бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Женщины, которых любят бесплатно рефераты

Женщины, которых любят

Реферат

На тему: Женщины, которых любят.

По предмету: этика и психология семейной жизни.

Это придумано в мире не мною:

Быть нелюбимой - неженское дело.

И. Кобыш

Все женщины хотят, одни - в открытую, а другие - в глубине души, чтобы их семейная жизнь была удачной и счастливой, хотят нравиться и быть любимыми... Мы приглашаем вас в этой и следующей главах порассуждать о женщине-жене, о психологии взаимоотношений между женщиной и мужчиной.

Случается, что в брак вступают люди очень несхожие, однако живут вместе долго и счастливо. Иногда супруги близки по духу, образу мыслей, то есть они конгениальны (от латинских слов “кон” - вместе и “генус” - дух), но семейная жизнь у них не клеится. В чем же дело?

Многие полагают, что главным условием супружеской любви является везение, удачный выбор партнера, попадание в “десятку”, когда у твоей половины есть черты характера, которые тебя устраивают, а у тебя свойства, которые принимает другая сторона. Подобная стратегия семейного благополучия, на наш взгляд, ошибочна. В первую очередь оно зависит от нас самих.

Во-первых, каждому из супругов следует демонстрировать такие качества, которые приемлет другой. Не выжидать, пока брачный партнер станет таким, каким надо, а самому подстраиваться под него. Путь к психологической гармонии начинается с себя- с осознания своих особенностей, с попыток приспособиться к партнеру.

Во-вторых, супруги должны побуждать друг друга к проявлению своих хороших начал и положительных свойств. Нередко наши семейные отношения строятся так, что муж провоцирует грубость, ревность, апатию, холодность у жены, а она - у мужа. Каждый видит промашки другого, но не видит свои, происходит смещение центра внимания- с себя на партнера.

В-третьих, брачные партнеры должны демонстрировать такие привычки, умения и наклонности, которые содействуют укреплению семьи. Порой не соблюдается и это условие семейного благополучия: например, муж ленив или жена чрезмерно увлечена карьерой.

В создании семейного благополучия каждый из супругов вносит свою лепту. Но у мужчины и женщины - разные задачи, разные пути достижения цели. Для того чтобы понять, как должна вести себя женщина, нужно, прежде всего, осознать то, что отличает ее от представителей “сильной” половины.

Интересно, видят ли женщины самих себя, свои особенности по сравнению с мужчинами? Давайте обсудим этот вопрос.

От несхожести до конгениальности

Различия между мужчинами и женщинами, как известно, прослеживаются в нескольких планах: Биологическом, физическом, психологическом. Физиологические отличия столь фундаментальны, что до сравнительно недавнего времени считалось, будто ими исчерпываются различия полов. Никому не приходило в голову искать более глубокие, функциональные, половые различия. Но вот в последние десять лет ученые-биологи высказали предложение о том, что женский и мужской пол имеет свои специфические функции в передаче генетического наследия.

Женский пол “ведает” сохранением постоянно наследуемых качеств вида, обладает долговременной памятью и передает от поколения к поколению основные признаки вида, возникшие на протяжении длительной эволюции человечества. Женский пол можно сравнить с хорошо укомплектованным книжным хранилищем, где содержатся самые ценные знания, добытые когда-либо людьми. Женщины - это своего рода “золотые кладовые” наследственности, обеспечивающие неизменность потомства.

Особая генетическая миссия у представителей мужского пола. Они как бы передовой отряд популяции, который принимает на себя столкновение с новыми условиями существования и формирует в этом столкновении новые генетические тенденции. Существенные влияния окружающей действительности и отклонения от привычного образа жизни отражаются на потомстве через посредническую роль мужчины. Например, биологи обнаружили, что алкогольная наследственность передается по мужской линии, тогда как по женской линии воспроизводятся врожденные пороки ранних эволюционных моделей, (то есть людей, живших в далеком прошлом).

Поскольку особи мужского пола “принимают ” на себя неблагоприятные воздействия окружающей среды, их плод менее жизнестойкий. Он более уязвим, легче погибает, что обнаруживается уже в первые три месяца беременности. Женский плод устойчивее. Первичное соотношение полов (на уровне зачатия) таково: на 100 особей женского пола приходится 120-170 плодов мужского пола. На соотношение полов решающим образом влияет состояние отца. “Щадящий” режим половой жизни, зачатие после достаточно длительного воздержания ведут к увеличению рождаемости девочек, а режим интенсивной половой жизни- мальчиков.

