бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Зрительная образная память у дошкольников с нарушениями зрения бесплатно рефераты

Ход: потягивание стоя, ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри ладоней, кулаки прижаты к низу живота. На вдохе поднять кулаки над плечами, сохраняя локти слегка согнутыми, и прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову; потянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки (представить, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). На выдохе -- вернуться в исходное положение, выполняя движения в обратном порядке.

Система упражнений, направленных на развитие и стабилизацию межполушарного взаимодействия и левого полушария (телесные упражнения).

Игра 1. «Велосипед»

Цель: развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия и левого полушария.

Материалы: ковровое покрытие.

Ход: выполняется лежа на спине. Ребенок имитирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем противоположного колена; потом--другого колена; затем снова противоположного.

Игра 2. «Лодочка»

Цель: развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия и левого полушария.

Материалы: ковровое покрытие.

Ход: выполняется лежа на спине, затем на животе. Ребенку предлагается, изогнувшись, приподнять голову, руки и ноги над полом, изображая лодочку. Усложнение - «покачивание на волнах».

Игра 3. «Эмбрион»

Цель: развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия и левого полушария.

Материалы: ковровое покрытие.

Ход: прокатывание туда-обратно, свернувшись «калачиком».

Игра 4. «Вездеход»

Цель: развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия и левого полушария.

Материалы: ковровое покрытие.

Ход: передвижение передом (лицом вперед), а затем задом (спиной вперед) с прямыми ногами при помощи попеременных движений ног и ягодиц.

Игра 5. «Качалка»

Цель: развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия и левого полушария.

Материалы: ковровое покрытие.

Ход: сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Перекатываться с одного бока на другой, вперед-назад, прокатываясь всеми позвонками по полу.

Игра 6. «Перекрест»

Цель: развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия и левого полушария.

Материалы: ковровое покрытие.

Ход: сидя на полу, ноги вытянуть вперед и скрестить их. Сделать наклон вперед, пытаясь достать руками пальцы ног. Наклонить голову. Вдыхать при подъеме тела, выдыхать при наклоне. Повторять упражнение трижды и менять перекрестное положение ног.

Игра 7. «Бревнышко»

Цель: развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия и левого полушария.

Материалы: ковровое покрытие.

Ход: ребенок прокатывается «бревнышком» по полу туда-обратно. Сначала руки вытянуты над головой, затем вдоль туловища.

Усложнение -- ускорение темпа, выполнение упражнения с закрытыми глазами.

Игра 8. «Мельница»

Цель: развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия и левого полушария.

Ход: предложите детям делать одновременные круговые движения рукой и ногой. Сначала левой рукой и левой ногой, затем правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и правой ногой, затем правой рукой и левой ногой. Сначала вращение выполняется вперед, затем назад, затем рукой вперед, а ногой назад. Выполнять упражнение надо так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Дыхание произвольное.

Игра 9. «Руки--ноги»

Цель: развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия и левого полушария.

Ход: детям предлагается выполнять прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами:

-- ноги вместе -- руки врозь;

-- ноги врозь -- руки вместе;

-- ноги вместе -- руки вместе;

-- ноги врозь -- руки врозь.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

Игра 10. «Ползание»

Цель: развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия и левого полушария.

Материалы: ковровое покрытие.

Ход: детям предлагается:

* Ползание на животе:

-- синхронно при помощи рук и ног (головой вперед, затем ногами вперед);

-- только при помощи рук;

-- только при помощи ног.

* Ползание на спине:

-- синхронно при помощи рук и ног (головой вперед, затем ногами вперед);

-- только при помощи рук;

-- только при помощи ног.

Игра 11. «Перекрест»

Цель: развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия и левого полушария.

Материалы: ковровое покрытие.

Ход: детям предлагается:

*Перекрестная ходьба (левая нога,-- правая рука, правая рука -- левая нога) на четвереньках на ладошках передом и задом).

* Перекрестная ходьба на четвереньках на локтях (передом и задом).

* Односторонние четвереньки (правая рука и правая нога, левая рука и левая нога).

* Перекрестная ходьба на четвереньках: руки на одну линию, ноги произвольно (вперед и назад, с ускорением темпа).

* Перекрестная ходьба на четвереньках: руки делают перекрестные движения, ноги произвольно (вперед и назад, с ускорением темпа).

* Односторонние четвереньки боком (левым, правым).

Система упражнений, направленных на развитие и стабилизацию межполушарного взаимодействия (развитие мелкой моторики рук)

Игра 1. «Кулак, ребро, ладонь»

Цель: развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия.

