ответственные работы по ремонту пробоотборочных кранов на ректификационных

колоннах, печных форсунок и арматуры трубопроводов.

За хорошую работу большую группу заводских работников в 1944 году наградили

орденами и медалями. Несколько раз заводу присуждали переходящее Красное

знамя Государственного Комитета обороны. Сейчас это знамя как боевая

реликвия хранится в краеведческом музее города.

Большой вклад в выполнение напряженных планов вносили рационализаторы.

Когда приступили к переработке местной нефти, группа пытливых во главе с

началь ником технического отдела А. М. Франгуляном предложила схему, не

требующую каких-либо серьезных переделок и монтажа дополнительного

оборудования.

До войны при чистке печных труб кокс из ретурбентов выжигался газовыми

горелками, и при этом расходовалось много кислорода. Старший оператор

Козюра изготовил для выжигания кокса специальную горелку, работавшую на

керосине и сжатом воздухе. В течение всей войны испытывался дефицит

запчастей, различных материалов и оборудования. Заводские рационализаторы -

Колосов, Шумский, Сусский, Трейгер, Бернштейн, Зубов и многие другие своей

смекалкой помогали найти выход из любого затруднительного положения, что

было особенно ценно во время ремонтов, когда счет шел буквально на часы.

Мы оказывали помощь и другим предприятиям и организациям - подшефным

госпиталю, колхозу и детдому. Бригады работников СНПЗ участвовали в

посевных и уборочных, мы делились с колхозом нашим единственным трактором.

Когда началось строительство Куйбышевского нефтеперерабатывающего завода,

туда выехала группа наших специалистов, в том числе Л. Кнур, М. Мельник,

В.Докучаев, А. Соловьева и другие.

50е годы. Отчёт мирового время.

После окончания Великой Отечественной войны был принят четвертый пятилетний

план восстановления и развития народного хозяйства СССР. Перед нашей

отраслью поставили задачу добывать и перерабатывать 35 миллионов тонн нефти

в год. Промышленность ускоренными темпами переводилась на выпуск мирной

продукции. Поэтому на восстановление разрушенного хозяйства приходилось

направлять огромные материальные и людские ресурсы.

В этих условиях Сызранский нефтеперерабатывающий завод, в продукции

которого очень нуждалось народное хозяйство, играл весьма важную роль.

Следует учесть и выгодное месторасположение нашего города, в черте которого

находился завод. Важное значение имели автомобильный, речной и особенно

железнодорожный транспорт, ведь Сызрань - крупный транспортный узел шести

направлений.

Все эти факторы способствовали ускоренному расширению и реконструкции СНПЗ.

После перехода на переработку местной нефти с большим содержанием хлоридов

мы испытывали большие трудности, часто возникали аварийные ситуации. На

завод немедленно вызывали специалистов-технологов, ремонтников для

устранения аварий. Помнится, демонстрация фильмов в клубе на поселке

Заводской нередко прерывалась, и раздавался голос дежурного по заводу:

«Лаптинова, Шумского, Зубова - на выход»...

Еще во время войны на завод приехал Михаил Семёнович Шемелевский, бывший

директор Грозненского нефтеперерабатывающего завода. Его назначили главным

технологом предприятия. М. С. Шемелевский запомнился как деятельный и

грамотный специалист. По его инициативе разработали и внедрили метод

термохимического обессоливания нефти: сырье нагревали в теплообменниках и в

специальных смесителях промывали водой. Количество хлоридов, в сырье

значительно сокращалось, что уменьшало коррозию оборудования.

…Добыча нефти в Куйбышевской области стремительно нарастала. Кроме

Сызранского промысла, нефть начали добывать в Отрадном, Ставрополе-на-

Волге, Зольном и в других районах. Поэтому в 1946 году министерство

нефтяной промышленности СССР приняло решение о сооружении на заводе

комплекса установки АВТ-1 производительностью 600 тысяч тонн в год. А

Проектирование по-прежнему вела московская контора «Нефтезаводпроект»,

главным инженером проекта назначили Галицкого. АВТ-1 была включена в список

особо важных объектов, сооружаемых в СССР. Такой список ежегодно

утверждался Советом Министров. Особо важные объекты в первоочередном

порядке обеспечивались оборудованием, материалами и другими ресурсами.

Ход строительства контролировался министерством, обкомом и горкомом КПСС.

Строительство АВТ-1 велось ускоренными темпами, и в конце 1949 года ее

удалось ввести в эксплуатацию.

Фактически с 1949 года начались планомерное расширение и реконструкция

заводских мощностей.

Летом 1950 года дала первую продукцию битумная установка. В 1951 году на

СНПЗ приступили к строительству термического крекинга № 2, включающего блок

первичной переработки нефти. ТК-2 введен в декабре 1952 года, вместе с ним

сооружена и пущена в эксплуатацию установка ЭЛОУ-3. Для увеличения

мощностей СНПЗ по первичной переработке нефти в 1953,году ввели в действие

установку АВТ-2. В 1957 году министерство нефтяной промышленности СССР

утвердило самую крупномасштабную за всю заводскую историю программу

реконструкции и расширения Сызранского НПЗ. Ее реализация предусматривала

довести мощности по переработке нефти на предприятии до 12 млн. тонн в год.