Вторичное соотношение полов (при рождении) меняется: на 100 плодов женского пола приходится 103-107 мужского. Мертвыми рождаются больше мальчики, чем девочки. До 15 лет разница в смертности мальчиков и девочек незначительна, а после 15 лет она существенно возрастает. В этот период смертность среди подростков и юношей связана с дорожными происшествиями, различными увечьями и самоубийствами. За всем этим стоят присущие мужчинам безрассудная смелость, неосторожность и страсть к риску.

Повышенная уязвимость особей мужского пола сохраняется на протяжении всей их жизни. Сегодня хорошо известно, что смертность мужчин в различных возрастных группах выше, чем женщин.

В результате действия этих и других факторов третичное соотношение полов (во взрослом состоянии) меняется в пользу женщин, то есть, в конечном счете, в популяции их всегда несколько больше, чем мужчин. Например, в половой структуре европейских стран, Северной и Латинской Америки, Австралии перевес женщин составляет примерно 5%.

Повышенная жизнестойкость женщин находит отражение в продолжительности жизни. Известно, что они живут в среднем дольше мужчин. Средняя продолжительность жизни в 1986 году у нас в стране была у мужчин в городе- 65,7, на селе- 63,5 года, у женщин в городе- 74,2, на селе-72,6 года.

К психологическим различиям между женщинами и мужчинами не смогли еще подобрать ключ ни рациональная наука, ни поэтическое вдохновение, нередко опережающие научные открытия в области духовного, ни всюду проникающий житейский здравый смысл. Кто осмелится решительно провести линию между мужским и женским началом, и кто скажет, в чем конкретно проявляются женственность и мужественность?

Тем не менее, каждый нормальный человек почти интуитивно ощущает и осознает массу психологических различий между представителями двух полов. Не странно ли: различия есть, а толково объяснить их никому не удается?

Ученые разных стран неоднократно предпринимали попытки выявить различия в психологии мужчин и женщин. Советские медики Д. Н. Исаев и В. Е. Каган проанализировали обширную литературу по данному вопросу; некоторые сведения из их книги, думается, будут интересны нашим читательницам.

Прежде всего, следует иметь в виду, что научные данные далеко не всегда подтверждают сложившиеся в нашем сознании представления о различиях в психологии представителей обоих полов. Уверенно можно говорить лишь о том, что мужчины более агрессивны, мальчики превосходят девочек в математических и зрительно-пространственных операциях, а у девочек выше языковые способности. Предварительно наметились, но требуют уточнения различия в общем, уровне активности, соревновательности, стремления верховодить, чувствительности к прикосновениям. У девочек и мальчиков по-разному проявляются такие черты, как послушность и заботливость, страх и тревожность.

Но даже те различия, которые обнаружены с большей степенью достоверности, зависят от обстоятельств. В некоторых случаях различия нивелируются, приглушаются.

Например, можно ли считать, что женщины всегда менее агрессивны, чем мужчины? Как показали исследования зарубежных авторов, агрессивность не обусловлена психофизиологическими предпосылками, следовательно, от природы мужчины и женщины агрессивны в равной степени, но ведут себя по-разному. Мужчины не скрывают свою агрессивность, тогда как женщины подавляют ее в силу присущих им тревожности, чувства вины, способность входить в эмоциональные состояния другого. А в некоторых ситуациях и мужчины и женщины демонстрируют одинаковую агрессивность. В целом же у мальчиков с возрастом она увеличивается заметнее, чем у девочек. Стереотипы агрессивности усваиваются особенно активно после 6 лет вместе с полоролевыми стереотипами поведения. И случается так, что девочка ведет себя довольно агрессивно, потому что лучше усвоила мальчишеский тип поведения, а мальчик менее агрессивен, поскольку у него под влиянием воспитания возникли девчачьи черты и повадки.

Ученые отмечают и различия в активности психической деятельности, касающиеся ее содержания: у мужчин она проявляется в самоутверждении и самовыражении, у женщин - в общении и установлении эмоциональных контактов. Девочки и женщины более отзывчивы к чужим переживаниям, они эмоционально, а не рассудочно понимают другого, больше сопереживают и сочувствуют. Однако готовность помочь человеку заметнее проявляется у мальчиков и мужчин.

