бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Жестокое обращение с детьми - (диплом) бесплатно рефераты

p>Итак, становится очевидным, что по проблемам, связанным с насилием, у школьного психолога есть три приоритетных направления в работе:

    профилактика насилия;
    работа с проблемой, связанной с фактом насилия;
    профилактика виктимности.

Как в отношении совершающего насилие, так и в отношении жертвы, изучение причинной цепочки ведет далеко за пределы конкретной ситуации, открывая возможность оценить сумму обстоятельств, повлиявших как на формирование "насильника", так и на формирование уязвимой личности с деформированным личностным профилем, ставшей жертвой. Дети представляют собой группу риска, а профилактика насилия по отношению к ребенку, в том числе и между детьми одновременно является и профилактикой правонарушений.

Отдельно следует рассмотреть особенности социально-психологических подходов к сексуальному насилию, которое характеризуется как одна из форм жестокого обращения с ребенком. В литературе отмечается, что не существует единого определения этого понятия по целому ряду причин, в том числе в силу трудности определения границ насилия, а также из-за часто встречающихся сочетаний разных видов насилия, в которые входит и сексуальное.

В этом случае сексуальное насилие сопровождается, например, побоями и угрозами, что означает также физическое и психологическое насилие. М. : ВНИИ Проблем исследования, 1990. [28].

Конечно, объектом воздействия социального психолога должны стать опосредованные виновники возникшей проблемы–взрослые: родители и учителя, взаимодействующие с ребенком. Однако центральной фигурой в этой работе, несомненно, должны быть учащиеся.

    4. 2 Анализ позиций насилия

Понятие насилия распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, которому преднамеренно причинен серьезный физический ущерб. Ребенок, подвергшийся плохому обращению, –ребенок до 18-летнего возраста, которому причинен ущерб вследствие недостаточного осуществления со стороны родителя или иного лица, его заменяющего, минимальной степени заботы.

Социально-психологические теоретические исследования насилия выделяют ее как органическую часть агрессии и жестокости. Точнее понятия“жестокость” и “насилие” – “более узкие и входят в понятие агрессия” Руководство по предупреждению насилия над детьми//под ред. Асановой Н. К. – М. : ВЛАДОС, 1997. [32, с. 48]. Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Ениколопов С. Н. Дети и психология агрессии//журнал“Школа здоровья”, 1995. [12]. Жестокость –это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению. Насилие – это нарушение чужого поведения. М. : ВНИИ Проблем исследования, 1990. [28]. Определяют 4 типа позиции насилия и жестокого обращения с ребенком. Руководство по предупреждению насилия над детьми// под ред. Асановой Н. К. – М. : ВЛАДОС, 1997. [32, с. 51]: физическое насилие;

    пренебрежение;
    сексуальное насилие;
    психологическое жестокое обращение.

Насилие над детьми может быть двух типов явное и скрытое (косвенное). По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома– со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице – со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых. Анализируя позиции психологического насилия можно выделить следующие их виды. Под ред. Анасовой Н. К. – М. : ВЛАДОС, 1997. [32, с. 54]:

психологическое пренебрежение –это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность. психологическое жестокое обращение –хронические паттерны поведения, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.

Ранее говорилось, что в связи с со скрытностью, латентностью явления насилия над детьми во время диагностики приходится иметь дело с большим количеством симптомов и поведенческих индикаторов. К ним относятся: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание. Меньшикова Е. с. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия// Психологический журнал, 1993. [24]. Такой ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими проявлениями насилия. Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка.

    Возраст 0-6 месяцев:
    малоподвижность;
    безразличие к окружающему миру;
    отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;
    редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев.
    Возраст 6 месяцев – 1, 5 года:
    боязнь родителей;
    боязнь физического контакта со взрослыми;
    постоянная беспричинная настороженность;
    плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;

испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки. Возраст 1, 5 – 3 года:

    боязнь взрослых;
    редкие проявления радости, плаксивость;
    реакция испуга на плач других детей;

крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности. Возраст 3 года – 6 лет

    примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
    пассивная реакция на боль;
    болезненное отношение к замечаниям, критике;
    заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых); негативизм, агрессивность;

    лживость, воровство;
    жестокость по отношению к животным;
    Младший школьный возраст:
    стремление скрыть причину повреждений и травм;
    одиночество, отсутствие друзей;
    боязнь идти домой после школы;
    Подростковый возраст:
    побеги из дома;
    суицидальные попытки;
    делинквентное поведение;
    употребления алкоголя, наркотиков.