Программа включала строительство около 30 новых установок, а также объекты

соцкультбыта. Следует сказать, что к 1985 году все намеченное в основном

было выполнено. Но достижению такого весомого рубежа предшествовали годы

большой напряженной работы заводчан.

Следует отдельно остановиться на вопросе кадров. Во время войны

значительная часть коллектива завода состояла из женщин и

несовершеннолетних ребят и девушек. После Победы на завод начали

возвращаться демобилизованные воины. Это сразу улучшило обеспечение кадра

заводские объекты. Особенно запомнился приход группы молодых людей,

энергичных, грамотных, - Михаила Уткина, Цыганова, Василия Козинцева

Николая Пискунова, Александра Седова, Николая Алтухова и других. Имея

среднее образование они сразу попали на третий курс Сызранского нефтяного

техникума и вскоре получили диплом техников-технологов. Большинство из них

поступили на заочную учебу в Московский нефтяной институт имени Губкина,

после его окончания стали инженерами-технологами.

Вот как в дальнейшем сложилась их судьба. Михаила Уткина назначили

начальником цеха № 1, куда вошли термические крекинги и вспомогательные

объекты. Когда в 1962 году построили сажевое производство при Сызранском

НПЗ, Уткин возглавил новое подразделение. Вскоре после пуска сажевое

производство было преобразовано в самостоятельный завод - технического

углерода. М. И. Уткина утвердили директором СЗТУ. В этой должности он

проработал до ухода на пенсию.

Николай Цыганов в 1970 году занял должность главного инженера завода.

Василий Козинцов вырос до начальника технического отдела предприятия.

Николай Пискунов работал старшим инженером цеха № 2, а затем стал

заместителем главного инженера завода. Александр Седов трудится начальником

битумной установки, Николай Алтухов, сначала здесь же - старшим инженером,

потом - заместителем главного инженера предприятия.

Развивался и рос завод, одновременно росли и заводские руководители...

От военного лихолетья 40х к «золотым годам» 60ых.

Несмотря на военные трудности, завод СНПЗ выпускал военную продукцию.

После реконструкции перешёл на выпуск нефтепродуктов для мирного

существования и в 60-е годы начинается расцвет предприятия, так называемые

«золотые годы».

Экология.

Вот уже не менее 3 десятков лет мировая общественность бьёт в колокола о

наступлении биоцида, т.е. смерти всего живого в результате активного

технического творчества человека.

Задымлена атмосфера Сызранского района, от этого страдают жители города

и прилежащих посёлков.

Многие нефтепродукты попадают в атмосферу ежегодно, ещё больше в реки,

моря, озёра, на землю и в землю - таков «вклад» в природу современного

мирового нефтеперерабатывающего производства. В этом деле «чёрное золото» и

его производные не имеют себе равных. Так, отходы с СНПЗ сбрасываются в

Кубру, а затем и в Волгу.

Участие нефти в крестовом походе против здоровья человека, против

биосферы, даже против высокой атмосферы несомненно. И счёт мы должны

предъявлять тем, в чьих руках «чёрное золото» превращается из блага в

угрозу, кто в погоне за сиюминутной выгодой грабит будущее.

Краеугольным камнем технической политики любого государства было и

остаётся освоение природных богатств с максимальной отдачей, с наивысшей

экологической выгодой. Но изготовление определённых видов продукции без

полной утилизации отходов производства. Создание промышленных комплексов,

гидростанций очень тесно приводят к тому, что выгода получается от

производства, заслоняет ущерб, наносимый природе, а также другим отраслям

хозяйства. Подчас при сопоставлении выгод и ущерба чаша весов, на которой

лежал ущерб, перетягивала.

Развитие нефтяной промышленности – это не только экономическое развитие,

но и возникновение экологических проблем. Руководство СНПЗ заботится о

сохранении чистой окружающей среды, вводя в эксплуатацию экологически новые

технологии производства.

Литература.

1. Газета «Волжские вести» г. Сызрань. Журналист М.Трейгер – ветеран

завода

а) №68 2002 г.

б) №69 2002 г.

в) №71 2002 г.

г) №73 2002 г.

2. «Сызрань – годы и люди» Куйбышевское книжное издательство 1983 г.

Составители В.С. Морозенно; О.А. Портягин.

3. «Нефть вчера и сегодня» издательство «Недра» Ленинград 1977 г. Б.Г.

Хотимский; В.Б. Топорский; О.А. Махомин.

4. «Сызранскому нефтеперерабатывающему заводу – 55 лет» г. Сызрань, 1997

г. Сызранское полиграфическое объединение. В.Г. Денисова

5. «Вода и нефть» Москва «Недра» 1977 г. А.А. Карцев; С.Б. Вагин

6. «Химия защищает природу» Москва «Просвещение» 1984 г. А.В.

Очкин; Г.Н. Фадеев

7. «СНПЗ 60 лет» типография ДИС ОАО «АВТОВАЗ» В.Г. Денисова, М.Л.

Трейгер.

Страницы: 1, 2