Советские ученые Л. Гозман и Ю. Алешина изучали влияние самооценок мужчин и женщин в возрасте 20-21 года на любовные отношения. Мужчины с высокой самооценкой чаще, чем мужчины с низкой, сообщали, что пользовались успехом у женщин, неоднократно сами влюблялись, имели много романов. Девушки с высокой самооценкой реже влюблялись, позже начинали половую жизнь, считали, что настоящей любви у них еще не было. Следовательно, женщины с высокой самооценкой в любовной сфере менее благополучны, чем такие же мужчины.

В межличностных отношения женщины проявляют большую, чем мужчины, эмоциональную заинтересованность, импульсивность в сочетании с некоторой недоброжелательностью и утрированной готовностью к самозащите. Они меньше сосредоточены на себе и менее авторитарны. На вторжении в привычный круг общения нового мужчины женщины реагируют легко и привычно. Мужчины же появление женщины в “личном пространстве” воспринимают более агрессивно. И мужчины, и женщины новое действующее лицо противоположного пола в первую очередь оценивают с точки зрения сексуальной привлекательности.

Женщины более дипломатичны и обходительны, что объяснимо их более тонкой восприимчивостью к воздействиям извне и более тонкой оценкой собственных ответных действий.

Мужчина легче “прочитывается” по мимике, взгляду, он с трудом скрывает свои состояния и в этом смысле примитивнее. Женщина - более скрытна, при необходимости умеет подобрать нужные слова, интонации.

У мужчин и женщин разная чувствительность к грубости, несправедливости и подлости. Женщины гораздо острее переживают их, и это оставляет свой след: женщины язвительны, способны ранить словом. Мужчины резки, но не стремятся, вкладывая в свои слова тайный смысл, уязвить партнера по общению.

Женщины говорят больше мужчин, их речь менее категорична, в ней чаще встречаются благозвучные слова, смех, вскрики, незаконченные фразы. Они разговаривают в основном о доме и семье, и в их речи больше эмоциональных и позитивных оценок. Речь мужчины грубее, в ней, как правило, больше нецензурных и жаргонных элементов, они беседуют в основном о делах и спорте, чаще высказывают враждебные суждения и используют приемы обсуждения, спора, лекции, команд и заявлений.

Различия в тематике разговоров наблюдаются уже в детском возрасте. Английский психолог А. Хаас исследовал речевое поведение детей четырех, восьми и двенадцати лет и показала, что между собой больше говорят о спорте и досуге, а девочки - о личности, школе, желаниях и потребностях. Девочки в разговорах с мальчиками чаще смеются и говорят приятное, тогда как мальчики кричат и требуют. По данным других исследований, мальчики чаще перебивают девочек, девочки больше спрашивают, просят, меньше высказывают утверждений и инициативных предложений. Мальчики с раннего возраста общительнее девочек и более склонны к широкому общению, а девочки - к формированию замкнутых микрогрупп. Мужское общение больше предметно и “инструментально”, чем экспрессивно. Общение девочек пассивнее, но дружественнее и изобретательнее. Для мальчиков важнее содержание деятельности, для девочек - симпатии.

Разница в содержании и манере общения мальчиков и девочек метко подмечена С. Михалковым. Помните его стихотворение о ребятах во дворе: “У меня в кармане гвоздь. Вот!” - командно произносит один из героев. Эта краткая информация сообщает о многом: о деловитости и готовности к действию, о ценности приобретения и о духовной связи с миром взрослых, о гордости за себя и преимуществе перед другими мальчишками, которым особенно нечем похвалиться. В ответ на это девочка предъявляет свою “потрясающую” новость типично бытового содержания, украшенную сентиментальными подробностями: “А у нас сегодня кошка родила вчера котят. Котята выросли немножко, а есть из блюдца не хотят”.