Определенные позиции насилия имеет и сексуальное насилие над детьми. Выделение и фиксация специфических признаков данных, имеет место сексуального насилия над ребенком и приобретает большое значение для распознавания факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве. Выше говорилось, что существует много причин, по которым ребенок не может прямо сказать о случившемся насилии. В этом случае, подозрения, возникающие у матери или других лиц, подтверждаются рядом позиций признаков.

Эти признаки подробно перечислены в специально разработанном пособии, предназначенном для медиков и психологов, работающих с указанной проблемой М. : ВНИИ Проблем исследования, 1990. [28].

В пособии приводится более 30 признаков – индикаторов. К ним относятся как: физические проявления (разнообразные повреждения половых органов, травмы, расширение ануса, потертости, ранняя беременность подростков, инфекционные болезни, передающиеся половым путем, проблемы с приемом пищи, повторяющиеся физические расстройства, боль в животе, горле, рвота без видимых причин). поведенческие проявления определяются в соответствии с возрастом: Возраст 3-4 года:

    чрезмерная мастурбация;
    частая демонстрация гениталий;

сексуальные игры навязчивого характера, хотят сделать что-нибудь маленькой сестре или брату;

    поведение ребенка становится сексуальным;
    периодические ночные кошмары;
    энкопрез и анурез;
    нарушения сна;

боязнь оставаться наедине с взрослым, братом, сестрой или идти в детский сад; регрессивное поведение;

    Возраст 4-6 лет:
    чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий;

сексуальные игры навязчивого характера, хочет сделать что-нибудь младшей сестре или брату;

    агрессивное сексуальное поведение с детьми;
    псевдовзрослое поведение;

некоторая враждебность и агрессивность поведения, уменьшающаяся при взрослении; ребенок ни на что не жалуется во время осмотра (ребенок боится); нарушения сна;

боязнь оставаться наедине с взрослыми и сверстниками, нежелание идти в детский сад.

    устраивает поджоги.
    регрессивное поведение
    соматические жалобы.
    Возраст 6-8 лет:
    сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками;
    усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам;

нерегулярное посещение школы или приходит рано и уходит поздно; внезапное ухудшение успеваемости;

    не может найти друзей и ему никому не верит;
    не может сконцентрировать внимание.
    Возраст 8-10 лет:
    сексуальные игры навязчивого характера;
    усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам;
    нерегулярное посещение школы.
    Возраст 10-12 лет:
    социальный уход;
    агрессия по отношению к сверстникам;

нерегулярное посещение школы и несвоевременный приход и уход; внезапное ухудшение успеваемости;

    никому не верит;
    не может сконцентрировать внимание;
    часто прогуливает школу;
    приходит в школу рано – уходит очень поздно;
    начальные признаки клинической депрессии.
    Возраст 12-18 лет:
    симптомы клинической депрессии;
    нарушения сна;
    суицидальные наклонности;
    изоляция от окружающих;
    побеги из дома;
    промискуитет;
    асоциальное поведение;
    не участвует в школьных мероприятиях;
    аддитивное поведение (никотин, алкоголь, наркотики);
    совершение преступлений.

Наличие у ребенка симптомов или поведенческих индикаторов, перечисленных в данном разделе, позволяет нам поставить один из двух диагнозов: плохое обращение с ребенком (педагогическая запущенность) или злоупотребление ребенком.

Существует концепция фрустрации – агрессии, которая разрабатывалась многими зарубежными авторами [5Ениколопов С. Н. [12] ссылается на работы Л. Берковица, см. : сборник монографий: Берковиц Л. Агрессия: причины, следствия контроль– СПб. : 2001]. Фрустрация, стресс, которые может испытывать взрослый, могут сформироваться у ребенка, как следствие стереотипного агрессивного поведения. Выделяются 4 фактора, от которых зависит сила агрессивных привычек:

частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен;

    частое достижение успеха агрессией;
    культурные и субкультурные нормы;

темперамент, характеризующийся импульсивностью, интенсивностью реакций, высокой активностью и зависимостью.

По данным многочисленных исследований, в большинстве случаев насилие происходит с целью установления власти и контроля над жертвой (ребенка), а не с целью получения удовлетворения, например эмоционального, сексуального и т. п. Конфликтная природа позиций фрустрирующих факторов отношения родителя к ребенку оказывает влияние на нормальный процесс усвоения норм и ожиданий общества в целом и ведет к ослаблению связей в семье и развитию нарушения привязанностей. В данном случае насилие над ребенком проявляется в отсутствии склонности к приспособлению к социальному давлению, умению вести себя адекватным и ненасильственным образом с людьми вне рамок семьи. Применение позиций насилия к такому ребенку формирует у него враждебное отношение к тем, кто слабее, недостаток способности видеть глазами других (эмпатии), тенденция к импульсивности в критических ситуациях.