Ход: ребёнку показывают положения руки, последовательно сменяющих друг друга: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет упражнение вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8--10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом -- левой, затем -- двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак--ребро--ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Игра 2. «Колечко»

Цель: развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия.

Ход: поочередно, как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Игра 3. «Лезгинка»

Цель: развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия.

Ход: ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой руки (6--8 смен позиций). Необходимо добиваться высокой скорости смены позиций.

Игра 4. «Ухо - нос»

Цель: развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия.

Ход: левой рукой взяться за кончик носа, а правой -- за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

Игра 5. «Лягушка»

Цель: развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия.

Ход: положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно дети меняют положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении. «Замок». Скрестить руки, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.

Игра 6. «Массаж ушных раковин»

Цель: развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия.

Ход: помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками. Усложнение -- упражнения выполняются с легко прикушенным языком.

Игра 7. «Рисующий слон»

Цель: развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия.

Ход: детям предлагается сесть в позу слона. Колени слегка подогнуты. Наклониться головой к плечу. Вытянуть руку вперед и рисовать ею горизонтальную восьмерку (знак бесконечности) большими мазками. Затем повторить то же другой рукой.

Система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие зрительной образной памяти

Игра 1. «Раскрась петушка»

Цель: развитие зрительной образной памяти, внимания.

Материал: цветное изображение петушка, контурные изображения петушков по количеству детей. Цветные карандаши.

Ход: детям предлагается посмотреть на птицу, запомнить её окрас, обратить внимание и проговорить те элементы, которые одинаковые по цвету. Затем воспитанники разукрашивают контурное изображение по памяти.

Игра 2. «Соберём урожай»

Цель: развитие зрительной образной памяти, способности анализировать каждый объект по форме, величине и цвету.

Материал: плоскостные изображения двух корзинок разного цвета; наборы изображений овощей и фруктов разного размера, цвета, формы, с разными деталями; геометрические фигуры, соответствующие и не соответствующие по цвету и размеру овощам и фруктам; изображение белки на фланелеграфе.

Ход: детям предлагается помочь белочке разложить урожай (педагог демонстрирует плоскостные изображения овощей и фруктов и выкладывает их на фланелеграфе) по корзинкам, побуждая анализировать каждый объект по цвету, форме и величине. Воспитанникам необходимо запомнить изображения при помощи опоры на геометрические фигуры. После выполнения задания дети самостоятельно проверяют его правильность, исправляют ошибки.

Игра 3. «Найди такой же»

Цель: развитие зрительной образной памяти, внимания.

Материал: карты белого цвета по числу детей размером 24х13 см, разделённые на 8 квадратов размером 6,5х6 см; набор из 24 карточек для каждого ребёнка. На 8 основных изображениях нарисованы грибы, шары, яблоки, вишни, кубики, пирамидки, флажки. Каждом основному изображению соответствует 2 дополнительных, отличающихся от него цветом, количеством предметов или их расположением.

Ход: детям предлагается поиграть в лото и объясняется, что водящий будет показывать карточки, а ребята должны запомнить, что на них нарисовано, и найти такую же картинку. Карточки показывают по одной, а затем проверяют правильность выполнения задания. Если ребёнок верно запомнил картинку, то он закрывает ею пустую клеточку на большой карте. Если ребёнок ошибается, то его просят проанализировать и исправить ошибку.

Игра 4. «Разрезные картинки»

Цель: развитие зрительной образной памяти, внимания.

Материал: карты белого цвета размером 18х12 см, разделённые на 6 квадратов размером 6х6 см; набор из 18 карточек размером 6х6 см с изображением домиков, пирамидок, грибков, ведерок, мячей для каждого ребёнка, разрезанные на две половинки. Причем каждому основному изображению соответствуют два дополнительных, отличающихся от него величиной, цветом, формой самого изображения или его деталей.

Ход: см. игру 3, но для запоминания ребёнку предлагается половина картинки. Он должен найти другую её половину и составить из этих двух частей картинку.

Игра 5. «Разноцветные коврики»

Цель: развитие зрительной образной памяти, внимания.

Материал: набор из 15 карточек размером 6х6 см (для каждого ребёнка и ведущего), отличающихся цветом, расположением, количеством, величиной, формой составляющих узор элементов.

Ход: см.игру 3.

Игра 6. «Найди пару»

Цель: развитие зрительной образной памяти, внимания.

Материал: 11 пар силуэтов рукавичек, отличающихся цветом фона, цветом, количеством, величиной, расположением геометрических фигур, составляющих узор.

Ход: детям предлагается запомнить рукавичку и найти ей пару среди множества.

Игра 7. «Домики»

Цель: развитие зрительной образной памяти, внимания.