Но вернемся к научным данным о различиях полов. Они касаются и восприятия жизненных событий. Обычно считается, что женщины переживают их с большими чувствительностью и тяжестью, однако исследования, выполненные за рубежом, не подтверждают этот вывод. Оказалось, что, например, женщины-администраторы профессиональный стресс переживают легче, чем мужчины-администраторы. Мужчины склонны в большей степени приписывать ответственность за успехи и неудачи себе, а не каким-либо внешним обстоятельствам; женщины чаще ссылаются на судьбу, чем на собственные возможности и навыки.

Мужчины эмоциональнее относятся к смерти, она вызывает у них проникнутые страхом и отвращением ассоциации. Для женщин характерен “комплекс арлекина” - смерть представляется загадочной и в чем-то привлекательной.

Можно предположить, что некоторые различия в психике мужчин и женщин возникли в результате специфики их трудовой деятельности, сложившейся в процессе исторического развития. Не исключено, например, что преимущества женщин в речевой деятельности и памяти связаны с обучением младенцев речи, ведь этот процесс сопряжен с многократными повторениями отдельных звуков, слов и словосочетаний.

Другой пример. Хорошо известно о превосходстве мужчин в координации и моторной активности крупных движений и, напротив, преимуществе женщин в мелких движениях и ловкости пальцев рук. Деятельность мужчины как воина, охотника, земледельца могла способствовать развитию крупных, размашистых движений. Деятельность женщины в быту (приготовление пищи, уход за детьми, ткачество, шитье и т.д.) в большей степени влияла на развитие мелких движений рук и пальцев.

Половые различия, обусловленные традиционными взглядами на мужские и женские профессии, просматриваются в профориентации и мотивах выбора профессии. Приведем некоторые данные, полученные различными советскими исследователями.

К достоинствам профессии юноши чаще относят возможность реализовать свои способности, творить и быть оригинальными, приносить пользу народному хозяйству, завоевать положение в обществе, хорошо зарабатывать и обеспечить себе спокойное будущее. Девушек привлекает возможность постоянно самосовершенствоваться, быть полезной людям. Юноши выше оценивают престиж таких профессий, как ученый, инженер-электрик, математик, физик, инженер-строитель, инженер-машиностроитель, механизатор, шофер, а девушки предпочитают профессии психолога, филолога, химика, врача, экономиста, преподавателя.

Вот, например, какие мотивы выдвигают выпускники школ, объясняя большую ориентированность девушек на педагогический институт: женская профессия; традиция; у девушек прирожденный талант педагога; у них сильнее привязанность и любовь к детям; в педвузе легче экзамены, девушкам легче поступать; юноше ближе технические специальности; они стыдятся профессии педагога, считают эту работу несерьезной; для юношей в профессии учителя отсутствует романтика.

По-разному представители сильного и слабого пола расценивают некоторые условия труда и общения на производстве. При поступлении на работу в НИИ, как свидетельствуют данные психолога Э. Чугуновой, для женщин важнейшим фактором является комфорт данного учреждения (по сравнению, скажем, с заводом), а для мужчин - возможность заниматься исследовательской деятельностью и написать диссертацию.

В процессе производственной деятельности, как отмечает психолог В. Семенов, у женщин ниже, чем у мужчин, удовлетворенность взаимоотношениями с товарищами по работе, но выше удовлетворенность взаимоотношениями с администрацией. Психолог А. Прохватилов обнаружил, что в жизни мужчин с возрастом возрастает роль производственного коллектива, а женщин - роль семьи.

Таковы некоторые научные сведения о различиях в поведении мужчин и женщин. Повседневная практика показывает, куда большее их разнообразие. Рискну обозначить еще ряд различий, какими они мне видятся в жизни, не игнорируя в тоже время известные, проверенные исследователями факты.

Как было отмечено, женский пол отвечает за стабильность вида, женщины более живучи, выносливы, устойчивы. Эти их биологические свойства накладывают отпечаток на всё поведение и образ жизни. Думается, по этому они ищут постоянство и определенности (особенно усердно за мысленной чертой, которой разграничивают свое детство и взрослость), они также последовательнее и настойчивее, чем мужчины. При этом женщины заметно меняются с возрастом, их формируют супружество, материнство и прочие жизненные обстоятельства. Мужчины, по моим наблюдениям, в большой мере, чем женщины, отличаются психической стабильностью: на протяжении всей жизни они почти не меняют исходные личностные свойства. Например, мужчина бывает, серьезен, или инфантилен с детства и до конца дней своих.

Страницы: 1, 2