Женщина лидер и руководитель
Серьезные различия, по мнению исследователей, проявляются в оценках, которые дают мужчины и женщины своей руководящей роли. Мужчины рассматривают свою деятельность как серию сделок с подчиненными: выдачу вознаграждения за удачно выполненную работу или применение наказания за неадекватное исполнение задания. Мужчины чаще, чем женщины, используют власть, которую дает им положение или формальный авторитет. Женщины-руководители считают, что в основе их стиля руководства лежит превращение интересов подчиненных в общие цели рабочего коллектива. Они приписывают свою власть таким личностным характеристикам, как повышенная интуиция, умение устанавливать личностные контакты, трудоспособность в большей степени, нежели официальному положению. Психологически женщина больше склонна заниматься ежедневным доказательством своего "права на лидерство", по сравнению с мужчиной
Женщины-руководители, в отличие от мужчин, охотней делятся информацией и властью, считая, что такой обмен создает обстановку доверия в коллективе. Они чаще склонны отказываться от привилегий, даваемых служебным положением; чаще подчеркивают ведущую роль вклада своих подчиненных, нередко преуменьшая собственную роль. Моральная поддержка подчиненных и их поощрение основные характеристики женского менеджмента, которые помогают достижению целей в собственном деле.
В условиях кризиса, по мнению многих руководителей, ключевыми управленческими умениями становятся техника ведения переговоров, установка на консолидацию сотрудников, умение избегать давления со стороны персонала, применение "мягких" конфликтных стратегий, постоянная готовность к изменениям и риску, этическая толерантность, "легкий психологический вес".
Усложнение экономического положения, кризис и резкое обострение проблем внутри самих фирм, по мнению большинства женщин-руководителей, приводят к необходимости коррекции традиционных технологий осуществления управления, переориентации этих технологий на преимущественно "сенситивные" модели управления (управления по "слабым" сигналам), направленные прежде всего на консолидацию усилий управленческой команды и персонала фирм.
На основе исследований отечественных психологов можно составить перечень отличительных характеристик женщин и мужчин -- лидеров -- руководителей.
Гендерные отличия в управленческой деятельности
Характеристики
|
Мужчины
|
Женщины
|
|
Способ преодоления препятствий
|
Интеллект, сила
|
Хитрость, ловкость
|
|
Ориентированность на проблемы
|
Перспективная
|
Текущая
|
|
Направленность
|
На задачу
|
На межличностные отношения
|
|
Потребность в эмоциональных стимулах
|
Пониженная
|
Повышенная
|
|
Основа решений
|
Рассудок
|
Чувства
|
|
Характер
|
Замкнутый
|
Открытый
|
|
Отношение к внешнему миру
|
Реалистическое
|
Идеализированное
|
|
Поведение
|
Сдержанное
|
Эмоциональное
|
|
Тип мышления
|
Словестно-логический
|
Наглядно-действенный
|
|
Объект внимания
|
Содержание
|
Форма
|
|
Наблюдательность и точность
|
Пониженные
|
Повышенные
|
|
Ориентированность
|
Деловая
|
Личная
|
|
Отношение к другим
|
Прямолинейность
|
Гибкость
|
|
Действие словесного поощрения
|
Расслабляющее
|
Возбуждающее
|
|
Реакция на критику
|
Агрессивная
|
Спокойная
|
|
|
Характерные для женщин особенности руководства:
1. Отличие в мотивации трудовой деятельности;
Пятиуровневая пирамида потребностей Маслоу в гендерном разрезе претерпевает изменения. Женщины имеют подвижную мотивационную структуру. Если она чувствует себя социально защищенной, счастлива в браке она не стремится к лидерству. Позиция женщины меняется, если она одинока или работает из-за материальной необходимости.
2. Высокая эмоциональность женского стиля управления;
Реакция женщины-руководителя отличается от реакции мужчины: эмоционально она более ярче и богаче. При принятии решений женщина-менеджер чаще полагается на свои ощущения, интуицию, знаменитую женскую логику. Однако, эмоциональность имеет и другую сторону: женщина обидчивее, болезненнее реагирует на критику, грубость, оскорбление, что не позволяет ей всегда быть объективной. Излишнюю эмоциональность считают серьезным недостатком женской модели управления.