    Заключение

В заключение работы можно сказать, что жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко– угроза его жизни или даже смерть. Жестокое обращение с детьми делиться на физическое и психологическое насилие. Под физическим насилием понимается, не только нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Но и физические наказания, которые в некоторых семьях используются в качестве дисциплинарных мер, начиная от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие–это действительно физическое нападение (истязание), оно почти, всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой. Под жестоким обращением с детьми при помощи физического насилия понимаются истязания в виде избиении, нанесение ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в том числе и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства. Кроме перечисленного в понятие физического насилия включается так же вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, а так же дачу ему отравляющих веществ или "медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом). Многие авторы отдельно рассматривают попытки убийства ребенка, в том числе через удушение или утопление.

Следует отметить, что абсолютно все авторы рассматривают сексуальное насилие или совращение, как отдельную категорию жестокого обращения с детьми, поскольку в данном случае физическое воздействие в первую очередь оказывает влияние на психику ребенка. Под сексуальным насилием понимается–использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, а так же подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

С психологической точки зрения жестокое обращение с детьми –это эмоциональное насилие, под которым понимается постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие возрастным возможностям.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка –отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Семья занимает важное место в формировании личности ребенка, поэтому одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие любви к ребенку в семье, в первую очередь это относится к матери. Так даже отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, т. е. к ребенку от нежеланной беременности во многом отражается на формировании плода. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от побоев.

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности - педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

    Список литературы

Альтшулер Б. Л. , Кушнир Л. П. Правозащитные инициативы по защите детей от насилия // из сборника: Дети России: насилие и защита– М. : Новый отсчет, 1997 Ананова Н. Жертвы сексуального злоупотребления: Психопатологические проблемы, возникающие у детей и подростков, переживших и совершивших сексуальное насилие // Прикладная психология и психоанализ, №3, 1997

    Антонов А. И. , Сорокин Н. А. – М. : Речь, 2000
    Антонян Ю. М. Жестокость в нашей жизни – М. : ИНФРА-М, 1995

Антонян Ю. М. , Горшкова И. В. , Зулкарнеева Р. М. Проблемы внутрисемейной агрессии – М. : изд-во НИИ МВД, 1999 Берковиц Л. Агрессия: причины, следствия контроль – СПб. : Прайм, 2001 Берковская М. И. , Брязгунов И. П. , Михайлов А. И. Оценка краткосрочной терапии стрессовых расстройств в остром периоде эмоциональной травмы // из сборника статей: Дети России: насилие и защита– М. : Новый отсчет, 1997 Богачева О. П. , Дубягин Ю. П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления– М. : Пихта, Дубль-В, 1997

Васильев В. Л. , Мамайчук И. И. О некоторых вопросах судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних // Вопросы психологии №3, 1993 Гайдаренко Н. В. , Ярославцева Н. Д. Психологические последствия жестокого обращения с детьми– М. , Психология и Педагогика, 1994

Дети России: насилие и защита: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 1-3 окт. 1997 г. )– М. : РИПКРО, 1997

Ениколопов С. Н. Дети и психология агрессии // журнал "Школа здоровья", №3, 1995 Ениколопов С. Н. Агрессивное поведение у детей. (По данным исследования причин и следствий отклонений в социальном поведении: Особый ребенок. Исследования и опыт помощи)– М. , Речь, 1998

Захарьева И. А. Нет Насилию! (Анализ проблемы насилия и его профилактики среди детей и подростков)– СПб. : изд-во СПб. Университета МВД России, 2000 Ильина С. В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы Психологии, №6, 1998

Каган В. Е. Семейные и половые установки у подростков // Вопросы психологии 1987, №2

Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения подростков – М. : Сфера; Юрайт, 2001 Колосова С. Агрессия и агрессивность // Школьный психолог, 2000 г. , №25-28 Кон И. С. Введение в сексологию – М. : Речь, 1997

Кон И. С. Совращение детей и сексуальное насилие // Педагогика, №5, 1998 Курасова Н. В. Сексуальное насилие в семье: К вопросам диагностики психологических последствий у детей // Семейная психология и семейная терапия, №1, 1997

Лубовский Д. В. Психологический тренинг для детей из трудных семей // Детский практический психолог, №7, 1995

Мельниченко С. А. Предотвращение жестокости по отношению к женщине и детям // Семья в России, №2, 1996

Меньшикова Е. С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия // Психологический журнал, №6, 1993

Минеева О. А. Работа с семьей в условиях ПМС-центра по поводу жестокого обращения с детьми: [Опыт Психол. -мед. -соц. Центра "Юго-запад" Москвы] // Семейн. психология и семейн. терапия. №1, 1999