Материал: 30 плоскостных домиков размером 8х10 см. ярко-голубого, светло-голубого и синего цвета с крышами одинакового цвета и вырезанной фигурой; соответствующие вырезанным фигурам вкладыши. Используется два варианта домиков: 1-ый отличается величиной вырезанной фигуры и цветом фона, 2-ой - формой вырезанной фигуры.

Ход: детям предлагается вырезанная фигура, им необходимо найти домик, в отверстие которого она подойдет.

Игра 8. «Кто быстрее»

Цель: развитие зрительной образной памяти, внимания.

Материал: игровое поле размером 78х29 см с изображением 4 домиков, к каждому из которых ведёт дорожка из 5 клеток размером 5х5 см; наборы из 15 карточек с изображением узоров из геометрических фигур, разрезанные на две половины размером 5х5 см.

Ход: детям предлагается дойти до своего домика. Для этого им необходимо запомнить одну половину карточки и найти её другую половину. При правильном запоминании ребёнок закрывает одну клетку игрового поля.

Игра 9. «Магазин»

Цель: развитие зрительной образной памяти, внимания.

Материал: 6-10 игрушек; 20 карточек размером 6х6 см с изображением узоров из геометрических фигур, разрезанных на две половинки.

Ход: детям предлагается купить куклу, возле которой лежит одна половинка карточки. Для этого необходимо запомнить изображение и найти такое же среди множества других половинок.

Игра 10. «Теремок»

Цель: развитие зрительной образной памяти, внимания.

Материал: образец дорожки из геометрических фигур; геометрические фигуры.

Ход: детям предлагается образец дорожки для персонажей сказки и задание - построить дорожку по памяти из геометрических фигур.

Игра 11. «Нарисуй картинку»

Цель: развитие зрительной образной памяти, внимания.

Материал: изображения различных предметов - дома, деревьев, цветов и т.д. - на фланелеграфе. Каждому изображению соответствует несколько вариантов, отличающихся цветом, формой, величиной, размером, деталями.

Ход: взрослый предлагает детям запомнить изображение. При этом он выделяет при знаки предметов. После этого детям предлагаетмся выложить его по памяти.

На втором этапе взрослый выкладывает изображения без объяснений.

На третьем этапе детям предлагается самим выкладывать изображение и придумывать вопросы к нему.

Игра 12. «Запомни и назови»

Цель: развитие зрительной образной памяти, внимания.

Материал: 4 серии карточек (размером 29х30 см) по 4 в каждой. На первой картинке всех серий изображён единичный предмет, окрашенный не более, чем в 5 цветов; на второй - единичный предмет с разнообразными деталями и цветовыми сочетаниями; на третьей - 2-3 предмета с использованием 5-6 цветов; на четвертой - натюрморт из 5-8 предметов, окрашенных в 5-6 цветов

Ход: игра проходит в 4 этапа. На первом используются картинки первой серии, причем каждая из картинок применяется 1-2 раза.

Детям предлагается запомнить картинку. Для этого взрослый задаёт детям вопросы, нацеливающие его на всесторонний анализ картинки. Затем картинка закрывается, и взрослый вновь задает вопросы как при анализе изображений.

Следующие три этапа игры проводятся аналогично первому с использованием соответствующих серий картинок.

На втором и третьем этапах дети начинают самостоятельно придумывать вопросы для анализа.

На четвёртом - дети запоминают изображение самостоятельно, без вопросов.

Система упражнений, направленных на снятие напряжения с глаз (глазодвигательные упражнения)

Цель: снятие напряжения с глаз.

Ход: предложить ребёнку: направить взор влево - вправо, вниз - наверх, по диагоналям; фиксировать взор на предмете, находящегося около лица, на расстоянии от него, в движении; совершать круговые движения глазных яблок.

Приложение 4

Показатели развития зрительной образной памяти детей 5-6 лет с нарушениями зрения на контрольном этапе

группы

№ п/п

Методики

«Изучение уровня развития произвольной образной памяти»

«Узнавание фигур»

Уровень

баллы

Приемы запоминания

Ур-ень

Кол-во рис.

