Зрительная образная память у дошкольников с нарушениями зрения
Во второй главе также были представлены особенности развития зрительной образной памяти в норме и с нарушением зрения. Также описывались особенности развития произвольной и непроизвольной памяти. Исследование, направленное на изучение процессов запоминания, сохранения и забывания у детей дошкольников с нарушением зрения.
В третьей главе представлены основные методы исследования образной зрительной памяти, на основании которых была составлена комплексная батарея методик, включающая не только использование методик, но и программ для развития зрительной образной памяти.
Также были представлены результаты математико - статистической обработки показателей достоверности положительных изменений по критерию х2. И сравнительная оценка по методикам на констатирующем и контрольном этапах. Здесь также была описана коррекционная программа, проведенная по результатам диагностического материала.
Выводы и рекомендации
Выводы:
1. Уровень развития зрительной образной памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения можно повысить при специально организованной деятельности в форме дидактических игр и упражнений, направленной на развитие памяти получило подтверждение.
2. Результаты контрольного эксперимента показали, что произошли незначительные количественные и качественные изменения в контрольной группе при более отчетливых в экспериментальных. Это выражается в достижении более легкого овладения детьми приёмами запоминания, умении их сочетать и использовать в новых условиях.
3. После проведения формирующей работы воспитанники дополнительно овладели цепным методом, синестезическим комплексом, абстрагированием от деталей и воспроизводящим повторением.
4. Изменился характер воспроизведения (ребенок свободно меняет при воспроизведении порядок названных ему предметов, объединяет их по назначению, вызывает образ предмета не только внешними предметными сигналами, но и произнесённым словом); сформировалась четкая структура зрительных образов и развилась способность связывать образы с прошлым опытом;
5. Повысился уровень самоконтроля и самоорганизации при запоминании материала, увеличилась концентрация внимания и его распределение, повысился позитивный фон настроения при выполнении упражнений, улучшилась дифференцировка схожих признаков.
6. Гипотеза об эффективности развития зрительной образной памяти у детей с нарушениями зрения, возрастающая при условии сочетания дидактических игр и упражнений, направленных на развитие памяти, с упражнениями, активизирующими и стабилизирующими работу полушарий головного мозга, получило подтверждение.
Рекомендации:
1. Используя программу, направленную на развитие зрительной образной памяти посредством игр, развивается мнемическая деятельность, активизируется и стабилизируется работа мозгового субстрата.
2. Может быть рекомендована для использования психологами коррекционных учреждений в целях развития зрительной образной памяти и активизации полушарий мозга со стабилизацией их работы детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
3. Рекомендуется провести дополнительное изучение особенностей использования цвета на работу полушарий с целью определения влияния на улучшение показателей формирования зрительной образной памяти у дошкольников.
4. Психологу коррекционного учреждения провести дополнительное исследование с целью определения состояния выраженности нарушений зрительной образной памяти и на основе полученных данных провести групповую психокоррекционную работу с дошкольниками.
Список литературы
1. Айрапетянц В.А. Сравнительное изучение функциональной асимметрии у детей на разных этапах онтогенеза // Взаимоотношения полушарий мозга. - Тбилиси, 1982.
2. Аминев Г.А. О соотношении между скоростью воспроизведения заученной вербальной информации и потенциалами коры больших полушарий мозга // Вопросы психологии. - 1977. - № 5. - С. 13.
3. Безруких М.М. Леворукий ребёнок в школе и дома. - Екатеринбург, 1998.
4. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребёнок левша. - М., 1994.
5. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х томах / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1979.
6. Бондарь А.Т., Отмахова Н.А., Федотчева А.Н. Онтогенетические особенности двигательной асимметрии в школьном возрасте // Вопросы психологии. - 1989. - №2. - С.110 - 113.
7. Васильева Н.Н. Проблема диагностики бинокулярных зрительных функций у дошкольников // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - Чебоксары. 2000. - № 5. - С. 153-155.
8. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. - М., 1973.
9. Велиева С.В. Связь психических состояний и здоровья детей дошкольного возраста // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - Чебоксары. - 2004. - № 4. - С. 91-99.
10. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А.А.Смирнова. М., 1967.
11. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб., 2003.
12. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. - Собр. соч.: В 6-ти томах. - М., 1981. - Т.2.
13. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. - М., 1990.
14. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломенского, Е.Н. Панько. - М., 1982.
15. Дудкин К.Н. Зрительное восприятие и память. - Л., 1985.
16. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения, - М., 2000.
17. Ермаков В.П., Якунин Г.Я. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. - М., 1990.
18. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. - М., 2002.
19. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. - М., 1983.
20. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. - М., 1973.
21. Зинченко П.И. и др. Функциональная структура зрительной памяти. - М., 1980.
22. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. - СПб., 2002.
23. Зотов А.И. Очерки теории зрительных ощущений. - М., 1971.
24. Зотов А.И., Зотов Л.А. Сравнительное изучение соотношения типов и видов памяти у слепых, слабовидящих и нормальновидящих. В кн. Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников. - Л., 1981.
25. Изюмова С.А. Уровни памяти человека и их психофизиологические характеристики// Вопросы психологии. - 1984. - № 6. - С. 110 - 117.
26. Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте // Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А.А.Смирнова. - М., 1967.
27. Истомина З.М. Развитие памяти. - М., 1978.
28. Коновалов В.Ф., Отманохова Н.А. Особенности межполушарных взаимодействий при запечатлении информации // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С.96-101.
29. Котик Б.С., Тиреева О.П. Асимметрия позы у новорожденных. - В.кн: Взаимоотношения полушарий мозга. - Тбилиси, 1982.
30. Крутецкий В.А. Психология. - М., 1986.
31. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М., 1979.
32. Литвак А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих: учебное пособие. - М., 1972.
33. Литвак А.Г. Практикум по тифлопсихологии // А.Г.Литвак, В.Н. Сорокин, Г.П.Головина. - М., 1989.
34. Литвак А.Г. Тифлопсихология. - М., 1985.
35. Лонина В.А. Особенности запоминания у слабовидящих учащихся младших классов // Проблемы психического развития аномального ребенка. - М., 1966.
36. Лурия А.Н. Нейропсихология памяти. - М., 1968.
37. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М., 1994.
38. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. - М., 1963.
39. Люблинская А.А. Детская психология. - М., 1971.
40. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребёнка. - М., 1965.
41. Матюгин И.Ю., Чикаберия Е.И. Зрительная память. - М., 1992.
42. Немов Р.С. Психология: В 3-х томах. - М., 1995.
43. Николаенко Н.Н., Черниговская Т.В. Опознание сложных цветовых образов и функциональная асимметрия мозга // Вопросы психологии. - 1989. № 1. - С.107 - 112.
44. Подугольникова Т.А., М.Ф. Носова. Оценка уровня развития кратковременной зрительной памяти у дошкольников с нарушениями бинокулярного зрения // Дефектология. - № 1. - 2003.
45. Проблемы психологии памяти / Под ред. А.А. Смирнова. - М., 1966.
46. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, - М., 1999.
47. Психологический словарь / Под. ред. Айрапетянц А.Т., Анохин П.К. и др., - М., 1983.
48. Психология памяти/ под ред. Ю.Б.Гиппенрейтера, - М., 2000.
49. Рогов Е.И. Общая психология. Курс лекций. - М., 1985.
50. Роговин М.С. Проблемы теории памяти. - М., 1977.
51. Розов А.И. Память. - М.: Знание, 1970.
52. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.
53. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий / Под ред. А.Р.Лурия. - М., 1978.
54. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М., 1985.
55. Сиртюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М., 2003.
56. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М., 1966.
57. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста М., 1997.
58. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. - М., 1980.
59. Суварова В.В. Функциональная асимметрия полушарий как проблема дифференциальной психофизиологии // Вопросы психологии. - 1975. - № 5. - С.26 - 33.
60. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. - М., 1972.