Моделирование воспитательных систем: теория – практике // под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой – М. : Изд-во РОУ, 1995 Нагаев В. В. Преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних: психологическая экспертиза и правовая защита: [По данным психологических исследований] // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, №4, 1998

Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование – М. : ВНИИ Проблем исследования, 1990 Ольшанский Д. В. Психология масс – СПб. : Питер, 2001

Педагог в гуманистической воспитательной системе школы // сост. А. И. Григорьева, Л. Г. Егорова – Тула: ТОИРО, 1996

Подростковая делинквентность в России: пути преодоления // журнал "Детский практический психолог", №7, 1995

Руководство по предупреждению насилия над детьми // под ред.  Асановой Н. К. – М. : ВЛАДОС, 1997 Рутман А. Оказание медико-психологической и правовой помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия. Методические рекомендации– Ярославль, Филинъ, 1996 Сафонова Т. Я. , Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми – М. : Психология и педагогика, 1993 Сафронова Т. , Цымбал Е. , Ярославцева Н. Плата за жестокость: проблемы профилактики жестокого обращения с детьми в семье // Народное образование, №5, 1995

Сборник тезисов международной конференции: Подростки и молодежь в меняющимся обществе (проблемы девиантного поведения)– М. : Новый отсчет, 2001 Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности – М. : изд-во МГУ, 1980 Франк Л. В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии – СПб. , Медицина, 1997 Центров Е. Е. Криминалистическое учение о потерпевшем – М. , Юридическая литература, 1988 Цымбал Е. И. Правовая защита детей от насилия и пренебрежения их основными нуждами // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, №2, 1995

    Черепанова Е. Психологический стресс – М. : Речь, 1997

Шапиро Б. Ю. , Сидоренкова Т. А. , Либоракина М. И. Социальные работники за безопасность в семье– М. : РИК, 1999

Шакина В. А. , Шакин В. Б. Что мы понимаем под насилием в семье? // официальный сайт Иркутского Кризисного центра– e? mail: dv? webmaster@projectharmony. ru Ярославцева Н. Д. Посттравматические стрессовые нарушения у детей-жертв сексуального насилия и оказание им психологической помощи // Мир психологии, №2, 1998

Рецензия на дипломную работу студентки факультета психологии МГОПУ Поляковой Татьяны“Жестокое обращение с детьми”

    Елизаров Андрей Николаевич, кандидат психологических наук

Данная работа претендует на звание аналитического обзора специальной литературы, посвященногопроблемамжестокого обращения с детьми (см. стр. 3). Однако автор избегает того, чтобы с самого начала во введении четко определить, в чем заключаются этипроблемы. Это обусловило слабую структурированность, определенную степень расплывчатости, неконкретности работы.

Применительно ко второму абзацу введения (стр. 3) непонятно каким образом кризис общества может стимулировать интерес к проблемам жестокого обращения с детьми. Наоборот, кризис общества обычно приводит к снижению интереса к подобного рода проблемам. Люди начинают относиться к таким вещам как к чему-то обычному, не стоящему внимания. В этом, в общем-то, и заключается кризис общества.

Интерес к проблемам подобного рода у части современных образованных людей есть попытка противостоять кризису общества, предотвратить его. Это своего рода профилактика кризиса общества. Впрочем, подобного рода профилактика есть составная часть жизни любых нормальных обществ, и она говорит о том, что в обществе есть здоровые силы, противостоящие кризисным явлениям. Мы не согласны со структурой данной работы. Литературный обзор следовало бы начинать с анализа того, как трактуется феномен жестокого обращения с детьми (с кем бы то ни было) с точки зрения основных психологических и психотерапевтических теорий, подходов. Следовало бы четко определить, что именно следует понимать под жестоким обращением с детьми (с кем бы то ни было), какие формы жестокого обращения существуют. Далее необходимо было сосредоточиться на процессе генезиса этих форм, описать факторы жестокого обращения, рассмотреть место жестокого обращения с детьми в структуре личностного функционирования и функционирования того сообщества, где подобные формы обращения с детьми (вообще формы эмоциональной жизни) практикуются. Необходимо было описать и альтернативные формы функционирования, исключающие жестокое обращение с детьми (или с кем бы то ни было), наметить пути перехода от одних форм функционирования к другим.

Не следовало бы начинать обзор главой под названием “Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества”. Это частный вопрос, привязанный к конкретному времени и определенному слою, слабо связанный с темой обзора. Не всякое насилие есть жестокое обращение. Жестокое обращение наблюдается не только в социально-неблагополучных слоях общества.

    В целом структура обзора оставляет желать много лучшего.
    Считаю возможным рекомендовать оценку хорошо.
    22 мая 2002 года.

Страницы: 1, 2, 3, 4