3. Гибкость, ситуативность, умение адаптироваться;
Это в сочетании с настойчивостью позволяет женщине эффективно строить взаимоотношения с деловыми партнерами. Женщина умеет оперативно переключаться с одной социальной роли (менеджер, бизнес-леди) на другую (жена, дочь, мать). Однако установлено, что треть нервных расстройств женщин происходит именно от столкновения ее социальных ролей.
4. Терпеливость женщины-менеджера;
Стиль женского управления отличается последовательными, постепенными преобразованиями без ориентации на сиюминутный результат. Такая стратегия "маленьких шагов" весьма оправдана в ситуациях неопределенности и приносит свои плоды в сложившихся экономических условиях.
5. Демократичность стиля руководства женщины-менеджера;
Это предполагает готовностью женщины-менеджера к сотрудничеству и коллегиальному принятию решений. Для реализации принятых решений характерно четкое распределение функций исполнения, оказание помощи в случае необходимости.
6. Особенности контроля;
Превалирует поэтапная форма в виде регулярных текущих проверок. Несмотря на мягкость стиля управления, женщина-руководитель способна к решительному осуществлению функции контроля и к принятию жестких мер к провинившимся.
7. Склонность к наставлениям, поучениям, назиданиям женщины-менеджера;
Нередко эта черта не нравится окружающим, особенно мужчинам.
8. Любознательность женщины-руководителя;
Любознательность реализуется в позитивном направлении как стремление расширять свой кругозор через общение, установление новых контактов. Однако нередко эта черта приводит к сбору недостоверных сведений (слухов, сплетен) и их использованию при принятии решений, что неизбежно снижает их качество.
9. В экстремальных ситуациях женщина демонстрирует не стратегию страха и избегания, а активного противостояния;
Внутреннее чутье помогает женщине весьма успешно действовать в кризисных ситуациях. Меньшая амбициозность и нежелание достигать победы "любой ценой" позволяют женщине действовать в сложных обстоятельствах даже более эффективно, чем мужчине.
Рассмотренные особенности поведения женщины-руководителя, являясь далеко не полным перечнем, позволяют опровергнуть традиционное представление об ограниченных возможностях женщины-менеджера и мнение о меньшей эффективности "мягкого" женского менеджмента по сравнению с "жесткой" мужской моделью управления. Женщины-менеджеры достигают успехов не в результате копирования мужского стиля управления, а посредством творческого использования своих способностей, реализации внутренне присущих только женщине черт и качеств.
2.4 Вопросы студентам:
1. Вспомните, чем отличается руководитель от лидера?
2. Что больше присуще мужчинам - руководителям: руководство или лидерство?
3. Что больше присуще женщинам -- руководителям: руководство или лидерство?
4. Приведите примеры сочетания у женщин -- руководителей функций руководителя и лидера. Каким образом им удается сочетать в себе качества лидера и руководителя? Насколько успешно руководство?
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Таблица Отличия лидерства и руководства
|
лидерство
|
руководство
|
|
1. Происхождение
|
возникает при условиях микросреды
|
чаще всего происходит из макросреды, оно связано со всей системой общественных отношений
|
|
2. Появляется
|
стихийно
|
Назначение или выборы
|
|
2. сфера влияния
|
Неформальная группа
|
Формальная группа, которая представлена в более широкой социальной системе
|
|
3. уровень стабильности
|
Менее стабильно, зависит от настроения группы
|
Более стабильно
|
|
3.регулирует характер отношений ив группе
|
преимущественно межличностных
|
официальные отношения
|
|
3. решения
|
непосредственные решения, относящиеся к групповой деятельности, носят неформальный характер, нигде не прописаны
|
Распоряжения официально оформляются, имеется, решения более сложные и опосредованы обстоятельствами, которые не обязательно имеют истоки в данной группе
|
|
санкции
|
Нигде не прописаны, но существуют и действуют быстрее
|
официальная система сакнций
|
|
4. сфера влияния
|
граница его влияния проходит не только в физическом, но и в ментальном пространствах. Если человек не считает себя членом какой-либо малой группы, то влияние ее лидера на него не распространяется
|
Влияние оказывается на всех подчиненных данного подразделени, не мсотря на лояльное отношение к власти лидера
|
|
|
Приложение 2
Тест для начинающего предпринимателя
Дайте ответы на следующие вопросы.
1. Каким образом вы предполагаете разбогатеть в ближайшее время?
а) сделать карьеру, поднявшись вверх по руководящей лестнице;
б) вкладывать имеющиеся деньги в дело с выгодой, рисковать;
в) попытать счастья в лотерее.