Приемы запоминания

Контрольная группа

1

высокий

23

вербализация

высокий

9

вербализация

группировка

2

средний

17

вербализация

средний

6

вербализация

3

высокий

21

вербализация

высокий

7

группировка

ассоциации

4

высокий

21

вербализация

средний

6

вербализация

5

средний

20

вербализация

высокий

7

вербализация

6

средний

17

вербализация

средний

5

вербализация

7

высокий

22

вербализация

высокий

8

вербализация

группировка

ассоциации

средний

17

вербализация

средний

5

вербализация

высокий

22

вербализация

высокий

7

вербализация

ассоциации

средний

19

вербализация

средний

5

вербализация

высокий

23

вербализация

высокий

8

вербализация

ассоциации

высокий

21

вербализация

средний

5

вербализация

высокий

21

вербализация

высокий

7

вербализация

высокий

22

вербализация

высокий

8

вербализация

ассоциации

Экспериментальная группа II

высокий

22

вербализация

высокий

8

вербализация

группировка

высокий

22

вербализация

высокий

7

вербализация

высокий

23

вербализация

высокий

7

вербализация

группировка

ассоциации

высокий

21

вербализация

средний

5

вербализация

высокий

22

вербализация

средний

5

вербализация

высокий

22

вербализация

высокий

7

вербализация

высокий

21

вербализация

высокий

7

вербализация

Приложение 5

Методика «Изучение уровня развития произвольной образной памяти»

Целью методики является определение уровня развития, объёма и особенностей произвольной зрительной образной памяти.

В качестве стимульного материала для методики «Изучение уровня развития произвольной образной памяти» выступет визуальный материал: восемь карточек размером 5х6 см с изображением чайника, пальто, рукавиц, шорт, чашки, миски, шапки, платья; карта размером 24х30 см, разделенная на 24 клетки (размер каждой клетки 5х6 см).

Каждому изображению на карточке соответствовало три изображения на карте: одно - идентичное, второе - отличающееся какой-нибудь деталью, третье - схожее лишь общим силуэтом и назначением. Соотношение цветов в этих трех изображениях было одинаковым.

Ребёнку предлагается посмотреть на изображение карточки в течение 1-2 секунд и найти такую же на большой карте.

Образная память оценивалась по следующим критериям:

1) количество правильно запомненных фигур: при показе идентичного изображения присваивается 3 балла, схожего общим силуэтом и назначением 2 балла, совершенно другое изображение - 0 баллов;

2) время, затраченное на поиск фигур на втором листе;

3) принятие и усвоение мнемической задачи;

4) использование ребенком мнемических приемов.

В результате с учетом данных показателей присваивался определенный уровень развития зрительной образной памяти:

высокий - ребёнок набирает от 21 до 24 баллов; узнаёт изображение за 3-5 секунды; принимает, усваивает и удерживает мнемическую задачу в течение всей деятельности; использует такой мнемический приём как вербализация (открытая/внутренняя).

средний - ребёнок набирает от 17 до 20 баллов; узнаёт изображение в течение 6-10 секунд; принимает, усваивает мнемическую задачу, но не удерживает её до конца выполнения задания; использует мнемический приём вербализация (открытая/внутренняя).

низкий - ребёнок набирает менее 16 баллов; узнает изображение более чем за 10 секунд; в редких случаях принимает мнемическую задачу или не принимает её вообще, не использует мнемические приёмы.

Приложение 6

Методика «Узнавание фигур»

Используется для определения уровня развития, объёма и особенностей зрительной образной памяти.

В качестве стимульного материала используются 2 листа с изображением различных незамкнутых фигур, размер которых составлял 2 см. На первом листе изображены 9 фигур, на втором - 15, 9 из которых были представлены на первой карточке. Предъявляемые изображения сгруппированы по следующим признакам:

1) изображения, похожие на игрушки или знакомые предметы;

2) изображения, похожие на геометрические фигуры;

3) абстрактные изображения.

Ребенку предъявлялся первый лист в течение 30 секунд с установкой запомнить предъявляемые фигуры. Затем рисунок убирается, а испытуемому сразу же предъявлялся второй лист. Во втором рисунке ребёнок должен найти фигуры, изображенные на первой карточке.

Обработка результатов осуществляется на основании следующих критериев:

1) количество правильно запомненных фигур;

2) время, затраченное на поиск фигур на втором листе;

3) принятие и усвоение мнемической задачи;

4) использование ребенком мнемических приемов.

С учетом данных показателей присваивался определенный уровень развития зрительной образной памяти:

высокий уровень - ребёнок узнает 9 - 7 изображений за 45 - 55 секунд, принимает, усваивает и удерживает мнемическую задачу в течение всей деятельности, пользуется такими мнемическими приёмами как смысловая группировка, вербализация (открытая/ внутренняя), ассоциации (по сходству, по противоположности).

средний уровень - узнаёт 6 - 4 изображения за 65 - 75 секунд, принимает, усваивает мнемическую задачу, но не удерживает её до конца выполнения задания, пользуется таким мнемическим приёмом запоминания как вербализация (открытая / внутренняя).

низкий уровень- ребёнок узнает 3 - 0 изображений за 90 секунд и более, в редких случаях принимает мнемическую задачу или не принимает её вообще, не использует мнемические приёмы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10