Приложение 1
Индивидуальные показатели состояния зрительных функций детей
Контрольная группа
|
№Испыт.
|
Нарушение
|
|
|
1
|
Расходящиеся монолатеральное косоглазие
|
|
|
2
|
Расходящиеся монолатеральное косоглазие
|
|
|
3
|
Сходящиеся монолатеральное косоглазие
|
|
|
4
|
Амблиопия высокой степени
|
|
|
5
|
Сходящиеся аккамадационное косоглазие
|
|
|
6
|
Сходящиеся монолатеральное косоглазие
|
|
|
7
|
Сходящиеся монолатеральное косоглазие
|
|
Экспериментальная группа I
|
1
|
Сходящиеся монолатеральное косоглазие
|
|
|
2
|
Сходящиеся монолатеральное косоглазие
|
|
|
3
|
Амблиопия высокой степени
|
|
|
4
|
Амблиопия слабой степени
|
|
|
5
|
Сходящиеся монолатеральное косоглазие
|
|
|
6
|
Сходящиеся монолатеральное косоглазие
|
|
|
7
|
Сходящиеся монолатеральное косоглазие
|
|
Экспериментальная группа II
|
1
|
Амблиопия высокой степени
|
|
|
2
|
Амблиопия высокой степени
|
|
|
3
|
Расходящиеся монолатеральное косоглазие
|
|
|
4
|
Расходящиеся монолатеральное косоглазие
|
|
|
5
|
Сходящиеся монолатеральное косоглазие
|
|
|
6
|
Сходящиеся монолатеральное косоглазие
|
|
|
7
|
Сходящиеся монолатеральное косоглазие
|
|
|
Приложение 2
Показатели развития зрительной образной памяти детей 5-6 лет с нарушениями зрения на констатирующем этапе
группы
|
№ Испытуемым.
|
Методики
|
|
|
|
«Изучение уровня развития произвольной образной памяти»
|
«Узнавание фигур»
|
|
|
|
Уровень
|
Кол-во баллов
|
Приемы запоминания
|
Уровень
|
Кол-во рисунков
|
Приемы запоминания
|
|
Контрольная группа
|
1
|
высокий
|
22
|
вербализация
|
высокий
|
9
|
вербализация
|
|
|
2
|
средний
|
17
|
вербализация
|
средний
|
6
|
вербализация
|
|
|
3
|
высокий
|
21
|
вербализация
|
высокий
|
7
|
группировка
ассоциации
|
|
|
4
|
средний
|
18
|
вербализация
|
средний
|
5
|
вербализация
|
|
|
5
|
средний
|
20
|
вербализация
|
средний
|
7
|
вербализация
|
|
|
6
|
средний
|
17
|
вербализация
|
средний
|
5
|
вербализация
|
|
|
7
|
высокий
|
22
|
вербализация
|
высокий
|
8
|
вербализация
ассоциации
|
|
Экспериментальная группа I
|
1
|
средний
|
17
|
вербализация
|
средний
|
4
|
вербализация
|
|
|
2
|
высокий
|
21
|
вербализация
|
высокий
|
7
|
ассоциации
|
|
|
3
|
средний
|
18
|
вербализация
|
средний
|
5
|
вербализация
|
|
|
4
|
высокий
|
23
|
вербализация
|
высокий
|
8
|
вербализация
ассоциации
|
|
|
5
|
средний
|
18
|
вербализация
|
средний
|
5
|
вербализация
|
|
|
6
|
средний
|
19
|
вербализация
|
средний
|
6
|
вербализация
|
|
|
7
|
высокий
|
22
|
вербализация
|
высокий
|
8
|
вербализация
ассоциации
|
|
Экспериментальная группа II
|
1
|
высокий
|
21
|
вербализация
|
высокий
|
8
|
вербализация
|
|
|
2
|
средний
|
20
|
вербализация
|
средний
|
6
|
вербализация
|
|
|
3
|
высокий
|
22
|
вербализация
|
высокий
|
7
|
вербализация
группировка
ассоциации
|
|
|
4
|
средний
|
17
|
вербализация
|
средний
|
4
|
вербализация
|
|
|
5
|
средний
|
17
|
вербализация
|
средний
|
4
|
вербализация
|
|
|
6
|
высокий
|
21
|
вербализация
|
средний
|
6
|
вербализация
|
|
|
7
|
средний
|
18
|
вербализация
|
средний
|
5
|
вербализация
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|