2. Если вам представилась возможность выступить в качестве актера, то какую роль вы смогли бы сыграть лучше всего?
а) Остапа Бендера;
б) Левина из "Анны Карениной";
в) Штирлица из кинофильма "Семнадцать мгновений весны".
3. Представьте себе, что вы заработали миллион. Что бы вы сделали дальше?
а) вложу деньги в банк и буду жить на проценты от вклада;
б) рискну вложить в прибыльное дело;
в) часть денег вложу в новое дело, а часть положу для надежности в солидный банк.
4. Что, на ваш взгляд, могут принести вам деньги?
а) власть;
б) жизнь в свое удовольствие;
в) много новых забот и зависти.
5. Если вы разбогатеете, то хотели бы, чтобы об этом написали в газетах?
а) нет;
б) да;
б) обо мне и так иногда пишут.
6. Какая из 3 групп профессий вам более всего подходит?
а) писатель, художник, композитор;
б) адвокат, врач, политик;
в) глава фирмы, руководитель института, директор издательства.
7. При создании своей фирмы будете ли вы принимать на работу лиц, ранее бывших вам друзьями?
а) да;
б) нет;
в) ответ на этот вопрос следует основательно продумать.
8. Представьте себе, что вы заработали миллион. Как бы вы себя вели?
а) в моей жизни изменились бы лишь квартира, машина, мебель и прочая обстановка;
б) я позволил бы себе больше путешествовать;
в) я бы кардинально изменил бы свой образ жизни.
9. Представим себе, что вы стали директором фирмы. С чего вы начнете свою деятельность?
а) с изучения людей, с которыми вам предстоит работать;
б) определили бы основные направления работы фирмы;
в) занялись бы набором надежных помощников.
10. Какое из приведенных утверждений вы считаете более привлекательным, если вы получили повышение и стали директором фирмы?
а) в моей работе снизилась значимость профессионально технических навыков и повысилась роль концептуальных знаний;
б) чем выше ранг управления, тем более значимы коммуникативные умения и способности по сравнению с профессионально техническими;
в) изменились в равной степени требования практически ко всем качествам личности.
11. В вашей фирме в одной из бригад возникла конфликтная ситуация. Каковы будут ваши действия как директора фирмы?
а) нужно выслушать мнения конфликтующих сторон и убедить их найти компромиссное решение;
б) нужно выслушать мнение всех, но окончательное решение конфликта поручить бригаде;
в) сделать все возможное, чтобы не дать разрастись малому конфликту до больших размеров.
12. Насколько сильно вы испытываете потребность иметь большие деньги?
а) постоянно;
б) периодически;
в) скорее всего нет.
13. Если бы вы имели миллион и вам представилась возможность заключить новую сделку, то какую бы вы предпочли? Ту, которая даст прибыль:
а) в четверть миллиона;
б) в полмиллиона;
в) в миллион.
Далее на отдельном листе вы должны записать номера вопросов и выбранные вами ответы. После этого вы сможете подсчитать суммарное число баллов, которое набрали. Баллы оцениваются следующим образом:
Далее сложите все набранные вами баллы и определите по 9 балльной шкале уровень своих способностей к риску в коммерческой деятельности.
1- й. Очень низкий уровень (от 0 до 11 баллов).
2- й. Низкий уровень (от 12 до 19 баллов).
3- й. Значительно ниже среднего (от 20 до 27 баллов).
4- й. Чуть ниже среднего (от 28 до 25 баллов).
5- й. Средний (от 36 до 43 баллов).
6- й. Чуть выше среднего (от 44 до 51 баллов).
7- й. Выше среднего (от 52 до 59 баллов).
8- й. Высокий уровень (от 60 до 67 баллов).
9- й. Очень высокий уровень (от 68 до 78 баллов).
Интерпретация результатов. Если вы определили, что у вас способности к риску в коммерческой деятельности находятся на 1--3-м уровнях, то лучший способ разбогатеть для вас --это упорно работать, избегая карьеры менеджера, руководителя. Если вы находитесь на 4--6-м уровне, то шансы разбогатеть у вас есть, но вам необходимо активнейшим образом развивать в себе способности коммерсанта. Если вы находитесь на 7--8-м уровне, то у вас есть шанс овладеть профессией менеджера. А если же вы набрали от 68 до 78 баллов, то есть находитесь на 9-м уровне, то у вас есть реальные шансы стать миллионером, если вы им уже не стали!
Страницы: 1, 2, 3, 4
|